Метод системный анализ триз в доу презентация

Обновлено: 02.07.2024

ТРИЗ (теория решения
изобретательских задач)
• ТРИЗ – это управляемый процесс
создания нового, соединяющий в
себе точный расчет, логику,
интуицию, так считал основатель
теории
Генрих
Саулович
Альтшуллер

Основополагающая идея
ТРИЗ: научить мыслить
системно, с пониманием
происходящих процессов.
Смысл ее – развитие творческих
способностей ребенка.

Занимаясь в детском саду по
технологии ТРИЗ, дети знакомятся
с миром и учатся мыслить
самостоятельно, решая
поставленные перед ними задачи.

Круги Луллия
Три круга разного диаметра
с одинаковыми секторами
на каждом. В работе
используем разный принцип
заполнения колец. Как
средство развития
системного мышления
дошкольников.

Метод морфологического анализа
Цель метода - систематический
обзор и анализ всех мыслимых
вариантов данного явления или
объекта.

1 этап - начинаться с обучения детей
созданию сравнений (младшей
возраст).
2 этап - затем отрабатывается
умение детей составлять
разнообразные загадки.
3 этап – дети вполне справляются с
составлением метафор.

Волшебные дорожки
Алгоритм деятельности:
- Путешествие Героя по дорожке с
определенной целью.
- Взаимодействие с другими объектами.
- Изменение Героя в процессе
взаимодействия.

Активно используется в младшем возрасте
пособие "Дидактический мяч", с помощью
которого детей учим находить слова антонимы. Воспитатель предлагает слово, а
ребёнок говорит противоположное по
значению. Пример: весёлый - грустный;
грязный – чистый, большой – маленький.

Модель составления сравнений:
•воспитатель называет какой-либо объект;
•дети обозначает его признак;
•определяет значение этого признака;
•сравнивает данное значение со значением
признака в другом объекте.
Например:
•цыпленок (объект №1);
•по цвету (признак);
•желтый (значение признака);
•такой же желтый (значение признака) по цвету
(признак), как солнце (объект № 2).
Цыпленок желтый по цвету, такой же желтый,
как солнце.

Модель составления загадок:
Какой?
Блестящий
Что бывает
таким же?
Монета
Шипящий
Вулкан
Круглый
Арбуз
Блестящий, как монета;
шипящий, как вулкан;
круглый, но не арбуз.

Алгоритм составления метафоры
Специфическое
свойство
Что бывает таким
же свойством
Место
расположения
разноцветная
цветочная поляна
небо после дождя
Цветочная поляна - небо после дождя.
Цветочная небесная поляна ярко
засияла после дождя.

Какой?
Что бывает
таким же?
Специфи Что бывает
Место
ческое
таким же располож
свойство свойством
ения

Метод каталога
Детям предлагается сочинить
сказку с помощью какой-либо
книги. Ведущий задает детям
вопрос, ответ на который ребенок
находит, указав слово на открытой
странице выбранного текста.
Ответы, найденные в книге,
собираются в единую сюжетную
линию.

Данный метод можно использовать уже в
работе с трехлетними детьми. Объекты могут
быть спрятаны в "Чудесном мешочке" (игрушки
или картинки).
Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:
- Жил-был. Кто?
- С кем он дружил?
- Пришел злой. Кто?
- Кто помог друзьям спастись?

Шестилетним детям задаются примерно
следующие вопросы:
- Жил-был. Кто? Какой он был? (Какое добро
умел делать?)
- Пошел гулять (путешествовать,
смотреть. ). Куда?
- Встретил кого злого? Какое зло этот
отрицательный герой всем причинял?
- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он
был? Как он мог помочь главному герою? Что
стало со злым героем?
- Где наши друзья стали жить?
- Что стали делать?

Метод маленьких человечков
Суть метода состоит в том, чтобы
представить объект в виде
множества (толпы) маленьких
человечков.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Технология ТРИЗ Бобкова Наталия Николаевна Воспитатель первой квалификационн.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Технология ТРИЗ Бобкова Наталия Николаевна Воспитатель первой квалификационн.

 ТРИЗ — теория решения изобретательных задач

ТРИЗ — теория решения изобретательных задач

 Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер (15.10.1926-24.09.1998)

Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер (15.10.1926-24.09.1998)

Технология Г. С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в.

Технология Г. С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть — творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ — теория развития творческой личности.

В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в.

В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с.

Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Программа ТРИЗ для дошкольников — это программа коллективных игр и занятий с.

Программа ТРИЗ для дошкольников — это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий — ключ к творческому мышлению.

Методы и приемы технологии ТРИЗ можно использовать во всех разделах воспитан.

Методы и приемы технологии ТРИЗ можно использовать во всех разделах воспитания ребенка ТРИЗ НООД по различным областям Кружковая работа Работа с педагогами ДОУ Работа с родителями Праздники Вечера развлечений Индивидуальная работа с детьми Физминутки

Мировой фонд методов и приемов развития мышления, и воображения насчитывает.

Мировой фонд методов и приемов развития мышления, и воображения насчитывает около 70 единиц и производных от них.

Методика располагает как индивидуальными, так и коллективными приемами актив.

Методика располагает как индивидуальными, так и коллективными приемами активизации деятельности. Метод проб и ошибок – наш врожденный метод мышления. Поняв задачу, мы поочередно выдвигаем идеи, оцениваем их, и если они нам не нравятся, отбрасываем и выдвигаем новые.

Метод морфологического анализа появился в середине 30-х годов XX века, благо.

Метод морфологического анализа появился в середине 30-х годов XX века, благодаря швейцарскому астрофизику Ф.Цвикки, который использовал его исключительно для решения астрофизических задач.

Еще один вид активизации мышления Морфологического анализа – Круги Луллия. .

Еще один вид активизации мышления Морфологического анализа – Круги Луллия. Сам круг сделан из нескольких кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги подвижны. С помощью Кругов Луллия закрепляются и систематизируются знания детей об объектах окружающей действительности.

 Метод фокальных объектов предложен американским психологом Ч.Вайтингом Выби.

Метод фокальных объектов предложен американским психологом Ч.Вайтингом Выбирается предмет, который мы хотим усовершенствовать или придать другие обычные и необычные свойства. Фея Шар Костер Добрая Расписной Большой Красивая Летучий Жаркий Воздушная Мыльный Яркий Матрешка Добрая, красивая, расписная, большая, яркая

Типовые приёмы фантазирования. Г. С. Альтшуллер в 70 годы двадцатого века пр.

Метод Мозгового Штурма предложен американским учёным А. Осборном, используе.

Метод Мозгового Штурма предложен американским учёным А. Осборном, используется для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и сочинить необычный рисунок, а изобразительных материалов нет. Как быть? Что же делать? То есть ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения.

Синектика предложен У. Гордоном в50 годы XX столетия– возможности метода – н.

Синектика предложен У. Гордоном в50 годы XX столетия– возможности метода – незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежат прием: Эмпатии – личностного уподобления – способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту. Очень удачен этот прием на физкультминутках.

Метод каталога. Был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского.

Метод каталога. Был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э.Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками. Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

ММЧ( метод маленьких человечков). Суть методики в том, что дети представляют.

ММЧ( метод маленьких человечков). Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.

Системный оператор Работа с системным оператором предполагает формирование у.

Системный оператор Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение.

Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно -образовательно.

Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно -образовательном процессе дошкольного учреждения.

Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, кото.

Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др. Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?

Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных ск.

Презентация на тему: " Использование ТРИЗ- технологии в образовательной деятельности ДОУ Подготовила: воспитатель Азанова Н. Н." — Транскрипт:

1 Использование ТРИЗ- технологии в образовательной деятельности ДОУ Подготовила: воспитатель Азанова Н. Н.

2 Что такое ТРИЗ? Т-теория Р- решения И- изобретательских З- задач Автор- Г.С. Альтшуллер

3 Цель ТРИЗ Развитие творческой личности; Развитие системного мышления; Развитие фантазии; Стремление к новизне; Речевое развитие; Развитие качеств личности ребенка: гибкость, подвижность, системность, диалектичность, активность. Познание способов решения задач;

4 Где используют Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно- эстетическое развитие. Социально- коммуникативное развитие. Физическое развитие.

5 Первый этап Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Выявлять признаки объектов.

7 Второй этап Цель второго этапа – учить воспитанников фантазировать, изобретать.

8 Метод морфологического анализа Цель: развитие творческого воображения, преодоления стереотипов.

9 ММЧ( метод маленьких человечков) Цель: расширение представлений о физических состояниях веществ (твердый, жидкий, газообразный);развитие воображения, умения моделировать строение веществ, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.

10 Третий этап Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ и РТВ.

12 Эвроритм Эвроритм прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану: функция и противоречия в данном объекте варианты, которыми представлен объект (фантазирование: каких вариантов не существует?) анализ ситуации: данный объект на земле остался один-единственный, какие последствия этого могут быть? анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться функция? анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно произвольными)

14 Четвертый этап На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

15 Метод Мозгового Штурма Цель: используется для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций.

16 Метод синектики Цель: Развитие творческого мышления, памяти Методы синектики: Сравнение живых и неживых предметов; Эмпатия; Фантастическая аналогия; Символическая аналогия; Прямая аналогия

17 Методика использования загадок Цель: Овладение приемами анализа, синтеза, моделирования ситуации, развитие речевой деятельности.

Презентация:

Актуальность: Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества

Актуальность: Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества

Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.
Среди современных инноваций в дошкольном образовании именно технология ТРИЗ, является не только результативной, но и увлекательной.

Цель: Раскрыть значимость технологии

Цель: Раскрыть значимость технологии

Раскрыть значимость технологии ТРИЗ, как средства развития творческого потенциала дошкольников и их коммуникативных способностей.

Раскрыть роль ТРИЗ в формировании творческой активности детей дошкольного возраста.

Альтшуллер Генрих Саулович Родился 15 октября 1926 г

Альтшуллер Генрих Саулович Родился 15 октября 1926 г

Альтшуллер Генрих Саулович Родился 15 октября 1926 г. Умер 24 сентября 1998 г.

Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место.
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером.
Главная идея его теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач.

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз -

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого воспитатели сами "изобретают" свою педагогику, озаренные светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно всем вместе и творить себя: и воспитателю, и детям.

Методы ТРИЗ, их характеристика:

Методы ТРИЗ, их характеристика:

Методы ТРИЗ, их характеристика: Чтобы стимулировать творческую активность детей и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приёмы, применяемые в решении изобретательских задач (ТРИЗ).

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения. Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Темами мозгового штурма могут быть такие: как уберечь продукты от мышей; как не намокнуть под дождем; как мышам достать сыр из-под носа кота; и т.д.

1.Мозговой штурм

Это так называемый метод аналогий: а) личностная аналогия (эмпатия)

Это так называемый метод аналогий: а) личностная аналогия (эмпатия)

Это так называемый метод аналогий: а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. (Примерные варианты заданий: изобрази будильник, который забыли выключить; Прохрюкай "В лесу родилась елочка…", и т.д.); б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет - аналогия стрекозы, подводная лодка - аналогия рыбы и т.д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природы и технически. в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость - возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь - это может быть человек, растение), и так далее. Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.

2.Синектика

Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта

Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта

Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта. Как показывает практика, лучше всего начинать работу по методу морфологического анализа со сказочных образов. Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича.

3. Морфологический анализ

Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на…

Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на…

Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

Формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету

Формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету

Формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету. Может проводиться в воде игры "Аукцион" в старшей группе и подготовительном классе. Воспитатель предлагает детям предмет (например, фантик от жвачки, колпачок от ручки и др.) и просит придумать ему как можно больше применений. Предмет "продается" тому, кто сделал последнее предложение.

5. Метод Робинзона

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов: а) уменьшение - увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку); б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка); в) дробление - объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных); г) оператор времени (замедление - ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве); д) динамика - статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто и т.д.). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать ему новое интересное название.

6. Типовое фантазирование

Мир системен. Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему), можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части

Мир системен. Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему), можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части

Мир системен. Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему), можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части. Все системы существуют во времени. Они сталкиваются, взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга. Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умения анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др. Каждый объект материального мира имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Кроме того, каждый объект имеет свой набор свойств и качеств, которые могут изменяться с течением времени. Если рассматривать объект материального мира, как систему, состоящую из определённых составляющих, имеющих определённые свойства и качества, то данный объект, в свою очередь, будет являться частью другой системы, более широкой по своему строению. Так, например, пылесос - это система, состоящая и таких частей, как корпус, шланг, щётка и т.д. В свою очередь, пылесос является частью системы бытовая техника.

7. Системный оператор

При знакомстве детей с разными агрегатными состояниями, используется метод маленьких человечков (

При знакомстве детей с разными агрегатными состояниями, используется метод маленьких человечков (

При знакомстве детей с разными агрегатными состояниями, используется метод маленьких человечков (ММЧ). ММЧ - практическое воплощение идей Г.С. Алтьшуллера по моделированию мира. Знакомство детей с ММЧ начинается в группе детей 5-го года жизни на простейших явлениях, когда знакомим детей с водой, снегом, льдом: на морозе вода замерзает, лед в тепле тает, у батареи вода испаряется быстрее.

8.Метод Маленьких Человечков

Этапы работы по использованию элементов

Этапы работы по использованию элементов

Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ:

Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.

Цель второго этапа - учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?

Содержание третьего этапа - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, "Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?".

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

Учиться должно быть интересно.

Учиться должно быть интересно.

Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, бесспорно, является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ. ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей, ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, ТРИЗ стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами. ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

Читайте также: