Методы и средства анализа психолого педагогического мониторинга в доу

Обновлено: 02.07.2024

1 Организация психолого – педагогического мониторинга в ДОУ К.Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО Сентябрь 2012 г.

3 Организация психолого – педагогического мониторинга в ДОУ Мониторинг – это современный метод контроля эффективности образовательного процесса. Мониторинг требует специальной организации: 1 -разработки программы мониторинга; 2 –разработки плана проведения мониторинга; 3 –утверждение рабочей и отчетной документации; 4 –обучение участников мониторинга.

4 Организация психолого – педагогического мониторинга в ДОУ В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ним, бесед, экспертных оценок, критериально- ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.

7 Разработка плана мониторинга План мониторинга составляется по каждой возрастной группе детей соответственно разделам и подразделам программы мониторинга. В нем указываются основные контрольно-аналитические мероприятия, их сроки, фамилии и должности ответственных лиц и отметка о выполнении.

9 Организация психолого – педагогического мониторинга в ДОУ В плане можно выделить 3 этапа мониторинга: исходный (сентябрь), промежуточный (январь), на конец года (май). Данные конца учебного года являются в следующем возрастном периоде (на начало учебного года) исходными. Получение исходных данных это констатация наличного уровня развития. Периодичность мониторинговых исследований в младшей группе 3 раза в год. В остальных группах – 2 раза.

10 Рабочая и отчетная документация мониторинга К рабочей документации относятся: -индивидуальные карты освоения образовательной программы воспитанниками; -индивидуальные карты развития интегративных качеств воспитанников; -разнообразный вспомогательный материал для проведения мониторинга

11 Рабочая и отчетная документация мониторинга К отчетной документации относятся обобщенные протоколы (таблицы) мониторинга. Они разделяются на два вида: для воспитателя и для руководителя.

12 Организация психолого – педагогического мониторинга в ДОУ Организация мониторинга образовательного процесса и развития воспитанников требует от руководителя определенных организационно- управленческих действий, от которых зависит не только качество мониторинга, но, прежде всего, повышение уровня профессионального мастерства педагогического коллектива и соответственно уровня его деятельности.

13 Организация психолого – педагогического мониторинга в ДОУ Профессионально организованный мониторинг способен дать ответы на вопросы: Что привело к таким результатам? Какие методы педагогического воздействия сказались положительно (отрицательно) на развитии детей и приобретении ими необходимых знаний, умений, навыков? Какие условия способствовали (не способствовали) положительной динамике развития воспитанников? Какие стороны педагогической деятельности нуждаются в немедленной коррекции? Каков уровень компетентности педагогов в данном виде педагогической деятельности?

14 Организация психолого – педагогического мониторинга в ДОУ Технология мониторинга базируется на разработанных программе и плане. Она требует определенной последовательности действий и тщательной подготовки рабочей и отчетной документации, вспомогательного оборудования и обучения педагогического персонала.

Проблема методологического обеспечения организации процесса оптимизации оздоровительной деятельности дошкольных учреждений и управления им является в настоящее время очень актуальной.

Анализ состояния управления дошкольными учреждениями показывает развитие двух тенденций: тенденции реставрации (возврат к прежнему состоянию) и перманентной неустойчивости, когда старая модель уже не срабатывает, а новая еще не определилась. Обе эти тенденции приводят к ухудшению качества работы, неприятию нового, занятию коллективом выжидательной позиции, что еще более усиливает процессы нестабильности.

Одним из важных организационных условий оптимизации процесса управления развитием образовательного комплекса (конкретного учреждения) является создание и поддержка в нем самоорганизационных сил. Этому способствуют адекватность оценки коллективами собственной деятельности и своевременность ее коррекции в нужном направлении.

Качественная оценка эффективности образовательной деятельности невозможна без учета степени влияния педагогических воздействий на состояние здоровья и развитие ребенка. Каждый педагог должен иметь полное представление о характере собственной деятельности, о том, какими знаниями и навыками он должен владеть, чтобы обеспечить управляемое позитивное развитие ребенка и сохранить его здоровье. Решение этих проблем тесно связано с отслеживанием результатов образовательной деятельности с целью предотвращения ее возможного неблагоприятного воздействия на здоровье и развитие детей. Эта задача может быть успешно решена при осуществлении психолого-педагогического мониторинга.

Психолого-педагогический мониторинг как научное понятие

Основные условия реализации психолого-педагогического мониторинга в образовательном учреждении

Характеристика этапов развития дошкольного образовательного учреждения

Руководящий коллектив и его роль в развитии образовательного учреждения

Развитие творческого пространства как психологического состояния педагогического коллектива

Характеристика психолого-педагогического мониторинга как метода контроля

Диагностические задания для определения психологической готовности ребенка к школе:

17. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Федеральные государственные требования предъявляют к системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы следующие требования:

- система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы,

- мониторинг проводится с оценкой динамики достижений детей,

-обязательное требование - включение описания объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

При реализации этих требований, в сферу компетентности педагога-психолога попадают следующие направления мониторинга: физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.

Основные используемые методы:

- наблюдение за ребенком,

В построение системы мониторинга заложено сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка) и высоко формализованных (тестов, проб) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения Программы и уровня развития интегративных качеств детей осуществляется 2 раза в год с использованием диагностики результатов, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.

В мониторинге предусмотрено использование методов, позволяющих получить объем информации в оптимальные сроки.

В системе мониторинга ДОУ предусмотрено участие педагога-психолога в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку и личностных результатов.

18. ЗОНА КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

В ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ОБСЛЕДОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

· Психологическую диагностику познавательных процессов детей.

· Психологическую диагностику личностных качеств.

· Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.

Профессиональная компетентность педагога-психолога при проведении мониторинга в ДОУ распространяется на следующиепа­раметры диагностирования до­школьников:

Младший возраст (3-4 года):

• развитие пространственных представ­лений;

• рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать карандаш );

• поведение (взаимоотношения с взрослыми и сверстни­ками).

Средний возраст (4-5 лет):

• слуховое восприятие (различение неречевых шумов);

• зрительное восприятие (узнавание черно-белых изоб­ражений);

• пространственные представления (конструирование, употребление простых предлогов);

• связная речь (умение выразить свою мысль);

•анализ продуктивной деятельности — рисунок, лепка, аппликация, словотворчество;

• игра — уровень игры, преобладающий вид общения;

• социальные навыки — общение с взрослыми и сверст­никами.

Старший возраст (5-6 лет):

• общая моторика, ловкость, выносливость, разноимен­ные движения;

• развитие графической деятельности;

• анализ продуктов деятельности;

Подготовительная к школе группа (6-7 лет):

• рядограммы (последовательность времен года, дней не­дели);

• звуковой анализ слов;

• умение определять состав числа;

• выделение 4-го лишнего, простые аналогии;

• составление сюжетного рассказа по серии картин;

• понимание логико-грамматических конструкций;

• установление причинно-следственных связей;

• ориентировка на листе бумаги.

19. КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

· психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса на разных возрастных этапах;

· обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития воспитанников при реализации основной общеобразовательной программы;

· достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;

· сформированность у воспитанников ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни при определении итоговых результатов;

· обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения образовательного процесса;

· функционирование системы мониторингов возможностей и способностей воспитанников, выявления и поддержки одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями;

· сформированность коммуникативных навыков воспитанников;

· вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПСИХОДИАГНОСТИКА

Диагностика детско-родительских отношений:

Проективная диагностика с использованием цветовой гаммы;

Диагностические задания для определения психологической готовности ребенка к школе:

17. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Федеральные государственные требования предъявляют к системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы следующие требования:

- система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы,

- мониторинг проводится с оценкой динамики достижений детей,

-обязательное требование - включение описания объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

При реализации этих требований, в сферу компетентности педагога-психолога попадают следующие направления мониторинга: физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.

Основные используемые методы:

- наблюдение за ребенком,

В построение системы мониторинга заложено сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка) и высоко формализованных (тестов, проб) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения Программы и уровня развития интегративных качеств детей осуществляется 2 раза в год с использованием диагностики результатов, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.

В мониторинге предусмотрено использование методов, позволяющих получить объем информации в оптимальные сроки.

В системе мониторинга ДОУ предусмотрено участие педагога-психолога в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку и личностных результатов.

18. ЗОНА КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

В ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ОБСЛЕДОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

· Психологическую диагностику познавательных процессов детей.

· Психологическую диагностику личностных качеств.

· Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.

Профессиональная компетентность педагога-психолога при проведении мониторинга в ДОУ распространяется на следующиепа­раметры диагностирования до­школьников:

Младший возраст (3-4 года):

• развитие пространственных представ­лений;

• рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать карандаш );

• поведение (взаимоотношения с взрослыми и сверстни­ками).

Средний возраст (4-5 лет):

• слуховое восприятие (различение неречевых шумов);

• зрительное восприятие (узнавание черно-белых изоб­ражений);

• пространственные представления (конструирование, употребление простых предлогов);

• связная речь (умение выразить свою мысль);

•анализ продуктивной деятельности — рисунок, лепка, аппликация, словотворчество;

• игра — уровень игры, преобладающий вид общения;

• социальные навыки — общение с взрослыми и сверст­никами.

Старший возраст (5-6 лет):

• общая моторика, ловкость, выносливость, разноимен­ные движения;

• развитие графической деятельности;

• анализ продуктов деятельности;

Подготовительная к школе группа (6-7 лет):

• рядограммы (последовательность времен года, дней не­дели);

• звуковой анализ слов;

• умение определять состав числа;

• выделение 4-го лишнего, простые аналогии;

• составление сюжетного рассказа по серии картин;

• понимание логико-грамматических конструкций;

• установление причинно-следственных связей;

• ориентировка на листе бумаги.

19. КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

· психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса на разных возрастных этапах;

· обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития воспитанников при реализации основной общеобразовательной программы;

· достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;

· сформированность у воспитанников ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни при определении итоговых результатов;

· обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения образовательного процесса;

· функционирование системы мониторингов возможностей и способностей воспитанников, выявления и поддержки одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями;

· сформированность коммуникативных навыков воспитанников;

· вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПСИХОДИАГНОСТИКА


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Дети улыбаются и обнимаются

Работа с детьми требует постоянного совершенствования для выстраивания чёткой, логичной и действенной системы взаимодействия. И для этого не обойтись без мониторинга образовательной деятельности, исследующего уровень эффективности используемых методов и приёмов работы с малышами. В связи с этим педагогу важно знать все теоретические основы анализа учебно-воспитательного процесса и нюансы его осуществления на практике.

Мониторинг: что это и для чего?

В методической литературе довольно часто понятия мониторинг и диагностика отождествляются. По большому счёту, эти очень близкие термины, но для разговора о сути одного из них всё же важно разграничить, что есть что.

Это интересно. Педагогическая система включает в себя деятельность педагогов, детей, методику, средства и приёмы осуществления рабочей программы.

Педагог показывает детям открытую книгу

Мониторинг — это своего рода отчёт о результатах проделанной методической работе педагога

Педагогическая диагностика — практика оценивания уровня знаний, показателей сформированности умений и навыков у воспитанников по разным направлениям образовательной деятельности (речевое, познавательное, физическое, социально-коммуникативное и художественно-творческое развитие).

Цели и задачи организации мониторинга

Миссия мониторинга в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) определена Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) на основании нормативных документов, определяющих стратегию работы государственной педагогической системы, и заключается в:

Дети сидят за столом, один облизывает ложку

Методы и приёмы в работе подбираются под возраст малышей и уровень развития интегративных качеств у них

Задачами мониторинга по ФГОС является:

  • выявление комплекса показателей для обеспечения цельного представления об объекте (о ребёнке) относительно качественных изменений;
  • составление алгоритма сбора, анализа и хранения информации;
  • обобщение материалов, полученных для анализа состояния и развития детей;
  • обеспечение проведения анализа для составления прогноза относительно индивидуального развития детей;
  • мотивация на повышение профессионального уровня педкадров (успехи и неудачи малышей в работе над программой по разным направлениям учебно-воспитательного процесса на 70% зависят от методической грамотности педагога в изложении программного материала).

Объекты и субъекты педмониторинга

Объектом осуществления мониторинга, то есть тем, кто подвергается анализу, являются дети. К мониторинговым субъектам, то есть тем, кто участвует в организации анализа и влияет на его результаты, относятся:

  • воспитатели;
  • узкие специалисты ДОУ (логопед, психолог, муз руководитель, хореограф, инструктор по физвоспитанию);
  • семьи воспитанников.

Кто проводит мониторинг

Анализ психолого-педагогической деятельности проводит специально организованная группа специалистов ДОУ, куда входят:

  • завуч по учебно-воспитательной работе детского сада;
  • воспитатели всех групп;
  • психолог;
  • логопед.

Групповое фото детей с воспитателями

Мониторинг организуется специалистами из разных областей взаимодействия с малышами

Семь принципов составления мониторинга

При организации мониторинга педагоги руководствуются семью принципами составления анализа.

  1. Полученная информация должна отражать реальное положение вещей. Поэтому, например, при прохождении тестов нельзя малышам подсказывать, участие педагога ограничивается только объяснением задания.
  2. Сравнивать данные можно только индивидуально по каждому объекту в рамках одного и того же аспекта анализа. Например, уровень познавательного развития у Вани К. в средней и старшей группах, а не в сравнении с результатами Маши А. в этих областях.
  3. Средства мониторинга должны соответствовать его целям и задачам. Например, в список заданий для мониторинга физического развития не нужно включать задачи на логику, а в перечне вопросов для исследования показателей речевого развития не должно быть заданий на создание рисунков.
  4. Расшифровка полученных данных должна давать базу для прогноза будущего состояния объекта изучения. Поэтому для проведения мониторинга следует пользоваться материалами, подготовленными и одобренными специалистами разных направлений работы с детьми (психологами, логопедами и др.).
  5. Сведения, полученные при анализе, должны быть объективными, поэтому проведение мониторинга нужно организовывать в соответствии с возрастом детей.
  6. Все этапы мониторинга должны быть обязательно выполнены.
  7. Методы сбора материалов должны соответствовать целям мониторинга. Так, если цель определение уровня художественно-творческого развития, то обязательным методом является анализ рисунков, поделок и аппликаций.

Дети на полу с большими мячами

Мониторинг позволяет увидеть результаты педагогического взаимодействия с детьми

Классификация видов мониторинга

Существует несколько классификации видов мониторинга, каждый из которых определяет эффективность той или иной стороны организации процесса образования в ДОУ:

  • по охвату образовательных целей — стратегический, тактический, оперативный;
  • по стадии обучения — входной/отборочный, учебный/промежуточный;
  • по времени — ретроспективный, прогностический, текущий;
  • по частоте проведения — одноразовый, периодический, регулярный;
  • по степени охвата группы воспитанников — локальный, выборочный, общий;
  • по форме организации — индивидуальный, групповой, фронтальный;
  • по виду педагогических отношений — социальный, взаимоконтроль, самоанализ;
  • по подборке инструментов для анализа — стандартизированный, нестандартный, матричный.

На практике для составления объективной картины представлений об уровне развития малышей в детском саду применяется четыре вида мониторинга:

  • ежедневный (текущий), который проводится педагогом каждый день и позволяет оценить достижения малышей или выявить недостатки в освоении ими образовательного материала;
  • интервальный (промежуточный), позволяющий оценить текущий (!) уровень развития по образовательным областям на каждом возрастном этапе (организуется каждый год в мае);
  • итоговый, определяющий итоговую (!) оценку уровня развития по учебно-воспитательным направлениям и выявления начальной готовности малыша к следующему этапу образования (например, к обучению в школе для старшей и подготовительной групп);
  • самоанализ (вид мониторинга для повышения уровня педмастерства).

Наиболее полную картину уровня качества образовательного процесса даёт итоговый мониторинг.

Это интересно. Исследование уровня развития детей старшей группы (5–6 лет) следует проводить в октябре и мае текущего года, а также в октябре и марте того года, который предшествует поступлению в первый класс.

Девочка пишет в тетради

Итоговый мониторинг позволяет увидеть целостную картину динамики развития ребёнка

Два уровня подготовки мониторинга

Оценка психолого-педагогического уровня организации мониторинга предполагает две ступени его проведения:

  • наблюдение педагогом за детьми (эта ступень считается низкоформализованной, в некоторой степени субъективной);
  • организация специальной диагностики (тестов, подготовки проектов и пр.), которую осуществляет узкий специалист.

Методы сбора информации для мониторинга

Для любого вида мониторинга педагог подбирает те методы его организации, которые помогут получить наиболее полную информацию:

Как фиксировать результат

Для записи результатов мониторинга применяют:

  • тетрадь индивидуальных встреч, куда фиксируются тезисы бесед с родителями, а также ситуативных разговоров с малышами по отдельности и в группе;
  • карту здоровья (отчёты по результатам осмотров, проведению прививок, а также фиксации физических показателей, таких, как вес, рост);
  • карту диагностики (аналитическую карту), то есть список заданий для мониторинга по образовательным областям, а также описание системы оценивания;
  • карту готовности ребёнка к школе (также сборник тестов, но опирающийся на задания для выявления познавательной, физической и эмоциональной зрелости для начала обучения в школе).

Дети сидят в палатке в виде автобуса

Игры явлюятся инструментом порведения мониторинга

Как проводить мониторинг в ДОУ

Согласно требованиям к проведению мониторинга, его содержание должно соответствовать целям и задачам исследования, то есть конкретизироваться в зависимости от рассматриваемого аспекта образовательного процесса (например, изучение уровня знаний или определение уровня сформированности самостоятельности). Однако при этом алгоритм организации мониторинга будет единым.

Читайте также: