Речеведческий анализ текста 10 класс план урока

Обновлено: 07.07.2024

Загрузить презентацию (918 кБ)

Цель урока: систематизация знаний, совершенствование умений и навыков работы над текстом.

Образовательные: совершенствование орфографических и пунктуационных навыков, умения выполнять фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический разбор слова, синтаксический разбор простого осложнённого и сложноподчинённого предложения, умения определять вид подчинительной связи в словосочетании, формирование навыков определять тип и стиль речи и умений находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка, характерных для публицистического стиля, подготовка к написанию сочинения - рассуждения по прочитанному тексту.

Развивающие: развитие эмоциональной, познавательной сфер, формирование коммуникативных навыков в учебном диалоге, развитие различных операций мышления (умения обобщать, анализировать, синтезировать, сравнивать), развитие различных видов мышления (теоретическое понятийное, наглядно-действенное), развитие разных видов памяти (слуховой, зрительной); обогащение словарного запаса научной терминологией, развитие умения рефлексии.

Воспитательные: формирование научного мировоззрения, нравственных, эстетических, этических представлений, систему идеалов, отношений, формирование культуры исследовательской деятельности, уважительного отношения к традиционным нравственным ценностям, формирование высоконравственной гражданской позиции, осознания жить нравственно.

  1. Компьютер, экран, мультимедийный проектор.
  2. Компьютерная презентация, в которой представлены необходимые теоретические сведения и задания по тексту.
  3. На рабочих столах учащихся экземпляры текста (См. Приложение 1), памятки для написания сочинения-рассуждения по тексту (См. Приложение 2) рабочие тетради.

I. Организационный момент. Презентация темы, цели и задач урока. Создание положительного эмоционального настроя.

II. Актуализация полученных ранее знаний. Подготовка к комплексной работе с текстом:

а) работа с эпиграфом;

б) чтение текста;

в) беседа по тексту;

г) орфографическая пятиминутка;

д) синтаксическая пятиминутка;

е) упражнения на морфологию и словообразование наречий, синтаксическую роль наречий.

III. Смысловой, речеведческий, языковой анализ текста.

IV. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

I. Организационный момент. Презентация темы, цели и задач урока. Создание положительного эмоционального настроя.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем работать с текстом. Анализируя текст, мы повторим сложные вопросы языкознания, выполним различные виды разборов, вспомним материал предыдущего урока, а именно: наречие. Тема нашего урока “Комплексный анализ текста” (слайд №1). Выполняя интересную, содержательную работу над текстом, мы будем говорить о том, для чего мы рождены на этом свете, о чём, мечтает каждый из нас.

На сегодняшнем уроке мы прислушаемся к мнению замечательного человека, учёного-литературоведа, академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Его портрет вы видите на слайде (слайд №2).

Его замечательные слова будут являться эпиграфом нашего урока: “Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и может хоть на время забыть о своих интересах, о себе” (слайд №3).

II. Актуализация полученных ранее знаний. Подготовка к комплексной работе с текстом.

а) Работа с эпиграфом:

- запись высказывания Д.С. Лихачева в тетрадях;

- нахождение однокоренных слов в этом предложении (счастья, счастливыми)(слайд №4);

- определение слова, соответствующего данной схеме (счастливыми) (слайд №5, 6);

- каким способом образовано данное прилагательное (слайд №7);

- определите количество букв и звуков в слове СЧАСТЬЯ (слайд №8).

б) Чтение текста (под музыку).

Учитель говорит учащимся о том, что понятие счастья нераздельно связано с такими нравственными категориями, как добро, любовь, дружба и знакомит их с отрывком из письма Д.С. Лихачёва из цикла “О добром и прекрасном” (см. Приложение). Учитель читает выразительно текст (слайд № 9 портрет Лихачёва).

в) Беседа по содержанию текста.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

- определите тему текста. (Автор рассуждает о такой нравственной категории как добро);

- сформулируйте проблему текста;

- какова авторская позиция? В каких предложениях она выражена? (2, 3)

г) Орфографическая пятиминутка.

Задание. Вставьте пропущенные буквы в выделенных словах.

1-й ряд найдите слова с безударной проверяемой гласной в корне слова.

2-й ряд найдите слова с безударной непроверяемой гласной в корне слова (словарные слова).

3-й ряд – слова с безударной чередующейся гласной в корне.

Проверка задания. Проверка задания ведется с использованием таблицы в компьютерной презентации (слайд № 10, 11).

д) Синтаксическая пятиминутка (слайд 12).

Задание 1. Индивидуальная работа с предложениями (два ученика выполняют это задание у доски):

1-й вариант. Работает над предложением № 13.

2-й вариант. Работает над предложением № 14.

Задание 2. Работа с классом.

Выпишите одно подчинительное словосочетание, в состав которого входит наречие, определите вид подчинительной связи в словосочетании.

1 вариант – из 7-го предложения;

е) Морфемный, словообразовательный, морфологичекий разбор наречия.

Задание: Наречие постепенно (из 7-го предложения).

1-й вариант – морфологический разбор;

2-й вариант - морфемный и словообразовательный разбор.

Проверка пунктуационного и синтаксического разбора, выполненного на доске.

III. Смысловой, речеведческий, языковой анализ текста.

а) Учитель предлагает учащимся серию заданий.

- К какому типу речи относится данный текст? (Слайд №13) (2)

4) повествование с элементами рассуждения.

- К какому стилю речи относится данный текст? (Слайд № 14) (3)

- Докажите, что данный текст публицистический. В чём заключается цель данного текста? (Версии учащихся)

б) Информация учителя о публицистическом стиле.

Информация. Цель публицистического текста – воздействие на читателя, убеждение его, внушение ему определённых идей, взглядов (слайд №15). Основные черты публицистического стиля: логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность (слайд №16). Публицистический стиль (как и художественный) использует все возможные изобразительные средства языка.

в) Беседа с учащимися по тексту.

- Какие изобразительные средства языка характерны для данного публицистического текста? (Первый троп – это эпитет)

- Что такое эпитет? (Слайд №17)

(Эпитеты – это образное определение, обычно выраженное прилагательным в переносном значении).

- Найдите эпитеты в предложении 14. (Доброе имя, прочное счастье, спокойная совесть).

- Следующий троп – сравнение – это изобразительный приём, основанный на сопоставлении одного понятия, явления с другим. Найдите сравнение в тексте (слайд №18). (Это как круги на воде).

- Переходим к стилистическим средствам выразительности - это фигуры речи. К ним относится лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова и словосочетания (слайд №19). Найдите несколько примеров лексического повтора (добро 2 и 3 предложения, расширяясь 7 и 11, мудрость, счастье).

- Что такое риторические вопросы? (Вопросы, не требующие ответа) (слайд №21).

- Найдите риторический вопрос? (1)

- Следующая фигура речи – градация – расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию (слайд №20). Найдите в первых трёх абзацах пример градации (6, 7).

Подводя итог данной работы, учитель отмечает, что все эти изобразительные средства выразительности языка характерны для публицистического текста. Для таких текстов характерно употребление причастных и деепричастных оборотов (слайд № 22).

IV. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

1. Дома вам предстоит написать сочинение-рассуждение по данному тексту. План сочинения может быть таким (слайд №23 и у учащихся на столе памятка по написанию сочинения).

Вступление: сведения об авторе, характеристика актуальности темы или субъективное отношение к предмету разговора.

1. Критерий 1: формулировка проблемы, поставленной в тексте (какие вопросы автор поднимает в тексте).

2. Критерий 2: комментарий к проблеме, характеристика актуальности проблемы, поднятой в тексте.

3. Критерий 3: авторская позиция.

4. Критерий 4: выражение собственного мнения, приведение не менее двух аргументов, доказывающих вашу точку зрения или подтверждающих авторскую, или примеров. (Учитель приводит примеры из художественных произведений)

Заключение: основные выводы.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока.

В заключительной части урока учитель подчеркивает то, что каждый из нас должен стремиться к тому, чтобы люди, окружающие нас, были счастливы. Творя добро, человек становится счастливым.

Учитель желает учащимся и их родителям огромного счастья и дает наказ словами из стихотворения Эдуарда Асадова “Дорожите счастьем!”.

(1) В чём самая большая цель жизни? (2) Я думаю: ув..личивать добро в окружающем нас. (3) А добро – это прежде всего счастье всех людей. (4) Оно сл. гается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать.

(5) Многое нач. нается с мелочей, зар. ждается в детстве и в близком.

(6) Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. (7) Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. (8) А это совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом н…льзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

(9) Большая цель добра начинается с малого – с ж…лания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов.

(10) Это как круги на воде. (11) Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. (12) Любовь же и дружба, разр…стаясь, обр…тают новые силы, становятся всё выше, а человек мудрее.

(13) Мудрость это ум соед…нённый с добротой. (14) Мудрость приносит человеку доброе имя прочное счастье и ту спокойную совесть которая ценится в старости.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ОТКРЫТЫЙ УРОК В 10 КЛАССЕ.

ЦЕЛИ: 1. Закрепить умение анализировать текст.

2. Повторение, закрепление и обобщение лингвистического материала.

3. Глубокое понятие и восприятие литературного произведения.

4. Развитие речи учащихся.

1.Где мы? 2. В какой благословленный уголок земли принес нас сон Обломова? 3. Что за чудный край! 4. Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал, пропастей, ни дремучих лесов–нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.

5. Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? 6. Море, например? 7. Бог с ним! 8. Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. 9. Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.

10. Рев и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха: они все твердят свое, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания; и все слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обреченного на суку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса. 11. Птицы не щебечут вокруг ; только безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.

12. Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины! 13. От этого, может быть, так и тяжело ему смотреть на море.

14. Нет, бог с ним, с морем!

15. Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. 16. Они грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя. 17. И небо там над скалами и пропастями, кажется таким далеким и недосягаемым, как будто оно отступилось от людей.

18. Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой.

Вопросы и задания:

Прочитайте текст вслух выразительно, выделяя нужные слова и смысловые отзвуки информации, паузами и повышением или понижением тона.

Найдите и подчеркните в тексте лексические повторы. Сколько раз повторяется слово море? Почему?

В тексте содержатся следующие лексические повторы: уголок (1-18), море (4, 6, 13, 14) , горы (4, 15), скалы (4, 17), пропасти (4, 15, 17), грандиозное (4, 5), дикое (4, 5), человек (8, 12, 15), в 17-м предложении слово человек повторяется в форме мн.ч. : людей.

Слово море 4 раза повторяется в тексте потому, что автор разворачивает перед читателями грандиозную и устрашающую картину моря.

Какими описательными оборотами заменяется слово море в тексте? Как называется такие обороты речи? Дайте им определение.

Слово море заменяется следующими описательными оборотами: необозримая пелена вод, бесконечная картина, бешеные раскаты валов. Такие обороты речи называют перифразами.

Перифраза – оборот речи, который состоит в замене слова или имени описательным сочетанием, содержащий элемент характеристики описываемого предмета, явления или лица. Перифразы помогают избежать повторов, в образной форме выражают оценку объекта и являются богатым резервом синонимических средств языка.

Перифразы могут быть как общеупотребительными и общепонятными, относящимися только к данному объекту (лиса – рыжая плутовка, Япония – страна восходящего солнца), так и контекстуальными, т.е. относящимися к данному лицу или предмету только в определенном контексте. Какие из них используются в этом тексте? Докажите свое мнение.

Здесь используются контекстуальные перифразы, т.к. в другом контексте они могут быть отнесены, например, к океану или озеру, а словосочетания бесконечная картина и широкая картина – к степи, к небу и т.д.

Найдите в тексте контекстуальный одиночный синоним слова море. Какой образ моря создает автор? Какие слова он для этого использует?

Контекстуальный синоним слова море – чудовище, т.е. нечто страшное, враждебное человеку. Гончаров создает образ моря – громадного, ревущего, стонущего, вечно существующего чудовища: грандиозное, дикое, необозримая пелена вод, бесконечная картина, рев, бешеные раскаты валов, мрачное и неразгаданное, стон, чудовище , зловещие голоса.

Обратите внимание на звуковой образ моря в тексте. Какими фонетическими средствами он создается?

Звуковой образ моря сложен: это то ревущее, то стонущее чудовище. Поэтому аллитерации тут чередуются и сочетаются с ассонансами. Например, в 10 предложении звуковой образ моря создаётся чередованием повторов согласных звуков [р], [в], [б], передающих рев и рокот, и аллитераций [с], [н], [ж] в сочетании с ассонансами [о], [у], которые создают впечатление стона, завывания.

7.Найдите в тексте синонимы слов горы и пропасти. Какую смысловую и оценочную роль играет такая синонимия?

Контекстуальные синонимы слов горы и пропасти – когти и зубы дикого зверя. Такая контекстуальная синонимия создаёт образ дикой, угрюмой, враждующей человеку природы.

8.Обратите внимание на аллитерации в предложениях 15 и 16. Какую роль здесь играют эти фонетические средства?

В предложениях 15и 16 аллитерация используется не только для создания звукового образа, но и для передачи эмоционального впечатления, определённого восприятия дикой природы слабым человеком. Горы, пропасти, грозны, страшны, устремлённые, зверя, и усиливает впечатление страха, угрозы, исходящей от дикой природы.

9.Какие литературные тропы использует И.А. Гончаров для создания такого образа природы? Какие из них основаны на переносном значении слов? Дайте определения этих тропов.

И.А. Гончаров использует разные фигуры речи: эпитеты ( в том числе и метафорические):необозримая (пелена вод), бесконечная (картина), бешеные ( раскаты валов), мрачное и неразгаданное ( содержание), зловещие ( голоса), дикого ( зверя) и проч. – сравнения: безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся…и кружатся. Они ( горы и пропасти) грозны, страшны, как выпущенные и устремлённые на него когти и зубы дикого зверя.

- олицетворения: рев валов, валы твердят свою…песнь, в которой слышится стон и жалобы будто обречённого на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса; вопли природы; небо…отступилось о т людей.

- метафоры: бешеные ( раскаты валов), вопли природы.

Метафора – литературный троп, основанный на переносном значении слов и уподоблении одного предмета или явления другому, т.е. метафора – скрытое сравнение.

10.Вспомните , что такое градация. Найдите примеры использования градации в этом тексте.

Градация – фигура речи, основанная на постепенном возрастании или убывании качества, свойства, значимости явления или предмета. Как правило, градация строится на нагнетании синонимов.

Море наводит грусть – хочется плакать – сердце смущается робостью; ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины. Принцип градации может использоваться и при построении текста, т.е. он может быть композиционным приёмом. Можно ли сказать, что композиция данного текста построена на приёме градации? Чтобы ответить на этот вопрос, найдём ключевые слова фрагмента.

11.Подчеркните объективные и субъективные ключевые слова. Выпишите их, располагая по порядку и в соответствии со смысловыми отношениями.

Благословленный уголок земли – нет моря нет гор, скал, пропастей

нет ничего грандиозного, дикого, угрюмого

чудный край дикое и грандиозное море

робостью перед необозримой полной

вод бесконечной картины

бешеные раскаты валов

мрачного и неразгаданного

ничтожен голос человека зловещие голоса

человек безмолвные чайки

мал слаб исчезает перед воплями природы

тяжело широкой картины

не для увеселения с морем

отступилось от людей

небо грозны страшны

мирный уголок над скалами и пропастями

Обломовка – благословленный уголок земли – чудный край – мирный уголок. Этот край оценивается с точки зрения обломовцев и главного героя, который также к ним принадлежит. Обломовцы не просто любят свою деревню, но даже считают её идеалом жизни. Так же думает и Илья Ильич Обломов, поэтому во сне он с умилением и радостью видит чудный край.

13. Найдите и выпишите из текста примеры антонимов. Что такое антонимы? С какой целью они используются здесь?

Здесь есть контекстуальные антонимы: благословленный уголок – грандиозное, дикое и угрюмое, а также лексические антонимы мирный уголок – грозны (горы и пропасти). Антонимы – это слова одной части речи с противоположными лексическими значениями. В этом тексте они используются для того, чтобы подчеркнуть основное противопоставление: мир Обломовки – дикая природа.

14. Отметьте композиционно – смысловые части текста. На каких приемах основано композиция текста? Обратите внимание на начало и конец отрывка. Как они соотносятся?

Весь текст можно разделить на три основные части: 1. Два первых абзаца (чудный уголок). 2. С 5-го по 17-е предложения – картина дикой природы; 3. Последний абзац (мирный уголок). Большую среднюю часть также можно подразделить на более мелкие, связанные с главными образами текста: человеком, морем, горами и пропастями.

Композиция текста основана на противопоставлении и градации. Чудный край противопоставлялся дикой природе; ей же противопоставлялся человек. Изображение самой дикой природы основано на градации – усилении впечатления чего-то безграничного, страшного, враждебного человеку. Состояние человека перед лицом дикой природы также передается при помощи градации: сначала говорится, что человеку становится грустно при виде моря, и постепенно доходит до утверждения, что он совсем исчезает на фоне величественной картины, даже небо отступилось от людей. Этим усиливается впечатление одиночества, ничтожности и беспомощности человека перед лицом дикой природы.

Начало и конец отрывка как бы замыкают круг, обрамляя центральную часть. Это обрамление и несет в себе главную мысль: подчеркнуть благословенность того мира, в котором живут обломовцы.

15. Почему Гончаров для противопоставления мирному уголку (Обломовке) выбирает море, горы, пропасти?

Море, горы и пропасти – это излюбленные образы романтической литературы, связанные в романтизме с такими понятиями, как вечная неуспокоенность, борьба, постоянное стремление к свободе, к преодолению обыденности. Противопоставляя эти образы мирному уголку, Гончаров усиливает впечатление от обломовки как от замкнутого, тихого, благословленного мира, где царствует покой, и одновременно как бы подчеркивает свою литературную позицию: отказ от романтизма как метода, изображающего нечто необычное, исключительное, далеко от обыкновенной жизни.

16. Выпишите из текста прилагательные и причастия с –н- и –нн-, сгруппируйте их и объясните правописание.

1. Прилагательные: беш-ен-ый – бесить (н.в.), благослов –енн –ый – благословить (с.в.), неразгада –нн –ый – ( не) разгадать (с.в.).

17.Выпишите слова с приставками на з / с. Объясните их правописание.

Слова с приставками на –з Слова с приставками на –с

(перед звонким согл.) (перед глухим согл.)

Вз-гляду бес – конечной

И з - мученному рас – каты

Не – раз – гаданного бес - силен

18. Произведите фонетический разбор слова бессилен.

Бес – си – лен - 3 слога, второй ударный; перенос совпадает со слогоделением;

Б – [б’] – согл., звонк., парн., мягк., парн.

Е – [и] – гласн., безударный;

С – [с’] – согл., глухой парн., мягк. парн.

И – [ й ] – гласный, ударный;

Л – [л’] – согл., сонорный, звонк непарн., мягк. парн.

Е – [ь] – гласный, безударный;

Н – [н] – согл., сонорный, звонк. непарн., тверд. Парн.

8 букв, 7 звуков: 3 гласных и 4 согласных.

19. Домашнее задание:

*1. Что такое многозначные слова? Расскажите о прямом и переносном значении слова. Как используются переносные значения слова в литературных произведениях? Отвечая на вопрос, основывайтесь на предыдущем тексте.

2. Что такое синонимы? Какие виды синонимов вы знаете? С какой целью они употребляются в текстах? Как они используются в литературных произведениях? Приведите примеры из текста.

3. Что такое перифразы? Какие виды перифраз вы знаете? Как они используются в литературных произведениях? Приведите примеры из текста.

4. Что такое антонимы? Назовите их разновидности. Для чего они используются в литературных произведениях? Приведите примеры из текста.

Тема - повествование об известном в городе человеке.

Тип речи - информирующий.

Стиль - художественный.

Коммуникативная задача - поделиться информацией об Е. А. Субботине; указать, какой жизненный момент стал определяющим в становлении его личности.

Партнеры по коммуникативной ситуации - аудитория (читательская).

Проблематика: проблема взросления; проблема влияние учителя на формирование личности ученика; проблема сострадания; проблема выбора жизненного пути; проблема благодарности.

Особенности композиции текста

А) Вступление вводит слушателей в сущность дальнейшего содержания, психологически готовит их к восприятию изложения. В нем сообщается тема текста, указываться причина встречи автора с собеседником и оценка его личности.

Б) Основная часть текста.

Метод изложения материала - дедуктивный (от общего к частному: от

главного тезиса к доказательствам).

Логические формы изложения - синтез, обобщение.

В изложении можно выделить 6 микротем.

В) Авторское заключение отсутствует, дается лишь мнение собеседника (Е. А. Суботина) о значимости участия классной руководительницы в его судьбе.

Развернутый план статьи

1. Стал задавать специально приготовленные вопросы.

2. Все могло бы сложиться совсем иначе:

д) «Это была какая-то безудержная радость, заполнившая всю мою

III . «Я не могу забыть тех слез, которые отогрели мое закоченевшее

  1. Правильность речи. Способы создания выразительности

Речь автора правильна, доступна для понимания, так как автор тщательно отбирает языковой материал, заботится о ясности и простоте, выразительности речи. Однако эта кажущаяся простота подчинена одной цели - решению коммуникативной задачи.

Для создания образности, эмоциональной окрашенности речи автор использует следующие тропы и стилистические фигуры:

Такое множество изобразительно-выразительных средств делает текст ярким, интересным, живым; помогает в раскрытии основной мысли - демонстрации примера того, как важно бывает живое участие и роль педагога в становлении характера человека. Цель многих тропов и фигур - неоднократно подчеркнуть, повторить какую-то мысль, слово, фразу, чтобы наглядно увидеть (услышать), насколько необходима была эта встреча с учителем в суде для нравственного взросления героя.

С точки зрения синтаксиса можно отметить наличие сложных

предложений, в том числе с несколькими придаточными; наличие вводных слов, предложений с однородными членами и прямой речью.

Тип логической аргументации - аргументы к существу дела - факты, которые устанавливаются путем наблюдения, примеров из жизненного опыта.

Тип психологической аргументации - аргумент к публике (аудитории) - ссылка на мнения, настроения, чувства слушателей;) использование вопросительных предложений для активизации внимания собеседника.

Речь рассказчика (Субботина Е. А.), как и автора текста Новикова Е.) эмоционально и содержательно насыщена. Она предполагает богатое интонационное оформление, доказательством чего служат изобразительно-выразительные средства, эмоциональная окраска и построение предложений.

Автор создает атмосферу непринужденного разговора, подчеркивая актуальность звучания проблемы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенностью научно-популярного подстиля является соединение в нем полярных стилевых черт: логичности и эмоциональности, объективности и субъективности, абстрактности и конкретности. В отличие от научной прозы в научно-популярной литературе значительно меньше специальных терминов и других собственно научных средств. Подстиль научно-популярный - разновидность научного стиля, предназначенная для распространения научных знаний среди широких общественных кругов. Научно-популярный текст имеет основной задачей ознакомление с историей и достижениями науки и техники.

Задания на урок

1)Познакомиться с особенностями научно-популярного стиля (устно)

2)Найти признаки научно-публицистического стиля в представленном тексте (устно)

3) Привести пример текста художественного стиля (взять произведение из программы по литературе 10 класса, указать его автора, название, начало и конец эпизода), проанализировать его по плану, данному в рекомендациях (письменно)

1. Прочитайте выразительно текст, укажите признаки текста в нем.

2. Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его.

3. Выделите микротемы, составьте план.

4. Укажите средства связи между частями текста.

5. Определите тип речи, стиль и жанр.

6. Укажите используемые стилистические средства.

7. Назовите особенности построения текста (его композиции).

II. Рассмотрение текста

Чистые пруды — это целый мир чудесных неожиданностей. Милые, скромные чудеса моего детства! Чистые пруды были для нас школой природы. Как волновала желтизна первого одуванчика! Нежности и бережности учили нас их пуховые, непрочные шарики. Мы ловили тут рыбу. И это было чудо — поймать рыбу в центре города. А плаванье на старой, рассохшейся лодке, а смелые броски в холодную майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой — это было несметным богатством для городских мальчишек.

Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, желтой, красной листве берез, осин, кленов, лип. Мы набирали огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами пропитывались их горьким запахом.

В раме Чистых прудов запечатлелся для меня и самый сильный образ моей юности. Это было в пору ожесточенных боев в Испании. Отовсюду глядело с портретов прекрасное, неистовое лицо Долорес Ибаррури, многие юноши носили пилотки с красным кантом и кисточкой, и нам казалось, будто самый воздух насыщен Испанией, ее звуками и ароматами, ее борьбой, ее гневной непримиримостью Испания была в нашем сердце.

Чистые пруды — это исток нашей юности, начало начал. (262 слова).

Текст представляет собой лирическую зарисовку — объяснение в любви родному городу, месту, где прошли детство и юность писателя (художественный стиль речи).

Описание Чистых прудов (а это небольшой район Москвы: улица, бульвар, пруд) пронизано счастливыми воспоминаниями; собственно говоря, в тексте больше раскрывается сам автор, чем город. Когда же говорится о городе, то преобладает его оценка, а не описание в узком и собственном смысле слова.

Оценка содержится также и в интонации восклицательных предложений; в синтаксическом строе некоторых повествовательных предложений (А плавание на старой, рассохшейся лодке, а смелые броски в холодную майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой — это было несметным богатством для городских мальчишек) и, понятно, в лексике. Здесь много слов оценочной семантики ( самое прекрасное, красиво, загадочно, чудо, чудесные неожиданности, милые скромные чудеса и т. д.).

Приведенный пример анализа не означает, что это образцовый вариант речеведческого разбора. Вариантов может быть множество, и каждый из них отражает особенности, пусть небольшие в понимании текста.

План текста дан в анализе.

В целях необходимой наглядности здесь может быть использован заранее подготовленный раздаточный материал

2. Индивидуальное задание. Познакомить учащихся с основными видами сокращения текста. Рассказать о тезисах и выписках.

Проверка знаний учащихся по изученной теме.

С уверенностью можно сказать, что Чехов, более чем кто-либо, показал всю гибкость, красоту, изящество и разнообразие русского языка. Однако он никогда не прибегал к выковыванию новых, искусственных слов. Заслуга его в том и заключается, что он, не переставая, учился языку где только мог. И нельзя утверждать, что эта незримая работа давалась ему очень легко. Юношеские его рассказы далеко не свободны от южнорусских оборотов и речений, между тем как последние произведения изумительны по чистоте языка. Чеховские корректуры свидетельствуют наглядно о громадной, терпеливой обработке стиля.

У Чехова еще долго будут учиться языку русские писатели.

Язык Толстого напоминает постройку, возводимую великанами: чтобы о ней судить, нужно глядеть на нее издали. Язык Чехова — нежное и тонкое плетение, которое можно рассматривать и в лупу.

В смерти Чехова заключается какой-то глубокий символ настоящего литературного разброда. Точно вот ушел он, и вместе с ним исчезла последняя препона стыда — и люди разнуздались и заголились.

Конечно, здесь нет связи, а скорее совпадение. Однако я знаю многих писателей, которые раньше задумывались над тем, что бы сказал об этом Чехов. Как поглядел бы на это Чехов? (222 слова).

Едигей достал из лодки тяжелый кожаный бурдюк, наполненный водой, развязал его и выплеснул на прибрежную гальку вместе с водой золотого мекре. То была большая рыба. Могучая и красивая рыба. Она бешено заколотила золотым хвостом, изгибаясь, подпрыгивая, разметая вокруг мокрую гальку, и, широко разевая розовую пасть, обратилась к морю, пытаясь добраться до родной стихии, до прибоя. На какую-то недолгую секунду рыба вдруг замерла напряженно, затихла, пытаясь освоиться, оглядывая немигающими безупречно круглыми чистыми глазами тот мир, в котором нечаянно очутилась. Даже в суме речном предвечерье зимнего дня непривычный свет ударил в голову, и увидела рыба сияющие глаза людей, склонившихся над ней, кромку берега и неба и в очень далекой перспективе над морем различила за редкими облаками на горизонте нестерпимо яркий для нее закат угасающего солнца. Задыхаться начала. И рыба вскинулась. Заколотилась, закрутилась с новой силой, желая добраться до воды. Едигей поднял золотого мекре под жабры.

— Подставляй руки, держи, — сказал он Укубале.

Укубала приняла рыбину, как ребенка, на обе руки и прижала ее к груди.

— Какая она упругая! — воскликнула Укубала, ощутив ее пружинистую внутреннюю силу. — А тяжелая, как полено! И как здорово пахнет морем! И красивая какая! На, Едигей, я довольна, очень довольна. Исполнилось мое желание. Отпусти ее в воду поскорей.

Едигей понес золотого мекре к морю. Войдя по колено в набегающий прибой, он дал рыбе соскользнуть вниз. На какое-то короткое мгновение, когда золотой мекре падал в воду, отразилась в густой синеве воздуха вся золотая оснастка рыбы от темени до хвоста, и, блеснув, вспарывая воду стремительным корпусом, рыба уплыла в глубину. (246 слов).

Виды сокращений текста (план, тезисы, выписки)

Знакомство с видами сокращений текста (план, тезисы, выписки); развитие монологической речи учащихся.

I . Проверка домашнего задания

II. Знакомство с видами сокращения текста

Выступление учащегося (Какие виды сокращений текста существуют? Что такое тезисы? В каких случаях мы делаем выписки?).

III. Контроль знаний. Отработка умений и навыков

— Прочитайте материал учебника (стр. 176, 179) и выпишите определение понятий тезисы, выписки, план.

— Составьте план и тезисы по упр. 317.

Образец выполнения упр. 317:

4. Речь Салтыкова, Достоевского, Лескова.

5. Слово Толстого.

6. Мысли Толстого.

Мне трудно припомнить все наши разговоры и все узоры той роскошной ткани мыслей, образов и чувств, которыми было полно все, что говорил Толстой.

Он не говорил, а играл, изображая людей в лицах, — жестом и голосом.

И опять иное впечатление производила речь Гончарова, напоминавшая картины Рубенса, написанные опытною в своей работе рукою, сочными красками, с одинаковою тщательностью изображающую и широкие очертания целого и мелкие подробности частностей.

. ни один из них не оставлял цельного впечатления и в качестве рассказчика стоял далеко ниже автора написанных им страниц.

Оно всегда было просто и поразительно. Оно было хронологично. Рассказы Толстого. текли спокойною рекою, постепенно расширяясь и отражая в своих прозрачных струях и высокое небо, и глубокое дно.

В каждом литературном произведении надо отличать три элемента. Самый главный — это содержание, затем любовь автора к своему предмету и, наконец, техника

— Перескажите содержание текста, пользуясь сначала тезисами, а потом планом.

I V . Подведение итогов урока

— Назовите основные виды сокращения текста.

— Что такое тезисы и выписки? Когда возникает необходимость в выписках? Как нужно оформлять выписки?

Конспект. Тематический конспект. Реферат

Познакомить учащихся с видом сокращения текста — конспектом, его разновидностью — тематическим конспектом.

I . Проверка домашнего задания

2. Словарный диктант.

Подавать апелляцию, суверенная территория, выполнить миссию, написать реферат, выступить в оппозиции, баллотироваться в президенты, работать над конспектом, поставить пьесу, составить план, сделать выписки, прочитать тезисы, вступить в дискуссию, получить эффект. (30 слов.)

— Объясните лексическое значение слов оппозиция (противодействие, сопротивление), апелляция (1. Обжалование решения суда в более высокую инстанцию с целью пересмотра дела. 2. Обращение с просьбой, с призывом о чем-нибудь.)

— Назовите из диктанта слова, которые называют виды переработки и сокращения текста ( Реферат, конспект, план, выписки, тезисы .)

— Какие разновидности переработки текста не названы? ( Аннотация .)

I I . Повторение и углубление изученного материала

1. Слово учителя:

Конспект — это последовательная фиксация информации, отобранной или обдуманной в процессе чтения. Конспекты бывают четырех типов: плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта); текстуальные (состоящие из цитат); свободные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы); тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам).

2. Работа по учебнику (стр. 183—185).

III. Контроль знаний. Отработка умений и навыков

Упр. 317, 318. Составить тематический конспект о творчестве Л. Н. Толстого.

Закончить работу над конспектом (упр. 317, 318).

Познакомить учащихся с правилами составления реферата.

I . Проверка домашнего задания

Сдать конспекты на проверку.

1. Работа с учебником (стр. 185).

— Используя полученные сведения, письменно ответьте на вопрос: Что такое реферат?

2. Знакомство с основными требованиями к реферату.

Реферат (от лат. refero — сообщаю) — краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме.

Это самостоятельная научно-исследовательская работа ученика, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер. Тематика рефератов обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и ученик.

Прежде чем выбрать тему реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить.

Этапы работы над рефератом

• Формулирование темы (причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию).

• Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, при разработке реферата используется не менее 8—10 различных источников).

• Обработка и систематизация информации.

• Разработка плана реферата.

• Публичное выступление с результатами исследования.

Примерная структура реферата

1. Титульный лист.

2. Оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).

3. Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы).

4. Основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы).

5. Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).

6. Список литературы.

Требования к оформлению реферата

Объем реферата может колебаться в пределах 5—15 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем.

Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.

Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.

Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.

Критерии оценки реферата

• Актуальность темы исследования.

• Соответствие содержания теме.

• Глубина проработки материала.

• Правильность и полнота использования источников.

• Соответствие оформления реферата стандартам.

По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам.

На следующей странице представлен образец титульного листа реферата.


Глава II. Образ Петра I в поэзии М. Ю. Лермонтова ………………………………………..с. 10

Правила оформления библиографии

1. Если источник имеет автора, то сначала пишется его фамилия, затем инициалы, название источника, например:

Клименко В. В. Как воспитать вундеркинда. — Харьков, 1996.

2. Если авторов два или три, то указываются в той же последовательности, как и в источнике, все фамилии авторов с инициалами, например:

Кан-Калик В. А., Никандров В. Д. Педагогическое творчество. — М., 1990.

Маркова А. К и др. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. — Петрозаводск, 1992.

4. Если название источника содержит дополнительные сведения основного названия ставится двоеточие, а затем даются дополнительные сведения с прописной буквы, например:

Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. — М., 1996.

5. В случае выхода источника (под редакцией) после наименования источника ставится одна косая линия (/) и с прописной буквы пишется: / Под общ. ред. или / Под ред. Затем приводятся инициалы и фамилия редактора в родительном падеже. Если же указывается редактор или составитель, то после наименования источника также ставится одна косая линия (/) и с прописной буквы пишется: / Ред: или / Сост. Затем ставятся инициалы и фамилия редактора или составителя в именительном падеже, например:

Социально-педагогические проблемы профессионального становления молодых учителей / Сост. С. Г. Вершловский. — Л., 1989.

Психологические диагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов / Под ред. А. А. Бодалева. — Л., 1976.

Реклама за рубежом / Ред. Б. Г. Карпова; Сост. И. С. Сидельников. — М., 1977.

6. В случае если ссылка дается на какую-либо статью (рассказ), изданную среди других произведений этого же автора и объединенных в одной книге, то после фамилии с инициалами дается название статьи (рассказа), затем ставятся две косые линии (//) и приводятся все библиографические данные источника, например:

Розанов В. В. Декаденты // Розанов В. В. Мысли о литературе. — М., 1989. — С. 211-215.

Каменский Я. А. Великая дидактика // Каменский Я. А. Соч.: В 2 т. — М., 1982. — Т. 1. — С. 242-446.

Плеханов Е. В. К вопросу о роли личности в истории // Избр. филос. произв. — М., 1956. — Т. 2.

7. При описании многотомных изданий после фамилии и инициалов автора пишется: Собр. соч. или Соч., ставится двоеточие и указывается количество томов: В 3 т., В 10 т. (но не 3-х, 10-и и т. п.), например:

Коменский Я. А. Соч.: В 2 т. М., 1982. — Т. 1. — С. 201-242.

Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч.: В 3 т. — М., 1980.

8. Место издания — обязательный библиографический элемент — приводится в именительном падеже. Принятые сокращения: Москва — М.; Ленинград — Л.; Санкт-Петербург — СПб.; Петербург. — Пб.; Нижний Новгород — Н. Новгород; Ростов-на-Дону — Ростов н/Д; Лондон — L; Нью-Йорк — N.Y.; Париж — Р.

9. Если книга ее описании два места издания, указываются оба и отделяются друг от друга точкой с запятой:

Гегель . Соч.: В 3 т. — М.; Л., 1934. — Т. 1. — С. 174-191.

10. При ссылке на тома, части, разделы, главы (в зависимости от построения источника и страницы соблюдаются следующие правила:

а) все сведения даются арабскими цифрами;

б) так как эти данные являются дополнительной информацией, они отделяются друг от друга тире и пишутся в сокращении:

Раздел 3 — Разд. 3.

Выпуск 5 — Вып. 5.

Есенин С. А. Собр. соч.: В 5 т. — М., 1970. — Т. 2. — Гл. 7. — С. 51-71.

11. Библиографическое описание источников, взятых из газет и журналов, делается так: дается фамилия и инициалы автора, название статьи, две косые линии (//), приводится название журнала или газеты, далее идут точка, тире, год, точка, тире, номер журнала (если источник взят из газеты, вместо номера указывается дата вы пуска), точка, например:

Букатов В. М. Учителю о режиссуре настойчивого поведения // Педагогика. — 1996. — № 3.

Щербина Т. Энциклопедия литературных героев // Литературная газета. — 1977. — 19 июня.

Похожие документы:

Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс

Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс

Поурочные разработки по русскому языку Канакиной 4 класс

Поурочные разработки по русскому языку Канакиной 4 класс Урок 1. Знакомство с учебником. Какая бывает . В)___________________ 9. Запиши слова, поставь ударение. 10. Запиши полученное слово. 11. Запиши .

Рабочая программа по русскому языку 9 класс (3)

. владения письменной и устной формами литературного языка; 10) совершенствование навыков подробного и сжатого . учителя Для ученика Горшков Л.И. Русская словесность. М.,1996. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. – М.:ВАКО,2005. .

Рабочая программа по русскому языку для V ix классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Читайте также: