Многообразие материального мира как проблема кратко

Обновлено: 05.07.2024

Проблема единства мира одна из центральных в онтологии и, несмотря на кажущуюся простоту, – сложнейшая. Суть ее можно сформулировать так: как и почему мир, будучи единым в основе, в своем эмпирическом существовании так многообразен. Осознание проблемы единства и множественности мира уже в Античности породило два крайних варианта ответа. Элеаты утверждали, что бытие едино, а множественность является иллюзией, ошибкой чувств. Множественность и движение нельзя мыслить непротиворечиво, поэтому они не существуют. Гераклит дал прямо противоположный ответ: бытие есть постоянное изменение, и его суть – в многообразии.

Содержание

1. Проблема субстанции. Монизм. Дуализм. Плюрализм. 3

2. Понятие материи. Атрибуты материи. 4

3. Материализм и идеализм – альтернативные способы понимания мира. 9
4.Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Дашиев Р -153.docx

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Южно-Якутский институт железнодорожного транспорта

филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

На тему: Единство и многообразие мира

Выполнил: студент группы

1. Проблема субстанции. Монизм. Дуализм. Плюрализм. . 3

2. Понятие материи. Атрибуты материи. . . 4

3. Материализм и идеализм – альтернативные способы понимания мира. 9

4.Список литературы. . . . 16

Проблема субстанции. Монизм. Дуализм. Плюрализм

Проблема единства мира одна из центральных в онтологии и, несмотря на кажущуюся простоту, – сложнейшая. Суть ее можно сформулировать так: как и почему мир, будучи единым в основе, в своем эмпирическом существовании так многообразен. Осознание проблемы единства и множественности мира уже в Античности породило два крайних варианта ответа. Элеаты утверждали, что бытие едино, а множественность является иллюзией, ошибкой чувств. Множественность и движение нельзя мыслить непротиворечиво, поэтому они не существуют. Гераклит дал прямо противоположный ответ: бытие есть постоянное изменение, и его суть – в многообразии.

Монизм – способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы (“субстанции”) всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения.

Дуализм – философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и материального.

Плюрализм - философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания.

Понятие материи. Атрибуты материи

Представление о философском понятии материи было бы неполным без рассмотрения естественно-научной картины мира. Эти понятия тесно связаны в истории развития человеческой мысли, но тем не менее существенно отличаются друг от друга. Первое характеризуется всеобщностью, бесконечностью в пространстве и времени. Оно заключает в себе как актуальное, так и потенциальное знание о мире. Второе же характеризуется определенными пространственно-временными характеристиками, как бы велики или малы они не были. Естественнонаучные представления конкретизируют философское абстрактно-всеобщее понятие материи, которое, в свою очередь, стремиться преодолеть выявленные границы мира, делает их подвижными, непостоянными, относительными.

Философское понятие материи возникло на основе человеческой практики, развития естественных наук. Но, тем не менее, нельзя отождествлять философское понятие материи и естественнонаучные представления о строении материи. Последнее развивается как естественнонаучная теория. Каждая эпоха создавала свою картину мира, Космоса, Вселенной. Научное рассмотрение материи связано с рассмотрением ее структуры, определенной системности. В основе современных научных представлений о материи лежит принцип системности. Любой объект материального мира – система. Молекула – система, состоящая из атомов и определенной связи между ними, атом – это система ядра и электронные оболочки, стягивающие это ядро. Ядро атома также имеет сложную структуру. В живом мире также царствуют системы: биосфера, человеческое общество, отдельная особь или индивид. Системы взаимодействуют с внешним миром, но основные внутренние связи инвариантны, т.е. устойчивы (хотя и могут изменяться). Эти устойчивые связи между элементами системы и образуют структуру.
Несмотря на уникальность, неповторимость любого объекта материального мира, можно выделить группы объектов, характеризующихся общими признаками строения. Например, атомы, молекулы, живые организмы, космические объекты и др. В соответствии с этими признаками выделяют различные уровни организации материи или ее виды.

Современные границы познания структуры материи простираются от 10-14 см до 1028 см (примерно 13 млрд. световых лет); но и внутри этого диапазона может существовать множество еще неизвестных видов материи. Современная наука выделяет следующие уровни организации материи: элементарные частицы и поля (электромагнитное, гравитационное и другие), атомы, молекулы, макроскопические тела различных размеров, планеты, звезды, внутригалактические системы (туманности, звездные скопления и другие), Галактика, системы галактик, Метагалактика, границы и структура которой пока еще не установлены. В 60-х годах открыты такие объекты, как квазары и пульсары. Несмотря на различные свойства материальных уровней, между ними существуют глубинные связи, определяющие различные формы взаимодействия между ними.
Одна из самых глубоких и последовательных традиций философии относительно всеобщей связи мира, которая последовательно развивалась Анаксагором ("все во всем"), Плотином, Н.Кузанским, Лейбницем ("каждая монада есть отражение Универсума") всесторонне доказывается всем ходом научного познания мира, материи.

Так, например, в особенностях взаимодействия элементарных частиц заложена возможность появления человека. Элементарные взаимодействия имеют постоянную величину (мировая константа), числовое значение которой 1/137. Именно такое значение обуславливает возникновение атомов, молекул, а затем – человека. Малейшее изменение этого соотношения, характеризующего взаимодействия на микроуровне, привело бы к коренной перестройке структуры материи, возникновению совершенно другого мира. В этом смысле человек есть метагалактическое, космическое, вселенское явление.

Каким же образом проявляется взаимодействие различных уровней материи? Взаимодействие объектов субэлементарного уровня и возникающих на их основе элементарных частиц служит фундаментом для образования более сложных материальных систем. Из элементарных частиц возникают атомы, которые являются качественно специфическим видом материи. Элементарные частицы, ядра атомов, ионы образуют в некоторых случаях особую форму материи (наподобие газа) – плазму. Плазменные тела, достигающие огромных размеров, стянутые электромагнитными гравитационными полями, образуют звезды. В их недрах происходят ядерные реакции с выделением огромных энергий. Звезды – это настоящие производители атомов. В результате превращений элементарных частиц образуются ядра атомов, а на периферии и в окрестностях звезд при понижении температуры, а также при выбросах вещества, при взрывах возникают атомы.

Взаимодействие атомов ведет к появлению молекул, за молекулами следуют макротела. Особый тип макротел составляют планеты, планетные системы.
Огромные скопления звезд, планетных систем, межзвездной пыли и газа, взаимодействующих с собой, образуют особые объекты, которые называют галактиками. Взаимодействующие галактики образуют Метагалактику. Они взаимодействуют так, что удаляются друг от друга с большими скоростями. Чем дальше стоят они друг от друга, тем больше скорость их разбегания. Всего телескопам доступно около 1 млрд. галактик. Расширение Метагалактики определяет ее бытие. Метагалактика возникла около 20 млрд. лет назад в результате Большого Взрыва. Этот взрыв связывают с перестройкой физического вакуума, с его фазовыми переходами от одного состояния к другому, которые сопровождались выделением огромных энергий. Современная наука допускает возможность существования множества миров типа нашей Галактики. Причем материальная структура этих миров может быть различной.

Наряду с неживой природой, существует и природа живая – биосфера. Так названа оболочка Земли, обусловленная прошлой или современной деятельностью живых организмов. Здесь можно выделить следующие уровни: системы доклеточного уровня – нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и белки; клетки, одноклеточные организмы; многоклеточные организмы (растения, животные). К надорганизменному уровню относятся популяции – сообщества особей одного вида, которые связаны общим генофондом, скрещиваются и воспроизводят себя в потомстве. Популяция воплощается в определенную целостность. Например, стая перелетных птиц, стая волков, рыбы в аквариуме или озере, разрастающийся кустарник – все это популяции. Целостность регулирует и определяет поведение и размножение отдельных организмов.
Кроме популяций к надорганизменным уровням организации живой материи относятся биоценозы, которые образуются в результате взаимодействия популяций между собой и окружающей средой. Так, лес – это биоценоз, где сосуществуют популяции животных, различные виды растений. Изучение биоценозов имеет большое практическое значение для деятельности человека, позволяет сохранить природу, рационально использовать ее богатства, ресурсы.
Взаимодействие биоценозов образуют глобальную систему жизни – биосферу. Общее учение о биосфере создано в 20-30 гг. В.И.Вернадским, развившим учение В.В.Докучаева о комплексном взаимодействии в природе разнокачественных объектов. Особой формой жизнедеятельности является человеческое общество, общественная жизнь. Обязательным условием существования людей является духовная жизнь, лежащая в основе образования ноосферы (греч. ноос – разум). Понятие ноосферы, введеное В.В.Вернадским означает расширение деятельности человеческого разума, который становится не только земным, но и космическим фактором.

Нетрудно заметить, что существование любой материальной системы связано напрямую с взаимодействием как внутренних составляющих ее элементов, так и с другими внешними системами и условиями. Именно эти взаимодействия определяют картину мира, являются ее неотъемлемой характеристикой. Именно взаимодействием различных частиц, полей, сил, уровней материального мира можно объяснить как общую картину мира, которую мы сейчас рассмотрели, так и отдельные ее области, части, фрагменты. Взаимодействия ведут к определенным изменениям. Вся совокупность изменений, начиная от физического вакуума и Метагалактики в философии обозначается понятием движение. В понятие движения входят все известные и неизвестные еще процессы изменения вообще. Движение – способ существования материи. Не существует материальных объектов вне определенных форм движения. Прекращение определенных форм деятельности означает прекращение существования данного объекта и переход его в иное, другой объект. Движение внутренне присуще материи и оно так же абсолютно, как абсолютна сама материя.

Наряду с движением в обыденном мире существует и покой. Каким же образом соотносится движение с покоем? Рассмотрение состояния покоя с очевидностью показывает, что покой зависит от некоторой системы отсчета. Так, например, пассажир в поезде находится в покое по отношению к вагону, но в то же время совершает движение к намеченному пункту, вместе с землей вовлечен в движение вокруг Солнца и т.д. Покой можно рассматривать как определенную стабильность движения, его устойчивость по отношению к определенной системе отсчета. Поэтому покой относителен, а движение абсолютно.

Наличие иерархии форм материи определяет разнообразие форм ее движения. Можно выделить следующие основные формы движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Современная наука открывает новые формы движения. К ним относятся, например, движение микрочастиц, процессы физического вакуума и другие. Это заставляет пересматривать традиционную классификацию форм движения, но неизменным остается вывод о существовании различных форм движения, деление их на высшие и низшие. Между этими формами существует органическая связь, которая проявляется в том, что каждая высшая форма движения содержит низшую. В тоже время нельзя сводить высшие формы к низшим, ставить знак равенства между ними.

Генетическая связь между различными формами движения проявляется в том, что уже на микроуровне, во взаимодействии элементарных частиц заложены определенные возможности более сложных форм движения. Именно в различном взаимодействии микрочастиц в особенностях этого взаимодействия современная наука видит возможность существования бесконечного разнообразия миров, где наш является только одним из возможных. Можно предположить, что существуют миры, где движение представленное совершенно другими, нежели наши, формами.

Формами существования материи являются пространство и время, которые представляют нерасторжимое единство и рассматриваются как пространственно-временной континуум. Современному представлению об этих понятиях предшествовала длительная дискуссия, представленная различными философскими школами. В основном это обсуждение шло по нескольким направлениям:


1. Относятся ли понятия пространства и времени к объективным характеристикам материального мира или же представляют познавательное свойство нашего сознания?
2. Каким образом относятся пространство и время к субстанции?
3. В чем состоят основные свойства пространства и времени?

Первое направление характеризовалось различными точками зрения. Одни философы утверждали объективность пространства и времени, т.е. его принадлежность к материальному миру, другие, напротив, считали их априорными формами сознания, позволяющими познавать мир. Второе направление исторически представлено двумя концепциями: субстанциональной и реляционной. Первое рассматривает пространство и время как существующие сами по себе независимо от субстанции, как вместилище, своеобразная арена, где разворачиваются события материального мира. Классический пример тому – теория И.Ньютона.
Сторонники второй концепции понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений между объектами и процессами отдельно от них не существующих. Видным представителем этого направления в философии Нового времени являлся Лейбниц. Дальнейшее развитие пространственно-временных представлений в теориях Б.Римана, Н.И.Лобачевского (неевклидова геометрия) и особенно А.Эйнштейна (специальная теория относительности и общая теория относительности) заставило отказаться от субстанциональной концепции.

Современные воззрения на проблему сводятся к следующему:
1. Пространство и время не существуют независимо от материальной формы бытия.
2. Пространственно-временные свойства зависят от характера движения и взаимодействия материальных систем, что подтверждает их статус основных форм существования материи, содержанием которых выступает движущаяся материя.

Но было бы неправильно утверждать, что в настоящее время проблемы пространства и времени не существует. Оживленные дискуссии продолжаются. Пространство хар актеризуется протяженностью, однородностью, изотропностью, трехмерностью. Протяженность означает способность тел существовать одно подле другого и иметь пространственные границы. Положение любого объекта может быть определено с помощью трех независимых величин. Трехмерность пространства является необходимым условием существования устойчивых связанных систем, состоящих из двух тел. В пространстве более трех измерений не существовало бы планетных систем, ядер, молекул, макротел, электронных оболочек вокруг ядер и т.д. Таким образом, трехмерность тесно связана с фундаментальными материальными процессами. Однородность прост ранства означает отсутствие в нем каких-либо выделенных точек, а изотропность – равноправие всех возможных направлений.

Пытаясь осмыслить необозримое многообразие мира, человек встает перед проблемой: можно ли утверждать, что, несмотря на это многообразие, существует какое-то единство, некая основа, объединяющая все виды бытия, и если существует, то что она из себя представляет.

Решение этой проблемы породило философские учения: плюрализм, дуализм и монизм, а категорией, выражающей ее суть, является субстанция (от лат. — сущность, то, что лежит в основе) — неизменная неуничтожимая основа бытия в Противоположность его меняющимся свойствам и состояниям.

Дуализм (лат.— двойственный) исходит из признания двух равноправных и несводимых друг к другу начал: духовного и материального. Крупнейшим представителем этой концепции является Р. Декарт, выдвинувший идею о двух равноправных и независимых друг от друга субстанциях: мыслящего, но непротяженного духа, и протяженной, но немыслящей материи. Считая обе субстанции конечными, Декарт объединяет их с помощью абсолютной бесконечной субстанции — Бога. Связь душевного состояния и физиологических процессов в организме человека Декарт пытался объяснить с помощью гипотезы о существовании особого органа — шишковидной железы мозга. Дуализм лежит в основе психофизического параллелизма — учения, согласно которому психические и физиологические процессы независимы и несводимы друг к другу.

Материалистический монизм основывается на признании материального единства мира, считает материю основой всего существующего. Эта позиция характерна для материалистических учений античности: философов милетской школы, Гераклита. В эпоху Возрождения он утверждается в философских системах Н. Кузанского и Дж. Бруно. В Новое время Спиноза, отождествив природу с Богом, рассматривал ее как вечную и бесконечную субстанцию, которая является причиной самой себя и не нуждается ни в каком другом начале. Неотъемлемыми свойствами этой субстанции (ее атрибутами) являются протяженность и мышление. Признав единую субстанцию, Спинозу вместе с тем признает ее проявления в бесконечном множестве отдельных вещей (модусов). Материю как единую субстанцию признавали Гоббс, французские материалисты, Л. Фейербах, в русской философии — Герцен, Чернышевский и другие мыслители.

Интерес к проблеме единства во множественности возник еще в античности и был продиктован потребностями производства и общественной деятельности. Росли интеллектуальные способности человека, умножались его производственные возможности, но все это не могло сравниться с разнообразием окружающих явлений. В этих условиях необходимо было приспособиться к окружающему миру и в конечном итоге покорить его. Человеку пришлось научиться группировать сходные явления, находить в них общее и сводить их к индивидуальному. Долгое время этот процесс был спонтанным. В конечном итоге это привело к пониманию реальной задачи поиска единства в многообразии. Для того чтобы быть уверенными в своих действиях, люди должны были иметь основания для этой уверенности. Они искали его в объяснениях происхождения видимого мира через нечто единое.

Почти все народы в своем развитии прошли через фазу спонтанного религиозного и культурного творчества, в котором Богу отводилась роль единственного прародителя. Элементы научно-философского понимания мира начали формироваться в процессе разложения и трансформации мифологического понимания, в силу необходимости обоснования и проверки утверждений, тогда как мифология относит все к вере. Человек не просто смотрит на предметы, а затем формирует утверждения о них. Человек стал проблемой для самого себя. Мысль обратилась к самому себе, и человек начал исследовать себя и свое мышление.

Античная философия, в отличие от мифологии, была достаточно критичной и широко использовала приемы доказательства и опровержения. Освобождение от метафорического мышления означало переход от знания чувственных образов к знанию интеллектуальных, оперирующих понятиями.

Такой подход казался внутренне противоречащим Аристотелю, чья доктрина предполагала, что мир состоит из реально существующих, чувственно воспринимаемых отдельных вещей. И снова возникла проблема: единичное реально, но само по себе не является объектом науки; общее является объектом научного знания. Спор о том, что есть реальность — единичное или общее — ведется на протяжении многих веков как в средневековой, так и в новоевропейской философии.

Взгляды античных философов на проблему единства и многообразия мира оказали значительное влияние на средневековых мыслителей. Согласно концепции христианского богословия, мир, несмотря на его кажущееся разнообразие, един, потому что он был создан Богом по единому плану. Новое отношение к миру как к продукту творения требовало нового обоснования. Одно из направлений, называемое реализмом, утверждало, что истинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии, а не отдельные объекты. Противники реализма, с другой стороны, признавали существование только единичных вещей и подчеркивали примат воли над разумом. Эта тенденция была названа номинализмом.

Идейное наследие античных и средневековых философов заключалось в открытии необходимости единого общего основания для бесконечного разнообразия окружающих нас явлений. Более того, философы признавали, что возможны различные решения, в основном с помощью логических доказательств и чисто умозрительных заключений.

Проблема единства мира в истории философии - Проблема единства мира: история и современность

Проблема единства мира: история и современность

Связь между идеальным и материальным можно рассматривать как генетическую связь, связь по происхождению. В этом случае мы можем говорить об онтологии, учении о бытии, о материи как проекции Абсолюта, или о сознании как универсальном свойстве высокоорганизованной материи, или о тождестве мышления и бытия. Взаимную связь материи и разума можно рассматривать как взаимосвязь уже сформировавшихся противоположных начал. Затем у нас есть гносеология — учение о познании, или праксиология, когда речь идет о практическом аспекте взаимодействия материального и идеального.

Следующий вопрос заключается в правильном значении этих отношений с точки зрения сторон, которые их формируют. Опуская различные рассуждения, которые могли бы иметь место в этом случае, будем считать, что отношение, вводимое (постулируемое) главным вопросом, — это отношение материальной и духовной форм. То есть, что бы терминологически ни понималось под его одной стороной, определяемой как дух (духовное), сознание, мысль, ментал, образ и т.д., все это одинаково означает форму, противоположную (противостоящую) материи (материальному бытию). Точно так же, независимо от того, как терминологически определяется другая сторона этого отношения — как бытие, тело, объект (субъект), реальность, природа, мир и т.д. — все это снова означает одно и то же, а именно противоположность духовной формы (духовного).

Варианты решения проблемы единства мира

В предыдущих учениях философии есть идеи о различных субстанциях: Земля, Вода, Воздух и Огонь. Среди античных философов субстанцией обычно считалась какая-либо субстанция (вода, воздух, земля, металл, дерево, огонь), а разнообразие вещей — это различные состояния этой субстанции. Если субстанций было несколько, они считались неизменными и не сливались друг с другом. Разные вещи в этом случае были результатом различных комбинаций веществ.

Затем Спиноза избавился от дуализма, объяснив, что протяжение и мышление — это не субстанции, а атрибуты (неотъемлемые свойства) общей для них субстанции — физической природы (материи).

Признание того, что в основе мира лежит только одна субстанция, называется монизмом. Следовательно, Декарт — дуалист, а Спиноза — монист.

Утверждение немецкого философа Лейбница о том, что субстанция не может быть расширена, приводит к идее бесконечно малых монад, из которых состоят все вещи. Лейбниц объяснил одновременность их действий предопределенной гармонией.

Таким образом, монизм может быть двух видов — материалистический, когда субстанция материальна (физическая), и идеалистический, когда субстанция мыслима. Идеалистический монизм, в свою очередь, также может быть двух видов. Если основой мира является мысль (сознание, ощущение) самого человека, то это субъективный идеализм (Беркли, Фихте), а если субстанцией является мысль сверхчеловека (Бога, мирового духа и т.д.), то это объективный идеализм (Платон, Гегель).

Монизм должен объяснять все существующие вещи единой субстанцией. Если идеализм должен объяснить существование физических (материальных) вещей, то материализм должен объяснить существование мыслей. Как же решаются эти проблемы?

Для субъективного идеализма материальные вещи — это мысль о них, комплекс человеческих ощущений, то есть материи как таковой не существует. Последовательное следование этой идее приводит к выводу, что в мире нет ничего, кроме собственного сознания. В философии такой подход называется солипсизмом. Но сами философы не хотят считать себя солипсистами. И Беркли, и Фихте, чья философия привела к солипсизму, утверждали, что другие люди тоже существуют.

Для объективного идеализма материя — это некое небытие, из которого мысль создает вещи, т.е. материя как таковая не существует и для человека. Вещи в данном случае — это инаковость идеи. Так утверждали Платон и Гегель.

Идеализм не отрицает существование вещей, которые мы воспринимаем, он просто объясняет их иначе, чем материалисты. Основой, субстанцией вещей в идеализме является сознание.

Научные и философские доказательства материального единства мира

Осознание материального единства мира стало результатом тысячелетнего развития науки и практики. В свое время противопоставление земного и небесного мира было очень распространено. В последнем помещались все небесные существа, он считался вечным и нетленным, в отличие от тленной материи. Развитие астрономии, физики и других наук опровергло эти убеждения. Были изучены законы движения планет и других космических тел, изучен их химический состав. Было доказано единство физико-химического состава вещества Земли и вещества других планет, звезд и галактик, выявлены общие законы движения материи, происходящие как в земных условиях, так и в космосе. Благодаря развитию физики и химии стало возможным надежно предсказывать такие состояния

сверхплотные состояния материи, нейтронные звезды, и в общих чертах объяснить природу энергии звезд, этапы их эволюции. Мощный процесс интеграции наук способствовал возникновению единой естественнонаучной картины мира как материи в движении и эволюции.

В этом утверждении бытие как наличное бытие множественности вещей (понятие чистого бытия отвергается в материализме) Энгельс сравнивает бытие с материей. Первое представляет собой то, что непосредственно дано; это то, в существовании чего мы можем убедиться с помощью наших органов чувств. Поскольку круг человеческих чувств на каждом новом этапе познания включает в себя ограниченное (хотя и постоянно растущее) число единичных объектов бытия, мы в принципе не можем исчерпывающе судить обо всем многообразии бытия. Если единство мира сводится к его бытию, то от универсальности этого единства придется отказаться, ибо за пределами поля зрения единство мира всегда будет выглядеть как открытый вопрос.

Спекуляции на тему существования всевозможных духовных субстанций и потусторонних, мистических, сверхъестественных сил. Примечательно, что вера в религии определяется как доверие к существованию невидимого.

Если единство мира заключается не в бытии, а в его материальности, то как это следует понимать? К сожалению, Энгельс не дает конкретных разъяснений на этот счет, но есть общая логика рассуждений о проблеме материи и материальном единстве мира, которая помогает адекватно понять его вышеприведенную мысль. На первый взгляд кажется правильным интерпретировать эту идею таким образом: Единство мира заключается в материальности, потому что это определенное свойство, присущее всей реальности. В этот момент, однако, сразу же возникает вопрос: почему материальность мира доказывается (т.е. косвенно раскрывается) через долгое и трудное развитие философии и естествознания, а не фиксируется непосредственно в опыте, как любое другое свойство? Основная трудность в понимании материальности как всеобщего свойства, лежащего в основе единства мира, и особенно единства бытия и мышления, заключается в необходимости признания материальности сознания. В.И. Ленин, как известно, считал такое признание путаницей и грубой философской ошибкой. Все это заставляет нас искать другую интерпретацию проблемы материального единства мира.

Современный научный образ мира

Как любая религиозная концепция рассматривает судьбу человека? Согласно древнегреческой концепции, человек, созданный богами, должен идти по жизни, принимая все, что посылает ему неумолимая судьба. Его принцип — жить так, как должно жить, поэтому он полон напористости, стремится к победам и смело смотрит смерти в глаза. Когда приходит его час, подземные власти в царстве мертвых решают его судьбу. Буддизм, будучи в целом довольно пессимистичной религией, придерживается несколько печального взгляда на судьбу человека. Он находится на самом нижнем плане мира, и когда тело умирает и растворяется, поведение человека при жизни, а точнее, его мотивация, определяет, где и кем он возродится. Душа возвращается в мир страданий и продолжает снова страдать и пожинать плоды своего прошлого поведения. Цель человека состоит в том, чтобы суметь отказаться от своих желаний и войти в состояние нирваны, то есть вечного блаженного покоя. В этом процессе личность полностью утрачивается и растворяется, говоря языком религии, во вселенской пустоте. В христианстве человеческое существование также весьма трагично. Даже младенец грешен, потому что он рожден от плотских родителей. Драгоценный дар Божий, свобода, используется человеком не по назначению, а для утешения своей гордыни. Судьба каждого человека определяется Страшным судом, после которого одни обретают вечное блаженство, а другие испытывают страшные мучения.

Философия двадцатого века совершила прорыв к более динамичному взгляду на мир. Критика интеллекта, критика науки в философии жизни, способствовала осознанию того, что рациональные способы познания должны пониматься реалистично по отношению ко всему многообразию разнородной психической жизни человека. Огромное практическое значение науки вызвало глубокое уважение массового сознания, и ее слово имеет вес. Наука — это бесстрастное и точное зеркало, отражающее мир как фотографию реальной действительности.

В XX веке было сделано множество открытий, которые показали, что мир гораздо более разнообразен, чем это представляла себе механистическая наука. Было доказано, что человеческое сознание изначально содержится в нашем восприятии самой реальности. Конечно, это не означает, что физика перестает быть естественной наукой, а лишь утверждает положение человека во Вселенной.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Понятие материи. В отличие от натурфилософии и пантеизма диалектический материализм исключает из понятия материи всякое духовно-божественное содержание. Кроме того, материя не сводится к какому бы то ни было единому вещественному субстрату, будь то огонь, вода, воздух, земля, атомы и т.д. Классическим в диалектическом материализме считается определение материи, данное В. И. Лениным: материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

В чем основное содержание этого определения? Во-первых, материя рассматривается как мыслительное сокращение, которым мы охватываем мир вещей и явлений в их единстве, сообразно их общему свойству быть объективной реальностью, т.е. существовать вне и независимо от сознания отдельного человека и всего человечества. Такое единство называется материальным. Материя проти –

вопоставляется сознанию, а для того, чтобы отличить объективность материи от объективности Бога, Абсолюта, Бытия и т.д., материализм отказывает последним в праве быть реальностью.

Живая природа имеет два уровня: биологический и социальный. На биологическом уровне в структуру материи входят нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК), белки (до – клеточный уровень жизни), клетки и одноклеточные организмы, многоклеточные организмы (растения и живот –

ные), популяции (совокупность особей одного вида, длительное время занимающие определенное пространство и воспроизводящие себя в потомстве), биоценозы (совокупность популяций, населяющих данный участок суши, воды и находящихся в определенной связи между собой и окружающей средой), биосфера (глобальная система жизни, образованная в результате взаимодействия биоценозов). В рамках биосферы возникает человек и человеческое общество. На социальном уровне в структуру материи входят семья, классы, расы, нации и т.д.

Субстанция и ее самоорганизация. Материя как субстанция. Как мы отмечали выше, одной из центральных проблем философии является обоснование возможности существования единого в его многообразии. Как решается эта проблема в диалектическом материализме?

Как же диалектический материализм решает это противоречие? Противоположность материи и сознания признается абсолютной только в пределах гносеологии (науки о познании), когда ставятся и решаются вопросы о том, что является содержанием человеческого мышления: структурирует ли оно мир, согласно своим законам, или законы мира отражаются в законах мышления? И здесь материализм четко заявляет о вторичности мышления и первичности материального мира, который отражается чувствами и мышлением. В пределах гносеологии невозможно снять противоречие материи и сознания, оставаясь на Почве материалистического монизма. Это осознавал Ленин, неоднократно указывавший на недостаточность гносеологического определения материи, на необходимость «углу –

В понимании субстанции как принципа, позволяющего объяснить единство мира и его многообразие, философы разделились на монистов, дуалистов, плюралистов.

Учения, объясняющие единство мира из одной субстанции, называются монистическими (греч. monas – один). Если в. качестве субстанции берется материальное начало, то это материалистический монизм; если первичной объявляется духовная субстанция (сознание, дух, мысль), то это монизм идеалистический. В традиции субстанциализма философы исследовали, какая из субстанций (духовная или материальная) является первичной, основополагающей, позволяющей объяснить единство мира в его многообразии.

Монизму противостоит дуализм (лат. dualis – двойственный), согласно которому в основе мироздания лежат две субстанции – материальная и духовная.

Материалистический монизм базируется на признании того, что материя как субстанция есть субъект всех своих изменений, т.е. активная причина всех своих формообразований. Материя как субстанция не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Следовательно, понимание материи как субстанции позволяет объяс –

нить многообразие, оставаясь на позициях монизма, дает возможность вывести сознание из материи, сознанием не обладающей.

Но довести понятие материи до понятия субстанции – значит ответить на вопрос, как и за счет чего она порождает сама в себе многообразие своих атрибутов (неотъемлемых свойств), качественное многообразие вещей и явлений? Этот вопрос – центральный в материалистическом монизме: требуется объяснить единство через многообразие и наоборот, не прибегая к помощи внешних потусторонних сил, как-то Бог, Абсолютный Дух, Мировая Душа и т.д.

Движение – атрибут материи. В самом общем виде диалектический материализм объясняет феномен самопорождения материей бесконечного многообразия своих конкретных форм в их материальном единстве, признав, что неотъемлемым свойством материи, ее атрибутом является движение. Под движением понимается изменение вообще, т.е. любое изменение, как качественное, так и количественное. Только признав, что движение – неотъемлемое свойство материи, можно объяснить многообразие мира в его материальном единстве. Тот факт, что материальному миру присущи изменения, фиксируется уже на уровне обыденного сознания. Не надо быть философом, чтобы видеть, как материальные вещи рождаются, проходят какие-то стадии своего развития, а затем погибают. За время одной человеческой жизни каждый из нас наблюдает эти циклы в природе, обществе, в жизни своих близких и знакомых.

Но если обычный человек просто фиксирует существование изменений, то философ дает понятийное определение, классифицирует и объясняет их причины. Прежде чем перейти к объяснению сущности движения материи, рассмотрим основные типы и формы движения.

Основные типы движений. Изменения бывают скрытые и явные. Первые не фиксируются простым наблюдением, так как не изменяют внешних качественных характеристик предметов, вещей и явлений. Так, наука доказала, что все тела состоят из атомов, внутри которых происходят бесконечные процессы взаимодействия элементарных ча –

Итак, указанный (условно, первый) тип движения сохраняет качество предмета неизменным для внешнего наблюдения. Поэтому на уровне обыденного сознания люди не воспринимают тот факт, что любая вещь включена в каждый момент времени в процесс изменения.

Второй тип движения сопровождается качественными изменениями предметов, фиксируемыми на уровне наблюдений. Сюда относятся явления гибели – смерти предметов неживой и живой природы, переход предметов из одного состояния в другое (например, вода при замерзании превращается в лед, а металл при нагревании становится жидким), возникновение новых объектов (например, ученые фиксируют возникновение новых звезд; из материалов природы люди научились производить объекты, существующие в естественной природе).

Читайте также: