Методы и средства анализа психолого педагогического мониторинга в доу
Обновлено: 02.07.2024
1 Организация психолого – педагогического мониторинга в ДОУ К.Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО Сентябрь 2012 г.
3 Организация психолого – педагогического мониторинга в ДОУ Мониторинг – это современный метод контроля эффективности образовательного процесса. Мониторинг требует специальной организации: 1 -разработки программы мониторинга; 2 –разработки плана проведения мониторинга; 3 –утверждение рабочей и отчетной документации; 4 –обучение участников мониторинга.
4 Организация психолого – педагогического мониторинга в ДОУ В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ним, бесед, экспертных оценок, критериально- ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.
7 Разработка плана мониторинга План мониторинга составляется по каждой возрастной группе детей соответственно разделам и подразделам программы мониторинга. В нем указываются основные контрольно-аналитические мероприятия, их сроки, фамилии и должности ответственных лиц и отметка о выполнении.
9 Организация психолого – педагогического мониторинга в ДОУ В плане можно выделить 3 этапа мониторинга: исходный (сентябрь), промежуточный (январь), на конец года (май). Данные конца учебного года являются в следующем возрастном периоде (на начало учебного года) исходными. Получение исходных данных это констатация наличного уровня развития. Периодичность мониторинговых исследований в младшей группе 3 раза в год. В остальных группах – 2 раза.
10 Рабочая и отчетная документация мониторинга К рабочей документации относятся: -индивидуальные карты освоения образовательной программы воспитанниками; -индивидуальные карты развития интегративных качеств воспитанников; -разнообразный вспомогательный материал для проведения мониторинга
11 Рабочая и отчетная документация мониторинга К отчетной документации относятся обобщенные протоколы (таблицы) мониторинга. Они разделяются на два вида: для воспитателя и для руководителя.
12 Организация психолого – педагогического мониторинга в ДОУ Организация мониторинга образовательного процесса и развития воспитанников требует от руководителя определенных организационно- управленческих действий, от которых зависит не только качество мониторинга, но, прежде всего, повышение уровня профессионального мастерства педагогического коллектива и соответственно уровня его деятельности.
13 Организация психолого – педагогического мониторинга в ДОУ Профессионально организованный мониторинг способен дать ответы на вопросы: Что привело к таким результатам? Какие методы педагогического воздействия сказались положительно (отрицательно) на развитии детей и приобретении ими необходимых знаний, умений, навыков? Какие условия способствовали (не способствовали) положительной динамике развития воспитанников? Какие стороны педагогической деятельности нуждаются в немедленной коррекции? Каков уровень компетентности педагогов в данном виде педагогической деятельности?
14 Организация психолого – педагогического мониторинга в ДОУ Технология мониторинга базируется на разработанных программе и плане. Она требует определенной последовательности действий и тщательной подготовки рабочей и отчетной документации, вспомогательного оборудования и обучения педагогического персонала.
Проблема методологического обеспечения организации процесса оптимизации оздоровительной деятельности дошкольных учреждений и управления им является в настоящее время очень актуальной.
Анализ состояния управления дошкольными учреждениями показывает развитие двух тенденций: тенденции реставрации (возврат к прежнему состоянию) и перманентной неустойчивости, когда старая модель уже не срабатывает, а новая еще не определилась. Обе эти тенденции приводят к ухудшению качества работы, неприятию нового, занятию коллективом выжидательной позиции, что еще более усиливает процессы нестабильности.
Одним из важных организационных условий оптимизации процесса управления развитием образовательного комплекса (конкретного учреждения) является создание и поддержка в нем самоорганизационных сил. Этому способствуют адекватность оценки коллективами собственной деятельности и своевременность ее коррекции в нужном направлении.
Качественная оценка эффективности образовательной деятельности невозможна без учета степени влияния педагогических воздействий на состояние здоровья и развитие ребенка. Каждый педагог должен иметь полное представление о характере собственной деятельности, о том, какими знаниями и навыками он должен владеть, чтобы обеспечить управляемое позитивное развитие ребенка и сохранить его здоровье. Решение этих проблем тесно связано с отслеживанием результатов образовательной деятельности с целью предотвращения ее возможного неблагоприятного воздействия на здоровье и развитие детей. Эта задача может быть успешно решена при осуществлении психолого-педагогического мониторинга.
Психолого-педагогический мониторинг как научное понятие
Основные условия реализации психолого-педагогического мониторинга в образовательном учреждении
Характеристика этапов развития дошкольного образовательного учреждения
Руководящий коллектив и его роль в развитии образовательного учреждения
Развитие творческого пространства как психологического состояния педагогического коллектива
Характеристика психолого-педагогического мониторинга как метода контроля
Диагностические задания для определения психологической готовности ребенка к школе:
17. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Федеральные государственные требования предъявляют к системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы следующие требования:
- система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы,
- мониторинг проводится с оценкой динамики достижений детей,
-обязательное требование - включение описания объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
При реализации этих требований, в сферу компетентности педагога-психолога попадают следующие направления мониторинга: физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.
Основные используемые методы:
- наблюдение за ребенком,
В построение системы мониторинга заложено сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка) и высоко формализованных (тестов, проб) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения Программы и уровня развития интегративных качеств детей осуществляется 2 раза в год с использованием диагностики результатов, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.
В мониторинге предусмотрено использование методов, позволяющих получить объем информации в оптимальные сроки.
В системе мониторинга ДОУ предусмотрено участие педагога-психолога в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку и личностных результатов.
18. ЗОНА КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
В ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ОБСЛЕДОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
· Психологическую диагностику познавательных процессов детей.
· Психологическую диагностику личностных качеств.
· Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.
Профессиональная компетентность педагога-психолога при проведении мониторинга в ДОУ распространяется на следующиепараметры диагностирования дошкольников:
Младший возраст (3-4 года):
• развитие пространственных представлений;
• рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать карандаш );
• поведение (взаимоотношения с взрослыми и сверстниками).
Средний возраст (4-5 лет):
• слуховое восприятие (различение неречевых шумов);
• зрительное восприятие (узнавание черно-белых изображений);
• пространственные представления (конструирование, употребление простых предлогов);
• связная речь (умение выразить свою мысль);
•анализ продуктивной деятельности — рисунок, лепка, аппликация, словотворчество;
• игра — уровень игры, преобладающий вид общения;
• социальные навыки — общение с взрослыми и сверстниками.
Старший возраст (5-6 лет):
• общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные движения;
• развитие графической деятельности;
• анализ продуктов деятельности;
Подготовительная к школе группа (6-7 лет):
• рядограммы (последовательность времен года, дней недели);
• звуковой анализ слов;
• умение определять состав числа;
• выделение 4-го лишнего, простые аналогии;
• составление сюжетного рассказа по серии картин;
• понимание логико-грамматических конструкций;
• установление причинно-следственных связей;
• ориентировка на листе бумаги.
19. КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
· психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса на разных возрастных этапах;
· обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития воспитанников при реализации основной общеобразовательной программы;
· достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;
· сформированность у воспитанников ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни при определении итоговых результатов;
· обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения образовательного процесса;
· функционирование системы мониторингов возможностей и способностей воспитанников, выявления и поддержки одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями;
· сформированность коммуникативных навыков воспитанников;
· вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОДИАГНОСТИКА
Диагностика детско-родительских отношений:
Проективная диагностика с использованием цветовой гаммы;
Диагностические задания для определения психологической готовности ребенка к школе:
17. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Федеральные государственные требования предъявляют к системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы следующие требования:
- система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы,
- мониторинг проводится с оценкой динамики достижений детей,
-обязательное требование - включение описания объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
При реализации этих требований, в сферу компетентности педагога-психолога попадают следующие направления мониторинга: физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.
Основные используемые методы:
- наблюдение за ребенком,
В построение системы мониторинга заложено сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка) и высоко формализованных (тестов, проб) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения Программы и уровня развития интегративных качеств детей осуществляется 2 раза в год с использованием диагностики результатов, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.
В мониторинге предусмотрено использование методов, позволяющих получить объем информации в оптимальные сроки.
В системе мониторинга ДОУ предусмотрено участие педагога-психолога в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку и личностных результатов.
18. ЗОНА КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
В ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ОБСЛЕДОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
· Психологическую диагностику познавательных процессов детей.
· Психологическую диагностику личностных качеств.
· Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.
Профессиональная компетентность педагога-психолога при проведении мониторинга в ДОУ распространяется на следующиепараметры диагностирования дошкольников:
Младший возраст (3-4 года):
• развитие пространственных представлений;
• рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать карандаш );
• поведение (взаимоотношения с взрослыми и сверстниками).
Средний возраст (4-5 лет):
• слуховое восприятие (различение неречевых шумов);
• зрительное восприятие (узнавание черно-белых изображений);
• пространственные представления (конструирование, употребление простых предлогов);
• связная речь (умение выразить свою мысль);
•анализ продуктивной деятельности — рисунок, лепка, аппликация, словотворчество;
• игра — уровень игры, преобладающий вид общения;
• социальные навыки — общение с взрослыми и сверстниками.
Старший возраст (5-6 лет):
• общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные движения;
• развитие графической деятельности;
• анализ продуктов деятельности;
Подготовительная к школе группа (6-7 лет):
• рядограммы (последовательность времен года, дней недели);
• звуковой анализ слов;
• умение определять состав числа;
• выделение 4-го лишнего, простые аналогии;
• составление сюжетного рассказа по серии картин;
• понимание логико-грамматических конструкций;
• установление причинно-следственных связей;
• ориентировка на листе бумаги.
19. КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
· психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса на разных возрастных этапах;
· обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития воспитанников при реализации основной общеобразовательной программы;
· достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;
· сформированность у воспитанников ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни при определении итоговых результатов;
· обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения образовательного процесса;
· функционирование системы мониторингов возможностей и способностей воспитанников, выявления и поддержки одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями;
· сформированность коммуникативных навыков воспитанников;
· вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОДИАГНОСТИКА
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Работа с детьми требует постоянного совершенствования для выстраивания чёткой, логичной и действенной системы взаимодействия. И для этого не обойтись без мониторинга образовательной деятельности, исследующего уровень эффективности используемых методов и приёмов работы с малышами. В связи с этим педагогу важно знать все теоретические основы анализа учебно-воспитательного процесса и нюансы его осуществления на практике.
Мониторинг: что это и для чего?
В методической литературе довольно часто понятия мониторинг и диагностика отождествляются. По большому счёту, эти очень близкие термины, но для разговора о сути одного из них всё же важно разграничить, что есть что.
Это интересно. Педагогическая система включает в себя деятельность педагогов, детей, методику, средства и приёмы осуществления рабочей программы.
Мониторинг — это своего рода отчёт о результатах проделанной методической работе педагога
Педагогическая диагностика — практика оценивания уровня знаний, показателей сформированности умений и навыков у воспитанников по разным направлениям образовательной деятельности (речевое, познавательное, физическое, социально-коммуникативное и художественно-творческое развитие).
Цели и задачи организации мониторинга
Миссия мониторинга в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) определена Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) на основании нормативных документов, определяющих стратегию работы государственной педагогической системы, и заключается в:
Методы и приёмы в работе подбираются под возраст малышей и уровень развития интегративных качеств у них
Задачами мониторинга по ФГОС является:
- выявление комплекса показателей для обеспечения цельного представления об объекте (о ребёнке) относительно качественных изменений;
- составление алгоритма сбора, анализа и хранения информации;
- обобщение материалов, полученных для анализа состояния и развития детей;
- обеспечение проведения анализа для составления прогноза относительно индивидуального развития детей;
- мотивация на повышение профессионального уровня педкадров (успехи и неудачи малышей в работе над программой по разным направлениям учебно-воспитательного процесса на 70% зависят от методической грамотности педагога в изложении программного материала).
Объекты и субъекты педмониторинга
Объектом осуществления мониторинга, то есть тем, кто подвергается анализу, являются дети. К мониторинговым субъектам, то есть тем, кто участвует в организации анализа и влияет на его результаты, относятся:
- воспитатели;
- узкие специалисты ДОУ (логопед, психолог, муз руководитель, хореограф, инструктор по физвоспитанию);
- семьи воспитанников.
Кто проводит мониторинг
Анализ психолого-педагогической деятельности проводит специально организованная группа специалистов ДОУ, куда входят:
- завуч по учебно-воспитательной работе детского сада;
- воспитатели всех групп;
- психолог;
- логопед.
Мониторинг организуется специалистами из разных областей взаимодействия с малышами
Семь принципов составления мониторинга
При организации мониторинга педагоги руководствуются семью принципами составления анализа.
- Полученная информация должна отражать реальное положение вещей. Поэтому, например, при прохождении тестов нельзя малышам подсказывать, участие педагога ограничивается только объяснением задания.
- Сравнивать данные можно только индивидуально по каждому объекту в рамках одного и того же аспекта анализа. Например, уровень познавательного развития у Вани К. в средней и старшей группах, а не в сравнении с результатами Маши А. в этих областях.
- Средства мониторинга должны соответствовать его целям и задачам. Например, в список заданий для мониторинга физического развития не нужно включать задачи на логику, а в перечне вопросов для исследования показателей речевого развития не должно быть заданий на создание рисунков.
- Расшифровка полученных данных должна давать базу для прогноза будущего состояния объекта изучения. Поэтому для проведения мониторинга следует пользоваться материалами, подготовленными и одобренными специалистами разных направлений работы с детьми (психологами, логопедами и др.).
- Сведения, полученные при анализе, должны быть объективными, поэтому проведение мониторинга нужно организовывать в соответствии с возрастом детей.
- Все этапы мониторинга должны быть обязательно выполнены.
- Методы сбора материалов должны соответствовать целям мониторинга. Так, если цель определение уровня художественно-творческого развития, то обязательным методом является анализ рисунков, поделок и аппликаций.
Мониторинг позволяет увидеть результаты педагогического взаимодействия с детьми
Классификация видов мониторинга
Существует несколько классификации видов мониторинга, каждый из которых определяет эффективность той или иной стороны организации процесса образования в ДОУ:
- по охвату образовательных целей — стратегический, тактический, оперативный;
- по стадии обучения — входной/отборочный, учебный/промежуточный;
- по времени — ретроспективный, прогностический, текущий;
- по частоте проведения — одноразовый, периодический, регулярный;
- по степени охвата группы воспитанников — локальный, выборочный, общий;
- по форме организации — индивидуальный, групповой, фронтальный;
- по виду педагогических отношений — социальный, взаимоконтроль, самоанализ;
- по подборке инструментов для анализа — стандартизированный, нестандартный, матричный.
На практике для составления объективной картины представлений об уровне развития малышей в детском саду применяется четыре вида мониторинга:
- ежедневный (текущий), который проводится педагогом каждый день и позволяет оценить достижения малышей или выявить недостатки в освоении ими образовательного материала;
- интервальный (промежуточный), позволяющий оценить текущий (!) уровень развития по образовательным областям на каждом возрастном этапе (организуется каждый год в мае);
- итоговый, определяющий итоговую (!) оценку уровня развития по учебно-воспитательным направлениям и выявления начальной готовности малыша к следующему этапу образования (например, к обучению в школе для старшей и подготовительной групп);
- самоанализ (вид мониторинга для повышения уровня педмастерства).
Наиболее полную картину уровня качества образовательного процесса даёт итоговый мониторинг.
Это интересно. Исследование уровня развития детей старшей группы (5–6 лет) следует проводить в октябре и мае текущего года, а также в октябре и марте того года, который предшествует поступлению в первый класс.
Итоговый мониторинг позволяет увидеть целостную картину динамики развития ребёнка
Два уровня подготовки мониторинга
Оценка психолого-педагогического уровня организации мониторинга предполагает две ступени его проведения:
- наблюдение педагогом за детьми (эта ступень считается низкоформализованной, в некоторой степени субъективной);
- организация специальной диагностики (тестов, подготовки проектов и пр.), которую осуществляет узкий специалист.
Методы сбора информации для мониторинга
Для любого вида мониторинга педагог подбирает те методы его организации, которые помогут получить наиболее полную информацию:
Как фиксировать результат
Для записи результатов мониторинга применяют:
- тетрадь индивидуальных встреч, куда фиксируются тезисы бесед с родителями, а также ситуативных разговоров с малышами по отдельности и в группе;
- карту здоровья (отчёты по результатам осмотров, проведению прививок, а также фиксации физических показателей, таких, как вес, рост);
- карту диагностики (аналитическую карту), то есть список заданий для мониторинга по образовательным областям, а также описание системы оценивания;
- карту готовности ребёнка к школе (также сборник тестов, но опирающийся на задания для выявления познавательной, физической и эмоциональной зрелости для начала обучения в школе).
Игры явлюятся инструментом порведения мониторинга
Как проводить мониторинг в ДОУ
Согласно требованиям к проведению мониторинга, его содержание должно соответствовать целям и задачам исследования, то есть конкретизироваться в зависимости от рассматриваемого аспекта образовательного процесса (например, изучение уровня знаний или определение уровня сформированности самостоятельности). Однако при этом алгоритм организации мониторинга будет единым.
Читайте также: