Миссия выполнима как повысить качество образования в школе

Обновлено: 09.05.2024

– открытое признание проблем;

– создание рабочих групп и горизонтальных связей;

– развитие поддерживающих взаимоотношений;

– совершенствование процессов с помощью малых шагов.

Эти принципы стали очень популярными в последние 20 лет в области управления коммерческими компаниями. Думаю, следование им не помешало бы любой школе.

Идеология изучения урока состоит в том, что учителя вместе находят проблемы и путем постоянных групповых усилий шаг за шагом повышают качество школьных уроков. Возможно, наша культура существенно отличается от японской, и тяга к постоянным улучшениям не в крови всех работников школ. Однако школа – это тоже особая культура, которая создается и меняется, пусть даже процесс этот небыстрый.

Пошаговый план

Модель изучения урока в японской версии состоит из очень конкретных шагов и алгоритмов действий. Этот подход сейчас стал настолько популярен, что в разных странах появились свои версии и модификации. Lesson Study в Ярославле, Чикаго или Караганды во многом отличается. Приведем здесь версию, которая кажется классической, но с определенными примечаниями.

Шаг 1. Формирование команды учителей (3—6 человек)

Хотя сама по себе команда учителей едва ли формируется… Точнее сказать: школьный лидер формирует команду учителей. Подробнее о проблеме формирования профессиональных групп будет рассказано далее.

Если привлекается семь или более учителей, то, скорее всего, возникнут сложности с составлением расписания, которое подходило бы всем. В этом случае разумно было бы разделить группу на две части. В каждой группе есть лидер (модератор), который следит за тем, чтобы обсуждение проходило конструктивно, чтобы не было критики в адрес учителя. Как правило, это опытный педагог или член администрации.

Шаг 2. Составление предварительного расписания встреч

Работа над одной целью продолжается 3—5 недель, при этом учителя проводят 10—15 общих встреч за это время. Важно, чтобы между встречами не было больших промежутков времени. Оптимально планировать 1—2 встречи в неделю.

Важно, чтобы на каждой встрече велась фиксация того, что обсуждается. Оптимальный вариант, чтобы кто-то делал подробные пометки относительно того, что предлагается и почему. В некоторых школах все встречи фиксируют на видео.

Шаг 3. Планирование целей обучения

Цели урока могут быть разного уровня:

– конкретные предметные, связанные с темой урока (например, уметь определять публицистический стиль текста);

– метапредметные, связанные с развитием самоконтроля, способов мышления, интеллекта и пр.;

– личностные, например, умение работать в команде, прислушиваться к мнению других, быть толерантным к различным точкам зрения.

Разумеется, за один урок невозможно развить сложные умения (например, привить критическое мышление). Однако можно запланировать небольшие шаги, которые могли бы развить у учеников такие умения. Более того, внедрение в контекст урока широких, сложных целей в большей степени способствует профессиональному росту учителей в группе. Несколько подробнее про постановку целей будет рассказано далее.

Еще один важный нюанс: хотя планируется конкретный урок конкретного педагога, при планировании стоит учитывать, что этот же урок потенциально может провести каждый из учителей при небольших модификациях.

Шаг 4. Проработка структуры урока

Как правило, учителя начинают обсуждение с того, что рассказывают друг другу, как бы они провели подобный урок или как они уже решали подобные задачи. Таким образом, учителя делятся своим педагогическим опытом, обмениваются идеями. Чтобы удержать фокус на обучении детей, учителя вспоминают, как в прошлом дети справлялись или испытывали затруднения с подобными материалами.

Структура урока должна соответствовать целям занятия, которые обсуждались ранее. Нужно учитывать и еще один нюанс: результаты обучения должны быть потенциально измеримыми, видимыми. В качестве видимых могут быть результаты наблюдений, письменные работы учеников, интервью после урока. Это очень важно для того, чтобы учителя проследили взаимосвязь между действиями педагога и реакциями детей.

Есть одна модификация технологии изучения урока (lesson study), которая мне кажется очень полезной: среди учеников класса, в котором будет проходить наблюдение, выбираются три конкретных ученика: слабый, средний, сильный – они являются представителями фокусных групп. Поэтому в течение урока учителя наблюдают не столько за всем классом, сколько за этими конкретными детьми. Выделение разных групп учеников важно для планирования урока: цели прописываются для каждой по силе группы школьников, что делает урок более приспособленным для всех детей.

Шаг 5. Составление учителем протокола урока

Для этого прописываются все этапы работы на уроке и ожидаемые результаты по определенной схеме.

Активность на уроке и/или действия учителя – цели обучения – результаты наблюдения

Шаг 6. Проведение урока одним из учителей

Все члены группы присутствуют на уроке и делают пометки в листах для наблюдения. Присутствующие учителя могут иметь в качестве общей задачи наблюдение за каждым из выбранных учеников. Каждый учитель может иметь более конкретную, специфическую задачу.

Перед уроком учителю важно объяснить ученикам, что на занятии будут присутствовать другие учителя. Их цель – смотреть за происходящим на уроке, а не оценивать результативность каждого.

После урока наблюдающие учителя могут дополнительно задать вопросы тем трем ученикам, за которыми они наблюдали. Вопросы должны непосредственно касаться тех целей, которые ставились для каждого из них перед началом урока.

После наблюдения группа собирается снова, чтобы обсудить, какие цели были достигнуты и какие нет. В соответствии с этим учителя предлагают, как можно улучшить схему урока.

Для обсуждения есть одно ключевое правило: обсуждать, что происходило с учениками, как на них влияли определенные виды работы, но никак не затрагивать учителя.

При применении технологии исследования урока в центре внимания находятся дети, а ответственность несет не проводивший урок учитель, а вся группа.

Анализ урока может проходить в два этапа (в рамках одной или двух встреч): сначала обсуждается, что учителя увидели в обучении детей, потом вносятся предложения, как можно улучшить те аспекты урока, с которыми возникали сложности.

Шаг 8 (факультативный). Повторное проведение урока

Если есть такая возможность, другой учитель проводит в своем классе доработанный вариант урока или тот же учитель проводит урок в новом классе. Но не всегда это возможно: например, если в школе только одна параллель, то придется ждать следующего года, чтобы провести урок повторно.

Шаг 9. Обобщение и распространение результатов работы

Согласитесь, обидно проработать 1—2 месяца и не получить подтверждений успеха. Как правило, для каждого разработанного урока составляется документ, в котором представляется занятие, его результаты, методические рекомендации.

После этого можно смело двигаться дальше – приступать к разработке нового урока.

Lesson study в современных школах

Сама методика используется довольно широко. Например, оплачиваемые государством курсы повышения квалификации могут проходить в форме изучения уроков. Часто существуют межшкольные группы. Кроме того, школы, практикующие такой подход, периодически организуют семинары, на которых каждая из школ описывает свой приобретенный опыт.

На постсоветском пространстве проект по внедрению методики обмена опытом по технологии изучения уроков проводился Институтом образования НИУ ВШЭ в 2013—2016 годах в трех регионах России: Московской и Ярославской областях, Республике Карелия. Несколько десятков школ, находящихся в сложных социальных условиях (например, большая доля детей находится на учете КДН, низкий процент родителей с высшим образованием, высокая доля детей с русским языком как неродным), адаптировали эту методику для нужд своих организаций. Большинство директоров по итогам трехлетней работы отметили рост образовательных результатов и изменения в климате школы.

В Казахстане в Центре педагогического мастерства эта методика используется для профессиональной подготовки педагогов по всей стране. Собрана целая коллекция успешных кейсов ее внедрения.

Иными словами, эта технология работает и может быть адаптирована в России: даже при большой нагрузке учителей, даже при отсутствии традиции совместного планирования урока и пр.

Какие трудности у вас могут возникнуть?

Сопротивление учителей

Это страшно некомфортно – проводить урок перед группой коллег, которые пошагово оценивают деятельность учителя. Вы можете немного смягчить ситуацию, разъяснив, что все учителя находятся в равных условиях и что каждый проходит через испытание публичностью. Еще одно возможное утешение: при наблюдении оцениваются не действия учителя, а реакции учеников. Цель – понять, как дети учатся, что на них влияет.

Разумеется, в школе не может быть никаких карательных мер к учителям, если у них не получается все и сразу. Наблюдение уроков не должно рассматриваться как угроза карьере, скорее как шанс ее развить.

Составление расписания

Встречи должны проходить регулярно и при этом довольно часто – желательно два раза в неделю или чаще. Поэтому реализацию программы исследования уроков нужно закладывать в расписание каждую четверть с учетом того, какие учителя в каких группах. Кроме того, нужно отводить время на посещение уроков хотя бы частью учителей группы.

Различие предметов и уровней обучения

Возможно, в начале внедрения этой технологии группы будут довольно разнородными, так как не всегда набирается обширная группа инициативных педагогов. Например, если урок математики для старшеклассников требует довольно широких знаний, учителям других предметов может быть сложно понимать присущие для этого предмета особенности. В любом случае важно концентрироваться на педагогической стороне улучшений.

Упражнение. Измеримо или нет?

Цель: потренироваться в постановке измеримых целей для наблюдения уроков

Предположим, учителя ставят описанные ниже в данном упражнении цели на предстоящий урок английского языка. Какие из них представляются вам измеряемыми и какие нет? Как можно получить видимые объективные результаты по этим целям, если это возможно? Как бы вы переформулировали некоторые из целей, чтобы сделать их наблюдаемыми? К какому типу (предметные, метапредметные, личностные) относится каждая из целей? Можно ли потенциально достичь этой цели за один урок?

1. Способствовать развитию культуры речи.

2. Актуализировать у учащихся знания о будущем времени английского глагола.

3. В результате урока учащиеся смогут найти в предложенном тексте все глаголы в английских временах Future I и Future II.

4. Создать условия для развития способности обобщать информацию из текста.

6. Проконтролировать умение верно употреблять глаголы в будущем времени.

7. Выделить основную идею прослушанного аутентичного текста.

8. Выполнить упражнение Х на стр. У.

9. Создать условия для отработки умения рассказывать о национальных праздниках Великобритании и США.

10. Содействовать развитию толерантности и интереса к другим национальностям.

Для удобства занесите ответы в таблицу:

Упражнение. Формирование предметных триад для исследования урока

Цель: это задание позволит найти учителей для формирования первых исследовательских групп

Затем обратите внимание на незавершенные триады, то есть такие, в которых для формирования тройки не хватает одной взаимной связи. Например, смотрите рисунок ниже.

Если бы между учителями под номерами 31 и 98, или 2 и 84, или 16 и 79, или 80 и 84 существовала взаимная связь, то могла бы образоваться полная триада. Такие конструкции с одной слабой, то есть незавершенной, связью тоже могут быть вполне продуктивны.

Подумайте, кто мог бы быть лидером этой группы. Каких еще учителей по предмету можно подключить к этой тройке?

Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Описание книги "Миссия выполнима: как повысить качество образования в школе"

Описание и краткое содержание "Миссия выполнима: как повысить качество образования в школе" читать бесплатно онлайн.

Много практики и самая необходимая теория – вот ключевая формула этой книги. Из нее вы узнаете: как пошагово внедрить систему обмена опытом в школе, за чем важно наблюдать на уроке, как преодолевать сопротивление изменениям внутри коллектива, как повысить социальный капитал школы и тем самым сделать образование более качественным и доступным. Издание адресовано директорам школ и их заместителям, заведующим методическими объединениями и учителям, которым небезразлично качество их уроков.

Миссия выполнима: как повысить качество образования в школе

Екатерина Николаевна Куксо

© Екатерина Николаевна Куксо, 2016

Редактор Марина Александровна Ушакова

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение. Вирус постоянных улучшений

– У людей, страдающих лишним весом или имеющих нормальный индекс массы тела?

– У людей, ведущих спокойный образ жизни или постоянно находящихся в стрессе?

– У приверженцев алкоголя и курения или у тех, кто не зависим от этих привычек?

Исследование во Фрамингеме, несомненно, обогатило современную медицину, но не менее ценными оказались совершенно другие данные: не про кардиологию, а про взаимосвязь нашего круга общения и нашего поведения. В начале 2000-х годов два исследователя, занимающихся анализом социальных сетей, Николас Кристакис и Джеймс Фаулер обратили пристальное внимание на исследование в Фрамингеме. На основе информации о личных связях людей они построили обширнейшие социальные сети (в них было включено более 12 000 человек) и пришли к крайне интересным выводам1:

Та же схема применима и к распространению любых профессиональных навыков, поведенческих установок в школе. Когда хотя бы один учитель загорается педагогической идеей, эффект расходится по всей организации, как круги по воде после падения камня. При этом в сетях, где существует много прочных связей между учителями, изменения распространяются быстрее и проще.

Получается, что каждый учитель в школе отвечает не только за свои действия и умения, но и косвенно за весь коллектив. Каждый из нас, порой сам того не подозревая, влияет на других самим фактом своего существования. Сюда же относится и ответственность за качество преподавания в школе. Любой учитель, который внимательно относится к своей работе, в той или иной степени заражает своим отношением коллег.

Повысить качество преподавания: а не утопия ли это?

В современной школе бывает сложно говорить про повышение качества преподавания. Иногда мне кажется, что педагогику все чаще изгоняют из школы: ее место занимают отчеты, решение проблемы материально-технической оснащенности, запросы контролирующих органов и пр. Внешняя среда школы изменилась и порой, к сожалению, не в лучшую сторону: выросшие в цифровом мире дети менее внимательны и сконцентрированы, бюрократический контроль за школой все сложнее и изощреннее, с родителями все труднее разговаривать…

Но поразительным образом история раз за разом доказывает, что даже в самые нелегкие времена есть учителя и педагогические коллективы, которые учат детей интересно, увлеченно, эффективно. Хотя в любое время есть и такие, которые раз за разом объявляют себя жертвой сложившихся обстоятельств, высокой нагрузки, низкой оплаты, невысокого престижа профессии и т. д.

У Стивена Кови есть идея про круг забот и круг влияния. Круг забот – это то, о чем вы переживаете день ото дня, но ничего поделать не можете. Будь то внешняя политика, образовательное законодательство, плохие родители и низкие зарплаты. А есть круг влияния – все, что прямо или косвенно подвластно вашему контролю. Например, качество ваших уроков, ваше настроение, ваш профессионализм и пр.

Любое существенное изменение (в школе или за ее пределами) начинается с принятия ответственности за происходящее. С одного учителя, который стал внимательнее к своим урокам и к тому, как дети учатся. С директора, который начал больше внимания обращать на педагогику, а не на ремонт. С заместителя или руководителя методического объединения, которые не поленились организовать продуманное взаимное наблюдение за уроками.

Как устроена эта книга?

Книга состоит из четырех разделов.

В первом разделе речь пойдет о том, как построить школьную систему наблюдения за уроками. Почему это важно? Взаимное посещение уроков и их обсуждение – это наиболее эффективная стратегия повышения их качества. Исследования показывают, что даже если учитель постоянно пускает за закрытые двери своего кабинета хотя бы одного коллегу, то результаты учеников у обоих педагогов улучшаются2. В большинстве успешных образовательных систем мира (например, в Финляндии, Великобритании, Сингапуре) обмен опытом – это обязанность учителя, включенная в должностные инструкции. В нашем образовательном сообществе все чаще приходится слышать, что для посещения уроков не хватает ни сил, ни времени, ни желания.

К сожалению, стать хорошим учителем только по книгам практически невозможно. Обычно мы учимся, осознавая свои ошибки и видя удачные и неудачные моменты в работе других3. Это неосуществимо, если учитель работает в школе сам по себе. Еще одна существенная проблема развития педагогов: стремительный рост навыков преподавания происходит в первые три года, когда учитель приходит в школу. Если в организации не налажен обмен опытом между возрастными учителями, то большая часть педагогов останавливается в развитии. Получается, что 30-летний опыт преподавания – это часто лишь опыт первых трех лет, повторенный 10 раз.

Присутствие на уроке другого человека, внимательное наблюдение не только за тем, что делает учитель, но скорее за тем, как учатся дети, позволяют делать преподавание эффективнее. В первом разделе книги рассматриваются семь способов, как организовать взаимное наблюдение. Они разнятся по сложности реализации: какие-то можно использовать буквально сразу же после прочтения, какие-то предполагают проведение глубинных изменений в школе.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Екатерина Куксо Миссия выполнима: как повысить качество образования в школе

Миссия выполнима: как повысить качество образования в школе: краткое содержание, описание и аннотация

Много практики и самая необходимая теория – вот ключевая формула этой книги. Из нее вы узнаете: как пошагово внедрить систему обмена опытом в школе, за чем важно наблюдать на уроке, как преодолевать сопротивление изменениям внутри коллектива, как повысить социальный капитал школы и тем самым сделать образование более качественным и доступным. Издание адресовано директорам школ и их заместителям, заведующим методическими объединениями и учителям, которым небезразлично качество их уроков.

Екатерина Куксо: другие книги автора

Кто написал Миссия выполнима: как повысить качество образования в школе? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Екатерина Куксо: Миссия выполнима: как повысить качество образования в школе

Миссия выполнима: как повысить качество образования в школе

Сергей Бубновский: Перезагрузка. Как повысить качество жизни

Перезагрузка. Как повысить качество жизни

Владимир Лободин: Формула здоровья

Формула здоровья

Вячеслав Смирнов: Зарядись для эффективной жизни! Как улучшить свое здоровье, повысить тонус и качество жизни

Зарядись для эффективной жизни! Как улучшить свое здоровье, повысить тонус и качество жизни

Андрей Седнев: Генератор бизнес-идей. Система создания успешных проектов

Генератор бизнес-идей. Система создания успешных проектов

Надежда Жданова: Обучение основам дизайна. Конспекты уроков

Обучение основам дизайна. Конспекты уроков

Владимир Янушевский: Методика и организация проектной деятельности в школе. 5-9 классы. Методическое пособие

Методика и организация проектной деятельности в школе. 5-9 классы. Методическое пособие

Миссия выполнима: как повысить качество образования в школе — читать онлайн ознакомительный отрывок

Упражнение. Как на вас влияет ваша персональная сеть?

Цель: более пристально рассмотреть то, как ваши контакты влияют на вашу работу.

Как уже упоминалось, порой наша сеть оказывает на нас значительно большее влияние, чем мы даже можем себе представить. Проблема еще в том, что нам бывает очень сложно оценивать себя со стороны и быть объективными.

Подумайте, кто входит в вашу личную сеть контактов в школе, с кем у вас есть взаимные устойчивые персональные связи6. Вспомните также учителей или руководителей других школ, с которыми вы постоянно общаетесь, если такие есть.

Если ваш персональный круг общения имеет преимущественно отрицательный потенциал, высока вероятность, что изменения будут даваться с бóльшим трудом. Подумайте, общение с какими людьми могло бы придать энергии?

Упражнение. Можете ли вы расширить свой профессиональный круг общения?

Кроме сильных внутренних связей в школе, которые обеспечивают распространение опыта внутри организации, важны и внешние контакты. Часто внешние связи выталкивают нас из привычной среды, заставляют переосмыслить свои привычные действия. Новые контакты зачастую приносят новые знания.

Продумайте пять конкретных действий (куда поехать, в чем участвовать), которые могли бы обогатить ваш личный круг общения содержательными людьми, нацеленными на изменения.

Фото

А какие внешние связи могли бы обогатить всю школу целиком?

Упражнение. А вы находитесь в круге забот или в круге влияния?

Цель: это упражнение предназначено для самодиагностики. Оно позволяет определить, что больше всего занимает ваших коллег и вас в течение недели: проблемы, не имеющие решения, или ситуации, которые вы в состоянии изменить к лучшему.

Постарайтесь в течение ближайшей недели проследить, как ваши коллеги говорят про дела в школе: с позиции круга забот или круга влияния? Если вы замечаете проявления круга влияния, то прибавляйте 1, если круга забот – то отнимайте 1 от итогового числа. Что получилось к концу недели? Сильно ли различаются учителя по стилю поведения в школе?

Фото

Также полезно попросить другого человека понаблюдать по этой же схеме за вашими высказываниями.

Что делать, если вы оказались в ловушке круга забот? Просто постарайтесь чуть внимательнее присматриваться к своим переживаниям. Если вы замечаете за собой, что чем-то раздосадованы или обеспокоены, подумайте, можете ли вы повлиять на ситуацию и как.

Семь способов улучшения качества преподавания

Этот раздел поможет читателю:

– узнать о семи основных способах организовать взаимное обучение педагогов в школе;

– познакомиться с пошаговыми алгоритмами внедрения систем обмена опытом;

– осознать возможности и риски применения каждого из них в своей школе;

– с помощью предложенных упражнений понять, кто в вашей школе подойдет на роль лидера, каких учителей проще объединить для совместной работы, как мотивировать к изменениям.

Кроме того, в разделе вы найдете листы для эффективного планирования улучшений и получите представление о педагогических идеях, которые могли бы объединить учителей.

Редактор Марина Александровна Ушакова

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение. Вирус постоянных улучшений

– У людей, страдающих лишним весом или имеющих нормальный индекс массы тела?

– У людей, ведущих спокойный образ жизни или постоянно находящихся в стрессе?

– У приверженцев алкоголя и курения или у тех, кто не зависим от этих привычек?

Исследование во Фрамингеме, несомненно, обогатило современную медицину, но не менее ценными оказались совершенно другие данные: не про кардиологию, а про взаимосвязь нашего круга общения и нашего поведения. В начале 2000-х годов два исследователя, занимающихся анализом социальных сетей, Николас Кристакис и Джеймс Фаулер обратили пристальное внимание на исследование в Фрамингеме. На основе информации о личных связях людей они построили обширнейшие социальные сети (в них было включено более 12 000 человек) и пришли к крайне интересным выводам 1 :

Та же схема применима и к распространению любых профессиональных навыков, поведенческих установок в школе. Когда хотя бы один учитель загорается педагогической идеей, эффект расходится по всей организации, как круги по воде после падения камня. При этом в сетях, где существует много прочных связей между учителями, изменения распространяются быстрее и проще.

Получается, что каждый учитель в школе отвечает не только за свои действия и умения, но и косвенно за весь коллектив. Каждый из нас, порой сам того не подозревая, влияет на других самим фактом своего существования. Сюда же относится и ответственность за качество преподавания в школе. Любой учитель, который внимательно относится к своей работе, в той или иной степени заражает своим отношением коллег.

Повысить качество преподавания: а не утопия ли это?

В современной школе бывает сложно говорить про повышение качества преподавания. Иногда мне кажется, что педагогику все чаще изгоняют из школы: ее место занимают отчеты, решение проблемы материально-технической оснащенности, запросы контролирующих органов и пр. Внешняя среда школы изменилась и порой, к сожалению, не в лучшую сторону: выросшие в цифровом мире дети менее внимательны и сконцентрированы, бюрократический контроль за школой все сложнее и изощреннее, с родителями все труднее разговаривать…

Но поразительным образом история раз за разом доказывает, что даже в самые нелегкие времена есть учителя и педагогические коллективы, которые учат детей интересно, увлеченно, эффективно. Хотя в любое время есть и такие, которые раз за разом объявляют себя жертвой сложившихся обстоятельств, высокой нагрузки, низкой оплаты, невысокого престижа профессии и т. д.

У Стивена Кови есть идея про круг забот и круг влияния. Круг забот – это то, о чем вы переживаете день ото дня, но ничего поделать не можете. Будь то внешняя политика, образовательное законодательство, плохие родители и низкие зарплаты. А есть круг влияния – все, что прямо или косвенно подвластно вашему контролю. Например, качество ваших уроков, ваше настроение, ваш профессионализм и пр.

Любое существенное изменение (в школе или за ее пределами) начинается с принятия ответственности за происходящее. С одного учителя, который стал внимательнее к своим урокам и к тому, как дети учатся. С директора, который начал больше внимания обращать на педагогику, а не на ремонт. С заместителя или руководителя методического объединения, которые не поленились организовать продуманное взаимное наблюдение за уроками.

Как устроена эта книга?

Книга состоит из четырех разделов.

В первом разделе речь пойдет о том, как построить школьную систему наблюдения за уроками. Почему это важно? Взаимное посещение уроков и их обсуждение – это наиболее эффективная стратегия повышения их качества. Исследования показывают, что даже если учитель постоянно пускает за закрытые двери своего кабинета хотя бы одного коллегу, то результаты учеников у обоих педагогов улучшаются 2 . В большинстве успешных образовательных систем мира (например, в Финляндии, Великобритании, Сингапуре) обмен опытом – это обязанность учителя, включенная в должностные инструкции. В нашем образовательном сообществе все чаще приходится слышать, что для посещения уроков не хватает ни сил, ни времени, ни желания.

К сожалению, стать хорошим учителем только по книгам практически невозможно. Обычно мы учимся, осознавая свои ошибки и видя удачные и неудачные моменты в работе других 3 . Это неосуществимо, если учитель работает в школе сам по себе. Еще одна существенная проблема развития педагогов: стремительный рост навыков преподавания происходит в первые три года, когда учитель приходит в школу. Если в организации не налажен обмен опытом между возрастными учителями, то большая часть педагогов останавливается в развитии. Получается, что 30-летний опыт преподавания – это часто лишь опыт первых трех лет, повторенный 10 раз.

Присутствие на уроке другого человека, внимательное наблюдение не только за тем, что делает учитель, но скорее за тем, как учатся дети, позволяют делать преподавание эффективнее. В первом разделе книги рассматриваются семь способов, как организовать взаимное наблюдение. Они разнятся по сложности реализации: какие-то можно использовать буквально сразу же после прочтения, какие-то предполагают проведение глубинных изменений в школе.

Во втором разделе предлагается более 25 аспектов педагогической практики, анализ которых позволит сделать школу эффективнее. Часто, даже если в школе принята практика анализа уроков, она проходит не очень продуктивно.

Этому есть несколько причин:

часто присутствующий старается указать на огромное множество существенных и несущественных деталей, поэтому учитель не совсем понимает, что действительно нужно улучшать;

акцент делается на самом учителе, ведущем урок, а не на том, как дети собственно учатся.

В этой части книги представлены листы для наблюдения, которые позволяют сделать анализ занятия максимально конкретным и понятным. Задания подобраны так, чтобы в списке можно было найти задачи как для новичков, так и для опытных педагогов. Описанные материалы можно скачать с внешнего сайта и сразу начать ими пользоваться 4 .

В третьем разделе речь пойдет о лидерстве. Сложно внедрить изменения в школе, если в ней нет тех, кто ведет за собой, кто поддерживает изменения. В книге описываются ответы на вопросы о том, как: найти лидеров в коллективе; как подобрать тех, кто сможет эффективно помогать другим учителям совершенствоваться; какие правила должны соблюдать лидеры.

Четвертый раздел посвящен системе целей и ценностей школы. Даже если в школе появляется несколько учителей, которые внимательно относятся к своим урокам, это уже хороший знак. Однако гораздо более ценно, если в процесс постоянных улучшений вовлечена вся школа целиком. Создание общей системы целей и ценностей позволит задать общий вектор развития для всей организации. Этот раздел снабжен большим количеством упражнений, которые позволяют понять, что действительно важно для вашей школы.

Кроме того, практически к каждой главе есть упражнения, которые могут позволить вам сделать свою работу в школе чуть более осознанной.

Упражнение. Какой вирус бродит в вашей школе?

Цель: понять, какой тип сотрудников (стремящиеся к развитию или сопротивляющиеся изменениям) преобладают в школьной сети. Это знание позволит лучше построить стратегию изменения, понять, на какие группы людей опираться.

Как правило, влияние отдельных людей на организационную культуру неравнозначно: активное большинство (обычно не более 20%) определяет, какие ценности владеют умами всего коллектива. Это упражнение позволит понять, какие настроения преобладают в вашей школе.

1. Выделите 20% лидеров вашего коллектива. Общее количество учителей и членов администрации в школе умножьте на 0,2. Сколько это примерно человек?

Поразмыслите еще над следующими вопросами.

Упражнение. Как на вас влияет ваша персональная сеть?

Цель: более пристально рассмотреть то, как ваши контакты влияют на вашу работу.

Как уже упоминалось, порой наша сеть оказывает на нас значительно большее влияние, чем мы даже можем себе представить. Проблема еще в том, что нам бывает очень сложно оценивать себя со стороны и быть объективными.

Подумайте, кто входит в вашу личную сеть контактов в школе, с кем у вас есть взаимные устойчивые персональные связи 6 . Вспомните также учителей или руководителей других школ, с которыми вы постоянно общаетесь, если такие есть.

Если ваш персональный круг общения имеет преимущественно отрицательный потенциал, высока вероятность, что изменения будут даваться с бóльшим трудом. Подумайте, общение с какими людьми могло бы придать энергии?

Упражнение. Можете ли вы расширить свой профессиональный круг общения?

Кроме сильных внутренних связей в школе, которые обеспечивают распространение опыта внутри организации, важны и внешние контакты. Часто внешние связи выталкивают нас из привычной среды, заставляют переосмыслить свои привычные действия. Новые контакты зачастую приносят новые знания.

Читайте также: