Метод проектов в советской школе

Обновлено: 07.07.2024

Суть метода проектов

Метод проектов всегда предполагает, во-первых, решение какой-то проблемы, и, во-вторых, направлен на получение результата. Метод проектов – это таким образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата. В современной педагогике метод проектов применяется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Работа с проектами занимает особое место в системе школьного образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что школьники сами делают свой выбор и проявляют инициативу. С этой точки зрения хороший проект должен:

  • иметь практическую ценность;
  • предполагать проведение учащимися самостоятельных исследований;
  • быть в одинаковой мере непредсказуемым как в процессе работы над ним, так и при ее завершении;
  • быть гибким в направлении работы и скорости ее выполнения; предполагать возможность решения актуальных проблем;
  • давать ученику возможность учиться в соответствии с его способностями;
  • содействовать проявлению способностей школьника при решении задач более широкого спектра;
  • способствовать налаживанию взаимодействия между обучающимися.

Проект – совокупность определенных действий, документов, замысел для создания реального объекта/ теоретического продукта.

Учебный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.

Метод проектов в сравнении

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).

Метод проектов становится «интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Популярность метода проектов обеспечивается возможностью сочетания в нем теоретических знаний и их практическое применение для решения конкретных проблем.

Проектный метод в школьном образовании в наше время рассматривается как альтернатива классно-урочной системе. Но специалисты из стран, имеющих обширный опыт в этом деле, предупреждают, что проектное обучение отнюдь не должно вытеснить эту систему и другие методы обучения.

Цели проектной деятельности:

  1. Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.
  2. Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий.
  3. Развитие исследовательских умений.

Типология проектов

  • доминирующая в проекте деятельность;
  • предметно-содержательная область проекта;
  • характер координации проекта;
  • характер контактов;
  • количество участников проекта;
  • продолжительность проекта.

Метод проектов направлен на:

обучение планированию:

  • учащийся должен уметь четко определить цель;
  • описать основные шаги по достижению поставленной цели;
  • концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы;

развитие критического мышления:

развитие творческого мышления:

  • пространственное воображение;
  • самостоятельный перенос теоретических знаний в практику;
  • комбинаторные умения;
  • прогностические умения.

умения работать с информацией:

  • отбирать нужную;
  • анализировать;
  • систематизировать и обобщать;
  • выявлять проблемы;
  • выдвигать обоснованные гипотезы их решения;
  • ставить эксперименты;
  • статистически обрабатывать данные;
  • генерировать идеи;

формирование коммуникативных компетенций:

  • работать в коллективе;
  • владеть культурой коммуникации;
  • умение адаптироваться к действительности;

умение составлять письменный отчет:

  • учащийся должен уметь составлять план работы,
  • четко презентовать информацию,
  • оформлять сноски,
  • иметь понятие о библиографии.

формирование позитивного отношения к работе:

  • учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм;
  • стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы.

Этапы работы над проектом

Этапы работы над проектом:

  • выбор темы;
  • формулирование варианта проблем;
  • распределение задач по группам;
  • групповая или индивидуальная разработка проекта;
  • защита проекта.

Таким образом, проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. Она способствует формированию ключевых компетенций учащихся:

  • коммуникативной – овладение учащимися всеми видами речевой деятельности (устной и письменной) в различных ситуациях; освоение и использование различных знаковых систем при изложении материала;
  • информационной - освоение необходимых знаний, умение осуществлять библиографический поиск и работать с различными источниками информации, работать с большими объёмами информации;
  • интеллектуальной – умение анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать и синтезировать, давать оценку фактам, прочитанным произведениям;
  • организационной - умение сформулировать цель своей деятельности, спланировать деятельность, осуществить её; владение навыками самоконтроля и самооценки.

Вся деятельность учащихся сосредоточивается на следующих этапах: подготовка, планирование, исследование, результаты и/или вывод, оценка результатов и процесса.

  • 1) Подготовка:
  • а) определение проблемы и вытекающих из нее целей и задач;
  • б) выдвижение гипотезы их решения;
  • в) обсуждение методов исследования;
  • 2) Планирование:
  • а) определение источников информации;
  • б) определение способов сбора и анализа информации;
  • в) определение способа представления результатов;
  • г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
  • д) распределение задач (обязанностей) между членами команды.
  • 3) Исследование:
  • а) сбор информации;
  • б) решение промежуточных задач.
  • 4) Результаты и/или выводы:
  • а) анализ полученных данных;
  • б) формулирование выводов.
  • 5) Оценка результатов и процесса:
  • а) оформление конечных результатов;
  • б) подведение итогов, корректировка, окончательные выводы.

Принципы организации проектной деятельности

Выдвигаются следующие основные принципы проектной деятельности:

  • проект должен быть посильным для выполнения;
  • создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку)
  • вести подготовку учащихся к выполнению проектов;
  • обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений - рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта (если проект групповой, каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта);
  • обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

Характер педагогической деятельности в методе проектов

«Учитель при этом выполняет следующие (задачи) функции:

Оценивание результатов проектной деятельности:

Трудности использования метода проектов

Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

Плюсы проектной деятельности:

Минусы проектной деятельности:

  • возрастает нагрузка на учителя;
  • ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);
  • психологические коммуникативные проблемы;
  • проблема субъективной оценки.

Проектная деятельность в работе и специфика метода проектов во внеурочной деятельности

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя.

Неоспорим тот факт, что тренировка и поощрение творческой деятельности должны начинаться в самом начале образовательного процесса и продолжаться на протяжении всей школьной жизни. Цель творческих заданий — выработка у учащихся определенных навыков:

  • проявления творческой активности при выборе темы в соответствии со своими интересами и требованиями преподавателя;
  • подбора литературы по данной тематике;
  • планирования своей работы с определением сроков выполнения;
  • проявления фантазии и выдумки при разработке результата задания;
  • грамотного оформления работы;
  • защиты работы.

Вовлеченность ученика в деятельность, удовлетворенность собой и своим результатом обеспечивают переживание осмысленности, значимости происходящего, являются основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.

Достижение высокого уровня развития творческих способностей обучающихся при выполнении творческих проектов во многом определяется правильным выбором объекта проектирования. Тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные . Руководителю важно отследить, что выбор был обоснованным, не случайным, а продуманным.

Окончательный выбор темы проекта должен оставаться за руководителем. Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, он может максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта для каждого ученика или группы, учесть наличие учебно-методических материалов, свои возможности как руководителя-консультанта, степень участия других консультантов, сроки работы и т.п.

В работе над проектами руководствуюсь следующими принципами:

Цели внедрения в процесс воспитания

В современный учебный процесс внедряются новые методы обуче­ния, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики про­шедшего столетия, которые построены на принципе саморазвития, активно­сти личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обуче­ние. Проектное обучение помогает сформировать так называемый проекти­ровочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретиче­ские и практические составляющие деятельности человека, позволяет рас­крыть, развить, реализовать творческий потенциал личности. Но, несмотря на многие плюсы данного метода, в современной школе он не очень распростра­нен. Его только начинают вводить в учебный процесс и, как правило, исполь­зуют его на факультативных занятиях и во внеурочной деятельности.

Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения. Недаром данный метод относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Использованная литература:
  • 1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000
  • 2. Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. – 326 с.
  • 3. Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 1926.
  • 4. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ "Белый ветер", 2000. – 285 с.
  • 5. Моляко В.А. Психология конструкторской деятельности. // Дисс. докт. психол. наук. - К.: 1981.
  • 6. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003. – 110 с.
  • 7. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". – М., 2004.

Статья подготовлена на основе материала выпускной квалификационной работы "Метод проектов" Викторовой В.В.

Примеры индивидуальных проектов

Примеры индивидуальных проектов для родителей и преподавателей:

    1. Фотография одного и того же места на протяжении года. Ребенок научится дисциплинированному действию и увидит, что мир все время разный.
    2. Изготовление аквариума – от расчета количества материалов и эскиза, закупки материалов до заселения и кормления рыб по графику. В ходе работы ребенку можно прочитать лекции по процессам растворения в воде воздуха и дыхания рыб.
    3. Изготовление домашней системы аэропоники с датчиками влажности. В процессе ребенку можно прочитать лекции по фотосинтезу и питанию растений.
    4. Изготовление модели самолета с проведением испытаний полета. В процессе ребенку можно прочитать лекции по физике и механике.
    5. Фотографирование картины и монтаж видеофильма о рабочем процессе ребенка на протяжении всего рисования (несколько недель рисования, например, один день – один цвет). Ребенок научится терпению, дисциплинированному действию и увидит свою работу другими глазами.
    6. Помочь ребенку самостоятельно вырастить урожай чего-либо в миниатюре. От выбора семян и проращивания до сбора урожая и приготовления пищи.
    7. Помочь ребенку самостоятельно создать эскиз платья и сшить его или связать.
    8. Организовать сбор денег и пожертвовать их на благотворительность. Организовать автомойку/продажу чая (сока) в людных местах и пожертвовать прибыль на благотворительность.
    9. Организовать продажу чая в пользу благотворительной организации, раздавать листовки в пользу поисков доноров крови для детей.
    10. Используя микроскоп для студенческой работы, сделать целую серию лабораторных по поиску микробов и микроорганизмов. Можно изучить биологию на практике.

    Проекты могут быть любыми, их форма ограничена только фантазией преподавателей или родителей. Главная особенность проектов заключается в трех составляющих:

    Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

    Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

    На основе изучения оригинальных литературных источников в статье выявлены особенности понимания сущности и значения метода проектов в советской школе и педагогической мысли 1920-х – начала 1930-х гг.

    Метод проектов (технология проектного обучения) в современной педагогике – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку значимой для учащихся проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом в виде некоего конечного продукта (Е.С. Полат [6]).

    Метод проектов возник в начале прошлого столе­тия в США как практическое воплощение идей гуманистического направления в образова­нии, разработанных американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником У.Х. Килпатриком (в то время данный метод называли также методом проблем).

    Основываясь на характеристике основных типов школьных проектов, данной Ч. Мак Мери, Е.Г. Кагаров предлагает классифицировать учебные проекты следующим образом [1, c 20-25].

    2. Промышленные и торговые проекты: постройки мостов, железных дорог, туннелей, прокладка кабелей, лесоводство, улучшение гаваней, дренаж, оросительные системы, судоходность рек и т.д. – представляют «прекрасное и вполне организованное объединение различных научных дисциплин. Это вещи, которые дети хотят понять и узнать. Опыт применения этой системы в школе показал, что эти темы вполне соответствуют интересам детей.

    Сравнивая педагогические издания середины 1920-х и начала 1930-х гг., можно заметить, что отношение к методу проектов как к панацее, универсальному способу решения всех проблем трудовой школы [1; 7], постепенно становится более сдержанным. Наряду с достоинствами этого метода в педагогической литературе начала 1930-х гг. исследователи обнаруживают его недостатки, формулируют проблемы, связанные с его внедрением, ставят вопрос о том, можно ли в массовой школе ограничиваться одним методом, не приведёт ли это к снижению результатов обучения.

    3) метод проектов не может быть единственным методом работы школы; пока он может иметь сравнительно ограничительное применение, широкое распространение этого метода будет возможно тогда, когда будет выработана система проектов, пригодных для школы (иначе говоря, система проектного обучения, позволяющая формировать у учащихся единство теоретических знаний и опыта практической деятельности по всем изучаемым в школе отраслям науки и народного хозяйства);

    4) большим препятствием к созданию системы проектного обучения является то, что окружающая жизнь, которая должна служить источником и стимулом для проектов, недостаточно педагогически организована.

    Сегодня суть идеи проектного обучения остается прежней – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим овладение знаниями и опытом из применения в ходе проектной деятельности. Однако в современной педагогике метод проектов рассматривается как одна из личностно ориентированных технологий обучения, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Он используется не вместо систематического предметного обучения, как это было в начале XX в., а параллельно с ним, являясь полноценным организующим компонентом образовательного процесса.

    1. Кагаров, Е.Г. Метод проектов в трудовой школе [Текст] / Е.Г. Кагаров. – Л. : Брокгауз-Ефрон, 1926. – 88 с.

    2. На путях к методу проектов / под ред. Б.В. Игнатьева и М.В. Крупениной [Текст]. – М.–Л. : Гос. изд-во, 1930. – 224 с.

    3. На путях к методу проектов. Сб. второй: работа городской школы I ступени / под ред. Б.П. Есипова, Б.В. Игнатьева и В.Н. Шульгина [Текст]. – М. : Работник просвещения, 1930. – 276 с.

    4. На путях к методу проектов. Сб. третий: работа сельской школы I ступени / под ред. Я.Н. Степанова, Б.В. Игнатьева и В.Н. Шульгина [Текст]. – М. : Работник просвещения, 1931. – 118 с.

    5. На путях к методу проектов. Сб. четвертый / под ред. Б. Игнатьева [Текст]. – М. : Гос. уч.-пед. изд-во, 1931. – 120 с.

    7. Свадковский, И. Далтон-план в применении к советской школе. – Изд. 2-е, испр. и доп. [Текст] / И. Свадковский. – М.–Л. : Гос. Изд-во, 1926. – 160 с.

    В статье на основе анализа историко-педагогической отечественной и зарубежной литературы охарактеризован метод проектов и показана его интерпретация в отечественной образовательной практике 1920-х гг.; показано, что период после Октябрьской революции стал новым этапом в развитии отечественного образования, когда начались разработки нового содержания образования для воплощения воспитательных и образовательных задач новой школы. Заимствование из зарубежной образовательной практики метода проектов, разработанного педагогами-реформаторами Д. Дьюи и его последователем У. Килпатриком, способствовало формированию самостоятельности и активности мышления школьников при выполнении учебных задач, в которых дети самостоятельно добывали знания, опираясь на свой жизненный опыт. Метод проектов стал новым методом реализации содержания образования единой трудовой школы в 1920-е гг. В статье раскрыты преимущества метода проектов как развивающего инициативу, умения планировать, учитывать трудности, рассчитывать силы, распределять время, необходимое для работы, как метода, способствующего развитию активности ученика в достижении цели; показано, что на современном этапе развития образования метод проектов является важнейшей образовательной технологией, которая вводится в практику школы согласно требованиям ФГОС.


    2. Дьюи. Д. Школы будущего / Проф. Джон Дьюи, Эвелина Дьюи; С англ. Р. Ландсберг, с предисл. автора и И. Горбунова-Посадова. 2-е изд. Берлин: Гос. изд-во Р.С.Ф.С.Р., 1922. 179 с.

    3. Peterson P.E. John Dewey and the Progressives, Saving Schools From Horace Mann to Virtual Learning. History of Education Quarterly. 2011. № 51 (4). Р. 37-50.

    4. Robert M., Capraro M.M., James R. Morgan STEM project-based learning an integrated science, technology, engineering, and mathematics (STEM) approach. Rotterdam, The Netherlands; Boston: Sense Publishers, 2013. 210 p.

    5. Кнолл М. Метод проектов Энциклопедия образовательной теории и философии. CA.: Thousendoaks, 2014. С. 665-669.

    6. Пархерст Е. Воспитание и обучение по Дальтонскому плану / Пер. с англ. Р. Лансберг. М.: Новая Москва, 1924. 232 с.

    7. Вейкшан В., Ривес С. Советская производственно-трудовая школа: педагогическая хрестоматия/ под ред. А.Г. Калашникова. М.: Работник просвещения, 1925. Т. 1. 176 с.

    9. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. М.: Академия, 2010. 368 с.

    10. Пеньковских Е.А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике // Вопросы образования. 2010. № 4. С. 307-318.

    12. Булан И.Г. История метода проектов и ее продолжение // Инновации в современной науке: материалы II Международного осеннего симпозиума. Таганрог, 2013. С.32-36.

    13. Колокольникова З.У., Лобанова О.Б. Нормативно-правовые основы организации практики комплексного преподавания в РСФСР в 1920-е годы: сибирский вариант программ ГУСа // Право и образование. 2017. № 11. С. 162-173.

    14. Пелагейченко Н.А. Метод проектов: история возникновения и развития // Педагогическая мастерская. Всё для учителя. 2012. № 5. С. 7-12.

    Открывая широкие возможности обучения, делая его доступным для всех детей, модернизируя учебные планы и программы, необходимо обращаться к историко-педагогическому опыту прошлых столетий, анализировать образовательные системы разных эпох, уметь отыскивать уникальные педагогические разработки. Особый интерес в этом отношении представляет собой период становления советского государства, который характеризуется масштабным реформированием школьной системы, созданием новых типов учебных заведений и введением новых учебных программ и методов работы. В исследуемый период велись поиски новых методов реализации содержания образования. Наиболее подходящей формой организации учебного процесса в трудовой школе становится метод проектов, который на современном этапе развития образования является важнейшей образовательной технологией обучения согласно требованиям ФГОС НОО. Проблеме использования метода проектов в современной образовательной практике посвящено значительное количество исследований, в которых авторы анализируют различные ее аспекты: использование метода проектов на уроках технологии (М.Б. Павлова и др.), физики (Ж.В. Беляева, Г.П. Стефанова и др.), английского языка (Л.В. Пилипец, Н.А. Соколова и др.), математики (Б.Ж. Атаманова, Е.А. Добрина, А.В. Иванова, З.А. Тихонова и др.), географии (М.В. Чанова и др.), русского языка (М.Ю. Артемов и др.), химии (Н.И. Родионова, А.Ю. Порядина и др.), изобразительного искусства (Е.В. Грязнова и др.); общие основы метода проектов в учебном процессе (М.Б. Романовская, Р.Р. Тураев и др.); метод проектов в экологическом (М.А. Тубаева), эстетическом (А.А. Евтюгина, Т.В. Худышкина и др.), музыкальном (М.Б. Зацепина) воспитании; проектная деятельность младших школьников (И.Г. Алмазова, Л.С. Белова, А.Г. Бормотаева, О.В. Радовская, Е.П. Смирнова, И.А. Хачетурова и др.); проектная деятельность дошкольников (В.А. Деркунская, И.И. Елагина, М.В. Ермолаева, Н.Н. Муляр и др.). Авторы на обширном аналитическом материале показывают, что главный результат использования метода проектов – рост заинтересованности обучающихся. Сегодня использование метода проектов рассматривается как неотъемлемая часть учебной и внеурочной работы, как средство развития творческой и исследовательской активности школьников, углубления и закрепления их знаний и опыта.

    Цель исследования: охарактеризовать теоретические основы метода проектов и показать интерпретацию метод проектов в отечественной образовательной практике 1920-х гг.

    Материалы и методы исследования. Авторами использованы комплекс методов: сравнительно-исторический анализ историко-педагогических источников, хронологический, историко-ретроспективный, сравнительно-сопоставительный (синтез, анализ, аналогия и др.), а также обобщение. Источниковая база исследования представлена историко-педагогической литературой и современными отечественными и зарубежными исследованиями по изучаемой проблеме.

    Один из основоположников теории прагматизма, Джон Дьюи, в своих работах впервые заявляет о необходимости преобразования всей школьной системы путем введения активных методов работы, при которых ребенок будет учиться, не отрываясь от жизни. Исследователи педагогического творчества Дж. Дьюи (Е.М. Белоцветова, Н.А. Боярищева, И.Г. Булан, Л.А. Валеева, З.В. Видякова, В.В. Горшкова, А.К. Ерохин, Н.В. Карпачева, М.Н. Кожевникова, Г.Б. Корнетов, Е.Ю. Рогачева, В.А. Петригина, Н.А. Подкина, Е.С. Полат, Е.Ф. Томина и др.) отмечают, что он видел смысл реформирования образования в переносе акцента в преподавании на ученика, а не на учителя или учебник. Именно так возникла новая воспитательная цель школы, которая состояла в развитии социального сотрудничества и общности жизни. По мнению Дж. Дьюи, такая организация образовательной практики даст возможность появлению дисциплины естественным путем, потому что ребенок будет принимать участие в учебной работе исходя из своего желания, притом не только ради самого участия, но и для достижения результатов [2, с. 89; 3, с. 34].

    Широко известным метод проектов стал благодаря работам У. Килпатрика, согласно которому дети в процессе обучения проектируют выполнение конкретной практической задачи, учитывая имеющийся опыт. Проект в его понимании имел четыре фазы: замысел, планирование, исполнение и оценку, которые в идеале должны были исполняться без участия учителя. Эта концепция распространилась среди американских учителей и вызвала резкую критику с их стороны. Коллеги Килпатрика были против его взглядов на использование метода как основного с момента начала обучения. В нем были отмечены некоторые разрозненность и бессистемность, которые препятствовали глубокому пониманию детьми вопросов и предметов [4, 5]. Активно возражал против концепции У. Килпатрика и его учитель Дж. Дьюи. Его главное возражение было связано с односторонней ориентацией В. Килпатрика на интересы детей, на их полную самостоятельность, в то время как сам Дж. Дьюи придерживался точки зрения, что проект должен быть совместной деятельностью учителя и учащихся, особенно на первых порах освоения данного метода [3, с. 38].

    Также реализацию идей Дж. Дьюи осуществляла Е. Пархерст, которая разработала систему индивидуализированного обучения – Дальтон-план. Суть метода заключается в том, что он направляет энергию ребенка на самостоятельную организацию его занятий и на выполнение собственных предназначений. Дальтонский лабораторный план дает умственную и моральную свободу, которая естественна для физического благополучия ребенка. Философия образования, положенная в основу Дальтон-плана, базируется на двух принципах.

    Первое принципиальное обоснование Дальтон-плана – это свобода. По мнению Е. Пархерст, ребенку должна быть предоставлена полная свобода без перерывов заниматься каким бы то ни было предметом, который его заинтересовал. Работа по новому плану была построена таким образом, что в ней не было звонков, которые говорили ученику, что наступил час, когда нужно бросить интересное занятие и перейти к другому предмету и учителю.

    В 1920-е гг. метод проектов активно используется в трудовой школе, его эффективность в работе с детьми и взрослыми подчеркивала Н.К. Крупская. Среди преимуществ метода она отмечала, что он развивает инициативу, приучает к плановой работе, дает умение взвешивать все обстоятельства, учитывать трудности, развивает умение рассчитывать силы, распределять время, необходимое для работы, учит наблюдать, проверять себя в ходе работы, учит правильной отчетности, развивает энергию, отчетность в достижении цели, приучает к самостоятельности [7, с. 64]. Использование метода было возможно не только по отношению к сельскому хозяйству, но и в рамках любой дисциплины, преподаваемой в школе. Его основная цель заключалась в том, чтобы наглядно показать детям значимость приобретаемых знаний для жизни. Метод проектов, по мнению Н.К. Крупской, требовал от руководителя больше знаний и навыков, чем любой другой метод, используемый в трудовой школе. Это в первую очередь большая инициатива и умение связывать теорию с практикой, а также знания психологии учащихся, их интересов и условий жизни [7, с. 64–-65].

    Одновременно с методом проектов из практики зарубежных педагогов был заимствован другой метод – Дальтон-план, который позволил расширить понимание трудового принципа и активного метода обучения. Опыт применения Дальтон-плана в советской школе был разнообразным, основные принципы сводились к следующему:

    1. обусловленность применения самостоятельной работы и кабинетной системы введением исследовательского метода;
    2. невозможность репродуктивного способа обучения: заучивания по учебнику, решение задач, выполнение грамматических заданий, что приветствовалось в Дальтон-плане;
    3. выполнение разнообразных исследовательских задач и представление результатов своей работы всему классу в противовес системе индивидуальных зачетов по каждой дисциплине;
    4. большое значение коллективной работы: умение разделять обязанности, договариваться между собой, в отличие от индивидуальных работ в Дальтон-плане [7, с. 128–130].

    Перед советской школой стояла задача согласования проектного метода и Дальтон-плана. Метод проектов – всеобъемлющая форма работы, которая органически включала в себя и Дальтон-план, и комплексную систему, и исследовательский метод. Сущность Дальтон-плана не противоречила основам проектного метода, несмотря на то, что он предполагал предметную систему, а метод проектов – комплексную группировку материала. Организационная форма Дальтон-плана благодаря своей гибкости могла свободно, не изменяя своим принципам, принять предложенное ей проектным методом новое содержание, взятое целиком из окружающей действительности [11, с. 7, 62]. Школы, работающие по Дальтон-плану, пытались изменить его недочеты и найти нужные для этого пути. Отмечались положительные стороны Дальтон-плана, которые также были свойственны методу проектов: самостоятельность учащихся; особая лабораторная обстановка, способствующая работе по данному предмету; самоучет и самоконтроль учащихся; индивидуализация программ (соответственно уровню и развитию ребенка); сотрудничество учителя и учеников; ясность цельности работы в глазах учащихся. К ним также добавлялись качества метода проектов: связь с окружающей жизнью; комплексность преподаваемых предметов; обязательное применение изученных знаний на деле; проработка проектов, внесенных самими детьми по их собственному плану [11, с. 61–65]. Синтез двух методов способствовал развитию в советской школе уникального метода, который имел несколько названий в различных интерпретациях: лабораторно-исследовательский, лабораторно-бригадный, студийный. В некоторых вариантах оставалось первоначальное название метода Е. Пархерст: Дальтон-план [11, с. 64–65]. Советские учителя на основе метода проектов вырабатывали у детей желание трудиться для общества и вносить свой вклад в общее дело [12].

    Заключение. Советская школа интегрировала в практику отечественной школы метод проектов и Дальтон-план в сочетании. Советские педагоги сделали попытку синтезировать два метода, извлекая из них те качества, которые наилучшим образом вписывались в новую систему образования. В результате этого появился уникальный метод с множеством названий: лабораторно-исследовательский, лабораторно-бригадный, студийный, метод проблем, который способствовал коллективному творчеству и развивал детскую инициативу. Метод проектов в советской интерпретации помогал воспитанию деятельных, активных и инициативных строителей нового общественного строя. Важно отметить, что в период становления трудовой школы метод проектов являлся формой организации обучения, которая полностью заменяла традиционную систему обучения. При построении новых программ предлагалось использовать принцип организации учебного материала на основе общественно-трудовой деятельности людей. Выдвигался трудовой метод как основной путь приобретения знаний. Труд становится основным центром, около которого возможно построение комплексной программы [13]. Эта проблема нашла отражение в большом количестве исследований, авторы которых отмечают достоинства метода проектов, актуальность его изучения в историческом контексте и использования в современной образовательной практике, когда поиск новых подходов в школьном образовании с каждым годом становится все более актуальным и необходимым. Профессиональный рост учителя невозможен без овладения им новейшими педагогическими технологиями, инновационными методами обучения [14]. Подводя итоги, можно говорить о том, что основоположники метода проектов – Дж. Дьюи и его последователь У. Килпатрик – были единодушны во мнении о том, что школа должна не только доносить знания, но и заботиться об общем развитии детей, о выработке умения анализировать факты, добывать информацию и делать обобщения. Разработанный педагогами-реформаторами метод способствовал формированию самостоятельности и активности мышления при выполнении учебных задач, в которых дети самостоятельно добывали знания, опираясь на свой жизненный опыт. Для того чтобы обучающийся воспринимал знания как действительно нужные ему, лично значимые, предлагалась брать проблему из реальной жизни, знакомую и значимую, для решения которой предстоит применить уже полученные знания и умения, а также новые, которые еще предстоит приобрести [15]. Их идеи были реализованы в практике отечественной школы в период становления советского государства, когда шли разработки нового содержания образования, призванного воплотить воспитательные и образовательные задачи новой школы.


    В современный учебный процесс внедряются новые методы обучения, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия, которые построены на принципе саморазвития, активности личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обучение. Проектное обучение помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности. [5]

    Последователем взглядов Д. Дьюи был В. Х. Килпатрик, который, ввел проектную деятельность в педагогическую систему. Он считал, что учебная программа не может быть общей для всех, результат получится только от индивидуальной деятельности учащихся. [4]

    Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов.

    Уже в конце XIX в. в школе Л. Н. Толстого сельские ребята на природе выполняли различные проектные задания. Начиная с 1905 года, опытные школы П. П. Блонского и С. Т. Шацкого активно работали по проблеме внедрения проектных методов в практику обучения.

    Развитие метода проектов в школах России связано с именами других отечественных педагогов (Е. Г. Кагаров, М. В. Крупенина, В. В. Игнатьев, В. Н. Шульгин и др.)- Так, Е. Г. Кагаров указал отличительные черты проектного метода: опора на детские интересы сегодняшнего дня, связь с различными сторонами хозяйственной жизни страны, самостоятельность и творчество учащихся, слияние теории и практики. Автор выделяет три этапа выполнения проектов: составление плана; выполнение проекта; подведение итогов работы, коллективное обсуждение, её оценка и составление отчёта. [1]

    В разработках В. В. Игнатьева, М. В. Крупениной метод проектов практикуется как комплексно реализующий ряд педагогических принципов — самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъектной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и др. [2]

    Педагогическому проектированию как научной проблеме посвящены исследования Н. А. Алексеева, В. В. Гузеева, Е. С. Заир-Бек, Г. Л. Ильина, Е. С. По-лат, Г. К. Селевко, И. Д. Чечель. Вопросам внедрения метода проектов в практику общеобразовательной школы уделено внимание в работах А. Л. Блохина, В. Н. Давыдова, Ю. В. Железняковой, Ю. В. Киримовой, В. Е. Мельникова, В. А. Мигу нова, Н. В. Матяш, НЛО. Пахомовой, П. А. Петрякова, М. В. Ретивых, В. Д. Симоненко, Н. А. Степановой, Н. Г. Чаниловой.

    ‒ отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;

    ‒ слабую разработанность методики проектной работы;

    В 1931 году постановлением ВКП (б) метод проектов был осужден, поскольку не способствовал формированию глубоких теоретических знаний учащихся. До середины 1980-х годов он не практиковался в отечественной педагогике. В зарубежной педагогике метод проектов активно и успешно развивался. В нашу школу он возвратился во второй половине 1980-х годов. [6]

    Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. Родившись из идеи свободного Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней — стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления. [4]

    Проектная технология нацелена на развитие личности, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

    В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. [6]

    Но, несмотря на многие плюсы данного метода, в современной школе он не очень распространен. Его только начинают вводить в учебный процесс и, как правило, используют его на факультативных занятиях и во внеурочной деятельности. Таким образом, проблема внедрения метода проектов в учебный процесс является актуальной.

    Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, проектное обучение, интерес учащихся, метод обучения, окружающая действительность, педагогический процесс, проектная деятельность, проектная работа, учебный процесс, школа России.

    Похожие статьи

    Проектная деятельность при изучении физики как способ.

    метод проектов, знание, проблемное обучение, учебный проект, Проектный метод обучения, процесс выполнения проекта, проект.

    проект, метод проектов, проектная деятельность, класс, ребенок, сбор информации, школа.

    Проектная деятельность педагога | Статья в сборнике.

    Проективная (проектная) деятельность включает в себя. анализ проблемы

    Педагог может как сам вести определенную проектную деятельность, так и использовать данный метод в обучении своих учащихся.

    Использование проектного метода на уроках математики при.

    Основные термины (генерируются автоматически): проектно-исследовательская работа, начальная школа, метод проектов, учебная

    Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС. проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, ученик.

    Развитие проектного метода в системе образования

    проектный метод, проектное обучение, технология проектирования, проектная деятельность.

    проектная деятельность, родитель, семья, ребенок, форма взаимодействия, проектный метод, педагогический процесс, образовательный процесс, дошкольное.

    Проектная деятельность учащихся как средство формирования.

    Об этом свидетельствуют результаты опроса учителей и учащихся школы: около 90 % учителей считают необходимым вовлечение учеников в проектно-исследовательскую деятельность; около 70 % опрошенных учащихся.

    Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы

    Проектирование педагогического процесса может быть использовано учителем в любом виде творческой деятельности. Данная технология будет успешным при условии знания и использования определенного алгоритма действий и комплекса методов.

    Использование метода проектов на уроке технологии

    метод проектов, знание, проблемное обучение, учебный проект, Проектный метод обучения, процесс выполнения проекта, проект.

    Об организации проектной деятельности учащихся на уроках.

    обучение учащихся, проектно-конструкторская деятельность, проектирование

    Проектный метод обучения позволяет учащимся освоить знания и получить умения в процессе

    Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса.

    Формирование умений учебно-исследовательской и проектной.

    Системно-деятельностный подход — это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом учителю важно самоопределение учащегося в процессе обучения.

    Читайте также: