Методика проведения системного анализа кратко

Обновлено: 04.07.2024

  • Методика системного анализа применяется в том случае, если у лица, принимающего решение (ЛПР), или нет необходимых сведений об определённой объективной ситуации (состоянии или процессе), позволяющих её формализовать и прийти к решению задачи, которая стоит перед ЛПР, или эти сведения недостаточны для успешного решения задачи.

В таком случае возможно представление ситуации в виде некой системы желательно с учетом всех ресурсов, задействованных в ситуации, и связей между ними. Последующее привлечение экспертов в тех областях знаний, которые реально могут помочь при описании ресурсов и взаимосвязей системы и организация мозговых атак получило название "деловые игры" и практиковалось в том числе Г. Щедровицким и его последователями.

Рекомендуется не избегать различных подходов к описанию систем для создания эффективного столкновения идей с целью получения оптимального решения данной задачи.

Методика должна помочь в достижении полноты анализа и последующем формировании модели принятия решений. Чаще всего в методике сочетаются методы из МАИС (методы активизации интуиции специалистов) и из МФПС (методы формального представления систем).

определение актуальности проблемы;

вскрытие структуры системы и её дефектных элементов;

определение структуры возможностей;

признание решения коллективом исполнителей и руководством;

запуск процесса реализации решения;

управление процессом реализации решения;

Связанные понятия

Организационная диагностика — это сбор и анализ информации о состоянии организации или отдельных её подсистем с целью выявления проблем функционирования и определения путей их преодоления.

Прикладные исследования — научные исследования, направленные на практическое решение технических и социальных проблем.

Дельфийский метод был разработан в 1950—1960 годы в США для прогнозирования влияния будущих научных разработок на методы ведения войны (разработан корпорацией RAND, авторами считаются Olaf Helmer, Norman Dalkey, и Nicholas Rescher). Имя заимствовано от Дельфийского Оракула.

Дескриптивные методы принятия решений — это оценочно-описательный метод исследования, направленный на эмпирическое исследование и описание поведения отдельных лиц и групп людей в процессе принятия решений. Она носит ярко выраженный объясняющий, а не предписывающий характер.

Исследование операций (ИО, англ. operations research — OR, также англ. management science — наука управления или англ. decision science — наука о решениях) — дисциплина, занимающаяся разработкой и применением методов нахождения оптимальных решений на основе математического моделирования, статистического моделирования и различных эвристических подходов в различных областях человеческой деятельности. Иногда используется название математические методы исследования операций.

Методики креативности (методики творчества) — методы и техники, способствующие творческому процессу генерации оригинальных идей, нахождения новых подходов к решению известных проблем и задач. Методики креативности помогают чётче формулировать задачи, ускорять процесс нахождения идей, а также увеличивать их количество, расширять взгляд на проблему и уничтожать ментальные блокады. Методики не являются алгоритмами, следуя которым обязательно будет найдено решение задачи, зато они дают направление и.

Управление операциями —— это воздействие на законченные действия по преобразованию ресурсов в продукцию.

В последнее время государственные структуры все чаще проявляют интерес к оцениванию государственных программ и проводимых политик. Большим спросом пользуются различные методы оценивания, направленные на измерение социального эффекта программы, выявление непосредственных бенефициариев и адресатов. Активно разрабатывается методология оценивания для отраслевых политик, которая в дальнейшем будет внедрена в качестве элемента программно-политического цикла.

Теория коммуникации – это теория макроуровня, созданная Карлом Дойчем для описания процесса принятия решений в политической системе. В основу теории Дойча легли достижения теории информации и кибернетики, и в частности – концепт обратной связи, введенный в оборот Норбертом Винером. В самом общем виде, теория коммуникации занимается изучением технических аспектов информационного процесса, а также процессом общения между людьми.

Фармакоэкономика — новая самостоятельная наука, которая изучает в сравнительном плане соотношение между затратами и эффективностью, безопасностью, качеством жизни при альтернативных схемах лечения (профилактики) заболевания.

Поискóвые исслéдования – это выполнение определенных действий, направленных на получение новых знаний или пополнение багажа уже существующих путем изучения и анализа новых объектов, территорий, банков данных и т.п. Состоят из последовательного логического выполнения определенных организационно-технических, методологических и методических процедур, основанных на постоянном и непрерывном поиске, анализе и систематизации полученной информации. Такой тип исследований может быть связан с изучением новых.

Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ — область знаний о механизмах развития технических систем и методах решения изобретательских задач.

Психоло́гия управле́ния — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие моменты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование.

Ме́неджмент (англ. management — управление, руководство, администрирование, дирекция, умение распоряжаться, владеть, управлять) или управление производством — разработка и создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем. По институциональным сферам ориентирован на: предпринимательство, государственные социально-экономические системы, некоммерческие организации и т. д. Менеджмент также — академическая дисциплина, социальная наука.

Управление изменениями — это структурный подход к переводу индивидов, команд и организаций из текущего состояния в желаемое будущее состояние. Целью этого организационного процесса является расширение прав и возможностей сотрудников принять и поддержать изменения в их текущем бизнес-окружении. В управлении проектами, управление изменениями рассматривается как процесс управления проектом, в котором формально представлены и одобрены изменения проекта..

Системный анализ — научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или постоянными элементами исследуемой системы. Опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математических методов.

Организационная коммуникация – область исследований в теории коммуникации, затрагивающая взаимоотношения организаций между собой и другими формами общественности.

Социологические методы оценки программ — всеобъемлющие методы сбора информации о государственных программах, отраслевых политиках, корпоративных программах, а также различных проектах некоммерческого сектора, базирующиеся на инструментах прикладной социологии. Применение социологических методов в оценке программ помогает выявить факторы, влияющие на программу и определить, почему произошли социальные изменения. Рассмотрим ряд социологических методов оценки эффективности.

Система поддержки принятия врачебных решений (СППВР) (англ. Clinical decision support system (CDSS)) — медицинская информационная система, предназначенная для помощи врачам и иным медицинским специалистам в работе с задачами, связанными с принятием клинических решений (ПКР). Рабочее определение было предложено Робертом Хейвордом (Robert Hayward), сотрудником Центра доказательной медицины (Centre for Health Evidence): «Системы поддержки принятия врачебных решений связывают результаты клинических исследований.

Управление эффективностью деятельности организации (английские термины CPM, BPM, EPM) — это набор управленческих процессов (планирования, организации выполнения, контроля и анализа), которые позволяют бизнесу определить стратегические цели и затем оценивать и управлять деятельностью по достижению поставленных целей при оптимальном использовании имеющихся ресурсов. Это система управления, построенная на принципах управления стоимостью бизнеса.

Бизнес-анализ (англ. business analysis) — деятельность, которая делает возможным проведение Изменений в организации, приносящих пользу Заинтересованным Сторонам, путём выявления Потребностей и обоснования Решений, описывающих возможные пути реализации Изменений.

Теория ограничений — популярная методология управления системами в различных видах деятельности, разработанная в 1980-е годы Элияху Голдраттом и базирующаяся на поиске и управлении ключевым ограничением системы, которое предопределяет успех и эффективность всей системы в целом. Основной особенностью методологии является то, что делая усилия над управлением очень малым количеством аспектов системы, достигается эффект, намного превышающий результат одновременного воздействия на все или большинство.

Стейкхо́лдер (англ. stákeholder), заинтересованная сторона, причастная сторона — физическое лицо или организация, имеющая права, долю, требования или интересы относительно системы или её свойств, удовлетворяющих их потребностям и ожиданиям (ISO/IEC 15288:2008,:4 ISO/IEC 29148:2011:6).

В психологии принятие решения рассматривается как когнитивный процесс, результатом которого является выбор мнения или курса действий среди нескольких альтернативных возможностей.

Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988).

Баскет-метод (ин-баскет или ин-трей, от англ. in-basket test, in basket technique, англ. basket/tray — корзина/поднос, лоток) — метод оценки и обучения, основанный на имитации ситуаций, часто встречающихся в практической деятельности.

Дипломатия больших данных (англ. big data diplomacy) — концепция, разрабатываемая резидентами мозгового центра DiploFoundation при содействии Министерства иностранных дел Финляндии с целью изучения возможности и продуктивности использования технологий больших данных для дипломатической деятельности.

Вычислительное право — это отрасль правовой информатики, касающаяся механизации юридической аргументации (приводимой людьми или компьютерами). Она выделяет явные поведенческие проблемы и не рассматривает имплицитные правила поведения. Важно отметить, что в обществе существует приверженность достаточному уровню строгости в определении законов, для того, чтобы контроль за их соблюдением можно было полностью автоматизировать.

Искусственный интеллект и закон (ИИ и закон) — подобласть искусственного интеллекта (ИИ), в основном касающаяся приложений ИИ к проблемам правовой информатики и оригинальных исследований по этим проблемам. Другое направление — перенос инструментов и методов, разработанных в контексте решения правовых задач, на сферу искусственного интеллекта в целом. Например, теории правовых решений, особенно модели аргументации, способствовали развитию представления знаний и рассуждений; модели социальной организации.

Экспе́ртное оце́нивание — процедура получения оценки проблемы на основе мнения специалистов (экспертов) с целью последующего принятия решения (выбора).

Компьютерная деловая игра (КДИ) — это учебно-тренинговая компьютерная система, построенная на основе математической модели, описывающей хозяйственный процесс и иные приближенные к реальности ситуации по определенным правилам. КДИ позволяет отрабатывать навыки принятия управленческих решений и комплексного экономического анализа в меняющейся ситуации.

Оценка политики здравоохранения является крайне важным аспектом деятельности государства в силу того, что она позволяет определить степень влияния, оказываемого проведением той или иной политики, на народонаселение страны. Поскольку материальные ресурсы государства ограничены, а количество проблем, требующих внимания и вложений, достаточно многочисленно, правительство вынуждено выбирать только наиболее эффективные проекты. Правильный выбор может быть сделан только на основе проведения оценки всех.

Интеллектуальная информационная система (ИИС) - комплекс программных, лингвистических и логико-математических средств для реализации основной задачи – осуществления поддержки деятельности человека и поиска информации в режиме продвинутого диалога на естественном языке.

Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде конечного продукта.

Вопрос научного обоснования нейролингвистического программирования (НЛП), соотношения НЛП и науки, а также критического научного рассмотрения феномена НЛП стоит со времени создания НЛП в начале 1970-х.

Социометрия — теория измерения межличностных отношений, автором которой является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Реже социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.

Теория характеристик труда (теория основных характеристик труда; теория значимых характеристик труда; теория субъективно важных характеристик работы) — один из теоретических подходов дескриптивного типа к трудовой мотивации. Теория предложена Дж. Хакменом и Г. Р. Олдхамом в начале 1970-х годов. Учёные выделили пять основных характеристик содержания трудового процесса, который, по их мнению, отражают полное представление об особенностях репрезентации образа трудовой ситуации у сотрудника и оказывают.

Игровые ситуации — один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности.

Ассессмент-центр, или центр оценки (от англ. assessment center) — один из методов комплексной оценки персонала, основанный на использовании взаимодополняющих методик, ориентированный на оценку реальных качеств сотрудников, их психологических и профессиональных особенностей, соответствия требованиям должностных позиций, а также выявление потенциальных возможностей специалистов. На сегодняшний день ассесмент-центр является одним из наиболее точных методов оценки компетенций сотрудников.

Теоретическая выборка (англ. theoretical sampling), или теоретический отбор — процесс сбора данных для теории, когда аналитик одновременно собирает, кодирует, анализирует и сравнивает свои данные между собой. Он также решает, какие данные собирать дальше и где их искать, чтобы развивать свою теорию по мере ее возникновения . Исследователь выбирает какую-либо общую проблемную область и начинает с определения некоторых ключевых понятий и особенностей, которые будут им анализироваться. При этом важно.

Сбор данных — это процесс собирания информации и измерения целевых показателей в сложившейся системе, который позволит потом ответить на актуальные вопросы и оценить результаты. Сбор данных является частью исследований во всех областях изучения, включая физику, общественные науки, Гуманитарные науки и бизнес. Хотя методы различны для разных дисциплин, упор на обеспечение точной и правдивой информации остаётся тем же самым. Целью всего сбора данных служит получение свидетельства о качестве данных.

Анализ портфельных рисков (англ. Portfolio risk analysis) — один из этапов управления рисками портфеля проектов.

Тео́рия приня́тия реше́ний — область исследования, вовлекающая понятия и методы математики, статистики, экономики, менеджмента и психологии с целью изучения закономерностей выбора людьми путей решения проблем и задач, а также способов достижения желаемого результата.

Инжене́рная психоло́гия — отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной, а также техническими средствами автоматизации. Важнейшими составляющими его стали процессы восприятия и переработки оперативной информации, принятия решений в условиях ограниченного времени, роста цены ошибочных действий.

Проблемное обучение — организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

Методика системного анализа разрабатывается и применяется в тех случаях, когда у лиц, принимающих решения, на начальном этапе нет достаточных сведений о проблемной ситуации, позволяющих выбрать метод ее формализованного представления, сформировать математическую модель или применить один из новых подходов к моделированию, сочетающих качественные и количественные приемы.

В таких случаях может помочь представление объекта в виде системы, организация процесса коллективного принятия решений с привлечением специалистов различных областей знаний, с использованием разных методов формализованного моделирования и методов активизации интуиции специалистов, со сменой методов по мере познания объекта или ситуации.

Для того чтобы организовать такой процесс, нужно определить последовательность этапов, рекомендовать методы для их выполнения, предусмотреть при необходимости возврат к предыдущим этапам. Такая последовательность определенным образом выделенных и упорядоченных этапов с рекомендованными методами и приемами их выполнения представляет собой структуру методики системного анализа.

Анализируя методики системного анализа, можно увидеть, что во всех методиках в той или иной форме представлены следующие этапы:

Системный анализ представляет совокупность научных методов и практических приемов решения разнообразных проблем на основе системного подхода.

В основе методологии системного анализа лежат три концепции: проблема, решение проблемы и система.

Проблема — это несоответствие или различие между существующим и требуемым положением дел в какой-либо системе.

В качестве требуемого положения может выступать необходимое или желаемое. Необходимое состояние диктуется объективными условиями, а желаемое определяется субъективными предпосылками, в основе которых лежат объективные условия функционирования системы.

Проблемы, существующие в одной системе, как правило, не равнозначны. Для сравнения проблем, определения их приоритета используются атрибуты: важность, масштаб, общность, актуальность и т.д.

Выявление проблемы осуществляется путем идентификации симптомов, определяющих несоответствие системы своему предназначению или недостаточную ее эффективность. Систематически проявляющиеся симптомы образуют тенденцию.

Идентификация симптомов производится путем измерения и анализа различных показателей системы, нормальное значение которых известны. Отклонение показателя от нормы и является симптомом.

Решение проблемы состоит в ликвидации различий между существующим и требуемым состоянием системы. Ликвидация различий может производиться либо путем совершенствования системы, либо путем ее замены на новую.

Решение о совершенствовании или замене принимается с учетом следующих положений. Если направление совершенствования обеспечивает существенное увеличение жизненного цикла системы и затраты несравнимо малы по отношению к стоимости разработки системы, то решение о совершенствовании оправдано. В противном случае следует рассматривать вопрос о ее замене новой.

Основными компонентами системного анализа являются:

1. Цель системного анализа.

2. Цель, которую должна достигнуть система в процессе функционирования.

3. Альтернативы или варианты построения или совершенствования системы, посредством которых возможно решение проблемы.

4. Ресурсы, необходимые для анализа и совершенствования существующей системы или создания новой.

5. Критерии или показатели, позволяющие сравнивать различные альтернативы и выбирать наиболее предпочтительные.

6. Модель, которая связывает воедино цель, альтернативы, ресурсы и критерии.

Методика проведения системного анализа

1. Описание системы:

а) определение цели системного анализа;

б) определение целей, назначения и функций системы (внешних и внутренних);

в) определение роли и места в системе более высокого уровня;

г) функциональное описание (вход, выход, процесс, обратная связь, ограничения);

д) структурное описание (вскрытие взаимосвязей, стратификация и декомпозиция системы);

е) информационное описание;

ж) описание жизненного цикла системы (создание, функционирование и в том числе совершенствование, разрушение);

2. Выявление и описание проблемы:

а) определение состава показателей эффективности и методик их вычисления;

б) Выбор функционала для оценки эффективности системы и задание требований к ней (определение необходимого (желаемого) положения дел);

в) определение фактического положения дел (вычисление эффективности существующей системы с использованием выбранного функционала);

г) установление несоответствия между необходимым (желаемым) и фактическим состоянием дел и его оценка;

д) история возникновения несоответствия и анализ причин ее возникновения (симптомы и тенденции);

е) формулировка проблемы;

ж) выявление связей проблемы с другими проблемами;

з) прогнозирование развития проблемы;

и) оценка последствий проблемы и вывод о ее актуальности.

3. Выбор и реализация направления решения проблемы:

а) структуризация проблемы (выделение подпроблем)

б) определение узких мест в системе;

г) определение направлений решения проблемы (выбор альтернатив);

д) оценка реализуемости направлений решения проблемы;

е) сравнение альтернатив и выбор эффективного направления;




ж) согласование и утверждение выбранного направления решения проблемы;

з) выделение этапов решения проблемы;

и) реализация выбранного направления;

к) проверка его эффективности.

Наиболее известные методики системного анализа:

¾ Методика ПАТТЕРН (1963 г.). Достоинство — хорошо развитая система критериев оценки. Недостаток — слабо разработаны методы структуризации.

¾ Методики, разработанные на основе философских концепций:

а) методика, базирующаяся на двойственном определении системы — структурно-функциональный подход;

б) методика, основанная на концепции системы, учитывающей среду и целеполагание — структурный подход;

в) методика, базирующаяся на концепции деятельности — функциональный подход.

В таблице 1 предложен наиболее разработанный алгоритм системного анализа, предложенный проф. Ю.И. Черняком.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

Системный анализ представляет совокупность научных методов и практических приемов решения разнообразных проблем на основе системного подхода.

В основе методологии системного анализа лежат три концепции: проблема, решение проблемы и система.

Проблема — это несоответствие или различие между существующим и требуемым положением дел в какой-либо системе.

В качестве требуемого положения может выступать необходимое или желаемое. Необходимое состояние диктуется объективными условиями, а желаемое определяется субъективными предпосылками, в основе которых лежат объективные условия функционирования системы.

Проблемы, существующие в одной системе, как правило, не равнозначны. Для сравнения проблем, определения их приоритета используются атрибуты: важность, масштаб, общность, актуальность и т.д.

Выявление проблемы осуществляется путем идентификации симптомов, определяющих несоответствие системы своему предназначению или недостаточную ее эффективность. Систематически проявляющиеся симптомы образуют тенденцию.

Идентификация симптомов производится путем измерения и анализа различных показателей системы, нормальное значение которых известны. Отклонение показателя от нормы и является симптомом.

Решение проблемы состоит в ликвидации различий между существующим и требуемым состоянием системы. Ликвидация различий может производиться либо путем совершенствования системы, либо путем ее замены на новую.

Решение о совершенствовании или замене принимается с учетом следующих положений. Если направление совершенствования обеспечивает существенное увеличение жизненного цикла системы и затраты несравнимо малы по отношению к стоимости разработки системы, то решение о совершенствовании оправдано. В противном случае следует рассматривать вопрос о ее замене новой.

Основными компонентами системного анализа являются:

1. Цель системного анализа.

2. Цель, которую должна достигнуть система в процессе функционирования.

3. Альтернативы или варианты построения или совершенствования системы, посредством которых возможно решение проблемы.

4. Ресурсы, необходимые для анализа и совершенствования существующей системы или создания новой.

5. Критерии или показатели, позволяющие сравнивать различные альтернативы и выбирать наиболее предпочтительные.

6. Модель, которая связывает воедино цель, альтернативы, ресурсы и критерии.

Методика проведения системного анализа

1. Описание системы:

а) определение цели системного анализа;

б) определение целей, назначения и функций системы (внешних и внутренних);

в) определение роли и места в системе более высокого уровня;

г) функциональное описание (вход, выход, процесс, обратная связь, ограничения);

д) структурное описание (вскрытие взаимосвязей, стратификация и декомпозиция системы);

е) информационное описание;

ж) описание жизненного цикла системы (создание, функционирование и в том числе совершенствование, разрушение);

2. Выявление и описание проблемы:

а) определение состава показателей эффективности и методик их вычисления;

б) Выбор функционала для оценки эффективности системы и задание требований к ней (определение необходимого (желаемого) положения дел);

в) определение фактического положения дел (вычисление эффективности существующей системы с использованием выбранного функционала);

г) установление несоответствия между необходимым (желаемым) и фактическим состоянием дел и его оценка;

д) история возникновения несоответствия и анализ причин ее возникновения (симптомы и тенденции);

е) формулировка проблемы;

ж) выявление связей проблемы с другими проблемами;

з) прогнозирование развития проблемы;

и) оценка последствий проблемы и вывод о ее актуальности.

3. Выбор и реализация направления решения проблемы:

а) структуризация проблемы (выделение подпроблем)

б) определение узких мест в системе;

г) определение направлений решения проблемы (выбор альтернатив);

д) оценка реализуемости направлений решения проблемы;

е) сравнение альтернатив и выбор эффективного направления;

ж) согласование и утверждение выбранного направления решения проблемы;

з) выделение этапов решения проблемы;

и) реализация выбранного направления;

к) проверка его эффективности.

Наиболее известные методики системного анализа:

¾ Методика ПАТТЕРН (1963 г.). Достоинство — хорошо развитая система критериев оценки. Недостаток — слабо разработаны методы структуризации.

¾ Методики, разработанные на основе философских концепций:

а) методика, базирующаяся на двойственном определении системы — структурно-функциональный подход;

б) методика, основанная на концепции системы, учитывающей среду и целеполагание — структурный подход;

в) методика, базирующаяся на концепции деятельности — функциональный подход.

В таблице 1 предложен наиболее разработанный алгоритм системного анализа, предложенный проф. Ю.И. Черняком.

Методика системного анализа разрабатывается и применяется в тех случаях, когда у лиц, принимающих решения, на начальном этапе нет достаточных сведений о проблемной ситуации, позволяющих выбрать метод ее формализованного представления, сформировать математическую модель или применить один из новых подходов к моделированию, сочетающих качественные и количественные приемы.

В таких случаях может помочь представление объекта в виде системы, организация процесса коллективного принятия решений с привлечением специалистов различных областей знаний, с использованием разных методов формализованного моделирования (МФПС) и методов активизации интуиции ЛПР (МАИС), со сменой методов по мере познания объекта (или ситуации).

Чтобы организовать такой процесс, нужно определить последовательность этапов, рекомендовать методы для их выполнения, предусмотреть при необходимости возврат к предыдущим этапам. Такая последовательность определенным образом выделенных и упорядоченных этапов с рекомендованными методами и приемами их выполнения представляет собой структуру методики системного анализа.

Примеры выделения этапов в первых методиках системного анализа приведены в табл. 2.11.

Укрупненные этапы Этапы методик СА по С. Оптнеру (С. П. Никанорову) Этапы методик СА по Э. Квейду Этапы методик СА по С. Янгу Этапы методик СА по Е. П. Голубкову Этапы методик СА по Ю. И. Черняку
I 1. Идентификация симптомов 1. Постановка здачи — определение существа проблемы, выявление целей и определение границ задачи 2. Поиск — сбор необходимых сведений, определение альтернативных средств достижения целей 1. Постановка задачи 2. Исследование 1. Анализ проблемы 2. Определение системы 3. Анализ структуры системы
II 2. Определение актуальности проблемы 1. Определение целей систем 3. Анализ 4. Формирование общей цели и критерия
III 3. Определение цели 4. Вскрытие структуры системы и ее дефектных элементов 5. Определение структуры возможностей 6. Нахождение альтернатив 3. Толкование — построение модели и ее использование 2.Выявление проблем организации 3. Исследование проблем и постановка диагноза 4. Поиск решения проблемы 4. Предварительное суждение 5. Декомпозиция цели, выявление потребности в ресурсах и процессах 6. Выявление ресурсов и процессов, композиция целей 7. Прогноз и анализ будущих условий
IV 7. Оценка альтернатив 8. Выбор альтернатив 9. Сопоставление решения 10. Признание решения коллективом исполнителей и руководителей 4. Рекомендация — определение предпочтительной альтернативы или курса действий 5. Оценка всех альтернатив и выбор наилучшей из них 6. Согласование решений в организации 7. Утверждение решения 5. Подтверждение 8. Оценка целей и средств 9. Отбор вариантов 10. Диагноз существующей системы
V 11.Запуск процесса реализации решения 12. Управление процессом реализации решения 5. Подтверждение — экспериментальная проверка решения 8. Подготовка к вводу 9. Управление применением решения 6. Окончательное суждение 11. Построение комплексной программы развития
VI 13. Оценка реализации решения и ее последствий 10. Проверка эффективности решения 7. Реализация принятого решения 12. Проектирование организации для достижения целей

Анализируя методики системного анализа, можно увидеть, что во всех методиках в той или иной форме представлены следующие этапы:

  • выявление проблем и постановка целей (укрупненные этапы I и II);
  • разработка вариантов и модели принятия решения (этап III);
  • оценка альтернатив и поиска решения (этап IV) и его реализации (этап V);
  • оценка эффективности решений и последствий их реализации (этап VI, который присутствует в некоторых методиках СА);
  • проектирование организации для достижения целей (этот этап также присутствует в некоторых методиках СА, и его можно было бы вынести в отдельный укрупненный этап VII).

При этом в методиках этапы по-разному детализированы.

В одних методиках основное внимание уделяется разработке и исследованию альтернатив принятия решений (Э. Квейд), в других — этапу обоснования цели и критериев, структуривании цели (Ю. И. Черняк, С. Янг). В третьих — наиболее важным является выбор решения (С. Оптнер), в четвертых — есть и этап управления процессом реализации уже принятого решения (Е. П. Голубков), а в наиболее полной методике Ю. И. Черняка особо предусмотрен этап проектирования организации для достижения цели.

Методика системного анализа разрабатывается для того, чтобы организовать процесс принятия решений в сложных проблемных ситуациях. Она должна ориентировать ЛПР на необходимость обоснования полноты формирования и исследования модели принятия решения, адекватно отображающей рассматриваемый объект или процесс.

В реальных условиях выполнение отдельных этапов может занимать достаточно много времени. Поэтому для более четкого выполнения этапов возникает необходимость большей их детализации, разделения этапов на подэтапы, и более четкого определения конечных результатов их выполнения.

Обобщая опыт системного анализа, можно рекомендовать при разработке методики, ориентированной на исследование одной из задач всего процесса принятия решения, вначале выделить два крупных этапа, которые отделяют процесс собственно формирования модели от процедуры ее оценки и анализа, так как эти этапы обычно выполняются с использованием разных методов.

В обобщенном виде эти этапы можно назвать следующим образом.

  1. Формирование первоначального варианта (вариантов) модели принятия решения (структуры целей, организационной структуры, сетевой или другого вида модели альтернативных вариантов решения и т.п.).
  2. Оценка, анализ первоначального варианта (вариантов) модели принятия решений (структуры целей, организационной структуры и т.п.) и выбор наилучшего варианта (или корректировка первоначального варианта, если он был единственным).

Подводя итоги сказанному, можно рекомендовать при разработке методики системного анализа прежде всего определить тип решаемой задачи (проблемы). Затем, если проблема охватывает несколько областей — и выбор целей, и совершенствование организационной структуры, и организацию процесса принятия и реализации решений, — то выделить в ней эти задачи, а разработку методики для каждой из них начинать с выделения двух рассмотренных крупных этапов.

Некоторые подэтапы в методике могут выполняться параллельно, и тогда методику удобно представлять в виде сетевой модели, т.е. в виде графических схем с последовательными и параллельными этапами.

На практике иногда трудно разработать и полностью реализовать методику, в которой все этапы и подэтапы были бы проработаны равноценно, и поэтому для сокращения затрат времени и труда в методике могут быть более подробно регламентированы те этапы и подэтапы, которые в конкретных условиях требуют к себе большего внимания. Для практической реализации методики следует стремиться автоматизировать выполнение ее подэтапов.

Универсальных приемов по проведению системного анализа из-за сложности предмета исследования, каким являются любые сложные системы, не существует. Необходимые приемы разрабатываются и применяются по мере необходимости или тогда, когда не накоплено достаточных знаний о предмете исследования, позволяющих в полной мере провести формализацию исследовательского процесса, в том числе при определении проблем и поиске наиболее оптимальных решений.

Методы системного анализа

Испокон веков философы утверждают, что истина всегда имеет значение постоянства, а поиск ее является процессом нахождение определенной конкретики в исследуемом объекте или системе, подвергаемой анализу. Поэтому факты не могут быть до конца распознаны (поняты правильно) и никакой метод или прием в поиске решения не может быть эффективным, если будет использоваться только шаблонный метод исследования без оглядки на уникальность исследуемого объекта или сложной системы. Такая уникальность объясняется определенными различными факторами, причинами и следствиями, которые неизбежно присутствуют там, где имеются сложновзаимосвязанные системы.

Рисунок 1. Методы анализа сложных систем. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Приемы системного анализа сложных систем определяются следующими количественными и качественными методами его проведения (рисунок 1):

  1. Количественные методы, включающие в себя определение поведения систем в прошлом, настоящем и перспективы для дальнейшего развития.
  2. Графические методы, состоящие из: определения целей и критериев функционирования систем; планирования вариантов достижения целей; предложений по решению проблем проектирования и программам развития; прогнозов и анализа будущих условий; проектирования комплексной программы изменений в структурах управления.
  3. Методы моделирования, включающие в себя: определение взаимосвязей в анализируемых системах с взаимодействующими системами; определение особенностей и недостатков в управлении системами; прогнозирование тенденций развития в глобальных целях всех взаимодействующих систем; поиск оптимальных вариантов развития отдельных объектов анализируемых систем в достижения локальных целей.
  4. Неформальные методы, состоящие из: возможностей предсказания новых факторов, способных оказать влияние на функционирование; анализа потенциальных возможностей систем и выявления слабостей в управлении; прогноза состояния и устойчивых тенденций развития всех взаимодействующих систем; проектирования на основе предсказаний и анализа изменений в организационных структурах.

Готовые работы на аналогичную тему

Количественные методы могут эффективно применяться только для простых систем, при анализе сложных структур неопределенность анализа и уровень риска повышаются, поэтому наиболее востребованными становятся субъективные, то есть разнообразные качественные методы. Таким образом, осознанные действия в процессе решения выявленных проблем и будут являться приемами системного анализа сложных систем.

Перечень приемов системного анализа

При анализе сложных систем перечень приемов в качестве осознанных действий для решения поставленных целей будет весьма разнообразным.

Отбор – обособление или выделение чего-либо более мелкого из общего состава системы, для ограничения в количественном выражении вариантов достижения целей или получаемых экспертных оценок.

Исключение – аналогичный отбору прием, заключающийся в удалении отдельных незначительных частей из общего состава системы, для получения без избыточности и непротиворечивости моделей функционирования или выбора эффективных альтернатив из множества возможностей.

Идеализация – определение анализируемых систем, как идеально функционирующих взаимосвязей между объектами и взаимодействующими системами также с целью выбора лучших альтернатив из их множества.

Упрощение – аналогичный идеализации прием, когда анализируемая система представляется более простой структурой, чем является в реальности, для применения лучших решений при учете всех внешних воздействий.

Классификация – попытка определения чего-либо общего в анализируемых объектах сложных систем и группировка по этим показателям для их возможности структуризации и выбора критериев оценки существующих альтернатив поведения.

Ранжирование – похожий на классификацию прием, отличающийся тем, что что-либо общее в сложных системах представляется по значимости (ранжиру) различных объектов в структуре относительно друг друга, применяется для поиска альтернатив достижения целей или их оценке.

Сравнение – сопоставление чего-либо с целью установления сходства или различия между сравниваемыми объектами, при решении проблем определение разницы между желаемыми и достигнутыми результатами или выбора альтернатив при поисках оптимальных структур развития систем.

Баланс – похожий на сравнение прием, когда выделяются уравновешивающие друг друга целые стороны чего-то, для выбора лучших решений при сопоставлении результатов и затрат на их достижение.

Нормирование – создание определенных критериев для характеристики чего-либо, для определения существующих проблем и возможностей их решений или текущего состояния и перспектив развития.

Гипотетический – аналогичный нормированию, использующий в своей основе применение обоснования и доказательства правильности выдвинутых гипотез, применяется для рассмотрения выявленных проблем через разные точки зрения и оценки с возможностью предсказания поведения систем при выборе лучших альтернатив их развития из массива возможных.

Доказательство от противного – аналог гипотетическому приему, применяющий в качестве обоснования и доказательства истинности ошибочность всех возможных противоположных утверждений, применяется для оценки актуальности выявленной проблемы путем прогнозировании последствий ее игнорирования и не устранения.

Эффективным будет применение комплексного подхода, а значит использования множества приемов для качественного системного анализа.

Читайте также: