Какими средствами осуществляется экологическое воспитание кратко

Обновлено: 08.07.2024

В условиях современности, когда человек оказывает на окружающую среду явное негативное влияние, важно объяснить подрастающему поколению, что о планете нужно заботиться. Для этого в дошкольных и школьных учреждениях, вузах проводятся тематические лекции, вводятся дополнительные предметы, посвященные проблемам экологии.

Понятие экологического воспитания

Главная цель экологического воспитания – объяснить людям разного возраста, что окружающий мир необходимо уважать, беречь.

Это делает направление важным для формирования личности. Внимательно относящийся к окружающей среде человек будет аккуратен по отношению к находящимся рядом людям.

Воздействуя на ребенка, педагоги и члены семьи должны сформировать зрелую личность, которая сознательно не будет наносить вред окружающему миру. Нежелание вредить природе, а не страх наказания должны мотивировать ребенка. Став взрослым, он будет поддерживать правильную модель поведения, не допустит отношения потребления к другим живым существам.

Его значение и цели

После осознания миром проблемы глобального загрязнения окружающей среды, переоценить значимость экологической культуры стало сложно.

Предыдущие поколения показали неграмотность по отношению к природе и желание брать от нее все, не отдавая ничего взамен. Это грозит настоящей катастрофой.

Поэтому основная цель экологического воспитания – объяснить детям, что окружающий мир нужно беречь, научить их способам рационального пользования природными ресурсами.

Чтобы воплотить эту идею в жизнь, педагогу необходимо:

  • познакомить с экологическими проблемами современности;
  • объяснить, что каждый человек влияет на мир;
  • научить сознательно относится к природе;
  • рассказать о конкретных методах сохранения экологии, которые может использовать любой человек.

Практические занятия со школьниками – оценка состояния воды

Поскольку дети уже живут в непростой экологической обстановке, их можно активно привлекать к практической деятельности.

В некоторых школах уже устанавливают новые контейнеры для разных типов мусора, организуют сбор пластика и других типов вторсырья, регулярно проводят субботники и другие тематические встречи.

Возраст, с которого можно начинать воспитывать ребенка

Федеральный стандарт образования предполагает, что знакомить детей с основами экологической культуры можно уже в дошкольном возрасте. Систематические занятия предполагаются для воспитанников детских садов. В ходе этих уроков дети знакомятся с основными представлениями о природе. Также учатся бережно относиться к окружающему миру и впервые узнают о глобальных проблемах современности (о наличии в океане мусорных свалок).

В рамках волонтерского проекта с детьми высаживаются растения

На новом уровне предмет начинает преподаваться в школе. Экологическое воспитание подросших детей может включать простые формы деятельности и самостоятельную работу: написание докладов, составление проектов. Школьники занимаются волонтерством и участвуют в практических занятиях.

Средства воздействия на ребенка

Как и другие формы педагогической работы, экологическое воспитание занимает определенное время и требует от учителя или воспитателя тщательного планирования. В ходе взаимодействия с группой педагог может использовать несколько общепринятых форм воздействия на аудиторию:

    Убеждение. Важно донести до каждого ребенка, что вредить природе нельзя, подтвердив свое утверждение наглядными примерами.

Особое внимание этому методу нужно уделить при работе с дошкольниками, которые чувствительны к авторитету взрослых.

Для каждого из детей рациональное пользование природными ресурсами должно стать частью повседневной жизни, только тогда они смогут применять полученные на занятиях знания правильно.

Ожидание награды дополнительно мотивирует детей и заставляет их больше углубляться в суть затрагиваемой учителем проблемы.

Отдельно стоит упомянуть воздействие на детей собственным примером, которой должно присутствовать в каждой семье. Подражая правильным действиям родителей, малыш быстрее научиться сохранять природу и бережно к ней относиться.

Формы и методы работы с детьми

Охрана природы – это процесс, в который вовлечен каждый человек. Поэтому с самого начала стоит уделять внимание не только традиционным лекциям и беседам, но и интерактивной деятельности. Чем более ребята будут вовлечены в работу, чем интереснее им будет на занятиях, тем больший вывод они сделают по результатам уроков.

Учитель и ученики с моделью экологического дома изучают альтернативную энергетику

Работать с детьми на уроках, посвященных экологическому воспитанию, можно с использованием нескольких методов:

    Словесные. Такие способы хороши тем, что их применяют при работе с детьми любого возраста.

В детском саду можно проводить беседы или рассказы на простом языке и с использованием большого количества иллюстративного материала.

Отдельно стоит упомянуть проектный метод, который сейчас активно применяется в российских школах. Ученикам младших классов обычно предлагается просто подобрать теоретический материал на тему рационального пользования природными ресурсами и красиво его оформить. Подростки могут формулировать уже собственные мнения и идеи по поводу того, как стоит беречь окружающую среду.

Дошкольного возраста

В ФГОС для дошкольных учреждений экологическое воспитание было внесено относительно недавно. Хотя ранее, в ходе занятий по знакомству с окружающим миром, беседы на данную тему с малышами все равно проводились. Новый стандарт предполагает более углубленное изучение проблемы и позволяет использовать интерактивные формы работы:

Задача подобных занятий – предоставить ребенку больше информации о природе и пояснить, почему разрушать ее плохо.

Особенно важны практические занятия для городских детей, которые достаточно оторваны от окружающего мира и большую часть времени проводят на улицах мегаполисов.

Школьного возраста

Среди форм работы с детьми 7-16 лет выделяются:

Детям рассказывают о солнечных панелях

Недавно в России начали проводиться Олимпиады по экологии среди школьников. В них принимают участие наиболее талантливые дети, которые разрабатывают собственные проекты по защите окружающей среды.

Экологическое воспитание на своем примере (правильные семейные ценности в разрезе экологии)

Государственные учреждения занимаются просвещением дошкольников и учеников, рассказывая им о важности сохранения природы, но бережное отношение к окружающему миру начинается с семьи. Пример родителей дети перенимают в качестве модели поведения: если мать не бросает мусор мимо урны, ребенок тоже нарочно этого не сделает. Поэтому взрослым необходимо тщательно следить за собой и уделять внимание вопросам охраны окружающей среды.

Формировать правильное экологическое поведение можно и дома. Среди таких способов:

  • беседы и изучение профильной литературы;
  • знакомство с богатством окружающего мира на экскурсиях, походах;
  • просмотр тематических фильмов и мультфильмов;
  • совместная волонтерская работа.

Чтобы у ребенка сформировался высокий уровень экокультуры, недостаточно просто запрещать ему делать неправильные вещи (бросать пластиковые бутылки в реку). Нужно объяснить, к каким последствиям приводит такое поведение.

С этим подходом дети осознают, насколько природа хрупкая. Появляется понимание того, что человек оказывает на планету настолько негативное влияние.

Экологическое воспитание взрослых

Поскольку вопросом экологической культуры в России начали заниматься недавно, многие взрослые люди мало знакомы с основными правилами и понятиями рационального пользования ресурсами природы. Поэтому внимание уделяется просвещению трудоспособного населения страны. В организациях регулярно проводятся субботники, задача которых – очищать от мусора не только территорию предприятий, но и разные части города. Некоторые компании устанавливают специальные баки для сортировки мусора, приучая сотрудников отдавать на переработку то, что может быть ей подвергнуто.

Отдельное место в трансляции знаний об экологии населению из взрослой категории принадлежит СМИ. Поскольку многие не понимают реальных масштабов проблемы, нужно донести до читателей газет и зрителей ТВ информацию об экологической обстановке. Рассказать о том, как сильно страдает планета под воздействием человека. Центральные каналы начинают выпускать программы, посвященные проблемам экологии, делать тематические подборки новостей на эту тему. В социальных сетях создаются группы и каналы, рассказывающие в доступной форме о загрязнении окружающей среды и объясняющие людям, как заботиться о природе самостоятельно.

Волонтеры проводят тематические встречи и занимаются просвещением населения. Главная цель таких встреч – научить всех граждан страны рациональному пользованию природными ресурсами.

Формы, методы и средства экологического воспитания

Экологическое воспитание – важная составляющая учебно-воспитательного процесса в школе и детских садах. Свою работу в этом направлении педагоги организовывают как в процессе образовательной деятельности, так и во внеклассной работе. Формы, средства и методы экологического воспитания избираются в соответствии с возрастом детей, степенью их заинтересованности, природного окружения.

Методы, формы и средства экологического воспитания зависят от возраста детей. Ведущей формой организации работы по экологическому воспитанию является урок (занятие в ДОУ). Опыты, эксперименты, наблюдения, проекты, использование литературы, беседы – те методы, которые использует педагог в непосредственной образовательной деятельности. Помимо этого, во внеклассной работе. К внеклассной работе можно отнести экскурсии, праздники, тематический досуг, работу с родителями. Все формы и методы могут быть использованы как в совокупности, так и по отдельности.

Дети бегают по маковому полю

Формы экологического воспитания

Схема форм экологического воспитания

  1. Урок . Самой основной, и самой распространенной формой работы по экологическому воспитанию детей является урок. Он же занятия (НОД) в детских садах. В поддержку экологического воспитания был создан такой предмет, как окружающий мир, который знакомит детей с живой и неживой природой, ее законами, основами охраны окружающей среды.

Уроки (занятия) позволяют педагогу формировать у детей знания о природе с учетом их возрастных особенностей. Выделяются несколько типов занятий:

Дети сажают деревья

  • Первично-ознакомительный. Такие уроки (занятия) имеют ознакомительную функцию, то есть знакомят детей с определенными видами (животные, птицы, рыбы и т.д.), их условиями жизни, природными явлениями, основными понятиями об окружающей среде. Необходимый материал для таких занятий (уроков, бесед) становятся наглядные материалы (демонстрационные пособия, плакаты, фильмы);
  • Обобщающий. Позволяет формировать у детей общие понятия о некоторых видах, явлениях природы, умение выделять их общие признаки (старший дошкольный и младший школьный возраст);
  • Углубленный познавательный. Занятия (уроки), которые базируются на уже полученных прежде знаниях. Углубление уже изученного, применение на практике – такие уроки проводятся в форме беседы, викторины, просмотра видео на занятии.
  1. Экологические праздники . Мероприятия, которые относят к внеклассной деятельности. Они могут быть как приуроченными к календарным праздникам (день земли), так и независимыми, придуманными педагогами. Смысл такого досуга – вызвать положительный эмоциональный отклик у детей, что в свою очередь пробуждает интерес к проблемам экологии. При составлении сценария развлечения, используется материал, который уже хорошо знаком детям.
  2. Экскурсии . Начиная со средней группы ДОУ и заканчивая средними классами общеобразовательной школы, экскурсия – одна из самых эффективных форм работы по экологическому воспитанию детей. И это понятно. Сколько бы мы не говорили, сколько бы бесед не проводили, природа – это окружающая среда, познать которую можно лишь соприкоснувшись с ней напрямую, в естественной обстановке. Педагог проводит экскурсии согласно требованиям государственной образовательной программы, предварительно указывая цели и задачи в календарных планах.
  3. Труд . Странно было бы не указать эту форму непосредственного сочетания человеческой деятельности с охраной окружающей среды. В детских садах это уход за живым уголком, клумбами, маленькими огородами, организованными воспитателями в целях экологического воспитания малышей. В школе это уборка участка, полив, уход за растениями, работа на пришкольном участке (особенно распространено в сельских школах).
  4. Участие в школьных городских конкурсах и олимпиадах . Такие конкурсы часто проводят как сами школы для укрепления мотивации среди учащихся, так и администрация города. Смотры участков, викторины, олимпиады – все это пробуждает дух соперничества, и, как следствие, дает весомую мотивацию для экологически направленной детальности среди детей младшего и старшего школьного возраста.
  5. Работа с родителями . Полноценный воспитательный эффект достигается тогда, когда школа и семья действуют в одном направлении. Поэтому работа с родителями – одна из важнейших форм экологического воспитания. Консультации для родителей, участие в школьных мероприятиях, эксперименты, проводимые детьми совместно с родителями (дома, на даче, в деревне), участие родителей в смотрах и выставках – приемы, которые необходимы для плодотворной работы.

Методы и приемы экологического воспитания

Экологическое воспитание в рамках государственной образовательной программы – важная часть общего педагогического процесса. Как в любом процессе, педагоги стараются использовать все доступные им методы и приемы воспитания.

Наглядные методы

Как говорится, лучше один раз показать, чем сто раз рассказать, особенно если речь идет о детях и их отношениях с природой. В экологическом воспитании наглядными методами выступают:

Ржавая банка в лесу. Загрязнение окружающей среды

  1. Наблюдение. Оно всегда спланировано и целенаправленно. У наблюдения есть объект, цель, сроки. Целью наблюдения могут быть причины поведения животных, изменения, развитие живых и неживых объектов, установление и изменение свойств, качеств, структуры и внешнего вида наблюдаемого объекта или явления. Наблюдение может проводиться небольшими группами или всем классом одновременно, в рамках образовательной деятельности и вне ее. С.Н Николаева – автор и разработчик системы экологического воспитания в ДОУ, уделяет большое внимание наблюдению, как одному из самых эффективных методов в этой сфере воспитания.
  2. Иллюстративно-наглядный материал. Книги, иллюстрации, дидактические карточки, фильмы, видеоролики, фотографии и картины – все это иллюстративный материал, с помощью которого педагог имеет возможность познакомить детей с теми явлениями природы (объектами), которые не доступны для наблюдения в естественных условиях.

Практические методы

Практические методы необходимы для полной интеграции детей в экологическую культуру.

  1. Моделирование. Метод моделирование хорошо подходит для детей начальных и средних классов. Он представляет собой замещение реальных объектов (явлений) с помощью схем, знаков, фигур или изображений. Моделирование помогает создать у детей общее представление об изучаемом объекте.
  2. Опыты и эксперименты. Опыт в экологическом воспитании – это наблюдение над изучаемым объектом в специально созданных для этого условиях. У опыта должна быть цель и задача. Ход эксперимента должен быть продуман, а также продуманы технологии и средства. Сам опыт логически завершен словесно или письменно.
  3. Экологические игры. Дидактические, подвижные, настольные или словесные – игра, это ознакомление, познание и закрепление материала. Игра, как метод экологического воспитания широко используется воспитателями детских садов, так как в дошкольном возрасте игра – ведущая деятельность.

Словесные методы

Под словесными методами мы подразумеваем беседы, рассказы, анализ прочитанного или увиденного. Словесные методы почти всегда подкрепляются наглядными. Беседа всегда предшествует любой игре, эксперименту, наблюдению. Беседа сопровождает любой другой метод.

Одним из словесных методов является чтение художественной литературы. Это может быть, как специальная экологическая литература, рекомендованная учебной программой, так и произведения писателей-классиков. Много авторов уделяли внимание проблемам природы, животного мира, охране окружающей среды.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методы, формы и средства экологического воспитания дошкольников.

Методы воспитания – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.

В педагогическом процессе детского сада используются: наглядные, практические, словесные методы.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, и т.д..

Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование.

Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.

Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания применяют и инновационные.

Экологические игры. Экологическая игра помогает в более доступной форме донести сложные природные явления; уточнению, закреплению, расширению имеющиеся у детей представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.

Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей леса, сада, огорода. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу – своего края, и всей планеты.

1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.

2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.

3. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.

Творческие игры природоведческого содержания . Одним из видов являются строительные игры с природным материалом (песок, снег, глина, шишки и т. д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт. Воспитатель, руководя такой игрой, дает знания детям не в готовом виде, а с помощью поисковых действий.

Несложные опыты и экспериментирование, мини - лаборатории. Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно- следственных связей.

Метод моделирования. Моделирование (предметное, графическое, практическое) Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. В экологическом образовании дошкольников используются разные модели: предметные модели - интерактивные игрушки, изображающие животных (лающие собаки, мяукающие кошки, клюющие курицы и цыплята, т.д.). Самая распространенная предметная модель – это глобус. При изготовлении и во время работы с макетом или моделью дети описывают, сравнивают, повествуют о различных явлениях и объектах природы, рассуждают.

Познание дошкольниками явлений природы или свойств объектов природы может проходить ещё путём практического моделирования, т.е. экспериментирования. Используя предметы-заместители дети делают выводы, почему у рыб обтекаемая форма, почему животные имеют защитную окраску, для чего хищникам нужны когти.

Другой вид моделирования – графическое , которое помогает дошкольникам проследить закономерности изменения в росте, в развитии живых существ, изменения по временам года и другое. Например, календарь природы, дает наглядное представление о смене и признаках времен года, смене температуры, осадках в разные времена года и т.д.

2) Кейсы -драматизации - иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике.

3) Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений – когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все пре дпосылки для последующих событий. Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы.

Экологическое воспитание — что это в педагогике, определение

Экологическое воспитание — это формирование у подрастающего поколения сознательного и бережного отношения к природе.

Цели:

  • изучение механизмов взаимодействия между живыми организмами;
  • формирование сознательного восприятия окружающей среды;
  • обучение навыкам разумного обращения с природой.

Экологическое воспитание охватывает все сферы педагогической деятельности и должно начинаться в раннем детском возрасте. Оно имеет огромную важность, поскольку в настоящее время во всем мире наблюдается глобальный экологический кризис.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Фундамент взаимодействия с природой закладывается у дошкольников, а затем получает дальнейшее развитие в школьные годы. Экологическое воспитание должно продолжаться всю жизнь и быть массовым, поскольку оно влияет на все сферы производственной деятельности человека и органично вплетается в концепцию непрерывного образования.

Формирование бережного отношения к окружающему миру — это непростой и длительный процесс. Он включает в себя множество компонентов, в том числе:

  • развитие эстетических чувств по отношению к природе — умения любоваться и восхищаться ей;
  • взращивание эмоционально-ценностного начала;
  • воспитание чувства ответственности ко всему живому;
  • формирование рационального понимания, что ресурсы на планете не безграничны и нужно бережно их использовать.

Конечной целью правильного экологического воспитания должен стать отказ от потребительской модели поведения, которая до недавнего времени была преобладающей в большинстве стран мира. Человек должен осознать себя жителем Земли, ответственным за ее будущее.

Формирование гармонично развитой личности предполагает наличие у человека чувства экологической ответственности. Оно включает в себя такие качества, как:

  • гуманизм;
  • самоконтроль;
  • развитый интеллект;
  • способность прогнозировать результаты своих действий;
  • критическое отношение к своим поступкам и поступкам других людей;
  • рефлексия;
  • гражданская активность.

В идеале человек должен научиться бережно относиться к природе не из-за страха морального порицания, наказания или материального ущерба, а из-за наличия у него внутреннего нравственного чувства по отношению к природе.

Какие формы и методы применяются, принципы, направления

Основополагающие принципы экологического воспитания:

  • принцип непрерывности — формирование разумного отношения к природе должно начинаться в младших группах дошкольных образовательных учреждений и не прекращаться на всех стадиях обучения;
  • системности и последовательности — занятия должны вестись по разработанному плану, быть частью единого образовательного и воспитательного процесса;
  • доступности — воспитание должно соответствовать возрасту учеников, материал должен быть посильным для его восприятия учащимися;
  • наглядности — этот принцип особенно актуален для дошкольников и учащихся младшего школьного возраста, которые лучше воспринимают информацию в наглядно-образной, а не логической форме;
  • деятельностныйпринцип — полученные знания должны закрепляться на практике;
  • сознательности — упор следует делать на воспитание сознательного отношения, а не на выработку механических навыков;
  • научности — полученные знания о природе должны быть частью общей научной картины мира;
  • развивающийпринцип — занятия должны строиться с учетом зоны ближайшего развития ребенка и определять дальнейшие перспективы обучения;
  • принцип индивидуализации — следует учитывать индивидуальные особенности учащихся;
  • краеведческий — включение регионального компонента, изучение природы родного края.

Основные направления экологической деятельности:

  • познавательное — формирование и углубление знаний о природе, механизмах взаимодействия живых организмов в ней;
  • природоохранное — воспитание навыков бережного отношения к окружающему миру;
  • исследовательское — обучение основам теоретической и научно-практической экологической работы;
  • художественно-эстетическое — развитие эстетических чувств, прослеживание взаимосвязи между природой и искусством;
  • правовое — формирование основ правовой экологической культуры, изучение правовых последствий негуманного отношения к природе;
  • семейное — экологическое воспитание путем личного примера в семье.

Существует большое количество форм и методов экологического воспитания. Выбор способов зависит от:

  • соответствия их поставленным целям и задачам;
  • возраста;
  • индивидуальных особенностей детей;
  • технической оснащенности и других местных условий;
  • профессиональной подготовки педагога.

Наиболее распространенные формы и методы:

  • эксперимент;
  • наблюдение;
  • лекции;
  • экскурсии;
  • прогулки;
  • трудовые мероприятия;
  • викторины;
  • конкурсы;
  • беседы;
  • тематические часы.

Наглядные методы

Наглядные методы применяются на всех этапах обучения экологической культуре, но особенно большое познавательное значение они имеют в дошкольном возрасте.

Эта группа методов позволяет сформировать яркие и конкретные представления о природе.

Примеры наглядных методов:

  1. Наблюдение.
  2. Просмотр фильмов и передач.
  3. Рассматривание и изучение карточек, картин, иллюстраций.
  4. Демонстрация моделей.

Наиболее продуктивным является метод наблюдения. Он направлен на длительное и планомерное исследование учащимися под руководством педагога того или иного явления природы или живого объекта. В ходе наблюдения учителю важно поставить перед учениками конкретную цель.

  • установление структуры цветка;
  • определение причин изменения цвета растения;
  • описание погодного явления.

Перед учащимися старшей школы ставятся более сложные задачи.

  • определение функций вегетативных органов растений;
  • составление характеристики животного мира родного края.

Практические методы

Данная группа методов подразумевает вовлечение учащихся в практическую деятельность. Таким образом знания приобретаются и закрепляется непосредственно в ходе взаимодействия детей с окружающим миром.

Практические методы разнообразны и включают в себя следующие основные формы работы:

  • игровая;
  • природоохранная;
  • экспериментальная;
  • поисковая;
  • трудовая;
  • конструкторская.

Начиная с дошкольного возраста дети могут участвовать в мероприятиях по охране природы, доступных для их возраста.

Для повышения интереса воспитанников к экологической теме применяют разнообразные игровые формы и приемы. Примеры:

  • конкурсы;
  • викторины;
  • экологические эстафеты;
  • подвижные игры;
  • загадки.

Словесные методы

Словесные или вербальные методы используются для углубления знаний о природе, их систематизации и обобщения.

Они включают в себя:

  • лекции;
  • беседы;
  • чтение художественной и научно-познавательной литературы;
  • рассказы педагога и детей;
  • дебаты;
  • общение.

Роль этих методов увеличивается по мере взросления детей. Дошкольники неспособны к восприятию больших объемов вербальной информации. Ее необходимо чередовать с другими видами деятельности — наглядной и игровой.

При использовании вербальных методов необходимо учитывать:

  • возраст учащихся;
  • их индивидуальные особенности;
  • способность конкретной группы учеников к длительному произвольному вниманию;
  • сформированность ярких представлений по изучаемому вопросу.

Применяя словесные методы в формировании экологической культуры дошкольников воспитатель должен следить за тем, чтобы его рассказ:

  • содержал яркие образы;
  • был доступен для понимания детей данного возраста;
  • включал интригу, был занимательным;
  • был динамичным и незатянутым;
  • характеризовался экспрессивностью и эмоциональной окрашенностью;
  • не был наполнен сложными понятиями и терминами.

Длинные описания природы и бессюжетные рассказы не привлекают внимание дошкольников и не способствуют повышению их познавательной активности.

В рассказ рекомендуется включать:

  • загадки;
  • стихотворные строки;
  • иллюстрации;
  • музыкальное сопровождение.

Читайте также: