Методика что это определение кратко

Обновлено: 04.07.2024

совокупность конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах.

отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету [24, c. 80; 82, c. 414].

греч. methodike) — 1) совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы; 2) отрасль педагогической науки, исследующая закономерности, правила, методы и приемы обучения определенному учебному предмету.

способ достижения определенной цели; совокупность способов целесообразного поведения какой-либо работы; отрасль педагогической науки, исследующая закономерности, правила, методы и приемы обучения, осуществление воспитательной деятельности.

технические приемы реализации метода с целью уточнения или верификации знаний об изучаемом объекте. Конкретное воплощение метода - выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры.

совокупность методов, используемых в процессе изучения конкретного учебного предмета, его раздела или темы, а также в процессе осуществления конкретных форм организации учебного процесса (методика проведения семинаров, методика проведения практических занятий и т. д.).

конкретное воплощение метода в виде частной его реализации при решении конкретной научной или практической задачи. Педагогическая М. состоит из совокупности упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебно-воспитательного процесса по конкретной учебной дисциплине.

конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования; совокупность исследовательских методов и приемов, а также формы и способы их использования, при помощи которых осуществляется познание педагогических явлений и процессов; процедуры, используемые в конкретном исследовании [24, c. 80; 80, c. 291; 89, c. 13].

[гр. methodike] – 1) совокупность методов, приемов целесообразного проведения какой-л. работы; 2) отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету, воспитания или целенаправленного развития обучаемого; выделяются общая методика, частные методики, специальные методики, методики преподавания (определенного учебного курса), методика обучения определенному знанию.

вообще (в широком смысле) – совокупность методов и приемов целесообразного проведения какой-либо работы. Методика в педагогическом смысле – научно обоснованная система знаний о принципах, содержании, методах, формах и средствах обучения, воспитания и развития обучающегося (обучающихся), разрабатывающая на этой основе эффективные педагогические технологии и обеспечивающая решение поставленных педагогических задач. Литература: [60].

способ достижения определенной цели; совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы; отрасль педагогической науки, исследующая закономерности, правила, методы и приемы обучения определенному учебному предмету (осуществления воспитательной деятельности).
Методика работы социального педагога — 1) отрасль социально-педагогических знаний, изучающая адекватные способы решения социальных проблем индивида, социально-педагогических и воспитательных задач, стоящих перед личностью, семьей, социумом, обществом; 2) совокупность форм, средств, методов, приемов социально-педагогической помощи, поддержки индивида в трудной жизненной ситуации.

Сколько певцов–столько и методик (постановки голосов). В мировой вокальной школе существует две методики постановки голосов: основная и вторичная. А. Варламов, русский певец и педагог, делил все голоса на густые и высокие (легкие). Методика постановки густых голосов – основная, а методика постановки легких голосов – вторичная. Густые голоса в той или иной степени должны быть знакомы со вторичной методикой. Но легким голосам (высоким тенорам и сопрано) методика постановки сильного густого голоса, т. е. любого другого, кроме вышеназванных, не только не нужна, но и противопоказана, т. к. грозит сбить голос с высокой позиции и с резонансной "точки".

составная часть педагогики, в которой рассматривается процесс обучения определенному учебному предмету, разрабатываются нормативные требования к содержанию, преподаванию и учению (обучению). Находит свое конкретное воплощение в содержании образования (в программах и учебниках), в методах, формах и средствах обучения. В системе педагогических наук выступает как частная дидактика, теория и практика обучения определенному учебному предмету. Различают М. обучения естествознанию, М. политехнического образования и трудового обучения, М. обучения русскому языку, математике, истории, музыке и другим дисциплинам (Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. – М.:Высш. школа, 2004. – С.19). В. И. Галака

Ориентируясь на определение, предлагаемое A. М. Новиковым, под методикой можно понимать раздел педагогической науки, связанный с исследованием закономерностей обучения определенному предмету или курсу и включающий в себя в общем случае: 1)изучение истории преподавания предмета, курса; 2)определение целей и задач предмета, курса, их места в общей системе образования; 3)определение содержания учебного предмета, курса, научное обоснование учебных программ, учебников; 4)разработку организационных форм и методов обучения, соответствующих целям и содержанию; 5)разработку средств обучения, в том числе учебников, учебного оборудования, технических средств обучения; 6)определение требований к подготовке преподавателей данного предмета, курса. В этом случае правомерно говорить о методике учебного предмета или курса. Совокупность методик учебных предметов или курсов, основанную на определенной (базовой) дидактической теории, выполняющей роль системообразующего фактора, по мнению B. И. Андреева, можно называть методической системой.

(от греч. methodike) – способ достижения определенной цели; совокупность способов целесообразного проведения какойлибо работы; отрасль педагогической науки, исследующая закономерности, правила и приемы обучения соответствующему учебному предмету (осуществления воспитательной деятельности). Понятие рассматривается достаточно широко:
• как технические приемы реализации определенного метода, конкретное воплощение метода. В данном понимании иногда методика рассматривается как синоним техники реализации метода (см. Техника);
• как выработанный способ деятельности, на основе которого реализуется достижение конкретной цели, – реализации определенной педагогической технологии. В этом случае под М. понимается последовательность и особенности реализации совокупности методов, средств, направленных на достижение определенной цели (обучения или воспитания). Например, методика формирования привычки, методика обучения письму, методика развития речи, методика организации практики студентов;
• как особенности педагогической деятельности в процессе преподавания учебной дисциплины, включающие рекомендации по изучению отдельных разделов, тем, проведению различных видов учебных занятий – частная методика преподавания;
• как учение о методах воспитания; может быть, общей, если имеются в виду общие методы, присущие всем направлениям воспитания (умственному, физическому и пр.), или частной, если речь идет о методах, применяемых в определенном аспекте воспитания.


2. Учение о методах преподавания той или иной науки.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

МЕТО'ДИКА, и, ж. Система правил, изложение методов обучения чему-н. или выполнения какой-н. работы. М. арифметики. М. научного исследования. М. пожарного дела.

мето́дика

2. учение о методах преподавания той или иной науки

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова заплечный (прилагательное):

Ассоциации к слову «методика»

Синонимы к слову «методика»

Предложения со словом «методика»

  • Новая методика обучения появилась в связи с потребностью формирования в процессе обучения навыка решения серьёзных жизненных проблем и задач.

Сочетаемость слова «методика»

Методики креативности (методики творчества) — методы и техники, способствующие творческому процессу генерации оригинальных идей, нахождения новых подходов к решению известных проблем и задач. Методики креативности помогают чётче формулировать задачи, ускорять процесс нахождения идей, а также увеличивать их количество, расширять взгляд на проблему и уничтожать ментальные блокады. Методики не являются алгоритмами, следуя которым обязательно будет найдено решение задачи, зато они дают направление и.

Дополнительно

Предложения со словом «методика»

Новая методика обучения появилась в связи с потребностью формирования в процессе обучения навыка решения серьёзных жизненных проблем и задач.

Именно это обстоятельство позволяет создавать новые методики исследования личности путём рекомбинации одного и того же набора вопросов.

С моими коллегами мы разработали методики преподавания правил логического мышления, которые помогают делать умозаключения, касающиеся личных и профессиональных вопросов общего характера.

Методика — это, как правило, некий готовый "рецепт", алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Близко к понятию технология. Методика отличается от метода конкретизацией приемов и задач. Например, математическая обработка данных эксперимента может объясняться как метод (математическая обработка), а конкретный выбор критериев, математических характеристик — как методика.

Понятие "методика" в различных отраслях

Образование

Методика обучения предмету включает в себя [3] :

  • цели обучения
    • образовательные цели
    • развивающие цели
    • воспитывающие цели
    • практические цели
    • общие методы обучения
    • частные методы обучения

    Экспериментальная наука

    Раздел нуждается в дополнении.

    Теоретическая наука

    Раздел нуждается в дополнении.

    Требования к методике

    Необходимыми требованиями к методике, как к конкретному "рецепту", процедуре, являются следующие:

    • реалистичность;
    • воспроизводимость;
    • внятность;
    • соответствие целям и задачам планируемого действия, обоснованность;
    • результативность.

    См. также

    Примечания

    Ссылки

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Полезное

    Смотреть что такое "Методика" в других словарях:

    методика — Установленный способ осуществления деятельности. Примечания 1. Во многих случаях методики документируются [например, методики системы качества]. 2. Когда какая либо методика документируется, лучше употреблять термин «письменная… … Справочник технического переводчика

    МЕТОДИКА — (греч. methodike). 1) то же, что методология. 2) часть педагогики, излагающая правила обучения различным предметам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МЕТОДИКА греч. methodike. Тоже, что методология.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Методика — – установленный способ осуществления деятельности. Примечания: 1. Во многих случаях методики документируются, [например, методики системы качества]. 2. Когда какая либо методика документируется, лучше употреблять термин «письменная… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

    МЕТОДИКА — МЕТОДИКА, методики, жен. Система правил, изложение методов обучения чему нибудь или выполнения какой нибудь работы. Методика арифметики. Методика научного исследования. Методика пожарного дела. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    МЕТОДИКА — конкретизация метода, доведение его до инструкции, алгоритма, четкого описания способа существования. Чаще всего применяется в словосочетаниях методика расчета , методика оценки , методика составления, разработки . Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш.,… … Экономический словарь

    МЕТОДИКА — МЕТОДИКА, фиксированная совокупность приемов практической деятельности, приводящей к заранее определенному результату. В научном познании методика играет важную роль в эмпирическом исследовании (наблюдении и эксперименте). В отличие от метода … Философская энциклопедия

    Методика — (Methodology, guideline) – 1.Документ, рекомендующий к применению определенные способы действия ( в бухгалтерском учете, отчетности, решении экономико математических задач и так далее), не требующий рассмотрения или утверждения руководством… … Экономико-математический словарь

    Методика — совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    МЕТОДИКА — МЕТОДИКА, и, жен. 1. Наука о методах преподавания. 2. Совокупность методов обучения чему н., практического выполнения чего н. М. опытов. | прил. методический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    методика — сущ., кол во синонимов: 2 • годегетика (1) • методология (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    МЕТОДИКА — (от греч. methodike совокупность методов) англ. те thodics; нем. Methodik. 1. Совокупность методов, приемов целесообразного выполнения к. л. деятельности. 2. Всоциологии система операций, процедур, приемов установления соц. фактов, их… … Энциклопедия социологии

    форма реализации метода, совокупность конкретных приемов и операций, их последовательность и взаимосвязь, а также формализованные правила сбора, обработки и анализа информации.

    совокупность, система конкретных методических приемов, используемых для решения теоретических и практических задач; совокупность приемов, способов, средств целесообразного проведения какой-либо работы. Методика олицетворяет не стратегию, а тактику научного познания.

    (method) – 1. Технические приемы реализации метода с целью уточнения или верификации знаний об изучаемом объекте. 2. Конкретное воплощение метода – выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуре.

    от греч. methodike] - 1) совокупность методов, приемов практического выполнения чего-л.; 2) отрасль педагогики, изу чающая принципы, методы, приемы и средства обучения и воспитания; 3) учение о методах преподавания той или иной научной дисциплины, того или иного учебного предмета

    совокупность приемов научной или практической деятельности. В конфликтологии под М. понимается система методов и приемов научной деятельности, используемая для решения конкретной исследовательской задачи с описанием последовательности и технологии применения этих методов и приемов.

    конкретная, частная процедура или система действий, предназначенные для получения информации о психическом свойстве (предмет обследования) у конкретного контингента испытуемых (объект обследования) в определенном классе ситуаций (условия обследования) для решения определенных задач (цель обследования).

    греч. methodos) - довольно определенная, условная процедура или набор процедур для достижения некоторой специфической цели. Обычно этот термин используют с коннотацией, что эти процедуры требуют не столько изобретательности, сколько определенной квалификации, и владение ими отражает лишь некоторый уровень опытности исследователя.

    Довольно определенная, усвоенная процедура или набор процедур для достижения некоторой специфической цели. Обычно этот термин употребляется с коннотацией, что эти процедуры требуют определенной квалификации, и владение ими отражает некоторый уровень опытности. Термин употребляется очень широко, и, как правило, к нему добавляется некоторое уточняющее слово, например, статистическая методика, экспериментальная методика и т.д. Ср. с методом и процедурой.

    1. Совокупность приемов, методов обучения чему-либо, методов целесообразного проведения некоей работы, процесса, или же практического выполнения чего-либо. Технические приемы реализации метода с целью уточнения или верификации знаний об изучаемом объекте.
    2. Конкретное воплощение метода - выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на базе конкретного материала и конкретной процедуры.
    3. Наука о методах обучения.

    method ) — совокупность конкретных операций, процедур проведения эксперимента. Одним из условий достижения внутренней валидности является точность ( precision ) соблюдения М. При проведения лабораторных экспериментов особо обсуждается вопрос о соответствии компонентов М. теоретическим понятиям, привлекаемым для определения независимой переменной (например, может ли резкий звук зуммера расцениваться как “наказание” и т. п.) (см. Операциональная валидность). М. подробно излагается в соответствующем разделе экспериментального отчета.

    Наука о методологических и научно-теоретических классах, принципов и технике, применяемых при научных исследованиях с целью получения объективных, надежных, действительных и значимых результатов. Это касается таких областей, как надежность выписок, планирование исследования, эксперимента или применение определенных тестов. Частнонаучная спецификация методики исходит из свойств исследуемой области. В психологии она прежде всего сводится к познанию внутреннего и внешнего поведения живых существ и в особенности человека. Говорят о психологической методике. Согласно специфике отношений между субъектом и объектом - между руководителем эксперимента и экспериментируемым лицом, можно исходить из различного положения наблюдателя относительно наблюдаемого - внутреннего или внешнего или такого субъекта, который стремится к достижению обоих положений. В связи с этим разграничиваются т. н. метод интроспекции и метод экстраспекции Критерии качества психологических методик нередко в меньшей степени эксплицитно проверяемы при психологических экспериментах. Эксперимент является наиболее строгой М. исследования, поскольку возможна непосредственная проверка условий при соответствующем объяснении феноменов. Эксперимент в качестве М. введен в психологию в середине XIX в.


    Методология, методика, метод…

    За похожестью звучания этих терминов кроются существенные различия в их значениях.

    Методология - термин, который используется в двух значениях:

    1. Во-первых, это наука о строении, организации, средствах осуществления и способах (методах) какой-либо деятельности.
    2. Во-вторых, это сумма методов, используемых в ее конкретном виде.

    методика проведения

    Метод — способ, посредством которого решается выбранная задача. К примеру, задача изучения свойств и качеств предмета или природного явления будет осуществляться методами наблюдения, экспериментальными, лабораторными и многими другими.

    О методике подробнее

    Выбор методики своей работы любой специалист должен проводить с учетом как собственной квалификации, так и с точки зрения рациональности, достаточности для решения поставленных задач. Чаще всего ему не приходится разрабатывать новые методы и приемы. Он может заимствовать уже разработанные и апробированные из смежных наук.

    Методические разработки или указания (письменная форма методики) имеют рекомендательный или обязательный характер для исполнителя.

    методика обучения

    На практике часто происходит переработка, комбинирование методик с учетом специфики различных обстоятельств: масштабов проведения, наличия материальных и кадровых ресурсов, природных особенностей. Так, например, будут отличаться методики проведения новогодних торжеств для учащихся московской и южной сельской школы.

    Как правило, при разработке методики указываются: область применения, цели, задачи осуществления, раскрывается содержание подготовительного этапа (кто, что, к какому сроку должен подготовить), материалы и оборудование, формы контроля и регистрации подготовки и исполнения.

    Общие принципы обучения

    Теоретическое образование и формирование бытовых или профессиональных действий человека любого возраста может происходить в учебном заведении, непосредственно на производстве, в семье. Обучающий должен хорошо представлять, что такое методика — общая и частная — и принципы ее осуществления. Это гарантирует быстрое, качественное достижение целей и задач обучения.

    методика изучения

    Без соблюдения дидактических принципов методика обучения не может существовать. Они состоят в следующем:

    • Научность и доступность, наглядность, осознанность изучаемого материала.
    • Взаимосвязь теории и практики.
    • Прочность усвоения, систематичность и преемственность знаний.
    • Воспитывающий характер обучения.

    Содержание и ход образовательного процесса конкретизируются с учетом возраста, состояния здоровья, интересов, запросов аудитории. Например, специалисты знают, что такое методики обучения работе на компьютере пожилых людей или людей с особенностями развития, у которых могут быть сниженными многие функциональные возможности.

    Методика формирования практических умений и навыков

    Теоретическая подготовка и сформированность навыков целесообразных действий — основа овладения любым видом деятельности. Поэтому в любом образовательном учреждении придается огромное значение разработке методики проведения практических занятий.

    методики развития

    Навык — умение, доведенное до автоматизма на основе осмысленного отношения к выполняемому действию. Из этого определения следует, что такая методика формирования практических действий значительное время уделяет предварительному знакомству обучающихся с теоретическими основами деятельности. Им разъясняются цели, задачи обучения, дается описание значимых свойств и качеств материалов и оборудования, этапов овладения конкретными действиями и операциями, возможных ошибок, их причин, последствий и способов исправления, правил техники безопасности.

    Далее методика проведения практических и лабораторных занятий по формированию умений и навыков включает:

    • показ действий преподавателем с его пояснениями,
    • упражнения в их выполнении обучающимися,
    • анализ и коррекцию ошибок,
    • повторные упражнения до получения устойчивых результатов.

    Умения и навыки формируются тем быстрее, чем более осознанно относится обучающийся к выполнению практических операций.

    Методики формирования социальных навыков

    Прочные навыки правильного социального поведения гарантируют бесконфликтное сосуществование человека в обществе. Социальная компетентность включает в себя потребность заботиться о других, оказывать помощь, понимать и учитывать при общении их чувства, состояния, выбирать формы поведения, соответствующие ситуации и общественным нормам. Такие навыки активно формируются в детском и подростковом возрасте, а также, например, при смене места жительства, когда человек попадает в другую социальную среду с другими нормами общественного поведения.

    Первые знания и навыки просоциального поведения ребенок получает в семье, как и образцы асоциального.

    что такое методика

    Задача специалистов всех уровней — выявление семей с неправильным типом воспитания и оказание им всесторонней помощи. Этим занимаются органы образования, правоохранительные, медицинские, социального обслуживания, общественные организации, волонтеры. Эти специалисты выявляют дисфункциональные семьи, разрабатывают и внедряют методики развития социальных навыков у детей и взрослых. Их основа — принципы осознания взрослыми причин и условий неправильного воспитания ребенка, добровольного и активного сотрудничества со специалистами, необвинительности.

    Область семейных отношений очень деликатная. Вмешательство специалиста не должно вызвать агрессию у членов семьи и усугубить ее положение. Поэтому понятно, что такие методики касаются проблем изучения и выявления семей, детей с неправильными социальными установками и поведением, вопросов вхождения в семью, ее обследования, стимулирования и других аспектов работы с ее членами. В них детально разработаны цели и задачи, этапы работы, профессиональные методы и приемы работы специалиста.

    Методист — это кто?

    Методист — это специалист в каком-то виде деятельности. Как правило, он имеет высшее образование и большой опыт работы в избранной профессии, знает ее особенности и нюансы.

    Методист должен обладать хорошей речью (устной и письменной), навыками индивидуального и аудиторного общения, организаторскими навыками, методикой изучения качеств рабочего процесса. Он несет ответственность за качество его методических материалов (инструкций, разработок, учебников, брошюр), информативность обучающих занятий и их результативность. Его профессионализм состоит в высоком качестве работы специалистов учреждения, где он работает, — детского сада, школы, вуза, соцслужбы, компании.

    Читайте также: