Мне осталась одна забава анализ кратко

Обновлено: 02.07.2024

Поэт размышляет о том, каким он предстает перед людьми, решает поделиться с читателями безрадостными мыслями.

Основной темой стихотворения стало

место поэта в жизни, обществе, его взаимоотношения с окружающим миром, людьми. В произведении Есенин говорит о самом себе, однако поднятая им проблема актуальна для многих поэтов, творческих людей, которые постоянно вступают в противоречия с миром и самими собой, ищут себя и не могут достичь желанной гармонии.

В Образе лирического героя произведения предстает сам Сергей Есенин. Он явно рассказывает читателям о себе, своей жизни, мироощущении и взгляде на окружающую действительность. Можно смело сказать, что образ автора и образ лирического героя в данном произведении едины.

собой яркий пример стихотворения в лирическом направлении, когда автор делится мыслями и чувствами с читателями.

Сюжет и идея произведения

В стихотворении просматривается сюжет. Лирический герой рассказывает о своей жизни, говорит о своем месте в мире в данный момент, возвращается в прошлое и обращается в будущее. Есенин отмечает, что о нем “прокатилась дурная слава”, с горечью говорит о том, как сейчас воспринимают его окружающие люди, у которых он не нашел понимания.

В то же время герой отмечает, что статус в обществе не играет для него большой роли: “Ах! какая смешная потеря!” Поэт моментально переходит от сплетен и рассказов о себе в обществе к своим мыслям о глобальном и всеобъемлющем – месте веры в своей жизни.

До сих пор исследователи спорят, что мог иметь в виду поэт, говоря о стыде за то, что он раньше не верил в бога, о горечи из-за неверия в данный момент. Можно предположить, что Сергей Есенин делится с читателями самыми сокровенными мыслями о боге в таких простых сроках. Он пишет очень кратко, емко, удивительно искренне, хотя и не надеется на понимание, но в глубине души верит, что такие строки должны найти у кого-то отклик.

Возможно, у тех, кого мучают схожие вопросы.

Поэту стыдно, что он верил в бога раньше. Очевидно, пройдя непростой жизненный путь, Есенин приходит к выводу, что веру нужно выстрадать. Она не должна приходить как чудо, подарок, быть поверхностной. Он верил раньше, потому что был слишком наивен и молод, совсем не знал жизнь и воспринимал ее как божий дар.

Чем сильнее верит в бога такой неподготовленный к различным превратностям судьбы человек, чем больше он надеется на гармонию, высшую справедливость, тем сильнее будет его разочарование в дальнейшем.

Есенин сам пришел от веры к неверию, о чем и пишет в стихотворении. Он видел мир, людей, многократно оказывался разочарованным и обманутым. В итоге жизнь привела его к неверию. Поэт говорит об отсутствии веры с горечью, поскольку именно сейчас ему хотелось бы открыть для себя чудо, поверить в бога и найти в религии ответы на многие вопросы.

Сейчас поэт хочет, но не в силах верить, потому что у него уже нет на это душевных сил.

Затем Есенин легко переходит к своему призванию, пути на земле. Он четко обозначает предназначение поэта: “ласкать и карябать”, воздействовать на чувства, эмоции читателей. Поэт говорит, что стремился к гармонии, хотел соединить несоединимое, но ему это не удалось.

Есенин отмечает, что и в его душе жили ангелы, признается, что много было в его жизни и “веселия мути” и просит наградить его за грехи только смертью под иконами, в простой русской рубашке.

Композиция, тропы

Написано стихотворение преимущественно Анапестом, рифма перекрестная. Чаще всего используются образы и символы: “золотые дали”, “ярче гореть”, “ласкать и карябать”, “розу белую с черною жабой повенчать”, “розовые дни”. Есть и парадокс, когда поэт говорит о чертях и ангелах как двух сторонах одного целого, венчании белой розы и черной жабы.

Есенин отмечает едва уловимую гармонию противоположного, многогранность своей души.

Осмысление своего места в мире, мысли о роли поэта, его предназначении и тоска по чему-то близкому, но недостижимому стали характерными для позднего творчества Есенина.

История создания

Читайте по теме:

В произведении поэт, ещё не старый, но уже повидавший жизнь, раскаивается во многом, что он сделал. Пьяные побоища, оскорбления друзей и просто чужих людей – вот то, что пережил Сергей Александрович. Он раскаивался в содеянных поступках.

Композиция

В стихотворении прослеживается ведение мысли от начала до конца. При этом 7 строф помогают читателям проследить то, что задумал высказать Есенин.

Стихотворение является исповедью. Это философская лирика, к которой в последние годы Сергей очень часто обращался. Это был своеобразный способ высказаться.

Средства выразительности

Обилие тропов не случайно. Поэт рисует картины, которые передают его эмоциональное состояние. Про этот момент не стоит забывать, оценивая стихотворение.

Читайте по теме:

Эпитеты

Дурная слава, золотые, далекие дали – вот небольшой колорит эпитетов, определяющих ключевое значение в плане формирования стихотворного настроения.

Олицетворение

Сжигает житейская мреть – вот то, что олицетворяет Есенин.

Метафоры

Выдающийся русский поэт XX века. Знаток народного языка и народной души. В своих стихах Сергей Есенин предстает тонким лириком, мастером пейзажа и человеком, глубоко понимающим и любящим свою страну - Русь. Сергей Есенин - уникальная фигура XX века. Его стихи читают и любят уже на протяжении двух столетий.

Сергей Есенин

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

Сергей Есенин

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот — и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->

Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

p, blockquote 6,0,0,0,0 -->

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней.

p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной, —

p, blockquote 8,0,0,0,0 -->

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

Сергей Есенин

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

p, blockquote 11,0,0,0,0 -->

p, blockquote 12,0,0,0,0 -->

Автор сливает в произведении две своих личины, скандальную и обаятельную, в одно целое. Строки данного стихотворения ещё долго мелькали в критических статьях.

p, blockquote 13,0,1,0,0 -->

p, blockquote 14,0,0,0,0 -->

p, blockquote 15,0,0,0,0 -->

Мне осталась одна забава.

p, blockquote 16,0,0,0,0 -->

p, blockquote 17,0,0,0,0 -->

p, blockquote 18,0,0,0,0 -->

p, blockquote 20,0,0,0,0 -->

p, blockquote 21,0,0,0,0 -->

Сергей Есенин

p, blockquote 22,0,0,0,0 -->

p, blockquote 23,0,0,0,0 -->

Сергей Есенин

p, blockquote 24,0,0,0,0 -->

p, blockquote 25,0,0,0,0 -->

Исторический контекст

Прижизненное издание

Прижизненное издание

p, blockquote 26,0,0,0,0 -->

p, blockquote 27,1,0,0,0 -->

Автор

Сергей Есенин в 1923 году

Сергей Есенин в 1923 году

p, blockquote 28,0,0,0,0 -->

Самая скандальная книга Есенина

p, blockquote 30,0,0,0,0 -->

Есенин и поэты-имажинисты А. Мариенгоф, А. Кусиков и В. Шершеневич

Есенин и поэты-имажинисты А. Мариенгоф, А. Кусиков и В. Шершеневич

p, blockquote 31,0,0,0,0 -->

p, blockquote 32,0,0,0,0 -->

Почему Москва — кабацкая, а не как мы привыкли — златоглавая, хлебосольная или белокаменная

p, blockquote 33,0,0,0,0 -->

p, blockquote 34,0,0,0,0 -->

Москва, начало 1920-х годов

Москва, начало 1920-х годов

p, blockquote 35,0,0,0,0 -->

p, blockquote 36,0,0,0,0 -->

p, blockquote 37,0,0,0,0 -->

О чем стихотворение?

Автор и литературный герой поэзии – единое целое, именно так идентифицируют этот стих многие литературоведы и критики. Автор в поэзии постоянно сопоставляет разные понятии: верю – не верю, жизнь – смерть, добро – зло и т. д. Можно проследить, что эти противоречия – как часть сама жизнь поэта, полна то взлетов, то падений. От имени автора, лирический герой подтверждает и слухи о своей испорченной репутации, что уже ничего невозможно изменить. Но отчаиваться, по словам героя не стоит, ведь это потеря смешная: потерять себя в глазах окружающих не страшно. Страшно потерять себя для самого себя. Это каламбур, но автор видит свое существование – как творческой личности – именно так. Есенин с тоской вспоминает юношеские годы, полные искренней веры не только в Бога, но и в людей. Однако со временем отрицательный опыт общения дает ужасные плоды разочарования, душевной боли и недоверия:

Пусть не сладились, не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились –
Значит, ангелы жили в ней…

Философия бытия Сергея Есенина

Философия – это вовсе не далекие от повседневного существования концепции и идеи. Онтология, метафизика, этика – все это люди каждый день находят в своей жизни. Собственную онтологию выстраивает и Сергей Есенин, учитывая, в том числе, опыт своей жизни. Давайте посмотрим, что пишет русский поэт в произведении, которое нас интересует в этой статье:

Ах! Какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в Бога не верил.
Горько мне, что не верю теперь…

Последний период жизни Сергея Есенина характеризовался внезапным духовным просветлением писателя. Лирик совмещает онтологические и метафизические темы воедино, стараясь проникнуть за завесу трансцендентной сущности. Поэтому русский литератор и пишет о религии, Боге, вере. Сергей Есенин пришел к той точке сознания, которая обычно посещает творческих людей. Поэта начали волновать философские вопросы бытия человека, Есенин постепенно осмысливал свою жизнь, анализировал свое предназначение под небесами. Используя литературу (в особенности же поэзию), поэт размышляет о том, как его воспринимает читательская аудитория, видят поклонники, признает или не признает общество. Поэтому Есенин решил поделиться со своими читателями-поклонниками идеями и образами, лишенными радости.

Смыслы и посылы поэзии русского лирика

Центральный посыл поэзии – демонстрация места автора в повседневности, роли в социуме, анализ взаимодействий писателя (и творчества вообще) с публикой, окружающей автора.

Писатель не скрывает, что в стихе говорит о себе, расписывается только за собственные поступки, слова, выводы. Впрочем, это закавыка не только автора как личности, это трудность всех деятелей творчества, ведущих диалог с миром, периодически вступая в конфликты с действительностью.

На этом непростом пути люди ищут себя, но не в состоянии отыскать, ведь нет моральных возможностей существовать в гармонических отношениях с миром. Этика дает сбой.

Перо Сергея Есенина – как прототипа героя анализируемого нами произведения – рисует для читателей картину жизненного пути творческого человека, в тонкостях и деталях передает мироощущение, предоставляет свой взгляд на социум и окружающую писателя среду в целом. Это лирические образы, в которых автор старается передать чувства и мысли читателям.

До сих пор ученые-литературоведы не могут понять, что же на самом деле имел в виду Сергей Есенин, вспоминая о чувстве стыда. Скорее стоит сказать так: писатель сожалеет о том, что ранее не имел в душе веры в Господа. Литературные критики допускают такую ситуацию: из-за разочарования и печали от прожитой жизни автор утратил веру во всесильные силы. Однако справедливо также сделать предположение, что русский писатель старается поделиться с публикой наиболее потаенными и скрытыми глубоко в сердце размышлениями о Всевышнем. Русский поэт пишет ловко, кратко, остро, емко, писатель уверен, что слова этого произведения не оставят равнодушным ни одного человека, ведь, возможно, у кого-то точно такие же трудности. Отсюда и стыд: от неверия во Всевышнего. Вероятно, проходя по сложным дорогам жизненного пути, автор считает: вера – понятие индивидуальное, к вере необходимо прийти, перестрадать, осмыслить прожитый опыт.

Размышления Есенина о вере

Веру люди получают как чудо, а не как подарок на блюдце с голубой каемкой. Вера, в понимании писателя, предстает далеко не поверхностное чувство. Когда-то молодой, полный сил и открытый к общению Есенин, казалось бы, успел познать жизнь. Писатель тогда принимал повседневность, как нечто должное. Литератор наблюдал мир со стороны, разочаровывался, обманывался людьми, получал жизненный опыт. Есенин понимал, что сильная вера в Бога в сердце человека, неподготовленного к различным судьбоносным ситуациям, ничего доброго не принесет. Тем не менее, герой надеялся на установление гармонии и жизненной справедливости, но получал лишь все большее количество разочарований в жизни.

Мне осталась одна забава

Философские выводы Есенина

Для поэта ласкать – и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать…

Ремарка об истории создания стиха

Литературоведы порой считают, что автор написал анализируемое нами стихотворение не зря. В поэзии можно прочесть все вперемешку: отчаяние, раскаяние, тоску и печаль, обиду… Возможно, в стихотворении кроется также депрессия. Автор считал, что выполнил свое предназначение в мире людей. Сергей понимал, что этими строками прощается с тем, чем дорожил. ,Есенин готовился к уходу, ведь понимал, что существование далеко от идеала. Пьяные драки, ничем не оправданные дебоши постоянно сопровождали дни Есенина, и такую жизнь писатель желал прекратить.

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот – и веселый свист.
прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист…

Тема спасения души в творчестве русского писателя

Писатель желает спасти собственную, бессмертную душу, которой уже давно нет покоя. Однако, несмотря на отсутствие веры, Есенин стоит на пути очищения души от того балласта, скопившегося когда-то давно и теперь мучит героя, лежит на сердце тяжким грузом. Поэтому исследователи творчества Есенина считают, что предполагаемое самоубийство поэта – это обдуманный, спланированный поступок, а поэзия – исповедь. Откровенное признание писателя, и, вместе с тем, искреннее произведение литературы.

Мне осталась одна забава

Автор демонстрирует, что не кается перед Богом. В первую очередь, покаяние писателя осуществляется не перед Богом, а перед обычным, простым человеком, перед всеми, кто страдал от поступков Есенина. Автор предается строгому читательскому суду – без ожидания снисхождения или жалости.

Сергей Есенин – мастер стихотворных, лирических произведений. Предлагаем ознакомиться с анализом его стихотворения “Письмо к женщине”

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничать я и скандалить
Для того, чтобы ярче гореть…

Сложности композиции и антитеза в поэзии русского писателя

Мнения ученых по поводу событий, описанных в поэзии русского литератора, разделяются. Литературоведы говорят, что анализируемое стихотворение – исповедь, и даже отмечают то, что автор уже давно задумал покончить с собой. Но другие специалисты говорят, что такое сопоставление, антитеза, вполне характерны для творчества Есенина.

мне осталась одна забава

Вот за это веселые мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной, –

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Но стоит отметить, творческим людям это удается не всегда. Желание отпустить жизненный корабль порой не оправдывается, не соответствует действительности, ведь может привести к тяжким последствиям. Связанная душа, обрезанные творческие крылья, ограничение на творчество – это опустошение души творца, переизбыток отрицательных эмоций, молчание и забытье. Иногда очень жесткая критика вполне приводит к моральному уничтожению творческого человека, а душевные травмы лечатся слишком долго или не лечатся вообще, становясь причиной физического уничтожения личности.

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот — и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в Бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Читайте также: