План урока правописание наречий

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

ОТКРЫТЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА ПО

РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Разработал: преподаватель

русского языка и литературы

Неслуженко К.А.

г. Курганинск, 2015 г

Цели урока:

Закрепление навыков правописания наречий

Задачи:

Образовательные: формирование умения образовывать наречия и употреблять их в речи

Развивающие: развивать навыки умения анализировать, сравнивать в процессе тренировочных упражнений

Воспитательные: пропаганда ЗОЖ, воспитание культуры здоровья

Тип урока: изучение и закрепление нового материала

Форма урока: комбинированный

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая

Метод обучения: лекция с элементами беседы, частично-поисковый

Оборудование: учебник, доп. Литература, таблицы, карточки с индивидуальными заданиями.

I . Работа по группам

I группа

Синтаксический разбор предложения:

Приезжай к нам обедать запросто.

Ответ:

Приезжай к намобедатьзапросто . (побуд., невоскл., простое, односост., о/л [],распростр., полное, неослож.)

Приезжай — простое гл. сказуемое, выражено гл. повелительного наклонения.

Приезжай (зачем?) обедать — обстоятельство цели, выражено инфинитивом.

Приезжай (как?) запросто — обстоятельство образа действия, выражено наречием.

Приезжай (куда?) к нам — обстоятельство места, выражено личным местоимением с предлогом.

2 группа

Морфологический разбор наречия запросто.

Ответ:

Запросто — наречие.

Приезжай (как?) запросто: наречие образа действия.

Приезжай (как?) запросто (в предложении явл. обстоятельством).

3 группа

Запросто, на ходу, чуть-чуть, без разбору, крепко-накрепко, в насмешку, по-немецки, сгоряча, бок о бок, еле-еле, сначала, за границей, по-прежнему, поменьше, точь-в-точь, вдребезги, настежь, докрасна, изредка, сплошь, извне, навеки, подольше, с размаху, ещё, горячо.

Проверка словарного диктанта.

— Назовите орфограммы, которыми вы руководствовались при написании наречий.

II. Правописание наречий

1. Правописание наречий традиционно вызывает следующие затруднения:

• гласные в суффиксах на конце наречий;

ь на конце наречий после шипящих;

не и ни в приставках;

• слитное, дефисное и раздельное написание наречий.

Правила относятся к наречиям, образованным приставочно-суффиксальным способом. По своему образованию эти наречия восходят к кратким формам прилагательных.

В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется буква о .

Запись на доске и в тетрадях:

hello_html_m7cf84107.jpg

В наречиях с приставками из-/ис-, до-, с- на конце пишется буква а .

Запись на доске и в тетрадях:

hello_html_497e82d8.jpg

Закрепление данного материала: упр. 189.

2. Самостоятельная работа

Вариант I

— Употребите суффикс или .

Изжелт..-бледное лицо, докрасн.. раскалённый шар, обойти слев. пойти вправ. начать сначал. закончить работу засветл. отмыть добел. поссориться сгоряч. свернуть влев.. .

Вариант II (или упр. 192)

— Образуйте от данных слов наречия с суффиксами или и с приставками в-/во-, на-, за-, с-, из-/ис-, до-.

— Придумайте и запишите предложения или словосочетания с этими наречиями.

Белый, далёкий, поздний, тёмный, косой, сытый, единый, глухой, скорый, живой, простой, сухой, нагой, редкий, горячий, лёгкий, новый.

3. После шипящих ж, ш, ч на конце наречий пишется ь .

Исключения: уж, замуж, невтерпёж.

4. В отрицательных наречиях под ударением пишется не -, без ударения— ни-: никак, негде.

5. После шипящих на конце наречий под ударением пишется о , без ударения — е : горячо, свежо, певуче, но ещё!

III Закрепление

Закрепление данного материала можно организовать по вариантам или по группам.

1. Упр. 191.

2. Выборочный диктант (преподаватель диктует предложения, учащиеся выписывают наречия на шипящую).

Подле отеля был новый двухэтажный дом, внизу двери открыты настежь ( И. Гончаров ). Однажды только однообразие их было нарушилосьуж подлинно печальным случаем ( И. Гончаров ). Филофей несколько раз провёл рукой наотмашь ( И. Тургенев ). Татьяна по воле барыни была выдана замуж за пьяницу-башмачника ( И. Тургенев ). Глухо, пустынно, безлюдно, степь полумёртвая сплошь. Всадник прочь с коня и молча за работу принялся ( А. Майков ). Терпели целый месяц, а как стало невтерпёж, прислали ко мне внезапно: давай денег ( А. Пушкин ). И навзничь я, ударом опрокинут, без памяти обратно пал в поток ( А. К. Толстой ). Через минуту трое всадников неслись вскачь по дороге ( Н. А. Островский ).

3. Осложненное списывание

— Выпишите в составе словосочетаний сначала местоимения, а потом наречия. Объясните правописание этих частей речи.

(Не, ни) где не видно жилья. (Не, ни) чем не измерить простора полей. (Не, ни) когда не предполагал, что (не, ни)чего не испугаюсь, (не, ни) с (чем) не соглашусь. (Не, ни) как не удавалось тронуться с места. Писем ждать было (не, ни) откуда.

Ответ:

Наречия: нигде не видно, никогда не предполагал, никак не удавалось тронуться, ждать неоткуда.

Местоимения: ничем не измерить, ничего не испугаюсь, ни с чем не соглашусь.

4. Правописание о, е после шипящих

— Подумайте, правило употребления о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных является общим и для наречий или нет? Ответ обоснуйте примерами, заполнив таблицу.

Пример заполненной таблицы:

В суффиксах наречий

Проверка выполнения заданий.

IV . Итоги урока

— Какая часть речи называется наречием?

— Расскажите о правописании о, а на конце наречий.

— Расскажите о правописании мягкого знака на конце наречий после шипящих.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

Тип урока: изучение нового материала

1. Редактирование текста.

-В данном тексте в правописании наречий допущены ошибки. Исправьте ошибки, правописание наречий объясните графически. (Работа организуется в парах.)

Я надолга запомнил этот ясный по весеннему и тёплый по летнему день. Коегде уже появились едва-едва заметные зелёные листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настеж, в-третьих, солнце светило по царски, но не горячё, а ласково, подоброму. На дорожках было видимо невидимо воробьёв, и они по прежнему сновали (в)верх и (в)низ.

Но неожидано небо потемнело. Не брежно, не ряшливо поползли растрёпанные тучи. Сначало мелькнула неяркая молния и разрезала (на)двое тёмно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где то кто-то (в)дребезги расколол стеклянную посуду.

И хлынул ливень, точ в точ занавес опустился на землю, и закрыл всё вокруг. Пропал кудато город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.

Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по праздничному весело.

(По А. Иллюминаторской)

2. Обратите внимание на наречия, выделенные в тексте курсивом. От каких частей речи они образованы? Каким способом? Как пишутся эти наречия?

-Наречия, образованные от существительных, прилагательных и числительных могут писаться не только через дефис, но слитно и раздельно. Тема нашего урока "Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных, прилагательных и количественных числительных". Сформулируйте цели нашей деятельности на уроке.

3. Работа с таблицей.

Наречия, образованные от существительных

не употребляемых без предлогов в современном русском языке

вдребезги, исподтишка, наутек

с предлогами без, до, под, в, на, за, с.

без ведома, до отказа, в старину, на бегу, за полночь

с предлогом в и корнем -пол-.

вполоборота, вполголоса, вполсилы

на гласную, если предлог заканчивается на согласную.

в охапку, без устали, без оглядки

внутрь наречия нельзя вставить определение

наотрез, вприпрыжку, сплеча

(Сравните: потянуться вбок — толкнуть в (правый) бок)

от двух существительных с предлогами

в конце концов, бок о бок, из века в век

предлог в, на +существительное во мн.ч. на днях, в сердцах, на радостях

Наречия, образованные от прилагательных

в краткой и полной форме

вплотную, вслепую

Наречия, образованные от собирательных количественных числительных

с приставками в-, на-

вдвое, надвое

с приставкой по-

по трое, по семеро, по двое

Наречия с пространственным и временным значением

вверху, ввысь, вдали, вначале

-Вернемся к тексту. Как пишутся выделенные наречия? Аргументируйте свой ответ.

4. К словам данным в упр. 282 подберите однокоренные наречия, объясняя их написание. С любыми тремя наречиями составьте и запишите предложения. Наречия подчеркните как члены предложения и кажите их разряд.

5. -Особую трудность на письме вызывает правописание омонимичных частей речи. Обратите внимание на предложения и объясните правописание выделенных слов.

По зимнему небу плыли тяжелые снеговые тучи. Ветра в феврале по-зимнему холодные.

-А теперь аналогично объясните слитное и раздельное написание выделенных слов в следующих предложениях.

(В)дали блестел неясный огонек.

(В)дали ржаного поля темнел лес.

-Как отличить наречия от омонимичных им существительных с предлогами?

6. упр. 285: Выпишите только словосочетания с наречиями, обозначая главное и зависимое слова. Объясните правописание наречий и тех слов со скобками, которые остались не выписанными.

7. "Четвертый лишний"

а) (с)начала, (со)зла, (с)лихвой, (с)налёта;

б) (в)миг, (на)дачу, (за)глаза, (к)верх;

в) (в)волю, (в)одиночку, (без) устали, (на)глазок.

8. Самостоятельная работа по упр. 284. (Составьте словосочетания или предложения с раздельным и слитным написанием слов: (на) конец и др.)

9. Домашняя работа: сочинение по словам, данным в рамке учебника с. 116.

10. Рефлексия. Игра "Я начну, а ты продолжи".

-Наречия , образованные от существительных, прилагательных и числительных могут писаться. (Ответ продолжают несколько учащихся)

Тип урока: закрепление изученного материала

Форма урока: урок-соревнование

1. Проверка домашнего задания: несколько учащихся читают сочинения по опорным словам, анализ и оценка их работ.

Далее работа на уроке организуется в группах. Проводится урок-соревнование. Победители получают звание "Знатоки наречий". За выполнение каждого задания группа получает определенное количество баллов.

2. Игра "Я работаю волшебником" (10 баллов)

Суть игры заключается в следующем: учащимся необходимо составить и записать словосочетания , в которых данные ниже слова писали бы и слитно, и раздельно.

(Во) время, (на)встречу, (в)глубь, (за) тем, (в) пустую.

После выполнения задания проводится взаимопроверка.

3. Игра "Помоги Пете Ошибкину" (Каждая группа получает свое задание) (1 балл)

а) Петя Ошибкин написал наречие бок (о) бок через дефис. Правописание этого слова он объяснил так: "Данное наречие образовано повтором корней, поэтому оно пишется через дефис". Согласны вы с этим ответом или нет? Аргументируйте свой ответ.

б) В предложении (В)дали дорога взбиралась (в)верх горы правописание слов со скобками Петя Ошибкин объяснил так: "Вдали и вверх - это наречия, поэтому оба слова пишутся слитно". Согласны ли вы с мнением Пети? Аргументируйте свой ответ.

в) Правописание слов (по)пятеро, (по)семеро, (по) трое Петя Ошибкин объяснил так: "Попятеро, посемеро, потрое - наречия, образованные от собирательных количественных числительных, поэтому они пишутся слитно". Прав ли Петя?

г) В предложении Какая-то сила (не)ожиданно подхватила его и понесла обратно (на)верх правописание слов со скобками Петя Ошибкин объяснил так: "Наречие неожиданно пишется слитно, так как без не не употребляется, а существительное верх с предлогом на пишется раздельно". Согласны ли вы с Петей?

4. Игра "Обмен любезностями" (2 балла): группы предлагают своим соседям 2 наречия, с которыми нужно составить предложения. Во время проверки объяснить написание наречий.

5. Игра"Грамотей" (8 баллов): игра строится по принципу выборочного диктанта. Учитель диктует предложения, учащиеся выписывают словосочетания с наречиями и объясняют написание наречий.

6. Тест. 10 баллов. (Учащиеся могут воспользоваться орфографическим словарем)

1. Укажите вариант ответа со слитным написанием:

1) (в)одиночку 2) (в)крутую 3) (в)открытую 4) (в)обхват

2. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:

1) глядел (в)даль 2) пропал (в)дали туманной 3) виднелся (в)далеке

3. Укажите вариант ответа со слитным написанием:

1) (в)добавок 2) (в)ряд 3) (в)отместку 4) (в)тупик

4. Укажите вариант ответа со слитным написанием:

1) (без)удержи 2) (в)обтяжку 3) (без)устали 4) (в)рассыпную

5. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:

1) (в)перегонки 2) (в)трое 3) (в)двойне 4) (в)обмен

6. Укажите вариант ответа со слитным написанием:

1) (в)пустую 2) (на)глазок 3) (на)бегу 4) (на)износ

7. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:

1) (на)изнанку 2) (на)утек 3) (на)ходу 4) (на)распашку

8. Укажите вариант ответа со слитным написанием:

1) (на)лету 2) (на)скаку 3) (во)время 4) (с)разбегу

9. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:

1) (в)прок2) (на)крепко 3) (без)ведома 4) (на)верх

10. Укажите вариант ответа со слитным написанием:

1) (на)славу 2) (за)глаза 3) (к)месту 4) (в)двоем

Подведение итогов соревнования. Награждение победителей.

7. Домашнее задание: подготовиться к зачету по теме "Наречие", упр. 286.

Исправьте ошибки в правописании наречий, объясните графически.

Я надолга запомнил этот ясный по весеннему и тёплый по летнему день. Коегде уже появились едва-едва заметные зелёные листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настеж, в-третьих, солнце светило по царски, но не горячё, а ласково, подоброму. На дорожках было видимо невидимо воробьёв, и они по прежнему сновали (в)верх и (в)низ.

Но неожидано небо потемнело. Не брежно, не ряшливо поползли растрёпанные тучи. Сначало мелькнула неяркая молния и разрезала (на)двое тёмно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где то кто-то (в)дребезги расколол стеклянную посуду.

И хлынул ливень, точ в точ занавес опустился на землю, и закрыл всё вокруг. Пропал кудато город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.

Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по праздничному весело.

(По А. Иллюминаторской)

Исправьте ошибки в правописании наречий, объясните графически.

Я надолга запомнил этот ясный по весеннему и тёплый по летнему день. Коегде уже появились едва-едва заметные зелёные листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настеж, в-третьих, солнце светило по царски, но не горячё, а ласково, подоброму. На дорожках было видимо невидимо воробьёв, и они по прежнему сновали (в)верх и (в)низ.

Но неожидано небо потемнело. Не брежно, не ряшливо поползли растрёпанные тучи. Сначало мелькнула неяркая молния и разрезала (на)двое тёмно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где то кто-то (в)дребезги расколол стеклянную посуду.

И хлынул ливень, точ в точ занавес опустился на землю, и закрыл всё вокруг. Пропал кудато город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.

Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по праздничному весело.

(По А. Иллюминаторской)

Исправьте ошибки в правописании наречий, объясните графически.

Я надолга запомнил этот ясный по весеннему и тёплый по летнему день. Коегде уже появились едва-едва заметные зелёные листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настеж, в-третьих, солнце светило по царски, но не горячё, а ласково, подоброму. На дорожках было видимо невидимо воробьёв, и они по прежнему сновали (в)верх и (в)низ.

Но неожидано небо потемнело. Не брежно, не ряшливо поползли растрёпанные тучи. Сначало мелькнула неяркая молния и разрезала (на)двое тёмно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где то кто-то (в)дребезги расколол стеклянную посуду.

И хлынул ливень, точ в точ занавес опустился на землю, и закрыл всё вокруг. Пропал кудато город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.

Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по праздничному весело.

(По А. Иллюминаторской)

(Учащиеся могут воспользоваться орфографическим словарем)

1. Укажите вариант ответа со слитным написанием:

2. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:

2) пропал (в)дали туманной

3) виднелся (в)далеке

3. Укажите вариант ответа со слитным написанием:

4. Укажите вариант ответа со слитным написанием:

5. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:

6. Укажите вариант ответа со слитным написанием:

7. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:

8. Укажите вариант ответа со слитным написанием:

9. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:

10. Укажите вариант ответа со слитным написанием:

Наречия, образованные от существительных

не употребляемых без предлогов в современном русском языке

вдребезги, исподтишка, наутек

с предлогами без, до, под, в, на, за, с.

без ведома, до отказа, в старину, на бегу, за полночь

с предлогом в и корнем -пол-.

вполоборота, вполголоса, вполсилы

на гласную, если предлог заканчивается на согласную.

в охапку, без устали, без оглядки

внутрь наречия нельзя вставить определение

наотрез, вприпрыжку, сплеча

(Сравните: потянуться вбок — толкнуть в (правый) бок)

от двух существительных с предлогами

в конце концов, бок о бок, из века в век

предлог в, на +существительное во мн.ч. на днях, в сердцах, на радостях

Наречия, образованные от прилагательных

в краткой и полной форме

вплотную, вслепую

Наречия, образованные от собирательных количественных числительных

с приставками в-, на-

вдвое, надвое

с приставкой по-

по трое, по семеро, по двое

Наречия с пространственным и временным значением

вверху, ввысь, вдали, вначале

Наречия, образованные от существительных

не употребляемых без предлогов в современном русском языке

вдребезги, исподтишка, наутек

с предлогами без, до, под, в, на, за, с.

без ведома, до отказа, в старину, на бегу, за полночь

с предлогом в и корнем -пол-.

вполоборота, вполголоса, вполсилы

на гласную, если предлог заканчивается на согласную.

в охапку, без устали, без оглядки

внутрь наречия нельзя вставить определение

наотрез, вприпрыжку, сплеча

(Сравните: потянуться вбок — толкнуть в (правый) бок)

от двух существительных с предлогами

в конце концов, бок о бок, из века в век

предлог в, на +существительное во мн.ч. на днях, в сердцах, на радостях

Наречия, образованные от прилагательных

в краткой и полной форме

вплотную, вслепую

Наречия, образованные от собирательных количественных числительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: знакомство с правописанием гласных –о и –а на конце наречий.

Планируемые результаты:

предметные: знания о наречии, умение составлять алгоритм решения орфографической задачи, навык правописания гласных на конце наречий;

метапредметные: умение анализировать и обобщать информацию; контроль собственных действий в соответствии с алгоритмом; понимание информации, представленной в виде модели; обогащение словарного запаса учащихся; осуществление оценки/самооценки действий;

личностные: познавательный интерес к русскому языку, соблюдение культуры общения в группе со сверстниками.

Оборудование:

проектор, компьютер, презентация;

стенд с планом урока;

карточки для работы в группах,

алгоритм работы по правилу,

треугольники /карточки для рефлексии и самооценки/,

карточки с домашним заданием,

1. Мотивация к учебной деятельности

- Начинаем наш урок.

- Прочитайте пословицу (Слайд 2):

Выучишь правило – выполнишь ….. задание.

- Какое слово пропущено? (верно)

- Какой частью речи оно является? (наречие)

- В тетради запишите число и спишите пословицу. Она подскажет, чем мы сегодня займемся на уроке.

- Что мы сегодня будем делать на уроке? Какие цели и задачи поставим перед собой? Сформулируйте предложения, используя глаголы (повторять, изучать, применять). (Слайд 3)

2. Планирование учебной деятельности

- Исходя из вышеизложенного, давайте познакомимся с планом сегодняшнего урока (на стенде).

Повторение: такие разные наречия

Составление алгоритма действий

Применение нового правила

Такие нужные наречия (составление предложений с использованием наречий)

3. Актуализация знаний:

- Что мы уже знаем о наречиях?

Наречие – это часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака и признак предмета.

Наречия отвечают на вопросы где? когда? как? зачем? в какой мере?

Наречия образуются от качественных имен прилагательных и от формы творительного падежа имен существительных.

Наречия не изменяются.

Наречия примыкают к главному слову и могут пояснять глагол, имя прилагательное, реже имя существительное.

Наречия чаще всего в предложении являются обстоятельствами, но иногда могут быть определением.

Чаще всего наречие поясняет глагол, реже прилагательное или существительное.

- К какому слову относится наречие в пословице? На какой вопрос отвечает? (Слайд 5)

- Каким членом предложения является слово верно в пословице?

2) работа с фразеологизмами: повторение изученных орфограмм (Слайд 6)

- Замените фразеологизм наречием:

Рукой подать (близко)

За тридевять земель (далеко)

Положа руку на сердце (честно)

В два счета (легко)

На вес золота (дорого)

- Назовите, какие орфограммы встретились в словах? (правописание проверяемых безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, суффикс –о на конце наречий)

4. Знакомство с темой урока: выявление места затруднений (Площадь Грамотности)

- Настало время познакомиться с темой урока.

- Почему часть улиц, ведущих на площадь Грамотности зеленые, а другие белые? (известные и неизвестные правила) (Слайд 7)

- Какие орфограммы, встречающиеся при написании наречий, мы знаем? (безударные проверяемые гласные, парные и непроизносимые согласные, правописание приставок) (Слайд 8)

- А сегодня мы познакомимся еще с одним правилом. Как вы думаете, в какой части слова встретится это правило? В суффиксах или в окончаниях наречий?

- Я очень надеюсь, что вы сможете раскрыть тайну правописания суффиксов наречий. (Слайд 9)

- Вы будете совершать свои открытия в группах по 4 человека.

- Посмотрите на экран. На слайде наречия разбиты на 3 столбика. Каждая группа должна ответить на свой вопрос. В случае затруднения можно воспользоваться подсказками.


На этом уроке мы вспомним все, что мы узнали о наречиях. Остановимся на основных правилах написания наречий, которые могут вызвать у нас трудности. Мы заново рассмотрим самые сложные случаи правописания наречий.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Правописание наречий. Повторение."

· Сегодня нам предстоит сразиться с коварным наречием.

· Мы постараемся не наделать ошибок.

· А попутно повторим самые сложные вопросы правописания наречий.

Не так давно мы познакомились с наречиями. Наречие – это самостоятельная часть речи, обычно обозначающая признак действия. Машина медленно ехала по дороге. Ехала – как? – медленно. Медленно – это наречие.

Что еще мы знаем о наречиях?


Мы часто сталкиваемся с трудностями при правописании наречий.

Какие же вопросы вызывают самые большие трудности? Во-первых, слитное и раздельное правописание НЕ с наречиями. Правописание Е и И в приставках НЕ и НИ. Н и два Н в наречиях. О и А на конце наречий. У нас могут возникнуть вопросы, через дефис нужно писать наречие, или, может быть, слитно или раздельно. Наконец, не нужно забывать о правописании мягкого знака в наречиях после шипящих.


В нашем сегодняшнем уроке Наречие лелеет коварные планы: заставить нас сделать ошибки! А нам придется постараться и вспомнить все нужные правила. Потому что противник уверен, что мы ошибемся уже на правописании НЕ с наречиями.


Но ведь правило слитного и раздельного правописания НЕ несложное. Мы пишем НЕ слитно, когда наречие без НЕ не употребляется или когда его можно заменить синонимом без НЕ. И раздельно – когда есть противопоставление с а или слова далеко, совсем, вовсе, ничуть, нисколько, никогда.


Как же мы напишем все эти выражения?

Ждать не…терпеливо. Слитно. Мы не видим противопоставлений.

Не…мало, а много ягод. Противопоставление с а, пишем раздельно.

Не…брежно – мы не знаем слова брежно. Поэтому пишем слитно.

Совсем не….интересно. Если есть слово совсем, то пишем раздельно.

Приехать не…медленно. Можно заменить синонимом быстро. Слитно.

Мы заставили Наречие призадуматься. Но все же впереди много правил, и одно из них – на различение приставок НЕ и НИ.

Это правило тоже не очень сложное, потому что НЕ мы пишем под ударением и когда нет двойного отрицания: неоткуда ждать поддержки. А НИ мы пишем без ударения и когда в тексте есть двойное отрицание: ниоткуда не ждать поддержки.


Как мы напишем эти выражения?

Н…куда – ударение падает не на приставку, а рядом стоит еще частица НЕ. В приставке – И.

Н…куда – ударение падает на приставку, двойного отрицания нет. Е.

Н…сколько не бояться – ударение падает не на приставку, есть двойное отрицание. Пишем НИ.

Н…сколько – ударение падает на приставку, двойного отрицания нет. Пишем НЕ.

Н…как не догадываться – ударение падает не на приставку, пишем НИ.

Вот и повод нашему противнику призадуматься. Правда, у него есть еще много сложных правил. Одно из них – правописание Н и НН в наречиях.

Поскольку такие наречия образовались от прилагательных с помощью суффиксов о и е, то в наречии пишется столько же Н, сколько в прилагательном, от которого оно образовалось.


А еще можно посмотреть на букву перед Н. Если перед Н стоит согласная, то в большинстве случаев мы пишем одно Н. А если гласная, то почти всегда – два Н, не считая таких слов, как ветрено, пряно, багряно, едино, бешено, рвано и т. д.

Как же мы напишем?


Бешено – от прилагательного-исключения бешеный, в прилагательном – одно Н, и в наречии тоже.

Удивлённо – от причастия удивленный, которое образовалось от глагола совершенного вида. Два Н в причастии и два в наречии.

Деревянно – в прилагательном деревянный два Н, это исключение. В наречии тоже два Н.

Тщательно – мы можем убедиться, что перед Н стоит согласный, значит, пишем одну букву Н.

Нечаянно – от нечаянный, отглагольное прилагательное, которое нужно запомнить. Прилагательное и наречие пишутся с двумя Н.

О, наш противник в гневе! И полагает, что мы абсолютно точно сделаем ошибку, выбирая гласную на конце наречия.



Главное – знать, что наречие образовано не от прилагательного с приставкой. Если наречие образовано от бесприставочного прилагательного, запомнить приставки поможет существительное окно или два волшебных слова навзао и досиза.


Испытаем оба способа на этих словах.

Засветл… – от светлый. Приставка за-. Навзао – если приставка за-, то пишем о.

Досыт… – от прилагательного сытый. Приставка до-. Досиза – если приставка до-, то пишем а.

Издавн… – от прилагательного давний. Приставка из-. Воспользуемся существительным окно и подставим к нему предлог из: из окна. На конце существительного а, и на конце наречия – тоже.

Доверчив… – от доверчивый. Приставка у этого прилагательного уже есть. Значит, мы сразу пишем о.

Время наречию разозлиться. И вспомнить о своем секретном оружии – дефисном написании!


Но мы-то помним, что дефис в наречиях пишется:

Если есть приставка по- и суффиксы -ому, -ему, -и: по-старому.

Если есть приставка в- (во-) и суффикс -ых (-их): в-пятых.

Если есть приставка кое-: кое-когда.

С суффиксами то-, либо-, нибудь-: зачем-то.

Если наречие образовано повторами слова, основы или синонимами: нежданно-негаданно.


Проверим свои знания, написав правильно:


По-южному – приставка по- и суффикс -ому. Нужен дефис.

По южному городу. По городу какому? – перед нами не наречие, а прилагательное. Пишем его раздельно с предлогом.

Во вторых блюдахблюдах каких? Опять прилагательное. Пишем раздельно.

Во-вторых, мне нужны сапоги – приставка во- и суффикс –ых-. Пишем через дефис.

Крепко-накрепко – слово образовано повтором корней. Через дефис. Куда-нибудь – с суффиксом -нибудь наречие пишем через дефис.

Наш упорный противник злится, но не сдается: ведь впереди – самое сложное правило!

Слитное и раздельное написание наречий сложно тем, что наречия нужно отличать от наречных сочетаний и других частей речи с предлогами. А для этого помнить, что наречия не изменяются. Следить за поясняющими словами. И ставить вопросы, чтобы не спутать наречия с падежными формами других слов.


Как же мы напишем?


Наверх – наречия с пространственным значением пишем слитно.

Вполголоса – наречия со значением неполноты действия тоже пишем слитно

Наизусть – мы не знаем слова изусть. Поэтому пишем слитно.

В обнимку – предлог оканчивается на согласную, слово начинается на гласную. Раздельно.

На корточки. У слова сохранилась форма – на корточках. Пишем раздельно.

На веки вечные – есть поясняющее слово вечные. Поэтому раздельно.

Вот теперь Наречие уже в печали. Оно и радо бы, чтобы мы ошиблись в последнем правиле – правописание мягкого знака после шипящих

Но это правило слишком простое. После шипящих в наречии мы пишем мягкий знак, за исключением слов уж, замуж и невтерпеж.


То есть, навзничь мы напишем с мягким знаком, а уж, – нет, это исключение. Сплошь – с мягким знаком. А невтерпёж – нет, это исключение.

Ну что же, мы прошли все правила безупречны, и даже коварному наречию нечего нам сказать. Оно может только сообщить нам, что мы молодцы.

Читайте также: