Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Уроки будут проведены согласно графика индивидуального консультирования обучающихся, с применением системы видеоконференцсвязи, позволяющей осуществлять опосредованное (на расстоянии) взаимодействие студента и преподавателя в режиме реального времени с помощью платформы Zoom , приложений Viber , WhatsApp и других возможных информационных коммуникаций.

Экзамены будут проходить очно согласно установленного расписания в закрепленных кабинетах.

Все задания по дисциплинам, в том числе и график индивидуального консультирования обучающихся будут выложены на сайте колледжа ГАПОУ СО «ЭКПТ ( ekpt 64. profiedu . ru ) . Вкладка учебный процесс -заочное отделение -дистанционное обучение с использованием электронных образовательных технологий- специальность-курс 3- № группы .

Во вкладке учебный процессзаочное отделение имеется дополнительная информация для 4 курса: Электронная библиотека и информация по взаимодействию с преподавателями.

Режим работы с понедельника по пятницу с 08.00 до 17.00, обед с 12.30 до 13.30.

Определение сущности педагогического рисунка и характеристика его значения. Ознакомление с видами занятий по изобразительной деятельности. Исследование и анализ основных методов оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся на уроке.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 18.05.2016
Размер файла 39,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

1.1 Традиционные и инновационные формы организации обучения ИЗО. Педагогический рисунок и его значение

1.2 Оценивание процесса и результатов деятельности обучающихся на уроке

1.3 Методические приёмы обучения лепки младших школьников

2.1 Песенность, танцевальность, маршевость и их значение в музыке

2.2 Развитие основных музыкальных способностей на уроке музыки

2.3 Составление теоритической и музыкальной викторины

Список использованных источников

Методика обучения продуктивным видам деятельности как предмет теоретически обобщает практический опыт работы, предлагает такие методы обучения, которые уже оправдывали себя и дают наилучшие результаты. Она основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики, искусствоведения и формулирует правила и законы обучения изобразительному искусству, указывает современные методы воспитания и обучения подрастающего поколения.

Изучение и приобретение навыков педагогической работы требует определенных способностей и наклонностей, так как эта область педагогики является искусством, искусством трудным, сложным и очень ответственным.

Искусство преподавания приобретается в процессе практики и долголетнего творческого труда. Изобразительное искусство один из самых специфичных и своеобразных предметов в системе начального обучения, требующая от вас:

- материальных затрат на приобретение материалов и принадлежностей для практических занятий;

- накопление определенных теоретических знаний по истории изобразительного искусства и основам изобразительной грамоты;

- приобретение графических умений и навыков;

- умение написания конспектов уроков;

- внимание, усидчивости, аккуратности.

1.1 Традиционные и инновационные формы организации обучения ИЗО. Педагогический рисунок и его значение

Изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как, рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Приемы обучения, используемые воспитателем, направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изобразительными материалами целенаправленным, полноценным, результативным.

Следует различать типы и виды занятий по изобразительной деятельности.

Типы занятий дифференцируются по характеру ведущих, доминирующих задач, а точнее, по характеру познавательной деятельности детей, сформулированной в задачах:

- занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ, познания и формирование при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний, умений;

Занятия по изобразительной деятельности с дошкольниками можно дифференцировать не только по типу, но и по виду. Одно и то же занятие можно отнести к разным видам в зависимости от критерия выделения. Так по содержанию изображения различают предметное, сюжетное, декоративное (рисование, лепка, аппликация). По методу (способу) изображения различают рисование (лепка, аппликация) по представлению, по памяти, с натуры.

На базе дополнительного непрерывного образования и в экспериментальных дошкольных учреждениях создаются образовательные программы раннего развития, включающие в себя как общедидактические, так и новые формы организации детского изобразительного творчества.

- формирование у детей алгоритма деятельности (на примере ручного труда и изобразительной деятельности);

- развитие основных психических процессов;

- удовлетворение потребности ребёнка в продуктивной творческой проектной деятельности;

- формирование и совершенствование технических умений и навыков;

- развитие способностей применять различные средства выразительности, дизайна продукта;

- развитие эмоциональной сферы.

Важной задачей данного курса является осмысление детьми того, что любой труд технологичен и необходимости овладения технологией любой деятельности.

Занятия планируются и проводятся с учетом особенностей изобразительной деятельности детей дошкольного возраста:

- учет ведущей деятельности дошкольников;

- связь изобразительной деятельности с игрой. Осуществляется через создание игровой мотивации, побуждающей детей к оказанию помощи конкретному игровому персонажу;

- любви детей к сказкам, и, прежде всего, к сказкам с продолжением. В течение всего года дети 4-летнего возраста путешествуют в сказку со своими друзьями - мышатами (братьями-шалунами Крутем и Вертем, сестрёнкой Грустинкой, их родителями и дядей Моряком). С детьми пяти-шести лет постоянно находятся радом зайчик Ушастик и медвежонок Топтыжка;

- противоречия между выразительной и изобразительной тенденцией, между желанием что-либо нарисовать (слепить и т.д.) и реальными возможностями самого ребенка. Для разрешения этого противоречия необходимо отрабатывать технические приемы работы с разными изобразительными материалами (смешение красок, работа с кистью, стекой и т.д.);

- учета изменения мотивации деятельности: к старшему дошкольному возрасту деятельность становится более целенаправленной. Ребёнок удерживает поставленную цель и получает соответствующий результат (рисунок и т.д.);

- способности детей старшего дошкольного возраста к предварительному замысливанию образа, планированию своей деятельности;

- появления рефлексивных способностей в старшем дошкольном возрасте.

В распоряжении педагога-художника имеются различные средства наглядного обучения: иллюстрации из книг, альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели, изданные типографическим способом или подготовленные учителем таблицы, рисунки, плакаты, схемы, кинофильмы, а также рисунки самого учителя, выполненные непосредственно во время урока. Если при изучении многих общеобразовательных учебных дисциплин дидактический принцип наглядности преподавания играет хотя и важную, но все-таки посредственную роль, то на занятиях изобразительного искусства наглядность обучения приобретает первостепенное значение, являясь одним из главных средств информации об изучаемом материале. Опираясь на зрительное впечатление, получаемые при рассмотрении иллюстрации, сопровождающей объяснение учителя, школьники получают более полное представление об изучаемом материале, или легче понять, осмыслить, запомнить главное в теме урока.

Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание у человека глубже и вернее.

Учителю рисования постоянно приходится использовать средства наглядности, какие бы учебные занятия он не проходил. Будет ли это рисование с натуры, декоративное или тематическое рисование, беседы об искусстве, ему всегда нужен будет натурный материал.

Рисование с натуры уже само по себе является методом наглядного обучения процесса рисования с натуры начинается с чувственного, зрительного восприятия изображаемого предмета с живого эмоционального наблюдения. Поэтому надо добиваться того, чтобы сама натурная постановка привлекала внимание рисующего к главному.

Принцип наглядности требует такого преподнесение материала (учебного), при которой понятия и представления учащихся становится более ясными и конкретными. Главное внимание при обучении рисованию с натуры обращается на верное изображение натуры, на правильную передачу перспективных явлений, особенности светотени, конструкций предмета. Для облегчения этих основных задач желательно рядом с натурой устанавливать специальные модели (из проволоки и картона), чтобы рисующий мог наглядно увидеть и ясно понять то, или иное явление, понять конструкцию формы предмета, его характерные особенности.

Но всё же наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске, на листе бумаги и на полях альбома самого ученика.

Первый вид - рисунок на классной доске - является прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребёнка, на правильность его суждений.

Главное качество педагогического рисунка - это лаконичность изображения, простота и ясность его. Учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное. Рисунки на классной доске должны передать самую главную мысль учителя, опуская все случайное и второстепенное.

Второй вид - это зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Такими зарисовками мы пользуемся в том случае, когда ошибка в рисунке замечена у одного, двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.

Большое образовательное и воспитательное значение имеет демонстрация рисунков выдающихся художников. Ученик, рассматривая рисунок, сделанный рукою большого мастера, видит, какой выразительности можно добиться, рисуя обыкновенным карандашом. Хотя этот рисунок не будет образцом, которого может достичь ученик, но само ознакомление с высоким профессиональным мастерством сыграет большую роль.

1.2 Оценивание процесса и результатов деятельности обучающихся на уроке

Оценивание необходимо человеку для взаимодействия с предметным миром, с другими людьми, с обществом. Одним из средств формирования аналитических и оценочных умений обучающихся на уроках является оценочный инструментарий. Для однозначного толкования понятия инструментарий считаю необходимым сделать пояснение.

Оценочный инструментарий в педагогике - это совокупность методических и технических средств проведения оценочных процедур, разработанных в соответствии с программой, целями и задачами образования. В этом смысле оценочный инструментарий включает в себя технологии, методы, формы, приёмы обучения.

В узком же смысле слова, оценочный инструментарий - это специальные документы (листы самоконтроля, анкеты, опросные листы, тесты, матрицы анализа, оценок и т.д.), с помощью которых осуществляются оценочные процедуры. педагогический изобразительный урок

Способы оценки деятельности обучающихся на уроке изобразительного искусства

Оценка учителем результатов учебной деятельности на уроке и отметка как конкретное выражение этой оценки является одной из самых актуальных и наименее разработанных проблем современного художественного образования. Учитель должен разработать определённые, ясные и понятные критерии оценки, чтобы учащиеся сами могли оценивать себя на основе данных критериев.

В педагогической практике применяю следующие критерии:

1. заинтересованное отношение учащегося к процессу и результату работы;

2. грамотность (культура) учащегося как зрителя, художника, читателя;

3. тяга к творчеству (самостоятельность, образность трактовок; оригинальность, выразительность; стремление к расширению представлений, полученных на уроке);

4. проявление самостоятельности в понимании и решении разнообразных задач;

5. активное сотрудничество с одноклассниками, умение отстаивать свою точку зрения, желание понять точку зрения другого, прийти к соглашению;

6. степень усвоения знаний, умений, навыков;

7. выполнение конкретных заданий, проектов, классных газет и пр.;

Положения 1-5 связаны с процессом формирования способов умственных действий, а 6-8 отражают наличие знаний, умений, навыков. Поэтому и способы оценивания разные. В первом случае - одобрение, словесные поощрения. Во втором, когда речь идёт о знаниях, умениях и навыках, использую традиционные формы проверки: тесты, проверочные работы, обсуждение работ. Но и в этом случае критерии оценки должны быть известны ученикам. Всё это стимулирует процесс творческой деятельности (или наоборот), поэтому положительный доброжелательный настрой имеет очень часто определяющее значение.

Выбор оценочного инструментария зависит от формы учебной деятельности. Представлю формы учебной деятельности, способствующие формированию аналитических и оценочных умений обучающихся на уроках изобразительного искусства и оценочный инструментарий, применяемый в том или ином случае.

Обработка результатов. Для получения результатов необходимо суммировать показатели по столбцу и сопоставить со следующей шкалой:

Учебное пособие по МДК.01.06. Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

В учебном пособии раскрывается значение уроков технологии и изобразительного искусства в современной системе общего образования, освещаются научные подходы к содержанию и методике преподавания данной учебной дисциплины, рассматриваются возможности в общем развитии и воспитании детей. Пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального.В учебном пособии раскрывается значение уроков технологии и изобразительного искусства в современной системе общего образования, освещаются научные подходы к содержанию и методике преподавания данной учебной дисциплины, рассматриваются возможности в общем развитии и воспитании детей. Пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального.

Продуктивная деятельность – это деятельность, ориентированная на формирование у ребенка навыков выполнения различных операций с целью получения конечного продукта, наделенного конкретными свойствами.

Продуктивная деятельность носит полезный характер, т. е. она направлена на создание готового продукта, носящего полезный характер.

Развитие данной деятельности актуально на этапе начального школьного обучения. Это обусловлено ее воздействием на познавательную сферу учащегося, его творческое развитие и формирование мотивации к обучению.

Продуктивная деятельность учащихся формирует основу для их самореализации и самоутверждения. Кроме того, она способствует:

  1. Воспитанию трудолюбия;
  2. Формированию навыков самовыражения;
  3. Развитию социальных основ жизнедеятельности и ценных социальных навыков;
  4. Формированию опыта преобразовательной деятельности;
  5. Развитию творческого начала личности и творческого отношения к делу.

Структура урока технологии

Методикой обучения учащихся продуктивным видам деятельности предусмотрена следующая структура проведения уроков технологии продуктивной направленности:

  1. Организационный этап. Он предполагает проведение инструктажа по работе, подготовку рабочего места, проверку инструментов и материалов. Инструктаж может быть проведен в устной форме, а также представлен учащимся для ознакомления в письменном виде.
  2. Вводный этап. Он связан с представлением учащимся темы урока и демонстрации продукта, который будет изготавливаться. Проводится обсуждение назначения данного изделия, его полезных свойств и практического использования в конкретных областях жизнедеятельности. Здесь же, определяется готовность учащихся к работе и формулируются задачи деятельности.
  3. Составление плана работы. На этом этапе происходит рассмотрение изделия, изучение материалов, которые имеются для его изготовления, и, составляется план практической работы на уроке.
  4. Изложение материала и демонстрация практической деятельности т.е. педагог рассказывает теоретические аспекты темы и показывает приемы, которые актуально использовать при создании данного изделия.
  5. Практическая деятельность по созданию продукта. На данном этапе, учащимися осваиваются действия, операции, ориентированные на создание нового продукта и осуществляются попытки его самостоятельного создания. Педагог оказывает помощь учащимся при затруднениях.
  6. Подведение итогов работы. На данном этапе рассматриваются работы, сделанные учащимися, анализируются проблемы, трудности, возникающие на этапе практической деятельности.
  7. Заключительный этап. Он связан с уборкой рабочих мест, закреплением усвоенных на уроке знаний и полученных навыков.

Готовые работы на аналогичную тему

Методические основы построения уроков технологии

В основе обучения учащихся начальной школы продуктивной деятельности заложен деятельностный подход, т. е. обучение реализуется в практической деятельности. Данный подход опирается на использование следующих методов:

  • Эвристическая беседа;
  • Исследовательская и экспериментальная деятельность;
  • Поисково-информационная работа;
  • Упражнения – пробы;
  • Упражнения – исследования;
  • Конструктивные приемы обучения.

Данные методы носят продуктивный характер. Они формируют у учащихся навыки практической работы с материалами разных видов и совершение операций по формированию готового продукта, наделенного конкретной функциональной ролью.

На уроках технологии должны обязательно образца изделий. Они могут быть представлены в виде моделей, реальных изделий, схем, чертежей, эскизов. Учащиеся воспринимают образ готового продукта, изучают его особенности, структурные компоненты и формируют в своем сознании способ деятельности, направленной на создание данного продукта.

Продуктивная деятельность изучается в образовательном процессе в конкретной последовательности. Учащиеся осваивают выполнение изделий из разных материалов, с постепенным усложнением операций и увеличением времени, требуемого на создание конкретного продукта.

Уроки организуются с учетом межпредметных связей.

Практикум по организации занятия по работе с текстильными материалами

Урок технологии, направленный на ознакомление учащихся с продуктивной деятельностью по созданию изделий из текстиля, реализуется следующим образом:

Читайте также: