Как кратко охарактеризовать философскую доктрину

Обновлено: 05.07.2024

2. Как кратко охарактеризовать философскую доктрину, представителем которой можно считать О. Конта?

Объективный идеализм
Атомизм
Позитивизм
Субъективный идеализм

3. Основателем социологического позитивизма является …

Э. Дюркгейм
О. Конт
Ф. Энгельс
Г. Спенсер

4. Зарождение социологии связано с именем …

Герберт Спенсер
Огюст Конт
Карл Маркс
Эмиль Дюркгейм

6. Позитивность у О. Конта относится к…

Объяснению общества и групп
Пониманию общества и групп
Описанию общества и групп
Познанию и социальному устройству

7. По мнению О. Конта, социология делится на динамические и статические части по …

По степени общности
По степени конкретности
По характеру и способу проявления
По степени регулирования межличностных отношений

Социальная дивергенция
Социальная динамика
Макросоциология
Социальная статика

Социальная дивергенция
Социальная динамика
Макросоциология
Социальная статика

10. Герберт Спенсер сравнивал общество с …

С паровым двигателем
С банком
С человеческим организмом
С природной средой

11. Г. Спенсер считал, что в основе жизни общества лежат определенные законы

A.Специфические только для общества.

B. Экономические.

C. Биологические.

D. Космические.

Когда действия людей принимают характер социального (по М. Веберу)?

A.Когда они носят индивидуальный характер.

B. В любом случае человеческие действия носят социальный характер.

C. Когда оно носит осознанный характер и воздействует на других людей.

D. Когда их действия оказывают большое влияние на развитие общества.

54. К. Маркс считал, что экономическая организация каждой формации определяется:

A.Характером власти.

B. Наличием класса эксплуататоров и класса эксплуатируемых.

C. Способом производства.

D. Степенью развития гражданского общества.

A.Дж. Мид.

B. Г. Спенсер.

C.О. Конт.

D. М. Вебер.

Какое направление в социологии признает природные условия решающим фактором общественного развития?

A.Функционализм.

B. Позитивизм.

C. Геологическое.

D. Географическое.

57. Определите условие, не входящее в ряд требований функционального анализа Р. Мертона:

A.Функциональная необходимость.

B. Функциональная мобильность.

C. Функциональное единство.

D. Функциональная универсальность.

A.Э. Мэйо.

B. М. Вебер.

C.К. Маркс.

D. Ф.Тейлор.

Назовите немецкого социолога, создателя формальной социологии.

A. Р.Дарендорф.

B. Ю. Хабермас.

C. Г. Зиммель.

D. М. Вебер.

Назовите немецкого социолога, который является одним из основателей социологии знания и познания, автором социологической теории идеологии.

A.Н.Луман.

B.Ю. Хабермас.

C. Г. Зиммель.

D. К. Мангейм.

Какова роль символов в социуме согласно парадигме символического интеракционизма?

A.Символы - это следствие ошибок нашего мышления, которое влечет за собой конфликты в социальной сфере.

B. Символы - это определенные указатели вещей в повседневном общении.

C. Символы - наследие традиционного общества, играющие незначительную роль в современных условиях.

D. Символы - это необходимые посредники социального общения.

A.Социологическая концепция, признающая человека и его социальные действия единственной основой социального.

B. Социологическая парадигма, утверждающая, что все взаимодействия между людьми основываются на определённых социальных символах.

C. Социологическая теория среднего уровня, которая изучает возникновение самоорганизующихся общественных структур.

D. Интерпретивная парадигма, которая утверждает, что социальный мир конструируется изнутри самими индивидами.

А.Социологическая концепция, признающая человека и его социальные действия единственной основой социального.

B. Принцип социальной иерархии, которая выстраивается в соответствии с социальной значимостью элементов общества.

C. Социологическая теория среднего уровня, которая изучает возникновение самоорганизующихся общественных структур.

D. Интерпретивная парадигма, которая утверждает, что социальный мир конструируется изнутри самими индивидами.

Назовите автора теории структурации.

A.Э. Гидденс.

B. Л. Уорд.

C. Г. Тард.

D. Г. Лебон.

К какому течению западной социально-философской мысли можно отнести Франкфуртскую школу?

A.Неолиберализму.

B. Неоконсерватизму.

C. Необихевиоризму.

D. Неомарксизму.

В чем заключается особенность феноменологической парадигмы?

A.Исследование феноменов общественной жизни на микроуровне.

B. На первый план здесь выдвигается проблема человеческого сознания (способы осмысления мира и событий в нем происходящих).

C. Исследование феноменов общественной жизни на макроуровне.

D. На первый план выдвигается исследование феномена социальных институтов.

68. Кто из российских социологов является основателем плюралистической многофакторной концепции социаль­ного развития?

A.П. Сорокин.

B.М. Ковалевский.

C. Н. Кондратьев.

D.Л. Петражицкий.

A. Э. Мэйо.

B.Л. Гумплович.

C.К. Маркс.

D. П. Сорокин.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "ДОКТРИНА" в других словарях:

ДОКТРИНА — (лат., doctrina, от docere учить). Учете, школа, система. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДОКТРИНА [лат. doctrina Словарь иностранных слов русского языка

доктрина — См. учение. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. доктрина наука, учение, теория; теодицея, панамериканизм, мадхьямика, неопластицизм, чучхе, концепция, построение … Словарь синонимов

ДОКТРИНА — (латинское doctrina), учение, научная или философская теория, система, руководящий теоретический или политический принцип (например, военная доктрина) … Современная энциклопедия

ДОКТРИНА — (лат. doctrina) учение, научная или философская теория, система, руководящий теоретический или политический принцип. См. также Военная доктрина … Большой Энциклопедический словарь

ДОКТРИНА — ДОКТРИНА, ы, жен. (книжн.). Учение, научная концепция (обычно о философской, политической, идеологической теории). • Военная доктрина (спец.) система официальных государственных положений о военном строительстве и военной подготовке страны.… … Толковый словарь Ожегова

ДОКТРИНА — совокупность постулатов, которые служат основой экономической теории. Доктрина способствует объяснению теории и осуществлению анализа экономических механизмов, отражает необходимость выбора между совокупностями основополагающих принципов, на… … Экономический словарь

доктрина — ы, ж. doctrine f. <, лат. doctrina. Учение, научная или философская теория; система, руководящий теоретический или политический принцип. БАС 2. В печатных листках нет той жизни, того ораторского движения .. но вы узнаете из них манеру его и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Доктрина — совокупность признанных научных или официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения чего либо (напр., информационной безопасности РФ Д. информационной безопасности РФ, в области международной безопасности Военная … Энциклопедия права

Доктрина — (латинское doctrina), учение, научная или философская теория, система, руководящий теоретический или политический принцип (например, военная доктрина). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Потребность в теоретическом определении системы отношения "универсум — человек" появилась с той самой минуты, как возникло осознание себя цивилизованным человечеством. Поэтому история философии представляет базовые направления: материализм, идеализм, их школы и течения

Материализм

Представителями материализма были Гераклит, Демокрит, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Дидро, Л. Фейербах, Ф. Энгельс. В основу универсума положено материальное начало. Под материальным началом понимается воздух, огонь, вода, атом, материал, алейрон и природа в целом.

Человек является порождением закономерно развивающейся материи. Он характеризуется субстанциальностью и атрибутивностью, наличием сознания. Основу сущего представляют материальные, а не духовные явления. Сознание человека определяет его бытие, а его мышление развивается под влиянием образа жизни.

Идеализм

Школа идеализма представлена такими философами и мыслителями как Платон, Д. Юм, Дж. Беркли, И. Фихте, И. Кант, Г. Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Вл. Соловьёв, Н. Бердяев, П. Флоренский.

Основу универсума составляет духовное начало – мировая воля, Бог, идея, дух. Порождением некого духовного начала является человек. Весь предметный мир берет свое начало от объективного (мирового духа, Бога) или субъективного (Человека) духа, разума, сознания, чувства. Бытие может определять сознание. Образ жизни человека зависит от его мышления. .

Дуализм

К представителям дуализма относятся Р. Декарт, Т. Рибо, В. Вундт, X. Липпс.

Дуализм является устойчивым философским течением. Основу универсума составляют два самостоятельных начала: духовное и материальное, сознание и материя.

Их существование характеризуется одновременностью, параллельностью и независимостью друг от друга. Тело независимо от духа, а дух, соответственно, от тела. Нервные процессы мозга и психика существуют параллельно, как мозг и субстрат сознания.

Диалектизм

В ряд тех, кто придерживался диалектизма входили такие философы как Платон, Гераклит, Г. Гегель, К. Маркс.

Основным принципом диалектики являлось утверждение того, что в универсуме и в человеке все проходит развитие по законам, где взаимодействуют противоположности, а количественные изменения переходят в качественные, с поступательным движением от низшего к высшему.

Диалектика также делится на два философских подхода: материалистический (Гераклит, К. Маркс и др.) и идеалистический (Платон, Г. Гегель и др.).

Метафизика

К представителям течения метафизики относятся П. Гольбах, Л. Фейербах, Т. Гоббс.

Сторонники данного подхода утверждали, что универсум и человек статичны, устойчивы и постоянны (догматизм), в тоже время, они изменчивы, и нет ничего постоянного (релятивизм).

Эклектизм

Течение эклектизма представлено такими мыслителями как Потамон, У. Джеймс.

Согласно эклектизму, универсум и человек постоянны и изменчивы, в них есть относительное и абсолютное, поэтому ничего конкретного о состоянии объекта, системы сказать нельзя.

Гностицизм

Гностиками являлись те философы, которые признавали возможность познания объективного мира, способность человеческого сознания адекватно отражать реальный мир.

Этими представителями были Платон, Демокрит, Ф. Бэкон, Д. Дидро, Г. Гегель, К. Маркс.

Агностицизм

Агностиками являлись Д. Юм, И. Кант, Э. Мах.

Ими отрицалась возможность человека познать мир. Они сомневались в том, что человеческое сознание может адекватно отразить мир. Мир, по их мнению, в целом непознаваем, или он непознаваем в его причинах, или мир непознаваем в его сущности.

Скептицизм

Скептиками Секстом Эмпириком и Д. Юмом утверждалось то, что нет однозначного ответа на вопрос "о познаваемости мира". Существование ответа на данный вопрос отрицалось потому, что есть явления, которые были уже познаны, и существуют те, которые еще не познали, есть явления загадочные, таинственные, есть "мировые загадки".

Поэтому мир может быть познаваем и непознаваем одновременно. Эта группа философов постоянно сомневаются и в том и другом.

Монизм

Монистами являлись такие знаменитые философы как Платон, Г. Гегель, К. Маркс, Л. Фейербах.

По их мнению, единый принцип мог объяснить мир, универсум и человека. Этот принцип составлял основу из материального или идеального. Вся система философии должна иметь структуру из общего основания.

Позитивизм

К течению позитивистов относились О. Конт, Э. Мах, Р. Авенариус, М. Шлик, Г. Рейхенбах, Р. Карнап, Л. Витгенштейн, Дж. Мур, Б. Рассел.

Позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм составляют целую сциентистскую эпоху. Она отражала идеи, которые означали, что все подлинное, позитивное знание можно получить в процессе синтетического объединения результатов частных наук.

Философия в данном случае выступает как особая наука, которая претендует на самостоятельное исследование действительности. Она может существовать только как некая положительная философия, без собственного научного выражения.

Феноменологизм

К течению феноменологизм относятся такие ее сторонники как Э. Гуссерль, Л. Ландгребе, Э. Финк, М. Шеллер, М. Мерло-Понти.

Они придерживались субъективно-идеалистической позиции в системе "универсум — человек": "нет объекта без субъекта". Основой философской системы являет интенциональность" сознания. Важное значение имеет направленность сознания на объект. В противопоставление философии, как науке о "чистых сущностях" (эйдетика), выступает познание реальных фактов.

Экзистенциализм

Философами-экзистенциалистами являлись К. Ясперс, Г. Марсель, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев.

В экзистенциализме существует двойственная оценка системы "универсум — человек": религиозная и атеистическая. Их сходство заключается в постижении бытия. Для этих систем бытие является нерасчлененная целостность субъекта и объекта.

Бытие в экзистенциализме представлено как экзистенция – непосредственно данное человечеству существование. Конечная точка бытия человека является его смерть.

Судьба определяет время жизни, она существует неразрывно с сущностью экзистенции. Сущность экзистенции включает рождение, смерть, любовь, отчаяние, деяние и раскаянье.

Герменевтика

Представителями этого течения были В. Дильтей, Ф. Шлегель, Ф. Шлейермахер, М. Хайдеггер, Г. Гадамер.

Сторонники герменевтики видели особое отношение между универсумом и человеком. Немецкий историк культуры, В. Дильтей считал герменевтику основой всех наук о духе, философский аспект природы, исторического познания и историчности самого человека.

Те, кто посвятил себя изучению герменевтики, могут описать ситуацию, если он избегает произвола и ограниченности, вытекающих из неосознанных ментальных привычек. Тот, кто ищет понимания другого, а не самоутверждения, готов к признанию собственных ошибок, вытекающих из неподтвержденных ожиданий и предположений.

Персонализм

Среди представителей персоналистов были русские, немецкие, французские, американские мыслители и философы.

Через приоритет человека в философском осмыслении действительности ведущее место занимала система "универсум — человек". Главное место занимала личность в ее определенных проявлениях — суждениях и действиях.

Базовой онтологической категорией являлась личность, персона. Она выступала как основное проявление бытия, где волевая активность, деятельность соединялись вместе с непрерывностью существования. Истоки личности зачинались не в ней самой, а в бесконечно едином Божественном начале.

Идеи персонализма развивали Л. Шестов, Н. Бердяев, А. Козлов, Д. де Ружмон, М. Шелер, Э. Мунье, Ф. Якоби, П. Лендсберг.

Структурализм

В группу структуралистов входили такие ученые как К. Леви-Стросс, М. Фуко, Л. Альтюссер, Ж. Лакан, Ф. де Соссюр, Р. Барт, Л. Гольдман.

Универсум и человека воспринимаются ими по-своему. Выявление структуры предполагает особенности их мировосприятия. В этом случае структура выступает как совокупность отношений между элементами целого. При любых изменениях целое сохраняет свою устойчивость.

По их мнению, структуралистов, науку о человеке невозможно представить без абстрагирования от сознания. Не субъект и его способности к творчеству, стремление к свободе, а безличные структуры, глубоко подсознательные и всеопределяющие, находятся в центре внимания представителей этого философского направления.

Читайте также: