Методологические основы педагогической психологии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Деятельностный подход — Деятельность – система процессов, посредством которых реализуется жизненное отношение к миру (Леонтьев); Человеческая личность не только проявляется, но и формируется в деятельности (Рубинштейн); в п.п. суть принципа деятельностного подхода раскрывается в том, что учебная деятельность рассматривается как целостная система, где в единстве представлены все психические функции; учение рассматривается как реальный процесс взаимодействия человека с миром, проходит это через решение задач, и в итоге человек становится субъектом мира; деятельностный подход предполагает рассматривать учение, как деятельность, состоящую из действий объединенных единым мотивом и направленных на достижение единой цели; целью учебной деятельности является усвоение опыта предыдущих поколений; в результате, учебная деятельности приводит к удовлетворению познавательной потребности субъекта учения, и учение приводит к изменению самого субъекта, что и является конечной целью учения; т.о. образом деятельность учения является объектом исследования педагогической психологии;

Принцип единства – деятельность и сознание это органическое целое, причем не тождество, а единство; т.к. сознание как бы просвечивает через деятельность, и сознание проявляется в деятельности; Леонтьев показал зависимость внутренней психической деятельности от внешней, т.о. это позволяет понимать преобразование внешней деятельности во внутреннюю, отсюда открывается возможность управления процессом развития психики, и становление новых психических образований в процессе развития, возникает возможность моделировать внешний план действия. который нужно перевести во внутреннюю психическую деятельность. Т.о. обучение, деятельность и сознание это некий единый процесс; через обучение навыки переводятся во внутренний план и меняют природу человеческой психики;

Психическая деятельность человека. Учение иИ.П.Павлова

. фактором в формировании человека и его сознания. В трудовой деятельности возникли речь и язык. Теоретические исследования . в нашей стране опираются на данные учения о высшей нервной деятельности, психиатрической клиники, психологии, юридической науки и . явления психической деятельности. Психика человека не является неизменным качеством. Она совершенствуется в процессе развития, присущего живой .

Принцип социальной природы психической деятельности человека – изначально его разрабатывал Леонтьев; социальная природа психики присваивается через общение, учение ведет за собой развитие; т.о. психическая деятельность детерминирована социокультурной средой; значимым являются общественные отношения, эти отношения переносятся во внутренний план личности и становятся как бы функцией личности, выражается это системой знаний, эти знания не передаются по наследству, они могут быть усвоены человеком только в процессе обучения; для того чтобы этот опыт присвоить, ребенок должен быть активным в процессе учения; основным звеном является усвоение; через усвоение проявляется взаимодействие человека с миром, человек усваивает и проявляет эти знания через взаимодействие с внешним миром; принцип социальной природа психики человека направлен на коррекцию и формирование нравственных качеств человека, на формирование и коррекцию познавательной активности; природные данные это необходимые условия психического развития; т.к. природные данные могут быть разными, то можно говорить об индивидуальных различиях, однако успехи у людей с различными индивидуальными особенностями могут быть равными;

Стиль учебной деятельности – устойчивая система приемов, которая позволяет достичь продуктивности деятельности, даже при неблагоприятных природных данный. Следовательно, становится актуальным вопрос о типе обучения, о том, как учить, было замечено, что изменение типа учения приводит к изменению кода психического развития; отсюда стали развиваться такие направления в педагогике – тифло, сурдо, олигофренопедагогика; т.о. подбор специального типа обучения, методов, принципов, приводит к тому, что дети тоже показывают положительные результаты; индивидуальный подход к ребенку позволяет уровнять детей, независимо от их природных данных;

Примеры похожих учебных работ

Восстановление сознания и психической деятельности после травмы мозга: междисциплинарный .

. нейропротекции и нейрореабилитации при повреждениях головного мозга. В конечном итоге, восстановление психической деятельности есть восстановление личности пострадавших – главной цели наших лечебных усилий. Современный комплекс нейровизуализации .

Физическое развитие в младенчестве. Врожденные формы психики и поведения. Двигательная .

. развитии ребенка, которые обогащают содержание детского сознания и помогают в развитии двигательных структур. 1.ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ В первый год жизни ребенка происходит становление эмоциональных контактов с окружающими людьми, .

История психологии как смена категорий: душа, сознание, поведение, психика

. человека. В этом вечном поиске научно-психологическая мысль очерчивала грани своего предмета. 1. История психологии как смена категорий: душа, сознание, поведение, психика 1.1. Учения . которые получили дальнейшее развитие в последующие века, .

Учебная деятельность и интеллектуальное развитие подростков

. деятельности и интеллектуального развития подростков .1 Учебная деятельность в подростковом возрасте Смена деятельности, развитие общения ) по отношению к учению . человека, формируются новые критерии оценки деятельности . психики .

Влияние различных видов деятельности на психическое развитие детей дошкольного возраста.

Развитие системного подхода в изучении познавательных процессов

. поведения и деятельности традиционно связан с именами П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, Н.А. Бернштейна и др. Применение в прикладных исследованиях принципов системного подхода на современном этапе развития научной .

Читайте также: