Методика организации экологической проектной деятельности в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Цель работы: исследовать организацию экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности. Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе. Предмет исследования: реализация экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности.
В ходе исследования предстоит решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности.
2. Описать методику организации эко проектов.
3. Разработать и апробировать программу организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности.
4. Провести диагностику и изучить результативность опыта по организации экологического образования младших школьников.

Оглавление
Файлы: 1 файл

Экологическое образование младших школьников.doc

Организация экологического образования младших школьников

средствами проектной деятельности.

Глава I. Теоретические основы экологического образования

Глава II. Опыт организации экологического образования младших школьников.

  1. Опыт организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности ………………………………….… 24
  2. Диагностика и результативность опыта по организации экологического образования младших школьников…………………………………..……. 36

Актуальность. Приоритетной целью современного начального образования является духовно-нравственное развитие личности ребенка. Эта цель в Федеральном государственном стандарте (ФГОС) нового поколения достигается через создание условий для устойчивого развития. Частью такого потенциала является экологическое образование.

Не секрет, что на современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического образования - проблема потери экологической грамотности, которая связана с множеством причин. К числу таких причин относится, во-первых, неготовность общества усваивать и реализовывать экологические идеи и знания; во-вторых, необходимость наличия соответствующей литературы, пособий по экологическому образованию.

Давно доказано, что особое место на пути развития личности принадлежит этапу обучения в начальной школе. Младший школьный возраст является сенситивным периодом для начала формирования многих базовых качеств личности, в том числе и для развития экологической компетентности ребенка. Это период, когда ребенку легче объяснить существование экологических проблем и убедить его в необходимости их решения. В этом возрасте ребенок более доверчив и впечатлителен, отмечается его повышенная любознательность. В период обучения в начальных классах ребенок учится учиться, и именно в этот период времени легче донести до него экологические знания, сформировать умения, научить любить и беречь природу. Поэтому особая и значимая роль в экологическом воспитании и образовании принадлежит именно периоду обучения и воспитания ребенка в начальной школе.

В настоящий момент отсутствует единое мнение относительно цели и результата экологического образования детей, адекватного возрасту и соотносимого с экологической компетентностью как личной характеристикой и показателем качества образования.

Следовательно, приобретает актуальность поиск технологий, средств, методов обучения и диагностики экологического образования, обеспечивающих формирование ценностного отношения к природе, умения оценивать свое поведение и поведение окружающих людей и уверенно действовать с опорой на собственные знания, что в конечном итоге обеспечивает развитие экологической компетенции у выпускника начальной школы.

Цель работы: исследовать организацию экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности.

Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: реализация экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности.

В ходе исследования предстоит решить следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности.

2. Описать методику организации эко проектов.

3. Разработать и апробировать программу организации экологического образования младших школьников средствами проектной деятельности.

4. Провести диагностику и изучить результативность опыта по организации экологического образования младших школьников.

База исследования: муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 102 Дзержинского района г. Волгограда, 3-а класс.

Практическая значимость: данный опыт может быть использован учителями начальных классов при организации внеурочной деятельности младших школьников, с целью формирования их экологического сознания.

Глава I. Теоретические основы экологического образования

Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Таким образом, в качестве важнейшей цели образования выделяется духовно-нравственное развитие личности. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, справедливость, милосердие, честь, достоинство, гражданственность, здоровье, уважение к родителям, забота о старших и младших, уважение к труду, ценность знания, толерантность, эстетическое и этическое развитие, экологическое сознание, мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества.

Все направления воспитания и социализации, безусловно, важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Согласно Концепции и Стандарта общие задачи систематизированы по основным направлениям воспитания и социализации младших школьников:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

В каждом из основных направлений воспитания и социализации обучающихся в Стандарте раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей. В системе экологического образования таковыми ценностями являются: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

Стандарт в качестве результатов экологического воспитания младших школьников выделяет:

- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни;

- понимание активной роли человека в природе;

- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

- элементарный опыт природоохранительной деятельности;

- бережное отношение к растениям и животным.

Таким образом, экологическое образование является одним из приоритетных направлений работы современной российской школы.

Определение экологического образования принято связывать с первой конференцией по этой тематике, прошедшей в 1970 г. в г. Карсон-Сити (США, Невада). Там была принята такая формулировка:

Важную роль в развитии экологического образования сыграло появление в середине 90-х годов работ по экологической психологии (С.Д.Дерябо, В.Я.Ясвин, В.И.Панов) и экологической этике (В.Е.Борейко). Данные исследования позволили выяснить особенности развития экологического сознания личности, механизмы его формирования, принципы этического отношения с природой и т.д., что открыло возможность установить четкое соответствие педагогического процесса экологического образования психологическому процессу формирования экологического сознания и поведения.

В настоящее время в педагогической науке ведется интенсивный поиск путей и средств совершенствования экологического образования.

По мнению современных педагогов-экологов (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, А.П. Сидельковский) содержание экологического образования представляет собой совокупность межпредметно-экологических идей, научных экологических и нравственно-экологических знаний (понятий, представлений, фактов), интеллектуальных и практических умений и навыков, социально выработанного опыта творческой деятельности, подлежащих усвоению учащимися в процессе формирования у них ответственного отношения к природе.

Содержание экологического образования представляет собой динамичное, постоянно развивающееся явление. Конструирование и непрерывное совершенствование содержания образования есть проблема непреходящей социально-педагогической значимости.

Существуют основные тенденции развития теории и практики экологического образования школьников:

Автор: Сергеева Е.Н.

Публикация в сборнике материалов из опыта работы лучших школ и лучших учителей Курской области - победителей приоритетного национального проекта "Образование"

педагогический стаж – 35 лет.

В 2009 году присвоена высшая

Проектная деятельность, как средство экологического образования младших школьников

Современные педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем многие исследователи относят его к педагогическим технологиям 21 века. Одна из задач метода проектов заключается в стимулировании интереса школьников к учебной деятельности.

Я считаю, что метод может найти применение на различных этапах обучения в работе с учащимися различных возрастных категорий и при работе с материалом различной сложности. Апробация метода проектов в современных условиях показывает, что с его использованием эффективность процесса воспитания (в моём случае экологической культуры) возрастает. Он позволяет реализовать ряд важнейших теоретических положений концепции экологического образования, открывает новые возможности в программировании воспитательного процесса.

Работая по методу проектов, осуществляю педагогическое сопровождение ребёнка в деятельности по освоению окружающего мира, во взаимодействии с окружающей средой.

Спецификой метода обусловлен его воспитательный потенциал. Особую педагогическую значимость метода проектов вижу в том, что:

- метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром;

- метод проектов является педагогической технологией, активизирующей субъективную позицию ребёнка в педагогическом процессе; является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность;

- метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир, природную и социальную среду, педагогизирующих процесс освоения ребёнком окружающего мира, стихию влияний окружающей среды на ребёнка.

Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их традиционной организации обучения.


Статья посвящена проблеме экологического образования в школе посредством проектной деятельности. Автором разработан комплекс проектов экологической направленности, направленный на повышение у младших школьников уровня экологических знаний и формирование правильного отношения к миру природы.

Ключевые слова: проектная деятельность, экологическое образование, начальная школа, младший школьник, метод проектов, экологические знания.

Проблемаповышения качества экологического образования учащихся в образовательных учреждениях представляет на сегодня актуальную проблему. Изменения взаимоотношений человека с окружающей средой, напряженная экологическая обстановка, низкая экологическая культура людей, отсутствие у них четкой позиции на деятельность по охране природы, несформированность экологического самосознания, все это требует изменений в совершенствовании экологического образования [1].

Основная задача экологического образования состоит в формировании экологической культуры населения. С этой целью формирование основ экологических знаний, экологического мышления начинается уже с раннего возраста. И младший школьный возраст является наиболее приемлемым периодом для формирования экологической компетенции и экологического сознания [3].

Вопросами изучения проблемы экологического образования и формирования экологической культуры у учащихся занимались такие ученые, как И. Д. Зверев, Л. П. Печко и др. Проблеме организации учебно-исследовательской работы учащихся уделялось внимание следующими учеными: И. Д. Зверевым, В. Ф. Зуевым, А. И. Савенковым, Н. Б. Шумаковой и др.

Эффективным методом развития экологических знаний, формирования экологического сознания у младших школьников является метод проектов. С помощью проектной деятельности учащиеся самостоятельно изучают объекты природы, выявляют взаимосвязь человека с окружающей средой, осознают ценность сохранения объектов окружающего мира [4].

Сегодня возможности содержания учебного материала, влияющие на формирование экологической культуры младших школьников в проектной деятельности, раскрыты недостаточно. Как показывает практика в школе, преподавание чаще строится на основе личного опыта самих педагогов, их инициативы, при отсутствии необходимой научно-методической литературы, что приводит к затруднениям учителей, перегрузке учащихся.

С учетом перечисленных факторов был организован педагогический эксперимент. Констатирующий этап педагогического эксперимента состоял в изучении экологических знаний у детей младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие два вторых класса — экспериментальный и контрольный в количестве 59 учащихся школы. За основу были взяты диагностические методики, направленные на выявление уровня сформированности экологических знаний О. А. Соломенниковой и Ю. А. Полещук. Учащимся контрольной и экспериментальной групп были предложены диагностические задания на знание особенностей представителей мира животных,растительного мира, неживой природы, знание времен года, экологическое отношение к миру природы.

Анализ результатов по методике О. А. Соломенниковой показал низкий уровень экологических знаний у учащихся в двух группах. А результаты по методике Ю. А. Полещук показали, что в экспериментальной группе учащихся с низкими показателями сформированности экологических знаний больше, чем в контрольной группе.

Формирующий этап педагогического эксперимента состоял в применении комплекса проектов экологической направленности, обеспечивающих повышение уровня экологического образования учащихся начальных классов. В данном этапе эксперимента приняли участие только учащиеся экспериментальной группы.

Реализация комплекса проектов экологической направленности проходила поэтапно. На первом этапе учащиеся совместно с педагогом обсуждали темы проектов, осуществляли поиск проблемы по данной теме, высказывали свои предположения. На втором этапе учащиеся делились на группы, распределяли роли, осуществляли планирование в соответствии с темой проекта, а также выбор формы и способ подачи проектного материала. На третьем этапе учащиеся работали с информационным материалом по проекту, осуществляли синтез и анализ идей, выполняли работу и оформляли ее. Четвертый этап подразумевал собой показ результатов проектной деятельности, рефлексию, защиту.

Проекты экологической направленности включали в себя пять блоков, в рамках которых были рассмотрены следующие экологические темы:

Цель проекта: расширение знаний о животных, птицах (условия жизни, среда обитания, питание).

Результат проектной деятельности: книжка о животных, птицах.

Цель проекта: расширение представлений о комнатных растениях.

Цель проекта: расширение представлений учащихся о физических свойствах окружающего мира, ознакомление с разными свойствами веществ (сыпучесть, вязкость, растворимость и др.).

Цель проекта: формирование у учащихся бережного отношения к природе.

Результат: стенгазеты, плакаты.

Цель проекта: выявление особенностей взаимосвязи человека и природы, определение роли природы в жизни человека.

Результаты контрольного этапа педагогического эксперимента показали, что комплекс проектов, обеспечивающий повышение уровня экологических знаний учащихся начальных классов, является эффективными. Так, у большинства учащихся экспериментальной группы до проведения комплекса проектов экологической направленности были низкие показатели уровня сформированности экологических знаний, а после проведения комплекса проектов результаты повысились до среднего уровня. В контрольной группе низкие показатели уровня сформированности экологических знаний практически не изменились. Кроме того, в экспериментальной группе произошел сдвиг в количестве детей со средним уровнем сформированности экологических знаний по обеим методикам. Что касается показателей в контрольной группе, то результаты практически не изменились. Показатели высокого уровня сформированности экологических знаний в контрольной группе не изменились, но значительно изменились в экспериментальной группе.

Подводя итог, отметим: проект обладает большими возможностями в формировании экологических знаний у младших школьников. Проект позволяет учащимся приобрести самим знания экологического характера, применить полученные знания на практике, найти способ решения разных видов задач (познавательные, практические и др.) в результате самостоятельных действий.

  1. Воробьева Н. Ф., Максимова Е. В. Школьное экологическое образование / Н. Ф. Воробьева, Е. В. Максимова // Воспитание школьников. — 2012. — № 4. — С. 32–39.
  2. Димова О. А. Развитие проектной деятельности в начальной школе / О. А. Димова // Мастер — класс. — 2013. — № 8. — С. 2–4
  3. Захлебный А. Н., Зверев И. Д., Кудрявцева Е. М. Экологическое образование школьников / А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Е. М. Кудрявцева. ‒ М.: Педагогика, 2001. — 257 с.
  4. Тарасова Т. И. Проектная деятельность в экологическом образовании школьников / Т. И. Тарасова // Начальное образование. — 2009. — № 3. — С. 12–17.

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, знание, экологическое образование, экспериментальная группа, контрольная группа, педагогический эксперимент, проект, учащийся, экологическая направленность, комплекс проектов.

Читайте также: