Методическое сопровождение проектной деятельности в школе

Обновлено: 08.07.2024

В работе описано на что обратить внимание при организации исследовательских проектов учащихся, организация групп, методическая помощь по ходу работы учащихся над проектом, как оценивается работа.

Оценить 878 0

ФИО : Ивашененко Галина Ивановна

Должность: учитель математики

Как педагогу научить своего ученика умению самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы (пусть порой и ошибочные)? Как построить обучение так, чтобы учащиеся не боялись ошибиться, не смущались особенностью своего собственного мнения, позиции, но умели их логично объяснить, обосновать? На теоретических занятиях успеха достигнуть сложно, нужна непременно практика.

Собственное, самостоятельное искание смысла жизни путём сопричастности к науке помогает школьнику своевременно представить , осознать и правильно понять проблемы окружающей его действительности.

К общим характеристикам исследовательской деятельности следует отнести:
-практически значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности;

-структуру проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: целеполагание- формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта и целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде;

-компетенцию в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокую мотивацию;

-итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не только предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования темы, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности проектной работы.

Исследовательский проект как элемент научного творчества учащихся сегодня часто рассматривается и как органическая составная часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребёнку учиться, направлять его познавательную деятельность. Современный проект учащегося -это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития и одновременно формирования определённых личностных качеств. Метод проектов-педагогическая технология цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний и приобретение новых (порой и путём самообразования) для активного включения в проектную деятельность.

По включённости в учебные планы проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается усвоение учащимися определённого учебного материала(раздела, главы), и текущим- в этом случае на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного материала (раздела, главы) часть содержания обучения.

В основе учебно-исследовательского проекта должно лежать на­блюдение темы изучения в его конкретности :

- должны быть получены ответы на вопросы, которые возникли в результате работы с информационными источниками;

- должно быть проведено сравнение информаций с той, которую мож­но почерпнуть из уст учителя или из учеб­ных пособий;

- накопленный материал необходимо объединить.

Самым сложным во введении в учебный процесс исследовательских проектов является –подготовительный этап. Учителю при планировании рабочей программы следует выделить тему(раздел) или несколько тем (разделов), которые будут вынесены на проектирование. Далее сформулировать ряд тем на класс( индивидуальных и групповых), работа по которым потребует от учащихся необходимых по программе знаний и формирования определённого опыта. При этом желательно дифференцировать темы по степени сложности .Ученики должны иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения( индивидуальный или групповой), степень сложности проектировочной деятельности.

Организация работы определяется чёткостью и конкретностью постановки цели деятельности , выделением планируемых результатов. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций по выполнению работы. Где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования к качеству проекта, формы и методы оценки результатов работы над проектом.

Действия учителя должны быть направлены на то, чтобы:

1.выявить возможности учащихся и разделить их на группы;

2.помочь учащимся действовать сообща;

3.пробудить интерес к изучаемой теме через интересные проблемные задачи и вопросы;

4.следить за динамикой интереса к изучаемой теме и поддерживать этот интерес;

5.указать пути и методы самостоятельной исследовательской работы и коллективного творчества;.

6.поощрять и развивать критическое мышление;.

7.восполнять пробелы в знаниях …..

Деятельность учащихся : слушают, обсуждают задачи, формулируют задачи;

уточняют информацию, самостоятельно работают по поиску информации, работают с информацией, выполняют исследования; самоанализ идей, решение задач;

анализ и систематизация информаций, коллективное обсуждение;

оформляют проектную работу, участвуют в защите проекта.

Метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально:

-умение работать в коллективе;

-умение брать ответственность за выбор, решение и т.п.;

-умение разделять ответственность;

-умение анализировать результаты деятельности;

-способность ощущать себя членом команды.

Графическое представление взаимодействия учителя и учащихся в ходе выполнения исследовательских проектов можно представить следующим образом:

Условные обозначения:

1-ый этап: 2-ой этап:

У -------- УУч У ----------- УУч

3-ий этап 4-ый этап

У ------------------- УУч У -----------------УУч

1. Подготовительный этап.

1. Выбор темы и ее конкретизация .

2. Определение цели, формулирование задач.

3. Утверждение тематики проекта

4. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.

5. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (что и где прочитать , изучить, график консультаций ,памятки для работы с печатными и другими источниками информации).

6. Утверждение индивидуальных планов участников группы.

2. Поисково-исследовательский этап

1. Определение источников информации.

2. Планирование способов сбора и анализа информации.

3. Подготовка к исследованию и его планирование.

4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов.

5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3. Трансляционно-оформительский этап

1. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений, коррекция.

2. Подготовка к публичной защите проекта.

3. Определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории );

- стендовая информация о проекте.

4. Заключительный этап

Публичная защита проекта в виде семинарского занятия: презентация работы и одновременно проверка теоретических знаний учащихся класса (формулы), а также решение интересных задач.

2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

Показатели оценки проектной деятельности.

Таблица оценки проектной деятельности учащихся.

Процесс работы над проектом

Интеллект. активность

Умение работать в команде

Уровень самостоятельности

Объём разработок

Глубина,понимание материала

Оценка членами группы

Оценка учителя

Защита проекта

Качество доклада

Эстетика оформления

Глубина и широта материала

Ответы на вопросы

Достигнутый результат

Оценка класса

Оценка учителя

-развивать познавательный интерес, интеллектуальные способности в ходе работы с информационными источниками;

1.Развитие умений работать с дополнительной литературой.

2.Приобретение опыта применения формул геометрической и арифметической прогрессий.

3. Развитие умений осуществлять научный поиск.

Развивающие:

1Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.

2.Самореализация личности школьника на основе формирований навыков компетентностей в разных предметных областях

3. Развитие умений анализировать и обобщать.

4.Применение ЗУН в нестандартных ситуациях, приобретение новых знаний.

Воспитательные:

1.Развитие коммуникативных и познавательных навыков.

2.Формирование целостного мировоззрения.

3.Формирование ответственного отношения к учению.

ВИД ПРОЕКТА- итоговый.

Личностные - оценивание усвоения материала, установление связи между целью учебной деятельности и результатом, развитие ценностно-смысловой ориентации учащихся ,умение преобразовывать текстовую информацию в знаково-символическую, умение устанавливать причинно-следственные связи и выстраивать логическую цепь рассуждений ,умение работать в группе.

Метапредметны е- применение полученных знаний в других предметных областях.

Основные этапы работы над проектом

Подготовительный (погружение в проект)

3-е задание: один из учеников, вызванный к доске, должен идти до стола учителя по прямой. Первый шаг он делает длиной 1 м., второй ½ м., третий ¼ м. и т.д. так, что длина каждого последующего шага меньше предыдущего в 2 раза. Дойдёт ли ученик до доски, если расстояние, по прямой, равно 3м?

1. Конкретизация темы.

2. Определение цели, формулирование задач.

3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.

4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (что и где прочитать , изучить, график консультаций ,памятки для работы с печатными и другими источниками информации).

Методические рекомендации для школьников.

Сначала продумай план работы, обсуди его с членами группы и выработайте единую программу действий.

По ходу работы над проектом записывай вопросы, которые следует обсудить в группе или получить по ним консультацию учителя.

Отмечай выполненную работу, согласно своего, индивидуального плана.

Работая с интернетом ,будь внимательным, анализируй полученную информацию вдумчиво.

Работая в группе, будь внимателен к чужому мнению, старайся выстраивать диалог с другими членами группы.

При работе над данным проектом обратите внимание на следующие вопросы:

-понятие прогрессии (арифметической и геометрической);

-формулы, применяемые при решении задач на прогрессию;

-характеристические свойства прогрессий;

-способы нахождения суммы членов конечной и бесконечной прогрессий;

-связь между арифметической и геометрической прогрессиями;

-арифметические прогрессии высших порядков;

-применение прогрессий в других предметных областях (например в биологии), можно ли увидеть прогрессию в литературе, архитектуре.

-как с помощью формул прогрессий можно решить старинные задачи?

Материал для изучения, который предлагается найти и попытаться вникнуть в суть ( по возможности), но не обязателен для всех членов группы и выходит за рамки школьной программы.(прилагается текст)

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Технология, классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем_ профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания. Тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Школе в современных условиях потребовались такие методы обучения, которые:

  • формировал бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;
  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся

Методическая помощь в подготовке и проведении проектов

В помощь учителю.

Самое главное в проекте посте определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов.

Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки – проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов.

1 этап формирования культуры умственного труда учащихся в ходе подготовки и презентации проекта – урок-исследование.

Подготовка этого типа урока предполагает организацию исследовательской деятельности учащихся и педагогическую деятельность учителя.

Модель исследовательской деятельности учащихся:

Педагогическая деятельность учителя

  1. Целеполагание.
  2. Выбор содержательной модели (модели, которая соответствует предметным целям).
    • Осмысление способов, приемов, средств мотивации;
    • Планирование учебной деятельности как процесса поэтапного освоения знаний, овладения системой умений;
    • Организация процесса рефлексии.
  3. Анализ процесса учителем.

2 этап – урок-проект.

Педагогическая деятельность учителя такая же, как и на уроке-исследовании.

Учебный проект как технология

Основная ценность проекта – общий конечный результат

Цель: формирование и развитие умений и навыков решения практических задач.

Мотивация:

  • Определение цели проекта и этапов достижения цели;
  • Распределение ролей и планирование работы

Этапы работы:

Таким образом, проводя эти два вида уроков, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской дельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.

Типология проектов

Требую хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм)

Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.

Направлен на сбор информации о каком-либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация.

Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы.

Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ

Методические рекомендации ученику.

  1. Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.
  2. Выполняй проект в следующем порядке:
    • Выбери с помощью родителей и учителя тему;
    • Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.)
    • Планируй весь объем работы и организацию ее выполнения с помощью учителя;
    • Выполни теоретическую и практическую части проекта;
    • Внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;
    • Напечатай графическую часть проекта;
    • Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполняя для защиты демонстрационные наглядные материалы;
    • Защити проект;
  3. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок.
  4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагнитофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.
  5. Думай о том, как твоя работа пригодиться тебе в будущем, старайся связать ее с выбранной профессией.
  6. Учитывай традиции и обычаи округ и города, в котором ты живешь.
  7. Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.
  8. Используй знания по любым предмеам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
  9. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.

Школа настоящего – школа проектов.

Что же такое проект?

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публичную достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Меня как человека, погружённого в спорт давно беспокоит проблема гендерной верификации в этой сфере. Было очень интересно ознакомиться с вашей работой. Большое спасибо.

Здравствуйте! Благодарю за отзыв! Рада, что Вы нашли материал полезным. Успешного освоения новой технологии!

Современные приложения предлагают облегченные механизмы работы с технологией. Так, создание AR-маркеров зачастую сводится к установке готовых QR-кодов, а оформление AR-объектов – к выбору необходимой модели из предложенных в галерее шаблонов приложения.

Здравствуйте,читала статью с большим интересом! Никогда о подобных лабораториях не слышала и очень хотелось бы опробовать на практике. Думаю это будет много кому любопытно и я уверена,что это действительно развивает самостоятельность учеников,при этом все находятся в равных условиях и в доступной среде.Спасибо за работу!

Здравствуйте,и правда в настоящее время проектная деятельность играет важную роль в образовании. Она ориентирована прежде всего на творческую самореализацию личности в процессе самостоятельной работы, осуществляя метод проектов с помощью компьютера. Тем самым,повышая уровень своей грамотности и компетенции в сфере исследования и применения информационных технологий.Благодарю за работу!

Автор пишет: "Благодаря информационным технологиям мы становимся более развитыми и творческими". ---КОММЕНТАРИЙ. С этим тезисом вряд ли можно согласиться, учитывая падение общего образовательного уровня выпускников школ и вузов, о чем сегодня говорят не только преподаватели, но и работодатели.

---2. Поясните, пожалуйста, с какой целью НА УРОКЕ физики обучающийся должен САМОСТОЯТЕЛЬНО с использованием компьютера изучить новый материал.









МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Стремительные изменения, происходящие во всех областях жизни, в том числе и переход сферы среднего общего образования на инновационный путь развития, диктуют потребность в постоянном профессиональном и личностном росте педагогов общеобразовательных организаций. В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов разных уровней общего образования, профессиональных стандартов педагогической деятельности, новой системы аттестации педагогов, возрастают требования к профессиональной компетентности педагогов, их способности к самообразованию и непрерывному повышению педагогического мастерства.

Одной из эффективных педагогических технологий повышения качества, доступности и эффективности образования является использование метода проектов и проектной деятельности. Хотя проектная деятельность сегодня рассматривается как неотъемлемая структурная единица образовательного процесса, педагоги средних общеобразовательных школ зачастую испытывают трудности в процессе организации проектной деятельности – во многом, по причине недостаточного уровня проектной компетентности. В этой связи, в качестве одного из факторов развития проектной компетентности педагогов при организации проектной деятельности учеников можно рассматривать систему методического сопровождения педагогов как инструмента оперативного реагирования на их потребности, запросы и возникающие трудности.

В научной литературе вопросы методического сопровождения педагогов освещены достаточно глубоко и с различных аспектов (В. И. Зверева, Л. П. Ильенко, В. А. Кан-Калик, Ю. А. Конаржевский, Н. Н. Кузина, Г. А. Русских, Я. Б. Санжиева, П. И. Третьяков и др.). Сущность и методология проектной деятельности в сфере образования были также детально исследованы такими отечественными учеными, как Г.Н. Ильин, В.И. Слободчиков, Н.Ю. Пахомова, В.В. Гузеев, Е.С. Полат, Г.П. Щедровицкий, А.О. Зоткин, Т.В. Стецюк и др. Вместе с тем, вопросы, касающиеся специфических особенностей методического сопровождения педагогов средних общеобразовательных школ при организации проектной деятельности обучающихся, остаются недостаточно исследованными.

В этой связи актуальность темы исследования обусловлена недостаточной изученностью методов, форм и особенностей методического сопровождения педагогов общеобразовательных школ при организации такого инновационного метода обучения и воспитания учащихся, как проектная деятельность.

Цель статьи – исследовать понятие и роль методического сопровождения педагогов общеобразовательных школ при организации проектной деятельности обучающихся.

Обобщенно, проект – это замысел, прототип чего-то вновь создаваемого, с обоснованием потребности в нем и описанием способов практического достижения цели [8 c . 12]. Соответственно, проектирование - процесс создания такого проекта. Проектирование получило распространение во всех областях человеческой деятельности. В данной статье нас интересует педагогическое проектирование или проектная деятельность в образовании.

Среди основных функций проектной деятельности в образовании и образовательных проектов выделяют аналитическую (теоретический и практический анализ текущего состояния проблемы), прогнозирующую (прогноз желаемых результатов) и конструктивную (реализация деятельности по достижению результатов). Ряд ученых [1; 4] отмечают, что именно проектный метод позволяет формировать универсальные учебные действия у обучающихся, что особенно актуально в контексте компетентностной направленности федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования последнего поколения.

В настоящее время методическое сопровождение педагогов школ при организации проектно-исследовательской деятельности учеников реализуется в различных формах. Тем не менее, специалисты, обеспечивающие процесс методического сопровождения педагогов, зачастую сталкиваются с противоречием: многие традиционные формы методической поддержки (педагогические советы, семинары, консультации, взаимопосещения уроков) не в полной мере обеспечивают формирование проектных компетенций педагогов.

Считаем, что для формирования и развития проектной компетентности педагогов в рамках методического сопровождения в общеобразовательной организации должен быть обеспечен целый комплекс ресурсов: нормативно-правовых, информационных, кадровых, научно-методических, материально-технических. Учитывая сложный, инновационный характер проектной деятельности, методическое сопровождение педагогов должно осуществляться на всем протяжении проектирования – от первоначального замысла до презентации продуктов образовательного проекта обучающимся. Формы, методы и приемы методического сопровождения проектной деятельности определяются на основе результатов диагностики сформированности проектной компетентности педагогов и оценки возможностей их реализации в условиях школы [7, с. 126]. Среди инновационных форм учебно-методического направления сопровождения особо следует выделить: организацию наставничества; организацию интерактивных практикумов; обмен успешными методическими продуктами среди учителей; формирование банка методических материалов по организации проектной деятельности обучающихся.

Таким образом, целенаправленно организованный, системный процесс методического сопровождения педагогов при организации проектной деятельности обучающихся играет важную роль в обеспечении развития проектной компетентности педагогов и повышения качества среднего образования в целом.

Список литературы

1. Газман О.С. Проектное воспитание и педагогический самозаказ / Новые ценности образования. М., 1997. 164 с.

3. Игнатенко М.А. Новые формы методической поддержки педагогов на современном этапе развития образования // Качество дошкольного образования: технологии и современные практики: материалы круглого стола. 2016. № 19. С. 91-96.

4. Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС. – СПб: КАРО, 2017. 128 с.

5. Мироненко Е.В. Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской деятельности // Вопросы педагогики. 2017. № 1. С. 15-17.

7. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию открытой образовательной среды: методическое сопровождение // Народное образование. 2012. № 1. C . 125-132.

8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. М.: АРКТИ, 2005. 80 с.

9. Сидорова А.В. Методическая поддержка педагогов: опыт построения эффективной модели повышения квалификации // Народное образование. 2017. № 6-7. С. 69-74.

Работа над проектом дает возможность не просто приобретать необходимые знания, но и развивать познавательные, коммуникативные и другие умения и навыки, а значит, более успешно адаптироваться к школьному обучению.

Согласно требованиям стандарта, «результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности , критического мышления;

- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

- сформированность навыков проектной деятельности , а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

Основным документом, определяющим отбор содержания проектной деятельности, является ФГОС ООО, в котором в качестве направлений проектов указаны исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое и творческое (п. 18.2.1, п.п. 4).

Педагогическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учащихся - это учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия. Целью действий является достижение образовательного результата – развитие способностей учащихся анализировать полученные данные, планировать ход выполнения работы, занимать исследовательскую позицию.

Руководитель должен учитывать возрастные особенности развития, предлагая те или иные темы работ, адаптировать методики, создавать условия для проявления познавательной инициативы учащихся. Учителю необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту

Исследование и проект. Основные различения.

Проектная деятельность обучающегося– совместная учебно-познавательная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Проект направлен на создание того, чего еще не существует (например, нового здания, компьютерной программы, социального ролика. ), и предполагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации. Цель проекта – создать…, построить…, достичь… Любой проект всегда направлен на решение конкретных задач – создание определенного продукта. Главным критерием оценки эффективности проектирования является практическая значимость.

Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов.

Исследование направлено на то, чтобы узнать что-то новое о предметах и явлениях с помощью практической деятельности – сбора и анализа материала. Поэтому в исследовании наиболее важно выявить то, чего не знаешь, правильно задать вопрос, а потом подобрать метод, с помощью которого на этот вопрос будет получен ответ. Цель исследования – выявить…, установить…, изучить…

Проектирование и исследование тесно взаимосвязаны.

Структура исследования включает в себя все типично проектные этапы: выделение нерешенной проблемы, целеполагание, подбор методов и средств достижения поставленных целей, планирование хода работы, оценку результатов и соотнесение их с гипотезой, окончательные выводы и их интерпретацию.

При построении исследовательской и проектной деятельности учителю важно учесть: тема проекта должна быть интересна для обучающегося, совпадать с кругом интересов руководителя проекта; суть проблемы должна быть обучающимся точно и ясно осознана.

Структура исследовательских и проектных работ.

1. Обоснование темы. Это этап сотрудничества педагога и ученика – выявление, активизация и фиксация любопытства и интереса ученика к проблеме. Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме материал должен быть доступен.

2. Постановка цели и задач. Цель должна быть одна, все остальные важные положения необходимо перевести в ранг задач. Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов: выявить…; установить….; обосновать…; уточнить…; объяснить; доказать; разработать….

3. Гипотеза (для школьных исследований не всегда обязательна) — предположение, которое доказывается или опровергается в ходе исследований. Гипотеза должна: быть проверяемой; содержать предположение; быть логически непротиворечивой; соответствовать фактам.

Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения данной темы. (для чего нужен результат, в чем заключается его уникальность

4. Выделение объекта работы (то, на что направлено исследование) и предмета (что именно, конкретно, в объекте будет подвергнуто исследованию).

5. Методика выполнения проекта: для выполнения каждой конкретной задачи подробно разрабатывается содержание и порядок действий автора (что и как делать).

Определяются источники получения информации на каждом этапе работы: что известно по содержанию данной проблемы, каких знаний недостает, где и каким образом можно приобрести недостающие знания (анализ литературы, анализ информации из Интернета, работа в архиве, опрос, работа в музеях, проведение микроисследования, др.).

6. Собственные данные. Проведение исследования. Создание продукта. Главный этап работы. Обучающиеся самостоятельно (при консультативной помощи руководителя) работают над реализацией поставленных задач (производят поиск, отбор, систематизацию, анализ, оформление информации; осуществляют моделирование) согласно разработанной методике и программе. Совместно с руководителем определяется степень достижения каждой из задач.

7. Обработка полученных данных и информации. Анализ, выводы. Здесь учащийся с помощью руководителя обобщает полученные данные, анализирует их, сравнивая как между собой, так и с взятыми из литературы, и формулирует лаконичное резюме своей работы; фиксирует новые знания, которые удалось получить.

8. Письменное оформление теоретического и эмпирического материала в виде целостного текста (по определенным требованиям).

9. Представление к защите и защита работы.

10. Рефлексия. Автор проекта должен ответить (себе) на вопросы: осуществлен ли замысел (достигнута ли цель)? что способствовало достижению, что препятствовало достижению? как избежать выявленных проблем в будущем?

Область исследования – к чему душа лежит?

- Объект – что реально существующее выбираем?

- Предмет – какое свойство объекта выбираем?

- Цель – к чему стремимся?

- Задачи – какие шаги по достижению цели?

- Гипотеза – какой результат прогнозируем?

- Методика – что делаем?

- Данные – что получаем?

- Обработка – какие методы используем?

- Анализ – что и как мы сопоставляем?

- Результат – что мы получили?

- Подтвердилась ли гипотеза?

На основе приведенной структуры для каждой выполняемой индивидуальной исследовательской или проектной работы должен составляться ее подробный план. При этом руководителю нужно помнить, что план не должен превращаться в задание для выполнения "учебной самостоятельной работы". Руководитель на каждом этапе создаёт ситуацию, когда учащийся предлагает вариант собственного решения. И далее руководитель и ученик обсуждают это предложение, анализируют его, выявляя сильные и слабые стороны этого решения. После этого ученик получает в соответствии с планом следующее задание, и процесс повторяется.

Алгоритм работы при определении целей, задач, объекта, предмета, методов.

1. История и Судьба православных храмов и монастырей города Котельнича

2. История создания и боевой путь

219 Котельнического пехотного полка.

3. Демографическая ситуация в городе Котельнич: состояние, перспективы.

4. Инклюзивное образование в современной России

5. Кроха, знай свои права.

2. Определение цели работы. Цель может быть исследовательской, а может быть проектной. Руководитель должен четко определиться, к какому типу будет относиться его работа.

1. Изучить и описать историю православных святынь Котельнича- иссл.

2. Воссоздать историю 219 Котельнического пехотного полка- иссл.

3. Определить тенденции демографического процесса на примере родного города - иссл.

4. Выяснить степень готовности школы к введению инклюзивного образования - иссл.

3. Задачи — это сформулированные необходимые этапы. Решение задач последовательно приводит к достижению поставленной цели. Задачи — это не хронологически расставленные задания, а различные качественные составляющие исследуемой проблемы.

Некоторые из задач…

- Восстановить хронику событий, связанных с историей церквей и монастырей.

- Составить описание церквей и монастырей.

- Проанализировать отношения населения к церкви и выявить степень осведомленности учащихся по истории храмов.

2. - привлечь внимание общественности к необходимости увековечения памяти ветеранов Первой мировой войны,

- выполнение технической части – создание презентации посвящённой истории 219 Котельнического пехотного полка.

3. - определить причины миграции населения на современном этапе…

4. - обозначить проблемы инклюзивного образования…

5. - проведение классных часов для вторых классов…(проект)

4. Выбор объекта исследования рассматривается как конкретизация области исследования. Выбор объекта позволяет перейти от планирования общей схемы к созданию плана исследования.

1. История православных храмов и монастырей г. Котельнича.

2. История формирования, названия полка, путь полка и служащих 219 пехотного полка.

3. Демографическая структура населения города Котельнича на современном этапе.

4. Участники образовательного процесса, их готовность к внедрению инклюзивного образования.

5. Выбор предмета исследования определяется как адекватностью к цели исследования, так и реальными методическими возможностями исследователя. Выбор предмета исследования в значительной мере связывает цель исследования и собственно исследовательскую деятельность.

1. Церкви и монастыри, которые были на территории города.

2. Боевой путь полка, боевые подвиги солдат – котельничан полка.

3. Население Котельнича.

4. Здание школы - соответствие технических параметров школы к инклюзивному образованию. Психологическая готовность учителей и учеников к совместному обучению с детьми с ОВЗ.

6. Гипотеза формулируется как утверждение, истинность или ложность которого может быть установлена в ходе планируемой работы. Гипотеза не должна быть очевидной.

1. В истории котельничских церквей и монастырей есть ещё до конца не исследованные страницы их судеб.

2. Полк был сформирован в городе Котельниче.

3. Тенденция естественного и миграционного движения жителей Котельнича предопределяет дальнейшее сокращение численности населения.

4. Ребенок с ОВЗ обнаружить свои дарования, развить их в полной мере может если будет исключено неравенство возможностей в социальной адаптации.

5. Изучение прав ребёнка лучше проводить в игровой форме, используя книжку-раскраску и игровое лото.

Метод изучения научной, публицистической литературы, ресурсов интернета.

Метод анализа документов.

Статистическая обработка данных.

Метод анкетирования и интервью.

Методы построения таблиц, графиков и диаграмм.

Ежегодно в ИРО проходит очный этап конкурса творческих работ по праву среди обучающихся образовательных организаций Кировской области. Исследовательские работы моих учеников ежегодно становятся победителями и призёрами. Например, первое место в конкурсе заняла обучающаяся 10 класса МБОУ СОШ с УИОП №2 г. Котельнича Куимова Софья, Морозов Евгений в этом конкурсе занял второе место.

Объяснила ученику смысл проектной работы, этапы работы проектной деятельности, алгоритм выполнения действий. Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

Формулировку цели исследования можно представить различными способами – традиционно употребляемыми в научной речи клише. Вот некоторые из них: выявить…; установить…; обосновать…; уточнить…; разработать…книжку – раскраску. При обсуждении цели работы родился ещё один будущий образ – игра - лото по правам ребёнка.

Процесс формулирования гипотезы стал трудным моментом работы. Сформулировали рабочий вариант – как первичное, временное предположение. В процессе работы рабочий вариант гипотезы уточнялся и приобрёл окончательный вариант практически к окончанию проекта.

Гипотеза считается состоятельной, если отвечает следующим требованиям: не включает в себя слишком много положений; не содержит неоднозначных понятий; выходит за пределы простой регистрации фактов, служит их объяснению и предсказанию, утверждая конкретно новую мысль, идею; проверяема; не включает в себя ценностных суждений;
имеет правильное стилистическое оформление.

Для выражения задач лучше использовать глаголы: изучить литературу по теме и выяснить…; определить категории …; ознакомиться с методами …; провести …; апробировать модель …; разработать рекомендации и др.

Определили задачи, которые предстоит решить на отдельных этапах работы и способы, которыми эти задачи будут решаться.

Разработали график и сроки выполнения работ. Посоветовавшись с учеником, привлекли для работы над проектом и маму Жени.

Проектная работа позволяет проверить сформированность предметных знаний и способов действий, регулятивных действий, коммуникативных действий, познавательных действий.

В ходе работы Евгений получил возможность научиться планировать и работать по плану, это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.

На этапе реализации плана вносили изменения. Появилась идея подготовить и провести классный час. Конечно разрабатывать классный час пришлось мне, а вот попробовать себя в роли учителя предоставила Евгению. Масса впечатлений была у ученика…

Вносились изменения в сбор и изучение информации, определение способа представления продукта проектной деятельности и требования к продукту.

Работа по проекту была насыщенной. Выяснилось, что рисовать Женя не очень любит и умеет, поэтому картинки пришлось взять с сайта

В результате у нас получился творческий проект – проект, направленный на создание какого-то творческого продукта.

В качестве критериев оценки результата / продукта проектной деятельности учащегося можно использовать критерии: актуальность темы проекта; формулировка цели и задач проекта в соответствии с темой проекта; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение сроков и последовательности выполнения работ; раскрытие темы и идеи проекта через содержание; соответствие текста проекта нормам русского литературного языка; культура оформления проекта.

Цель выполнения индивидуального проекта - создание условий для формирования универсальных учебных действий учащихся, развития их творческих способностей и логического мышления, для демонстрации учащимися своих достижений в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способности проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Задачами выполнения сопровождения проекта являются:

- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;

- развитие умения анализа, креативности и критического мышления;

- формирование и развитие навыков публичного выступления;

- формирование у учащегося способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику.

Считаю, что цель и задачи педагогического сопровождения проектной работы обучающегося выполнены.

В ходе работы Морозов Евгений собирал необходимую информацию, анализировал факты, учился делать выводы и заключения, смог повысить свою работоспособность, расширить кругозор, овладеть новыми технологиями; и что самое главное проявил себя, показал публично достигнутый результат, что способствует саморазвитию и самосовершенствованию.

Грамотно организованное педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности школьников будет способствовать саморазвитию учащихся, повышению культуры общения и опыта публичных выступлений, развитию творческих способностей личности, мотивации к получению знаний и дополнительной продуктивности образования.

1. Томанова З.А. ФГОС второго поколения: научно-методическое сопровождение процесса обучения.- СПБ.: ЛОИРО, 2012.-40с

2. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы/ Под ред. А.В. Леонтовича. - 2-изд.- М.: ВАКО, 2016.- 160с. -(Современная школа: управление и воспитание).

3. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности // Вопросы образования. - 2015. - № 3.

5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 159с

6. Кукушин В.С. Классификация проектных работ. Теории и методики обучения. Ростов- на- Дону, 2005, С.241.

Читайте также: