Методы управления проектами кратко

Обновлено: 08.07.2024

Позволяет улучшать проект на каждом этапе, основываясь на полученном опыте от предыдущих результатов. Определив цели проекта и постоянно контролируя работы проекта, менеджер может обеспечить успех максимально возможной стоимости бизнеса и создать бизнес-ценность для потенциального потребителя.

2. Benefit Realization (BF)Цель: Выгода от реализации проекта

Успех определяется как достижение желаемой/ожидаемой выгоды. Если клиенты хотят увеличить продажи CRM (система управления взаимоотношениями с клиентами – customer relationship management software), проект не будет выполнен/реализован до того момента, пока продажи не повысятся на 15% - даже если Вы установили и наладили работу CRM вовремя и с соблюдением/в соответствии с бюджетом.

В процессе управления проектом важно умение быстро адаптироваться к изменениям, отслеживать последние тенденции развития и уметь извлекать из них выгоду. Не менее важным является и человеческий ресурс. Поэтому и необходимо умение создавать динамичную команду проекта на основе сотрудничества и гибкости, возможности нахождения компромисса. Немаловажную роль играют стейкхолдеры (заинтересованные стороны). Они контролируют и проверяют проект на каждой стадии, а члены команды, с свою очередь, правильно и своевременно корректируют проект, создавая высококачественные продукты/услуги, соответствующие потребностям и запросам потребителей.

4.Critical Chain Project Management (CCPM) Управление проектом по методу критической цепи

Помогает избегать отставаний/задержек в проекте, определяя критический путь/цепь работ, а также резервы ресурсов (запас времени) для этих работ.

Поскольку графики строятся, учитывая доступность ресурсов, срок проекта может быть дольше, но вероятность срыва сроков ключевых событий может быть снижена. Основа методологии критических цепочек – формирование основных работ критически важных для проекта и удержание сроков работ, соответственно и финальной даты завершения проекта. Критические работы проекта провязываются логическими связями с учетом ресурсных и административных ограничений; Если в проекте ресурсы не ограничены, расчётные показатели будут схожими с PERT.

Если в проекте все же ограничены ресурсы, то необходимо:

- Определить критическую цепочку проекта при помощи ресурсных связей

5. Метод критического пути Сritical Path Method (Cpm)

Метод критического пути – довольно часто используется в строительстве и характеризуется наличием четко выраженного пути проекта, этот путь формируют самые длинные работы проекта. Сам критический путь и определяет продолжительность всего проекта. Определяя/идентифицируя наиболее важные задачи, Вы можете оценить даты завершения, зависимости, ключевые вехи и конечные результаты.

6Методология моделирования событий Event Chain Methodology (ECM)

Эта методология управления проектами помогает выявить и спрогнозировать потенциальные риски. Анализ проекта при помощи метода Монте Карло и Диаграммы цепочки событий помогает определить вероятность некоторых рисков и их возможное влияние на проект в целом. Визуализация связей между внешними событиями и работами проекта помогает создать план, максимально приближенный к реальности.

7.Экстремальное программирование Extreme Programming (XP)

Данная методология управления проектами оказывает особенности (возможности) коротких циклов развития, частые релизы и открытое взаимодействие со стейкхолдерами. Команды сосредотачиваются на сотрудничестве и эффективности/производительности, написании наиболее простых из всех возможных кодов для достижения желаемого качества, при этом избегая истощения и низкокачественного конечного результата.




Основная цель состоит в производстве медленного и непрерывного потока результатов черезпротяженный во времени рабочий/производственный процесс для визуализации прогресса и раскрытия процессных/производственных проблем. Понимая, где происходят простои, теряется время, члены команды могут намного более оперативно улучшить производительность.

9.LEAN или бережливое производство

Задача заключается в создании ценностей высокого уровня и обеспечении высочайшего качества работы с меньшими трудовыми ресурсами, средствами и временем.

Lean сокращает потери, устраняя узкие места, фокусируясь на ценностях потребителя и постоянно улучшая процесс производства. Использование Lean помогает сократить расходы, оперативно выполнять работу в поставленные сроки, достигать существенных результатов в составе малочисленных команд, привлекая к выполнению задачи минимальное количество человеческих ресурсов.

10.Бережливое производство и 6 Сигм

Объединяя эффективность системыLeanс шестью сигма, появляется возможность улучшить производственный процесс. Определив, как в действительности выполняется производственный процесс, члены команды проекта устраняют потери и сосредотачиваются на создании конечного результата с максимально высоким качеством для клиента (создание конечной ценности для потребителя).

1.Prince (проекты в контролируемой среде) Projects in Controlled Environments (PRINCE2)

Гарантирует, что каждый проект имеет бизнес обоснование и способствует созданию ценности. Планирование начинается с четкого определения: потребностей, запрашиваемых потребителем, реальной выгоды и точной оценки затрат.

12.PRISM (проекты со встроенными устойчивыми/жизнеспособными методами)

13.Процессно-ориентированное проектное управление PBPM (Process-Based Project Management)

Гарантия того, что каждый проект будет направлен на продолжение следованию миссии компании. Перед стартом (инициацией) проекта, план проекта анализируется с целью определения его соответствия утвержденной/установленной миссии. Если же результат анализа отрицателен, то все стратегии и цели корректируются. Каждое действие добавляет ценность к стратегическому видению организации. Данные методы управления проектами также подходят и для административных проектов в компаниях.

16.Водопад (поточный метод) Waterfall

Данная методология управления проектами предполагает разбиение проекта на ряд последовательных задач. С четким определением целей и временной шкалой (заданными сроками), члены проекта выполняют задания в установленном порядке, завершая каждое задание перед тем, как преступать к последующему. Подробное планирование означает тщательный график (определенные сроки) и бюджет.

Все методы управления проектами по своему хороши и в каждом есть свои плюсы и минусы, применение методологии управления проектом очень сильно зависит от целей, типа и контекста проекта.

1. Использование адаптивных/регулируемых рамок проектов APF (Adaptive Project Framework)

Позволяет улучшать проект на каждом этапе, основываясь на полученном опыте от предыдущих результатов. Определив цели проекта и постоянно контролируя работы проекта, менеджер может обеспечить успех максимально возможной стоимости бизнеса и создать бизнес-ценность для потенциального потребителя.

2. Benefit Realization (BF)Цель: Выгода от реализации проекта

Успех определяется как достижение желаемой/ожидаемой выгоды. Если клиенты хотят увеличить продажи CRM (система управления взаимоотношениями с клиентами – customer relationship management software), проект не будет выполнен/реализован до того момента, пока продажи не повысятся на 15% - даже если Вы установили и наладили работу CRM вовремя и с соблюдением/в соответствии с бюджетом.

В процессе управления проектом важно умение быстро адаптироваться к изменениям, отслеживать последние тенденции развития и уметь извлекать из них выгоду. Не менее важным является и человеческий ресурс. Поэтому и необходимо умение создавать динамичную команду проекта на основе сотрудничества и гибкости, возможности нахождения компромисса. Немаловажную роль играют стейкхолдеры (заинтересованные стороны). Они контролируют и проверяют проект на каждой стадии, а члены команды, с свою очередь, правильно и своевременно корректируют проект, создавая высококачественные продукты/услуги, соответствующие потребностям и запросам потребителей.

4.Critical Chain Project Management (CCPM) Управление проектом по методу критической цепи

Помогает избегать отставаний/задержек в проекте, определяя критический путь/цепь работ, а также резервы ресурсов (запас времени) для этих работ.

Поскольку графики строятся, учитывая доступность ресурсов, срок проекта может быть дольше, но вероятность срыва сроков ключевых событий может быть снижена. Основа методологии критических цепочек – формирование основных работ критически важных для проекта и удержание сроков работ, соответственно и финальной даты завершения проекта. Критические работы проекта провязываются логическими связями с учетом ресурсных и административных ограничений; Если в проекте ресурсы не ограничены, расчётные показатели будут схожими с PERT.

Если в проекте все же ограничены ресурсы, то необходимо:

- Определить критическую цепочку проекта при помощи ресурсных связей

5. Метод критического пути Сritical Path Method (Cpm)

Метод критического пути – довольно часто используется в строительстве и характеризуется наличием четко выраженного пути проекта, этот путь формируют самые длинные работы проекта. Сам критический путь и определяет продолжительность всего проекта. Определяя/идентифицируя наиболее важные задачи, Вы можете оценить даты завершения, зависимости, ключевые вехи и конечные результаты.

6Методология моделирования событий Event Chain Methodology (ECM)

Эта методология управления проектами помогает выявить и спрогнозировать потенциальные риски. Анализ проекта при помощи метода Монте Карло и Диаграммы цепочки событий помогает определить вероятность некоторых рисков и их возможное влияние на проект в целом. Визуализация связей между внешними событиями и работами проекта помогает создать план, максимально приближенный к реальности.

7.Экстремальное программирование Extreme Programming (XP)

Данная методология управления проектами оказывает особенности (возможности) коротких циклов развития, частые релизы и открытое взаимодействие со стейкхолдерами. Команды сосредотачиваются на сотрудничестве и эффективности/производительности, написании наиболее простых из всех возможных кодов для достижения желаемого качества, при этом избегая истощения и низкокачественного конечного результата.

Основная цель состоит в производстве медленного и непрерывного потока результатов черезпротяженный во времени рабочий/производственный процесс для визуализации прогресса и раскрытия процессных/производственных проблем. Понимая, где происходят простои, теряется время, члены команды могут намного более оперативно улучшить производительность.

9.LEAN или бережливое производство

Задача заключается в создании ценностей высокого уровня и обеспечении высочайшего качества работы с меньшими трудовыми ресурсами, средствами и временем.

Lean сокращает потери, устраняя узкие места, фокусируясь на ценностях потребителя и постоянно улучшая процесс производства. Использование Lean помогает сократить расходы, оперативно выполнять работу в поставленные сроки, достигать существенных результатов в составе малочисленных команд, привлекая к выполнению задачи минимальное количество человеческих ресурсов.

10.Бережливое производство и 6 Сигм

Объединяя эффективность системыLeanс шестью сигма, появляется возможность улучшить производственный процесс. Определив, как в действительности выполняется производственный процесс, члены команды проекта устраняют потери и сосредотачиваются на создании конечного результата с максимально высоким качеством для клиента (создание конечной ценности для потребителя).

1.Prince (проекты в контролируемой среде) Projects in Controlled Environments (PRINCE2)

Гарантирует, что каждый проект имеет бизнес обоснование и способствует созданию ценности. Планирование начинается с четкого определения: потребностей, запрашиваемых потребителем, реальной выгоды и точной оценки затрат.

12.PRISM (проекты со встроенными устойчивыми/жизнеспособными методами)

13.Процессно-ориентированное проектное управление PBPM (Process-Based Project Management)

Гарантия того, что каждый проект будет направлен на продолжение следованию миссии компании. Перед стартом (инициацией) проекта, план проекта анализируется с целью определения его соответствия утвержденной/установленной миссии. Если же результат анализа отрицателен, то все стратегии и цели корректируются. Каждое действие добавляет ценность к стратегическому видению организации. Данные методы управления проектами также подходят и для административных проектов в компаниях.

16.Водопад (поточный метод) Waterfall

Данная методология управления проектами предполагает разбиение проекта на ряд последовательных задач. С четким определением целей и временной шкалой (заданными сроками), члены проекта выполняют задания в установленном порядке, завершая каждое задание перед тем, как преступать к последующему. Подробное планирование означает тщательный график (определенные сроки) и бюджет.

Все методы управления проектами по своему хороши и в каждом есть свои плюсы и минусы, применение методологии управления проектом очень сильно зависит от целей, типа и контекста проекта.

  • Классический проектный менеджмент,
  • Agile,
  • Scrum,
  • Lean,
  • Kanban,
  • Six Sigma,
  • PRINCE2.

Перед тем как рассмотреть перечисленные методы, расскажу о значимости системы и методов управления проектами. Это будет кратко и о главном, с определением базовых терминов.

Про управление проектами

Большинство сочли метод Мюллера сомнительным, но вскоре, он убедил всю команду следовать разработанному алгоритму. Проект под его руководством был сдан раньше сроков и феерически завершен, что подчеркнуло его эффективность.
Добиться успеха помогло разбиение проекта на 5 управляемых составляющих, и дало возможность отдельным организациям и профессионалам трудиться слаженно. Полученный результат доказал эффективность проектного управления в Космической гонке.

Возникновение проектного управления

Замечу, что изобретателями проектного управления были не НАСА и не Джордж Мюллер, а люди, жившие задолго до них. Первые продукты проектного управления, а именно Пирамиды в Гизе и Китайская стена, появились в древнейшие времена (хотя, думаю, были и до них крупные проекты, но мы о них не знаем). По истечению стольких лет никаких документальных подтверждений того, как это происходило не осталось, а современное управление никак не связано с первым опытом.
Наиболее реальный способ осуществить проект – поделить его на составляющие или различные задачи. Примерно, как готовка, сначала приобретаете продукты, миксуете их, далее идет приготовление и подача. Для достижения нужного результата, создается гайд с пошаговыми действиями, именно он облегчит работу (да, я говорю про кулинарную книгу). Беспроигрышный вариант. Если вы главный повар и под руководством находится сразу несколько блюд (и групп, которые их готовят), приготовление которых состоит не из одного ингредиента, тогда, нужно то, что поможет наблюдать за временными затратами на каждый этап и временем готовки в целом. Спасителем в данной ситуации является современный инструмент проектного управления – Диаграмма Гантта .
Ее создали KorolAdamecki и Genry L. Gantt в 20 веке. В диаграмму вносятся задачи, их продолжительность и связь между ними, после чего высчитывается самая длинная цепочка взаимосвязанных задач, которая определяет протяженность проекта. Проще говоря, она отображает расписание проекта с учетом дат окончания задач. Связь между началом и окончанием различных заданий важна, потому что нельзя вынести блюдо, не приготовив его, верно?
Стандартный проект напоминает процесс готовки и подачи блюда, только состоит из большего количества целей, заданий, связей друг с другом, дедлайнов и других средств. Проекты, в которых четко установлены крайние сроки, диаграмма подсказывает, когда нужно начать выполнение тех или иных заданий для уменьшения затрат времени осуществления. Для проектов с небольшим запасом средств диаграмма дает возможность создать алгоритм в виде четкой последовательности процессов для планирования средств.
Каждому проекту необходим свой уровень контроля. Для публикации группы статей в блоге установление крайних сроков не играет большой роли. Тут важен конкретный процесс, который поможет:

В этом случае вы руководите процессом, а не временем и средствами.
Тут подойдут более гибкие методы, например, Agile, Lean, Kanban. Существуют методы для управления рабочими потоками, временем и средствами – Six Sigma и Scrum.

Известные системы управления проектами

С момента создания проектного управления было изобретено большое количество методов управления под различные нужды. Найти инструмент, который подходит можно, даже если задания не столь масштабные, как полет на Луну, а количество средств минимальное. Ключевым моментом является понятие более важной составляющей проекта – крайние сроки, средства, сам процесс, а может и совокупность факторов. Только после этого следует переходить к выбору метода управления или комбинации методов.
Теперь определим основные термины и переходим к разбору известных методов:

Теперь разберемся с подходами! Начинаем с Традиционного и идем дальше.

Традиционное (классическое) проектное управление

Разделить процесс на составляющие – верный способ для получения управляемого проекта. Смысл классического управления в последовательном размещении этапов. Напоминает это все игру, состоящую из уровней, не пройдя предыдущий, не получится двигаться дальше.
Данный подход рассчитан на проекты, имеющие строгое последовательное выполнение этапов. Ведь нельзя построить крышу в доме, не возведя стены.
Принято, что данный подход состоит из 5 этапов, но, при надобности, можно сделать и больше.
Этапы классического управления:

  • Инициация . Первым делом PM и его команда устанавливают требования к будущему проекту. Для этого проводятся собрания и мозговые штурмы, все предлагают свои идеи и решают, как должен выглядеть продукт проекта.
  • Планирование . Команда вырабатывает алгоритм действий, который поможет достичь главной цели. Анализируется задача, результат проекта, действия по нему. Данная информация служит базой для формирования календарного плана, бюджета, оценки рисков. На этом же этапе находятся заинтересованные стороны.
  • Разработка . Такой этап существует исключительно для технических проектов. На нем определяется форма будущего проекта/продукта, способы достижения (в IT-проектах во время разработки выбирается язык программирования).
  • Реализация и тестирование . Самый важный этап, ведь на нем проводится вся главная работа. Например, пишут код или строят здание. Основываясь на существующем плане, реализуется содержание проекта, которое определено заранее, происходит контроль по отобранным метрикам. Во время тестирования продукт проверяется на соответствие требований заказчика. Найденные недостатки исправляются на этом же этапе.
  • Мониторинг и завершение проекта . На данном этапе существует два способа решения: передача заказчику или же общение с клиентами для улучшения и сохранения результатов. Второе решение используется для проектов в сфере клиентского сервиса и программного обеспечения.

Преимущества

Данный подход еще актуален, несмотря на то, что существует мнение о его старении. Определение цели заказчиком и руководством на этапе инициации – огромное преимущество. Это служит тому, что работа проекта стабильная, а этап планирования поможет организовать осуществление проекта. В классическом подходе происходит проверка показателей и тестирование, что очень важно для реальных проектов.
Подход поможет избавиться от волнения благодаря тому, что на каждом этапе есть запас времени на случай инцидентов. При верном планировании можно четко определить запас ресурсов, что придаст руководителю проектов уверенности.

Огромный минус – это нетерпимость к изменениям. Начальство Toyota – разработчики систем Lean и Kanban. Они используют классический прием, разрабатывая программное обеспечение, и за отсутствие упругости, постоянно поддаются критике. Проекты в сфере инжиниринга и строительства – опора традиционного подхода, потому что на протяжении всего проекта не вносятся никакие изменения.
Можно ознакомиться с остальными системами, при условии, что средства и время – не главное в вашем проекте, а изменения – частый гость.

Agile

Преимущества

Как мы уже отметили, Agile – не метод, а совокупность принципов и идей, поэтому организации сами разрабатывают систему управления, отталкиваясь от данных ценностей. Это достаточно сложно, долго и не всем под силу.
Для разработки нужно приложить величайшие знания и упорство, а также попрощаться с ресурсами и средствами. Scrum, Kanban, Crystal, LeSS, SAFe, Nexus – существующие наборы, которые сделают проще изменение организации.

Scrum

Некоторые могут подумать, что Scrum слишком мудреный и не самый лучший вариант для ввода. Наличие новых ролей, процесса, направлений, координационной системы, все пугает. На самом же деле это очень маневренный и организованный способ разработки проектов, который в отличие от нечетких единых принципов Agile не дадут свернуть работе с намеченного правильного пути.

Преимущества

Lean

Преимущества

Lean – не просто концепции и идеи, как в Agile, это еще и совокупность инструментов для реализации требований. Это поможет сделать проект наиболее качественным. Lean совмещает податливость и организованность.

Lean предоставляет четкую и требовательную проработку каждой задачи, минус в том, что не каждая часть в ней нуждается. Также в Lean нет детального рабочего процесса для осуществления составляющих проекта, что затягивает работу на долгое время. Продуктивное управление и конкретные связи – решение данной проблемы, только нужно помнить об этом.

Kanban

Преимущества

Отлично подходит для команд, которые действуют сообща и имеют хорошие связи, в принципе, как и Scrum. Отличие их в том, что Kanban не имеет крайних сроков, большой плюс для компаний, наделенных опытом или же отличной мотивацией.
Если правильно настроить и управлять, Kanban принесет большую пользу команде, работающей над проектом. Четкие сведения о распределении нагрузки на команду, точные лимиты и сосредоточение на усовершенствовании – составляющие, позволяющие хорошо сэкономить и уложиться во временные сроки. Не забываем о гибкости.

Совсем неправильно думать, что по Kanban можно работать с любой командой. Сюда отлично подойдут профессионалы, имеющие похожие навыки, потому будет присутствовать взаимопомощь по преодолению сложностей, которые могут возникнуть при решении задач. Можно не обратить на это внимание, но тогда не будет столь эффектного результата. Напомним, что Kanban подходит при отсутствии крайних сроков, если они установлены, лучше воспользоваться традиционным подходом или Scrum.

6 сигм (SixSigma)

Такие известные компании как Motorola и Toyota не остались безучастны и внесли свою лепту в становление всемирного проектного управления. Инженер BillSmith в 1986 году разработал концепцию 6 сигм. Она является более упорядоченной версией Lean, чем Kanban. В нее вошло больше проектирования для сбережения ресурсов, уменьшение объемов не кондиции и трудностей, дало возможность улучшить качество. Восторг заказчика от качества сырья, достигнутый благодаря бесперебойной работе всех концепций проекта, созданном по средствам кропотливых исследований параметров – вот главный результат проекта. Сосредоточенность в 6 сигма концентрируется на решении образовавшейся сложности. Для ее выявления разработан алгоритм из 5 шагов, названных DMEDI:

  • Определение(Define) . Начальный шаг напоминает первые этапы иных систем проектного управления. Его задача обозначить суть, собираются сведения о положении проекта и формулируется желаемый результат.
  • Измерение (Measure) . 6 сигм направлена на суммирование и исследование численных материалов проекта. Устанавливается, какие материалы необходимо привлечь и проанализировать и что повлияет на успех.
  • Исследование (Explore) . Управляющий проектом разрабатывает план действий для команды, чтобы достичь конечного результата, согласно запросам, в установленные сроки и в границах доведенного финансирования. Здесь не заменимы неординарные идеи менеджера для устранения выявленных вопросов.
  • Разработка (Develop) .Данный шаг практический. Воплощаются в жизнь схемы и задачи, утвержденные на предшествующих этапах. Здесь нужен четкий алгоритм действий, продуманный до мелочей, с перечнем последовательных ступеней, которые приведут к ожидаемому результату. Именно на этом этапе устанавливается продвижение проекта.
  • Контроль (Control) . Заключительный этап в методике 6 сигм. Его цель – продолжительное усовершенствование развития создания проектов. Необходимо детально записывать извлеченные уроки, полученные наработки, внедренные результаты, как в проектах, так и по работе компании.

6 сигм практически идентична с Kanban, лишь с урегулированными этапами осуществления – планированием, установкой целей и апробацией качества. Не исключено, что при использовании 6 сигм, встречи команды будут регулярнее, чем при Kanban, что позволит сделать процесс более организованным, и снизит вероятность сбиться с намеченного пути. 6 сигм, как и Kanban, также легко подстроить под потребности определенной организации или компании. Для длительного усовершенствования осуществления проекта, беспрекословным является детальное обследование и проверка показателей на каждом этапе проекта.

Преимущества

  • наличие алгоритма действий;
  • не прекращаемое усовершенствование проектов;
  • процесс постановки, анализа и корректировки цели;
  • сбор суммарных показателей;
  • возможность обширного осознания проекта;
  • совершенствование процессов осуществления проекта;
  • умеренность в использовании ресурсов;
  • не заменим для реализации трудных проектов с множеством головоломных задач.

PRINCE2

  • мнений в одной области специализации (отраслевых);
  • четких практик, инструментов управления проектами, как диаграмма Гантта, WBS и тд;

Методология PRINCE2 акцентирует свое внимание на менеджерских сторонах проекта, выраженных в:

  • 7 принципах . Они устанавливают общепринятые правила руководства проектами по данной методологии, которые являются основой PRINCE2;
  • 7 процессах . Устанавливают этапы продвижения по циклу проекта;
  • 7 темах . Моменты, которые подпадают под проверку, для достижения результата.

PRINCE2 советует организациям приспособить методологию под себя.Для начала нужно выяснить ключевые моменты, их всего 3:

  • Бизнес-момент (Будет ли выгода с этого проекта?).
  • Потребительский (Что мы будем создавать?).
  • Ресурсный (Хватит ли нам средств для достижения цели?).

Направленность PRINCE2 – большие проекты, поэтому он имеет более четкую структуру команды. Методология распределяет роли между членами команды в каждом из семи процессов:

Методология может быть приспособлена для создания проектов различных масштабов и сфер. PRINCE2 предоставляет советы, чтобы изменить: жизненный цикл, проект, ролевую модель, набор документов в соответствии с нуждами проекта.

Преимущества

  • приспосабливание к различным компаниям;
  • четкое назначение ролей и разделенная ответственность;
  • ударение на продукты проекта;
  • конкретные уровни менеджмента;
  • акцентирование внимания на экономической разумности;
  • ступенчатость проектной работы;
  • упор на закрепление опыта и безостановочном усовершенствовании.
  • отсутствие специализированных практик;
  • нехватка определенных инструментов для работы в проекте.

Система управления, которая вам полностью подойдет

Изучение опыта специалиста с международным опытом и подходов в управлении проектами

Методы управления проектами – это методология деятельности, направленной на организацию персонала для получения положительного результата проекта посредством применения наиболее эффективного способа его реализации.

Классический метод управления проектами

Наиболее очевидным способом управления проектами выступает разделение процесса исполнения того или иного проекта на ряд последовательных этапов. Именно линейная структура является базой осуществления традиционного проектного управления.

Классический метод управления проектами предусматривает выделение следующих этапов:

Классический метод управления проектами составляет основу для всех других методов управления проектами. Данный метод применяется по отношению к проектам, которые имеют строгие ограничения относительно последовательности их исполнения.

Основным преимуществом данного метода является то, что заказчик и исполнитель еще на первом этапе определяют, какой результат они хотят получить. Это является основой стабильности при осуществлении управления проектом, фундаментом упорядочения процесса его реализации.

Основным недостатком данного метода является отсутствие толерантности к изменениям. В настоящее время применение классического метода управления проектами в наибольшей мере относится к строительным и инженерным проектам.

Метод управления проектами Agile

Данный метод является гибким интерактивно-инкрементальным методом управления проектами, в соответствии с которым разбиение проекта осуществляется не в виде последовательных фаз, а в виде небольших подпроектов, собираемых затем в готовый продукт.

Готовые работы на аналогичную тему

Такой подход обеспечивает прохождение инициации и планирования в отношении всего проекта с последующим проведением этапов разработки, тестирования и иных в отношении каждого подпроекта отдельно. Это обеспечивает быструю передачу результатов каждого подпроекта и возможность перехода к новому подпроекту без осуществления значимых затрат и в условиях исключения влияния на остальные подпроекты.

Данный метод управления проектами представляет собой совокупность идей и принципов реализации проектов, ставших основой для разработки конкретных методов управления проектами.

Преимуществами данного метода является его адаптивность и гибкость, позволяющие ему подстраиваться под любые условия и процессы в организации.

Недостатком данного метода является отсутствие методологической или стандартной основы, требующее разработки собственной системы управления под каждой проект на основе принципов и идей данного метода.

Метод управления проектами Scrum

Данный метод был разработан в 1986 году. Он представляет собой сочетание элементов классического метода и гибкости в подходе к управлению проектами.

В структурном смысле данный метод подразумевает 5 наиболее значимых встреч, проводимых для упорядочения заделов, планирования спринта, ежедневных совещаний, оценки результатов спринта и его ретроспективы.

Преимуществом данного метода является его ориентированность на проекты, требующие быстрых побед и толерантного отношения к изменениям.

Недостатком данного метода является высокий уровень требований команде, осуществляющей реализацию проекта. Команда имеет сравнительно небольшую численность – до 10 человек – и должна отвечать требованию кроссфункциональности, то есть наличия более чем одной компетенции для реализации проекта у каждого ее члена. Это исключает возможность простоя членов команды, обеспечивает возможность осуществления помощи и подмены друг друга.

Управление проектами — постоянно развивающаяся область, для успешной работы в которой необходимо применять сочетание нескольких подходов. Освоив наиболее популярные методологии, вы сможете стать экспертом в этой области.

Методология управления проектами — это система принципов, техник и процедур, использующихся специалистами, работающими в этой области. Наиболее популярные методы отличаются друг от друга не только своей структурной организацией, но и требуют использования разных конечных результатов, процессов и даже разработки программного обеспечения для управления проектами.

Предлагаем вам ознакомиться с каждым из этих 12 подходов к управлению проектами, чтобы подобрать методологию, которая идеально подойдёт вашей команде и идеальным руководителем проектов.

1. Agile

Что это такое. Методология управления проектами Agile является одним из самых распространённых процессов управления проектами. Однако, по сути, Agile — это не методология как таковая, скорее, это принцип управления проектами.

В основе Agile лежат следующие характеристики:

Скорость и эффективность

Итеративность и ориентация на данные

Личность важнее процессов

Когда дело доходит до внедрения Agile, команды часто выбирают определённую методологию, которую они будут использовать наряду с принципами Agile. Это может быть Scrum, Канбан, экстремальное программирование, Crystal или даже Scrumban. Делается это потому, что использование методологии Agile вместе с более подробно сформулированным подходом позволяет сформировать законченную философию управления проектом и практический план для достижения отличных результатов.

Кому подойдёт. Систему Agile может использовать практически любая команда, потому что в её основе лежат довольно универсальные принципы. Самое сложное здесь — решить, какую методологию использовать совместно с этим подходом.

2. Waterfall (Водопад)

При использовании этого подхода все рабочие задачи связываются друг с другом зависимостями. Это означает, что для того, чтобы начать работу над задачей, должна быть выполнена предшествующая ей задача. Благодаря этому работа идёт по плану, а также обеспечивается чёткий обмен информацией в течение всего процесса.

Хотя некоторые современные организации считают данный подход устаревшим, эта методология отлично подходит для создания предсказуемого и хорошо продуманного плана проекта.

Кому подойдёт. Поскольку каскадная методология управления является очень подробной, она хорошо подходит для работы над крупными проектами с множеством заинтересованных сторон. Эта модель обеспечивает наличие чёткой информации о необходимых действиях в течение всего проекта и зависимостей, позволяющих отследить работу, которую следует выполнить для достижения целей.

3. Scrum

У Scrum много уникальных особенностей, одной из которых является наличие мастера Scrum или, другими словами, руководителя проекта, который проводит ежедневные Scrum-совещания, демонстрации, спринты и ретроспективы после окончания спринтов. Все эти встречи нужны для общения ключевых участников проекта и своевременного выполнения задач.

Несмотря на то, что технически Scrum является самостоятельной методологией управления проектами, её часто ассоциируют с системой Agile. Связано это с тем, что два эти подхода объединены общими принципами, в том числе принципом важности совместной работы и тем, что личность ценится выше процессов.

Кому подойдёт. Командам, применяющим подход Agile, также следует прибегнуть к методологии Scrum, или, по крайней мере, попробовать её в действии. Так как спринты проводятся для небольших команд, этот подход работает как для небольших, так и для крупных коллективов.

4. Канбан

Что это такое. В методологии Канбан невыполненные задачи в рамках проекта представляются с помощью визуальных элементов, а именно досок. Этот подход используется Agile-командами для эффективной визуализации процессов и хода выполнения проектов, а также снижения вероятности возникновения задержек. Чаще всего для этого используется программное обеспечение, в котором можно легко перетаскивать доски внутри проектов, хотя это и не обязательное требование.

Поскольку, в отличие от других, этот метод не имеет строго определённого процесса, команды используют его по-разному. Здесь нужно понимать, что в Канбан основное внимание уделяется наиболее важным задачам проекта, структура же остаётся довольно простой.

Кому подойдёт. Канбан-доски могут использовать коллективы любых размеров, а особенно этот вариант хорош для удалённых команд. Связано это с тем, что визуальные возможности Канбан-досок позволяют сотрудникам оставаться в курсе происходящего, где бы они ни были.

5. Scrumban

Что это такое. Как вы, возможно, уже догадались, Scrumban — это методология, истоки которой берут своё начало в методах Scrum и Канбан. Кто-то считает её гибридом этих двух подходов, сочетающим в себе лучшие черты обоих систем.

В Scrumban используется такой же цикл со спринтами, как в Scrum, но при этом в план можно вносить отдельные задачи, как в Канбан. Это позволяет выполнять наиболее важную работу, не усложняя при этом планы проектов. В Scrumban также используются встречи по методологии Scrum для улучшения совместной работы и определения приоритетов целей.

Кому подойдёт. Если вам нравится разбивать проекты на более мелкие задачи, но при этом хотите, чтобы визуально они оставались простыми, вам может подойти Scrumban. Этот метод отлично сочетает в себе простоту и ясность.

6. PRINCE2

Что это такое. PRINCE2 расшифровывается как PRojects IN Controlled Environments (проекты в контролируемой среде). В этой методологии каскадная модель используется для определения этапов проекта. Она была разработана правительством Великобритании для реализации ИТ-проектов и до сих пор в основном используется для масштабных ИТ-инициатив, связанных с традиционными продуктовыми или маркетинговыми проектами.

В основе методологии PRINCE2 лежат семь основных принципов, которые охватывают:

Контроль над проектом

Управление передачей продукта

Управление границами этапов

Эти семь принципов образуют всеобъемлющий процесс ведения проекта и эффективную методологию реализации корпоративных проектов. Эта методология нацелена на определение ролей и поддержание процесса управления. Кроме того, PRINCE2 можно использовать для повышения эффективности множества отдельных задач по управлению проектами, в том числе контроль этапов, управление передачей продукта, инициирование и закрытие проекта.

Кому подойдёт. В связи с особенностями методологии управления проектами PRINCE2 она лучше всего подходит для масштабных корпоративных проектов с большим числом заинтересованных сторон. Использование этого метода для небольших проектов может привести к тому, что процессы будут сложнее и продолжительнее, чем это действительно необходимо.

7. Шесть сигм

Чтобы сделать этот метод ещё эффективнее, можно использовать процесс Six Sigma DMAIC, благодаря которому формируется поэтапный подход. Он состоит из следующих этапов:

Define — определение. Сформируйте объём проекта, экономическое обоснование и назначьте первую встречу по проекту.

Measure — измерение. Собирайте данные, по которым можно определить потребность в улучшениях.

Analyze — анализ. Определите основные причины проблем.

Improve — улучшение. Устраните выявленные основные причины проблем.

Control — контроль. Работайте над сохранением этих решений для последующих проектов.

8. Метод критического пути

Что это такое. Метод критического пути применяется для определения критически важных задач в проекте и планирования работы над ними. Сюда входит создание зависимостей между задачами, отслеживание целей проекта и хода работ над ним, определение приоритета результатов и управление сроками — все это очень похоже на структуру разбивки работ.

Цель этой методологии состоит в надлежащем управлении успешными проектами в масштабе так, чтобы вехи и ожидаемые результаты были размечены правильно.

Кому подойдёт. Метод критического пути лучше всего подходит для небольших и средних проектов и команд. Связано это с тем, что в крупных проектах множество ожидаемых результатов и заинтересованных сторон, а метод критического пути не предназначен для сложных проектов.

9. Управление проектами по методу критического пути

Что это такое. Методология управления проектами по методу критического пути тесно связана с самим методом критического пути, но представляет собой более детализированный и всеобъемлющий подход.

Наряду с использованием структуры разбивки работ, как в методе критического пути, в управлении проектами по этому методу используются определённые временные требования для каждой задачи. Это позволяет эффективнее отслеживать выполнение задач и замечать, когда на них уходит больше времени, чем заложено. В этой методологии также применяется балансирования ресурсов, благодаря чему проблема высокой нагрузки решается с помощью распределения работы по имеющимся ресурсам.

Это помогает не только повысить продуктивность и эффективность, но и связать работу, которую нужно выполнить, с целями проекта. Во многих инструментах для управления проектами даже есть специальные визуальные элементы для отображения связей с целями, что позволяет сформировать для сотрудников организованную дорожную карту.

Кому подойдёт. Управление проектом по методу критического пути подходит командам разного размера, но лучше всего использовать эту методологию для решения проблем с эффективностью проекта. Она также хорошо подходит для создания отчётов о ходе работ для руководства.

10. Методология рационального управления (Lean)

Что это такое. Методология рационального управления проектами нацелена на снижение потерь и создание простой структуры проекта. В конечном итоге это означает возможность делать больше, располагая меньшими ресурсами, с целью повышения эффективности и качества командной работы.

Изначально снижение потерь относилось к физическим продуктам (что отсылает нас к методу, который использовал Генри Форд, а позже компании Toyota и Motorola). Сейчас же речь идёт о расточительных способах выполнения работы. Они представлены тремя буквами М:

Муда (расточительность). способы работы, которые потребляют ресурсы, но не приводят к созданию ценности

Мура (неравномерность). Возникает при перепроизводстве и влечёт за собой потери

Мури (перегрузка): Происходит из-за слишком большой нагрузки на ресурсы

Работа руководителя проекта — предотвращать появление этих ситуаций, чтобы улучшить реализацию проектов и оптимизировать процессы. Этот подход похож на метод рационального унифицированного процесса, который также направлен на снижение потерь. Разница состоит в том, что метод унифицированного процесса направлен на сокращении затрат на разработку, а не количества расточительных способов выполнения работы.

Кому подойдёт. Так как методология рационального управления сосредоточена на сокращении потерь, она лучше всего подойдёт командам, испытывающим проблемы с эффективностью. Хотя она будет иметь наибольший эффект для крупных организаций, пользу от её применения могут получить проектные группы любых размеров.

11. Руководство PMBOK® Института управления проектами

Что это такое. Свод знаний по управлению проектами, разработанный Институтов управления проектами считается методологией, однако это скорее набор практических рекомендаций для различных процессов разработки.

Этот подход основан на пяти этапах управления проектом, каждый из которых помогает с лёгкостью вести проект от начала до конца благодаря структурированному подходу. Вот эти пять этапов:

Руководство PMBOK® можно использовать в качества основы при выработке собственного подхода к управлению проектами, поскольку оно не содержит достаточно чётких инструкций. Это означает, что вам нужно будет самостоятельно определять, какие задачи нужно выполнять на каждом из этапов.

Кому подойдёт. Руководство PMBOK® можно использовать самостоятельно для стандартных проектов небольших команд. Для больших же коллективов, работающих над крупными проектами, рекомендуется применять его совместно с более подробной методологией (например, методом критического пути).

12. Экстремальное программирование (XP)

Что это такое. Как можно догадаться по названию, экстремальное программирование используется для динамичных проектов со сжатыми сроками. В рамках этого метода работа ведётся короткими циклами разработки с множеством релизов. За счёт этого достигаются короткие сроки исполнения и повышенная продуктивность.

Методология экстремального программирования имеет свой набор ценностей, в который входят простота, коммуникация, обратная связь, уважение и смелость. В ней также предусмотрен набор определённых правил экстремального программирования, охватывающих все этапы от планирования до тестирования.

Кому подойдёт. Экстремальное программирование можно применять для отдельных проектов со сжатыми сроками, выполняемых, как правило, командами небольшого или среднего размера. Так как этот метод подразумевает высокую скорость работы, его нельзя использовать постоянно, так как это может привести к выгоранию.

Как выбрать правильную методологию управлению проектами для своей команды

Когда речь идёт о методологиях управления проектами, не может быть универсального подхода. Каждая из методологий предлагает уникальные принципы для ведения проекта от начальной стадии до завершения.

Обращать внимание следует, прежде всего, на размер и стиль работы коллектива. Вот ещё несколько факторов, которые необходимо учитывать при выборе:

Сфера деятельности. Этот момент стоит учитывать, если вы работаете в отрасли, в которой постоянно что-то меняется, что актуально, например, для технологических компаний. Это влияет на последовательность реализации проекта и в зависимости от этого фактора необходимо выбирать гибкую или жёсткую методологию.

Приоритеты проекта. Учтите также цели вашего проекта. Цените ли вы людей больше, чем эффективность? Это поможет вам найти методологию с похожими приоритетами.

Сложность проектов. Ваши проекты относительно простые или достаточно сложные? Некоторые методы, например, методология критического пути, не подходят для организации работы над сложными задачами.

Специализация ролей. Подумайте о том, насколько узкие роли у вас в команде. Могут ли разные участники команды выполнять работу однотипную работу или же вам нужен метод, который будет учитывать их специализацию?

Размер организации. Размер организации и команды имеет решающее значение при выборе методологии. Такие методы, как Канбан, подходят для любых команд, а, например, метод критического пути лучше подойдёт для небольшой группы.

Независимо от того, предпочитают ли ваши сотрудники визуальные процессы в Канбан или более традиционные подходы к управлению проектами, такие как каскадная модель, правильная методология найдётся для любой команды. Чтобы выбранная система работала ещё эффективнее, попробуйте отслеживать и реализовывать проекты с помощью инструмента для управления проектами.

Методы, которые помогут управлять проектами с умом

Располагая правильной методологией управления проектами, вы сможете повысить эффективность реализации проектов и внедрить процессы, подходящие для команды, организации и вас лично.

Ищете способы повысить эффективность ведения проектов? Попробуйте программное обеспечение для управления проектами Asana.

Читайте также: