Мифы что это такое кратко для детей

Обновлено: 02.07.2024

1. Древнее народное сказание о богах и обожествлённых героях, о происхождении мироздания и жизни на Земле. Древнегреческие мифы. М. о Прометее.

2. Вымысел, измышление; ложь. М. о необыкновенной силе кого-л. Развеять м. о добродетели кого-л. // О чём-л. фантастическом, неправдоподобном, нереальном. Рассказывать мифы о царском происхождении рода. М. о явлениях снежного человека.

3. Оторванное от действительности изложение каких-л. событий, фактов, основанное на их некритическом, ошибочном истолковании. М. о преимуществах социализма. Мифы массового сознания.

(от греч. mýthos — предание, сказание), повествования о богах, духах, обожествлённых героях и первопредках, возникшие в первобытном обществе. В мифе переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы); о происхождении солнца (солярные мифы), луны (лунарные мифы), звёзд (астральные мифы); мифы о животных; календарные мифы и др. Особое место занимают мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремёсел, земледелия), а также об установлении определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов. Для мифов характерно наивное очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация). В первобытном обществе миф — основной способ познания мира, опирающийся на своеобразную логику (нерасчленённость, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени); особенность мифологического сознания — установление мнимых связей между различными явлениями. Элементы мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании (например, расовые и классовые мифы, культ вождей, ритуалы массовых сборищ и т. п.). Мифы в переносном смысле — ложные, некритические, оторванные от действительности состояния сознания, концепций, представления.

МИФ (от греч. mythos — предание, сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы); о происхождении солнца (солярные мифы), луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы); мифы о животных; календарные мифы и др. Особое место занимают мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремесел, земледелия), а также об установлении определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов. Для мифов характерно наивное очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация). В первобытном обществе мифы — основной способ познания мира, опирающийся на своеобразную логику (нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени); особенность мифологического сознания — установление мнимых связей между различными явлениями. Элементы мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании (напр., расовые и классовые мифы, культ вождей, ритуалы массовых сборищ и т. п.). Мифы в переносном смысле — ложные, некритические, оторванные от действительности состояния сознания, концепций, представления.

Часто люди задаются вопросом, а что такое миф и чем мифы отличаются от сказок? Сказки - это придуманные истории, происходящих в них событий на самом деле не было.

Миф - это предание, в которое верит целый народ. Древние люди пристально вглядывались в окружающий мир и пытались дать своё объяснение происходящим явлениям. Они понимали, что природой управляют могущественные силы, которые заставляют плодоносить землю, вызывают землетрясения. Древние греки пытались объяснить тайны природы при помощи мифов. Они придавали богам человеческий облик и черты характера. Боги видели всё, что происходит на земле, а люди старались задобрить их и возводили в честь богов храмы, устраивали праздники. Древние греки поселили главных богов на самой высокой горе в Греции - Олимпе, и называли их олимпийцами. Олимпийские боги и сегодня живут среди нас в скульптуре, в архитектуре, в музыкальных произведениях, в художественных полотнах. Это история, которую необходимо знать. Когда ребёнок знаком с мифом, он без труда разглядит удивительных, фантастических существ на фасадах зданий петербургских домов и решётках садов и парков. Мифы учат детей различать добро и зло, будят эмоции, помогают понять, что все народы Земли имеют между собой много общего.

ВложениеРазмер
chto_takoe_mif.docx 5.45 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое миф? (Статья)

Часто мифы называют сказками или небылицами. Но это неверно!

Сказки – это придуманные истории, происходящих в них событий на самом деле не было. Это чистый вымысел.

Миф – это предание, в которое верит целый народ. Существуют многочисленные исследования, посвящённые мифам и мифологии. Многие мифологические сюжеты сохранились в письменном виде, в скульптурах, в рисунках. И до сих пор остаётся множество неразгаданных тайн и спорных сведений.

Отчего же мифы до сих пор продолжают волновать и очаровывать нас? Почему они пережили века и дошли до наших дней?

Древние люди пристально вглядывались в окружающий мир, вслушивались в его звуки и пытались дать происходящим в природе явлениям своё объяснение. Они понимали, что природой управляют могущественные силы, которые заставляют плодоносить землю, насылают на людей болезни, вызывают землетрясения. Что же это за силы?

Для людей очень многие вопросы оставались без ответа.

Поэтому древние греки пытались объяснить тайны природы с помощью мифов. Миф – это зеркало, в котором люди видели самих себя.

Они изображали действительность в виде одушевлённых существ, которые воспринимались первобытным сознанием как вполне реальные. Древние

греки населили горы и долины, леса и ручьи богами, придав им человеческий облик и черты характера.

Боги видели всё, что происходило на земле, и спускались к людям, чтобы им помочь или их наказать. Высшие существа постоянно помогали людям в скотоводстве и земледелии, в охоте и торговле, в войне и мире.

Древние люди почитали своих богов. Они верили: чтобы избежать беды, богов нужно задобрить. Поэтому в честь богов возводились храмы, устраивались праздники, приносились дары, жертвы, слагались стихи и песни.

Главных, почитаемых богов люди поселили на самой высокой горе в Греции – Олимпе, и называли их олимпийцами.

По представлению древних людей – боги и люди жили в одном мире и постоянно общались между собой. Иногда божества даже вступали в брак со смертными людьми, и их дети становились героями!

Герои наделены были сверхъестественной силой. Они выполняли волю богов на земле, устанавливали порядок и справедливость. Но герои, в отличие от богов, были лишены бессмертия.

Самым изощренным и многодетным из всех богов был громовержец Зевс. Зевс был очень любвеобилен, его всегда привлекали красивые богини и прекрасные смертные женщины. На какие только ухищрения не пускался Верховный бог, чтобы завоевать их любовь! Для достижения своей цели хитрый Зевс умудрялся много раз менять свой облик, чтобы оказаться рядом с любимой. Перед Европой он предстал в образе быка, Леде явился лебедем, а Диане – золотым дождём.

В легендах олимпийских богов окружает множество необычных существ. Среди них есть прекрасные нимфы и страшные чудовища. Полулюди, полукони - Кентавры, существа дикие и необузданные. Полуженщины, полуптицы - Сирены, которые заманивают своим прекрасным пением моряков и губят их. Одноглазые циклопы, многоголовые драконы, свирепые горгоны со змеями вместо волос, обращающие всё живое в камень. Трёхголовый пёс Цербер, охраняющий выход из царства мёртвых. Грифоны с золотыми крыльями, орлиным клювом и телом льва. Ужасное чудовище с головой женщины, туловищем громадного льва, крыльями орла и хвостом быка – Сфинкс.

Санкт-Петербург тесно связан с мифологией.

Боги и герои античного мира окружают нас повсюду. Это история, которую необходимо знать. Ведь изображения античных богов мы видим не только в Летнем саду в скульптуре, в украшениях городских зданий, но и в живописи. Знание мифов имеет большое значение в мировой художественной культуре. Уровень образованности человека определяется умением ориентироваться в произведениях архитектуры, скульптуры, живописи, музыки.

Поэтому считаю эту тему очень важной и нужной.

Мифы учат детей различать добро и зло, будят эмоции, помогают понять, что все народы Земли имеют между собой много общего.

- Легенды и мифы Древней Греции. Николай Кун - Спб "Паритет" 2007г.

- Мифы и легенды народов мира. Детская энциклопедия "Махаон" 2004г.

- Параллельная мифология. Джон Френсис Бирлайн "Крон-Пресс"

- Мифы народов мира. Энциклопедия "Советская энциклопедия"1980 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л.

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль.

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?".


интегрированное занятие в старшей группе по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"

Формировать умение детей решать нравственные ситуации.

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо".

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита.


Определение мифа и его характеристика

Миф – (от греческого mythos – слово) – рассказ, в котором при помощи фантазии объясняются непонятные для древних людей явления окружающей действительности.

Мифология – это совокупность мифов одного народа. Примером может служить греческая мифология.

В мифах чаще всего идет повествование о людях, богах, подвигах и происхождении мира. Они были очень популярны в Древней Греции, когда считалось, что за плохие поступки люди наказывались гневом богов. В мифах отражается искусство, религии, философия, науки.

Мифы можно разделить на несколько видов:

  • космогонические – мифы о происхождении Вселенной, в том числе о выделении четырех стихий, отделении неба от земли
  • антропологические – мифы о происхождении человека

в некоторых источниках мифы о происхождении мужчин и женщин описываются по-разному

  • этимологические – мифы о происхождении природных объектов и различных вещах
  • календарные – мифы, связанные с временами года, с плодородностью, выращиванием урожая
  • героические – мифы, основанные на жизни мифологического героя. Здесь описывается его рождение, страдания, подвиги, борьба с чудовищами и злом, смерть
  • близнечные – мифы о существах-близнецах, которые обладали силой и умом и выступали в качестве лидеров и культурных героев

Что мы узнали?

Мы поговорили о роли мифов в жизни современного ребенка с крупнейшим специалистом по мировой мифологии, фольклористом, кандидатом филологических наук Александрой Леонидовной Барковой.

Александра Баркова Считаю, что знакомиться с мифологией никогда не поздно. Своей дочери я начала рассказывать мифы, когда ей исполнилось 5 лет. Это было не чтение, а живой рассказ, и мы начали с кельтской мифологии. Просто мы шли на занятия, потом домой, а по дороге я рассказывала. Это были и сюжеты, и поэтические вставки, которые я помнила наизусть. Потом я рассказывала ей русские былины — все воспринималось с живым интересом и вниманием.

АБ Сказка — это развлекательный жанр. Слушатели никогда не верили в сказку. А мифы — это отражение настоящих верований. Безусловно, между мифами и сказками есть определенные связи, а разница именно в том, насколько всерьез общество к ним относилось.

Л Что в целом дает человеку знание мифов? Допустим, если он далек от гуманитарной среды?

АБ Знание основных мифов как минимум позволяет человеку понимать то, что он увидит в картинных галереях, на барельефах зданий, прочитает в книгах, если там встретятся сравнения с мифами. Кроме того, мифология играет огромную роль и в современном искусстве, например, в кинематографе, но это уже тема для отдельного разговора. Естественно, чаще всего мы сталкиваемся именно с античными и библейскими сюжетами и персонажами.

Л Важнейшей и популярнейшей из мифологий для нас традиционно является греческая. Но какие еще мифологические системы нужно знать? Какие еще сильно повлияли на мировую культуру?

Л Могут ли мифы дать современному ребенку в нравственном плане, в плане воспитания личности? Или наша жизнь и наша этика уже разительно отличается от мира древних?

Но мифология может дать и детям, и родителям: а именно — понимание возрастной психологии, взросления, инициации. Древние сюжеты отражают то, что переживает каждый из нас в психологическом плане, только мифы и сказки говорят об этом символически. Подросток разрывает связь с родителями, ищет новые образцы для подражания, проходит через испытания, иногда становится буйным и неуправляемым, иногда причиняет себе вред. Важно понимать, что это естественный процесс, через который проходили тысячи поколений до нас.

Мифы со всего света

В школе о нём говорят на уроках мировой художественной культуры, обществознания, истории и литературы.

Иллюстрация из мифологии

У термина есть широкое и узкое значение, каждое из которых заслуживает отдельного разговора.

Определение мифа — что это

В широком смысле миф как составляющая часть мифологии — это особый способ отношения к миру, обобщающий задачи первобытной религии, искусства и науки.

Нашим далёким предкам было свойственно так называемое мифологическое мышление, когда история человечества рассматривалась как смена поколений богов, героев и людей, а одушевлённые природные стихии вмешивались в судьбы смертных.

Миф это..

Миф как тип мировоззрения имеет ряд отличительных особенностей:

  1. – произвольный сюжет;
  2. – обращение к причинам возникновения бытия;
  3. – зооморфизм (люди и животные уподобляются друг другу, встречаются персонажи полулюди-полузвери);
  4. – нерасчленённость;
  5. – попытка объяснить природные и социальные явления;
  6. – повторяемость образов и сюжетов у разных народов.

На основании этих свойств, мифологи сделали вывод о том, что все древнейшие цивилизации прошли в своём развитии мифологический этап, оставивший нам свидетельства об общем человеческом прошлом.

Мифология — что это такое

Когда люди начали думать и размышлять, то самой первой формой их мировоззрения стало мифологическое.

Мифология — это фантастическое объяснение реальности.

Ее сущность в том, что человек, не умея объяснить окружающую действительность каким-то другим образом, придумывает это объяснение и верит ему как истине. Миф стал заменителем знания о мире.

Мифологическое мышление

Когда человек чего-то не знает и не понимает, то он от этого испытывает дискомфорт. Ему нужно объяснить себе суть вещей. Когда он это объяснение придумывает, то психологически ему от этого становится легче.

Мифология это..

При этом человек не видит разницы между реальностью и выдумкой. Для него все есть реальность. При этом мифологическое мировоззрение образно. Понятийное мышление (мыслить понятиями, абстракциями) в ту пору еще не было принято и человек мыслил образами.

Но именно из мифологии (такого понимания мира) выросло все остальное — религия, наука, философия. Не сразу, конечно же, но постепенно люди от догм и эмоционального восприятия мира стали переходить к критическому мышлению и более глубокому осмыслению окружающей их действительности.

Мифология по своей сути очень близка к такому понятию, как фольклор. Но опять же с той разностью, что носители мифологического мышления верят в выдумку, а фольклор — это логическое продолжение мифологии, но уже только в качестве художественного отображения мира. Это — не мировоззрение, а лишь творчество.

У истоков мифологии

Жизнь первых людей состояла из ритуалов. Многие учёные проводят параллель между развитием отдельного человека и историей взросления всего человечества.

Появляясь на свет, ребёнок ничего не знает об окружающем мире. Он наблюдает за сменой дня и ночи, учится видеть различия между предметами и их свойствами. Всё кажется ему таинственным и опасным.

Ритуалы пещерных людей

Чтобы младенцу жилось спокойней, родители окружают его ежедневно повторяющимися однотипными действиями. Когда человек взрослеет, простые действия усложняются и приобретают символическое значение.

Так же, как в жизни годовалого малыша, в бытии первопредка ритуал занимал главное место. Упорядоченность всех действий гарантировала мир, покой, благополучие. По мнению первых мифотворцев, этот порядок обеспечивался добрыми духами, богами, существами, которых можно задобрить, совершив полезные действия.

Если же человек отступал от ритуала, добрые духи становились злыми, вместо благодатного дождя на землю посылалась засуха – гармония (что это?) превращалась в хаос.

Мифологическое мышление было синкретичным. Это значит, что верования, действия и рисунки, отражающие картину мира, были неразделимы. Человек был целостным: он верил, действовал согласно своей вере и воспроизводил это в собственном творчестве.

Найденные учёными изображения эпохи палеолита говорят о том, что миф зародился ещё в дописьменном и довербальном периоде (т.е. раньше, чем появились буквы и слова).

К первым нарисованным сюжетам можно отнести борьбу тигра и лани (барса и оленя), символизирующую противостояние сильного и слабого, смену одной эпохи другой. В сценах охоты отражены попытки человека приручить и покорить мир дикой природы.

Первые мифы в рисунках

Позже появляются сюжеты, связанные с мироустройством: дерево, объединяющее землю и небо, расколовшееся яйцо, из которого появились море и суша, три кита, три черепахи.

Когда человечество освоило речь, система верований стала оформляться в отдельные тексты. Сначала они бытовали только в устном виде, передаваясь от старших к младшим с помощью музыкального сопровождения. Древнейшие мифологические сюжеты распались на такие жанры, как песнь, легенда, предание, сказание.

Миф считается прямым предком эпоса и всех его видов, а мифология – это система мифов, связанных едиными образами и представлениями.

Миф в литературе

С выделением литературы в отдельный вид искусства о мифе стали говорить как о жанре устного народного творчества. Это второй, узкий смысл термина.

Миф в литературе – это художественное произведение, представляющее собой развёрнутое повествование, пересказ или переложение устного образно-поэтического предания, появившегося в том или ином социуме на определённом этапе исторического развития.

Историки древности в документальных свидетельствах сохранили для мира верования шумеров и египтян. Благодаря авторской редакции исследователя античности А. Куна, нам широко известны мифы Древней Греции.

Мифы древней греции

Славянская мифология частично отразилась в русских летописях, памятниках древнерусской литературы, русских, белорусских, украинских, болгарских и других народных сказках, былинах, песнях.

Для современных писателей мифология – это глубочайший источник вдохновения. В основе любого литературного сюжета лежит миф.

Одиссея Гомера

Мифология — это источник многих крылатых фраз

Надо понимать, что время возникновения того или иного сюжета отстоит от нас на несколько тысячелетий, поэтому вымысел неизбежен. А вот алгоритмы действий (фабула), мотивы, сюжеты, коды, организующие жизнь во Вселенной миф, сохраняет не хуже египетских мумификаторов!

Именно поэтому по всему миру разлетелись крылатые слова и выражения, пришедшие в нашу речь из мифологий разных народов.

Ниже приведены примеры фразеологизмов, пришедших к нам через тысячелетия:

Вавилонская башня

  1. вавилонская башня; Содом и Гоморра; валаамова ослица; Иерихонская труба – все это из библейской мифологии;
  2. Сизифов труд; между Сциллой и Харибдой; Прокрустово ложе; Троянский конь; ящик Пандоры; кануть в Лету; Ахиллесова пята – это из древнегреческих мифов;
  3. как гуси Рим спасли; двуликий Янус – это из мифологии древнего Рима.

Чтобы узнать точное значение этих выражений, почитайте мифы народов мира. Древние и мудрые, как сама планета, они говорят лишь о том, что было, есть и будет всегда. В нашей изменчивой жизни напоминание об этом точно не будет лишним.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

В мифах обычно столько жестокости, причем зачастую совершенно бессмысленной, что не понятно, зачем вообще знакомиться с этим жанром.

Большинство мифов очень древние, потому сложно представить, что они дошли до наших дней в своем первоначальном виде. При передаче информация постоянно искажалась, причем как самим рассказчиком, так и просто под влиянием времени.

Но, на основе этих рассказов появилось множество других историй, в обиход вошли некоторые крылатые фразы, потому польза от описанного жанра все же есть.

Читайте также: