Мнемотехника в театральной деятельности в доу

Обновлено: 05.07.2024

ОСНОВАНИЯ ВЫБОРА ТЕМЫ:
*Знакомство детей с разными видами театров начала в младшей группе и заметила,
что встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает
малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу,
воспитывает доброту. Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя
голос и интонацию в соответствии с героем, позволило мне в наблюдениях
отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо
знакомые им русские народные сказки ("Курочка Ряба", "Колобок", "Репка" и др.).
Поэтому решила показывать маленькие спектакли, приглашая желающих детей в
них играть.
*С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно
создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей,
важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его
фантазию и попытаться максимально реализовать его способности.
*Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки,
развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего
возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости,
находчивости, храбрости.
*Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только
путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие
игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Задачи театрализованной деятельности
1. Развивать внимание у ребенка, слушать речь
взрослого и понимать содержание и действовать в
соответствии с ним;
2. Воспитывать выдержку, развивать память;
3. Развитие интонационной выразительной речи
(эмоциональность);
4. Развитие умственной и речевой активности;
5. Развивать умение с помощью взрослого
инсценировать и драматизировать небольшие
отрывки из народных сказок.
Для обучения детей использовались следующие
технологии: мнемотехника, модельное обучение;
коммуникативная деятельность;

Мнемотаблица –
это схема, в которую заложена определенная
информация.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или
маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение);
таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти
схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Где можно использовать
мнемосхемы?
Обогащение словарного запаса
Обучение пересказу
Составление рассказов
Разучивание стихотворений,
скороговорок, чистоговорок.
Отгадывание загадок

Для детей младшего и
среднего дошкольного
возраста необходимо
давать цветные
мнемотаблицы, так как
в памяти у детей
быстрее остаются
отдельные образы:
лиса- рыжая, мышкасерая, ёлочка- зелёная.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном
цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических
изображений.

Последовательность
работы с мнемотаблицами:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней
изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е.
преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ
сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения
с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка
метода запоминания.

Слайд 1. Знакомство детей с различными видами театров начинается уже с ясельной группы. И замечено, что встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу. Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с героем, позволило отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки ("Курочка Ряба", "Колобок", "Репка".)

Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с младшего возраста показывать детям примеры дружбы, справедливости, отзывчивости, находчивости, храбрости.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я обнаружила, что при пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, “теряют” действующих лиц. Часть детей оказывается способной лишь отвечать на вопросы. Поэтому я в своей работе решила применить мнемотехнику.

Слайд 3. Мнемотехнику в дошкольной педагогике применяют давно и называют по – разному. Валентина Константиновна Воробьева для развития связной речи предлагает использовать сенсорно – графические схемы, Татьяна Александровна Ткаченко – предметно – схематические модели, Василий Павлович Глухов – блоки – квадраты.

Взяв за основу мнение великих педагогов, мы убедились в том, что именно использование приёмов мнемотехники поможет решить проблему. ” Мнемотехника играет особую роль в развитии речи через театральную деятельность. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.

Слайд 4. Применение мнемотехники. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Ребёнок начинает знакомиться с художественной литературой в раннем детстве. Но далеко не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопросы по содержанию прочитанного произведения. Свою работу я начала с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам.

Слайд 5. Мнемоквадрат — структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы. Это отдельный схематичный несложный рисунок с определенной информацией. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение. Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащать словарный запас.

Слайд 6. Дети легче запоминают образы, если цвет соответствовал герою: лиса рыжая, ягода красная. Позже усложняем или заменяем другой заставкой: изображаем персонажа в графическом виде: лиса состояла из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д.

Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти, знакомлю детей с мнемодорожкой.

Слайд 7. Мнемодорожки — коллаж, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории.

Слайд 8. Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивают мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Слайд 9. Работу с мнемотаблицами рекомендуется начинать уже с детьми младшего и среднего возраста – на этом этапе лучше рисовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, не привлекать внимание на яркость символических изображений

Слайд 10. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели вместе с детьми, где дошкольники могут сами участвовать в рисовании и раскрашивании мнемотаблиц, самостоятельно подбирая образы или символы.

В своей работе я использую мнемотаблицы для запоминания сказок и их пересказа, при обучении составлению рассказов.

1. Рассмотрим таблицу и разберем изображения (символы) на ней.

2. Перекодируем информацию (символы в образы, т. е. расшифруем, например: Что у нас получилось: домик, мышь, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь, крыша, развалился.

3. Перекодируем сказку по образам (дополнительно происходит отработка методов запоминания, например:

Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-длинные уши, лиса-краса, волк-зубами щелк, затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок. Теремок развалился.

4. Зарисуем мнемотаблицу. Опорными в таблице являются изображения

персонажей (главных героев, через которых происходит осознание происходящего в сказке, понимание самой сказки. Также можно изобразить явления природы, некоторые действия.

5. Воспроизведем сказку по таблице.

Можно задать вопросы к сказке, например:

Какая сказка спряталась в таблице?

Про кого сказка?

Кто является главным героем сказки?

Мнемотаблицы при заучиванию стихов.

Слайд 12. Стихи очень нравятся детям. Они любят их слушать и рассказывать, но у некоторых из детей интерес к заучиванию стихов вызывает большие трудности. Чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов, на помощь приходят как мнемодорожки, так и мнемотаблицы.

Слайд 13. Для запоминания стихотворения его представляют в виде таблицы. Каждая ячейка — одно слово или целая фраза из стихотворения. На начальном этапе предлагают готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений повышает интерес ребенка к произведению, также облегчает и ускоряет процесс усвоения и запоминания текстов. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Размеры мнемотаблицы

1. для младших дошкольников — 4 клетки (2х2, 9 клеток (3х3,

2. для дошкольников среднего возраста — 9 клеток (3х3, 16 клеток (4х4,

3. для дошкольников старшего возраста — 16 клеток (4х4, 25 клеток (5х5).

В результате при использовании технологии мнемотехника в театрализованной деятельности :

-расширяется круг знаний об окружающем мире;

-развивается наглядно-образное и логическое мышление;

-совершенствуется связная речь в ходе рассказывания по таблице;

-снимаются внутренние зажимы и комплексы.

Технология мнемотехники универсальна и эффективна, способствует всестороннему развитию личности ребенка, в нашем случае через театрализованную деятельность.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Использование приемов мнемотехники в развитии театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Знакомство детей с различными видами театра начинается уже в младшем возрасте. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, память, творческое воображение. С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

Дети в детском саду с большим удовольствием участвуют в театрализованных играх. Они позволяют создать благоприятную эмоциональную базу для развития положительных эмоций, эстетических чувств.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я обнаружила, что дети при пересказе ошибаются в передаче последовательности событий, пропускают части произведений, теряют действующих лиц. Поэтому я решила попробовать в работе по театрализованной деятельности использовать приемы мнемотехники. Ребенку с мнемотаблицами легче запомнить текст произведения, роли, сюжет.

Приемы мнемотехники в детских садах осваиваются ребятами постепенно. Вначале дети знакомятся с мнемоквадратами (Это яркие одиночные изображения, которые могут обозначать какое-то слово, словосочетание, характеристику предмета или образ действия) , затем с мнемодорожками(Они представляют собой таблицу, состоящую чаще всего из четырех картинок. По изображению ребенок может составить 2 - 3 простых предложения).

Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой , дети легко осваивают мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Работу с мнемотаблицами рекомендуется начинать уже с детьми младшего и среднего возраста – на этом этапе лучше рисовать цветные мнемотаблицы , так как в памяти у детей остаются отдельные образы: белка - рыжая, солнце - желтое, елочка — зеленая. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, не привлекать внимание на яркость символических изображений

В старшем дошкольном возрасте полезно составлять мнемотаблицы вместе с детьми, где дошкольники могут сами участвовать в рисовании и раскрашивании, самостоятельно подбирая образы или символы.

В своей работе я использую мнемотаблицы для запоминания сказок и их пересказа, при разыгрывании сказок в театрализованной деятельности.

Для более удобной работы с мнемотаблицами, мной была разработана и сделана двусторонняя ширма, для театрализованной деятельности. Основа ширмы изготовлена из полипропиленовых труб. Делится на три части. В центре окошко для показа кукольного театра, боковые части имеют прозрачные карманы, куда помещается лист формата А4. В эти карманы и помещаются мнемотаблицы. Одна сторона ширмы оформлена в театральном стиле, противоположная - эстрадный. Таким образом детям очень удобно показывая театр, смотреть на мнемотаблицу, и воспроизводить безо всяких усилий содержание сказок. Повернув ширму на другую сторону дети по мнемотаблицам поют песни, рассказывают стихи.

Такую интересную, красочную и необычную театрализованную ширму можно использовать в игровой, театральной и познавательно-образовательной деятельности детей. Детям очень нравится показывать кукольные представления.

В результате при использовании мнемотехники в театрализованной деятельности у детей расширяется общий кругозор, развивается наглядно-образное и логическое мышление, совершенствуется связная речь. Театрализованная деятельность является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка. Играя, дети могут самовыражаться, познавать мир, у них развивается память, мышление, обогащается словарный запас слов. К тому же она способствует эмоциональному благополучию детей.

Театр, как известно, любят и дети, и взрослые. Его возможности многообразны, а сила воздействия велика. Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики, связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребёнка. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи.

Очень важным для ребенка является коллективный характер театрализованной деятельности. Участвуя в спектакле, ребёнок обменивается информацией и координацией функций, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними. Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля дети учатся выделять, средства её достижения, планировать и координировать свои действия. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития. Кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений. Кроме того, театральные игры с успехом используются на занятиях по чтению художественной литературы (инсценировка художественных произведений, знакомство с литературными произведениями, заучивание стихотворений).

Переоценить благоприятное воздействие театрализованных игр на развитие детей дошкольного возраста невозможно. Такая деятельность способствует:

- усвоению и закреплению детьми учебного материала;

- развитию речи и мелкой моторики;

- формированию коммуникативных навыков;

- развитию творческих способностей, выявлению талантов малышей;

- формированию умения взаимодействовать с окружающими;

- становлению чувствительно-эмоциональной сферы;

- появлению устойчивого интереса к художественной литературе, книге;

- воспитанию эстетического вкуса; развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, воля, инициативность и другие.

Театрализованные игры можно разделить на две группы: драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре - драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.

Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

Виды драматизации, которые могут быть использованы в работе с дошкольниками это:

-игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.

Традиционно предлагают классифицировать режиссерские игры в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.).

Какие же виды театров в детском саду возможно организовать? В педагогической литературе предлагается проводить с дошкольниками такую деятельность, как:

1. Стендовый театр.

Стендовый театр представляет собой какую-либо поверхность, на которую крепятся фигурки-персонажи и декорации. К такому виду относятся:

- Театр на фланелеграфе (доске, обтянутой тканью). Для организации такого вида деятельности потребуется промышленный или изготовленный самостоятельно фланелеграф и фигурки-персонажи выбранного художественного произведения, на которых необходимо с обратной стороны прикрепить липучки. Таким образом, по мере развития сюжета, ребенку предлагается прикреплять необходимые фигурки на фланелеграф.

- Магнитный театр. Он представляет собой, по сути, то же самое, что и предыдущий вид, только используется металлическая доска, а на фигурки прикрепляются магнитные полосы вместо липучек. Основа и, соответственно, персонажи такого театра бывают самого разного размера: от небольшого настольного варианта, до полноценного экрана для зрительного или музыкального зала.

2. Настольный театр.

Название такого вида театра говорит само за себя — игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности. Каким же бывает настольный театр в детском саду:

- Бумажный (картонный). Нередко такой готовый театр можно найти в каком-либо детском журнале — нужно лишь вырезать и собрать все необходимые детали и можно начинать спектакль.

- Магнитный представляет собой металлическую доску с магнитами — персонажами какой-либо сказки.

- Театр из природного материала, например, шишек, каштанов, желудей и др. Удобно размещать таких персонажей в ящике с песком.

Что необходимо для того, чтобы организовать такую театрализованную деятельность? В первую очередь нужна ширма. Ее размер зависит непосредственно от размеров персонажей. В свою очередь, куклы чаще всего изготавливаются самостоятельно педагогом. Но и воспитанники также могут принять активное участие в создании персонажей. Например, изготовить пальчиковые куклы можно из картонных конусов, ткани, теннисных шариков и других материалов.

4. Верховой театр

Что представляет собой верховой театр? Такой термин был введен российскими кукловодами еще в XVI веке. Его особенность заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который ими управляет. Бывают следующего вида:

- Тростевой театр. В тростевом театре используются куклы, которые, соответственно, закреплены на высокой трости, а человек, который управляет персонажами, спрятан за ширмой.

- театр ложек в детском саду. Атрибуты для такой игровой деятельности изготовить самостоятельно очень просто. Для этого понадобится деревянная ложка. На выпуклой ее части рисуется лицо персонажа, а на ручку одевается одежда сказочного героя. Во время постановки детского спектакля малыши-кукловоды держат персонажей из ложек за ручку.

5. Напольный театр

6. Театр живой куклы.

Для того, чтобы облегчить ребенку процесс запоминания текста произведения, выбранной им роли, сюжета, хронологии событий и персонажей в театрализованной деятельности может использоваться такая образовательная технология, как мнемотехника.

Существуют следующие виды мнемотехники, которые могут быть использованы в работе с дошкольниками и в частности в театрализованной деятельности, и которые строятся по методу от простого к сложному:

- Мнемоквадраты. Это яркие одиночные изображения, которые могут обозначать какое-то слово, словосочетание, характеристику предмета или образ действия.

- Мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простых предложения

- Мнемотаблицы. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение. Работа с мнемотаблицей позволяет развивать наглядно-образное и логическое мышление, а также совершенствовать сявзную речь в ходе рассказывания по таблице.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Последовательность работы с мнемотаблицей:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

В результате при использовании технологии мнемотехники в театрализованной деятельности у детей:

- расширяется круг знаний об окружающем мире

- развивается наглядно-образное и логическое мышление

- совершенствуется связная речь в ходе рассказывания по таблице

- снимаются внутренние зажимы и комплексы

Театрализованная деятельность является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка. Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. А также значительно повышает уровень речевой активности и коммуникативной направленности речи.

Читайте также: