Миссия и функции деятельности педагога кратко

Обновлено: 04.07.2024

Безусловно, деятельность учителя социально обусловлена, ее успешность зависит не только от него, но и от уровня социально-экономического развития общества. Но это не дает право учителю оправдывать свою бездеятельность ссылками на объективные трудности. Школа может и должна решать не только педагогические, но и социальные проблемы, иначе нельзя ожидать изменений в общественном развитии, поскольку все они – прежде всего результат изменения сознания людей. Вот почему так важно для педагога осознание не только своих уз­копрофессиональных, но и масштабных социальных задач, их личностное принятие, конкретизация и построение на этой основе целей и задач сво­ей педагогической деятельности. Гражданская позиция учителя – предпосылка развития педагогического творчества, роста педагогической ответственности, активности, смелости в принятии педагогических решений.

Осуществление учителем своей высокой социальной миссии невозможно без четкого представления о тех профессиональных функциях, которые он призван выполнять. Независимо от специфики труда каждого из представителей педагогической профессии, основное содержание и функции их деятельности составляют образование, воспитание и обучение подрастающего поколения.

Обучение рассматривается как одно из ведущих средств воспитания и образования личности. Его специфика связана с тем, что это совместная деятельность обучающего и обучающегося, направленная на образование личности посредством организации усвоения ею системы знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.

Осуществляя воспитание и обучение подрастающего поколения, педагог выполняет важнейшую функцию образования как специфической сферы духовного производства, которая заключается в производстве самого человека как социального существа, в социализации личности.

Существенной частью социализации на этапе ранней юности выступает профессионализация личности – подготовка ее к осознанному выбору профессии и последующему освоению профессиональных образовательных программ. Реализация данной функции связана с направленностью педагога на решение следующих задач:

развития смысложизненных ориентаций учащихся, осознания ими своего призвания, своих возможностей;

помощи в проектировании ими своего жизненного и профессионального пути;

выявления познавательных и профессиональных возможностей. интересов и намерений школьников;

обеспечения высокого уровня их подготовки в областях знаний, лежащих в основе выбранной профессии;

формирования готовности к самоопределению в системе межличностных и деловых отношений, овладения умениями и навыками общения;

развития организаторских способностей, формирования готовности к принятию социально и профессионально ценных решений в сложных ситуациях жизни и профессиональной деятельности.

Таким образом, успешность социализации и профессионализации во многом зависит от ориентации педагога на развитие индивидуальности ученика, его творческого потенциала, на становление его социальной позиции.

Культурно-гуманистическая функция.Образование является главным механизмом сохранения, наследования и развития культуры общества, которая прежде всего определяет характер его цивилизационного движения вперед. Культурно-гуманистическая функция педагога заключается не только в обеспечении восходящего воспроизводства культуры, но прежде всего в становлении ребенка как человека культуры, определяющего его успешное развитие и социализацию, а следовательно, качество личностного, гражданского и экономического существования.

Вот почему одна из важнейших задач педагога заключается в формировании общей культуры школьников: умственной, духовно-нравственной, эстетической, экологической, правовой, экономической, физической, технологической, культуры общения и семейных отношений и т.д. Существенными условиями реализации педагогом культурно-гуманистической функции своей профессиональной деятельности Е.В.Бондаревская видит:

в отношении к ученику как субъекту жизни, способному к культурному самоопределению и саморазвитию;

в восприятии педагогом самого себя как посредника между учеником и культурой, способного ввести его в мир культуры и оказать помощь и поддержку каждой детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;

в отношении к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются поиск личных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей культурного саморазвития;

Многообразие профессиональных функций позволяет рассматривать педаго­гическую деятельность как сложное единство различных видов деятельности, взаимосвязанных и взаимоопределяющих друг дру­га, обеспечивающих целостность учебно-воспитательного процесса.

Безусловно, деятельность учителя социально обусловлена, ее успешность зависит не только от него, но и от уровня социально-экономического развития общества. Но это не дает право учителю оправдывать свою бездеятельность ссылками на объективные трудности. Школа может и должна решать не только педагогические, но и социальные проблемы, иначе нельзя ожидать изменений в общественном развитии, поскольку все они – прежде всего результат изменения сознания людей. Вот почему так важно для педагога осознание не только своих уз­копрофессиональных, но и масштабных социальных задач, их личностное принятие, конкретизация и построение на этой основе целей и задач сво­ей педагогической деятельности. Гражданская позиция учителя – предпосылка развития педагогического творчества, роста педагогической ответственности, активности, смелости в принятии педагогических решений.

Осуществление учителем своей высокой социальной миссии невозможно без четкого представления о тех профессиональных функциях, которые он призван выполнять. Независимо от специфики труда каждого из представителей педагогической профессии, основное содержание и функции их деятельности составляют образование, воспитание и обучение подрастающего поколения.

Обучение рассматривается как одно из ведущих средств воспитания и образования личности. Его специфика связана с тем, что это совместная деятельность обучающего и обучающегося, направленная на образование личности посредством организации усвоения ею системы знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.

Осуществляя воспитание и обучение подрастающего поколения, педагог выполняет важнейшую функцию образования как специфической сферы духовного производства, которая заключается в производстве самого человека как социального существа, в социализации личности.

Существенной частью социализации на этапе ранней юности выступает профессионализация личности – подготовка ее к осознанному выбору профессии и последующему освоению профессиональных образовательных программ. Реализация данной функции связана с направленностью педагога на решение следующих задач:

развития смысложизненных ориентаций учащихся, осознания ими своего призвания, своих возможностей;

помощи в проектировании ими своего жизненного и профессионального пути;

выявления познавательных и профессиональных возможностей. интересов и намерений школьников;

обеспечения высокого уровня их подготовки в областях знаний, лежащих в основе выбранной профессии;

формирования готовности к самоопределению в системе межличностных и деловых отношений, овладения умениями и навыками общения;

развития организаторских способностей, формирования готовности к принятию социально и профессионально ценных решений в сложных ситуациях жизни и профессиональной деятельности.

Таким образом, успешность социализации и профессионализации во многом зависит от ориентации педагога на развитие индивидуальности ученика, его творческого потенциала, на становление его социальной позиции.

Культурно-гуманистическая функция.Образование является главным механизмом сохранения, наследования и развития культуры общества, которая прежде всего определяет характер его цивилизационного движения вперед. Культурно-гуманистическая функция педагога заключается не только в обеспечении восходящего воспроизводства культуры, но прежде всего в становлении ребенка как человека культуры, определяющего его успешное развитие и социализацию, а следовательно, качество личностного, гражданского и экономического существования.

Вот почему одна из важнейших задач педагога заключается в формировании общей культуры школьников: умственной, духовно-нравственной, эстетической, экологической, правовой, экономической, физической, технологической, культуры общения и семейных отношений и т.д. Существенными условиями реализации педагогом культурно-гуманистической функции своей профессиональной деятельности Е.В.Бондаревская видит:

в отношении к ученику как субъекту жизни, способному к культурному самоопределению и саморазвитию;

в восприятии педагогом самого себя как посредника между учеником и культурой, способного ввести его в мир культуры и оказать помощь и поддержку каждой детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;

в отношении к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются поиск личных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей культурного саморазвития;

Многообразие профессиональных функций позволяет рассматривать педаго­гическую деятельность как сложное единство различных видов деятельности, взаимосвязанных и взаимоопределяющих друг дру­га, обеспечивающих целостность учебно-воспитательного процесса.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Возникновение и развитие педагогической

Сущность и специфика педагогической деятельности.

Гуманистическая природа и творческий характер труда учителя.

Социальная миссия и профессиональные функции педагога.

Основные виды профессиональной деятельности педагога.

Педагогическая деятельность как система.

1.1. Возникновение и развитие педагогической профессии

Профессия – это основной род занятий, трудовой деятельности человека. Педагогическая профессия – одна из самых древних на земле, ее в полной мере можно назвать самой вечной и непреходящей сферой человеческой деятельности. Возникновение педагогической профессии и связано с появлением потребности развивающейся человеческой общности в трансляции социального опыта от старшего поколения к младшему. Причем первоначально, у древних народов, не существовало собственно педагогической деятельности и профессии. Функцию социализации – приобщения детей к социальному опыту выполнял на самой ранней стадии культурного развития человечества единственный институт социального воспитания – семья. Она заботилась о том, чтобы ребенок овладел различными умениями и навыками, обеспечивающими его жизнедеятельность: научился охотиться, ловить рыбу, изготовлять и употреблять оружие и орудия труда, обеспечивать себя жильем, пищей и одеждой. Как правило, этим занимался старейшина племени. Однако данную деятельность нельзя назвать собственно педагогической, поскольку воспитание и научение осуществлялись в ходе другой деятельности, в основном, стихийно, посредством подражания младших старшим.

В Древнем Риме учителями назначались наиболее образованные государственные чиновники. В средние века педагогами, в основном, были священники. С развитием и дифференциацией наук и производства, введением всеобщего обучения и образования расширяется спектр педагогических профессий, появляются новые педагогические специальности – виды занятий в данной профессии.

Существует несколько оснований дифференциации педагогических специальностей, объединенных в профессиональную группу "Образование":

-дифференциация в зависимости от возрастного периода развития личности, с которой работает педагог, обусловливающая специфику его взаимодействия с ней (воспитатель дошкольного учреждения, учитель начальной школы, учитель основной школы, учитель старших классов, преподаватель вуза, педагог - андрагог, работающий со взрослыми людьми в системе повышения их квалификации и переподготовки и т.д.);

-дифференциация на основе предметных областей знаний, которые выступают в качестве средства взаимодействия (например, учитель истории, учитель музыки, учитель физики, учитель математики и др.);

-дифференциация на основе особенностей психофизиологического и социального развития личности, с которой взаимодействует педагог (например, педагог-дефектолог: логопед – педагог, оказывающий помощь детям с нарушениями речи; сурдопедагог - педагог, занимающийся образованием детей с нарушениями слуха; тифлопедагог - учитель, обучающий слабовидящих детей, и т.д.);

1.2. Сущность и специфика педагогической деятельности

Педагогическая деятельность основывается на целенаправленном, специально организованном педагогическом взаимодействии, целью которого является создание условий для развития обучающегося и воспитывающегося. Если родители, мастер на производстве и любой другой специалист ставят перед собой данные цели и организуют процесс педагогического взаимодействия, то их деятельность вполне можно назвать педагогической.

Деятельность - специфически человеческая форма активности, направленная на преобразование человеком окружающего мира и самого себя. В зависимости от направленности деятельности на производство материальных или духовных ценностей выделяют два ее вида: материальную и духовную. Различия данных видов деятельности проявляются и в их структуре. Если деятельность рассматривать не как процесс, а как некую субстанцию, можно выделить в любой их них общие структурные компоненты: субъект, объект (предмет), средства, продукт (результат).

Вместе с тем вхождение подростка в новую для него позицию значительно затрудняется в связи со слабой готовностью к самостоятельной деятельности. Возникает противоречие между новыми задачами и имеющимися возможностями, между новой системой отношений и привычными стереотипами построения данных отношений в начальной школе. Необходимо также помнить, что ведущим видом деятельности подростка является не учение, а интимно-личностное общение, вот почему многое зависит от тех отношений, которые устанавливаются у него со своими сверстниками, с учителем. Бурные изменения, происходящие в развитии личности в этот трудный, переходный возраст, создает множество проблем, позитивное решение которых во многом зависит от той атмосферы и среды, которая создается в школьном классе, от индивидуальной помощи и поддержки учителя. Педагогу, работающему с подростками и старшими школьниками, надо быть готовым к постоянной смене отношений и ролевой позиции, потому что он имеет дело с человеком, находящимся в ситуации интенсивного социального взросления и индивидуально-личностного развития и становления.

Гуманистическая природа и творческий характер труда учителя

Человек – существо общественное. Его счастье или несчастье зависят не только от его личного благополучия, но и от того, насколько счастливы или несчастливы окружающие его люди. Учитель – профессионал, сам род занятия которого постоянно связан с высшей ценностью – человеком. В самой природе ребенка, как в ростке, предуготовленном стать красивым и мощным растением, заложены гениальные возможности и потребности. Выдающийся педагог современности Ш.А.Амонашвили называет эти потребности страстями: страсть к развитию, страсть к взрослению, страсть к свободе. Развертывание этих потребностей и возможностей в полной мере во многом зависит от учителя. При этом каждый ребенок уникален, обладает своим неповторимым внутренним миром, прикосновение к которому должно быть столь же бережным и заботливым, как обращение с хрупким ростком. Однако гуманная цель педагогической деятельности подчас оборачивается в реальной педагогической практике своей противоположностью, когда учитель, ориентирующийся на будущее ребенка, забывает о его настоящем и считает, что оправданы любые средства, позволяющие добиться данной цели. У ребенка, устремленного в будущее, есть и свои актуальные потребности. Таким образом, гуманистическая природа педагогического труда обнаруживается только в гуманной деятельности самого учителя, в его педагогической позиции, в тех средствах и методах, которые он выбирает для осуществления своей деятельности.

Гуманистический потенциал педагогической деятельности заключается также в том, что она создает возможности для развития и личностного роста самого учителя, удовлетворения его собственных базовых потребностей. К основным характеристикам любой профессиональной деятельности, влияющим на выбор профессии, относятся:

-содержание профессиональной деятельности и обусловленные им возможности самореализации личности (соответствие интересам и способностям, творчество в труде, возможность самосовершенствования);

-общественная значимость труда, определяемая его результатами и последствиями (полезность людям и обществу);

-общественная оценка трудовой деятельности человека, социальный статус профессии (уважение окружающих, общественное признание);

режим и условия труда: социально-экономические (характер труда, оплата и другие виды вознаграждения за труд); морально-психологические (возможности межличностного общения, достижения успехов, профессиональный рост) и т.д.

Творческий характер педагогической деятельности связан с ее гуманистической природой, побуждающей учителя к постоянному поиску и решению сложных педагогических задач. Поэтому творческий потенциал педагога во многом зависит от степени его креативности – способности создавать нечто новое, оригинальное, принимать нестандартные решения. Способность к творческой деятельности в той или иной степени ее продуктивности присуща каждому человеку. Обычно выделяют несколько уровней педагогического творчества:

Репродуктивный – уровень воспроизведения готовых рекомендаций, освоения того, что создано другими.

Уровень оптимизации, характеризующийся умелым выбором и целесообразным сочетанием известных методов и форм обучения.

Эвристический уровень – поиск нового, обогащение известного своими собственными находками.

Исследовательский, личностно самостоятельный – педагог сам продуцирует идеи и конструирует педагогический процесс, создает новые способы педагогической деятельности, соответствующие его творческой индивидуальности.

Педагогическое творчество – это не только поиск и нахождение нового, оно заключается в многообразных формах и способах творческой самореализации личности, а, следовательно, может быть раскрыто как процесс развертывания и проявления универсальных способностей и сущностных сил педагога.

Самореализация педагога может осуществляться двумя путями: прогрессивным , творческим, направляющим его деятельность на созидание себя, саморазвитие; и регрессивным , ведущим к самодовольству, успокоенности, иллюзии неисчерпаемости прошлого опыта, отсутствию стремления к движению вперед. Какой путь самореализации изберет педагог, зависит от его профессиональной позиции и установок, направленности его личности.

1.4. Социальная миссия и профессиональные функции педагога

Осуществление учителем своей высокой социальной миссии невозможно без четкого представления о тех профессиональных функциях, которые он призван выполнять. Независимо от специфики труда каждого из представителей педагогической профессии, основное содержание и функции их деятельности составляют образование, воспитание и обучение подрастающего поколения.

Обучение рассматривается как одно из ведущих средств воспитания и образования личности. Его специфика связана с тем, что это совместная деятельность обучающего и обучающегося, направленная на образование личности посредством организации усвоения ею системы знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.

Социализация представляет собой процесс и результат вовлечения личности в систему социальных отношений, социальную практику в целом; усвоение и воспроизводство человеком социального опыта. Социализация включает в себя две взаимосвязанных составляющих: социальную адаптацию – приспособление личности к социальным условиям, и индивидуализацию (обособление) – осознание ею своей неповторимости, индивидуальности, внутренней свободы и независимости, возможности быть самим собой и реализовать свой творческий потенциал, обеспечивающую не столько ее адаптацию к социальным условиям, сколько готовность к их преобразованию.

Существенной частью социализации на этапе ранней юности выступает профессионализация личности – подготовка ее к осознанному выбору профессии и последующему освоению профессиональных образовательных программ. Реализация данной функции связана с направленностью педагога на решение следующих задач:

-развития смысложизненных ориентаций учащихся, осознания ими своего призвания, своих возможностей;

-помощи в проектировании ими своего жизненного и профессионального пути;

-выявления познавательных и профессиональных возможностей. интересов и намерений школьников;

-обеспечения высокого уровня их подготовки в областях знаний, лежащих в основе выбранной профессии;

-формирования готовности к самоопределению в системе межличностных и деловых отношений, овладения умениями и навыками общения;

-развития организаторских способностей, формирования готовности к принятию социально и профессионально ценных решений в сложных ситуациях жизни и профессиональной деятельности.

Таким образом, успешность социализации и профессионализации во многом зависит от ориентации педагога на развитие индивидуальности ученика, его творческого потенциала, на становление его социальной позиции.

Культурно-гуманистическая функция . Образование является главным механизмом сохранения, наследования и развития культуры общества, которая прежде всего определяет характер его цивилизационного движения вперед. Культурно-гуманистическая функция педагога заключается не только в обеспечении восходящего воспроизводства культуры, но прежде всего в становлении ребенка как человека культуры , определяющего его успешное развитие и социализацию, а следовательно, качество личностного, гражданского и экономического существования.

Многообразие профессиональных функций позволяет рассматривать педагогическую деятельность как сложное единство различных видов деятельности, взаимосвязанных и взаимоопределяющих друг друга, обеспечивающих целостность учебно-воспитательного процесса.

1.5. Основные виды профессиональной деятельности педагога

Среди многообразных видов педагогической деятельности ведущая роль принадлежит преподавательской и воспитательной. Специфика преподавательской деятельности заключается в организации процесса обучения и в управлении познавательной деятельностью учащихся. Поскольку обучение – это совместная деятельность обучающегося и обучаемого, учитель - не центральная фигура процесса обучения, а поддерживающий развитие ученика помощник. (рис. 1).

(совместная деятельность)

Рис.1.Сравнительная характеристика деятельности учения и преподавания

Итак, преподавание – это организация педагогом активной познавательной деятельности учащихся, направленной на решение ими все новых и новых познавательных задач. При этом решение данных задач не является самоцелью обучения, а выступает средством реализации его основных образовательных функций. Ведущей целью преподавательской деятельности является обеспечение уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта, предусматривающего формирование компетентности школьников в преподаваемой педагогом предметной области и одновременно их личностное развитие и становление.

Социально-педагогическая деятельность учителя направлена на социализацию ребенка и его социальную защиту. Она осуществляется как бы в условиях школы, так и через взаимодействие педагога с родителями учащихся и общественными организациями, занимающимися социальным воспитанием детей и подростков. Воспитание – многофакторный процесс, результаты которого определяются не только целенаправленным педагогическим взаимодействием воспитателей (педагогов, родителей, специальных институтов социального воспитания) с ребенком, но и факторами стихийными, непредсказуемыми: средствами массовой коммуникации, социальной средой, микросредой каждой личности. Для решения этой задачи ему необходимо глубокое понимание социальных проблем в целом и проблем каждого ученика, четкое представление о существующих факторах социализации, осознание смысла и назначения, основных функций взаимодействия с ведущими социальными институтами воспитания, готовность к сотрудничеству с ними и разрешению встречающихся между ними противоречий, готовность к коррекции негативных воздействий социальной среды.

Усваиваемые знания и способы деятельности являются элементами культуры в той степени, в какой несут в себе воплощенный в них человеческий дух и его творческую сущность.

Неотъемлемой составляющей педагогической деятельности является научно-методическая деятельность, обеспечивающая организацию всех других ее видов и реализацию ведущих профессиональных функций педагога. Ее содержание составляют: освоение учителем современных теорий и технологий воспитания и обучения, разработка на их основе своих собственных подходов, содержания, способов организации учебно-воспитательного процесса и оформление их в учебно-методической документации и научно-методических работах: авторских программах, тематических планах и методических разработках занятий, методических рекомендациях и пособиях, докладах на научно-практических конференциях, а иногда и научных статьях.

Любая деятельность, в основе которой лежит взаимодействие с другими людьми, направленное на организацию их собственной деятельности, является управленческой деятельностью. Педагог должен не только осознавать это, но и быть готовым к организации различных видов деятельности школьников. Основное содержание управленческой деятельности педагога заключаются в создании мотивации учащихся к их деятельности, включении их в процесс постановки целей и планирования, реализации планов, самоконтроля, самоанализа и самооценки ее результатов.

1.6. Педагогическая деятельность как система

Системный подход в педагогике является одним из способов построения педагогической деятельности как целостного процесса, обеспечивающего эффективное взаимодействие всех его составляющих. Под системой обычно понимается сложный объект, многоуровневое образование, состоящее из множества элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих целостность. Сложнейшей многоуровневой системой является сам человек. Естественно, что и процесс его образования, сложный, многоаспектный и многофакторный, должен строиться как система.

Сущность любой педагогической системы определяется наличием в ней одних и тех же, независимо от ее уровня, элементов, без которых она функционировать не может (рис.2)

В отличие от существующих структурных схем, данная рассматривает педагогическую систему не столько субстанционально, сколько процессуально, поэтому расположение всех элементов выстроено в логике самого педагогического процесса и деятельности педагога, управляющего им.

В центре любой педагогической системы находятся личности учащегося и педагога, выступающие как совокупный субъект данной системы, определяющий ее цели, содержание воспитания и обучения и т.д. В некоторых работах наблюдается попытка отнести личность учителя лишь к условиям, средствам обучения. Между тем несостоятельность снижения ведущей роли педагога, постепенного вытеснения его техническими средствами обучения доказана слабой эффективностью столь популярного в 60-ые годы программированного обучения.

Безусловно, деятельность учителя социально обусловлена, ее успешность зависит не только от него, но и от уровня социально-экономического развития общества. Но это не дает право учителю оправдывать свою бездеятельность ссылками на объективные трудности. Школа может и должна решать не только педагогические, но и социальные проблемы, иначе нельзя ожидать изменений в общественном развитии, поскольку все они – прежде всего результат изменения сознания людей. Вот почему так важно для педагога осознание не только своих уз­копрофессиональных, но и масштабных социальных задач, их личностное принятие, конкретизация и построение на этой основе целей и задач сво­ей педагогической деятельности. Гражданская позиция учителя – предпосылка развития педагогического творчества, роста педагогической ответственности, активности, смелости в принятии педагогических решений.

Осуществление учителем своей высокой социальной миссии невозможно без четкого представления о тех профессиональных функциях, которые он призван выполнять. Независимо от специфики труда каждого из представителей педагогической профессии, основное содержание и функции их деятельности составляют образование, воспитание и обучение подрастающего поколения.

Обучение рассматривается как одно из ведущих средств воспитания и образования личности. Его специфика связана с тем, что это совместная деятельность обучающего и обучающегося, направленная на образование личности посредством организации усвоения ею системы знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.

Осуществляя воспитание и обучение подрастающего поколения, педагог выполняет важнейшую функцию образования как специфической сферы духовного производства, которая заключается в производстве самого человека как социального существа, в социализации личности.

Существенной частью социализации на этапе ранней юности выступает профессионализация личности – подготовка ее к осознанному выбору профессии и последующему освоению профессиональных образовательных программ. Реализация данной функции связана с направленностью педагога на решение следующих задач:

развития смысложизненных ориентаций учащихся, осознания ими своего призвания, своих возможностей;

помощи в проектировании ими своего жизненного и профессионального пути;

выявления познавательных и профессиональных возможностей. интересов и намерений школьников;

обеспечения высокого уровня их подготовки в областях знаний, лежащих в основе выбранной профессии;

формирования готовности к самоопределению в системе межличностных и деловых отношений, овладения умениями и навыками общения;

развития организаторских способностей, формирования готовности к принятию социально и профессионально ценных решений в сложных ситуациях жизни и профессиональной деятельности.

Таким образом, успешность социализации и профессионализации во многом зависит от ориентации педагога на развитие индивидуальности ученика, его творческого потенциала, на становление его социальной позиции.

Культурно-гуманистическая функция.Образование является главным механизмом сохранения, наследования и развития культуры общества, которая прежде всего определяет характер его цивилизационного движения вперед. Культурно-гуманистическая функция педагога заключается не только в обеспечении восходящего воспроизводства культуры, но прежде всего в становлении ребенка как человека культуры, определяющего его успешное развитие и социализацию, а следовательно, качество личностного, гражданского и экономического существования.

Вот почему одна из важнейших задач педагога заключается в формировании общей культуры школьников: умственной, духовно-нравственной, эстетической, экологической, правовой, экономической, физической, технологической, культуры общения и семейных отношений и т.д. Существенными условиями реализации педагогом культурно-гуманистической функции своей профессиональной деятельности Е.В.Бондаревская видит:

в отношении к ученику как субъекту жизни, способному к культурному самоопределению и саморазвитию;

в восприятии педагогом самого себя как посредника между учеником и культурой, способного ввести его в мир культуры и оказать помощь и поддержку каждой детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;

в отношении к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются поиск личных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей культурного саморазвития;

Многообразие профессиональных функций позволяет рассматривать педаго­гическую деятельность как сложное единство различных видов деятельности, взаимосвязанных и взаимоопределяющих друг дру­га, обеспечивающих целостность учебно-воспитательного процесса.

Попробуем разобраться, можно ли говорить о том, что Педагог выполняет миссию, и в чем она заключается.

Вы видели, как огромен и прекрасен мир, в котором мы живем. И каждого из нас вводят в этот мир родители. Они ставят детей на ноги и помогают сделать первый шаг, а вот второй ребенок уже делает с педагогом.

Педагог – мы все знаем, чем он ежедневно занимается. Но сейчас, все чаще, мы слышим, что педагогическая профессия – это миссия.

В Древней Греции раб, приставленный к ученику, функциями которого были сопровождение его в школу, прислуживание на занятиях, назывался педагогом. Педагог – производное от греческих слов "пейда " – ребенок,

"гогес" вести; буквально "детоводитель", "детовожатый".

Миссия педагога – формировать целостное мышление воспитанника, разностороннее развитие. Синтез знания и умения – вот отличительное качество педагога.

Оно определяет и другие умения педагога :

не навредить здоровью, психике, стремлению к самостоятельности, творчеству воспитанника;

мотивировать целостное восприятие мира ребёнком, его познавательную активность;

Основные качества, которыми должен обладать педагог для выполнения возложенной на него миссии :

– толерантность (терпимость);

Педагог должен подвести ребенка к осознанию того, что он сам - кузнец своего счастья. Для этого нужно любить и чувствовать детей, уметь с ними общаться. Педагог в моем понимании - это не столько тот, кто преподает математику или русский язык, сколько тот, кто учит ребенка быть человеком. Успешное решение данных задач требует от педагога сформированной эмпатии, то есть способности видеть ситуацию глазами другого человека, уметь поставить себя на место своего воспитанника. В своей работе я стараюсь пропускать все чувства, переживания детей через себя. Воспитывая детей, я получаю право, осторожно, бережно входить в пространство детства, заполняя его драгоценные минуты общением, игрой, творчеством, передавая ребятам знания и опыт, полученный когда-то от своих учителей.

Для достижения этого, на первый план выдвигается качество – педагогическое мастерство. Мастерство – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог – мастер своего дела, специалист высокой культуры, глубоко знающий свое дело, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания.

Педагогическое мастерство, по мнению А. С. Макаренко, - это знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только педагогическая деятельность, осмысленная и проанализированная.

Забота о подрастающем поколении всегда занимает ведущее место в политике любого государства. Но, к сожалению, рост социальной агрессии, родительская некомпетентность зачастую становятся внешними ограничителями естественного процесса развития ребенка. Государство, как основной гарант защиты прав ребенка, пытается адекватно отвечать на постоянно меняющееся положение в обществе. Но часто оно не может защитить интересы, заметить конкретного ребенка. Вот тут и выступает на первый план воспитатель, педагог. Он помогает маленькому человечку ежедневно решать жизненные задачи и искать выход из сложившихся ситуаций.

Педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает деятельность, направленную на помощь ребенку в развитии собственной индивидуальности, организации себя; помощь в решении возникающих проблем, в общении. Надо найти подход к каждому ребенку, ведь без этого не сверкнет искра доверия между ним и педагогом. Здесь нельзя действовать стандартно, по шаблону, везде нужно творчество и нестандартный подход. Поэтому я стараюсь в своей педагогической деятельности использовать нетрадиционные техники, инновационные способы работы, креативный подход в решении образовательных задач и в воспитании детей.

Я, как любой творческий педагог не ищу простых путей, преподнося учебный материал детям, стараюсь искать всегда новые способы его подачи в любой области. Благодатная почва для этого - занятия по изобразительной деятельности, например. Когда, как не во время рисования, раскрасить жизнь детей разноцветными красками и вдохнуть в нее новые цвета.

Для меня очень значимо не столько поделиться знаниями, которыми владею сама, но, в большей мере помочь ребятам увидеть и раскрыть тот творческий потенциал, который заложен в них природой. И неважно, какую дорогу выберет каждый из них, повзрослев, главное, не погасить его внутреннюю искорку в настоящем.

Организуя свою работу, я направляю усилия на создание здорового и благополучного микроклимата в детском коллективе, участвую в организации досуга и отдыха детей, создавая условия для творческого развития дошкольников.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что главной целью деятельности (миссией) педагога в детском саду является создание единого гармонирующего с внутренним миром ребенка образовательного пространства детства, обеспечивающего психологическое благополучие всех воспитанников, создающее условия для развития подрастающего поколения.

Это высокая миссия, предназначение которой – сотворение личности. Жизнь в педагогической профессии – это неустанный труд души. Нельзя работать педагогом, нужно быть им, быть наставником. Ведь жизнь педагога состоит из будней, полных тревог и волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков. Жизнь педагога – это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность.

Эссе педагога С детства я знала,что буду работать в детском саду,как моя мама. Когда я еще ходила в детский сад,мама вечером забирала меня к себе в группу,мы.

Эссе педагога «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный в живых красках, ярких и.

Читайте также: