Методический конструктор внеурочной деятельности в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.

  1. Как проектировать занятие внеурочной деятельности так, чтобы оно не дублировало классические формы уроков?
  2. Как через внеурочную деятельность продолжить формирование и развитие УУД?
  3. Как интегрировать урочную и внеурочную деятельность?
  4. Как учитывать результаты?

Проведенное в августе 2011г. анкетирование по вопросам организации внеурочной деятельности показало:

  1. 74% педагогов затруднялись при организации занятий внеурочной деятельности. Основные затруднения: проектирование занятий с учетом требований ФГОС к внеурочной деятельности, стереотипы в проведении кружковой работы, акцент на знаниевый подход.
  2. Мотивация к организации и проведению внеурочной деятельности высокая у 34%, средняя – у 29%, низкая – у 37% педагогов. Причины низкой мотивации: увеличение нагрузки педагога, нежелание заниматься такой деятельностью, недостаточный опыт в решении вопросов такого характера.

Проблемы были озвучены на методическом объединении учителей начальных классов Старопестеревского образовательного округа, была создана творческая группа.

Задачи:

  1. Изучить методическую литературу, ресурсы Интернет по вопросу проектирования занятий внеурочной деятельности.
  2. Собрать банк педагогических приемов, учебных ситуаций, примеров рефлексии для возможного вариативного использования на всех этапах занятия.
  3. Составить для педагога конструктор занятия внеурочной деятельности.
  4. Разработать сценарии занятий с использованием методического конструктора.

Актуальность работы определена выявленными трудностями педагогов, необходимостью организации и ведения внеурочной деятельности, необходимостью технологизировать процесс подготовки к занятиям с целью рационального распределения времени педагогов и повышения результативности проводимых занятий.

Новизна заключается в компиляции педагогического опыта, собранного из разных источников в соответствии с жанром предлагаемой работы. Опыт применения данной техники представляет элемент новизны в совершенствовании занятия внеурочной деятельности и существенно обогащает методическую копилку учителя.

Глава 1 Методический конструктор

Конструктор представлен таблицей. В первой вертикальной графе - основные этапы занятия: разминка, основное занятие, рефлексия. Справа (горизонтальная строка) – названия технологий, методов, приемов, возможных для реализации на каждом этапе. Методические формы ориентированы на следующие технологии: ТРКМ (технология развития критического мышления на основе чтения и письма), ТРИИК (технология развития информационно-интеллектуальной компетенции), проблемного обучения, групповые и игровые.

Предлагаем алгоритм деятельности по применению техники “Методический конструктор”:

  1. Разминка:
  2. игры или тренинги на развитие памяти, внимания, воображения, речи, мышления.

- упражнения, способствующие активизации учащихся, созданию непринуждённой, доброжелательной атмосферы, повышению сплочённости.

- задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции;

- задания на развитие умения увидеть проблему.

Цель: формирование мотивации обучающихся, активизация мыслительной деятельности при решении проблемных ситуаций.

  1. Основное занятие. Эта часть включает в себя игры, викторины, исследования, решение поставленной задачи в группах, презентации работы, опыты, практикумы, анализы ситуаций, помогающие понять и усвоить главную тему занятия. Смена видов деятельности сопровождается физминуткой.
  2. Рефлексия.
  3. : формирование аналитических умений и рефлексивной культуры младших школьников, объективной само-и-взаимооценки.

2.Изучение разных методических приемов и их комбинаций.

3.Подбор приемов в “ Методическом конструкторе” для каждого этапа занятия.

4. Проектирование сценария занятия на основе методического конструктора. Анализ сценарий с точки зрения системно-деятельностного подхода.

5. Оценка КПД занятия, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности учителя.

Предлагаемый конструктор содержит следующие разделы:

Таблица-конструктор – описание основных этапов-модулей занятия и набор педагогических приемов и техник, которые позволят организовать деятельность обучающихся. Представленная таблица педагогических приемов и техник динамична, т.е. может наполняться каждым педагогом своими авторскими приемами или авторскими подходами к организации деятельности младших школьников на разных этапах занятия. Приемы и техники – описание всех перечисленных в таблице приемов. Практика – раздел, который содержит разработки сценариев занятий с применением конструктора.

Таким образом, для проектирования сценария занятия внеурочной деятельности можно использовать любые приемы и техники с учетом планируемых целей и задач, УУД, выбранной формы проведения, аудитории школьников.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Базисному учебному плану, организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Виды внеурочной деятельности:

досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение);

социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);

трудовая (производственная) деятельность;

Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней.

1 уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии молодой человек действительно становится деятелем, гражданином, свободным человеком.

Методический конструктор внеурочной деятельности

Конструктор состоит из 9 блоков (по числу видов внеурочной деятельности).

Каждый блок включает в себя:

- краткое описание специфики данного вида внеурочной деятельности школьников;

- описание основных образовательных форм, в которых может быть развернут вид внеурочной деятельности;

представление тех форм и способов деятельности, которые обеспечивают достижение каждого из трех

уровней результатов внеурочной деятельности.

Вид внеурочной деятельности

Уровень результатов внеурочной деятельности

Преимущественные формы достижения результатов

Социально- моделирующая игра

Приобретение школьником социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия

Социально- моделирующая игра

Викторины, познавательные игры, беседы.

Дидактический театр, общественный смотр знаний.

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности

( олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)

Приобретение школьником социальных знаний

Викторины, познавательные игры, беседы.

Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

Дидактический театр, общественный смотр знаний.

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности

( олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)

3.Проблемно- ценностное общение

Этическая беседа, дебаты, тематический диспут, проблемно- ценностная дискуссия.

Приобретение школьником социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

Дебаты, тематический диспут

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия

Проблемно- ценностная дискуссия.

Досугово- развлекательная деятельность

Культпоходы в театр, музей, концертные залы , выставки.

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.

Школьные благотворительные концерты, выставки.

Приобретение школьником социальных знаний

Культпоходы в театр, музей, концертные залы , выставки.

Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия

Школьные благотворительные концерты, выставки.

Кружки художественного творчества.

Художественные выставки , фестивали искусств, спектакли в классе и школе.

Социальные проекты на основе художественной деятельности.

Приобретение школьником социальных знаний

Кружки художественного творчества.

Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

Художественные выставки , фестивали искусств, спектакли в классе и школе.

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия

Социальные проекты на основе художественной деятельности.

6. Социальное творчество

( социально значимая волонтёрская деятельность)

Социальная проба ( инициативное участие ребёнка в социальной акции, организованной взрослыми

КТД ( коллективно- творческое дело)

Приобретение школьником социальных знаний

Социальная проба ( инициативное участие ребёнка в социальной акции, организованной взрослыми

Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

КТД ( коллективно- творческое дело)

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия

7. Трудовая ( производственная деятельность).

ЛЕГО- конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремёсел

Субботник, детская производственная бригада.

Приобретение школьником социальных знаний

ЛЕГО- конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремёсел

Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия

Субботник, детская производственная бригада.

8. Спортивно- оздоровительная деятельность

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.

Школьные спортивные турниры.

Социально значимые спортивные и оздоровительные акции – проекты.

Приобретение школьником социальных знаний

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Виды и направления внеурочной деятельности. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно-полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность*.

Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся. При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее страновом, этническом, гендерном и других аспектах.

Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков граждановедения, занятий по изучению прав человека и т.п. Даже самый лучший урок граждановедения может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не все). А вот если школьник приобретет опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе), и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в первый класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов. Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает у младшего школьника к четвертому классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (то есть достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.

Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности. Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее – тип образовательной формы, то есть ряд содержательно и структурно близких форм).

Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности.

Для запуска ценностного самоопределения нужны уже другие формы – дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах, младшие школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить свое отношение к проблеме с отношением других участников. Однако дебаты, будучи во многом игровой формой коммуникации, не ставят ребенка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (то есть эта форма не нацелена на выход школьника в самостоятельное общественное действие, хотя это и может случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей).

Итак, практически невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время, в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно понимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышение качества и эффективности деятельности. Педагог, надёжно не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и, тем более, третьего уровня. Он может это сделать только имитационно.

Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности должно позволить педагогам:

разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением о результате;

подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;

выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;

диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;

оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам, происходит ли наращивание содержания и т.д.). Это закладывает основу для построения стимулирующей системы оплаты труда педагогов за организацию внеурочной деятельности школьников.

Приобретение школьником новых социальных знаний

Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям

Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия

- познавательные занятия кружка, факультатива и т.п., направленные на освоение детьми воспитывающей информации (об общественных нормах и ценностях, об устройстве общества и основных социальных и нравственных проблемах, о мировой и отечественной культуре, о ярких личностях наших предков и современников, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения и т.п.).

- познавательные акции (олимпиады, марафоны, конференции, викторины, экскурсии…), организуемые педагогом для детей.

- детские исследовательские проекты.

- познавательные занятия кружка, факультатива и т.п. духовно-нравственной или социальной направленности (диспут, дискуссия, ролевой диалог и т.п.).

- познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде КТД.

- детские исследовательские проекты социальной направленности.

- познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей, представителей окружающего школу социума.

- детские исследовательские проекты с элементами социального проектирования.

- развлекательные игры, организуемые педагогом;

- интеллектуальные игры, организуемые педагогом;

- ролевые игры, организуемые педагогом.

- деловые игры, организуемые педагогом;

- развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые игры, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД

- социально моделирующие игры, организуемые педагогом;

- развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые, социально моделирующие игры, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей;

- развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые, социально моделирующие игры, совместно организуемые школьниками и педагогом для представителей окружающего школу социума.

3. Трудовая (производственная) деятельность

- кружковые, студийные, факультативные, клубные и пр. занятия по отработке специальных умений в конструировании, техническом творчестве, ремесле и т.п.

- трудовые акции, трудовые десанты, организуемые педагогом;

- трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД;

- детская производственная бригада под руководством взрослого.

- трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей;

- трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме;

- детско-взрослое образовательное производство.

4. Досугово-развлекательная деятельность

- культпоходы в кино, театры, концертные залы, выставки и т.п.;

5. Спортивно-оздоровительная деятельность

- физкультурные и спортивные занятия;

- спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.). организуемые педагогом.

- спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД.

- спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей;

- спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме.

6. Туристско-краеведческая деятельность

- кружковые, факультативные, секционные, клубные и пр. занятия по отработке специальных умений;

- походы выходного дня;

- туристские многодневные походы;

- спортивные туристские походы.

- природоохранные и природовосстановительные экспедиции.

7. Художественное творчество

- кружковые, студийные, факультативные, клубные и пр. занятия по отработке специальных умений;

- художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), организуемые педагогом.

- художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД.

- художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей;

- художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме.

8. Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность)

- социальные пробы (инициативное участие ребенка в отдельных социальных акциях, организованных взрослыми).

- социально-ориентированные коллективные творческие дела – КТД.

- волонтерство (постоянное инициативное участие ребенка в деятельности на благо отдельных людей и общества в целом).

9. Проблемно-ценностное общение

- индивидуальные и групповые беседы об обществе, культуре, нравственности, поведении, морально-этических, правовых нормах и т.п.;

- тренинги формирования социальных навыков.

- тренинги личностного роста;

- дебаты по проблемам социальной, экономической, политической и духовной жизни людей;

- свободные дискуссии по проблемам социальной, экономической, политической и духовной жизни людей (проблемно-ценностные дискуссии).

- проблемно-ценностные дискуссии с участием внешних экспертов;

- беседы, дебаты, дискуссии с представителями общества (в том числе и представителями других образовательных учреждений), организуемые за пределами образовательного учреждения.

Организация внеурочной деятельности школьников (по видам).

На первый взгляд может показаться, что все эти формы уже сами по себе позволяют достигать результатов первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни). Однако это не вполне верно. Данный уровень результатов будет достигаться лишь в том случае, когда объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир. То есть, большое место здесь будет уделяться познанию жизни людей, познанию общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.

Причем важны здесь будут не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешной его социализации в обществе. Как вести себя с человеком в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т.п. Отсутствие даже этих элементарных социальных знаний может сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма затруднительной.

В рамках внеурочной познавательной деятельности школьников возможно и достижение результатов второго уровня (формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества). Для этого в содержание познавательной деятельности школьников должна быть привнесена ценностная составляющая.

В связи с этим педагогам рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать ее, высказывать по ее поводу свое мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о классической и массовой культуре, о других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Поиск и предъявление школьникам этой информации не должно затруднить педагога, ведь ее можно найти в самых разных предметных областях познания.

Рекомендуется при обсуждении такого рода информации инициировать и поддерживать внутригрупповые дискуссии. Они позволяют подростку соотнести собственное отношение к дискутируемому вопросу с отношениями других детей и могут способствовать коррекции этих отношений – ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взглядов на мир. Кроме того, благодаря дискуссиям школьники приобретут опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, будут учиться уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной.

В качестве примера назовем несколько потенциально дискуссионных тем из разных областей познания:

- Использование животных для опытов: научная необходимость или жестокость людей? (биология)

- Может ли наука быть безнравственной? (физика)

- Является ли экономический рост в мире безусловным благом для людей? (экономика)

- Нужно ли малым народам стремиться сохранять свой язык и культуру? (география)

- Реформы Петра I – шаг к цивилизованному обществу или насилие над страной? (история)

- Опасна ли для общества агрессия в кино и на телевидении? (искусство) и т.п.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации

Требования стандарта к организации внеурочной деятельности школьников

Неотъемлемая часть образовательного процесса в школе
Способствует в полной мере реализовать требования ФГОС
Внеурочная деятельность включается в вариативную часть БУПа школы и на нее отводится 10 часов в неделю
Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся
Аудиторных занятий не должно быть более 50%
Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты
Преимущества: предоставление учащимся возможность широкого спектра занятий, направленных на развитие учащихся

Организационные модели внеурочной деятельности

Базовая модель

Внеурочная деятельность может осуществляться через:
1. Учебный план ОУ, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса:
дополнительные образовательные модули;
спецкурсы;
школьные научные общества;
учебные научные исследования;
практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной;
2. Дополнительные образовательные программы самого ОУ (внутришкольная система дополнительного образования).
3. Образовательные программы УДОД, а также учреждений культуры и спорта.
4. Организацию деятельности групп продленного дня.
5. Классное руководство:
экскурсии;
диспуты;
круглые столы;
соревнования;
общественно полезные практики;
и т.д.
6. Деятельность иных педагогических работников:
педагога-организатора;
социального педагога;
педагога-психолога;
старшего вожатого.
7. Инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Модель дополнительного образования

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления ОУ к управлению образовательными программами.
ориентирована на обеспечение готовности к территориальной и социальной мобильности детей.

Оптимизационная модель

на основе оптимизации всех внутренних ресурсов ОУ в реализации данной модели принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие).

Инновационно - образовательная модель

опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального уровня, которая существует в ОУ;
разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности;
тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.



Образовательная программа


Результаты и эффекты

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).
Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата.


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.). Достигается во взаимодействии с педагогом
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Достигается в дружественной детской среде (коллективе)
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами

Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма. Форсирование результатов недопустимо

Взаимосвязь результатов и форм внеучебной деятельности

Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности.




Понимание взаимосвязи результатов и форм внеучебной деятельности должно позволить педагогам:

- Разрабатывать образовательные программы внеучебной деятельности с четким и внятным представлением о результате;
- Подбирать такие формы внеучебной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;
- Выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;


Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности

Типы образовательных программ:

- Комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;
- Тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.);
- Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня
Такие программы могут иметь возрастную привязку, например:
для 1-2-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности;
для 2-3-го класса – образовательная программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям;
для 4-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия;
- Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности;
- Возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников);
- Индивидуальная образовательная программа младшего школьника.

Механизмы интеграции:

- Разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач;
- Кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);
- Предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);
- Взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом;
- Совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

Формы внеурочной деятельности

- Словесно-логические формы
- Образно-художественные формы
- Трудовые формы внеурочной работы
- Игровые (досуговые) формы работы
- Психологические формы

Словесно-логические формы

Образно-художественные формы

- Концерт
- Спектакль
- Праздник
……

Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь -- вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях.

Трудовые формы внеурочной работы

В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего труда.

Игровые (досуговые) формы работы

- Совместные праздники
- Подготовка концертов, спектаклей
- Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
- Соревнования
- Конкурсы
- КВНы
- Туристические походы и слеты
- Экскурсионные поездки
Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры, совместный отдых, содержательные развлечения.
Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные и т.д.

Психологические формы

- Лекции
- Беседы
- Дискуссии
- Психологические упражнения
- Консультации
- Тренинги

В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Они требуют некоторых специальных знаний и умений.

Дистанционные формы работы при организации внеурочной деятельности



Социальные партнёры

Образовательные учреждения
Образовательные учреждения дополнительного образования детей
Детские общественные организации
Организации культуры и спорта

В период каникул:
- Тематические лагерные смены
- Летние школы, создаваемых на базе ОУ и УДОД


Создание условий для реализации внеурочной деятельности

- Организационные;
- Нормативные;
- Финансово-экономические;
- Информационные;
- Научно-методические;
- Кадровые;
- Материально-технические.

Организационное обеспечение

Нормативное обеспечение

Создавать соответствующее правовое поле для организации взаимодействия школы с другими учреждения и организациями, деятельности ее структурных подразделений, а также участников образовательного процесса, должно регулировать финансово-экономические процессы и оснащенность объектов инфраструктуры образовательного учреждения. Разрабатываемые или скорректированные локальные акты ОУ должны соответствовать действующему законодательству Российской Федерации в области образования.

Финансово-экономические условия

2. Бюджетное программное финансирование предполагает выделение средств на отраслевые целевые программы и направленно, как правило, на развитие материальной базы, информатизацию образовательного процесса, инновационную деятельность и т.д.
Этот вид финансирования имеет особые возможности для преподавания курсов, дисциплин региональной, национальной, этнокультурной направленности. На региональном уровне могут быть разработаны и предложены к реализации (за счет финансирования целевых региональных программ) курсы, актуальные в контексте образовательной системы субъекта Российской Федерации. Преподавание таких курсов не является обязательным, но предоставляет возможность образовательным учреждениям получить дополнительный источник финансирования внеурочной деятельности, а также позволит укрепить единое образовательное пространство. В данном случае внеурочная деятельность может рассматриваться как потенциал для реализации региональной, национальной, этнокультурной составляющей.

проведение мониторинга профессионально-общественного мнения среди педагогов ОУ, обучающихся и родительской общественности;
информационно-коммуникационные технологии для организации взаимодействия образовательного учреждения с родительской общественностью, социальными партнерами, другими ОУ, органами, осуществляющими управление в сфере образования;
создание и ведение различных баз данных (нормативно-правовой, методической и других);
информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие процессы планирования, мотивации, контроля реализации внеурочной деятельности.

Значительную роль в информационной поддержке реализации внеурочной деятельности может играть Интернет-сайт образовательного учреждения, не только обеспечивающий взаимодействие с социальными партнерами и открытость государственно-общественного управления, но и расширяющий многообразие форм поощрений, усиливающий публичное признание достижений всех участников образовательного процесса, диверсифицирующий мотивационную среду образовательного учреждения. Именно информационно-коммуникационные технологии дают сегодня возможность, несмотря на территориальную удаленность, участвовать всем субъектам образовательного процесса не только в региональных или всероссийских, но и в международных конкурсах, расширяя тем самым пространство для их творческой самореализации, в том числе и во внеурочной деятельности.

Научно-методическое обеспечение

Реализация внеурочной деятельности, исходя из своих задач, требует иного (в отличие от учебного процесса в урочной форме) подхода к организации образовательного процесса, оценке результатов деятельности его участников, отбору содержания образования.
Внеурочная деятельность призвана в относительно новом для основной образовательной программы начального общего образования пространстве гибко и оперативно реагировать на изменение социального заказа, обеспечивая возможность свободного выбора курсов и дисциплин.
Решение такого рода проблем связано с необходимостью научно-методического сопровождения на всех уровнях образовательной системы, в том числе, и на институциональном, поскольку предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности.
Для ОУ это означает интеграцию в открытое научно-методическое пространство, обновление подходов к повышению профессиональной компетентности педагогов, в том числе через:
диверсификацию форм методической работы в ОУ;
диссеминацию передового педагогического опыта на основе новых информационно-коммуникационных технологий;
внедрение новых моделей повышения квалификации, в том числе, на основе дистанционных образовательных технологий.

Материально-техническая база

Кадровые условия

укомплектованность образовательного учреждения необходимыми педагогическими, руководящими и иными работниками;
наличие соответствующей квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения;
непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения.
При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности, в том числе, по причине кадровой неукомплектованности, образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта (пункт 17 ФГОС НОО). Кроме того, можно привлекать родительскую общественность и других социальных партнеров для реализации внеурочной деятельности.

Виды внеурочной деятельности основа разработки и реализации конкретных форм внеурочной деятельности

Познавательная деятельность
Игровая деятельность
Проблемно-ценностное общение
Досугово-развлекательная деятельность
Художественное творчество
Социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность)
Трудовая (производственная) деятельность
Спортивно-оздоровительная деятельность
Туристско-краеведческая деятельность

Направления внеурочной деятельности, является содержательным ориентиром при построении соответствующих образовательных программ




Комплексные образовательные программы
Тематические образовательные программы
Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня
Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности
Индивидуальные образовательные программы для учащихся

Читайте также: