Методы приемы средства организации и управления педагогическим процессом кратко
Обновлено: 06.07.2024
Педагогический процесс, его элементы и закономерности
Педагогический процесс – это целенаправленно организуемый процесс взаимодействия старшего и младшего поколений для передачи опыта старшими и освоения его младшими, что необходимо для жизни и труда в обществе.
В соответствии с данными научных источников, существуют три основных подхода к системе организации педагогического процесса, включающих разнообразные методы, приемы и средства:
- индивидуальное обучение и воспитание;
- классно-урочная система;
- лекционно-семинарская система.
Педагогический процесс можно рассматривать в качестве непрерывного процесса взаимодействия педагогического состава и обучающихся, в котором цели и задачи направлены на достижение, улучшение и анализ, а также совершенствование образовательной системы.
Необходимо сказать и об основных задачах и структуре осуществления педагогического процесса. К его основным задачам относят умственное, эстетическое, трудовое и нравственное воспитание, а также внедрение этих элементов в педагогический процесс.
Структура педагогического процесса может быть охарактеризована в качестве деятельности педагога и обучающегося, в ходе которой в первом случае осуществляется процесс обучения, а во втором – непосредственное обучение и учебная деятельность. В соответствии с научными источниками выделяют несколько закономерностей педагогического процесса:
- динамика педагогического процесса;
- развитие личности в педагогическом процессе;
- управление учебно-воспитательным процессом;
- закономерности стимулирования;
- единство чувственного, логического и практического в педагогической деятельности;
- единство педагогической и познавательной деятельности;
- обусловленность педагогического процесса.
Выделяют несколько элементов в цепочке управления педагогическим процессом:
- цель обучения;
- содержание учебной программы;
- методы и приемы обучения, средства педагогической коммуникации;
- взаимодействие преподавателя и обучающихся.
Готовые работы на аналогичную тему
Методы и приемы организации и управления педагогическим процессом
Метод – это целенаправленный процесс взаимодействия и передачи информации от преподавателей к учащимся, понимания ее содержания, анализа и усвоения обучающимися.
Выделяют три основных группы методов:
- во-первых, методы передачи и усвоения знаний обучающимися. К этой категории относят форму преподавания, способы передачи информации;
- во-вторых, методы, которые могут быть применены в практической деятельности, то есть практические занятия, проводимые в аудитории, в виде лабораторных и производственных практик, научно-исследовательских работ, проектной и инновационной деятельности;
- в-третьих, методы контроля и оценки результатов обучения и усвоения информации. Формы контроля могут быть представлены экзаменом, зачетом, дифференцированным зачетом, устным опросом, тестированием, анкетированием.
Необходимо отметить, что текущий и промежуточный контроль, а также итоговая аттестация, помогают определить степень усвоения учащимися передаваемой им информации, провести анализ, используемых при передаче информации приемов и методов, а значит, и усовершенствовать процесс передачи информации от учителя к ученику, а также помогает сформировать у учащихся стремление проверять свои знания и совершенствовать их уровень.
Приемы обучения могут быть охарактеризованы в качестве вспомогательной части методов обучения и педагогической деятельности, выраженной эффективным применением таких методов, как составление конспектов, тезисов, анализа работы, цитирования, рецензирования и пр.
Средства организации и управления педагогическим процессом
К показателям степени успешности организации и применения педагогического процесса относят: уровень посещаемости обучающихся, индивидуальные и групповые формы занятий, проверка качества учебной деятельности.
Чтобы обеспечить эффективный учебный процесс, необходимо включить в него следующие составные части:
- методическая часть состоит из программ, включающих в себя ряд необходимых функций, направленных на контроль и оценку качества преподавания и оценивание знаний обучающихся, учебных пособий и презентаций;
- библиотечная часть состоит из научных изданий, справочников, научных журналов;
- техническая часть состоит из компьютерного, мультимедийного, лабораторного оборудования;
- организационная часть предполагает учет результатов, посещаемости и фиксирования в журналах, а также заполнение табелей и ведомостей.
Педагогический процесс, таким образом, представляет собой сложную систему взаимодействия обучающихся и преподавателей.
Необходимо выделить, что педагогический процесс представлен структурой, позволяющей конкретизировать обозначенные этапы: цель – принципы – содержание – методы – средства – формы.
Цель в данном случае выражена конечным результатом взаимодействия, принцип при определении главных направлений, содержание в интеграции опыта и информации, методы взаимодействия преподавателя с обучающимися, средства, в качестве конкретизированного способа работы, форм, анализа и завершения своей работы между учениками и преподавателями.
Педагогический процесс является полноценной системой со всеми ее полноценными функциями, методами и способами, результат которого – плодотворная и качественная передача информации, усвоение знаний, которыми повышается уровень образования в каждом конкретно рассматриваемом случае, а также в целостной системе образования.
В работе кратко раскрыты общие понятия управления учебным процессом, их закономерностей, приемов и средств.
Даны определения организации педагогического процесса, его взаимодействия и практического применения.
Раскрываются общие определения и понятия педагогического процесса, как системы, включающаяся в себя несколько компонентов, необходимых для правильного подхода к системе обучения.
В своей работе я стараюсь сформировать субъективный взгляд на взаимосвязь между преподавателем и обучающимся, практического применения форм, приемов и средств для передачи и усвоения знаний и информации.
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_pedagogike.docx | 26.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по дисциплине:
« Методы, приемы, средства организации и
Иванова Марина Егоровна
- Введение 3
- Общие понятия организации педагогического процесса
Педагогический процесс, элементы и его закономерности 4
- Методы и приемы организации и управления педагогическим процессом 6
- Средства организации и управления педагогическим процессом 7
- Заключение 8
- Список литературы 9
В работе кратко раскрыты общие понятия управления учебным процессом, их закономерностей, приемов и средств.
Даны определения организации педагогического процесса, его взаимодействия и практического применения.
Раскрываются общие определения и понятия педагогического процесса, как системы, включающаяся в себя несколько компонентов, необходимых для правильного подхода к системе обучения.
В своей работе я стараюсь сформировать субъективный взгляд на взаимосвязь между преподавателем и обучающимся, практического применения форм, приемов и средств для передачи и усвоения знаний и информации.
1. Общие понятия организации педагогического процесса.
Педагогический процесс, элементы и его закономерности.
Согласно научным источникам раскрыты три основных подходов в системе организации педагогического процесса, которые включают различные методы, приемы и средства:
"1) индивидуальное обучение и воспитание;
2) классно-урочная система;
3) лекционно-семинарская система"[1].
Педагогический процесс, можно дать понятие как непрерывный процесс взаимодействия между педагогическим составом и обучающимися, где цели и задачи направлены на достижение, улучшение и , анализу и совершенствование системы образования и обучения.
Стоит упомянуть и про основные задачи и структуру осуществления педагогического процесса. Задачами которого являются: "умственного, эстетического, трудового, нравственного воспитания" [2] и внедрения в педагогический процесс.
Структуру педагогического процесса можно охарактеризовать как деятельность педагога и обучающегося, где в первом случае, осуществляется обучение, во втором, непосредственное обучение и учебная деятельность .
Согласно научным источникам стоит выделить и закономерности педагогического процесса:
"1. Закономерность динамики педагогического процесса ;
2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе;
3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом;
4. Закономерность стимулирования;
5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе;
6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности;
7. Закономерность обусловленности педагогического процесса " [2].
Некоторые известные научные труды выделяют и элементы, как звено в цепочке управления педагогического процесса.
Выделяются, такие как:
"1) цель обучения;
2) содержание учебной программы;
3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации;
4) система взаимодействия между преподавателем и обучающимся" [2].
2. Методы и приемы организации и управления педагогическим процессом.
Методы - это целенаправленный процесс взаимодействия и передачи информации между преподавателем и обучающимся, его содержание, анализ и усвоение.
Стоит выделить основные 3 направленности методов:
Во-первых, это передача и усвоение знаний у обучающегося. Сюда можно отнести и форму преподавания, способ передачи информации.
Во-вторых, метод применимым на практике, т.е. аудиторные практические занятия, в виде лабораторных, производственных практик, НИР, проектную и инновационную деятельность.
В-третьих, методы контроля и оценки результатов обучения и усвоения информации. Формы контроля бывают: экзамен, зачет, дифференцированный зачет, устный опрос, тестирование, анкетирование.
Также стоит отметить, текущий и промежуточный контроль и итоговая аттестация, что помогает определить достигнутый уровень передаваемой информации, провести анализ, совершенствовать передачу информации от преподавателя к обучающемуся, также формирует у обучающегося стремление проверить свои знания, дать оценку и совершенствовать уровень знаний [3].
Приемами обучения можно охарактеризовать, как вспомогательную часть методов обучения и педагогического процесса, выраженную в эффективности применений методов, такие как составление конспектов, тезисов, анализ работы, цитирование, рецензирование и так далее [1].
3. Средства организации и управления педагогическим процессом
Средствами же организации и приема педагогическим процессом является: посещаемость обучающихся, индивидуальные и групповые занятия, проверка качества учебной деятельности [3].
Для обеспечения учебного процесса необходимо:
- методическая часть: программы, включающие в себя необходимые функции по контролю и оценки качества преподавания и оценивания знаний обучающихся, учебные пособия, презентации;
- библиотечная часть: научные издания, справочники, научные журналы;
- техническая часть: компьютерное, мультимедийное, лабораторное оборудование;
- организационная часть: учет результатов, учет посещаемости и фиксирование в журналах, заполнение табелей, ведомостей [3].
Педагогический процесс - это сложная система взаимодействия межу обучающимся и преподавателем.
Стоит выделить, то процесс состоит из структуры, позволяющая конкретизировать этапы:
"Цель – Принципы – Содержание – Методы – Средства – Формы" [4]. Где, цель выражается в конечном результате взаимодействия, принцип в определении главных направлений, содержание в интеграции опыта и информации, методов в взаимодействии преподавателя и обучающегося, средства, как конкретизированный способ работы, формы, анализе и завершении своей работы между обучающимся и преподавателем [4].
Педагогический процесс это система со всеми ее функциями, методами и способами, результатом которого является плодотворное и качественная передача информации, усвоение знаний, повышающих уровень образования в каждом конкретном случае и в системе образования, в целом.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Крапивинский дом детского творчества
Дополнительная профессиональная программа
(профессиональная переподготовка)
ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Реферат по дисциплине:
Ларионова Ксения Владимировна,
педагог дополнительного образования
В работе кратко раскрыты общие понятия педагогического управления учебным процессом, их закономерностей, приемов и средств.
Даны определения организации педагогического процесса, его взаимодействия и практического применения.
Раскрываются общие определения и понятия педагогического процесса, как системы, включающаяся в себя несколько компонентов, необходимых для правильного подхода к системе обучения.
В своей работе я стараюсь сформировать субъективный взгляд на взаимосвязь между преподавателем и обучающимся, практического применения методов, приемов и средств для передачи и усвоения знаний и информации.
Понятие педагогического управления и его структурные компоненты
Под управлением принято понимать процесс организации любых воздействий, направленных на реализацию поставленных задач. Применительно к учебному процессу управление представляет собой целенаправленное, систематическое воздействие педагога на процесс обучения обучающихся для достижения заданных результатов обучения.[1]
Управлять — это не подавлять, не навязывать процессу ход, противоречащий его природе, а наоборот, максимально учитывать природу процесса, согласовывать каждое воздействие на процесс с его логикой. Педагог выступает в роли руководителя в процессе решения педагогической задачи.[1]
Основными структурными компонентами педагогического управления являются планирование (целеполагание), организация, мотивация и контроль. Эффективное управление процессом обучения возможно при выполнении определенных требований:
1)формулирование целей и задач обучения;
2)установление исходного уровня (состояния) управляемого процесса (установление на настоящий момент, насколько уровень образования обучающихся соответствует требованиям образовательного стандарта, учебной программы и т.д.);
3)проектирование и планирование содержания учебного материала, форм, методов, средств его преподавания;
4)мотивация обучающихся на реализацию образовательных программ;
5)реализация запланированной педагогической деятельности;
6)получение по определенным параметрам информации о состоянии процесса обучения (получение обратной связи) – контроль за ходом образовательного процесса (возникающие ошибки, которые свидетельствуют об отставании обучающихся по тем или иным разделам, темам или дисциплине в целом, например, могут быть такие: ребенок не может воспроизвести и пояснить материал, затрудняется объяснить те или иные понятия, выделить те или иные факты, оценить закономерности и т.д.);
7)переработка информации, полученной по каналу обратной связи, выработка и внесение при необходимости в учебный процесс корректирующих воздействий.
Процесс управления выступает одновременно как цикличный и непрерывный, что создается одновременным и последовательным выполнением многих циклов управления. Управленческий цикл начинается с постановки целей и определения задач, а завершается их решением, достижением поставленной цели. По достижении какой-то цели ставится новая, и управленческий цикл повторяется. Цель — действие — результат — новая цель — такова схематичная картина непрерывного управленческого процесса. Она применима и к научному, и учебно-воспитательному процессам.
Методы и приемы управления педагогическим процессом
К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий многообразие методов обучения.
Их насчитывается более пятидесяти. Педагог сталкивается со значительными затруднениями при их отборе. В этой связи возникает потребность в их классификации. Она помогает выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию. Становится более понятным и очевидным назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам и их сочетаниям. Они являются условием педагогического творчества.
Метод – это способ достижения цели.
Значение метода в общественной жизни чрезвычайно высоко.
Человек и человечество в целом развиваются, наследуя методы познания, работы, одним словом - деятельности с целью приспособления к действительности либо преобразования действительности в своих целях. Конечно, совершенствуются и методы, появляются новые, но некоторые существуют тысячелетиями.
Цель и метод (или методы) ее достижения составляют основу любой осмысленной человеческой деятельности. И чем более осознана, осмыслена эта деятельность, тем большее значение для нее имеют методы.[2]
Метод деятельности - это способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели.
Выбирая верный метод, мы уверенно и кратчайшим путем получаем желаемый результат.
Метод характеризует деятельность с позиции процесса, поэтому метод - процессуальная характеристика деятельности. Но не любой процесс есть метод. Метод выступает нормативной моделью процесса деятельности, определяя, как нужно действовать наиболее рациональным и оптимальным образом в процессе решения соответствующих задач.
Применительно к педагогике, метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения.
Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.
Классификация методов способствует целесообразному и более эффективному их использованию. Широкое распространение получила классификация методов, описанная коллективом авторов: В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. Они выделяют следующую систему методов:
1) методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, лекция, беседа, работа с учебником, метод примера);
2) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучение, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, демонстрации, лабораторные работы, практические работы, которые проводятся в мастерских, на пришкольном участке, тренажерах; репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы);
3) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание, анализ жизненных ситуаций, разъяснение личной и общественной значимости учения и др.);
4) методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка и др.).[3]
Таким образом, методы обучения – это одновременно и способы передачи знаний учащимся в готовом виде, и способы совместной деятельности педагога и обучающихся при познании сути отдельных явлений, а также способы организации самостоятельной практической и познавательной деятельности обучающихся и стимулирования, контроля и коррекции этой деятельности.
Приемами обучения можно охарактеризовать, как вспомогательную часть методов обучения и педагогического процесса, выраженную в эффективности применений методов, такие как составление конспектов, тезисов, анализ работы, цитирование, рецензирование и так далее.
Средства организации и управления педагогическим процессом
Средства организации и управления педагогическим процессом. Непосредственно на учебных занятиях управление педагогическим процессом осуществляется педагогом. Приемы организации:
- проверка посещаемости обучающихся;
- организация индивидуальных или групповых форм учебной деятельности;
- проверка качества выполняемой учебной деятельности;
- применение приемов активизации учебной деятельности и мотивации обучающихся.
Для организации педагогического процесса необходимы следующие средства.
1. Для методического обеспечения образовательного процесса – учебные программы, пособия, демонстрационный и дидактический материал, материалы для контроля качества образования (тесты, ситуационные задачи, контрольные вопросы к темам).
2. Для библиотечного обеспечения образовательного процесса – словари, справочники, научные издания, периодические научные издания (журналы).
3. Для технического обеспечения образовательного процесса – использование на занятиях компьютерного, мультимедийного оборудования, макетов, муляжей, лабораторного оборудования и т.п.
4. Для организационного обеспечения образовательного процесса, учета результатов успеваемости и посещаемости студентов – заполнение журналов, табелей, ведомостей и др.[1]
Педагогический процесс - это сложная система взаимодействия межу обучающимся и преподавателем.
Стоит выделить, то процесс состоит из структуры, позволяющая конкретизировать этапы:
"Цель – Принципы – Содержание – Методы – Средства – Формы". Где, цель выражается в конечном результате взаимодействия, принцип в определении главных направлений, содержание в интеграции опыта и информации, методов в взаимодействии преподавателя и обучающегося, средства, как конкретизированный способ работы, формы, анализе и завершении своей работы между обучающимся и преподавателем.
Педагогический процесс - это система со всеми ее функциями, методами и способами, результатом которого является плодотворное и качественная передача информации, усвоение знаний, повышающих уровень образования в каждом конкретном случае и в системе образования, в целом.
Педагогический процесс есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс создается педагогом. Структура педагогического процесса: цель→принципы → содержание → методы → средства → формы.
Процесс управления состоит из следующих компонентов:
• диагностирование особенностей учащихся;
• формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся;
• проектирование, планирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, методов, средств, форм);
• контроль за ходом выполнения;
Организация обучения предполагает, что педагог осуществляет следующие компоненты:
• постановка целей учебной работы;
• формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом;
• определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися;
• организация учебно-познавательной деятельности учащихся;
• придание учебной деятельности эмоционально-положительного характера;
• регулирование и контроль учебной деятельности учащихся;
• оценивание результатов деятельности учащихся.
Параллельно учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность, которая в свою очередь состоит из соответствующих компонентов:
• осознание целей и задач обучения;
• развитие потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;
• осмысление темы нового материала и основных вопросов;
• восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение;
• проявление эмоционального отношения и волевых усилий;
• внесение коррективов в учебно-познавательную деятельность;
• самооценка результатов своей учебно-познавательной деятельности.
Функции обучения.
Обучение в целостном педагогическом процессе выполняет следующие функции:обучающая, воспитательная, развивающая, профориентационная.
Осуществление образовательной функции связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организации самостоятельной работы, конспектирования и др.
Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися.
Актуальное звучание приобрела и профориентационная функция обучения. Общеобразовательная школа закладывает основы профориентационной работы с детьми в плане выявления и развития способностей, интересов, склонностей.
Все основные функции обучения тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой.
Педагогический процесс есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс создается педагогом. Структура педагогического процесса: цель→принципы → содержание → методы → средства → формы.
Процесс управления состоит из следующих компонентов:
• диагностирование особенностей учащихся;
• формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся;
• проектирование, планирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, методов, средств, форм);
• контроль за ходом выполнения;
Организация обучения предполагает, что педагог осуществляет следующие компоненты:
• постановка целей учебной работы;
• формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом;
• определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися;
• организация учебно-познавательной деятельности учащихся;
• придание учебной деятельности эмоционально-положительного характера;
• регулирование и контроль учебной деятельности учащихся;
• оценивание результатов деятельности учащихся.
Параллельно учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность, которая в свою очередь состоит из соответствующих компонентов:
• осознание целей и задач обучения;
• развитие потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;
• осмысление темы нового материала и основных вопросов;
• восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение;
• проявление эмоционального отношения и волевых усилий;
• внесение коррективов в учебно-познавательную деятельность;
• самооценка результатов своей учебно-познавательной деятельности.
Функции обучения.
Обучение в целостном педагогическом процессе выполняет следующие функции:обучающая, воспитательная, развивающая, профориентационная.
Осуществление образовательной функции связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организации самостоятельной работы, конспектирования и др.
Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися.
Актуальное звучание приобрела и профориентационная функция обучения. Общеобразовательная школа закладывает основы профориентационной работы с детьми в плане выявления и развития способностей, интересов, склонностей.
Все основные функции обучения тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой.
Под управлением принято понимать процесс организации любых воздействий, направленных на реализацию поставленных задач. Применительно к учебному процессу управление представляет собой целенаправленное, систематическое воздействие преподавателя на процесс обучения коллектива студентов и отдельного студента для достижения заданных результатов обучения.
Управлять — это не подавлять, не навязывать процессу ход, противоречащий его природе, а наоборот, максимально учитывать природу процесса, согласовывать каждое воздействие на процесс с его логикой. Педагог выступает в роли руководителя в процессе решения педагогической задачи.
Основными структурными компонентами педагогического управления являются планирование (целеполагание), организация, мотивация и контроль. Эффективное управление процессом обучения возможно при выполнении определенных требований:
формулирование целей и задач обучения;
установление исходного уровня (состояния) управляемого процесса (установление на настоящий момент, насколько уровень образования студентов соответствует требованиям образовательного стандарта, учебной программы и т.д.);
проектирование и планирование содержания учебного материала, форм, методов, средств его преподавания;
мотивация студентов на реализацию образовательных программ;
реализация запланированной педагогической деятельности;
получение по определенным параметрам информации о состоянии процесса обучения (получение обратной связи) – контроль за ходом образовательного процесса (возникающие ошибки, которые свидетельствуют об отставании студентов по тем или иным разделам, темам или дисциплине в целом, например, могут быть такие: студент не может воспроизвести и пояснить материал, затрудняется объяснить те или иные понятия, выделить те или иные факты, оценить закономерности и т.д.);
переработка информации, полученной по каналу обратной связи, выработка и внесение при необходимости в учебный процесс корректирующих воздействий.
Процесс управления выступает одновременно как цикличный и непрерывный, что создается одновременным и последовательным выполнением многих циклов управления. Управленческий цикл начинается с постановки целей и определения задач, а завершается их решением, достижением поставленной цели. По достижении какой-то цели ставится новая, и управленческий цикл повторяется. Цель — действие — результат — новая цель — такова схематичная картина непрерывного управленческого процесса. Она применима и к научному, и учебно-воспитательному процессам.
Н. Ф. Талызина отмечает, что своеобразие обучения как системы управления состоит, прежде всего, в том, что управляемый процесс учения, усвоения — осуществляется всегда конкретной личностью. Сложность и многообразие личностных факторов так велики, что при составлении основной программы обучения они не всегда могут быть учтены. При массовом обучении основная программа в лучшем случае может быть адаптирована лишь к некоторой системе типовых особенностей для определенной группы студентов. В процессе же обучения конкретной группы студентов могут быть обнаружены какие-то дополнительные особенности, учет которых позволит им быстрее достичь поставленной цели при индивидуализации обучения.
Методы управления педагогическим процессом разделяют на 3 группы.
Методы передачи и усвоения знаний. К ним относятся выбираемые преподавателем в зависимости от поставленных целей и задач педагогической деятельности формы занятий и способы передачи и усвоения информации. Формы занятий – урок, лекция, конференция, консультация, факультативное занятие, самостоятельная работа студентов. Способы передачи и усвоения информации – беседа, рассказ, дискуссия, конспектирование, работа с текстами первоисточников (аннотирование и реферирование текстов, составление библиографических списков по теме исследования) и т.д.
Методы практического обучения. Они применяются при организации как аудиторных занятий, так и внеаудиторной деятельности студентов. Это упражнения (по физкультуре, по иностранному языку, по математике, физике и т.д.), аудиторные практические занятия, лабораторные эксперименты, производственная практика на предприятиях, в учреждениях и организациях, участие в научно-исследовательской, проектной и инновационной деятельности и проч.
Методы контроля и оценки результатов обучения. Систему контроля образуют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменные контрольные, рефераты, коллоквиумы, семинары, курсовые, лабораторные контрольные работы, проектные работы, дневниковые записи, журналы наблюдений. Каждая из форм имеет свои особенности.
Во время устного опроса контролируются не только знания, но тренируется устная речь, развивается педагогическое общение. Письменные работы позволяют документально установить уровень знания материала, но требуют от преподавателя больших затрат времени. Экзамены позволяют провести контроль системы знаний по большому объему материала, но создают дополнительную нагрузку на психику студента. Курсовые и дипломные работы способствуют формированию творческой личности будущего специалиста. Умелое сочетание разных видов контроля — показатель уровня постановки учебного процесса в вузе и один из важных показателей педагогической квалификации преподавателя.
По времени педагогический контроль делится на текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный. Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение (опрос, контрольные, задания, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы, данных самоконтроля знаний). Тематический контроль — это оценка результатов определенной темы или раздела программы.
Рубежный контроль — проверка учебных достижений каждого студента перед тем, как преподаватель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части (к рубежному относится контроль знаний при выставлении аттестаций в течение семестра). Итоговый контроль — экзамен по курсу учебной дисциплины. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность студента к дальнейшей учебе. Итоговым контролем может быть и оценка результатов научно-исследовательской практики. Заключительный контроль — госэкзамены, защита дипломной работы или дипломного проекта, присвоение квалификации Государственной экзаменационной комиссией.
Средства организации и управления педагогическим процессом. Непосредственно на учебных занятиях управление педагогическим процессом осуществляется преподавателем. Приемы организации:
проверка посещаемости студентов;
организация индивидуальных или групповых форм учебной деятельности;
проверка качества выполняемой учебной деятельности;
применение приемов активизации учебной деятельности и мотивации студентов.
Для организации педагогического процесса необходимы следующие средства.
Для методического обеспечения образовательного процесса – учебные программы, пособия, демонстрационный и дидактический материал, материалы для контроля качества образования (тесты, ситуационные задачи, контрольные вопросы к темам).
Для библиотечного обеспечения образовательного процесса – словари, справочники, научные издания, периодические научные издания (журналы).
Для технического обеспечения образовательного процесса – использование на занятиях компьютерного, мультимедийного оборудования, макетов, муляжей, лабораторного оборудования и т.п.
Для организационного обеспечения образовательного процесса, учета результатов успеваемости и посещаемости студентов – заполнение журналов, табелей, ведомостей и др.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Читайте также: