Методы приемы средства организации и управления педагогическим процессом кратко

Обновлено: 06.07.2024

Педагогический процесс, его элементы и закономерности

Педагогический процесс – это целенаправленно организуемый процесс взаимодействия старшего и младшего поколений для передачи опыта старшими и освоения его младшими, что необходимо для жизни и труда в обществе.

В соответствии с данными научных источников, существуют три основных подхода к системе организации педагогического процесса, включающих разнообразные методы, приемы и средства:

  • индивидуальное обучение и воспитание;
  • классно-урочная система;
  • лекционно-семинарская система.

Педагогический процесс можно рассматривать в качестве непрерывного процесса взаимодействия педагогического состава и обучающихся, в котором цели и задачи направлены на достижение, улучшение и анализ, а также совершенствование образовательной системы.

Необходимо сказать и об основных задачах и структуре осуществления педагогического процесса. К его основным задачам относят умственное, эстетическое, трудовое и нравственное воспитание, а также внедрение этих элементов в педагогический процесс.

Структура педагогического процесса может быть охарактеризована в качестве деятельности педагога и обучающегося, в ходе которой в первом случае осуществляется процесс обучения, а во втором – непосредственное обучение и учебная деятельность. В соответствии с научными источниками выделяют несколько закономерностей педагогического процесса:

  • динамика педагогического процесса;
  • развитие личности в педагогическом процессе;
  • управление учебно-воспитательным процессом;
  • закономерности стимулирования;
  • единство чувственного, логического и практического в педагогической деятельности;
  • единство педагогической и познавательной деятельности;
  • обусловленность педагогического процесса.

Выделяют несколько элементов в цепочке управления педагогическим процессом:

  • цель обучения;
  • содержание учебной программы;
  • методы и приемы обучения, средства педагогической коммуникации;
  • взаимодействие преподавателя и обучающихся.

Готовые работы на аналогичную тему

Методы и приемы организации и управления педагогическим процессом

Метод – это целенаправленный процесс взаимодействия и передачи информации от преподавателей к учащимся, понимания ее содержания, анализа и усвоения обучающимися.

Выделяют три основных группы методов:

  • во-первых, методы передачи и усвоения знаний обучающимися. К этой категории относят форму преподавания, способы передачи информации;
  • во-вторых, методы, которые могут быть применены в практической деятельности, то есть практические занятия, проводимые в аудитории, в виде лабораторных и производственных практик, научно-исследовательских работ, проектной и инновационной деятельности;
  • в-третьих, методы контроля и оценки результатов обучения и усвоения информации. Формы контроля могут быть представлены экзаменом, зачетом, дифференцированным зачетом, устным опросом, тестированием, анкетированием.

Необходимо отметить, что текущий и промежуточный контроль, а также итоговая аттестация, помогают определить степень усвоения учащимися передаваемой им информации, провести анализ, используемых при передаче информации приемов и методов, а значит, и усовершенствовать процесс передачи информации от учителя к ученику, а также помогает сформировать у учащихся стремление проверять свои знания и совершенствовать их уровень.

Приемы обучения могут быть охарактеризованы в качестве вспомогательной части методов обучения и педагогической деятельности, выраженной эффективным применением таких методов, как составление конспектов, тезисов, анализа работы, цитирования, рецензирования и пр.

Средства организации и управления педагогическим процессом

К показателям степени успешности организации и применения педагогического процесса относят: уровень посещаемости обучающихся, индивидуальные и групповые формы занятий, проверка качества учебной деятельности.

Чтобы обеспечить эффективный учебный процесс, необходимо включить в него следующие составные части:

  • методическая часть состоит из программ, включающих в себя ряд необходимых функций, направленных на контроль и оценку качества преподавания и оценивание знаний обучающихся, учебных пособий и презентаций;
  • библиотечная часть состоит из научных изданий, справочников, научных журналов;
  • техническая часть состоит из компьютерного, мультимедийного, лабораторного оборудования;
  • организационная часть предполагает учет результатов, посещаемости и фиксирования в журналах, а также заполнение табелей и ведомостей.

Педагогический процесс, таким образом, представляет собой сложную систему взаимодействия обучающихся и преподавателей.

Необходимо выделить, что педагогический процесс представлен структурой, позволяющей конкретизировать обозначенные этапы: цель – принципы – содержание – методы – средства – формы.

Цель в данном случае выражена конечным результатом взаимодействия, принцип при определении главных направлений, содержание в интеграции опыта и информации, методы взаимодействия преподавателя с обучающимися, средства, в качестве конкретизированного способа работы, форм, анализа и завершения своей работы между учениками и преподавателями.

Педагогический процесс является полноценной системой со всеми ее полноценными функциями, методами и способами, результат которого – плодотворная и качественная передача информации, усвоение знаний, которыми повышается уровень образования в каждом конкретно рассматриваемом случае, а также в целостной системе образования.

В работе кратко раскрыты общие понятия управления учебным процессом, их закономерностей, приемов и средств.

Даны определения организации педагогического процесса, его взаимодействия и практического применения.

Раскрываются общие определения и понятия педагогического процесса, как системы, включающаяся в себя несколько компонентов, необходимых для правильного подхода к системе обучения.

В своей работе я стараюсь сформировать субъективный взгляд на взаимосвязь между преподавателем и обучающимся, практического применения форм, приемов и средств для передачи и усвоения знаний и информации.

ВложениеРазмер
statya_po_pedagogike.docx 26.46 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по дисциплине:

« Методы, приемы, средства организации и

Иванова Марина Егоровна

  1. Введение 3
  2. Общие понятия организации педагогического процесса

Педагогический процесс, элементы и его закономерности 4

  1. Методы и приемы организации и управления педагогическим процессом 6
  2. Средства организации и управления педагогическим процессом 7
  3. Заключение 8
  4. Список литературы 9

В работе кратко раскрыты общие понятия управления учебным процессом, их закономерностей, приемов и средств.

Даны определения организации педагогического процесса, его взаимодействия и практического применения.

Раскрываются общие определения и понятия педагогического процесса, как системы, включающаяся в себя несколько компонентов, необходимых для правильного подхода к системе обучения.

В своей работе я стараюсь сформировать субъективный взгляд на взаимосвязь между преподавателем и обучающимся, практического применения форм, приемов и средств для передачи и усвоения знаний и информации.

1. Общие понятия организации педагогического процесса.

Педагогический процесс, элементы и его закономерности.

Согласно научным источникам раскрыты три основных подходов в системе организации педагогического процесса, которые включают различные методы, приемы и средства:

"1) индивидуальное обучение и воспитание;

2) классно-урочная система;

3) лекционно-семинарская система"[1].

Педагогический процесс, можно дать понятие как непрерывный процесс взаимодействия между педагогическим составом и обучающимися, где цели и задачи направлены на достижение, улучшение и , анализу и совершенствование системы образования и обучения.

Стоит упомянуть и про основные задачи и структуру осуществления педагогического процесса. Задачами которого являются: "умственного, эстетического, трудового, нравственного воспитания" [2] и внедрения в педагогический процесс.

Структуру педагогического процесса можно охарактеризовать как деятельность педагога и обучающегося, где в первом случае, осуществляется обучение, во втором, непосредственное обучение и учебная деятельность .

Согласно научным источникам стоит выделить и закономерности педагогического процесса:

"1. Закономерность динамики педагогического процесса ;

2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе;

3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом;

4. Закономерность стимулирования;

5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе;

6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности;

7. Закономерность обусловленности педагогического процесса " [2].

Некоторые известные научные труды выделяют и элементы, как звено в цепочке управления педагогического процесса.

Выделяются, такие как:

"1) цель обучения;

2) содержание учебной программы;

3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации;

4) система взаимодействия между преподавателем и обучающимся" [2].

2. Методы и приемы организации и управления педагогическим процессом.

Методы - это целенаправленный процесс взаимодействия и передачи информации между преподавателем и обучающимся, его содержание, анализ и усвоение.

Стоит выделить основные 3 направленности методов:

Во-первых, это передача и усвоение знаний у обучающегося. Сюда можно отнести и форму преподавания, способ передачи информации.

Во-вторых, метод применимым на практике, т.е. аудиторные практические занятия, в виде лабораторных, производственных практик, НИР, проектную и инновационную деятельность.

В-третьих, методы контроля и оценки результатов обучения и усвоения информации. Формы контроля бывают: экзамен, зачет, дифференцированный зачет, устный опрос, тестирование, анкетирование.

Также стоит отметить, текущий и промежуточный контроль и итоговая аттестация, что помогает определить достигнутый уровень передаваемой информации, провести анализ, совершенствовать передачу информации от преподавателя к обучающемуся, также формирует у обучающегося стремление проверить свои знания, дать оценку и совершенствовать уровень знаний [3].

Приемами обучения можно охарактеризовать, как вспомогательную часть методов обучения и педагогического процесса, выраженную в эффективности применений методов, такие как составление конспектов, тезисов, анализ работы, цитирование, рецензирование и так далее [1].

3. Средства организации и управления педагогическим процессом

Средствами же организации и приема педагогическим процессом является: посещаемость обучающихся, индивидуальные и групповые занятия, проверка качества учебной деятельности [3].

Для обеспечения учебного процесса необходимо:

- методическая часть: программы, включающие в себя необходимые функции по контролю и оценки качества преподавания и оценивания знаний обучающихся, учебные пособия, презентации;

- библиотечная часть: научные издания, справочники, научные журналы;

- техническая часть: компьютерное, мультимедийное, лабораторное оборудование;

- организационная часть: учет результатов, учет посещаемости и фиксирование в журналах, заполнение табелей, ведомостей [3].

Педагогический процесс - это сложная система взаимодействия межу обучающимся и преподавателем.

Стоит выделить, то процесс состоит из структуры, позволяющая конкретизировать этапы:

"Цель – Принципы – Содержание – Методы – Средства – Формы" [4]. Где, цель выражается в конечном результате взаимодействия, принцип в определении главных направлений, содержание в интеграции опыта и информации, методов в взаимодействии преподавателя и обучающегося, средства, как конкретизированный способ работы, формы, анализе и завершении своей работы между обучающимся и преподавателем [4].

Педагогический процесс это система со всеми ее функциями, методами и способами, результатом которого является плодотворное и качественная передача информации, усвоение знаний, повышающих уровень образования в каждом конкретном случае и в системе образования, в целом.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Крапивинский дом детского творчества

Дополнительная профессиональная программа

(профессиональная переподготовка)

ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Реферат по дисциплине:

Ларионова Ксения Владимировна,

педагог дополнительного образования

В работе кратко раскрыты общие понятия педагогического управления учебным процессом, их закономерностей, приемов и средств.

Даны определения организации педагогического процесса, его взаимодействия и практического применения.

Раскрываются общие определения и понятия педагогического процесса, как системы, включающаяся в себя несколько компонентов, необходимых для правильного подхода к системе обучения.

В своей работе я стараюсь сформировать субъективный взгляд на взаимосвязь между преподавателем и обучающимся, практического применения методов, приемов и средств для передачи и усвоения знаний и информации.

Понятие педагогического управления и его структурные компоненты

Под управлением принято понимать процесс организации любых воздействий, направленных на реализацию поставленных задач. Применительно к учебному процессу управление представляет собой целенаправленное, систематическое воздействие педагога на процесс обучения обучающихся для достижения заданных результатов обучения.[1]

Управлять — это не подавлять, не навязывать процессу ход, противоречащий его природе, а наоборот, максимально учитывать природу процесса, согласовывать каждое воздействие на процесс с его логикой. Педагог выступает в роли руководителя в процессе решения педагогической задачи.[1]

Основными структурными компонентами педагогического управления являются планирование (целеполагание), организация, мотивация и контроль. Эффективное управление процессом обучения возможно при выполнении определенных требований:

1)формулирование целей и задач обучения;

2)установление исходного уровня (состояния) управляемого процесса (установление на настоящий момент, насколько уровень образования обучающихся соответствует требованиям образовательного стандарта, учебной программы и т.д.);

3)проектирование и планирование содержания учебного материала, форм, методов, средств его преподавания;

4)мотивация обучающихся на реализацию образовательных программ;

5)реализация запланированной педагогической деятельности;

6)получение по определенным параметрам информации о состоянии процесса обучения (получение обратной связи) – контроль за ходом образовательного процесса (возникающие ошибки, которые свидетельствуют об отставании обучающихся по тем или иным разделам, темам или дисциплине в целом, например, могут быть такие: ребенок не может воспроизвести и пояснить материал, затрудняется объяснить те или иные понятия, выделить те или иные факты, оценить закономерности и т.д.);

7)переработка информации, полученной по каналу обратной связи, выработка и внесение при необходимости в учебный процесс корректирующих воздействий.

Процесс управления выступает одновременно как цикличный и непрерывный, что создается одновременным и последовательным выполнением многих циклов управления. Управленческий цикл начинается с постановки целей и определения задач, а завершается их решением, достижением поставленной цели. По достижении какой-то цели ставится новая, и управленческий цикл повторяется. Цель — действие — результат — новая цель — такова схематичная картина непрерывного управленческого процесса. Она применима и к научному, и учебно-воспитательному процессам.

Методы и приемы управления педагогическим процессом

К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий многообразие методов обучения.

Их насчитывается более пятидесяти. Педагог сталкивается со значительными затруднениями при их отборе. В этой связи возникает потребность в их классификации. Она помогает выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию. Становится более понятным и очевидным назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам и их сочетаниям. Они являются условием педагогического творчества.

Метод – это способ достижения цели.

Значение метода в общественной жизни чрезвычайно высоко.

Человек и человечество в целом развиваются, наследуя методы познания, работы, одним словом - деятельности с целью приспособления к действительности либо преобразования действительности в своих целях. Конечно, совершенствуются и методы, появляются новые, но некоторые существуют тысячелетиями.

Цель и метод (или методы) ее достижения составляют основу любой осмысленной человеческой деятельности. И чем более осознана, осмыслена эта деятельность, тем большее значение для нее имеют методы.[2]

Метод деятельности - это способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели.

Выбирая верный метод, мы уверенно и кратчайшим путем получаем желаемый результат.

Метод характеризует деятельность с позиции процесса, поэтому метод - процессуальная характеристика деятельности. Но не любой процесс есть метод. Метод выступает нормативной моделью процесса деятельности, определяя, как нужно действовать наиболее рациональным и оптимальным образом в процессе решения соответствующих задач.

Применительно к педагогике, метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения.

Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.

Классификация методов способствует целесообразному и более эффективному их использованию. Широкое распространение получила классификация методов, описанная коллективом авторов: В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. Они выделяют следующую систему методов:

1) методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, лекция, беседа, работа с учебником, метод примера);

2) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучение, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, демонстрации, лабораторные работы, практические работы, которые проводятся в мастерских, на пришкольном участке, тренажерах; репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы);

3) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание, анализ жизненных ситуаций, разъяснение личной и общественной значимости учения и др.);

4) методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка и др.).[3]

Таким образом, методы обучения – это одновременно и способы передачи знаний учащимся в готовом виде, и способы совместной деятельности педагога и обучающихся при познании сути отдельных явлений, а также способы организации самостоятельной практической и познавательной деятельности обучающихся и стимулирования, контроля и коррекции этой деятельности.

Приемами обучения можно охарактеризовать, как вспомогательную часть методов обучения и педагогического процесса, выраженную в эффективности применений методов, такие как составление конспектов, тезисов, анализ работы, цитирование, рецензирование и так далее.

Средства организации и управления педагогическим процессом

Средства организации и управления педагогическим процессом. Непосредственно на учебных занятиях управление педагогическим процессом осуществляется педагогом. Приемы организации:

- проверка посещаемости обучающихся;

- организация индивидуальных или групповых форм учебной деятельности;

- проверка качества выполняемой учебной деятельности;

- применение приемов активизации учебной деятельности и мотивации обучающихся.

Для организации педагогического процесса необходимы следующие средства.

1. Для методического обеспечения образовательного процесса – учебные программы, пособия, демонстрационный и дидактический материал, материалы для контроля качества образования (тесты, ситуационные задачи, контрольные вопросы к темам).

2. Для библиотечного обеспечения образовательного процесса – словари, справочники, научные издания, периодические научные издания (журналы).

3. Для технического обеспечения образовательного процесса – использование на занятиях компьютерного, мультимедийного оборудования, макетов, муляжей, лабораторного оборудования и т.п.

4. Для организационного обеспечения образовательного процесса, учета результатов успеваемости и посещаемости студентов – заполнение журналов, табелей, ведомостей и др.[1]

Педагогический процесс - это сложная система взаимодействия межу обучающимся и преподавателем.

Стоит выделить, то процесс состоит из структуры, позволяющая конкретизировать этапы:

"Цель – Принципы – Содержание – Методы – Средства – Формы". Где, цель выражается в конечном результате взаимодействия, принцип в определении главных направлений, содержание в интеграции опыта и информации, методов в взаимодействии преподавателя и обучающегося, средства, как конкретизированный способ работы, формы, анализе и завершении своей работы между обучающимся и преподавателем.

Педагогический процесс - это система со всеми ее функциями, методами и способами, результатом которого является плодотворное и качественная передача информации, усвоение знаний, повышающих уровень образования в каждом конкретном случае и в системе образования, в целом.

Педагогический процесс есть способ организации воспитатель­ных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педа­гогический процесс создается педагогом. Структура пе­дагогического процесса: цель→принципы → содержание → методы → средства → формы.

Процесс управления состоит из следующих компонентов:

• диагностирование особенностей учащихся;

• формулировка задач в зависимости от цели и особенностей уча­щихся;

• проектирование, планирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, методов, средств, форм);

• контроль за ходом выполнения;

Организация обучения предполагает, что педагог осуществ­ляет следующие компоненты:

• постановка целей учебной работы;

• формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом;

• определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися;

• организация учебно-познавательной деятельности учащихся;

• придание учебной деятельности эмоционально-по­ложительного характера;

• регулирование и контроль учебной деятельности учащихся;

• оценивание результатов деятельности учащихся.

Параллельно учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность, которая в свою очередь состоит из соответствую­щих компонентов:

• осознание целей и задач обучения;

• развитие потребностей и мотивов учебно-позна­вательной деятельности;

• осмысление темы нового материала и основных вопросов;

• восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение;

• проявление эмоционального отношения и волевых усилий;

• внесение коррективов в учебно-познаватель­ную деятельность;

• самооценка результатов своей учебно-познавательной деятель­ности.

Функции обучения.

Обучение в целостном педагогическом процессе выполняет следующие функции:обучающая, воспитательная, развивающая, профориентационная.

Осуществление образовательной функции связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организации самостоятельной работы, конспектирования и др.

Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися.

Актуальное звучание приобрела и профориентационная функция обучения. Общеобразовательная школа закладывает основы профориентационной работы с детьми в плане выявления и развития способностей, интересов, склонностей.




Все основные функции обучения тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой.

Педагогический процесс есть способ организации воспитатель­ных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педа­гогический процесс создается педагогом. Структура пе­дагогического процесса: цель→принципы → содержание → методы → средства → формы.

Процесс управления состоит из следующих компонентов:

• диагностирование особенностей учащихся;

• формулировка задач в зависимости от цели и особенностей уча­щихся;

• проектирование, планирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, методов, средств, форм);

• контроль за ходом выполнения;

Организация обучения предполагает, что педагог осуществ­ляет следующие компоненты:

• постановка целей учебной работы;

• формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом;

• определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися;

• организация учебно-познавательной деятельности учащихся;

• придание учебной деятельности эмоционально-по­ложительного характера;

• регулирование и контроль учебной деятельности учащихся;

• оценивание результатов деятельности учащихся.

Параллельно учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность, которая в свою очередь состоит из соответствую­щих компонентов:

• осознание целей и задач обучения;

• развитие потребностей и мотивов учебно-позна­вательной деятельности;

• осмысление темы нового материала и основных вопросов;

• восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение;

• проявление эмоционального отношения и волевых усилий;

• внесение коррективов в учебно-познаватель­ную деятельность;

• самооценка результатов своей учебно-познавательной деятель­ности.

Функции обучения.

Обучение в целостном педагогическом процессе выполняет следующие функции:обучающая, воспитательная, развивающая, профориентационная.

Осуществление образовательной функции связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организации самостоятельной работы, конспектирования и др.

Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися.

Актуальное звучание приобрела и профориентационная функция обучения. Общеобразовательная школа закладывает основы профориентационной работы с детьми в плане выявления и развития способностей, интересов, склонностей.

Все основные функции обучения тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой.

Под управлением принято понимать процесс организации любых воздействий, направленных на реализацию поставленных задач. Применительно к учебному процессу управление представ­ляет собой целенаправленное, систематическое воздействие преподавателя на процесс обучения коллектива студентов и отдельного студента для достижения заданных результатов обучения.

Управлять — это не подавлять, не навязывать процессу ход, противоречащий его природе, а наоборот, максимально учиты­вать природу процесса, согласовывать каждое воздействие на процесс с его логикой. Педагог выступает в роли руководителя в процессе решения педагогической задачи.

Основными структурными компонентами педагогического управления являются планирование (целеполагание), организация, мотивация и контроль. Эффективное управление процессом обучения возможно при выполнении определенных требований:

формулирование целей и задач обучения;

установление исходного уровня (состояния) управляемого процесса (установление на настоящий момент, насколько уровень образования студентов соответствует требованиям образовательного стандарта, учебной программы и т.д.);

проектирование и планирование содержания учебного материала, форм, методов, средств его преподавания;

мотивация студентов на реализацию образовательных программ;

реализация запланированной педагогической деятельности;

получение по определенным параметрам информации о со­стоянии процесса обучения (получение обратной связи) – контроль за ходом образовательного процесса (возника­ющие ошибки, которые свидетельствуют об отставании студен­тов по тем или иным разделам, темам или дисциплине в це­лом, например, могут быть такие: студент не может воспроиз­вести и пояснить материал, затрудняется объяснить те или иные понятия, выделить те или иные факты, оценить закономерно­сти и т.д.);

переработка информации, полученной по каналу обратной связи, выработка и внесение при необходимости в учебный процесс корректиру­ющих воздействий.

Процесс управления выступает одновременно как циклич­ный и непрерывный, что создается одновременным и последо­вательным выполнением многих циклов управления. Управлен­ческий цикл начинается с постановки целей и определения за­дач, а завершается их решением, достижением поставленной цели. По достижении какой-то цели ставится новая, и управлен­ческий цикл повторяется. Цель — действие — результат — но­вая цель — такова схематичная картина непрерывного управлен­ческого процесса. Она применима и к научному, и учебно-воспита­тельному процессам.

Н. Ф. Талызина отмечает, что своеобразие обучения как сис­темы управления состоит, прежде всего, в том, что управляемый процесс учения, усвоения — осуществляется всегда конкретной личностью. Сложность и многообразие личностных факторов так велики, что при составлении основной программы обучения они не всегда могут быть учтены. При массовом обучении основная программа в лучшем случае может быть адаптирована лишь к некоторой системе типовых особенностей для определенной груп­пы студентов. В процессе же обучения конкретной группы сту­дентов могут быть обнаружены какие-то дополнительные особенности, учет которых позволит им быстрее достичь постав­ленной цели при индивидуализации обучения.

Методы управления педагогическим процессом разделяют на 3 группы.

Методы передачи и усвоения знаний. К ним относятся выбираемые преподавателем в зависимости от поставленных целей и задач педагогической деятельности формы занятий и способы передачи и усвоения информации. Формы занятий – урок, лекция, конференция, консультация, факультативное занятие, самостоятельная работа студентов. Способы передачи и усвоения информации – беседа, рассказ, дискуссия, конспектирование, работа с текстами первоисточников (аннотирование и реферирование текстов, составление библиографических списков по теме исследования) и т.д.

Методы практического обучения. Они применяются при организации как аудиторных занятий, так и внеаудиторной деятельности студентов. Это упражнения (по физкультуре, по иностранному языку, по математике, физике и т.д.), аудиторные практические занятия, лабораторные эксперименты, производственная практика на предприятиях, в учреждениях и организациях, участие в научно-исследовательской, проектной и инновационной деятельности и проч.

Методы контроля и оценки результатов обучения. Систему контроля образуют экзамены, зачеты, устный оп­рос (собеседование), письменные контрольные, рефераты, кол­локвиумы, семинары, курсовые, лабораторные контрольные ра­боты, проектные работы, дневниковые записи, журналы наблю­дений. Каждая из форм имеет свои особенности.

Во время устного опроса контролируются не только знания, но тренируется устная речь, развивается педагогическое обще­ние. Письменные работы позволяют документально установить уровень знания материала, но требуют от преподавателя боль­ших затрат времени. Экзамены позволяют провести контроль системы знаний по большому объему материала, но создают дополнительную нагруз­ку на психику студента. Курсовые и дипломные работы способ­ствуют формированию творческой личности будущего специа­листа. Умелое сочетание разных видов контроля — показатель уровня постановки учебного процесса в вузе и один из важных показателей педагогической квалификации преподавателя.

По времени педагогический контроль делится на текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный. Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение (опрос, контрольные, задания, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы, данных самоконтроля знаний). Тематический контроль — это оценка результатов опре­деленной темы или раздела программы.

Рубежный контроль — проверка учебных достижений каж­дого студента перед тем, как преподаватель переходит к следу­ющей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части (к рубежному относится контроль знаний при выставлении аттестаций в течение семестра). Итоговый контроль — экзамен по курсу учебной дисциплины. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность студента к дальнейшей учебе. Итоговым контролем может быть и оценка результатов научно-исследовательской практики. Заключительный контроль — госэкзамены, защита диплом­ной работы или дипломного проекта, присвоение квалификации Государственной экзаменационной комиссией.

Средства организации и управления педагогическим процессом. Непосредственно на учебных занятиях управление педагогическим процессом осуществляется преподавателем. Приемы организации:

проверка посещаемости студентов;

организация индивидуальных или групповых форм учебной деятельности;

проверка качества выполняемой учебной деятельности;

применение приемов активизации учебной деятельности и мотивации студентов.

Для организации педагогического процесса необходимы следующие средства.

Для методического обеспечения образовательного процесса – учебные программы, пособия, демонстрационный и дидактический материал, материалы для контроля качества образования (тесты, ситуационные задачи, контрольные вопросы к темам).

Для библиотечного обеспечения образовательного процесса – словари, справочники, научные издания, периодические научные издания (журналы).

Для технического обеспечения образовательного процесса – использование на занятиях компьютерного, мультимедийного оборудования, макетов, муляжей, лабораторного оборудования и т.п.

Для организационного обеспечения образовательного процесса, учета результатов успеваемости и посещаемости студентов – заполнение журналов, табелей, ведомостей и др.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Читайте также: