Почему изменения в управлении губерниями потребовали реформ коллегий кратко

Обновлено: 02.07.2024

Почему изменения в управлении губерниями потребовали реформ коллегий?

Ответы:

Создание новых учреждений на местном уровне потребовало изменений и в центральном аппарате. Многие коллегии утрачивают прежнюю значимость и передают ведение дел в губернии. В неизменном виде сохранились лишь Военная, Адмиралтейская коллегии, коллегия Иностранных дел да ещё Синод, полностью подчинённый светской власти. Правда, процесс закрытия и реформирования коллегий растянулся на десятилетия, поскольку в них накопилась масса нерешённых дел.

Создание новых учреждений на местном уровне потребовало изменений и в центральном аппарате. Многие коллегии утрачивают прежнюю значимость и передают ведение дел в губернии. В неизменном виде сохранились лишь Военная, Адмиралтейская коллегии, коллегия Иностранных дел да ещё Синод, полностью подчинённый светской власти. Правда, процесс закрытия и реформирования коллегий растянулся на десятилетия, поскольку в них накопилась масса нерешённых дел.

Советский геолог Александр Алёшков в 1937 году совершил открытие: он нашел на Приполярном Урале месторождения ценного минерала кварца, или горного хрусталя. Особенность найденных им месторождений была в том, что там можно было найти очень крупные кристаллы. Наиболее крупный кристалл был доставлен в Москву весной 1937 года.

Падение Латинской империи- 1261 год.
Взятие Иерусалима мусульманами во главе с Салах-ад-Дином- 1187 год.
Крестовой поход бедноты - 1096 год
Паденик Акры- 1291 год
Третий крестовый поход- 1189—1192
призыв к крестовым походам- не знаю :р
Остальное щас поищу

Индустриализация - процесс замещения ручного труда автоматизированными станками и т.д. с введеним в мир индустриализации выросло массовое производство, был сокращён рабочий день и многие должности стали гораздо легче. я счииаю, что индустриализация - важнейшая эпоха в новой истории

По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.а) Н.П. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, В.Н. Татищев, М.М. Щер

1)чем отличается просвещенный абсолютизм от европейского ? 2) чем была вызвана необходимость реформ Петра1 ? 3) какие ели пресле

Губернская реформа Екатерины 2 в ноябре 1775 года стала ответом власти на крестьянскую войну Пугачева. Эта война/восстание отчетливо показало неэффективность местного управления, когда местные органы власти были наделены достаточной властью, но использовать ее для поддержания порядка в стране не могли. Поэтому главная реформа Екатерины 2 это реформа губернская, или, как ее еще называют, реформа системы местного управления.

Губернии в России появились в период правления Петра 1. Вначале их было 8, но к эпохе Екатерины 2 их насчитывалось уже 20. Губернии делились на провинции, которые делились на уезды. Ими управляли воеводы и канцелярии. Эта система изжила себя, поскольку обладала практически безграничной властью на местах, в результате чего часто были злоупотребления.

Цели и средства реформы

Губернская реформа 1775 года преследовала цели:

  • Укрепление местной власти для борьбы с восстаниями и беспорядками.
  • Выстроить эффективную вертикаль власти, для управления на местах.
  • Упорядочивание процесса сбора налогов.

Для решения этих целей Екатерина 2 выделила дворянство в качестве господствующего класса. Дворяне теперь были лично заинтересованы в порядке на своих землях, в результате чего они должны были сами управлять на местах с большей эффективностью, прежде всего, в вопросах сохранения порядка. Важное изменение в этом плане - лишение казачества части своих привилегий. Так, в 1775 года на Дону была запрещена “Запорожская Сечь” и казацкое управление. На этих землях вводилось управление, сопоставимое с управлением всей страной.

Суть реформы

1 ноября 1775 года императрица Екатерина 2 приняла Указ “Учреждение для управления губерний Всероссийской империи”. Так началось изменение местного управления. Суть губернской реформы (изменения системы местного управления) Екатерины 2 тезисно может быть выражена так:

  • Система Губерния - Провинция - Уезд менялась на Губерния - Уезд. Тем самым убиралось 1 звено управления, что должно было сократить бюрократию.
  • Каждая губерния включала в себя 300-400 тыс человек. Вместо 20 тем самым получилось 50 губерний. Уезды насчитывали 20-30 тыс человек.
  • Подчинение всех воинских частей губернии губернатору.
  • Вся губернская власть делилась по функциям исполнения: судебная, административная и финансовая.
  • Менялась система суда, он становился сословным. Очень хорошо раскрывают суть судебной системы названия органов. Для дворян - суд. Для горожан - магистрат. Для крестьян - расправа.

Реформа создавало губернское правление, состоящее из: губернатор (1 чел), прокурор (1 чел) и сотник (2 чел). Все назначались лично императором. Они подчинялись генерал-губернатору, который курировал несколько соседних губерний, а через него непосредственно императору(рице). Функции губернского правления:

  • Управление и контроль за деятельностью всех государственных учреждений и чиновников.
  • Публикация и исполнение всех законов.

В целом же структура управления после реформы была следующей.

Система губернского управления по реформе 1775 года

Таблица: Система управления губерниями по губернской реформе 1775 года Екатерины 2
Административное деление Управляющий Особенности
Генерал-губернаторство Генерал-губернатор Контролировал несколько губерний. Лично подчинялся царю.
Губерния Губернатор Получал всю полноту власти в конкретной губернии.
Город Городничий Управлял городом. Подчинялся губернатору. Назначался Сенатом.
Уезд Капитан-исправник Управлял уездом и его органами власти. Подчинялся губернатору. Избирался уездными дворянами на 3 года.

Основные органы управления россией по реформе:

  • Казенная палата. Ведала сбором всевозможных налогов и управлением предприятиями.
  • Губернское правление. Это исполнительный орган власти в губернии, которые обеспечивал и контролировал работу всех госучреждений.
  • Приказ общественного призрения. Контролировал работу социальных объектов. В основном ему подчинялись приюты, больницы, школы, богадельни.
  • Управа благочиния. Осуществляла полицейские функции. Во главе стоял полицмейстер, избираемый.
  • Уездное дворянское собрание. Орган исполнительной власти в уезде.

Наместничество

Поскольку Губернатор по новой реформе получал практически безграничную власть, Екатерина 2 систему ограничения - наместничества. Наместником назывался генерал-губернатор, который контролировал работу государственных учреждений, но, прежде всего, управлял губернской армией. Обычно генерал контролировал 2-3 губернии. Он назначался лично императором и подчинялся только ему. Некоторые авторы называют местничество надстройкой, которая реальной власти не имела, но это не так. Генерал-губернатор осуществлял контроль.

В 1775 году было создано всего 2 генерал-губернаторства (наместничества): Смоленское (генерал Глебов) и Тверское (генерал Сиверс). Эксперимент оказался удачным. Начиная с 1777 года начали появляться новые наместничества, а к 1779 году крупнейший из них были: Владимирское, Псковское, Могилёвское, Нижегородское, Полоцкое, Ярославское, Рязанское, Орловское и другие.

Историческое значение

Историческое значение губернской реформы 1775 года заключается в изменении структуры местного управления страной. Эта структура имела как положительные так и отрицательные моменты. Если же рассматривать общие изменения, то изменилось:

Губернская реформа, проведенная Екатериной Великой, укрепила вертикаль власти и увеличила количество губерний. Во главе территориальных единиц стояли генерал-губернаторы, которые подчинялись непосредственно Сенату и императрице.

Губернская реформа Екатерины II

C 1775 по 1785 год проводилось масштабное преобразование устройства Российской империи. Губернская реформа Екатерины II включала в себя увеличение количества губерний с одновременным образованием генерал-губернаторств, объединявших по несколько губерний. Если сравнить с современными реалиями, то генерал-губернаторство подобно федеральному округу. Проведение губернской реформы включало в себя административные и судебные преобразования.

Причины и предпосылки преобразований

Как принято в России при любом правлении, изменения были направлены на усиление вертикали власти. Но одновременно больше прав давалось местному самоуправлению на уровне городов и уездов.

Реформа проводилась после подавления Крестьянской войны под руководством Пугачева 1773-1775 гг., которая послужила одним из катализаторов преобразований.

Значение новых порядков было в том, что они должны были снизить недовольство правительством на местах, передав часть властных полномочий провинции. С другой стороны, Петербург мог быстрее реагировать в случае угрозы новых восстаний.

В чем заключалась реформа

Губернии разукрупнялись. Критерием их становилось количество податных душ. Сложившиеся исторические границы между народами, географическое разделение, экономические связи с расчет не принимались.

Несколько губерний входили в генерал-губернаторство. Генерал-губернатор назначался Сенатом. Он обладал широкими полномочиями, являясь представителем императрицы. Именно ему подчинялись войска, расположенные в зоне его ответственности.

Каждое сословие получало свою вертикаль управляющих, судебных органов. Отдельно для дворян, мещан, крестьян.

У местных органов власти четко определялись границы их полномочий.

Рис. 1. Схема преобразований

Административные изменения

Образовывалась четкая вертикаль власти. Высшим органом выступало генерал-губернаторство с генерал-губернатором во главе. Ему подчинялись губернаторы, управлявшие губерниями, которые делились на уезды.

Каждая губерния имела населения в 350-400 тысяч податных душ и разделялась на 10-12 уездов.

Уезд населяло 20-30 тысяч душ, его центром служил город. Так как городов было намного меньше, то этот статус получили ряд деревень. Многие из них и через десятки лет остались сельскими поселениями, только формально имеющими городской статус.

Последнее служило темой для шуток даже много позднее. Например, подобной деревней, формально считавшейся городом, являлся Миргород, над чем подшучивал Н. В. Гоголь в своих произведениях.

Рис. 2. Заседание уложенной комиссии в 1767 году

Для улучшения управления на провинциальном уровне появился ряд новых учреждений и должностей.

Новые должности и институты:

  • Городничий. Главное лицо в городе. Отвечал за поддержание общественного порядка, руководил за полицией, вел надзор за другими учреждениями. Избирался местными дворянами.
  • Выделение города как административной единицы. Отныне центр уезда становился самостоятельной единицей. Крупные поселения разделялись на части, которые делились на кварталы. За порядок в каждом квартале отвечали квартальные надзиратели, подчинявшиеся частным приставам.
  • Капитан-исправник. Главное лицо в уезде, выбираемое дворянством. Управлял уездной полицией и был председателем в земском суде.
  • Казенная палата. Отделение министерства финансов. Ведала сбором налогов в уезде, распределением и контролем над финансовыми средствами. Контролировала результат хозяйственных начинаний градоправителя.
  • Приказ общественного призрения. Впервые появившееся образование, которое контролировало школы, богоугодные заведения: приюты, госпитали.

Рис. 3. Визит Екатерины II в Казань

Судебная часть реформы

Самой сложной представляется судебная реформа 366 Екатерины II. Разделение судов по сословному признаку должно было уменьшить количество нарушений, но привело к созданию избыточного судебного аппарата. Но если оценивать беспристрастно, это позволило снизить количество судебных злоупотреблений.

Судебные органы делились на 3 сословные части, каждая из которых имела первый и второй уровень.

Высшей инстанцией являлся сенат. Он разбирал особо важные дела, судил государственных преступников. Сенат состоял из Уголовной и Гражданской палаты. Нижестоящие суда также разделял дела на гражданские и уголовные.

Структура сословных судов

Сословные суды делились на 2 уровня: верхний (губернский) и нижний (уездный, городской). Нижний решал тяжбы на уездном и городском уровне. Верхний рассматривал дела, неподсудные нижним, споры между жителями разных уездов, он служил апелляционной инстанцией для пересмотра решений нижних судов.

Земской суд слушал споры дворян. Нижний суд состоял из капитана-исправника и 2, а иногда 3 заседателей.

Расправа судила государственных крестьян. Магистрат разбирал споры между горожанами.

Для всех судов выбирались должностные лица из подсудного им сословия. Реально же так было только в Земском суде. В дела Расправы, Магистрата часто вмешивались представители дворянства, которое имело большой вес. На подобные случаи власти закрывали глаза.

Для урегулирования разногласий между сословиями пришлось создать дополнительный орган — Совестной суд. Состоял он из 6 человек — по паре от каждого из сословий. Разбирал он только дела, не имевшие большой важности.

Особо важные, опасные дела поступали в ведение Сената, только он мог дать им ход.

Цели и суть реформы

Реформа должна была покончить с административным хаосом, образовавшимся после правления Петра I. Новая структура власти призвана была усилить административный и полицейский контроль в провинциях. Снижалось самовластие губернаторов.

Новое областное деление должно было учитывать расширение границ государства, служить единству населения.

Рис. 4. Образование Таврической губернии

Историческое значение

Проведение преобразований растянулось до конца правления Екатерины 366 . Начались преобразования с Тверской губернии. В 1782 году было упразднено гетманство в Малороссии. Последней датой проведения реформы является 1796 год, когда была образована Виленская губерния.

Как итог, к концу жизни императрицы вместо 23 прежних губерний появились Московская и Санкт-Петербургская губернии, 48 наместничеств, а также Таврическая область. Всего 51 образование.

Был преодолен хаос, вызванный непродуманными реформами Петра I, образована четкая вертикаль власти. Созданная при Екатерине система управления губерниями просуществовала с небольшими изменениями до самого конца императорской России.

Читайте также: