Методы педагогической диагностики результатов образования в основной школе

Обновлено: 07.07.2024

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, воспитателя, в содержание которой входит целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения педагогических задач.

Отличия педагогической и психологической диагностики.

параметры

Педагогическая диагностика

Психологическая диагностика

В оперативных целях, для решения задач обучения и воспитания, для контроля за результатами педагогического воздействия

Выявления проблем, трудностей, отклонений в индивидуальном развитии для разработки рекомендаций по созданию оптимальных психологических условий для правильного, гармоничного развития личности

Основные характеристики компонентов психического развития (основная характеристика внимания - концентрация)

Весь объём характеристик компонентов психического развития (объём, избирательность, устойчивость, концентрация, распределение, переключение внимания)

Методы и инструментарий

Метод наблюдения, несложные экспресс- методики

Психодиагностические методики, требующие специальной квалификации специалиста

Мониторинг (целенаправленная программа слежения за динамикой развития учащихся)

Мониторинг (целенаправленная программа слежения за динамикой развития учащихся)

Виды диагностики

выявление исходного уровня, состояния детей для составления программы развития детей, плана работы.

оценка эффективности педагогических воздействий, своевременная коррекция программ развития, составление дальнейшего плана работы.

выявление достигнутого уровня развития способностей, экстренная необходимая коррекция для детей выпускных групп, комплексная оценка педагогической деятельности.

В большей степени педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражающая положения стандарта -

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-поиск средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Педагогическая диагностика, которую учитель обязан проводить трижды в течение каждого года обучения: в начале учебного года, по результатам I полугодия и в конце года — проверяет также умение школьника применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Особое значение педагогической диагностики в повышении качества начального образования заключается в том, что ее результаты позволяют учителю: – выяснить, как у учеников класса идет формирование учебной деятельности, как изменяется уровень овладения отдельными ее компонентами, в том числе проследить и за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки; – выявить способы работы, которыми овладели ученики; – пронаблюдать за результатами выполнения специальных заданий, выясняющих уровень самостоятельности учащихся. В этом же, прежде всего, педагогическая диагностика существенно отличается от обычных контрольных работ, тестовых заданий, выясняющих лишь полноту и прочность полученных знаний и умений учащихся, т.е. их предметную подготовку. Имея в своих инструментариях педагогическую диагностику, учитель получает дополнительный материал для полной объективной оценки учебных возможностей ребенка. Педагог имеет возможность проследить за качественными изменениями, которые происходят с учеником в результате обучения, чего невозможно сделать, используя только привычные методы оценки знаний и умений учащихся. Сравнение же полученных результатов регулярно проводимых диагностических работ показывает, насколько прочно владеют ученики известными им способами работы, как удерживают поставленную учебную задачу. При этом важно постоянно фиксировать, какие изменения происходят с ребенком в процессе обучения, как изменяется понимание им учебных требований, в какой помощи учителя он нуждается. Это дает учителю основу возможности более эффективно осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения. Все это позволяет учащимся овладевать не только предметными, но и метапредметными знаниями и действиями, к числу которых относятся: освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Само же выполнение заданий педагогической диагностики требует от учащихся понимания смысла нестандартного задания, самостоятельного нахождения нового способа действия, умения самостоятельно отобрать необходимые способы действия, выполняя при этом мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Задания диагностики зачастую ставят ученика в условия переноса своих знаний в новую, необычную ситуацию, в которой нужно не просто применить правило, а сначала провести исследовательскую работу с учебным материалом. К такой работе школьник должен быть готов. Именно это обеспечит формирование одного из универсальных учебных действий и достижение такого указанного в стандарте требования к метапредметным результатам, как: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Любой педагог знает, что усвоение знаний проходит несколько этапов: от первичного осмысления и буквального воспроизведения к пониманию, а затем и к применению знаний в знакомых и новых условиях. Понятно, что если ученик остается на первом, репродуктивном этапе, то роль усвоенных знаний для развития невелика. Задачей диагностики и является определение того, на каком уровне — репродуктивном или продуктивном — усвоены те или иные знания. Это обеспечит педагогу судить о гибкости мышления учащихся, его шаблонности или оригинальности.

В зависимости от задач изучения, применяемые методы педагогической диагностики подразделяются :

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность основных образовательных результатов личностных, метапредметных (универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств требует изучения и разработки диагностики результатов образовательного процесса.

Рассмотрим вариативные методики определения уровня развития выпускника по различным критериям. Для проведения диагностики психолог (педагог) выбирает одну-две методики по каждому критерию. Предпочтительна фронтальная форма проведения диагностики как один из этапов урока или организация педагогического наблюдения за особенностями личностного развития учащихся в течение 1-2 недель.

Личностные УУД

Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка

Цель: выявление сформированности Я-концепции и самоотношения/

Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств (промежуточная диагностика).

Цель: выявить представления воспитанников о качествах человека, ха­рактеризующих его гражданскую сферу.

3.Диагностика учебной мотивации школьников

Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной, модифицированная с учетом выявленных Н.Ц.Бадмаевой дополнительных мотивов учения (коммуникативного мотива и мотива творческой самореализации).

Методика была подвергнута стандартизации и показала достаточную дискриминативную и ретестовую надежность и содержательную валидность.

При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.

  1. Рефлексивная самооценка учебной деятельности

Цель: выявление рефлексивности самооценки школьников

в учебной деятельности.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД

Цель: выявление уровня развития у ребенка качеств личности, проявляющихся в его отношениях к другим людям (выходная диагностика).

  1. Проба на внимание(П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая)

Цель: выявление уровня внимания и самоконтроля.

4.Методика “Изучение саморегуляции” (по У.В. Ульенковой)Цель: определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуаль-ной деятельности.

Познавательные УУД

Методика разработана А. 3. Заком и предназначена для диагностики уровня сформированности теоретического анализа и внутреннего плана действий у младших школьников. Результаты исследования позволяют установить степень развития теоретического способа решения задач в целом, сделать вывод об особенностях формирования у ребенка такого интеллектуального умения, как рассуждение, т. е. каким образом ребенок может делать выводы на основе тех условий, которые предлагаются ему в качестве исходных, без привлечения других соображений, связанных с ситуативной, а не содержательной стороной условий.

Цель: определение умения ученика выделять тип задачи и способ ее решения.

Коммуникативные УУД

Цель: изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.

Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.

Цель: выявление устойчивости агрессивного стиля поведения ребенка, типа реакции на фрустрацию (промежуточная диагностика).

Проведение педагогической диагностики и ее анализ - трудоёмкая работа, но если учитель задумывается о действительных результатах своей педагогической деятельности, хочет достичь результатов, определенных в новом стандарте начального образования, среди которых особое место занимает формирование универсальных учебных действий, педагогическая диагностика оказывает помощь, которую трудно переоценить.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выступление на ШМО начальных классов.

Дата: январь 2019

Учитель: Кузнецова А.И.

Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, воспитателя, в содержание которой входит целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения педагогических задач.

Отличия педагогической и психологической диагностики.

В большей степени педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражающая положения стандарта -

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-поиск средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Педагогическая диагностика, которую учитель обязан проводить трижды в течение каждого года обучения: в начале учебного года, по результатам I полугодия и в конце года — проверяет также умение школьника применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Особое значение педагогической диагностики в повышении качества начального образования заключается в том, что ее результаты позволяют учителю: – выяснить, как у учеников класса идет формирование учебной деятельности, как изменяется уровень овладения отдельными ее компонентами, в том числе проследить и за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки; – выявить способы работы, которыми овладели ученики; – пронаблюдать за результатами выполнения специальных заданий, выясняющих уровень самостоятельности учащихся. В этом же, прежде всего, педагогическая диагностика существенно отличается от обычных контрольных работ, тестовых заданий, выясняющих лишь полноту и прочность полученных знаний и умений учащихся, т.е. их предметную подготовку. Имея в своих инструментариях педагогическую диагностику, учитель получает дополнительный материал для полной объективной оценки учебных возможностей ребенка. Педагог имеет возможность проследить за качественными изменениями, которые происходят с учеником в результате обучения, чего невозможно сделать, используя только привычные методы оценки знаний и умений учащихся. Сравнение же полученных результатов регулярно проводимых диагностических работ показывает, насколько прочно владеют ученики известными им способами работы, как удерживают поставленную учебную задачу. При этом важно постоянно фиксировать, какие изменения происходят с ребенком в процессе обучения, как изменяется понимание им учебных требований, в какой помощи учителя он нуждается. Это дает учителю основу возможности более эффективно осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения. Все это позволяет учащимся овладевать не только предметными, но и метапредметными знаниями и действиями, к числу которых относятся: освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями . Само же выполнение заданий педагогической диагностики требует от учащихся понимания смысла нестандартного задания, самостоятельного нахождения нового способа действия, умения самостоятельно отобрать необходимые способы действия, выполняя при этом мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Задания диагностики зачастую ставят ученика в условия переноса своих знаний в новую, необычную ситуацию, в которой нужно не просто применить правило, а сначала провести исследовательскую работу с учебным материалом. К такой работе школьник должен быть готов. Именно это обеспечит формирование одного из универсальных учебных действий и достижение такого указанного в стандарте требования к метапредметным результатам, как: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Любой педагог знает, что усвоение знаний проходит несколько этапов: от первичного осмысления и буквального воспроизведения к пониманию, а затем и к применению знаний в знакомых и новых условиях. Понятно, что если ученик остается на первом, репродуктивном этапе, то роль усвоенных знаний для развития невелика. Задачей диагностики и является определение того, на каком уровне — репродуктивном или продуктивном — усвоены те или иные знания. Это обеспечит педагогу судить о гибкости мышления учащихся, его шаблонности или оригинальности.

В зависимости от задач изучения, применяемые методы педагогической диагностики подразделяются :

1. Неэкспериментальные (служат для выявления наличия или отсутствия какой-нибудь психологической особенности): анкетирование, анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа.

2. Диагностические (для количественного измерения) : шкалирование, тестирование (тесты общих умственных способностей, умственного развития; тесты специальных способностей в различных областях деятельности; тесты обученности, успеваемости, академических достижений; тесты для определения отдельных качеств личности (памяти, мышления, характера и др.); тесты для определения уровня воспитанности, (сформированности общечеловеческих, нравственных, социальных и других качеств).).

3. Экспериментальные (для объяснения психических явлений) Этот метод применяется, в основном, в научной работе в области педагогики. Также он может использоваться в повседневной деятельности преподавателя для проверки эффективности новых и оптимизации хорошо зарекомендовавших себя приемов работы.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность основных образовательных результатов личностных, метапредметных (универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств требует изучения и разработки диагностики результатов образовательного процесса.

Рассмотрим вариативные методики определения уровня развития выпускника по различным критериям. Для проведения диагностики психолог (педагог) выбирает одну-две методики по каждому критерию. Предпочтительна фронтальная форма проведения диагностики как один из этапов урока или организация педагогического наблюдения за особенностями личностного развития учащихся в течение 1-2 недель.

Личностные УУД

Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка

Фамилия, имя ребенка, дата рождения (возраст). Дата обследования

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности самовыражения ребенка

1. Поведение

Активность, яркость, инициатива в выборе деятельности и партнера, открытость, любопытство

Выступление на методическом объединении

Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения педагогических задач.

Педагогическая диагностика в профессиональной работе педагога выполняет две главные функции:

1) поставляет достоверную информацию учителю для принятия обоснованных педагогических решений и воздействий на объект;

Отличия педагогической и психологической диагностики

В большей степени педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражающая положения стандарта:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- поиск средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Педагогическая диагностика, которую учитель обязан проводить трижды

в течение каждого года обучения: в начале учебного года, по результатам

I полугодия и в конце года — проверяет также умение школьника применять полученные знания в нестандартных ситуациях.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность основных образовательных результатов личностных, метапредметных (универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств, требует изучения и разработки диагностики результатов образовательного процесса.

Рассмотрим вариативные методики определения уровня развития выпускника по различным критериям. Для проведения диагностики педагог выбирает одну-две методики по каждому критерию. Предпочтительна фронтальная форма проведения диагностики как один из этапов урока или организация педагогического наблюдения за особенностями личностного развития учащихся в течение 1-2 недель.

Коммуникативные УУД

Проведение педагогической диагностики и ее анализ - дело, безусловно, достаточно трудоемкое, но если учитель задумывается о действительных результатах своей педагогической деятельности, хочет достичь результатов, определенных в новом стандарте начального образования, педагогическая диагностика оказывает помощь, которую трудно переоценить.

В практике учителей были (есть) дети со школьной незрелостью, с нарушением зрения, ЗПР. Таким детям труднее всего дается школьная программа, они, как правило, составляют группу слабых учеников. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

Поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются - вовлечь детей:

- в игровые ситуации, требующие оказания помощи любому персонажу (задача: разъяснить, научить, убедить);

- в дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

- в игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться друг с другом, встать на место другого;

- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Принципы выделения групп в классе

Разделение класса на несколько групп по способностям и степени обучаемости.

I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сложных заданий им нужна активизирующая помощь взрослого.

Учащиеся II группы в ходе обучения испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей.

К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).

Группы меняются, в зависимости от предмета. На уроках можно использовать индивидуальные, парные, групповые формы работы.

Постоянная диагностика успеваемости, оценка работы учащихся является залогом постоянного прогресса в обучении.

Понятие и функции диагностики обучения

Давайте посмотрим, что представляет собой диагностика. И начнем мы с определения.

Диагностика обучения – это процесс оценки, который проводится на каждом из этапов обучения для определения эффективности учебного процесса, сопоставления достигнутых результатов с установленными требованиями.

Диагностика умений и навыков учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса. Она имеет ряд актуальных функций, к числу основных из которых можно отнести:

  • контролирующая, которая предполагает выявление достигнутого уровня знаний, умений и навыков учащихся с целью определения их готовности к последующему обучению или же к началу профессиональной деятельности;
  • обучающая, которая позволяет ученику не только выполнять задания и давать ответы на вопросы, но также осмысливать ответы других учеников и вносить в них собственные коррективы;
  • воспитывающая, которая подразумевает проведение регулярного контроля за работой ребенка, призванного повысить личную ответственность учащегося, приучить его самостоятельно решать поставленные задачи, адекватно оценивать свои возможности и результаты работы;
  • побуждающая, которая призвана стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся с целью получения более высоких оценок.

Принципы диагностики

Реализовать все перечисленные выше принципы на практике можно только в том случае, если учитывать значимые принципы процесса:

  • объективность : содержание учебного процесса должно быть научно обосновано, педагог должен относиться одинаково ко всем ученикам, оценка знаний должна быть объективной и честной;
  • систематичность: диагностика должна проводиться на всех этапах учебного процесса, начиная от исходного восприятия материала до его практического применения;
  • гласность: диагностика всех учащихся проводится открыто и по одинаковым критериям.

Виды диагностики и контроля

На вид проводимой диагностики оказывают влияние сразу несколько значимых факторов:

  • местно оценки знаний и навыков в учебном процессе;
  • размер заданий;
  • количество времени, которое отводится на диагностику;
  • количество учащихся.

В зависимости от перечисленных выше факторов выделяют следующие виды диагностики:

  • текущий контроль, который осуществляется учителем в процессе ежедневной учебной работы, как правило, во время занятий;
  • периодический контроль, который проводится после изучения темы или раздела;
  • итоговый контроль, который поводится в конце четверти или учебного года;
  • аттестационный контроль, который проводится на завершающем этапе обучения.

Формы диагностики различаются в зависимости от объема учебного материала и характера вопросов, которые могут быть заданы учащимся. На основе этих критериев выделяют:

В среднеспециальных и высших учебных заведениях зачеты проводятся после окончания семинарских и практических занятий по разделам учебного курса, или же после окончания производственной практики, серии лабораторных и расчетно-графических работ. Экзамены могут проводиться в конце семестра или учебного года. Они могут быть вступительными, текущими или выпускными.

Курсовая работа предполагает помимо оценки знаний формирование и развитие умений и навыков самостоятельной творческой учебной деятельности, углубленное изучение темы. Защита дипломной работы проводится на заседании экзаменационной комиссии средних и высших учреждений образования.

Формы диагностики обучения открывают только организационную сторону диагностики. Реализация диагностики в конкретных условиях определяется видо и уровне учебного учреждения и другими значимыми факторами.

Так, например, в условиях школы наиболее употребимыми способами диагностики являются устная проверка, контрольные и практические работы. Сейчас все чаще проводится машинная проверка, при которой учащимся предлагают выполнить тесты на компьютере.

Диагностика обучения предусматривает оценивание знаний и навыков учащихся как процесс и как результат обучения.

Читайте также: