Анализ внеурочного занятия в начальной школе математика

Обновлено: 04.07.2024

Обучение математике на факультативе: задачи

Внеурочная работа не должна походить на обычные занятия в классе. При этом любую деятельность, связанную с изучением математики в начальной школе, следует направлять на достижение главной цели: расширения математического кругозора и эрудиции учащихся.

Задачи курса внеурочной деятельности по математике для учеников 1-4 классов:

1. Обучение элементам логической и алгоритмической грамотности, коммуникативным умениям младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

2. Развитие математических способностей учащихся, наблюдательности, геометрической зоркости, умений анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.

Разберем подробнее, как воплотить это на занятиях.

Общие аспекты внеурочной математической деятельности в начальных классах

Игровая ситуация тесно связана с поставленной учебной задачей.

Используются дополнительные материалы: танграм, уголки, цветные треугольники.

По возможности используется цифровые устройства, в том числе интерактивная доска.

Условия игр и компания других игроков сдерживает детей, имеющих сложности с произвольностью поведения.

Подход к раскрытию того или иного факта в процессе игры математически корректен, доступен, максимально точен (с учетом возрастных особенностей, требований, конкретных целей).

Содержание любой игры предусматривает достижение не только предметных (математических) целей, но целей формирования учебной деятельности, развития образного и логического мышления.

Внеклассная работа способствует развитию коммуникативных умений, таких как желание общаться, умение слушать, умение ориентироваться в ситуации (кому, зачем и что говорю), знание норм и правил общения, умение осуществлять контроль за речью, корректировать себя.

Занимательная математика. 1 класс. Рабочая тетрадь

Математический материал и универсальные учебные действия в играх

Сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания.

Моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма решения числового кроссворда, использование его в ходе самостоятельной работы.

Применение изученных способов учебной работы и приемов вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализ правил игры, действие в соответствии с заданными правилами, включение в групповую работу.

Участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументация.

Аргументация своей позиции в коммуникации, принятие разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения.

Организация математического занятия

Дети разделяются на группы и работают попеременно в разных рабочих зонах. Это позволяет отойти от строгой формы работы за партами. Центры деятельности можно добавлять, сокращать — в зависимости от учебных задач, особенностей класса, потребностей учеников. Если рабочих зон 5, то групп детей тоже 5. Поскольку занятие длится 45 минут, на каждый центр группе дается 7 минут, а в конце подводится итог работы.

Занимательная математика. 2 класс. Рабочая тетрадь

Примеры заданий:

Приготовьте для игры два игральных кубика с точками. Можно вырезать и склеить их, используя приложение рабочей тетради. Запишите в таблицу свои имена. Бросайте по очереди сразу два кубика. Считайте точки на верхних гранях двух кубиков. Записывайте результаты в таблицу. Проведите шесть раундов.

Результат: повторение чисел, развитие социальных навыков.

Проведи линию от отмеченной точки:

Одна клетка вправо

Одна клетка вниз

Одна клетка вправо

Одна клетка вниз

Результат: начало развития пространственного мышления.

Результат: развитие навыков, необходимых для решения числовых головоломок.

Выбор коллективной, групповой игры прежде всего определяется точным учетом уровня развития мышления учеников, уровня сформированности их коммуникативных умений. Кроме того в обучении важно использовать свойство, присущее детской игре — эффективную реализацию потенциала непроизвольного усвоения фактов, сведений, умений.

Смотрите также:

Дружим с математикой. 2 класс. Рабочая тетрадь

Задания пособия позволяют предупредить возможные трудности в усвоении основных тем второго года обучения математике, помогают развить пространственные представления, геометрическую наблюдательность учащихся, сформировать навыки самоконтроля.

Тема занятия : Думай. Решай. Смекай.

Цель занятия : привитие интереса к математике, развитие познавательного интереса, интеллекта, формирование математического мышления.

Задачи:развитие интереса к предмету математики; развитие внимания, мышления, памяти, умения анализировать, сравнивать обобщать, применять свои знания в нестандартной ситуации.

При подготовке занятия были учтены психологические и физические особенности обучающихся.

Цель занятия соответствует требованиям программы внеурочной деятельности по данному направлению и связана с предыдущими занятиями.

Структура занятия соответствует требованиям ФГОС и разработана с использованием элементов технологии деятельностного метода обучения.

В ходе занятия были использованы наглядные, практические, проблемно -исследовательские и частично-поисковые методы обучения.

Для реализации практической направленности занятия мной использовались творческие задания с элементами конструирования. В соответствии с рекомендациями, которые были даны учителям при проверке городских олимпиадных работ, также использовались задания с фразеологизмами и пословицами.

В соответствии со структурой занятия и особенностями класса, мною использованы фронтальная, групповая и индивидуальная формы познавательной деятельности:

Характеристика этапов занятия.

1. Мотивация и самоопределение к деятельности.

Данный этап позволил быстро включить учащихся в ход занятия, активизировать познавательную деятельность. Дети самостоятельно определили тему и цель работы с помощью побуждающего диалога.

2. На этапе выполнения заданий организовано взаимодействие учащихся в группах, с проговариванием алгоритма работы, установлением причинно-следственных связей. Задания предполагали использование имеющихся знаний, а также применения знаний в новой ситуации. В процессе учебного взаимодействия велась работа по формированию различных видов УУД.

3. На этапе рефлексии была проведена самооценка деятельности учащихся. Дети сопоставили цель деятельности и ее результаты, акцентировали внимание на связь с жизнью и практическое применение полученных знаний.

Интенсивность и плотность занятия была оптимальной с учетом особенностей класса. Это позволило создать положительную мотивацию у обучающихся. Запланированный объем работы выполнен. Поставленные цели и задачи достигнуты.

Самоанализ внеурочного мероприятия по математике

Класс : 1

Предмет: Математика

Учитель: Горячева Е. В.

З Закрепить устные вычисления в пределах 10.

Повторить решение задач

Повторить геометрический материал.

Отработать умение решать логические задачи.

Р Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление.

Учить детей работать в паре, воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь.

Метапредметные задачи урока:

-развивать математическую речь

-в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

-взаимодействовать с соседом по парте;

-определять общую цель и пути её достижения

-формировать у учащихся умения принимать и сохранять учебную задачу;

-контролировать собственную деятельность;

-оценивать результат своих действий

Личностные задачи урока:

-создать условия для формирования интереса к учебной деятельности и к учебному материалу.

Анализ подготовки к занятию

Для проведения мероприятия был составлен сценарий с учетом возрастных особенностей детей и в соответствии с целями и задачами по математике. Подготовлено необходимое оборудование и материал к занятию.

Анализ хода занятия.

Занятие начинается с небольшой беседы о математике и разминки. Занятие проводилось в виде путешествия по лабиринтам вместе с лошадкой. Учащимся желаю проявить находчивость, смекалку, быстроту мыслей и взаимопомощь. Такое начало занятия позволяет успокоиться и настроиться на предстоящую деятельность. Зачитала правила поведения на занятии – путешествии.

Так как учащихся в классе мало, то они разделились на две команды по два человека.

Содержание занятия по своей сложности соответствует возможностям детей. Задания предполагали использование имеющихся знаний, а также применения знаний в новой ситуации. В процессе учебного взаимодействия ведется работа по формированию различных видов УУД (целеполагание, анализ, синтез, обобщение, саморегуляция, контроль, прогнозирование, самопознание, самооценка). Применяется технология игрового обучения. На протяжении всего занятия была работа с презентацией.

В процессе занятия дети разгадывали загадки, кросворд, решали задачи, примеры, работали с геометрическими фигурами, повторяли состав чисел первого десятка.

Учащиеся увлеченно работали на протяжении всего занятия. Все части занятия логически взаимосвязаны, прослеживается единая сюжетная линия. Можно отметить высокую активность большинства учащихся класса. На протяжении всего занятия наблюдался положительный эмоциональный настрой.

Занятие было направлено на обобщение и расширение знаний, закрепление умений решать задачи и примеры.

В результате учащиеся закрепили уже имеющиеся знания.

В конце занятия дети обобщают знания и подводят итоги: что удалось, над чем предстоит поработать. Учащиеся осуществляют рефлексию деятельности.

Общая оценка воспитательного мероприятия

1. Считаю, что поставленные цели были достигнуты.

2. Удалось вовлечь в деятельность всех учащихся.

3. Ценность данного занятия : в процессе учебного взаимодействия дети высказывают свою точку зрения, обобщают математические знания по изученным темам; дети осознают необходимость изучения предмета, понимают важность таких качеств, как взаимовыручка, взаимопомощь.

Анализ деятельности педагога

Занятие проходило в благоприятной психологической атмосфере. Со стороны педагога уважительное, доброжелательное отношение к детям. В процессе взаимодействия с детьми педагог проявляет тактичность, доброжелательность, уважительное отношение к детям. Процесс общения строится в соответствии с воспитательными, развивающими, познавательными задачами; возрастными, индивидуальными особенностями детей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Направление внеурочной деятельности: Математическое конструирование

Тип внеурочного занятия: тематическое

Ф.И.О. педагога проводящего внеурочное занятие: Хавронина Марина Алексеевна

Дата проведения внеурочного занятия: 28 февраля 2018 года

1.Тема и цели внеурочного занятия

Актуальность темы и целей (соответствие возрастным особенностям, потребностям и интересам детей, задачам формирования личностных качеств ребенка).

Тема соответствует возрасту, потребностям и интересам детей. В результате занятия у детей формируются личностные качества.

2.Структура внеурочного занятия:

Творческий подход к построению занятия (уход от стандарта и шаблона)

Логическая последовательность составных элементов содержания и целенаправленности каждого из них.

Наличие диалога, проблемных обсуждений совместного бытия (события) педагога и учащихся. Включение каждого ребенка в активную деятельность.

Приобщение детей к нравственным и культурным ценностям.

Формирование у учащихся социально-значимых мотивов поведения и установки, соответствующей главной цели внеурочного занятия.

Составные элементы внеурочного занятия логически последовательны.

Педагог творчески построил урок. Создавая проблемную ситуацию, ведет диалог с детьми, включает каждого ребенка в активную деятельность. Следит за поведением детей на уроке, при этом они чувствуют себя свободно и комфортно. Учащиеся четко понимают главную цель внеурочного занятия, но не все ребята успевают выполнить задание, поэтому необходимо учитывать способности каждого.

3.Содержание внеурочного занятия

Целенаправленность, доступность, новизна, эмоциональность, информационная насыщенность, содержание направленное на эмоциональный отклик детей.

Занятие информативно, проводится в доступной форме, ученики эмоционально настроены и заинтересованы,

4.Форма проведения внеурочного занятия

Целесообразность применения данной формы, соответствие формы внеурочного занятия его содержанию, возрасту учащихся, основным требованиям, предъявленным к выбранной форме.

В занятии есть теоретическая часть и практические задания, которые соответствуют возрасту учащихся. Виды деятельности чередуются. Проводится физкультминутка.

5.Методы проведения внеурочного занятия

Целесообразность умения применять: наглядность, атрибуты, ритуалы и т.д. Соответствие избранных методов, поставленным задачам, содержанию внеурочного занятия и возрасту учащихся.

Учитель использует следующие методы:

Наглядные (таблицы, плакаты), пользуется чертежными инструментами при объяснении.

Словесные (проводит инструктаж, беседу с детьми).

Практические (построение окружности, круга).

6.Психологическая атмосфера внеурочного занятия

Психологическая готовность учащихся воспринимать внеурочное занятие и участвовать в нем. Атмосфера заинтересованности и доверия. Высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми.

На уроке чувствуется атмосфера доверия и заинтересованности. Межличностные отношения между педагогом и детьми построены на высоком уровне. Большинство учеников выступает в роли субъектов, но не все проявляют инициативу и самостоятельность. Они не участвуют в работе. Им необходимо уделять больше внимания.

7.Организация внеурочного занятия

Организация образовательной среды в соответствии целями и задачами внеурочного занятия. Оптимальная продолжительность внеурочного занятия заранее продуманному плану. Четкое распределение обязанностей между участниками внеурочного занятия.

Ребята четко понимают свои обязанности, но занятие немного перегружено именно для этих учеников.

8.Характеристика профессиональной компетентности педагога

Грамотная, эмоциональная, выразительная речь. Организаторские умения, Умение владеть детской аудиторией (концентрировать внимание, вызывать интерес, создавать необходимый психологический настрой, находчивость, быстрота реакции и т.д.)

Учитель выступает в роли педагога - организатора. Его речь грамотно построена, эмоциональна и выразительна. Умеет вызвать интерес у детей, создает благоприятный психологический настрой.

9.Достижение планируемого результата

Соотнесение реального результата с запланированным уровнем достижения воспитательного результат (приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям).

Учащиеся стали более организованны, проявляют уважительное отношение к точке зрения другого, умеют слушать, следуют инструкции. Но учителю не совсем удалось достичь запланированного результата, так как материал занятия оказался объемным.

Нормы оценивания: Сумма баллов _14____ Процент от max: _78%_____

0 – критерий отсутствует 100-75% - оптимальный уровень

1 – критерий проявляется частично 75-50% - удовлетворительный уровень

2 – критерий присутствует в полном объёме 50-25% - низкий уровень

Выводы и рекомендации: Занятие можно назвать эффективным, так как тема урока, структура и содержание соответствуют заданным параметрам и возрастным особенностям детей. Педагог использует словесные, наглядные и практические методы, что позволяет заинтересовать учеников. Психологическая атмосфера благоприятная, учитель владеет аудиторией. Но в связи с тем, что не все учащиеся выполнили задания, необходимо уменьшить часть практических занятий и давать больше времени, уделяя внимание слабым детям.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье приведен анализ внеурочной деятельности по математике 5 класса в соответствии с ФГОС.

работы кружка по математике для учащихся 5 класса

за 2016-2017 учебный год

С каждым годом все шире и шире вводятся новые технологии в различных областях производство, которые непосредственно связаны с математикой. Возрастает значение математики как науки, пользующейся спросом в научно-технических отраслях современного производства, экономике, бизнесе.

Всё чаще проводятся различные математические олимпиады, конкуры.

Это, безусловно, повышает интерес к математике, но к олимпиадам и конкурсам надо учащихся готовить, так как ученику недостаточно знать только то, что разобрано на уроках математики, чтобы успешно выступить на олимпиаде.

Чтобы достичь современного уровня математического образования, необходимо принимать во внимание огромный потенциал внеклассной работы, так как в единстве с обязательным курсом внеурочная деятельность создаёт условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность учащихся не только углубляет и расширяет знания математического образования, но и способствует формированию универсальных (метапредметных) умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитию познавательных и творческих способностей и интересов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению математики.

Программа была рассчитана на проведение практических занятий в объёме 70 часов, в действительности проведено 52 занятия, по причине карантина, больничного листа и праздничных дней. Корректировка, уменьшение часов на изучение отдельных тем, позволила рассмотреть все запланированные темы и выполнить программу кружка.

На занятиях кружка большое внимание уделялось решению текстовых задач, так как именно это умение развито хуже всего. Разбирались задачи на движение, логические задачи, рассматривались задачи со спичками, задачи на переливание, задачи на перекладывание предметов, задачи на взвешивание. Изучались задачи на комбинации и расположения, использовались графы в решении задач. Рассматривался принцип Дирихле и задачи из книги Магницкого.

На занятиях кружка дети познакомились с судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, такими как Л.Ф. Магницкий, Иван Петров, Дирихле, что должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

Не остался без внимания и геометрический материал, ученики учились распознавать и сопоставлять на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, многоугольники, окружности, круги, куб, прямоугольный параллелепипед), узнавали старинные меры измерения длин, площадей, учились разделять фигуры на части по заданному условию и из частей конструировать различные фигуры, решали задачи на нахождение площади и объёма фигур, отгадывали геометрические головоломки.

- развитию личности ребёнка, его математических способностей, внимания, мышления, памяти, воображения; мотивации к дальнейшему изучению математики;

формированию представлений о математике как части общечеловеческой культуры;

пониманию значимости математики для общественного прогресса;

обучению умения самостоятельно устанавливать необходимые ассоциации и отношения между предметами и явлениями;

обучению умения ориентироваться в проблемных ситуациях, решению нестандартных задач;

развитию логико-математического языка, мышления, пространственного воображения;

приобщение школьников к новому социальному опыту: историческое развитие математики как науки в России и в других странах;

Читайте также: