Мифология и религия как первые формы мировоззрения кратко

Обновлено: 08.07.2024

На рубеже XX и XXI вв. значительно усилилось внимание российского общества к религии как средству духовного развития и воспитания. Не остаются в стороне от этих сложных процессов и Вооруженные силы Российской Федерации. История свидетельствует, что религия всегда стремилась распространить свое влияние на армию, подчинить религиозным устоям быт и деятельность военнослужащих. И это вполне понятно, ибо военная сфера жизнедеятельности представляет собой один из важнейших государственных институтов.

Под религией понимается мировоззрение и специфические действия, основанные на вере в существование сверхъестественного начала — Бога или богов. Однако в этом определении зафиксированы лишь проявления, лежащие на поверхности религиозной жизни. Поэтому человеческая мысль не довольствуется подобным описанием признаков религии и с давних пор стремится объяснить этот феномен, понять его природу, сущность, значение.

В философском смысле религия (лат. religare – воссоединять) – это, во-первых, мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества, а во-вторых, чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения.


Оглавление

  • 1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
  • 2. Философия как наука и мировоззрение
  • 3. Основные проблемы философии. Структура философии
  • 4. Философия Древнего Востока: общая характеристика
  • 5. Философия Древней Индии

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия

Мировоззрение — обобщенная система взглядов человека и общества на мир в целом и на свое собственное место в нем. Мировоззрение существует на двух уровнях.

1. Первый уровень мировоззрения — мироощущение, или миросозерцание. Основой мироощущения является стихийное восприятие окружающей действительности.

Второй уровень мировоззрения — это миропонимание, т. е. логическое обоснование процессов и явлений окружающего мира. На этом уровне создается целостная картина действительности.

Собственно философское мировоззрение формируется лишь на уровне рационального мышления, обращающегося с понятиями. Философское мировоззрение характеризуется понятийным отражением окружающего мира, абстрактным мышлением и теоретическим познанием, а также способно вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов.

2. Исторически первым типом мировоззрения считается миф.

Миф — первая попытка человека ответить на вопросы о возникновении мира и обосновать наличие естественного порядка, возникшая на самой ранней стадии общественного развития.

Для мифологического мировоззрения характерно образное восприятие мира. В этот период человек еще выделял себя из окружающей природной и социальной среды, а его мышление было конкретным и образным, а не абстрактным и понятийным. Мифологическое мышление характеризуется неотчетливым разделением субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного. Эта диффузность проявляется в сфере воображения и обобщения.

Для мифа характерно отождествление генезиса и сущности, т. е. замена причинно-следственных связей прецедентом. В мифе форма тождественна содержанию, и поэтому символический образ представляет то, что он моделирует. Важнейшая функция мифа — это создание модели, примера, образца.

Мифология представляет собой важнейшую предпосылку возникновения философии как качественно более высокого уровня осмысления действительности. Миф изначально являлся системой двух уровней: образного и понятийного. Затем под влиянием ряда факторов понятийный уровень занял главенствующее положение. Возникло осознанное применение понятий. Это и есть точка перехода от мифологии к философии.

3. Основные предпосылки перехода от мифа к философии:

• развитие аграрного и ремесленного производства и, как следствие, рост благосостояния общества;

• развитие государственного строя;

• возникновение научной формы знания.

4. Одновременно с мифологическим мировоззрением существовало мировоззрение религиозное.

Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в существование трансцендентных сил и признающая за ними главенствующую роль в мироздании и жизни человека.

Религиозное и мифологическое мировоззрения обладают сходными чертами, но в религии символизм мифа заменяется сложной системой образов и смыслов, в которой существенную роль начинают играть понятийные построения. Второе принципиальное отличие религии — духовно-этическая нагруженность религиозного мировосприятия. Основными элементами религии являются вероучение и культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным.

Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая от предшествующих поколений во всем исторически-культурном контексте и опирающаяся на личный опыт человека. А практика культовых действий располагает механизмами подкрепления и формирования этой веры применительно к особенностям обыденного сознания.

Процесс систематизации и обновления мировоззрения в соответствии с происходящими изменениями как в самой жизни, так и в области знаний и развития культуры в целом совершает теология.

Теология — богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.

В содержании различных религиозных мировоззрений имеется ряд повторяющихся фундаментальных идей: творения мира Богом (креационизм), предопределения Богом происходящих в мире событий (провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телеология), души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного, придавая его существованию непреходящий смысл.

5. Основные особенности религии:

• жесткость религиозной догматики: религиозные вероучения рассматриваются как данные свыше, поэтому считаются священными, содержащими абсолютную истину, не подлежащую сомнению и пересмотру. Религиозная доктрина не терпит критики;

• главенствующая роль веры и превосходство ее над разумом в религиозном сознании;

• символизм: каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление высшей воли. Через символ осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами;

• ценностный характер по отношению к действительности: все происходящее в мире и в первую очередь поступки людей получают положительную или отрицательную оценку.

6. Религию и философию роднит решение мировоззренческих проблем, однако подход к этим проблемам различный. Философия всегда базируется на принципах доказательности и обоснования, а религиозное сознание, так же как и мифологическое, объясняет процессы и явления окружающего мира сверхъестественными причинами.

Таким образом, миф, подвергшись определенной рациональной интерпретации, перешел в философию.

Философия — это учение о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. Философия представляет собой теоретическую основу мировоззрения.

Мировоззрение – это совокупность наиболее общих взглядов на мир в целом и место человека в мире. На ряду с философией существуют такие формы мировоззрения как Мифология и Религия.

Существует 2 точки зрения на природу мифа:

Миф – это фантастическое, иллюзорное отражение действительности в сознании людей.

Миф – это не иллюзия, а реальность, в которой живет человек. Он ничего не объясняет, а дает практические установки к действию. Это образ жизни.

Специфические черты мифологического мировоззрения:

Синкритизм – представление о родственной связи природы, общества и человека, т.е. все это рассматривается, как единое органическое целое, все части которого связаны между собой.

Антропоморфизм – очеловечивание, олицетворение, персонализация природных явлений и сил.

Мифологическое мышление по своей природе художественное, т.е. оно оперирует не понятиями, а образами. Образ обладает метафоричностью. Метафора – перенос признак с одного предмета на другой. В мифологии не различается реальность и фантазия, знание и вера, мысль и эмоция, субъект и объект.

С помощью мифов обеспечивается духовная связь поколений.

Формируются коллективные представления народов.

Мифы способствуют закреплению в обществе определенной системы ценностей.

Религия (связь, соединение, отношения) – форма связи человека с Богом.

Характерные черты религии:

Религия разделяет мир на естественный и сверхестественный, имманентный и трансцендентный (сверхопытный, сверхсознательный).

Бог – это трансцендентное абсолютное сущее, он определяет имманентный мир.

Способом существования религиозного сознания является вера. (знания основаны на опыте и доказательствах, а вера – это свободно выбранное убеждение безосновное)

Культ – система обрядов, вероучения направленные на установление связи и Богом.

Основная цель, идея, смысл религии – это спасение человека – избавление от смерти и обретение вечной жизни, встречи с Богом.

Придает смысл человеческой жизни, помогает переносить тяготы и лишения.

Форма объединения людей.

Религия является гарантом нравственных норм, ценностей и идеалов.

2.Философия, ее специфика, предмет, структура и функции.

Специфика философии в ее рефлексивности.

Философская рефлексивность – сознание сознания, т.е. рефлексируя, мы воспринимаем действительность не саму по себе, а в ее отношении к сознанию, как она представлена в формах сознания.

Таким образом, в философском виденье мира нет субъекта без объекта, и наоборот, поэтому предметом философского исследования будут не мир, а мышление о мире, не природа, а мышление о природе и т.д.

Философия опирается на разум, предполагая логический анализ, но при этом она является сверхопытным познанием, т.к. пытается помыслить мир как целое.

Древние Греки считали, что философия начинается с удивления – это непонимание чего-то очевидного. Почему есть космос, а не хаос? Почему в мире есть добро, а не одно только зло? Философия начинается и с осознания индивидом своей смертности (конечности человеческого существования). У нас нет опыта рождения и опыта смерти. Мы не представляем как это – наше отсутствие. Наша жизнь представляется нам бесконечной. Сознание смертности ставит человека перед вопросом о смысле жизни. Сопутствующим моментом философии является постоянное сомнение.

Онтология. Учение о бытии и сущем.

Гносеология. Теория познания, в которой изучаются возможности, виды, источники познания.

Логика. Наука о формах правильного мышления.

Аксиология. Учение о ценностях.

Философская антропология. Учение о человеке.

Социальная философия. Философия об обществе и истории.

Этика. Учение о морали и нравственности.

Эстетика. Учение о прекрасном и художественной деятельности людей.

Познавательная. Способствует обретению знаний о мире, обществе, человеке, познании.

Методологическая. Дает анализ проблем познания в конкретных науках.

Критическая. Дает оценки любому явлению.

Одухотворяющая (экзистенциональная). Обосновывает и развивает ценности человеческой жизни, исследует экзистенциональные проблемы (смысл жизни и смерти, любовь, творчество, свобода, страх и др).

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

1.космические — попытка ответа на вопрос о начале устройства мира, возникновения явлений природы

2. о происхождении людей — рождении, смерти, испытаниях;
3.о культурных достижениях людей — добывания огня, изобретение ремёсел, обычаях, обрядах.

Религиозное мировоззрение.
Религия — это форма мировоззрения, основу которой составляет вера в существование сверхъестественных сил. Это специфическая форма отражения действительности и до сих пор она остаётся значительной организованной и организующей силой в мире.
Религиозное мировоззрение представлено формами трёх мировых религий:
1 Буддизм - 6-5 вв. до н.э. Впервые появился в Древней Индии, основатель — Будда. В центре — учение о благородных истинах (Нирвана). В буддизме нет души, нет Бога, как творца и высшего существа, нет духа и истории;

2. Христианство — 1век н.э., впервые появился в Палестине, общий признак вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира. Главный источник вероучения Библия (Священное писание). Три ветви христианства: католицизм, православие, протестантизм;

3 Ислам - 7 век нашей эры, образовался в Аравии, основатель — Мухаммед, главные принципы Ислама изложены в Коране. Основной догмат: поклонение единому богу Аллаху, Мухаммед — посланник Аллаха. Основные ветви Ислама — суннизм, шиннизм.




Важнейшими чертами религии являются жертвенность, вера в рай, культ в Бога.

Немецкий теолог Г.Кюнг считает, что религия имеет будущие, ибо: 1) современный мир с его непосредственностью не находится в должном порядке, он возбуждает тоску о Другом; 2) трудности жизни ставят этические вопросы, перерастающие в религиозные; 3) религия означает развитие отношений к абсолютному смыслу бытия, а это касается каждого человека.

Главными функциями философии являются выработка общих представлений людей о бытие, природной и социальной действительности человека и его деятельности, о доказательстве возможности познания мира.

Несмотря на свою максимальную критичность и научность, философия чрезвычайно близка и к обыденному, и к религиозному и даже к мифологическому мировоззрению, ибо, так же как и они, она выбирает направление своей деятельности весьма произвольно.

Читайте также: