Методические рекомендации по проектной деятельности в школе по фгос

Обновлено: 05.07.2024

Один или несколько проектов, выполненных в школе, или мероприятие в виде общешкольного проекта с большим количеством участников, еще не дает право говорить, что в школе внедрено проектное обучение.

Для того чтобы сформировать у обучающихся умения и навыки проектирования, нужна целостная система. Организация проектной деятельности требует грамотного, научно обоснованного подхода и решения комплекса задач, связанных с формированием определенной среды, с подготовкой кадров, с обучением школьников:

- использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли учителя, который теперь должен стать организатором проектной деятельности (в основе проектирования лежит присвоение учащимися новой информации, но этот процесс осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать), руководителем проекта (педагогическое сопровождение проекта), консультантом (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду) и т. п.;

- обучение школьников умениям и навыкам проектирования (проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности, поиску нужной информации, практическому применению знаний, проведению исследования, презентации деятельности и ее результатов, самоанализу и рефлексии и т. д.);

- необходимым условием для выполнения учащимися проектов является наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы проекта и в его выполнении;

- должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т. п.);

- работа над проектом является поводом для организации, социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием становится организация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.

Проектная деятельность в школе охватывает все ступени.

В начальной школе (1-4 классы) проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.

В основной школе (5-9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.

Особенностью проектов на старшей ступени образования (10-11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.

Работа над проектами проводится поэтапно.

Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности.

Этапы работы над проектом

1. Поисковый

- моделирование идеальной (желаемой ситуации;

- анализ имеющейся информации;

- определение и анализ проблемы;

- анализ имеющейся информации;

- определение потребности в информации;

- сбор и изучение информации.

2. Аналитический

- постановка цели проекта;

- определение задач проекта;

- определение способа разрешения проблемы;

- составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;

- анализ имеющейся информации;

- определение потребности в информации;

- сбор и изучение информации.

3. Практический

- выполнение плана работ;

4. Презентационный

- предварительная оценка продукта;

- планирование презентации и подготовка презентационных материалов;

5. Контрольный

- анализ результатов выполнения проекта;

Проектную деятельность в школе целесообразно организовывать в рамках специальной программы, целью которой является создание условий для формирования умений и навыков проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации.

В программе должны быть обозначены функциональные обязанности участников проектной деятельности, которые находятся во взаимодействии, предложены формы работы с педагогами, обучающимися и родителями; рассмотрены оптимальные условия для обеспечения проектной деятельности; указаны прогнозируемые результаты по реализации программы. А также должен быть приведен план мероприятий по ее реализации.

Общешкольная проектная деятельность включает в себя несколько этапов: подготовительный, основной, заключительный.

На подготовительном этапе:

- составляется общешкольный план работы над проектами;

- организуется обучение педагогов и учащихся в рамках проектной деятельности;

- проводится общение с учителями и учащимися, уже имеющими опыт данной работы.

На основном этапе:

- организуется выполнение проектов;

- освещается ход работы над проектами в школьной газете;

- организуются рефлексия и самоанализ деятельности.

На заключительном этапе:

- каждому проекту присваивается номинация, участники награждаются;

- в конце года подводятся итоги, обобщаются материалы, анализируются результаты.

Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом

I. Роль учителя.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как фасилитатор, то есть помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

- мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности - залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;

- фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;

- наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированное™ компетентностей учащихся, с другой.

II. Роль ученика.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

Следует признать, что каждый ученик имеет право:

- не участвовать ни в одном из текущих проектов;

- участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;

- в любой момент начать новый проект.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

- выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;

- выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т. п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он - ответственный опекун, я - безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он - профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я - человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность);

Существенным моментом при организации проектной деятельности является обучение школьников умению проектировать.

При разработке специального курса учитывалось соответствие формирования умений и навыков сфер индивидуальности:

Методы творчества, применяемые при проектировании

1. Творческие методы проектирования: аналогия, ассоциация, неология, эвристическое комбинирование, антропотехника.

Аналогия - метод решения поставленной задачи, при котором используются уже существующие решения в других областях (биоформа, архитектура, инженерные решения и т. п.). Таким образом, аналоги становятся творческим источником. Интерпретация творческого источника и превращение его путем трансформации в проектное решение собственной задачи - суть этого метода. Первоначальная идея, заимствованная по аналогии, постепенно доводится до решения, адекватного замыслу. Такое проектирование имеет отношение к функциональному проектированию, то есть проектированию не предмета (вещи), а способа (функции): проектируем не печь, а способ обогрева помещения; не чайник, а способ кипячения воды; не проигрыватель, а способ воспроизведения звука.

Ассоциация - метод формирования идеи. Творческое воображение обращается к разным идеям окружающей действительности. Развитие образно-ассоциативного мышления учащегося, приведение его мыслительного аппарата в постоянную боевую готовность - одни из важнейших задач в обучении творческой личности, способной мобильно реагировать на окружающую среду и черпать оттуда продуктивные ассоциации.

Неология - метод использования чужих идей. Например, можно осуществлять поиск формы на основе пространственной перекомпоновки некоего прототипа. Но в процессе заимствования необходимо ответить на вопросы: что нужно изменить в прототипе? Что можно изменить в прототипе? Каким образом лучше это сделать? Решает ли это поставленную задачу?

Эвристическое комбинирование - метод перестановки, предполагающий изменение элементов или их замену. Его можно охарактеризовать как комбинаторный поиск компоновочных решений. Этот метод может дать достаточно неожиданные результаты. Например, с его помощью первоначальную идею можно довести до абсурда, а потом в этом найти рациональное зерно. Так, авангардисты в моде часто пользуются именно эвристическим комбинированием.

Антропотехника - метод, предполагающий привязку свойств проектируемого объекта к удобству человека, к его физическим возможностям. Например, при проектировании сумок есть правило: замок должен быть удобен для открывания его одной рукой; зонт должен раскрываться нажатием на кнопку тоже одной рукой. Вспомните, как сейчас хозяева открывают машину, - нажатием одной кнопки на брелке. Все это - антропотехника.

2. Методы, дающие новые парадоксальные решения: инверсия, мозговая атака, мозговая осада.

3. Методы, связанные с пересмотром постановки задачи:

наводящая задача-аналог, изменение формулировки задачи, перечень недостатков, свободное выражение функции.

Наводящая задача-аналог. Этим эвристическим методом часто пользуются при проектировании. Он основан на первоначальном поиске чужих идей (в журналах, специальной литературе, на выставках, в магазинах и т. п.) и тщательном анализе их достоинств и недостатков. Применение этого метода позволяет решить проектную задачу, используя предыдущий (чужой) опыт проектирования. Это может натолкнуть на видоизменение или совершенно новые идеи для решения поставленной проблемы, находясь в русле профессионального решения подобных задач. Учащиеся могут пользоваться этим методом на этапе предпроектного анализа.

Изменение формулировки задачи расширяет границы поиска решения.

Хотя при изменении формулировки ставятся нетривиальные, порой абстрактные условия, но этим, тем не менее, может быть достигнуто неожиданное решение прагматично поставленной задачи. Применение этого метода развивает мобильность мышления учащегося.

Перечень недостатков - метод заключается в составлении полного развернутого перечня недостатков изделия. Перечень недостатков дает ясную картину, какие из недостатков подлежат изменению. Здесь учащийся (он же проектировщик) должен перевоплотиться в потребителя объекта.

Способы включения проектной деятельности в работу школы

Система проектной работы охватывает как урочную, так и внеурочную деятельность.

Как правило, педагоги используют два подхода:

- связь проектов с учебными темами (на уроке);

- использование проектов во внеурочной деятельности.

Для формирования проектных умений используется два вида урочных занятий.

Выбор количества часов и формы проведения таких уроков зависят от вида проекта. Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и освоения новых знаний учащимися.

Второй вид - урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам предметного содержания, или межпредметные проекты.

На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Презентация - важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Мы приучаем учащихся к тому, что коль скоро поставил цель, распределил задачи, выполнил работу, расскажи, что получилось, сделай вывод, разрекламируй (представь аудитории, публике) свою работу.

Таким образом, овладение проектированием происходит не только при осуществлении целостного проекта на уроках, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта.

Организация проектного обучения во внеурочной деятельности осуществляется в рамках:

- курсов по выбору;

- свободной самостоятельной деятельности;

- научного общества учащихся (НОУ);

- Академии школьных наук;

Основными направлениями проектной деятельности в школе являются, как правило, следующие:

Межпредметные проекты могут выступать в роли интегрирующих факторов в образовании, помогая преодолевать традиционную дробность и обрывочность нашего образования.

Поскольку большинство реальных учебных проблем носит в настоящее время комплексный характер, то их решение становится возможным лишь с привлечением знаний из различных учебных дисциплин. Причем многие из этих знаний часто целесообразно не столько актуализировать, сколько непосредственно формировать в процессе решения этих проблем. В свою очередь, это можно осуществить лишь на основе более глубокой интеграции, обеспечивающей необходимый уровень синтеза знаний учащихся.

Интеграция знаний с помощью метода проектов приводит к более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию этих знаний, что усиливает мотивацию и активность вовлечения обучающихся в учебный процесс. Каждое проектно-ориентированное задание представляет собой тесно связанную цепочку отдельных актов в деятельности школьников. Это позволяет им рассматривать проблему проекта в различных режимах мышления, что естественным образом требует интеграции знаний, которые при предметном обучении ученик получал дискретно.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Ирбитское муниципальное образование

муниципальное общеобразовательное учреждение

(методическое пособие)

hello_html_298fa60c.jpg

д. Бердюгина

Эффективный метод, формирующий умение учащихся самостоятельно добывать новые знания

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковойисследовательской работе

А. Н. Колмогоров

Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);

Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД) ;

Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход ;

Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность .

Ответственность учителя в образовании всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС эта ответственность существенно возрастает.

Что необходимо нашим школьникам для успеха?

Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи

Уметь работать в команде и обладать навыками общения

Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них

Эффективно использовать знания реальной жизни

Компьютерная грамотность

Таких результатов образования невозможно достичь, используя только традиционные педагогические методы и приёмы. И учителю на помощь приходит метод проектов, интегрирующий в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения. Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим явлением. Идея его использования в образовательных учреждениях была впервые выдвинута во второй половине XVIII века. Однако более 100 лет понадобилось, чтобы она стала востребована педагогическим сообществом.

Краткая историческая справка

В России метод проектов был известен еще в 1905 году. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. С 1919 года под руководством выдающегося русского педагога С.Т.Шацкого в Москве работала первая станция по народному образованию. В 1931г. Постановлением ЦК ВКП(б) этот метод был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов ХХ века.

Родившись от идеи свободного воспитания, сегодня метод проектов становится интегрированным компонентом современной системы образования. Но суть этого метода остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение ( и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и через проектную деятельность предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний. Этот метод позволяет реально соединять академические знания с практическим опытом их применения, что и предполагают ФГОС

Главная идея метода проекта в рамках реализации ФГОС:

формирование общих учебных умений (универсальных учебных действий):

организационных (регулятивных), интеллектуальных (познавательных),

оценочных (личностных), коммуникативных.

Что такое проект? Проект – это работа , направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проекты - научные, социальные, учебные.

Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся- партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта

Тема проекта

Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.

Название проекта должно выражать главную идею. Название проекта не должно быть сухим, только констатирующим содержание. В названии должна быть заложена какая- то тайна, проблема или вопрос. Название должно быть коротким, ёмким по содержанию, привлекательным и, по возможности, максимально индивидуальным.

Типология проектов:

1) По доминирующей деятельности учащихся :

-практико – ориентированные (проекты направлены на сбор информации о каком-либо предмете или явлении .Например, проведение опроса школьников для публикации в школьной газете и т.п.);

-исследовательские (направлены на решение практических задач, результат выполнения проекта – конкретный полезный предмет, модель, учебное пособие и т.п.);

- информационные (результатом становится создание литературных произведений, видеофильмов);

- творческие (проекты предполагают подготовку какого-либо мероприятия: игры, состязания, викторины, экскурсии и т.п.),

ролево – игровые (создание спектакля, сценария, игры);

2.) По продолжительности:

- мини – проекты (один урок), краткосрочные ( несколько уроков),

- средней продолжительности( от недели до года) ,

3) По количеству участников:

- индивидуальные (личностные -проект, выполняемый одним учащимся),

- парные( выполняется двумя учащимися ),

- групповые- проект, выполняемый группой (группами) учащихся.

4) 4) По охвату предметов:

- - монопроект (монопредметный,- проект по одному учебному предмету);

- межпредметный проект- проект, объединяющий несколько предметных областей,

- свободный – то есть тема проекта выходит за рамки школьного обучения.

5) По форме продукта ( проектный продукт)

1.Научные или учебные материалы: научный доклад, научная статья, отчёт об исследовательской экспедиции, анализ данных социологического опрос, словарь.тесты , учебное пособие

2. Публицистические материалы: настенная газета ,школьная тиражная газета,журнал, заметка, интервью, обзор и др.

3.Творческий продукт: сборник стихотворений ,литературный альманах, альбом с иллюстрациями ,картина театральная постановка (ПРИМЕРЫ)

4. Мероприятие: экскурсия, праздник, соревнование, деловая игра, викторина КВН, Что? Где? Когда? выставка, пресс-конференция, литературное кафе

5.Мультимедийный продукт: мультимедийная презентация, видеоклип ,видеофильм, гипермедиа-сочинение (озвученное сочинение, проиллюстрированное видеофрагментами, изобразительно- музыкальными материалами) компьютерная графика, веб- сай

Этапы проектной деятельности : подготовительный, планирование, реализация проекта, презентация, осмысление и оценка.

Этап 1. Подготовительный . Собрать различные идеи учащихся; организовать дискуссию для обсуждения выдвинутых идей; поддержать (или тактично cкорректировать) идею, получившую коллективное одобрение.

Тема (что мы будем делать?) Цели (для чего мы это будем делать?) Задачи проекта (как мы это будем делать?) Проектный продукт (что должно получиться в результате?)

Этап 2. Планирование . Учитель предлагает разделиться на группы, спланировать деятельность по решению задач проекта, выбрать возможные виды продукта и формы его презентации, распределить время. Ученики разбиваются на группы, распределяют роли в группе, определяют вид проектного продукта и форму его презентации, делят работу на промежуточные этапы, определяют время работы над каждым этапом.

Вопрос – Ответ. Почему выбрана эта тема проекта? Проблема проекта. Что надо сделать, чтобы решить данную проблему? Образ проектного продукта (ожидаемый результат). Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена проблема? Существует ли необходимая связь между проблемой, целью и проектным продуктом.

Вопрос. Ответ. Всё ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги (информация, оборудование и прочее для проведения исследований, материалы для изготовления продукта, чего не хватает, где это найти, что ты уже умеешь делать и чему придётся научиться)? Развёрнутый план работы. Когда ты будешь осуществлять всё необходимое? Индивидуальный график проектной работы.

Лист планирования

Этап 3. Реализация проекта . Ученики работают в группах, собирают и обрабатывают информацию, решают возникающие вопросы и проблемы, корректируют план, оформляют документацию проекта. Учитель оказывает помощь в поиске и обработке информации, проводит индивидуальные и групповые консультации, осуществляет контроль за соблюдением сроков

Этап 5. Осмысление и оценка проекта Можно ли считать проблему, над которой вы работали, решённой? Какие проблемы возникали в ходе работы? Как вы их решили? Что было самым трудным в работе над проектом? Чем ваша работа в конце проекта отличалась от вашей работы в начале проекта? Что нуждается в доработке? Чего вы до сих пор не понимаете? В чем вы стали более уверенны? Что было наиболее значительным, из того что вы узнали?

При использовании метода проекта ученик…

Определяет цель деятельности

Открывает новые знания

Выбирает пути решения

Несёт ответственность за свою деятельность

Рекомендует источники информации

Раскрывает возможные формы работы

Содействует прогнозированию результатов

Создаёт условия для активности школьника

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Портфолио проекта

Портфолио проекта (проектная папка) – это папка документов, фиксирующих ход работы над проектом. Портфолио включает: паспорт проекта; планы и графики выполнения этапов проекта; отчёты рабочих групп; рисунки, эскизы, чертежи, наброски проектного продукта; материалы к презентации; результаты экспертизы.

Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины

Руководитель и консультанты проекта

Возраст участников проекта

Состав проектной группы (имена и фамилии участников)

Аннотация проекта (актуальность, личностная значимость, практическое применение).

Предполагаемые продукты проекта

Этапы работы над проектом (продолжительность, содержание работы, ответственные)

Необходимое оборудование и ресурсы.

Паспорт проекта

Любая проектная работа должна иметь:

При написании введения учащийся должен:

- указать цель работы (в соответствии с названием темы);

- привести задачи (раскрывающие пункты плана, т.е. пути достижения цели);

- описать структуру работы;

Объем введения должен составлять 1-2 страницы.

Далее следует основная часть работы, которая делится на 2 части.

1 часть – теоретическая, включает анализ теории, в ней целесообразно дать самое общее описание рассматриваемой проблемы, определить основные положения и понятия, далее следует сосредоточиться уже на частных характеристиках описываемого объекта, опираясь на уже существующие исследования. Однако здесь можно высказать и собственные суждения относительно исследуемого объекта. Таким образом, эта часть работы имеет по преимуществу реферативный характер. Должна содержать 1-2 параграфа. В каждом из параграфов решается конкретный вопрос, имеющий значение для целого.

2 часть – практическая (исследовательская), содержит описание уже собственного материала учащегося, с привлечением лишь по необходимости данных других исследований (привлечение таких данных весьма желательно), включает анализ текущей ситуации на основе данных и/или описание выявленных проблем в рассматриваемой области, описание путей совершенствования рассматриваемого вопроса (путей решения проблем). Глава должна включать 1-2 параграфа. Необходимость разделения параграфов на подпараграфы определяется учащимся по согласованию с научным руководителем. Каждый параграф работы составляет не менее 2 страниц.

В заключении дается обобщенное (суммарное) изложение идей, выявленных в результате осуществленного исследования, отмечается их новизна, выделяется то новое, что обнаружено, приводятся основные выводы по итогам проведенного исследования, результаты, которые были достигнуты. Это выводы по всей работе, а не повторение фраз, завершающих части работы. Объем заключения – 1-2 страницы.

Список литературы должен содержать не менее 5 источников. В это число должны входить учебники, монографии, газетные и журнальные публикации, материалы сети Internet.

Требования к оформлению проекта

1.Поля: - правое – 10 мм; - верхнее, нижнее, левое – 20 мм.

2.Размер шрифта – 14, интервал – 1,5. Разрешается использовать шрифты различной гарнитуры ТОЛЬКО для акцентирования внимания на определениях и формулах.

3.Названия глав и параграфов: - в содержании пишутся с ПРОПИСНОЙ БУКВЫ, остальные буквы – строчные. После номера раздела, подраздела (главы, параграфа) точку не ставят.

Заголовок должен быть отделен от текста интервалом 10 – 15 мм.

5.Список использованной литературы Дается строго в алфавитном порядке. Порядок оформления библиографического описания источника: фамилия автора и его инициалы - название статьи или монографии - если статья, то название сборника - место издания - издательство - год издания работы - если статья или реферат, то начальная и последняя страницы публикации, если монография, то количество страниц.

 Налимов В.В. В поисках иных смыслов. - М.: Прогресс, 2017. - 280 с.

статья в журнале:

статья из сборника:

 Лакофф Дж. Когнитивная семантика // Язык и интеллект: Сб./ Пер. с англ, и нем. - М.: Прогресс, 2018. - С. 143-184.

Порядок расположения источников: книги и статьи по алфавиту, учебники, монографии; газетные и журнальные публикации; Интернет-сайты

Примерная схема защиты проекта

Рекомендуется составлять сценарий защиты. Примерная схема защиты может выглядеть так:

1. Постановка проблемы, ее актуальность.

2. Высказывание гипотезы, аргументация ее положений.

3. Основная часть. Этапы работы над проектом, полученные результаты, их краткий анализ.

4. Выводы. Результаты рефлексивной оценки проекта.

5. Ответы на вопросы других групп (дискуссия).

Для защиты должны быть расписаны роли участников проекта (сценарист, докладчик, оформитель, содокладчик, демонстратор, ассистент), определен перечень материалов для защиты (папка работы над проектом (дизайн-папка), рисунки, схемы, плакаты, видеофильм, мультимедийные средства и т.д).

Цель любого проекта – формирование универсальных учебных действий

Личностные УУД

Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

с целью обнаружения отклонений от него;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.

Накопив опыт использования данного метода ученики смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.

Проектную деятельность ведут не только ученики, но и учителя.

По сути, весь труд учителя – это ежедневное проектирование.

Наша работа имеет конкретную цель. Мы ставим цели, задачи,

ищем информацию, обрабатываем ее, представляем итоги публично.

Однажды, животные решили, что должны совершить что-нибудь героическое, чтобы достойно решать проблемы "нового мира". И они организовали школу. Они составили программу занятий, которая состояла из бега, лазанья, плавания и полета. Чтобы было легче контролировать выполнение программы, она была одинаковой для всех животных .
Утка отлично преуспевала в плавании, даже лучше своего наставника, но у нее были посредственные оценки за полет и еще хуже - за бег. Поскольку она так медленно бегала, ей приходилось оставаться после уроков и отказываться от плавания, чтобы учиться бегу. От этого ее бедные лапки совсем ослабли, так что она и плавать стала неважно.
Кролик сначала был лучшим в классе по бегу, но у него случился нервный срыв из-за того, что нужно было так много наверстывать в плавании. Белка была отличницей по лазанью, но вскоре у нее начались неприятности на занятиях по полету, где учитель заставлял ее взлетать с земли, а не спускаться с верхушки дерева. Орел вообще оказался трудным учеником, и его постоянно строго наказывали. На занятиях по лазанью он первым добирался до вершины дерева, но упорно делал это по-своему.
В конце года аномальный
лось , который умел отлично плавать, а также бегал, лазал и немного летал, получил самые высокие средние оценки и выступал на выпускном вечере от имени своего класса. Луговые собачки не стали ходить в школу, потому что администрация не включила в программу рытье нор. Они научили своих детей охотиться позднее, объединившись с лесными сурками и сусликами, создали преуспевающую частную школу.
Есть ли у этой басни мораль?

Беда и одновременно вина устроителей этой школы в том, что они не удосужились учесть индивидуальные особенности своих подопечных , забыв о том, что рожденный ползать летать не может. Оптимальный выход - это создание системы вариативного образования. Совместима ли она с образовательными стандартами?
Да, если понимать под стандартом необходимый каждой живой особи минимум, обеспечивающий ей двигательную активность, а в человеческом варианте еще интеллектуальное развитие и нравственный рост личности. Трудности отбора такого минимального содержания образования очевидны, но преодолимы. Есть большая вероятность, что при наличии новых образовательных стандартов, мы сможем обеспечить орлиный полет одаренного математика и стремительный заплыв в океане гуманитарных знаний утенку, который со временем может преобразиться в прекрасного белого лебедя филологии.

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования (СОО) каждый обучающийся должен выполнить индивидуальный проект. В методических рекомендациях даны методические указания по организации научно-исследовательской деятельности обучающихся, правила выбора темы исследовательской работы, сведения о направлении проекта, типе, виде, об этапах реализации исследовательской работы, о подготовке к защите исследования, правила оформления списка литературы, общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ, критерии оценки учебно-исследовательской деятельности обучающихся, о процедуре защиты проекта.

Методические рекомендации могут быть использованы педагогическими работниками при создании условий для организации проектной деятельности обучающихся, развития у них ряда ключевых компетенций и обучающимися при оформлении индивидуальных проектов.

ВложениеРазмер
Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся 37.96 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Бурятия

Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся

Составитель – Ломака И.В.

Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся: методические рекомендации. – с.Кижинга, 2017. – 10 с.

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования (СОО) каждый обучающийся должен выполнить индивидуальный проект. В методических рекомендациях даны методические указания по организации научно-исследовательской деятельности обучающихся, правила выбора темы исследовательской работы, сведения о направлении проекта, типе, виде, об этапах реализации исследовательской работы, о подготовке к защите исследования, правила оформления списка литературы, общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ, критерии оценки учебно-исследовательской деятельности обучающихся, о процедуре защиты проекта.

Методические рекомендации могут быть использованы педагогическими работниками при создании условий для организации проектной деятельности обучающихся, развития у них ряда ключевых компетенций и обучающимися при оформлении индивидуальных проектов.

Индивидуальный проект – это самостоятельная, итоговая творческая работа обучающегося, которая позволяет проверить приобретенные знания и умения, увидеть, насколько хорошо они сумели усвоить содержание различных разделов учебной программы.

1. Определение темы и целей учебного проекта и тем исследований обучающихся.

2. Определение проблемы исследования и проблемных вопросов учебной темы

1. Определение области исследования.

2. Определение источников необходимой информации. Источники для сбора материала во многом зависят от избранной темы.

3. Определение способов сбора и анализа информации.

4. Определение способа представления результатов (формы проекта).

5. Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

6. Распределение задач (обязанностей) между участниками проекта.

1. Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.).

2. Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3. Выбор оптимального варианта хода проекта.

4. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.

5. Формулирование выводов (анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого).

6. Оформление результатов.

7. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.

8. Подготовка к публичной защите проектов (подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет).

1. Публичная защита проектов осуществляется на конференции. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

Сроки выполнения проекта

Проект должен быть выполнен в течение одного года, не позднее апреля текущего учебного года.

Правила выбора темы исследовательской работы

Способы решения проблем с начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы.

Правило 1. Тема должна быть интересна обучающемуся, должна увлекать его. Вы сами выбираете тему проекта из утвержденного перечня предлагаемых тем.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть обучающегося на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - сложная, но необходимая задача для работы педагога. Надо подвести обучающегося к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.

Правило 3. Учитывая интересы обучающихся, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у многих наших ребят ограниченна.

Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.

Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство обучающихся не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.

Требования к содержанию, оформлению и предъявлению проекта

1. Тема работы должна быть сформулирована грамотно и должна отражать содержание проекта.

2. Структура проекта содержит в себе: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы.

2.1. Введение включает в себя ряд следующих положений:

2.1.1. Проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Рассматривается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях. На этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована проблема, определены цели и задачи работы.

Цель исследования. Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим и что необходимо достигнуть в результате работы над проектом.

Задачи исследования. Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.

2.1.2. Далее указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта. Обучающимся можно предложить список допустимых методов исследования:

- прочитать книги о том, что используешь;

- познакомиться с фильмами по этой проблеме;

- найти информацию в сети Интернет;

- спросить у других людей;

2.2. Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй - экспериментальный (практический).

2.3. В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи.

Подготовка к защите исследования

Кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом. Для этого потребуется:

- Дать определения основным понятиям.

- Классифицировать основные предметы, явления, проблемы.

- Подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования.

- Приготовить текст, макеты, рисунки, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

Этап защиты и оппонирования. Работа завершается коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов, формулировкой выводов. Результаты должны быть реалистичными. Если рассматривается теоретическая проблема, то итогом проектной деятельности является конкретное ее решение: советы, рекомендации, выводы. Если выдвигается практическая проблема, то требуется получить конкретный продукт, готовый к внедрению ( видеофильм, альбом, компьютерная газета, альманах, доклад, мультимедийная презентация и т. д. ).

Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее исследование не может считаться завершенным. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей (педагоги, родители, обучающиеся, социальные партнеры и т.д.). Таким образом, обучающийся учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Время представления проекта целесообразно ограничить 7–10 мин. Необходимо строго регламентировать вопросы и ответы. Повторяющиеся и малосущественные вопросы должен снимать педагог, ведущий защиту. По завершении прений следует поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и тех, кто задавал интересные вопросы.

- Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. N 172 "О Всероссийском физкультурно- спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)"

- Национальная доктрина развития образования РФ до 2025г.;

- Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Концепция развития дополнительного образования (№1726-р от 04. 09. 2014г.).

- Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений/ Б.Р. Голощапов - Москва: Издательский центр “Академия”, 2001 — 312 с.

Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ

- Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 12 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см.

- Титульный лист считается первым, но не нумеруется.

- Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.

- Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.

- Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.

- Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не должен быть менее 10 машинописных страниц.

- Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений – арабскими цифрами.

- Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.

- Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа: в алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).

- Выполненная работа рецензируется преподавателями. В рецензии оцениваются и освещаются основные позиции с учетом оценки критериев содержательной части проекта в баллах.

Критерии оценки учебно-исследовательской деятельности обучающихся

1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.

2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к опубликованию.

3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений.

4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость.

5. Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх программного материала.

6. Владение автором специальным и научным аппаратом.

7. Сформулированность и аргументированность собственного мнения.

8. Практическая и теоретическая значимость исследования.

9. Четкость выводов, обобщающих исследование.

10. Грамотность оформления и защиты результатов исследования.

11. Качество отчета: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий.

Процедура защиты проекта

Презентация и защита индивидуальных учебных проектов проводится на конференции внутри филиала.

Для проведения конференции будет создаваться комиссия, в состав которой будут входить члены администрации филиала, методист, преподаватели, обучающиеся, которые выступали на научно-практических конференциях разных уровней и иные квалифицированные работники. Количество членов комиссии не должно быть менее 3-х и более 7 человек.

Состав комиссии для оценки индивидуальных проектов будет назначен приказом руководителя филиала.

Комиссия оценивает уровень проектной деятельности каждого обучающегося, дает оценку выполненной работы.

Процедура защиты состоит в 6-8 минутном выступлении обучающегося, который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы комиссии.

Проектная деятельность оценивается по 2 группам критериев: критерии оценки содержания проекта и критерии оценки защиты проекта.

Критерии оценки защиты проекта

1. Качество презентации: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, убедительность, убежденность.

2. Объем и глубина знаний по теме (или дисциплине), эрудиция, междисциплинарные связи.

3. Педагогическая ориентация: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории.

4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.

5. Деловые и волевые качества группы: ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность.

Выполненный проект оценивается по каждому критерию по пятибалльной системе.

Руководитель индивидуального проекта должен:

- Совместно с обучающимся определить тему и учебный план работы по индивидуальному образовательному проекту.

- Совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы, источники необходимой информации.

- Мотивировать обучающего на выполнение работы по индивидуальному образовательному проекту.

- Оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики, формирования и представления результатов исследования.

- Контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению индивидуального образовательного проекта.

Руководитель индивидуального проекта имеет право:

- Требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы.

- Использовать в своей работе имеющиеся в филиале техникума информационные ресурсы.

- Обращаться к администрации филиала техникума в случае систематического несоблюдения обучающимся сроков реализации плана индивидуального образовательного проекта.

- Выбрать тему индивидуального образовательного проекта.

- Посещать консультации и занятия по индивидуальному образовательному проекту.

- Ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя индивидуального образовательного проекта.

- Подготовить публичный отчет о проделанной работе.

Обучающийся имеет право:

- На консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе выполнения индивидуального образовательного проекта;

- Использовать для выполнения индивидуального образовательного проекта ресурсы филиала техникума.

2. Современные вооруженные силы и их назначение.

Таким образом, использование проектной деятельности формирует личностные и метапредметные результаты, развивает творческую активность обучающихся, стимулируется интерес к фундаментальным и прикладным наукам – ознакомление с научной картиной мира. Проектная и исследовательская деятельность заставляет и приучает молодых людей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что они уделяют мало времени чтению любой литературы. При организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся используются информационно-коммуникационные технологии и все это соответствует современным задачам обучения.

Читайте также: