Методике обучения географии в коррекционной школе посвятили свои исследования такие дефектологи как

Обновлено: 04.07.2024

Статья посвящена особенностям работы с детьми с ОВЗ на уроках георгафии.

ВложениеРазмер
osobennosti_prepodavaniya_geografii_detyam_ispravlennyy.doc 73 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Особенности преподавания географии детям с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной школе 8 вида.

Коррекционно-развивающее обучение сегодня является приоритетным направлением современной образовательной практики. Практика показывает, что уже на этапе поступления в школу, дети характеризуются низким уровнем школьной зрелости, испытывают трудности в учении и освоении социальной роли ученика, имеют повышенный риск школьной дезадаптации. К данной категории следует отнести детей с пониженной обучаемостью и работоспособностью, психической и физической ослабленностью и детей с психосоциальной запущенностью. Определение таких детей в специальные коррекционные классы позволяет оказывать им необходимую психологическую и педагогическую помощь. Обучение таких детей немыслимо без квалифицированной коррекционно-развивающей работы, основанной на результатах комплексной диагностики и новых, научно-обоснованных методов и форм деятельности.

При работе в коррекционных классах учитель обязан владеть разнообразными методами и приемами, которые позволяют проводить работу по коррекции памяти, внимания, мышления, способствовать развитию речи. Технологий работы с детьми с ОВЗ много, но все они ориентированы на применение специальных приемов с позиции полного усвоения учебного материала. Учитывая, что учащиеся классов коррекции отличаются низкой учебной мотивацией и пониженной познавательной активностью, немаловажную роль играет создание ситуации успеха на уроке, а также подбор таких заданий, которые воспринимаются учащимися как игра, ребята почти всегда выполняют их с удовольствием, так как они позволяют поддерживать интерес к изучаемому в течение всего урока. Важно знать, что в таких классах материал должен усложняться постепенно, подаваться небольшими дозами. Сначала даются простые задания. Обязательно частое переключение с одного вида деятельности на другой. Особую значимость в работе с такими детьми имеет практическая направленность учебного материала и опора на жизненный опыт ребенка, многократное поэтапное повторение. Также очень важно использовать задания с опорой на образец.

Построение конкретной технологии коррекционно-развивающего обучения- сложная проблема. Но все же, какую бы технологию вы не выбрали для работы в классах коррекции, в конечном итоге она должна быть нацелена на организацию самостоятельной деятельности учащихся.

При составлении программы по географии учитывалось важное требование дидактики - постепенный переход от знакомого к менее знакомому, от более простого к более сложному. Курс географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида построен так:

от изучения наиболее близкой и конкретной для учащихся географии своей местности, они переходят к изучению своей страны, затем к обзору зарубежных стран по частям света, далее - к более углубленному изучению Родины и своего района или области. Такое построение курса способствует более углубленному изучению знаний природы своей страны.

Программа по географии предполагает реализацию принципа единства теории и практики в обучении. В ней определен не только круг знаний, который должен быть усвоен учениками, но и предусмотрены конкретные умения и навыки, связанные с применением знаний на практике, а также перечень умений и навыков. Кроме того, программой предусмотрено формирование практических навыков, которые связаны с подготовкой учащихся к трудовой деятельности, к самостоятельной жизни, например ориентирование на местности, определение температуры воздуха, составление плана местности.

Программа по географии построена с учетом межпредметных связей и преемственности в обучении.

Программа по географии для специальной (коррекционной) школы VIII вида, отличается от программы для учащихся массовой школы. Объем знаний для умственно отсталых школьников предусмотрен с учетом возможностей усвоения этими детьми учебного материала. Так, учащимся V и VI классов специальной (коррекционной) школы VIII вида основные географические темы даются в объеме, который определен для учащихся III и IV классов массовой школы. В то же время ученикам VII и VIII классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, с учетом их возраста и общей подготовки даются некоторые темы из курсов массовой школы (география материков, обзор по частям света, обзор РФ и государств ближнего зарубежья). Однако эти темы коренным образом отличаются по количеству и сложности содержащихся в них понятий, географических названий и по глубине раскрытия причинно-следственных взаимосвязей.

Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.

Данная программа - основа, с помощью которой можно создать индивидуальную учебную программу по географии, отражающую особенности конкретной школы и одновременно обеспечивающую необходимый общеобразовательный географический минимум знаний.

Преподавание географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида, так же как и в массовой, решает общие учебно-воспитательные и специфические коррекционно-развивающие задачи, обусловленные особенностями развития детей с нарушением в развитии.

Рассмотрим задачи, стоящие перед учителем.

Первая- раскрытие образовательных, коррекционных и воспитательных целей школьной географии, а также совершенствование содержания обучения.

Учитель специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроке географии должен в доступной форме довести до сознания учащихся учебный материал на основе современных научных данных, используя все необходимые и дополнительные сведения, а также новые формы и методы обучения, способствующие более сознательному усвоению всего материала

Вторая задача заключается в организации учебного процесса, в выявлении оптимальных условий для применения методов и приемов преподавания, в разработке учебного оборудования и рационального его использования в обучении, в определении форм и методов внеклассной работы.

Третья задача - коррекция недостатков познавательной деятельности в процессе обучения детей с нарушением интеллекта. В результате изучения географии у учащихся развиваются умственные способности. Исследования отечественных психологов «показали, что для детей с нарушением интеллекта характерно недостаточное развитие психики в целом, которое влияет на все виды их деятельности, а также на личность. У этих учащихся наблюдается неустойчивое внимание, сужение его объема, замедленное протекание процессов восприятия и узнавания.

Мыслительная деятельность детей-олигофренов не достигает тех уровней развития процессов обобщения и конкретизации, которые характерны для школьников с нормальным интеллектом.

Воздействие на развитие мыслительной деятельности школьников с нарушением интеллекта происходит опосредованными путями и требует неустанного участия педагога и специальной разработки системы дидактических приемов, облегчающих детям конкретизацию знаний применительно к широкому кругу их повседневных жизненных наблюдений. Так как развитие мыслительных процессов у умственно отсталых детей имеет определенные возможности, задача учителя географии состоит в том, чтобы создать необходимые условия, подобрать методы и приемы, способствующие преодолению возникающих трудностей у учеников в процессе изучения географии.

При обучении детей с нарушениями интеллекта географии необходимо помнить, что у этих детей отсутствует пространственное воображение. Поэтому одной из важных задач учителя географии является систематическая работа с учениками по формированию у них пространственных представлений и навыков. Эту работу следует проводить с детьми на всех годах обучения.

Работа с учебником .

Чтение учениками статьи в учебнике чаще всего провожу после проверки домашней работы, вводной беседы и своего рассказа. Навык и умение учеников находить в статье новое, ещё не знакомое, сравнить с тем, что уже известно, получается только к старшим классам.

Первоначальное чтение деловой статьи, если она сложная, иное, чем в массовой школе. Там учебник географии предназначается в основном для самостоятельной работы. В школе 8 вида он не входит в самостоятельную работу. Учащиеся с недостатками в развитии обязательно читают статью целиком. А затем выборочно с показом на карте, картинах, описываемых явлений или объектах. В классное чтение включаются все ученики.

Менее сложные тексты можно читать про себя, но при этом необходимо делать записи в тетрадях.

Так постепенно накапливаются знания о географической номенклатуре.

Работа по карте.

Одним из основных средств обучения на уроках географии является карта. Она является источником географических знаний. Если из учебника мы черпаем словесное описание, то карта – это источник географических описаний.
Постепенно школьники учатся читать карту. А читая карту, можно увидеть местность. Ребята неплохо запоминают цвета физической карты. Понимают, какая поверхность обозначена на карте зелёным, коричневым, жёлтым цветом. Условные знаки столиц, городов, государственных границ не вызывают затруднений.

Упражняя в чтении карты по условным цветам, использую глобус, который наглядно показывает модель земного шара.

Пользуясь картой, можно сравнить величину государств, протяжённость границ. По карте ребята показывают путь знаменитых путешественников, узнают места их остановок, называют моря, океаны, проливы, острова.

Закреплению условных знаков помогают заочные путешествия. Учащиеся любят такие задания. Рассказывают, по какой местности они поедут до Москвы, как доберутся до каких-то известных им городов и населённых пунктов, откуда они приехали.

И всё - таки формирование познавательной деятельности движется вперёд. Прежде чем ребята знакомятся с основными направлениями сторон горизонта на карте, они учатся определять их на глобусе. Задания такого типа: покажите и назовите моря или океаны обычно затруднений не вызывает. Они сразу начинают искать синий цвет на карте. Но такое задание, например, показать северный берег Чёрного моря или определить, в каком направлении от Москвы расположен Санкт – Петербург вызывают у учащихся нашей школы значительные затруднения. При проверке географической номенклатуры с такими заданиями, как показать на карте, какой – либо географический объект или определить географическое положение объекта, не все, но справляются.

При изучении природных зон дети много узнают о причинно – следственной зависимости географического характера. Карта помогает объяснить:

• почему в лесной зоне растут деревья;

• почему в тундре главное занятие - оленеводство;

• почему в тундре долгая и холодная зима.

Учащиеся упражняются по карте в нахождении островов и полуостровов, рек и озёр, гор и плоскогорий, возвышенностей и низменностей.
Таким образом, работая с картой, активизируем познавательную деятельность учащихся, корригируем внимание, мышление, воображение.

Работа в тетрадях.

Ведение тетрадей по природоведению и географии считаю обязательным, так как это имеет большое значение для закрепления полученных знаний. Тетрадь приучает учеников к систематическому труду, воспитывает самостоятельность и самоконтроль.

Что мы делаем в тетрадях?

• Делаем зарисовки предметов и явлений, которые учат отчётливо представлять, внимательно всматриваться, наблюдать. Свободного рисования не допускается.

Затем ученики, пользуясь рисунком, рассказывают, что они нарисовали.

• Делаем краткие записи, выводы, новые слова. Это формирует понимание основного материала.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.


Особенности преподавания географии детям с нарушениями интеллекта условиях коррекционной школы.

Коррекционно-развивающее обучение сегодня является приоритетным направлением современной образовательной практики. Практика показывает, что уже на этапе поступления в школу, дети характеризуются низким уровнем школьной зрелости, испытывают трудности в учении и освоении социальной роли ученика, имеют повышенный риск школьной дезадаптации. К данной категории следует отнести детей с пониженной обучаемостью и работоспособностью, психической и физической ослабленностью и детей с психосоциальной запущенностью. Определение таких детей в специальные коррекционные классы позволяет оказывать им необходимую психологическую и педагогическую помощь. Обучение таких детей немыслимо без квалифицированной коррекционно-развивающей работы, основанной на результатах комплексной диагностики и новых, научно-обоснованных методов и форм деятельности.

При работе в коррекционных классах учитель обязан владеть разнообразными методами и приемами, которые позволяют проводить работу по коррекции памяти, внимания, мышления, способствовать развитию речи. Технологий работы с детьми с ОВЗ много, но все они ориентированы на применение специальных приемов с позиции полного усвоения учебного материала. Учитывая, что учащиеся классов коррекции отличаются низкой учебной мотивацией и пониженной познавательной активностью, немаловажную роль играет создание ситуации успеха на уроке, а также подбор таких заданий, которые воспринимаются учащимися как игра, ребята почти всегда выполняют их с удовольствием, так как они позволяют поддерживать интерес к изучаемому в течение всего урока. Важно знать, что в таких классах материал должен усложняться постепенно, подаваться небольшими дозами. Сначала даются простые задания. Обязательно частое переключение с одного вида деятельности на другой. Особую значимость в работе с такими детьми имеет практическая направленность учебного материала и опора на жизненный опыт ребенка, многократное поэтапное повторение. Также очень важно использовать задания с опорой на образец.

Построение конкретной технологии коррекционно-развивающего обучения- сложная проблема. Но все же, какую бы технологию вы не выбрали для работы в классах коррекции, в конечном итоге она должна быть нацелена на организацию самостоятельной деятельности учащихся.

При составлении программы по географии учитывалось важное требование дидактики - постепенный переход от знакомого к менее знакомому, от более простого к более сложному. Курс географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида построен так:

от изучения наиболее близкой и конкретной для учащихся географии своей местности, они переходят к изучению своей страны, затем к обзору зарубежных стран по частям света, далее - к более углубленному изучению Родины и своего района или области. Такое построение курса способствует более углубленному изучению знаний природы своей страны.

Программа по географии предполагает реализацию принципа единства теории и практики в обучении. В ней определен не только круг знаний, который должен быть усвоен учениками, но и предусмотрены конкретные умения и навыки, связанные с применением знаний на практике, а также перечень умений и навыков. Кроме того, программой предусмотрено формирование практических навыков, которые связаны с подготовкой учащихся к трудовой деятельности, к самостоятельной жизни, например ориентирование на местности, определение температуры воздуха, составление плана местности.

Программа по географии построена с учетом межпредметных связей и преемственности в обучении.

Программа по географии для специальной (коррекционной) школы VIII вида, отличается от программы для учащихся массовой школы. Объем знаний для умственно отсталых школьников предусмотрен с учетом возможностей усвоения этими детьми учебного материала. Так, учащимся V и VI классов специальной (коррекционной) школы VIII вида основные географические темы даются в объеме, который определен для учащихся III и IV классов массовой школы. В то же время ученикам VII и VIII классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, с учетом их возраста и общей подготовки даются некоторые темы из курсов массовой школы (география материков, обзор по частям света, обзор РФ и государств ближнего зарубежья). Однако эти темы коренным образом отличаются по количеству и сложности содержащихся в них понятий, географических названий и по глубине раскрытия причинно-следственных взаимосвязей.

Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.

Данная программа - основа, с помощью которой можно создать индивидуальную учебную программу по географии, отражающую особенности конкретной школы и одновременно обеспечивающую необходимый общеобразовательный географический минимум знаний.

Преподавание географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида, так же как и в массовой, решает общие учебно-воспитательные и специфические коррекционно-развивающие задачи, обусловленные особенностями развития детей с нарушением в развитии.

Рассмотрим задачи, стоящие перед учителем.

Первая- раскрытие образовательных, коррекционных и воспитательных целей школьной географии, а также совершенствование содержания обучения.

Учитель специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроке географии должен в доступной форме довести до сознания учащихся учебный материал на основе современных научных данных, используя все необходимые и дополнительные сведения, а также новые формы и методы обучения, способствующие более сознательному усвоению всего материала

Вторая задача заключается в организации учебного процесса, в выявлении оптимальных условий для применения методов и приемов преподавания, в разработке учебного оборудования и рационального его использования в обучении, в определении форм и методов внеклассной работы.

Третья задача - коррекция недостатков познавательной деятельности в процессе обучения детей с нарушением интеллекта. В результате изучения географии у учащихся развиваются умственные способности. Исследования отечественных психологов «показали, что для детей с нарушением интеллекта характерно недостаточное развитие психики в целом, которое влияет на все виды их деятельности, а также на личность. У этих учащихся наблюдается неустойчивое внимание, сужение его объема, замедленное протекание процессов восприятия и узнавания.

Мыслительная деятельность детей-олигофренов не достигает тех уровней развития процессов обобщения и конкретизации, которые характерны для школьников с нормальным интеллектом.

Воздействие на развитие мыслительной деятельности школьников с нарушением интеллекта происходит опосредованными путями и требует неустанного участия педагога и специальной разработки системы дидактических приемов, облегчающих детям конкретизацию знаний применительно к широкому кругу их повседневных жизненных наблюдений. Так как развитие мыслительных процессов у умственно отсталых детей имеет определенные возможности, задача учителя географии состоит в том, чтобы создать необходимые условия, подобрать методы и приемы, способствующие преодолению возникающих трудностей у учеников в процессе изучения географии.

При обучении детей с нарушениями интеллекта географии необходимо помнить, что у этих детей отсутствует пространственное воображение. Поэтому одной из важных задач учителя географии является систематическая работа с учениками по формированию у них пространственных представлений и навыков. Эту работу следует проводить с детьми на всех годах обучения.

Работа с учебником .

Чтение учениками статьи в учебнике чаще всего провожу после проверки домашней работы, вводной беседы и своего рассказа. Навык и умение учеников находить в статье новое, ещё не знакомое, сравнить с тем, что уже известно, получается только к старшим классам.

Первоначальное чтение деловой статьи, если она сложная, иное, чем в массовой школе. Там учебник географии предназначается в основном для самостоятельной работы. В школе 8 вида он не входит в самостоятельную работу. Учащиеся с недостатками в развитии обязательно читают статью целиком. А затем выборочно с показом на карте, картинах, описываемых явлений или объектах. В классное чтение включаются все ученики.

Менее сложные тексты можно читать про себя, но при этом необходимо делать записи в тетрадях.

Так постепенно накапливаются знания о географической номенклатуре.

Работа по карте.

Одним из основных средств обучения на уроках географии является карта. Она является источником географических знаний. Если из учебника мы черпаем словесное описание, то карта – это источник географических описаний.
Постепенно школьники учатся читать карту. А читая карту, можно увидеть местность. Ребята неплохо запоминают цвета физической карты. Понимают, какая поверхность обозначена на карте зелёным, коричневым, жёлтым цветом. Условные знаки столиц, городов, государственных границ не вызывают затруднений.

Упражняя в чтении карты по условным цветам, использую глобус, который наглядно показывает модель земного шара.

Пользуясь картой, можно сравнить величину государств, протяжённость границ. По карте ребята показывают путь знаменитых путешественников, узнают места их остановок, называют моря, океаны, проливы, острова.

Закреплению условных знаков помогают заочные путешествия. Учащиеся любят такие задания. Рассказывают, по какой местности они поедут до Москвы, как доберутся до каких-то известных им городов и населённых пунктов, откуда они приехали.

И всё - таки формирование познавательной деятельности движется вперёд. Прежде чем ребята знакомятся с основными направлениями сторон горизонта на карте, они учатся определять их на глобусе. Задания такого типа: покажите и назовите моря или океаны обычно затруднений не вызывает. Они сразу начинают искать синий цвет на карте. Но такое задание, например, показать северный берег Чёрного моря или определить, в каком направлении от Москвы расположен Санкт – Петербург вызывают у учащихся нашей школы значительные затруднения. При проверке географической номенклатуры с такими заданиями, как показать на карте, какой – либо географический объект или определить географическое положение объекта, не все, но справляются.

При изучении природных зон дети много узнают о причинно – следственной зависимости географического характера. Карта помогает объяснить:

• почему в лесной зоне растут деревья;

• почему в тундре главное занятие - оленеводство;

• почему в тундре долгая и холодная зима.

Учащиеся упражняются по карте в нахождении островов и полуостровов, рек и озёр, гор и плоскогорий, возвышенностей и низменностей.
Таким образом, работая с картой, активизируем познавательную деятельность учащихся, корригируем внимание, мышление, воображение.

Работа в тетрадях.

Ведение тетрадей по природоведению и географии считаю обязательным, так как это имеет большое значение для закрепления полученных знаний. Тетрадь приучает учеников к систематическому труду, воспитывает самостоятельность и самоконтроль.

Что мы делаем в тетрадях?

• Делаем зарисовки предметов и явлений, которые учат отчётливо представлять, внимательно всматриваться, наблюдать. Свободного рисования не допускается.

Затем ученики, пользуясь рисунком, рассказывают, что они нарисовали.

• Делаем краткие записи, выводы, новые слова. Это формирует понимание основного материала.

Природная зона

Тетрадь даёт представление мне об индивидуальных особенностях детей. При проверке тетрадей ясно прослеживаются черты характера детей: неуравновешенность, упрямство, перечёркнутые записи и рисунки у одних, аккуратность и старательно выполненная работа у других.

Словарная работа.

На уроке географии и природоведения словарная работа обязательна. В конце учебников есть большой перечень слов, которые встречаются при прохождении нового материала. В учебнике эти слова обозначены специальным знаком.

Запоминать все слова конечно же нет необходимости, но и без словарных слов в познавательном отношении не обойтись.

Слова прикрепляю на доску. Некоторые из них являются трудными для произношения, поэтому дополнительно вывешиваю с разделением в трудном месте на слоги, например: Ат – лантический. Ант – арктический. Такие слова читаем хором с остановкой после первого слога, потом индивидуально.

Словарные слова вывешиваются на время изучения темы или на повторение соответствующей темы.

Словарная работа по географии и природоведению, как и по письму требуют системы. Каждый год даёт определённую сумму знаний. Приток этих слов не случаен, а соответствует программе. Знакомимся со словами на разных этапах урока, в зависимости от трудности и значения слова, но чаще всего до чтения статьи в учебнике. Также возможна запись слова в тетрадь в ходе чтения.

Использование ТСО и ИКТ .

К демонстрации фильмов я отношусь очень осторожно. При отборе фильма обязательно учитываю особенности психологии детей с недостатками в развитии. Ни в коем случае нельзя включать весь фильм, так некоторые эпизоды не будут поняты учащимися. Показываю только небольшие фрагменты, руководствуюсь учебной программой. Иногда звук не включаю, рассказываю сама, так как словесное сопровождение диктора бывает многословно и непонятно для детей с недостатками в развитии. Учащимся будут более понятны короткие фразы, произносимые синхронно со зрительным материалом.

Многие моменты из фильма ребята запоминают сами без особых комментариев. Но запоминают не главное, а второстепенное, эмоционально – насыщенное.

Во время демонстрации фильма направляю внимание детей на главное, которое необходимо в познавательном отношении. Если говорит диктор, предварительно разъясняю трудные слова, выражения. Иногда даю вопросы на листочке, предупреждая, что на них надо будет ответить после просмотра фильма. При проверке домашнего задания кадр из фильма демонстрирую снова, если он имеет значение в познавательном отношении. После просмотра фильма обязательно закрепляю полученные сведения, так как для детей с недостатками в развитии сложно уловить и запомнить то, что видели на экране. Любой учебный фильм требует обсуждения, иначе он теряет свою значимость.

Никогда не предупреждаю перед уроком, что будет показан кадр из фильма, потому что, узнав об этом, дети будут в ожидании, а объяснение может пойти насмарку.

Уроки- экскурсии

Главным критерием в выборе времени должна быть дидактическая цель, с которой проводится данная экскурсия: накопление представлений, формирование умений, изучение проявления причинно-следственных связей на конкретных объектах, повторение и т, д.

Учебные экскурсии в VI классе для школьников являются первыми географическими экскурсиями. Перед выходом на местность необходимо объяснить учащимся значение экскурсий для изучения географии, цель и задачи конкретной экскурсии; рассказать о местности ее проведения и объектах, которые будут изучены; целесообразно показать маршрут на схематическом плане местности. Учащимся надо также сказать о том, что они должны взять с собой из оборудования, как одеться и т. п. Для подготовки к работе на местности необходимо не только показать, но и провести обучающую работу по усвоению приемов использования приборов и инструментов (с нивелиром, компасом и др.). Под руководством учителя учащиеся должны заранее приготовить полевой дневник: написать план, по которому будет изучаться объект, и оставить место для записи полученных о нем данных. Затем — познакомить с приемами работы на местности. Целесообразно показать детям как образец уже оформленные материалы по экскурсиям предыдущих лет, которые обычно имеются в кабинете географии.

На этом этапе определяются также (если в этом есть необходимость) помощники учителя из взрослых (классный руководитель или старшеклассники, родители и др.).

Порядок проведения экскурсии следующий. По прибытии к месту назначения учитель напоминает учащимся (или спрашивает в порядке напоминания) цель и задачи экскурсии, объясняет, почему именно сюда учащиеся пришли, дает соответствующие объяснения, указывает объекты, которые должны изучаться учащимися. Не должно быть экскурсий, во время которых учитель собирает вокруг себя ребят, называет и показывает природные объекты и считает, что экскурсия проведена. Для детей само окружение, т. е. пребывание вне стен класса, является новым условием для работы. Поэтому первые экскурсии по начальному курсу физической географии должны носить преимущественно обучающий характер.

Один из вариантов организации работы учащихся — это работа по образцу, показанному учителем. После подготовки в классе учитель на местности рассказывает об объекте (холме, реке, ручье, озере, овраге и др.), показывает прием выполнения практической работы и проверяет, насколько учащиеся его поняли (спрашивает двух-трех учащихся), затем напоминает о том, что должно быть записано в полевом дневнике. Учащиеся приступают к работе.

Цель исследования – выявление особенностей усвоения географических понятий у подростков с нарушением познавательной деятельности.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были поставлены конкретные задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме исследования;
2. Выявить особенности нарушения познавательной деятельности;
3. Определить формы и методы обучения, способствующие усвоению природоведческих понятий;
4. Провести практическое исследование особенностей формирования природоведческих понятий у подростков с нарушением познавательной деятельности.
5.Выяснить сущность формирования опорных понятий, умеют ли ими оперировать в любых ситуациях.
6.Определить результативность усвоения понятий у подростков с нарушением познавательной деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретическое изучение особенностей усвоения географических понятий школьниками с нарушением интеллекта…………………….………..7
1.1.Особенности преподавания географии детям с нарушением интеллекта……………………………………………….…………………………7
1.2. Цель обучения и характеристика системы построения курса географии во вспомогательной школе……………………………………………………. 17
Глава 2. Методы и формы обучения школьников с нарушением познавательной деятельности на уроках географии…………………………..27
2.1.Особенности формирования и развития географических представлений и понятий………………………………………………………………………….…27
2.2.Средства и методы, программа обучения географии детям с нарушением интеллекта………………………………………………………………………….36
Глава 3.Особенности усвоения географических понятий детям с нарушением интеллекта (в МОУ СКОШ-И №1 Кировского р-на г.Ярославля)……………42
3.1. Экспериментальное исследование усвоения географических понятий….42
3.2. Анализ результатов усвоения географических понятий школьниками с нарушением интеллекта……………………………………………………………49
Заключение…………………………………………………………………………64
Список используемых источников и литературы ……………………………. 68
Приложения……………………………………………………………………. 72

Прикрепленные файлы: 1 файл

дипл шишкина.docx

  1. Индивидуальность обучения имеет особое значение в специальной школе. Помимо коллективной учебной деятельности, каждый учащийся нуждается в индивидуальном подходе, зависящем от его психофизических характеристик.
  2. Особый дифференцированный подход в обучении умственно отсталых детей реализуется в следующих направлениях:

-дифференцированный подход к содержанию образования зависит от социально-географических, экономических и пр. условий региона;

-разделение класса на группы по способностям и степени обучаемости.

Следовательно, особенности и средства обучения, отобранные учителем в соответствии с уровнем развития познавательной деятельности учащихся и содержанием понятия, необходимо рассматривать как одно из обязательных условий, обеспечивающих успешное усвоение понятия.

При отборе необходимых средств обучения (картин, коллекций, фотографий, муляжей, макетов, карт и т. п.), а также подборе ярких естествоведческих описаний педагог-дефектолог должен исходить из анализа содержания формируемого понятия, особенностей интеллектуальной и психической сферы умственно отсталых детей и степени подготовки учащихся.

Формирование понятия включает не только его усвоение, но также и применение в решении теоретических и практических задач. Поэтому наличие продуманной системы заданий-упражнений на применение усвоенных понятий также составляет одно из непременных условий для их успешного усвоения.

______________________________ ___

9 Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых детей. - М., 1993,

Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе. М., 1977

1.2. Цель обучения и характеристика системы построения курса географии во вспомогательной школе

Вспомогательная школа призвана обеспечить всестороннее развитие учащихся, воспитать их в духе нашей идеологии, вооружить знаниями, умениями и навыками в установленном для вспомогательных школ объеме, подготовить к практической деятельности.

Обучение географии в VI—IX классах рассматривается как особая ступень в вооружении учащихся «практическими умениями и навыками чтения карт, проведения измерительных работ на местности, наблюдения погоды, которые способствуют подготовке учащихся к последующей практической деятельности.

Одной из важнейших целей и задач обучения географии во вспомогательной школе всегда было и остается формирование сознательных представлений и понятий о географических объектах. Методике обучения географии во вспомогательной школе посвятили свои исследования такие дефектологи, как: Т. И. Пороцкая, В. Н. Синев, В. А. Грузинская, В. К. Ликий, Е. И. Липецкая, Г. В. Свиридова и многие другие. Ими раскрыты только некоторые вопросы методики преподавания географии.

Обучение географии во вспомогательной школе должно основываться на географических наблюдениях, систематически проводимых детьми под руководством учителя в окрестностях школы.

На простых, доступных детям примерах учитель подводит учащихся к осознанию материальности мира, а также к пониманию развития географических явлений и связей между ними.

От знакомства с окружающей школу природой, с жизнью людей учитель ведет детей к познанию природы родной страны и к пониманию необходимости планового, разумного использования природы. Дети узнают о том, как изменяются природные условия под воздействием труда людей.

В качестве специальной цели обучения нужно рассматривать обучение детей к применению приобретенных знаний, умений и навыков в разнообразных условиях. Это первый этап работы, направленный на политехническую подготовку учащихся, который также является одним из важнейших средств повышения эффективности самой учебной деятельности детей.

Психологами доказано, что полноценное усвоение знаний, умений, навыков может быть достигнуто только в условиях активного самостоятельного их применения в изменяющихся условиях. Если учитель не обратит специального внимания на разнообразие условий, в которых они должны мобилизовать накопленные знания, а приучит их к однотипным вопросам, заданиям, формулировкам, то это усугубит сложность применения знаний на практике. Этот вопрос связан с задачей развития познавательных способностей у детей.

Во вспомогательной школе на уроках географии должно быть многое сделано для развития у детей умения наблюдать и сравнивать, выделять черты сходства и различия в сравниваемых явлениях.

Формирование у детей умения логически мыслить непосредственно связано с развитием у них правильной связной речи. Это одна из важнейших задач обучения географии во вспомогательной школе.

«Занятия географией могут быть прекрасной школой трудового воспитания детей. Они дают материал для постоянной систематической работы по воспитанию привычки к труду и потребности в труде, они требуют дисциплины мышления и четкой организации труда, сосредоточенности, аккуратности. Учитель должен проявить педагогический такт и чувство меры, направляя работу учащихся так, чтобы их учебная деятельность приносила каждому из них чувство удовлетворения. Для этого необходимо постепенно усиливать в процессе обучения требования к самостоятельной работе, соблюдая такую меру трудности для умственно отсталого ребенка, при которой предлагаемые вопросы и задания оставались бы посильными для него.

От того, насколько хорошо подготовлены учащиеся в начальных классах к проведению экскурсий, наблюдений, практических работ зависит усвоение географического материала в старших классах.

Географические сведения, усвоенные умственно отсталыми учащимися в начальных классах, являются пропедевтикой к изучению систематического курса географии в старших классах вспомогательной школы.

Особенности памяти у умственно отсталых детей и воспроизведение полученных знаний также влияют на усвоение географии.

Существенные затруднения при обучении умственно отсталых учащихся географии возникают из-за недоразвития у них воображения и пространственного анализа, неумения ориентироваться в пространстве. Неустойчивость и нечеткость представлений осложняет работу с картой.

Одна из главных коррекционно- воспитательных задач обучения географии — формирование у умственно отсталых учащихся материалистического понимания природных явлений. Для осуществления этой важной задачи необходимо научить детей на основе наблюдений устанавливать доступные для их понимания связи, существующие в природе, а также между трудовой деятельностью человека (город — селу, село — городу)

В курсе географии для вспомогательных школ осуществляется цель и задачи политехнического обучения. Учащиеся знакомятся с некоторыми важнейшими видами сельскохозяйственного и промышленного производства, с конкретными примерами самоотверженного труда людей. Преподавание географии предполагает использование общественно полезного труда самих школьников: участие в озеленении, охрана животных, работа по оформлению местного материала в краеведческом уголке и т. д.

Обучение географии во вспомогательной школе способствует и нравственному воспитанию учащихся: прививает им глубокую любовь и преданность к своей Родине, своему народу, формирует серьезное отношение к труду.

География способствует приобретению элементарных знаний и умений по охране окружающей среды. На уроках у учащихся должны вырабатываться убеждения в том, что познание природы позволяет людям разумно ее использовать, преобразовывать, охранять.

На преподавание девятых классах вспомогательной школы отводится по 2 часа в неделю.

Характерная особенность курса географии во вспомогательной школе — это построение системы преподавания и формирование у умственно отсталых школьников элементарных географических представлений и понятий, развитие детей в процессе обучения, активизация их познавательной деятельности, коррекционно-воспитательная работа при изучении географического материала.

В основу программы VI—IX классов, построенную с учетом всех дидактических и специфических принципов олигофренопедагогики, положены также краеведческий, родиноведческий и общеземлеведческий принципы. На основе изучения своего края, своей местности, путем сравнения и сопоставления умственно отсталые учащиеся получают представления о формах земной поверхности, об ориентировании на местности, о видах водных бассейнов — океанах, морях, озерах, реках, ручьях, о растительном и животном мире.

«Система построения курса по географии для вспомогательной школы имеет ряд отличий от программы для учащихся массовой школы. Прежде всего объем знаний для умственно отсталых школьников предусмотрен с учетом доступности усвоения этими детьми учебного материала.

Данные темы коренным образом отличаются по количеству и сложности содержащихся в них понятий, географических объектов и по глубине раскрытия причинно- следственных взаимозависимостей. Кроме того, программа по географии для вспомогательных школ отличается от массовой школы коррекционно-воспитательной направленностью урока; концентричностью учебного материала; практической направленностью, связанной с подготовкой умственно отсталых учащихся к жизни, труду; специфичностью методов обучения.

1. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

2. ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА

3. ГЕОГРАФИЯ КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

Курс географии вошел в учебный план специальной (коррекционной) школы как
учебный предмет, имеющий большое самостоятельное познавательное и
коррекционно-воспитательное значение в развитии учащихся с нарушением
интеллекта.
Содержание географических знаний, которые должны быть усвоены учениками,
определены учебной программой.
Программа составлена на основе учебного плана, которым предусмотрено
количество часов (уроков), отводимых на изучение географии в каждом году
обучения.
Количество учебных часов определяется значением предмета в общем процессе
обучения и развития школьника, а также временем, необходимым для
формирования знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся в
процессе изучения курса географии.
Учебный материал всего курса географии специальной (коррекционной) школы
распределен в программе с 5 по 9 класс.
В пределах каждого года обучения программный материал делится на разделы,
которые, в свою очередь, разделены на темы. По каждой теме дан перечень
названий географических объектов предлагаемый для усвоения учениками, а
также указано примерное количество учебных часов, отведенных на изучение тем
программы.
Учебный материал изучается в полном соответствия с программой и в той

4. Структура изучения географии в коррекционной школе

5. Программы

6. Учебники

7. Пропедевтика географии

8. Задачи географии как учебного предмета в коррекционной школе

расширение представлений детей с интеллектуальным недоразвитием об
окружающем мире;
развитие познавательного интереса;
развитие и коррекция познавательной деятельности , в частности
мыслительной деятельности (умений анализировать, сравнивать, понимать
причинно-следственные зависимости , абстрагироваться);
расширение лексического запаса, уточнение значения слов, формирование
умения правильно употреблять новые слова в связной речи;
формирование гражданской позиции жителя многонациональной страны
чувства национальной идентичности представителя определенного этноса;
и
развитие эстетического восприятия окружающего мира;
формирование экологических представлений и привычек поведения;
формирование целостного комплекса географических представлений об
окружающем мире (географических представлений как компонента
единого
комплекса
представлений
об
окружающем
мире).

9. Задачи, стоящие перед учителем.

Первая - раскрытие образовательных, коррекционных и воспитательных целей
школьной географии, а также совершенствование содержания обучения.
Учитель специальной (коррекционной) школы на уроке географии должен в
доступной форме довести до сознания учащихся учебный материал на основе современных
научных данных, используя все необходимые и дополнительные сведения, а также новые
формы и методы обучения, способствующие более сознательному усвоению всего
материала
Вторая задача заключается в организации учебного процесса, в выявлении
оптимальных условий для применения методов и приемов преподавания, в разработке
учебного оборудования и рационального его использования в обучении, в определении
форм и методов внеклассной работы.
Третья задача - коррекция недостатков познавательной деятельности в процессе
обучения детей с нарушением интеллекта. В результате изучения географии у учащихся
развиваются умственные способности. Исследования отечественных психологов
«показали, что для детей с нарушением интеллекта характерно недостаточное развитие
психики в целом, которое влияет на все виды их деятельности, а также на личность. У
этих учащихся наблюдается неустойчивое внимание, сужение его объема, замедленное
протекание процессов восприятия и узнавания.

10. Межпредметные связи географии

Окружающий мир 1-4
класс
Природоведение 5 класс
Естествознание
История
Математика
СБО
География
Внеклассная
работа
Профессиональная
подготовка
Чтение и Русский
язык
Трудовая подготовка

11. Принципы обучения географии

Принципы обучения — это исходные положения, определяющие деятельность педагога и
характер познавательной деятельности учащихся.
Совокупность принципов позволяет характеризовать весь учебный процесс, все стороны
деятельности учителя и познавательной деятельности детей.
Дидактические принципы:
Принцип коррекционной направленности обучения.
Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.
Принцип научности. Содержание учебного материала и методы его изучения должны быть
научными. Иначе дети не смогут овладеть основами научных знаний.
Принцип систематичности и последовательности. Знания в опыте человечества находятся в
определенной системе. Их нельзя усваивать хаотично, в беспорядке. Под
последовательностью понимается расположение материала в соответствии с
возрастными возможностями детей.
Принцип доступности.
Принцип наглядности.
Принципа сознательности и активности учения детей.
Принцип связи обучения с жизнью (практической значимости обучения).
Принцип индивидуализации в обучении (личностно-ориентированное обучение).
Методические принципы:
Краеведческий принцип

12. Методы обучения географии

Словесные (объяснение, рассказ, беседа работа с
тетрадью, работа с печатным источником
информации)
Наглядные (демонстрация)
Практические (упражнения, наблюдения, опыты)
Дидактические игры (имитационные, условносоревновательные, развивающие))
Самостоятельные работы (направленные на
коррекцию структурных элементов деятельности,
развитие самостоятельности, проверку знаний и
умений)

13. Формы организации процесса обучения

Урочные
Уроки
Экскурсии
Лабораторные
занятия
Практические
занятия
Игровые
занятия
1.Традицио
нные
2.
Предметны
е
3.
Интегриров
анные
4. Уроки на
основе
использова
ния ИКТ
1. Учебные
прогулки
2.
Ознакомит
ельные
экскурсии
3. Учебные
экскурсии
1. Уроки с
использова
нием
опытов
и
элементов
лаборатор
ных работ
2.
Лаборатор
ные
практикум
ы
1.
Урокипрактикум
ы
2.
Практическ
ие занятия
3.
Творческие
мастерские
1. Уроки с
игровыми
моментами
2. Уроки с
игровыми
ситуациям
и
3. Игровые
занятия
Внеуроч
ные
Внекласс
ные
1.Домашн
ие задания
2.
Дополните
льное
чтение
3.
Ознакомит
ельные
экскурсии
1.Праздни
ки
2.
Предметн
ые
межпредм
етные и
мультипре
дметные
игры
3.
Выставки
и
презентац
ии работ
4.Кружки

14. Структура урока географии

15. Организационный момент в начале урока

16. Организационный момент в начале урока (примеры)

1. Применение стихов-настроев
Например:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно
2. Иллюстрации, яркие плакаты. Наглядность часто вызывает небывалый интерес.
3. Психологические минутки:
Так, например, многих заинтересует необычное приветствие “Здравствуйте!”
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с
больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
и много других.

17. Формирование пространственных представлений

18. Повторение

На этапе повторения дети готовятся к работе над темой урока –
актуализируют те знания и умения, которые понадобятся им для
успешного усвоения учебного материала. Выбор материала повторения
зависит от того, что будет использоваться на сегодняшнем уроке:
содержание предыдущих тем или способ их изучения.
Повторение как правило, является прямым продолжением предыдущего
этапа. Эта работа проводится в виде программированного опроса,
географического диктанта, обсуждений выполненного ранее опыта или
наблюдений экскурсии, ознакомления с подготовленными материалами
домашней
самостоятельной
работы
(составленной
схемой,
выполненными рисунками, небольшим рефератом). Важной задачей
этого этапа является активизация работы каждого ребенка в рамках
решения классом общей учебной проблемы.

19. Основная часть (Работа над темой)

20. Итог урока

21. Организационный момент в конце урока

Организационный момент в конце урока обеспечивает
логическое окончание занятия, как формы организации
процесса обучения: нужно привести в порядок рабочее
место, убрать учебные принадлежности, пообщаться с
учителем в менее формальной обстановке, чем само
занятие. Также как организационный момент в начале
урока, этот этап в конце занятия является некой границей
между учебным занятием и другими делами ребенка.

22. Организационный момент в конце урока (примеры)

"АНКЕТА"
Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять,
дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание.
Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
" ЦВЕТНЫЕ КАРТОЧКИ"
У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их
настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как
меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.
"ПЕЙЗАЖ"
Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута
грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту
картину, которая соответствует их настроению.

23. Как вы себя чувствуете в конце урока

24. Совершенствование методов обучения на уроках географии

25. Прием “Эссе, сочинение, рассказ”

Цель: формирование умений к использованию
знаний в новой ситуации; развитие
орфографической грамотности; активизация
познавательных процессов.
Пример: учащиеся получают задания:
описать один день, проведённый в тайге, пустыне,
влажном экваториальном лесу и т. д.;
написать рассказ по теме “Один день без географии”.

Цель: развитие у учащихся умения выявлять и объяснять причинно-следственные
связи, выстраивать иерархическую цепочку понятий, событий и т.д.
Описание приема: из ряда предложенных понятий или утверждений составить
иерархическую цепочку, объяснить соподчиненность элементов цепочки.
Пример: Расположите слова в логической последовательности.
На восточном побережье Австралии выпадает много осадков
На, побережье, Австралии, много, восточном,
осадков, выпадает

28. Типы нетрадиционных уроков

Интегрированные уроки.
Урок с использованием ИКТ
Урок – зачет.
Урок – смотр знаний.
Урок – игра,
Урок – путешествие.
Урок – лекция.
Урок – сказка.
Урок – представление.
Урок - КВН.

29. На уроках можно использовать:

решение логических задач;
- различные конкурсы
- викторины для всезнаек;
- конкурс знатоков,
- решение кроссвордов, ребусов, занимательных
задач;
-работа справочного бюро;
- показ рисунков, по которым дети называют правило
- загадки;
- выставки;
- крылатые выражения;
- решение логических задач
-

30. Уроки с использованием ИКТ

Тест по географии (9 класс)
Ф. И.___________________________________________
Напиши названия стран, указанных цифрами на карте.
1__________________________________
2__________________________________
3__________________________________
4__________________________________
5__________________________________
6__________________________________
7__________________________________
8__________________________________
9__________________________________
10_________________________________
Какая страна Восточной Азии не имеет выход к морю?
а) Китай
б) КНДР
в) Монголия
Столица Китая
а) Харбин
б) Пекин
в) Сиянь
Островное государство Восточной Азии
а) КНДР
б) Республика Корея
в) Япония
Какие реки протекают по территории Китая?
а) Хуанхэ, Янцзы
б) Селенга, Ангара
в) Лена, Енисей

32. Контурная карта

33. Выводы:

с помощью различных приемов и методов
обучения у детей повысился уровень
познавательного интереса,
произошли изменения в отношениях учащихся
к учению, предмету;
нетрадиционные уроки повысили
эмоциональный настрой в классе, возможности
для проявления индивидуальных творческих
способностей детей;
дети стали более общительны, раскованы в
суждениях, у них появилось стремление
учиться, не боятся трудностей.

34. Заключение

Таким образом, педагогическая деятельность в данной системе работы
позволяет сформировать устойчивый познавательный интерес к
географии, способствует осознанному и прочному усвоению знаний,
обозначенных в стандарте образовательного минимума, даёт
возможность применить эти знания в новой ситуации и реальной жизни,
а сам процесс обучения и воспитания проводить в комфортной
обстановке. Таким образом, все вышеизложенное позволяет развивать и
поддерживать познавательный интерес учащихся к обучению, делать
учебный процесс интересным, прогрессивным, современным.

Читайте также: