Как оценил тургенев деятельность революционных народников в романе новь кратко

Обновлено: 07.07.2024

200-летний юбилей И.С. Тургенева заставляет нас еще раз обратиться к творчеству автора и задуматься о его современном значении. Невольно возникает при этом и тема русской революции, о которой писатель многократно задумывался, благодаря чему в его произведениях мы можем найти много для себя полезного. Ведь смысл событий, потрясших нашу страну и все человечество в XX веке, нами еще не понят.

По-своему виделся этот раскол Достоевскому. Ему казались главенствующими не социальные, а духовно-религиозные причины. Пошедшее вслед за Петром образованное общество отпало от народного понимания Бога, усвоило европейские ценности, связанные с обожествлением самих себя. И среди этих отравленных европейскими началами людей есть те, кто наиболее опасны, кто готов взорвать все существующее, разрушить союз Бога, Народа и… Царя, как помазанника Божия. Этими людьми владеют, как показывает Достоевский, чудовищно-темные инстинкты. Эти люди и есть Бесы. А их учителя и отцы — те западники, либералы, друзья Белинского, которые пришли к осуждению традиционных ценностей: Самодержавия, Православия, Народности. К числу таких ложных гуманистов Достоевский относит и самого Тургенева.

Либерал Сипягин понимает архаичность и даже своего рода неприличие таких убеждений, но относится к ним вполне терпимо. Его, в сущности, интересуют только собственная карьера и все, что ей способствует или мешает. Его способности ограничиваются умением произносить речи. К реальному делу, такому как устройство фабрик, он совершенно не способен. Пока его это не затрагивает близко, он может казаться благожелательным и свободомыслящим, но, отстаивая свои интересы, становится безжалостным. С карьерой мужа связывает все свои надежды и желания и его жена. Ее цель — производить впечатление в свете и умножать число новых поклонников.

А что же такое, в конечном счете, по мнению автора, сторонники революции? В романе это люди, состоящие под общим руководством некоего Василия Николаевича, личность и мотивы деятельности которого почти не обнаруживаются. Однако заставляет их действовать сознание того великого раскола в обществе, который всегда вел и будет вести к революции. По сути дела, они, как и герои Вальтера Скотта и Гюго, находятся на краю пропасти между безднами народного угнетения и грядущей народной мести. Они ли будут виноваты, если эта вторая бездна разверзнется? Они ли будут виноваты или мир бездушия, мир господ и чиновников? Конфликт в романе развертывается в двух направлениях. Попытка проповеди радикальных идей в народе, с которой демократы-революционеры обращаются к народу, заканчивается провалом. С другой стороны, пропасть между миром этих стремящихся к переменам людей и миром либерального чиновничества также оканчивается разрывом.

Как будто бы благожелательное отношение этой пары к людям резко меняется, когда вдруг даже в незначительной степени затронуты их интересы и нарушены планы. Последние связаны с намерением выдать замуж за Коломийцева их воспитанницу Марианну. Ее нежелание вступить в этот брак и стремление связать свою жизнь с демократом Неждановым вызывает у них реакцию, завершающуюся подлым выведыванием места пребывания молодых людей и обращением в полицию.

Поступив на службу в дом богатого чиновника Сипягина в качестве учителя его сына, Нежданов знакомится с Марианной – девушкой, которая живет там на правах бедной родственницы и также принадлежит к категории униженных, но не оскорбленных. В самом деле, эта смелая и гордая девушка обладает твердым характером и – в отличие от Нежданова – не гнется под ударами судьбы. Она не предается меланхоличным умозаключениям и томным разочарованиям, но ясно осознает свою цель – активная, трудовая жизнь. На этой почве Марианна быстро находит общий язык с другим героем романа – Василием Соломиным, который без громких слов занялся выгодным производством и устроил при фабрике школу и больницу.

В последнем романе “Новь” Тургенев опять проявляет живой интерес к событиям современной истории. На этот раз предметом изображения становится народническое движение 1870-х годов. Действие романа происходит в 1868 г., когда появляются и начинают активно функционировать первые народнические кружки, в которых вырабатывалась тактика мирного хождения интеллигенции в народ, а также подготавливался ряд акций по возбуждению народного гнева и неповиновения властям.

Разочарованный в идеале Героя,

Тургенев достаточно скептически относился к планам и деятельности народников, политическая программа которых во многом строилась на концепции Героя-лидера, призванного вести за собой непросвещенную толпу, вдыхая в нее энергию ненависти к существующему положению вещей. Таким бунтарем-фанатиком, безоглядно преданным идее скорейшего освобождения народа и готовым ради ее торжества все сокрушить на своем пути, выведен в романе народник Маркелов, тип выродившегося Дон Кихота.

Характерный для народнической среды тип “кающегося” дворянского интеллигента, сознающего свою вину перед народом, но неспособного

проникнуться его жизнью и болезненно переживающего свою оторванность от него как в социальном, так и в культурном отношении, представлен в образе Нежданова, имеющего много общих черт с героями, относимыми Тургеневым к типу образованных и утонченных, но слишком пестующих свое “я”, самозафиксированных дворянских Гамлетов. Самоубийство Нежданова в конце романа символически выражает глобальную неудачу всего народнического движения, которое, по мнению писателя, было обречено с самого начала. Тем не менее, по‑человечески, представители оппозиционной интеллигенции в “Нови” пользуются большей симпатией Тургенева, чем это было в “Дыме”.

Здесь они изображаются не как зеркальное отображение “консервативной” партии, а как люди, безусловно, обладающие рядом моральных преимуществ по сравнению с их идейными врагами – дворянскими аристократами.

Резко сатирическому освещению подвергаются в “Нови” ультраконсерватор, убежденный монархист Калломейцев и близкий ему по взглядам, хотя и маскирующийся под здравомыслящего и гуманного либерала богач и аристократ Сипягин. Это люди, дорожащие своим благосостоянием и положением в обществе и готовые силой защищать свои привилегии от тех, кто пытается обратить их внимание на существование бедных и обездоленных. В отличие от дворян-аристократов, народники открыты страданиям несчастных, сознают всю тяжесть и бедственность их положения и изо всех сил стремятся к тому, чтобы изменить и улучшить его.

В этом, но только в этом, по Тургеневу, заключается правда народнического движения.

Примечательно, что даже к популярной в народнических кругах идее жертвования собой во имя страдающих масс писатель, всегда благоговевший перед людьми, способными на отречение от своего “я”, от своих личных интересов ради служения ближнему и Высшему, относится по меньшей мере двойственно, – возможно, как раз потому, что не считает Высшим то, ради чего в данном случае эта жертва приносится. Недаром Марианна, главный женский персонаж романа, народнический вариант страстной и цельной “тургеневской девушки”, мечтающей о жертвенном подвиге, в конце концов отказывается от идейной дружбы и любовного союза с народником Неждановым и становится женой Соломина – героя, воплощающего, по Тургеневу, единственно верный путь дальнейшего социального и культурного развития России.

Соломин так же остро враждебно относится к консерваторам, как и сами народники, однако их тактике, основанной на таких внешних, с его точки зрения, эффектах, как бунт и жертва, предпочитает медленное культурное строительство, обучение русских крестьян и рабочих навыкам честного, ответственного труда и через это повышение их самосознания и общей степени цивилизованности. Звучит в “Нови”, хотя значительно глуше, чем в других романах, и тема Вечности, стоящей за Историей и открывающей за пестрым веером фактов и событий всегда один и тот же универсальный узор борьбы жизни и смерти, роста и разложения, возбуждения и спада. Как и в “Дыме”, темная Вечность действует в романе через иррациональную силу любви: Нежданов убивает себя не только осознав крах дела, которому служил, но и потому, что теряет ушедшую от него к Соломину Марианну; темная стихия болезненной страсти к Нежданову проходит через всю жизнь революционерки‑народницы Машуриной, продолжающей и после его смерти хранить память о нем и, как идолу, поклоняться его фотографическому портрету…

Впрочем, с тем же успехом можно представить, что действие происходит в каком-нибудь 2018, например, году: все типажи куда как узнаваемы, разговоры под стать, современная повестка как на ладони — от судов над активистами до реформы образования, разве что польский вопрос заменить на известно какой.

Дебаты философов Бернара Анри Леви и Александра Дугина. Национальная опера, Амстердам. 21 сентября 2019 года

Всё спит кругом: везде, в деревнях, в городах,
В телегах, на санях, днём, ночью, сидя, стоя…
Купец, чиновник спит; спит сторож на часах,
— Под снежным холодом и на припёке зноя!
— И подсудимый спит, и дрыхнет судия;
Мертво спят мужики; жнут, пашут — спят, молотят —
Спят тоже; спит отец, спит мать, спит вся семья…
Все спят! Спит тот, кто бьёт, и тот, кого колотят.

Читайте также: