Методы педагогической деятельности учителя начальной школы

Обновлено: 02.07.2024

Я, Крюкова Наталия Владимировна, учитель начальных классов ФСОШ №1. В 1999 г. окончила Курский педагогический университет по квалификации учитель начальных классов.

Стаж работы в должности – 20 лет. Имею высшую квалификационную категорию с 2008 г. Преподаю литературное чтение, русский язык, математику, окружающий мир, технологию в начальных классах.

Мне по душе высказывание великого педагога К.Д. Ушинского: “Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель”. Опыт моей восемнадцатилетней педагогической деятельности пусть и не очень большой, окончательно убедил меня в том, что учителю необходимо постоянно работать над собой,работать для профессионального роста, что позволяет идти в ногу с современными требованиями в области образования.

В межаттестационный период я приняла участие в различных формах методической работы. В последние два года повышаю свой профессиональный уровень через инновационные формы методической работы.В период с 2007 по 2012 год я работала над методической темой “Гуманно-личностный подход в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста”. У моих учеников сформировалась устойчивая мотивация к учению, потребность в положительном поведении.

С 2010 года в системе российского образования произошли большие перемены: на смену стандарта первого поколения, ориентированного на содержание, пришли стандарты второго поколения, ориентированные на результат. Цели ФГОС второго поколения – научить детей учиться. Противоречия, вызванные, в первую очередь, несоответствием между программными требованиями, требованиями общества к уровню образования и реальным уровнем обучения побудили меня в 2012 году начать работу над методической темой “Формирование устойчивого познавательного интереса к изучению предметов в начальной школе через использование современных образовательных технологий, системо-деятельностного метода”. Цель: создать условия для формирования уст. познават. интереса к изучению предметов в нач.школе через исп-е современ. образ.технологий и сис-деят. метод. Для реализации целей методической работы передо мной поставлены следующие задачиФормирую у детей положительную мотивацию к учению через создание ситуации успеха, через инновационные методы работы.

Готовлю сценарии уроков и провожу их в соответствии с требованиями к урокам по ФГОС НОО с использованием системно-деятельностного метода. Адаптирую обучающихся к условиям своей педагогической деятельности. Ведущей педагогической идеей является максимальное помощь ученику в познании и самоутверждении посредством субъект-субъектных отношений.

Для реализации образовательных целей я использую современные инновационные технологии:

- технология деятельностного метода.

Я хочу познакомить вас с отдельными элементами системно-деятельностного подхода в рамках проведения уроков. Так, на уроках русского языка обучающиеся моего класса дают определение учебной деятельности, выступают в роли понимающего, а учитель – в роли автора.

Определяют свою цель: правильно понять автора, слушать и слышать, задавать вопросы. А я в свою очередь в роли автора точно передаю свою мысль, говорю понятно, отвечаю на вопросы понимающего. На уроках математики, в ходе выполнения пробного действия, обучающиеся сталкиваются с незнанием и сами находят способ, как это незнание решить,

ставят перед собой цель, составляют план действий, после чего следует повторное выполнение самостоятельной работы с наименьшим количеством ошибок.На уроках литературного чтения обучающиеся познакомились с новым качеством – любознательность. Его определением: с желанием, с любовью узнаю новое. В свою очередь значение понятия “новые знания” обучающиеся дают самостоятельно (это быть умнее, делать мир лучше).На уроках окружающего мира обучающиеся учатся высказывать свое мнение, давать совет, пожелание учителю в проведении учебного занятия.

Самостоятельная постановка цели, определение темы урока, работа в группах, а на этапе рефлексии определение уровня своих знаний и умений с помощью лесенки успеха – все это способствует формированию устойчивого познавательного интереса.

На уроках технологии – проектно-исследовательская деятельность как самостоятельная, так и в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования.

Работа в рамках методической темы позволила мне достичь определенных положительных результатов:

- Одним из самых главных результатов своей работы я считаю сформированность у большинства обучающихся устойчивого интереса к обучению.

Мои 22 второклассника за 2 учебных года пропустили всего лишь 25 дней и ни одного дня по неуважительной причине. Здоровьесберегающие технологии я ставлю во главу угла. С каждым ребенком я работаю, как со своим собственным. Ставя себя в роль матери и учителя одновременно, я работаю над формированием интеллектуального психологического и физического развития. Наряду с уроками для повышения ученой мотивации провожу дополнительные занятия с обучающимися. Мне приятно отметить, что в нашем учебном заведении приветствуется и стимулируется дополнительная работа учителя.Наблюдается положительная динамика и повышенные результаты участия обучающихся в конкурсах и олимпиадах на различных уровня.В моем классе 22 обучающихся. Из них 10 девочек и 12 мальчиков. Все обучающиеся из социально благополучных семей.

Как классный руководитель использую инновационные воспитательные технологии, направленные на всестороннее воспитание и развитие детей младшего школьного возраста. Справедливое отношение к каждому ребенку, тесная связь с родителями помогают мне в формировании личности ребенка, его социализации. Распространяю опыт своей педагогической деятельности через участие в работе школьного, муниципального методических объединений, районных секций учителей начальных классов, во всероссийских конференций.

Имею персональный сайт в Социальной сети работников образования с 2013 года, публикации в областных сборниках (Педагогический поиск), Всероссийском журнале “Начальная школа”, дистанционных порталах работников образования.

В рамках работы методического объединения осуществлялось преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

На протяжении двух лет – руководитель ШМО УНК, организую работу учителей и межсетевое взаимодействие учителей начальных классов района.

В связи с введением ФГОС возникла потребность в дальнейшем формировании устойчивого познавательного интереса к предметам, преподаваемым в начальной школе инновационными педагогическими средствами.

Ожидаемые результаты в дальнейшей работе над методической темой:

- Создание такой ситуации, при которой ребенок чувствует себя личностью, находящейся в центре внимания учителя, одноклассников.

- В системе отслеживать динамику познавательной активности.

- Постоянно анализировать уровень интереса к предметам, способность к творчеству.

Модель выпускника начальной школы определена в программе развития школы на 2013-2016 годы.

Работу учителя совмещаю с общественной работой:

- Летний оздоровитетельный лагерь

Опыт моей работы отмечен на школьном, муниципальном, региональном и всероссийском уровнях (грамоты мои)

Опираюсь на опыт учителей, работающих по ФГОС второго поколения.

1. ПРОГРАММА надпредметного курса “МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ” по формированию универсальных учебных действий у учащихся 1?4 классов общеобразовательной начальной школы

Научный руководитель - Л.Г. Петерсон д.п.н., профессор кафедры начального и дошкольного образования АПК и ППРО, директор Центра системно-деятельностной педагогики “Школа 2000. ” АПК и ППРО, лауреат Премии Президента РФ в области образования за 2002 год.

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Константинова Наталья Борисовна , учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ гимназия №1Краснодарского края г. Армавира

3. Программа “Психолого-педагогическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в рамках сетевого взаимодействия в ОУ Фатежского района Курской области на период 2010-2015гг.” - Грибова Н.И. (село Верхний Любаж Фатежского района Курской области);

4. Р.В. Чаплыгина, Т.С. Чаплыгина- учителя начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ “Фатежская СОШ №2" Фатежского района Курской области

ФГОСы, как ни странно, открыли во мне талант, конечно же не поэта, но человека, склонного к образному восприятию действительности. В 2012 году я написала и опубликовала во Всероссийском журнале “Начальная школа” стихи о новых стандартах. Они заканчиваются следующими словами:


Начальная школа — это целый мир! Для ребенка, пришедшего в школу, начинается новая жизнь, полная чудес, открытий, трудностей и проблем.

Как же помочь ребенку освоиться в новом для него мире — начальная школа?

Как учителю удержать интерес к учебе? Как сделать так, чтобы школьные годы остались в памяти светлым периодом жизни? Ответ на эти вопросы очевиден- нужно сделать этот дом- начальная школа радостным, уютным и добрым для жителей разных категорий.

Как и в любом доме жители начальной школы требуют особого внимания, понимания и заботы и каждый учитель начальной школы, являясь непременно заботливым хозяином учится адресно помогать каждому жителю.

Давайте разберемся с какими категориями приходится работать учителю начальной школы:

 Дети из социально- неблагополучных семей;

 Дети, попавшие в ТЖС;

 Дети из семей мигрантов;

 Дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

 Дети из многодетных семей;

 Дети с девиантным поведением.

Средняя общеобразовательная школа № 12, в которой я работаю существует с 1905 года. Это типичная государственная общеобразовательная средняя школа. В настоящее время в школе обучаются 586 учащихся, в начальной школе 264 ребенка.

Мои педагогические идеи в работе с различными категориями детей, следующие:

  1. Создание модели начальной школы адаптивного, смешанного типа (этому служит типовое разнообразие классов и программ, определенное на принципе разумной достаточности и взаимосвязи).
  2. Обновление содержания образования, введение в массовую общеобразовательную школу элементом гимназического образования (осуществление уровневой и профильной дифференциации, освоение новых педагогических технологий, формирование личности с развитым интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры).
  3. Формирование и развитие школьной воспитательной системы гуманистического типа, основанной на общечеловеческих и отечественных ценностях.
  4. Создание и реализация программы педагогического просвещения, развития и профориентации с начальной школы.

В начальной школе создана гуманистическая, демократическая воспитательная система, обеспечивающая целостность всего педагогического процесса.

Наличие не только педагогического, но и психологического образования существенно помогает в работе в качестве не только учителя предметника, но в работе классного руководителя. Работа с различными категориями обучающихся проводится в сотрудничестве с психологической службой, медицинской службой и социальным педагогом школы.

На начальном этапе проводится изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности учащихся и социальной микросреды, условий их жизни. В процессе такого изучения выявляются интересы и потребности детей, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портрет.

Диагностический инструментарий включает в себя как социологические, так и психологические методики. Проводится работа по составлению отчетов, справок, характеристик, социального паспорта класса.

Данная работа помогает выявить различные категории обучающихся для последующей работы с ними.

Следует отметить, что несмотря на разделение техник и методов работы с различными категориями обучающихся, каждый метод при необходимости применим к любому ребенку.

Перед учителями начальных классов стоит основная задача — способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности — это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

Формы работы:

 классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

 консультирование по возникшей проблеме;

Очень важно участие детей вочных идистанционных олимпиадах различного уровня:

 различные конкурсы и викторины;

 словесные игры и забавы;

 проекты по различной тематике;

 индивидуальные творческие задания.

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.

При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

 стимулировать познавательные способности учащихся;

 работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;

 принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

 анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;

 отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.

Социальная адаптация больных детей в условиях массовой школы осуществляется индивидуально. Первостепенной является психолого- педагогическая помощь детям Используя технологию сотрудничества в урочной и внеурочной деятельности педагог нацеливается на преодоление у таких детей трудностей в общении. К формам работы можно отнести:

 Знакомство с ребенком;

 Оказание реальной помощи и поддержки;

Методы работы:

 беседа с классным руководителем;

 с медицинским работником;

 индивидуальная беседа с ребёнком;

 анкетирование, тестирование, социометрия;

 вовлечение в кружки, секции;

 оказание помощи в учебной деятельности (выработка единых педагогических требований);

 групповая работа в микросоциуме;

 (олимпиады, конкурсы, концерты, семинары, конференции,…).

 ходатайства в различные организации;

 организация каникулярного отдыха, медицинского обследования, санаторно-курортного лечения;

 соблюдение прав ребёнка, социально-правовое консультирование.

При работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, а сюда входят дети- сироты, дети, находящиеся под опекой и дети, проживающие в приемных семьях

Школа призвана оказывать помощь ребенку по защите его прав и законных интересов, осуществлять систематический контроль за воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содержанием, оказывать помощь в преодолении трудностей в учебе. Итогом деятельности учителя начальной школы является социально-педагогического сопровождения ребенка, оставшегося без попечения родителей. Данное сопровождение включает в себя:

 создание и своевременная корректировка Банка данных учащихся оставшихся без попечения родителей;

 патронаж и консультирование родителей по оптимизации воспитательной среды семьи;

 беседы с несовершеннолетними и их родителями по повышению уровня правовой грамотности, пропаганде здорового образа жизни, особенностях подросткового возраста;

 вовлечение несовершеннолетних и их родителей в социально — значимую деятельность;

Классным руководителем ведутся карты индивидуального профилактического сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей.

Классный руководитель регулярно социального педагога о результатах работы с учащимися, о достижениях учащихся данной категории.

В ходе урочной и внеурочной деятельности необходимо строить взаимоотношения с прибывшими детьми на основе диалога и сотрудничества, одобрения даже незначительных успехов в новой для них среде.

Педагогическая работа с детьми с девиантным поведением включает в себя различные направления. В первую очередь это профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах.

Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в качестве первоочередных следующие меры:

 создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);

 создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;

 создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками;

 организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой, прежде всего, с детьми и подростками группы риска и их семьями;

 создание общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т. д.);

 организацию детского досуга.

Работа с детьми с девиантным поведением включает в себя также и их социально-педагогическая реабилитацию. Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона — от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе.

Реабилитация может рассматриваться и как результат воздействия на личность, ее отдельные психические и физические функции.

В процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления существующего порока, а в процессе адаптации — приспособления к нему. Следовательно, реабилитация — это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками.

Следует различать различные виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую. Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания. Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представления о его ненужности и никчемности как личности.

Учитель в современной школе выполняет ряд функций:

Учитель — организатор учебного процесса в школе. Он — источник знаний для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и консультаций, так и вне рамок учебного процесса. Каждый учитель, выступая с лекциями, беседами перед родителями учащихся и общественностью, является пропагандистом педагогических знаний.

Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, ребенок, попечение родителей, работа, учитель, классный руководитель, учебный процесс, девиантное поведение, метод работы, различная категория обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью моей педагогической деятельности является: формирование учебной самостоятельности младших школьников. для этого я использую современные образовательные технологии.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Пестровка

Камешкирского района Пензенской области

Описание системы работы учителя начальных классов

Любите то, что преподаете, и тех, кому преподаете.
В. О. Ключевский

Эти слова являются моим жизненным кредо на протяжении многих лет.

Быть первым учителем — очень ответственно, ведь мы во многом моделируем судьбу каждого ребёнка: заметим искорку в его глазах, поможем, подтолкнём — и он в будущем найдёт свой путь в жизни.

Вся моя педагогическая деятельность направлена на раскрытие возможностей и развитие способностей учащихся.

Я работаю учителем начальных классов 31 год. За время работы в школе мною накоплен богатый опыт, направленный на развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

Целью моей педагогической деятельности является: формирование учебной самостоятельности младших школьников, развитие творческих способностей, создание детского коллектива со своими традициями, развитие личности каждого ребёнка через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Для реализации цели решаю следующие педагогические задачи:

Формировать основы умения учиться, создать условия для индивидуального развития и самореализации каждого ученика.

Совершенствовать организацию учебно-воспитательного процесса через внедрение современных педагогических технологий.

Воспитывать гражданственность, культуру общения, целеустремленность, толерантность.

Считаю, что в современных условиях развития науки, быстрого обновления информации невозможно научить человека на всю жизнь, поэтому развиваю у детей потребность и способность к самообразованию, формирую стремление к познанию.

Современное образование, ориентировано на системно-деятельностный подход в обучении, заключающийся в стремлении научить ребенка учиться, сформировать личность с определённой гражданской и нравственной позицией, определёнными ценностными установками.

Многолетняя практика убедила в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться и развиваться. Считаю, что добиться этого возможно путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий. На протяжении нескольких лет для активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся в учебном процессе использую современные образовательные технологии:

Проблемное обучение.

Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиск выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем - то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. (Проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).

Малый проблемный вопрос возникает в ходе объяснения, закрепления материала на который у ученика нет ответа, его необходимо найти в ходе учебной деятельности. Большие проблемные вопросы требуют планирования, они ставятся в начале занятия или темы. Вся методика урока выстраивается как поиск ответа на проблемный вопрос. Проблемные задания ученик может решить в ходе самостоятельной или групповой работы, через самостоятельную обработку информации и разные формы разрешения проблемы (схема, таблица, текст). На уроках перед детьми ставлю проблемные задачи: найти объяснение слову, найти ошибку в работе, составить схему, сделать анализ текста. Или создаю проблемную ситуацию, которая побуждает детей к нестандартному мышлению в поиске решения. Использование методики проблемного обучения формирует у учеников компетенцию решения проблем, воспитывает терпение, настойчивость, целеустремленность, толерантность, создает ситуацию успеха

Творческое развитие.

Для раскрытия творческих способностей детей применяю активные формы и методы: беседы; дискуссии; игры; состязания; походы и экскурсии; конкурсы; турниры; собеседования; олимпиады; наблюдения; творческий труд; поисковые эксперименты; индивидуальные занятия; художественно - эстетическая деятельность и т. д. Проводимая работа развивает творческие и познавательные способности детей. Реализация творческого потенциала детей: занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, победы в конкурсах.

Побудить учащихся к активизации мыслительной деятельности, к творчеству, к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные формы организации урока: урок - сказка, урок - КВН, урок - путешествие, интегрированный урок, урок - экскурсия, урок - проект.

"Тонкие и толстые вопросы" - этот приём может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных.

Технология уровневой дифференциации.

Любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности. Наиболее значимыми принципами, применяемыми мною в работе являются следующие:

1.Использование субъективного опыта обучающегося, способствующего пониманию и усвоению нового знания;

2.Вариативность заданий, предоставление ребёнку свободы выбора при их выполнении, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала;

3.Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества;

4.Формирование мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.

Реализация этих принципов позволяет обучающимся преодолевать пассивную позицию в учебном процессе и активно участвовать в добывании знаний.

Способы дифференциации на уроках:

1.Дифференциация по объему учебного материала. Он заключается в том, что учащимся с низким уровнем обучаемости, медлительным даётся больше времени на выполнение задания. Учащиеся 2-ой и 3-ей групп в это время выполняют дополнительное задание (аналогичное основному, более трудное или нестандартное).

2. Дифференциация по уровню трудности.

3. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

4. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся. Такой способ предусматривает самостоятельную работу учащихся. Но тем, кто испытывает затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Наиболее распространенными видами помощи являются: образец оформления ответа; памятки, планы; карточки-помощницы с наводящими вопросами; справочные материалы; наглядные опоры, иллюстрации, начало или частичное выполнение задания.

5. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся. При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством преподавателя, а другие самостоятельно.

Мной востребована технология работы в группах и парах. Работая в группе сверстников, ребёнок имеет возможность более свободно выражать свои мысли.

Работа в парах - переходный этап к проведению групповой работы. Она ставит ребёнка в условия необходимости активной речевой деятельности, развивает умение слушать и слышать. Работа в паре позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся, даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.

Групповая форма работы создаёт условия для формирования ключевых компетенций личности уже в начальной школе, таких как коммуникативная, информационная, умение работать в команде. Групповая работа - одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:

дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку;

дать каждому ребёнку возможность утвердиться в себе;

дать каждому ребёнку опыт выполнения функций контроля и оценки, позже - целеполагание и планирование;

дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в процесс обучения.

В своей работе использую такие групповые технологии как: как групповой опрос, смотр знаний, нетрадиционные уроки, в которых имеет место разделение класса на группы (урок - конференция, урок - суд, урок - путешествие и т. д.)

Проектная и исследовательская деятельность.

Главная задача данного направления - дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей.

Исследовательская деятельность - это деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Главное для учителя - увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Работа по развитию исследовательских навыков может проходить на разных этапах урока и во внеурочной деятельности.

Проектная деятельность - это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата с обязательной презентацией этих результатов. Исследовательская и проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в течение определенного времени. Особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в её процессе они приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Проектная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность и т.д. Совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие требованиям нового ФГОС.

Информационно - коммуникационные технологии.

Применение ИКТ на различных уроках позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках, способствует развитию информационной компетентности, увеличивает зрелищность и эмоциональность урока, делает изучаемый материал более увлекательным для ученика. По моим наблюдениям повышается продуктивность урока на 10 - 15%. Ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности, что способствует осознанному усвоению знаний.

Использую компьютер в своей работе постоянно, что способствует раскрытию творческих способностей учащихся, активизации их деятельности на уроках. Применяю на своих уроках электронные и музыкальные физминутки, презентации и видеофрагменты, тестовые задания, которые нахожу в Интернете или создаю сама.

Добиваться заинтересованности и понимания изучаемого материала, мне помогает использование разнообразной наглядности. Я считаю, что использование наглядности является одним из важнейших моментов в обучении младших школьников. Она способствует глубокому осмыслению и пониманию учебного материала, поэтом , практически, на каждом уроке я использую наглядность.

Еще одним важным аспектом своей работы считаю индивидуальный подход к учащимся. Учебный процесс, строю с учетом реальных учебных возможностей каждого ученика, позволяя каждому продвигаться в усвоении знаний оптимальным темпом. На уроках стараюсь использовать все формы учебной работы: фронтальную, индивидуальную, работу в микрогруппах, коллективную, но в силу того, что наполняемость класса малая, использую чаще работу в парах, принцип подхвата, когда более сильный ученик курирует более слабого.

Здоровьесберегающие технологии - применяются с целью помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока. Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока

Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимает утомление у детей.

Форма занимательных упражнений различная: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки. Большой интерес на уроках окружающего мира вызывает прослушивание и разбор "подслушанных в природе разговоров" между растениями и животными. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их.

Работа с одарёнными детьми. В зависимости от способностей детей каждому ребёнку даю индивидуальное творческое задание. Пытаюсь разбудить детскую мысль, заставить ребят думать, анализировать, сравнивать.

С первого года обучения на всех учащихся класса заведены индивидуальные детские портфолио, которые позволяют судить об успехах каждого ученика, и стимулируют познавательную активность.

Много внимания уделяю внеурочной деятельности. Дети моего класса являются активными участниками разнообразных походов, экскурсий, спортивных праздников.

По моему мнению, использование современных педагогических технологий, различных приёмов и методов, внеклассная деятельность, направленная на развитие детей, позволяют моим ученикам стать успешными на уроках и в дальнейшем обучении в старших классах. За период работы в школе в качестве классного руководителя выпустила несколько выпусков. В настоящее время являюсь классным руководителем 2 и 4 классов.

Работа с родителями

Здоровье детей – одна из главных проблем не только школы, но и семьи. Поэтому проблему здоровья наших детей надо решать сообща. Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми. Вместе с родителями мы обсуждаем следующие темы:

Родители активно принимают участие в жизни класса, помогают в проведении различных мероприятий, я могу в любой момент обратиться к ним за помощью.

Опытом своей работы делюсь с коллегами на педагогических советах, семинарах, открытых уроках.

Я, убеждена, что основная цель учителя – сделать своих учеников успешными, а, значит, ввести их в мир здоровыми людьми. Ведь каждый ребенок рожден не только для того, чтобы мы его учили, чтобы ходить в школу. Он рожден для жизни, чтобы быть счастливым.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта изменились требования к педагогической деятельности учителя. Способ моделирования широко признан как актуальный тренд профессиональной подготовки и как часть педагогических проектов. Исходя из современных требований и собственного видения, возможно и необходимо представить модель профессионально-педагогической деятельности учителя начальных классов.

Главной целью деятельности учителя в настоящее время является достижение планируемых результатов начального общего образования: личностных, метапредметных и предметных. Данная цель реализуется через выполняемые педагогом виды деятельности (функции):

· преподавание (всех или большинства предметов в начальной школе). Следовательно, учитель начальных классов – предметник. Однако он не транслирует знания, умения, навыки и способы действий (как это было раньше), а обеспечивает достижение планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных) и формирует умение учиться, выступая в роли помощника, консультанта, партнера [1, 2]. Следовательно, современная роль учителя начальных классов – учитель-консультант;

· воспитание. В процессе работы учитель осуществляет умственное, нравственное, правовое, трудовое, эстетическое и физическое воспитание, выступая в роли воспитателя-наставника;

· классное руководство. Учитель, помимо функций преподавания и воспитания, выступает в роли классного руководителя: обеспечивает объединение усилий всех учителей, работающих в данном классе, отвечает за формирование коллектива младших школьников. Помимо этого, учитель начальных классов взаимодействует с администрацией, педагогами и иными работниками школы, родителями, учреждениями образования и культуры и.т.д. Следовательно, учитель начальных классов – общественник;

· управление. Педагог должен уметь управлять ученическим коллективом и организовать класс как в урочной, так и внеурочной деятельности. В частности, учитель должен максимально обеспечить самостоятельную деятельность обучающихся через соответствующую организацию урока (постановка цели, проблемы, решение проблемы, выводы, оценка проводятся детьми; а также индивидуальные и групповые задания). Следовательно, учитель начальных классов – координатор и организатор;

· методическая работа. Согласно мировым стандартам профессионального мастерства World Skills , главным требованием к учителю начальных классов является умение учиться [2, 3]. Это значит, что учитель должен систематически совершенствовать свою профессиональную деятельность (путем самообразования, самоанализа и анализа педагогического опыта), а также заботиться о совершенствовании профессиональной деятельности других учителей (путем оказания методической помощи, распространения собственного педагогического опыта и др.). Следовательно, учитель начальных классов – методист;

· научно-исследовательская работа. Учитель может участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования. Следовательно, учитель начальных классов – исследователь [2] .

Таким образом, модель профессионально-педагогической деятельности учителя начальных классов выглядит так:


Опираясь на эту модель в процессе педагогического проектирования, учитель сможет легче осмысливать направления воспитательной и наставнической работы, легче контролировать качество создаваемых сценариев, программ, - то есть частей педагогического проекта.

Любой проект, - будь он проект праздника, похода, Дня Знаний, викторины, театрализованного представления детей, спортивной олимпиады или библиотечной дискуссии, - нуждается в критериях оценки и самооценки.

Благодаря представленной здесь модели учитель получает критерии оценки и направления оценки успешности любого проекта.

Комплектность всех граней деятельности учителя является идеальной моделью для оперативной оценки и самооценки. Эта же модель может быть использована тогда, когда мы разрабатывает тот или иной проект: реализуя проект, учитель видит себя в каждой из этих ролей ещё на этапе планирования и проектирования.

Читайте также: