Модель доу как организационной системы

Обновлено: 07.07.2024

Современные условия реформирования системы дошкольного образования вызывают необходимость коренной перестройки управления дошкольными учреждениями. Развитие дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) различных видов, изменение, усложнение их функций, содержания деятельности и условий, в которых они функционируют, несомненно, требует от руководителей создания такой системы управления, которая обеспечивала бы наиболее эффективное функционирование и развитие ДОУ с учетом требований социального заказа, потребностей родителей, детей, педагогов.

Анализ нормативных документов по дошкольному образованию, изучение опыта управления ДОУ позволяют сделать вывод о том, что сегодня управление является одним из важнейших факторов достижения целей деятельности дошкольных учреждений, эффективной их работы в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта ДО. В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", ДОУ получили относительную самостоятельность в осуществлении педагогической и финансово-хозяйственной деятельности, в проектировании своего развития. С другой стороны, деятельность дошкольных учреждений осуществляется в достаточно тяжелых и жестких финансово-экономических условиях. В связи с этим перед руководителями встала задача осуществления управления с позиций его эффективности, рационального использования тех ресурсов, которыми располагает дошкольное учреждение. На современном этапе особое значение в деятельности руководителя образовательных учреждений приобретает гибкость и адаптивность всей системы к постоянно изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. Вместе с тем функция организации взаимосвязана и взаимодействует с другими функциями управления (планирование, контроль, регулирование, педагогический анализ) и, таким образом, функциональная интегративность организационной функции определяет эффективность решения всех задач и достижение общей цели управления дошкольным учреждением.

Cовершенствование функции организации является одним из факторов, способствующих повышению эффективности управления дошкольными образовательными учреждениями. А анализ и самоанализ состояния и реализации этой функции, основанный на объективных показателях ее эффективности, поможет вскрыть возможные резервы и пути совершенствования функции организации и повышения качества управления и работы ДОУ в целом.

Анализ литературы по вопросам управления дошкольными образовательными учреждениями (К.Ю. Белая, А.К. Бондаренко, Л.М. Денякина, Л.В. Поздняк, Л.Г. Русия, Р.Я. Спружа, А.Н. Троян, Л.И. Фалюшина и др.) показал, что лишь отдельные аспекты управления нашли в ней свое отражение, причем наибольшее внимание уделялось вопросам планирования и анализа работы дошкольных учреждений, организации методической работы и работы коллегиальных органов управления. Анализ показал недостаточное научно-методическое обоснование управленческой деятельности руководителей ДОУ, неразработанность в теории вопросов функции организации, а именно: отсутствует теоретическая модель ДОУ как социально-педагогической и организационной системы, не в полной мере раскрыты специфика, система и механизм управления, вопросы совершенствования управления и организационной деятельности как одного из наиболее значимых видов управленческой деятельности в современных условиях.

Анализ состояния функции организации в практике управления дошкольными образовательными учреждениями позволил обнаружить ряд проблем в ее реализации: недостаточное осознание руководителями ДОУ значения и сущности этой функции, ее возможности воздействовать на результативность работы всего коллектива посредством совершенствования организационных структур, отработки организационного механизма. Разнообразие содержания образовательного процесса, приток в дошкольные учреждения специалистов приводят к тому, что не обеспечивается преемственность, координация между воспитателями групп и освобожденными специалистами в рамках целостного образовательного процесса. Это ставит перед руководителями проблему развития горизонтальных связей, поиска средств и способов координации деятельности, развития коммуникаций между работниками ДОУ.

Цель исследования: определить содержание функции организации как целостной системы и основные пути ее совершенствования в практике управления дошкольными образовательными учреждениями.

Объектом исследования выступил процесс управления дошкольным образовательным учреждением.

Предмет исследования - функция организации как элемент целостного управленческого цикла.

В соответствии с целью были поставлены и решались следующие задачи:

1) изучить проблему функции организации, теории управления образовательными учреждениями; выявить особенности дошкольного образовательного учреждения как организационной системы;

2) исследовать состояние и специфику реализации функции организации в практике управления дошкольными образовательными учреждениями и ее эффективность;

3) определить содержание, механизм реализации и обосновать модель функции организации в управлении дошкольным учреждением.

I. Система управления ДОУ
Сегодня к современному ДОУ предъявляются такие требования, при которых повышение уровня управления становится объективной необходимостью. Руководитель должен гибко и быстро реагировать на запросы общества и в постоянно меняющейся экономической ситуации находить способы выживания, стабилизации и развития. ДОУ представляет собой подсистему общества, которая несет перед ним ответственность за свою деятельность, выполняет его социальный заказ и поэтому должна работать в режиме развития, опережая время, постоянно повышая свой статус. Одним из факторов, определяющих характер управления образовательным учреждением, является режим его жизнедеятельности. Основными режимами жизнедеятельности считаются режим стабильного функционирования и режим развития.


  1. Удовлетворение изменяющихся образовательных потребностей населения:

  1. Непрерывность инновационной деятельности и поисковый характер деятельности педагогов.

  1. Периодическое обновление целей образовательного учреждения как системы.

  1. Создание эффективной модели управления ДОУ, обеспечивающей его развитие в соответствии с современными требованиями.

  1. Формирование коллектива, способного эффективно осуществлять цели и задачи, стоящие перед ДОУ.

  1. Создание и обеспечение успешного функционирования информационно-аналитической системы ДОУ как основы для дальнейшего развития и принятия обоснованных управленческих решений.

  1. Создание такой системы контроля, при которой центр тяжести перемещается с административного на коллективные формы контроля и самоконтроль.

    1. Модель управления ДОУ, обеспечивающая его развитие в соответствии с современными требованиями

    1. Расширение общественного участия в управлении ДОУ

    1. Рост эффективности управления ДОУ;

    1. Независимость и объективность в решении вопросов материально-технического обеспечения, стимулирования и оплаты труда.

    2. Командный менеджмент (управление с помощью инициативных и творческих групп)

    1. Повышение качества и эффективности работы коллектива в целом.

    1. Быстрая адаптация системы управления ДОУ к изменениям внешней среды и улучшению качества образования;

    1. Повышение эффективности управления на основе умения руководителя ДОУ работать не с отдельными людьми, а с группой;

    1. Модернизация организационной структуры управления.

    1. Информационно-аналитическая система ДОУ как основа для управления

    1. Рост профессиональной и методической компетентности педагогов;

    1. Повышение эффективности воспитательно-образовательного и коррекционно-оздоровительного процесса;

    1. Повышение рейтинга ДОУ в городе и микрорайоне.

    (Модель управления ДОУ см.Приложение №1 Система управления ДОУ см.Приложение 1.1)
    1.2 Формирование коллектива, способного эффективно осуществлять цели, стоящие перед ДОУ

    Для достижения целей, стоящих перед ДОУ требуется коллектив с высоким уровнем развития. В связи с этим реализуется следующая схема работы с кадрами по формированию творческого коллектива, способного решать самые современные задачи дошкольного воспитания:

    Таким образом, в ДОУ создана личностно-развивающая профессиональная среда, в которой реализуется комплекс возможностей для профессионально-личностного развития всех субъектов профессиональной деятельности. Она позволяет постоянно наращивать образовательный потенциал коллектива, обеспечивает рост психолого-педагогической грамотности специалистов, повышение их профессиональной компетенции, создание условий для самопознания, саморазвития.


    1. Информационно-обучающая: постоянное расширение и углубление знаний в области теории и методики личностно-ориентированной педагогической деятельности; получение оперативной информации на совещаниях, семинарах, практикумах, конференциях.

    1. Консультационная: помощь методической службы, научного руководителя или консультанта.

    1. Организационно-коммуникативная: создание постоянно действующего психолого-педагогического семинара, удовлетворяющего потребности членов коллектива в профессиональном общении, обмене опытом.

    1. Мотивационно-стимулирующая: активизация самообразования, самосовершенствования, самореализации, личностного роста воспитателей, а также развитие потребности в психолого-педагогической компетентности.

    1. Ценностно-организационная (концептуально-мировоззренческая): актуализация ценностных и концептуальных основ деятельности, осмысление социальной миссии ДОУ и перспектив его развития в статусе Центра развития ребенка.

    1. Развивающая: ориентированность форм и методов самообразования членов коллектива на развитие всех сторон личностно-мотивационной сферы, ценностных ориентаций, концептуального мышления, операционно-технологических компонентов педагогической деятельности, способности и готовности к самообразованию.

    1. Общекультурная: расширение общекультурного кругозора коллектива ДОУ, содействие развитию гуманитарной культуры, способности к творческой самореализации в профессиональной деятельности.

    принцип самостоятельности (максимальное участие и активность каждого на всех основных этапах деятельности – от планирования до контроля и коррекции);

    принцип кооперативности (широкое применение совместной деятельности);

    принцип элективности (создание условий для свободы выбора целей, содержания, форм, методов работы и т.п.);

    принцип опоры на опыт (использование разнообразного опыта педагогов ДОУ – социального, профессионального, житейского – в качестве одного из ресурсов повышения уровня развития коллектива);

    принцип индивидуализации обучения (ориентация на конкретные образовательные потребности, уровень подготовки и др. особенности);

    принцип инновационности (поиск, изучение и оперативная информация о новых технологиях, методиках и т.п.);

    принцип актуализации (предоставление возможности безотлагательного применения на практике приобретенных знаний, умений, навыков и качеств, обеспечивающих повышение качества воспитательно-образовательного процесса);

    принцип рефлексивности (постоянное осмысление членами коллектива основных процессов, происходящих в ДОУ, уровня результативности личной работы и работы коллектива по выполнению поставленных задач).

    - педагогическое сообщество (социально-психологический климат в коллективе, сплоченность).

    Пространство развития ребенка:

    - дополнительное образовательное пространство;

    - социальная ситуация развития;

    ВложениеРазмер
    Структурно-функциональная модель деятельности ДОУ как открытой развивающейся системы Пространство развития ДОУ: - кадровое, инфо 31.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДЕТСКИЙ САД КАК ОТКРЫТАЯ РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

    ДОУ как система – сложное социопсихопедагогическое образование, состоящее из совокупности системообразующих факторов, структурных и функциональных компонентов, условий функционирования.

    Системообразующие факторы представлены целью, концепцией и программой развития, парциальными программами, фиксирующими совокупность ведущих идей, цель и результаты деятельности ДОУ.

    Структурными компонентами являются управляющая и управляемая системы, их состав (воспитатели, родители, дети), а также технологии деятельности субъектов всех уровней управления для реализации программного содержания в ДОУ.

    Условия функционирования определяются существующими пространствами деятельности ДОУ – медико-валеологическим, социальным, психологической и педагогической средами, временными рамками и психофизиологическими особенностями участников воспитательно-образовательного процесса.

    Открытость ДОУ как системы определяется по пространствам развития, которые существуют в учреждении, а также по динамике их изменений. Характеристиками открытости ДОУ могут выступать: степень соответствия его состояния, механизм саморегуляции и реакции на изменения окружающей среды (приспособление или сверхадаптивная активность), тип и степень регламентированности системы управления (традиционная или инновационная, преобладание вертикальных или горизонтальных связей) и др.

    Основным результатом функционирования открытой системы становится успешное взаимодействие с социумом, осваивая который, ДОУ само становится мощным средством социализации личности.

    Выделенные пространства необходимы и на сегодняшний день, как правило, достаточны для обеспечения высоких результатов воспитательной деятельности в ДОУ.

    Пространство развития ДОУ состоит их трех взаимосвязанных пространств его субъектов: воспитателей, родителей и детей. Основной структурной единицей в нем является взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса.

    Рассматривая специфику функционирования системы, можно увидеть направленность и назначение выделенных пространств развития всех субъектов: родители формируют социальный заказ на уровне общественной потребности, воспитатели реализуют образовательные услуги на уровне государства, дети становятся потребителями оказываемых ДОУ образовательных услуг по обучению, воспитанию, развитию личности.

    Структурно-функциональная модель деятельности ДОУ как открытой развивающейся системы

    Пространство развития ДОУ:

    - кадровое, информационное обеспечение;

    - материально-техническая база, ресурсы;

    Пространство развития родителей:

    - включенность семьи в ДОУ (степень интегрированности);

    - преемственность и единство требований ДОУ и семьи;

    - взаимоотношение родителей в семье;

    - стиль воспитания в семье;

    Пространство развития педагогов:

    - система стимулирования и мотивации;

    - мастерство и профессионализм;

    - педагогическое сообщество (социально-психологический климат в коллективе, сплоченность).

    Пространство развития ребенка:

    - дополнительное образовательное пространство;

    - социальная ситуация развития;

    Логика развертывания процессов развития в каждом из пространств заключается в смене этапов и уровней развития: адаптация, интеграция, индивидуализация. Эти этапы, с одной стороны, свидетельствуют о непрерывности и количестве трансформации изменения того или иного пространства развития дошкольного учреждения.

    На этапе адаптации обеспечивается актуализация потенциала развития и саморазвития педагогов, родителей, детей, создаются условия для перевода их с позиции объекта в позицию субъекта собственной жизнедеятельности.

    На этапе индивидуализации осуществляется анализ степени обособленности личности педагога, родителя, ребенка в соответствующем интегрированном сообществе и определение потенциала развития в процессе максимального раскрытия индивидуальной сущности субъектов.

    Интегрирование названных пространств позволяет разработать механизм комплексного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития каждого субъекта, реализуемый в логике:

    - структурной организации социального заказа в области дошкольного образования (уровни: федеральный, национально-региональный, внутриконституционный);

    -смены этапов и уровней развертывания сущностных сил субъекта: адаптация, интеграция, индивидуализация;

    - эволюции ведущих видов управления в ДОУ (традиционное, мотивационное программно-целевое, соуправление, рефлексивное, самоуправление);

    - смены ведущих форм взаимосвязанной деятельности субъектов процесса развития ДОУ: воздействие, взаимодействие, самовоздействие.

    ДОУ в режиме развития

    Режим развития – целенаправленный, закономерный, непрерывный, необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культуротворческой направленностью и постоянно расширяющимся потенциалом роста.

    Режим функционирования – процесс жизнедеятельности ДОУ, направленный на стабилизацию какого-либо состояния, характеризующийся цикличным повторением, воспроизводством накопленного опыта и использованием наработанного потенциала.

    Многими исследователями развитие ДОУ связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние.

    В таблице 1.1. представлены сравнительные характеристики режимов жизнедеятельности учреждений, которые служат ориентирами в управлении инновационными процессами, позволяющими перевести учреждение из традиционного режима в инновационный.

    Основные характеристики режимов жизнедеятельности ДОУ

    Цели и задачи управления

    Поддержание стабильных результатов, воспроизводство опыта, использование наработанного потенциала

    Обновление компонентов воспитательно-образовательного процесса для обеспечения мобильности, гибкости и вариативности

    Администрация, при ограниченных правах других субъектов, неразвитость горизонтальных связей, единоначалие преобладает над коллегиальностью

    Коллективный субъект управления. Развитость горизонтальных связей. Паритет единоначалия и коллегиальности: поощрение и инициативы.

    Научные концепции управления, подходы

    Эмпирический, основанный на личном опыте

    Мотивационное программно-целевое управление, его вариации. Рефлексивное управление. Создание комплексно-целевых программ и программы развития

    Создание благоприятного психологического климата для стабильной работы

    Создание атмосферы творчества, поиска при соответствующей системе материального и морального стимулирования самореализации субъектов

    Достижение устойчивых результатов в стабильных условиях

    Получение качественно новых результатов в изменяющихся условиях

    Использование традиционных идей, учебных предметных планов и программ

    Использование планов развития, комплексно-целевых программ по освоению новшеств

    Обеспечивают стабильные результаты

    Личностно-ориентированное воспитание и образование, обеспечивающее саморазвитие субъектов

    Организация воспитательно-образовательного процесса

    Прежняя система с определенным количеством дней и ступеней обучения

    Многоуровневое, многоступенчатое, непрерывное образование в системах ДОУ –школа - ВУЗ

    Использование типовых документов, обеспечивающих стабильную работу

    Типовые документы становятся основой для разработки собственных

    Традиционные требования к уровню профессиональной компетентности, необходимому для получения стабильных результатов воспитания и обучения

    Конкурсная основа. Конкурентоспособность. Инновационные методики подготовки. Вариативность курсов

    Традиционные учебные программы и планы

    Инновационные, авторские методики, ориентированные на зону ближайшего развития субъектов

    Бюджетное и внебюджетное

    Организация базового процесса на имеющихся материалах

    Постоянно расширяющееся обеспечение как результат динамического развития

    Существует несколько признаков, по которым можно определить, находится ли ДОУ в режиме развития.:

    1. Актуальность (значимость и своевременность) проводимой работы, направленной на выработку практических мер для решения серьезной проблемы.

    2. Включенность в поисковую деятельность большинства педагогов; инновационный потенциал и климат в коллективе, а так же баланс интересов всех участников инновационной деятельности.

    3. Характеристика результатов: эффективность, продуктивность, оптимальность.

    4. Присутствуют показатели инновационного развития: устойчивость, воспроизводимость, качественная трансформация системы управления, всех компонентов целостного педагогического процесса и условий его реализации в ДОУ.

    Обновление состояния ДОУ связывается с основными аспектами изменения его системных качеств. К ним можно отнести указанные пространства развития, а также уровни их сформированности и согласованности в жизнедеятельности учреждения.

    Современные тенденции развития дошкольного образования

    Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения.

    Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования (табл.1.2.).

    Современные тенденции в развитии дошкольного образования.

    Сопровождение и обеспечение

    Рефлексивное. Соуправление. Самоуправление.

    Личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы.

    Расширение комплекса услуг для удовлетворения потребностей и интересов личности.

    Расширение состава коллективного субъекта управления. Расширение горизонтальных связей.

    Новые отношения и позиции:

    -возможность гибкой смены позиции объекта и субъекта каждым участником.

    Расширение полномочий и состава субъектов воспитательно-образовательного процесса

    Расширение типов и уровней управления.

    Индивидуализация и дифференциация. Вариативность в реализации образовательных услуг.

    Расширение структур сопровождения:

    На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства ДОУ в режим поиска, что является переходным этапом на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития.

    Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации соответствуют насущным потребностям и возможностям в ДОУ. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии дошкольных учреждений становится наиболее важным.

    По мнению В.Т.Кудрявцева, положение, которое в настоящее время сложилось в дошкольном образовании, можно назвать умеренно-критическим в силу отсутствия вразумительных стратегий и доктрины развития дошкольного образования как отчетливой, жестко выраженной системы связанных воедино социальных, организационных, экономико-финансовых, психолого-педагогических и прочих приоритетов. Эти приоритеты должны определять реалистическую программу действий на исторически обозримый срок. Многолетние блуждения, связанные с разработкой государственного стандарта дошкольного образования, свидетельствуют о значимости этой проблемы.

    Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет выделить ряд базовых тенденций в развитии системы.

    Ведущим направлением гуманизации образования считается самоопределение личности в культуре, её приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным современными идеями. Гуманизация проявляется в усилении внимания к личности каждого ребенка как высшей ценности общества, в формировании гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами (табл.1.2.).

    Демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а так же широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием.

    Диверсификация предполагает необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

    Проекция данных оснований на воспитательно-образовательный процесс в ДОУ по-новому представляет все его подсистемы. В связи с этим выделяется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников:

    - человекосообразности (единство культуро- и природосообразности);

    - целостности педагогического процесса и комплексности целей;

    - активности и равнопартнерства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического процесса.

    Модернизация управления ДОУ предполагает многообразие видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов к соуправлению, рефлексивному управлению и самоуправлению.

    Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы:

    - демократизации и гуманизации;

    - системности и целостности управления;

    - взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);

    - единоначалия и коллегиальности;

    - объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.

    На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности:

    - совмещение инновационных программ с уже существующими;

    - сосуществование представителей различных педагогических концепций;

    - раскол педагогического сообщества;

    - несоответствие новых типов образовательных учреждений требованиям родителей;

    - потребность в новом научно-методическом обеспечении;

    - потребность в новых педагогических кадрах;

    - приспособление новшеств к конкретным условиям;

    - проблема изменения, оптимизации, замены новшеств;

    - проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.

    По В.Т.Кудрявцевой существует четыре ведущих направления инноваций ДОУ .

    1. Рассмотрение дошкольного образования в качестве не подготовительной к школе ступени, а относительно самостоятельной, ценной, развивающейся и развивающей системы, направленной на амплификацию (обогащение) детского развития за счет возможностей, которые присущи дошкольным видам деятельности (творческий характер игры, активное восприятие сказок, различная продуктивная деятельность и т.д.). Культивируя творчество на занятиях и вне их, мы тем самым способствуем не только общему психологическому созреванию ребенка, но и созданию фундамента полноценной школьной готовности на основе развития творческих возможностей, интеллектуальных сил воспитанников. Достаточно просто внимательно относится к главной психологической особенности дошкольного возраста – продуктивному или творческому воображению, которое должно развиваться во всем многообразии детской деятельности. Развитие воображения связано с обретением человечности в самом широком смысле этого слова путем приобщения ребенка к культуре. Поэтому нужны образовательные программы, направленные на развитие воображения дошкольников.

    2. Утверждение гуманных субъект-субъектных отношений в процессе равнопартнерского взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых посредством диалога в педагогическом процессе.

    3. Развитие связи между практиками и теоретиками в области инноватики.

    4. Широкая поисковая и экспериментальная деятельность, организуемая с позиции исследовательского подхода .

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты


    Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.

    Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к.


    "Детский сад как открытая система" проект

    Данный материал поможет педагогам ДОУ в создании единого пространства "семья - детский сад".

    Описание системы работы "ДОУ как открытая социальная система"

    Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как одного из главного акцентного направления дошкольного образования. Идея социального пар.


    В статье описывается какие современные требования к организации деятельности ДОО необходимо соблюдать, чтобы она являлась открытой системой.


    Духовно-нравственное воспитание ребенка занимает особое место в работе детского сада. Материал статьи содержит опыт дошкольного учреждения по организации деятельности по приобщению дошкольников.


    Роль детско - родительского клуба дошкольной организации в формировании открытой образовательной системы.

    Роль детско - родительского клуба дошкольной организации в формировании открытой образовательной системы.


    Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одноврем.


    Таблица 1

    Современные тенденции в развитии дошкольного образования

    Открытость ДОУ как системы определяется на базе тех пространств развития, которые существуют в учреждении, а также динамики их изменений.

    Характеристиками открытости ДОУ могут выступать степень неравновесности его состояния (относительно стабильное, но не абсолютно изменчивое), механизм саморегуляции и характер реакции на изменения окружающей среды (приспособление или сверхадаптивная активность), тип и степень регламентированности системы управления (традиционное или инновационное, преобладание вертикальных или горизонтальных связей) и др.

    Основным результатом функционирования открытой системы будет успешное взаимодействие с социумом, осваивая который дошкольное образовательное учреждение само становится мощным средством социализации личности. Всестороннее и гармоническое развитие личности ребенка может быть обеспечено комплексным воздействием на все стороны его активности. Комплексное воздействие основано на совокупности взаимосвязанных пространств развития субъектов воспитания внутри дошкольного учреждения.

    Схема 1

    Выделенные пространства являются необходимыми и на сегодняшний день достаточными для большинства ДОУ в целях обеспечения требуемого уровня воспроизводства результатов инновационной деятельности учреждения.

    Схема 2
    Схема 3

    1.2. Режимы жизнедеятельности дошкольного образовательного учреждения

    Существует два основных режима деятельности дошкольного образовательного учреждения. Ниже приводятся основные характеристики каждого типа и их отличительные особенности.

    Деятельность ДОУ в режиме развития — целенаправленный, закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культурно-творческой направленностью и использованием постоянно расширяющегося потенциала развития.

    Деятельность ДОУ в режиме функционирования — процесс жизнедеятельности ДОУ, направленный на стабильное поддержание какого-либо определенного состояния, характеризующийся цикличным повторением, воспроизводством накопленного опыта и использованием наработанного потенциала.

    Предлагаемая ниже таблица позволяет определить характер жизнедеятельности конкретного учреждения с опорой на основные показатели режимов развития и функционирования.

    Таблица 2
    • актуальность (значимость и своевременность) проводимой работы, направленной на выработку практических мер решения серьезной проблемы;

    • включенность в поисковую деятельность большинства педагогов, инновационный потенциал и климат коллектива, а также баланс интересов всех участников инновационной деятельности;

    • характеристика результатов: эффективность, продуктивность, оптимальность;

    • показатели инновационного развития: устойчивость, воспроизводимость;

    • качественная трансформация системы управления, всех компонентов целостного педагогического процесса и условий его реализации в ДОУ.

    • четкая формулировка цели на основе всестороннего проблемного анализа;

    • наличие концепции развития;

    • наличие кадрового обеспечения, материально-технической базы, научно-методического сопровождения, ресурсов для предстоящей работы;

    • благоприятный социально-психологический климат в коллективе, готовность педагогов к реализации программы развития, удовлетворенность субъектов текущими результатами работы, сбалансированность интересов всех участников инновационного процесса;

    • предоставление свободы выбора в решении поставленных задач;

    • выбор педагогически целесообразных, оптимальных технологий инновационной деятельности;

    • использование образовательного потенциала социума;

    • расширение внешних связей, открытость ДОУ;

    • организация целесообразного управления, оптимальное сочетание видов управления;

    • изучение и использование позитивного опыта других ДОУ, создание банка инноваций.

    Таблица 3

    Система взаимосвязанных критериев оценки актуального и потенциального уровня развития дошкольного образовательного учреждения

    Следует обратить внимание на возможность фиксации актуального и потенциального развития учреждения с опорой на предложенные критерии. Логика определения выделенных уровней развития укладывается в схему описания фактического и идеального состояния ДОУ, а также системы шагов по переводу учреждения в желаемое состояние путем определения достижимого уровня развития ДОУ на имеющейся базе, с привлечением внешних ресурсов модернизации.

    Использование подобного алгоритма позволяет выявлять проблемные поля в функционировании и развитии дошкольного образовательного учреждения, планировать систему действий и организовывать работу по преодолению выявленных противоречий, определять промежуточные и итоговые результаты подобной деятельности, своевременно корректировать недостатки, а также прогнозировать дальнейшие линии развития ДОУ.

    Подобный формат использовался для разработки ряда программ развития дошкольных образовательных учреждений г. Барнаула и зарекомендовал себя как весьма продуктивная форма наработки основных идей и определения направлений развития учреждений. Существенное условие для его эффективной реализации заключается в максимальном привлечении или делегировании инициативы педагогическому коллективу. По сути, консультантом или руководителем проекта фасилитируется продуцирование максимального количества идей на основе той информации о состоянии дошкольного учреждения, которая была собрана на аналитико-диагностическом этапе деятельности.

    1.3. Программирование развития дошкольного образовательного учреждения

    Программа развития ДОУ — нормативная модель совместной деятельности группы или множества групп людей, определяющая: а) исходное состояние (режим) дошкольного образовательного учреждения, б) образ желаемого будущего (качественно новое состояние системы), в) состав и структуру действий по преобразованию — переводу ДОУ в качественно новое состояние [18].

    Программа развития является нормативным документом, регламентирующим процесс перевода ДОУ из фактического состояния на качественно новый уровень развития.

    Компоненты программы развития фиксируют цель и задачи, проблемный анализ с обоснованием актуальности, новизны и практической значимости предлагаемого проекта, исходные научно-теоретические предпосылки, показатели, характеризующие успешность достижения цели, сроки и этапы реализации программы, исполнители, ресурсное и информационное обеспечение, контроль над ходом реализации программы, анализ и коррекция результатов.

    Основные требования к программе развития позволяют смоделировать действительно жизнеспособный проект:

    1. Актуальность и проблемность.

    2. Прогностичность (учет сегодняшних и завтрашних условий).

    3. Рациональность (взаимосоответствие цели, задач, содержания, технологий и результата).

    4. Реалистичность.

    5. Целостность.

    6. Чувствительность к сбоям.

    7. Личностная, социальная, нравственная направленность.

    8. Эвристический, экспериментальный, инновационный подход.

    Источником формирования миссии, стратегии и тактики развития учреждения выступает проблемный анализ его деятельности.

    Алгоритм проблемного анализа

    1. Фиксируется исходное состояние ДОУ: в первую очередь оцениваются результаты деятельности учреждения за отчетный период и проводится экспертиза полученных продуктов с целью определить соответствие достигнутого поставленным целям и задачам. Определяются проблемные поля на уровне результатов деятельности.

    2. Подробно анализируются содержание и ход образовательного процесса.

    3. Анализу подвергаются условия функционирования ДОУ [18; 45].

    Логика проведения проблемного анализа

    Под каждую из выявленных в процессе анализа проблем строится дерево целей — системы шагов по устранению противоречий в каждом из аспектов деятельности учреждения: условия, процесс, результат (см. следующую схему).

    Схема 5

    Построение дерева целей решения конкретной проблемы

    Пояснение к схеме: ц — цели, Вц — ведущая цель (получаю), цА1 — формирование мотивационной готовности (хочу), цА2 — формирование теоретической готовности (могу), цА3 — формирование технологической готовности (делаю).

    Одной из форм обучения и актуализации умений педагогов в области конструирования и реализации экспериментальной программы в ДОУ может выступать деловая игра. Ниже приводится пример использования формата контекстного обучения в процессе инновационной деятельности.

    Таблица 4
    • менее 20 баллов: вы обладаете ярко выраженными лидерскими качествами;

    • 20—30 баллов: у вас достаточно высокий уровень лидерства;

    • 31—40 баллов: в вас есть задатки лидера, но вы не стремитесь их проявлять;

    • более 40 баллов: для вас характерна позиция конформизма.

    1.4. Алгоритмы разработки программы развития ДОУ

    Таблица 5

    Примерный формат для разработки программы развития

    Предлагаемые основания для анализа деятельности дошкольного образовательного учреждения выступают организационной основой разработки программы развития с использованием приводимых ниже алгоритмов.

    Алгоритм 1 (управленческий)

    Процесс разработки программы развития может быть представлен в логике управленческих функций.

    Анализ (аналитико-диагностическая): диагностика исходной ситуации (фиксация проблем в состоянии ДОУ), поиск направлений и идей развития (идеальная модель ДОУ), построение программы по переводу ДОУ в режим развития. Организационная работа направлена на определение основных методологических и методических подходов к планированию и реализации программы развития; систематизация и обобщение внутреннего опыта деятельности ДОУ, согласование программы развития с органами управления образованием.

    Планирование (планово-прогностическая): определение идеальной модели будущей системы и алгоритма по переводу ДОУ в желаемое состояние — определение наличных и дополнительных ресурсов по переводу ДОУ в режим развития, разработка показателей мониторинга перевода ДОУ в режим развития; создание интегративной основы деятельности всех специалистов в рамках экспериментальных программ.

    Организация (организационно-исполнительская): создание условий, обеспечивающих эффективность и результативность работы всех участников эксперимента, установление сотрудничества с заинтересованными организациями, обеспечение научно-консультативной поддержки эксперимента: реализация экспериментальных программ; вовлечение родителей, специалистов социальных институтов детства, педагогов ДОУ и детей в единую творческую продуктивную деятельность.

    Контроль (контрольно-регулировочная): организация текущего и итогового контроля (мониторинг хода и результатов эксперимента); проведение своевременной коррекции и регуляции хода эксперимента на основании полученных данных; сбор, обработка и интерпретация данных; организация рефлексивной деятельности участников эксперимента.

    Обобщение результатов эксперимента, их верификация: обоснование достоверности и надежности. Подготовка управленческого решения о ходе эксперимента, рецензирование работы, методические рекомендации педагогам, работающим в режиме инноваций, рекомендации по распространению опыта. Распространение опыта в рамках новых проектов и программ в ДОУ. Перевод ДОУ в статус методического центра по заявленной проблеме работы с детьми из социально неблагополучных семей.

    Алгоритм 2 (содержательный)

    Вся работа по подготовке программы развития представлена 6 блоками:

    1. Аналитический блок: подготовка информационной справки о состоянии ДОУ с целью проведения всестороннего анализа его деятельности.
    Структура и примерное содержание справки: а) общие сведения об учреждении (нормативно-правовая база, учредители; характеристика постройки, количество групп-комплектов; б) анализ социальной ситуации развития (сведения о микрорайоне, инфраструктуре, внешних связях); в) сведения о коллективе воспитанников (количество, половозрастные характеристики, наполняемость групп); г) сведения о коллективе педагогов (стаж, квалификация, половозрастные характеристики, особые заслуги); д) анализ базовых пространств ДОУ и результатов деятельности за отчетный период, определение перспектив и проблем развития; е) дополнительные сведения (заслуги, традиции коллектива).

    2. Целевой блок: формирование совокупности идей и приоритетов развития, определение целей и задач развития. Как правило, целевые ориентиры развития избираются на основе определения миссии ДОУ (его философии), а также базовых ценностей на основе анализа социального заказа и конкретизации запросов родителей на образовательные услуги ДОУ.

    3. Содержательный блок: связан с разработкой направлений и содержания инновационной деятельности. Реализация поставленной цели и решение выделенных в предыдущем блоке задач связывается с конкретным содержанием деятельности (что осваивается, какие происходят изменения за счет введения новшеств и т.д.).

    4. Технологический блок: определяется объем работы, конкретизируются методы, формы, средства деятельности в рамках управляющей и исполняющей программ, подробно обозначаются исполнители, время, место деятельности и технологии их работы.

    5. Результативный блок фиксирует ожидаемый результат на уровне измеряемых показателей целедостижения. Определяются критерии эффективности деятельности по переводу ДОУ в режим развития, описываются качественные показатели нового состояния.

    6. Экспертный блок: в заключение предложенный проект проходит экспертизу со стороны экспертов — как правило, внешних специалистов, компетентных в разрабатываемой проблеме. Результаты анализа могут оформляться в виде рецензии на программу или аналитической записки, содержащей заключение о целесообразности, актуальности и новизне, а также реальности предлагаемого к реализации проекта.

    - педагогическое сообщество (социально-психологический климат в коллективе, сплоченность).

    Пространство развития ребенка:

    - дополнительное образовательное пространство;

    - социальная ситуация развития;

    Логика развертывания процессов развития в каждом из пространств заключается в смене этапов и уровней развития: адаптация, интеграция, индивидуализация. Эти этапы, с одной стороны, свидетельствуют о непрерывности и количестве трансформации изменения того или иного пространства развития дошкольного учреждения.

    На этапе адаптации обеспечивается актуализация потенциала развития и саморазвития педагогов, родителей, детей, создаются условия для перевода их с позиции объекта в позицию субъекта собственной жизнедеятельности.

    На этапе индивидуализации осуществляется анализ степени обособленности личности педагога, родителя, ребенка в соответствующем интегрированном сообществе и определение потенциала развития в процессе максимального раскрытия индивидуальной сущности субъектов.

    Интегрирование названных пространств позволяет разработать механизм комплексного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития каждого субъекта, реализуемый в логике:

    - структурной организации социального заказа в области дошкольного образования (уровни: федеральный, национально-региональный, внутриконституционный);

    -смены этапов и уровней развертывания сущностных сил субъекта: адаптация, интеграция, индивидуализация;

    - эволюции ведущих видов управления в ДОУ (традиционное, мотивационное программно-целевое, соуправление, рефлексивное, самоуправление);

    - смены ведущих форм взаимосвязанной деятельности субъектов процесса развития ДОУ: воздействие, взаимодействие, самовоздействие.

    1.3 ДОУ в режиме развития

    Режим развития – целенаправленный, закономерный, непрерывный, необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культуротворческой направленностью и постоянно расширяющимся потенциалом роста.

    Режим функционирования – процесс жизнедеятельности ДОУ, направленный на стабилизацию какого-либо состояния, характеризующийся цикличным повторением, воспроизводством накопленного опыта и использованием наработанного потенциала.

    Многими исследователями развитие ДОУ связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние.

    В таблице 1.1. представлены сравнительные характеристики режимов жизнедеятельности учреждений, которые служат ориентирами в управлении инновационными процессами, позволяющими перевести учреждение из традиционного режима в инновационный.

    Основные характеристики режимов жизнедеятельности ДОУ

    Существует несколько признаков, по которым можно определить, находится ли ДОУ в режиме развития.:

    1. Актуальность (значимость и своевременность) проводимой работы, направленной на выработку практических мер для решения серьезной проблемы.

    2. Включенность в поисковую деятельность большинства педагогов; инновационный потенциал и климат в коллективе, а так же баланс интересов всех участников инновационной деятельности.

    3. Характеристика результатов: эффективность, продуктивность, оптимальность.

    4. Присутствуют показатели инновационного развития: устойчивость, воспроизводимость, качественная трансформация системы управления, всех компонентов целостного педагогического процесса и условий его реализации в ДОУ.

    Обновление состояния ДОУ связывается с основными аспектами изменения его системных качеств. К ним можно отнести указанные пространства развития, а также уровни их сформированности и согласованности в жизнедеятельности учреждения.

    Дошкольное учреждение имеет управляемую и управляющую системы. Управляемая система состоит из взаимосвязанных между собой коллективов: педагогического и обслуживающего персонала.

    Организационная структура управления в дошкольном образовательном учреждении представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями. Она может быть представлена в виде двух структур и трех уровней. Важным в системе управления ДОУ является создание механизма, обеспечивающего включение всех участников педагогического процесса в управление. Управленческая деятельность по своему характеру является деятельностью исследовательской и строится на основе отбора и анализа педагогической и управленческой информации. Управляющая система состоит из двух структур : общественное управление, административное управление. Первая структура – общественное управление включает в себя : педагогический совет, управляющий совет, общее собрание.

    Педагогический совет правомочен:

    -определять направления образовательной деятельности Учреждения;

    -отбирать и утверждать образовательные программы для использования в Учреждении;

    -обсуждать вопросы содержания образования, форм и методов образовательного процесса и способов их реализации;

    -рассматривать вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров, развития их творческих инициатив;

    -организует выявление, обобщение, распространение, внедрение педагогического опыта;

    - обсуждать и утверждать годовой учебный план, план работы Учреждения;

    - рассматривать вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров;

    - организовывать выявление, обучение, распространение, внедрение педагогического опыта;

    -заслушивать отчеты заведующей о создании условий для реализации образовательных программ; - представлять к награждению отраслевыми и государственными наградами.

    Управляющий Совет ДОУ правомочен:

    -собирать Общее собрание коллектива для участия в обсуждении и принятии Устава образовательного учреждения и вопросов о внесении в него необходимых изменений и дополнений.

    -определять основные направления совершенствования и развития Учреждения, выбор образовательных программ.

    -рассматривать вопросы об укреплении, развитии материально-технической базы Учреждения.

    -вносить предложения по организации работы Учреждения.

    -участвовать в контроле за качеством питания детей.

    -устанавливать связи с общественными организациями по вопросу оказания помощи Учреждению.

    -разрабатывать проект Родительского договора между Учреждением и родителями (законными представителями).

    -принимать решения о распоряжении закрепленными за Учреждением объектами собственности, а также земельными участками (по представлению заведующего, согласованному с Учредителем) в порядке, установленном действующим законодательством.

    -проводить пропаганду передового опыта семейного воспитания, в том числе и через средства массовой информации.

    -принимать Программу развития ДОУ;

    - принимать решения по вопросу охраны ДОУ;

    -заслушивает отчеты администрации, а также руководителей органов самоуправления о проделанной работе.

    Общее Собрание ДОУ правомочно:

    -осуществляет общее руководство ДОУ;

    -принимает коллективный договор;

    - принимает правила трудового внутреннего распорядка;

    -принимает Устав, изменения и дополнения к нему, договор между ДОУ и родителями (законными представителями);

    - избирает Управляющий Совет ДОУ;

    -заслушивает отчет Управляющего Совета ДОУ.

    Вторая структура – административное управление, которое имеет линейную структуру состоящая из трех уровней

    1-й уровень – заведующая ДОУ.

    Управленческая деятельность заведующей обеспечивает: материальные, организационные; социально – психологические условия для реализации функции управления образовательным процессом в ДОУ, правовые;

    Объект управления заведующей – коллектив ДОУ.

    2-й уровень –завхоз.

    На этом уровне заведующая осуществляет непосредственную и опосредованную реализацию управленческих решений через распределение обязанностей между административными работниками с учетом их подготовки, опыта, а так-же структуры ДОУ.

    Объект управления управленцев второго уровня – часть коллектива согласно функциональным обязанностям.

    3-й уровень управления осуществляется воспитателями, специалистами и обслуживающим персоналом.

    Объект управления – дети и родители.

    Функциональная структура внутрисадовского управления

    Данная модель внутрисадовского управления определяет баланс задач всех органов управления со структурой целей.

    Матричная структура внутрисадовского управления

    В данной схеме представлены три проекта, над которыми работает ДОУ. В каждом из них участвует не только педагогический коллектив, но и родители воспитанников.

    Данная структура указывает на особый период работы учреждения — режим развития, изменения содержания и организации педагогического процесса с целью его совершенствования.

    Модель выпускника дошкольного образовательного учреждения. 1. Выпускник дошкольного образовательного учреждения – это жизнерадостная, жизнестойкая, целеустремлённая личность. У него сформированы.

    Проблема управления качеством дошкольного образования Система дошкольного образования в настоящее время активно развивается. Предъявляются новые требования к дошкольным образовательным учреждениям,.

    Современный педагог дошкольного учреждения Современный педагог дошкольного учреждения: социальная роль, профессиональные функции, личностные качества (Методическая разработка).

    Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социумом Наш детский сад на основе договора сотрудничает со следующими организациями: Управа Октябрьского округа, поликлиника №3 г. Якутска, ЗАО.

    Читайте также: