Методы изучения личности и деятельности воспитателя доу

Обновлено: 07.07.2024

2. Характеристика педагогической деятельности.

3. Личностные качества педагога.

4. Функции педагогической деятельности.

5. Профессиональные умения педагога учреждения дошкольного

6. Модели педагогической деятельности.

7. Особенности детской субкультуры.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, профессиональныеумения педагога, личностные качества педагога, функции педагогическойдеятельности, модели педагогической деятельности, детскаясубкультура.

1. Социальная роль педагога

Современное общество предъявляет повышенные требования кпедагогу учреждения дошкольного образования. Чтобы отвечатьсовременным повышенным требованиям, педагог должен постояннопополнять знания общекультурного и профессионального характера,работать со значительным напряжением сил, самоотверженностью, нестивысокую ответственность за свои действия.

2. Характеристика педагогической деятельности

Педагогическая деятельность, как и всякая иная деятельность,представляет собой систему, имеющую определенную структуру, в которойвыделяются следующие компоненты: мотив – цель – предмет – способыосуществления – результат.

3. Личностные качества педагога.

Выделяются общие и специальные качества. К общим относятсянаправленность на развитие других людей, наличие гуманистических,нравственных идеалов, эрудиция, широта интересов, высокий уровеньобразованности, эстетические, правовые убеждения и взгляды, и т. п.

Важную роль играют такие черты характера педагога, как юмор,интеллигентность, целеустремленность и т. д. Большое значение также имеюттип темперамента, особенности эмоциональной сферы, самооценка.

Специальные качества включают педагогические способности,индивидуально-психологические особенности, позволяющие быстроовладеть методами и приемами педагогической деятельности.

Для педагога важны следующие способности:

— устанавливать контакты с ребенком, общаться с ним (коммуникативные);

— воспринимать и понимать психологические состояния ребенка (перцептивные);

— формировать определенный тип и вид деятельности (академические);

— передавать ребенку необходимую информацию (дидактические);

— профессионально оценивать себя и ребенка, результаты своейдеятельности (оценочно-рефлексивные);

— предвидеть последствия своих действий, проектировать ипрогнозировать развитие личности ребенка, обладать педагогическимоптимизмом, верить в свои возможности, опираться на положительные чертыребенка (педагогическое воображение).

4. Функции педагогической деятельности

Под функциями педагога понимается набор профессиональныхобязанностей, выполнение которых обеспечивает достижение целей и задачобучения, развития и воспитания детей :

— создание педагогических условий для успешного воспитания детей;

— обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей;

— осуществление образовательной работы с детьми;

— участие в педагогическом просвещении родителей;

— регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи иучреждения дошкольного образования;

— самообразование педагога;

— участие в научно-исследовательской работе.

По классификации Е. А. Панько, педагог в своей деятельностиосуществляет следующие функции : материнскую (охрана и укреплениездоровья детей); развивающую (воспитывающую и обучающую);

коммуникативную; диагностическую и коррекционную; конструкторско-организаторскую; координирующую; профессионального самосовершенствования.

5. Профессиональные умения педагога учреждения дошкольного образования

Деятельность педагога учреждения дошкольного образованиямногогранна и предполагает овладение разнообразнымипрофессиональными умениями. Их перечень наиболее полно приведен вработе А. К. Марковой:

— умения, связанные с постановкой педагогических задач ипредвидением результатов их решения;

— умение работать с содержанием материала;

— владение психолого-педагогическими знаниями и их практическоеприменение;

— знание приемов постановки и решения коммуникативных задач;

— владение приемами достижения продуктивного общения (риторикой, средствами общения);

— осознание перспективы своего профессионального роста;

— определение обучаемости детей;

— оценка воспитанности детей;

— интегральная оценка своего труда и профессионализма.

Также педагогические умения Е. А. Панько условно делит на гностические,проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные.

6. Модели педагогической деятельности

В педагогике описаны следующие модели педагогическойдеятельности :

— педагогика принуждения (авторитарная);

— педагогика любви (Г. Н. Волков).

7. Особенности детской субкультуры

Детская субкультура – это все то, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком значении – это смысловое пространствоценностей, установок, способов деятельности и форм общения,осуществляемых в детском сообществе.

Детская субкультура — своего рода культура в культуре, живущая поспецифическим и самобытным законам, хотя и встроенная в общее целое.

Основу педагогической деятельности составляют диалогичность и содержательность, направленность на ребенка как на личность, способную к самовыражению и взаимодействию.

Основная проблема педагогической деятельности — совмещение требований и целей воспитателя (наставника, учителя) с возможностями,желаниями, запросами и целями детей (обучаемых, воспитуемых). Диалогдвух культур — мира взрослых и мира детей — предполагаетвзаимодействие, основанное на сотрудничестве, взаимопонимании, равенстведвух миров, принципа принятия ребенка таким, какой он есть.

Аналитическая справка о деятельности воспитателя ГБДОУ

Аналитическая справка о деятельности воспитателя ГБДОУ Предлагаю вам аналитическую справку, которую я готовила к концу учебного года. 1. ФИО, стаж, категория, учреждение. 2. Анализ списочного.

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.

Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности воспитателя В современных условиях развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие.

РУКОВОДИТЕЛЮ ДОУ

Методические рекомендации

Руководители ДОУ должны уделять особое внимание работе с педа­гогическими кадрами. Необходимо хорошо знать профессиональные и личностные качества каждого педагога, чтобы грамотно определить его место в образовательном процессе, включить в круг организационно-педагогических отношений и оптимально использовать все его таланты, знания, профессиональные умения и личностные качества в достижении общей цели дошкольного образовательного учреждения.

При изучении коллектива руководители ДОУ должны использовать различные методы педагогического исследования как эмпирическо­го характера (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изу­чение документации, передового опыта педагогов и пр.), так и теоре­тического (анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, конкре­тизация теоретических знаний).

I. Эмпирические методы.

Наблюдение — метод сбора первичных эмпирических данных в кон­кретном исследовании (в нашем случае, педагогического коллектива). Заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом восприятии и регистрации фактов, подвергающихся контролю и про­верке. Наблюдение всегда характеризуется некоторой субъективностью.

Беседа — самостоятельный вид или дополнительный метод ис­следования в виде диалога, направленного на обсуждение или выяс­нение какого-либо вопроса, обмена мнениями. Проводится в целях получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Анкетирование — метод получения информации с помощью анкеты, адресованной обследуемому лицу.

Тестирование — метод психологической диагностики, использу­ющий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.

Педагогический опыт — отрефлексированная деятельность педагога.

Передовой педагогический опыт — педагогический опыт, стоящий выше других по уровню достигнутого.

Самоанализ педагогической деятельности — изучение педагогом состояния, результатов собственной педагогической деятельности, установление причинно-следственных взаимосвязей между элемен­тами педагогических явлений, определение путей дальнейшего со­вершенствования образовательного процесса.

Предлагаем вашему вниманию некоторый инструментарий, который ис­пользуется при изучении педагогического коллектива и пла­нирования дальнейшей работы по повышению профессиональной квалификации педагогов.

Карта самооценки педагогической деятельности

1. ФИО_______________________________________________

2. Должность _________________________________________

3. Квалификация ________________________________________

4. Приемлемая для Вас форма контроля (самоконтроль, взаимо­контроль, административный, индивидуальный)________________

5. Ваши трудности в педагогической деятельности____________

6. Чья помощь Вам необходима?__________________________

7. Что Вы планируете улучшить, развить в своей педагогической деятельности?_____________________________________________

8. Ваша методическая тема (самообразование):________________

9. Какие открытые мероприятия Вы хотели бы провести (форма проведения, тема, контингент, направленность, городское, внутрисадовское мероприятие):_____________________________________

10. Укажите темы занятий, формы организации педагогического процесса, которые Вам наиболее интересны у коллег:_____________

11. Планы будущего года

Принять участие _______________________________________

Представить свой опыт работы____________________________

Анкета, выявляющая отношение педагога

к воспитательно-образовательному процессу,

его педагогическую позицию

Уважаемый воспитатель!

1. Строгий воспитатель лучше, чем не строгий___

2. Воспитатель — главная фигура, от него зависит успех и эффек­тивность воспитательно-образовательной работы___

3. На занятиях, в ходе режимных мероприятий ребенок должен выполнять то, что намечено воспитателем___

4. Послушание детей — заслуга педагога___

5. Ребенок подобен глине, из него можно лепить все что угодно __________

6. Ребенок должен выполнять все требования воспитателя___

7. Основная цель воспитателя — реализовать требования про­граммы воспитания и обучения детей ___

8. Главная задача воспитательно-образовательной работы — во­оружение детей знаниями, умениями, навыками___

9. Главное в работе педагога — добиться исполнительности детей

10. Воспитание — это прежде всего требовательность к детям___

11. Поощрять следует только те желания и инициативу детей, ко­торые соответствуют поставленным педагогом задачам___

12. Хорошая дисциплина — залог успеха в воспитании и обучении детей___

13. Наказание — не лучшая форма воспитания, но оно необходимо

14. Деятельность детей нуждается в постоянном контроле___

Благодарим Вас за сотрудничество.

II. Теоретические методы.

Рассмотрим основные понятия.

Анализ — логический прием познания, представляющий собой мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, эле­менты или признаки, их сопоставление и последовательное изуче­ние с целью выявления существенных качеств и свойств.

Анализ (как метод управления) — способ изучения объекта и субъекта управления, характера их взаимодействия в управленчес­ком процессе. Посредством анализа раскрываются признаки, свой­ства, отношения каждого из них в отдельности, определяются пред­метное содержание, механизмы взаимной связи, условия достижения цели управления.

Анализ педагогической информации — функция управления, на­правленная на улучшение фактического состояния, обоснованности применения способов, средств воздействий для достижения целей, на объективную оценку результатов педагогического процесса и выра­ботку регулирующих параметров по переводу системы в новое ка­чественное состояние.

Анализ педагогического опыта — способ исследования педагоги­ческих объектов, позволяющий вычленять отдельные части из цело­го и подвергать их самостоятельному изучению с целью их усвое­ния и закономерных связей между ними.

Синтез — мыслительная операция, состоящая в мысленном со­единении различных частей или сторон объекта в целое; в переходе на стратегию анализа информации от части к целому.

Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на от­влечении от несущественных признаков предметов, явлений и выде­лении в них основного, главного.

Моделирование — метод исследования объектов познания на их моделях. Позволяет воспроизводить наиболее важные компоненты, свойства, связи исследуемых систем и процессов, адекватно оцени­вать их, прогнозировать тенденции их развития, а также эффектив­но управлять этим развитием.

Конкретизация — один из приемов познания. В отличие от абст­ракции конкретизация предполагает получение полного знания о конкретном предмете.

Предлагаем вашему вниманию анализ, предложенный А.Н.Троян.

Алгоритм педагогического анализа занятия

1 этап. Сбор информации для анализа

1.1. Изучение плана воспитателя:

а) какое место занимает данное занятие в системе занятий ______;

б) вид, тип, тема занятия ________________________________;

в) усвоение детьми программного материала на предыдущих за­нятиях (учет)_____________________________________________;

г) программное содержание данного занятия _____________.

1.2. Изучение записей предыдущих посещений занятий данного вида, определение главного звена, направления анализа _________.

1.3. Беседа с воспитателем (уточнение данных, полученных в ходе изучения планов, записей посещения)______________________.

1.4. Наблюдение занятия, фиксация его хода по определенной схеме (удобной для наблюдателя) _________________________ .

1.5. Беседа с детьми — уточнение усвоения ими программного содержания занятия _____________________________________ .

1.6. Беседа с воспитателем — уточнение полученных данных __.

2 этап. Характеристика элементов занятия

2.1. Характеристика программного содержания:

а) соответствие задач программе группы _______________________;

б) соответствие задач уровню развития детей ________________;

в) объем программного материала ________________________.

2.2. Характеристика деятельности воспитателя:

а) выделить приемы, используемые воспитателем для решения каждой поставленной задачи _____________________________;

б) оценить соответствие приемов возрасту детей, типу занятия, требованиям методики ___________________________________;

в) оценить правильность применения, использования приемов ________________________.

2.3. Характеристика деятельности детей:

а) освоение детьми программного содержания _____________;

б) особенности поведения: активность, внимание, интерес, отно­шение к занятию ________________________________________;

в) учебные навыки детей ___________________________.

2.4. Характеристика условий проведения занятия:

а) санитарно-гигиенические: выделить, оценить их соответствие

б) материальные __________________________________;

в) организационно-педагогические ____________________.

3 этап. Характеристика связей между элементами, их взаимодей­ствие

3.1. Характеристика связей между типом, видом, темой занятия и программным содержанием:

а) соответствует ли программное содержание типу занятия: дает ли тема занятия реализовать данное программное содержание __________________________________________________;

б) соответствует ли программное содержание теме занятия: дает ли тема занятия возможность для реализации программного содер­жания ______________________________________________________________.

3.2. Характеристика связи между программным содержанием и деятельностью воспитателя:

а) предусмотрены ли приемы для решения каждой задачи _____________________________

б) возможно ли данной совокупностью приемов полно и каче­ственно решить каждую из поставленных задач ________________.

3.3. Характеристика связи между программным содержанием и деятельностью детей: оценить, насколько данное занятие обеспечило развитие, обучение и воспитание детей. Для получения такой оцен­ки необходимо сопоставить, сравнить данные п.п. 1.1, 2.1 с усвоени­ем программного содержания детьми (п. 2.3)_________________.

3.4. Характеристика связи между программным содержанием и условиями проведения занятия: сопоставить п.п. 2.4 и 2.1___________________________________________________________.

3.5. Характеристика связи между деятельностью воспитателя и деятельностью детей:

а) сопоставить п.п. 2.3 и 2.2 и на этой основе оценить результа­тивность методики занятия _______________________________;

б) сопоставить приемы воспитателя, тон его речи, особенности его поведения с особенностями поведения ____________________;

в) оценить, умеет ли воспитатель контролировать и анализиро­вать деятельность детей, и на этой основе корректировать свои дей­ствия, применение приемов ________________________________.

3.6. Характеристика связи между деятельностью воспитателя и условиями проведения занятия: сопоставить п.п. 2.2 и 2.4______.

3.7. Характеристика связи между условиями проведения занятия и деятельностью детей ___________________________________ .

4 этап. Формулировка выводов и предложений

4.1. Получить общую оценку, для чего сопоставить характеристи­ки п.п. 2.1, 2.3, 3.1, 3.3 ______________________________________________________________________________.

4.2. Выбрать из совокупности всей имеющейся информации наи­более существенные факты, аргументирующие полученную оценку _____________________________________________.

4.3. Выделить причины, определяющие данную оценку, для чего обратиться к п.п. 2.2, 2.4, 3.2, 3.4, 3.5, 3.6, 3.7_____________________________________________________________________.

4.4. На основании оценки и причин, определивших ее, сформули­ровать предложения и рекомендации__________________________________________________________________.

При составлении рекомендаций использована следующая литература:

1. Менеджмент и маркетинг в образовании: Терминологический словарь – справочник / авт.- сост. Б.Ю. Пахомова и др. – Архангельск: АО ИППК РО, 2009.

Читайте также: