Как организовать первые дни ребенка в школе

Обновлено: 05.07.2024

Главная > Консультации > Психолог > Первые дни ребенка в школе: как сделать начало обучения радостным, а не проблемным?

Возможно ли это? Конечно, возможно! Если у вас получится некоторое время в начале учебного года встречать своего сына или дочь после уроков около школы, вы сами сможете увидеть по крайне мере нескольких счастливых первоклашек, взахлеб рассказывающих своим родителям, как интересно они провели сегодня время и что нового узнали.

Однако, я, кажется, начал отклоняться от темы. Возвращаюсь.

Трудности в адаптации к школе могут испытывать почти все дети. И это понятно: фактически изменяется вся их жизнь. Если раньше ведущей деятельностью была игра, теперь ею становится учеба. Нужно довольно продолжительное время сидеть на одном месте, удерживать внимание на том, что говорит и делает учитель, выполнять его инструкции, воздерживаться от разговоров с соседом по парте, соблюдать многие другие правила школьной жизни. Растут ожидания, которые предъявляют окружающие, и ответственность за свои поступки.

И все же есть дети, которым привыкание к школьному укладу дается особенно трудно. Это дети, которые оказались недостаточно подготовлены к школе, и дети, имеющие особенности, значительно отличающие их от других детей.

Чтобы успешно включиться в школьную жизнь и образовательный процесс, дети должны быть готовы к этому. Психологи выделяют:

Подготовка ребенка к школе заслуживает отдельного разговора. Здесь только важно упомянуть, что школьный психолог или психологи психологического центра всегда могут провести диагностику готовности ребенка к школе. В идеале ребенок должен начинать обучение только будучи к нему полностью подготовлен. Тем более, что занятия по подготовке к школе часто организуют и в детских садах, и в школах, и в центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Но если ребенок уже приступил к обучению в первом классе, а у него обнаруживаются пробелы в тех или иных аспектах школьной готовности, нужно незамедлительно заняться устранением этих пробелов. Для этого могут понадобиться занятия как с психологом, так и с логопедом, дефектологом и/или учителем начальных классов. Как правило, в каждой школе можно узнать координаты этих специалистов.

Школьный класс в обычной городской образовательной организации сегодня состоит в среднем из 25–30 учеников. Каждый из учеников уникален, но, в целом, разница в интеллектуальном развитии детей не так уж велика. Поэтому учитель может организовать образовательный процесс, доступный для всех учеников. И все же, могут быть индивидуальные особенности, препятствующие успешному обучению некоторых учеников наравне со всеми.

Другая особенность детей, сильно мешающая учебе, фактически противоположна предыдущей — это медлительность. Медлительный ребенок не создает много хлопот учителю, не мешает одноклассникам. Однако с первых дней своей учебы он начинает отставать от других детей, и когда взрослые — родители, учителя — наконец, замечают это, может быть упущено слишком много времени. Медлительный ребенок нуждается в постоянной поддержке, подбадривании и подталкивании. Довести темп его учебы до приемлемого вполне реально, вот только нужно по возможности раньше заметить эту его особенность и не выпускать его из внимания, пока дела не начнут исправляться. Лучше всего с подталкиванием справляются сверстники, поэтому включение ребенка в групповые виды деятельности, может серьезно помочь в решении проблемы.

Еще одна группа детей, требующих особого внимания — ослабленные, легко утомляемые дети. Начиная делать что-либо, они быстро истощают свои силы. Им трудно выполнить нормальный для других детей объем классной или домашней работы, поторапливать или подбадривать их бесполезно — сил от этого не прибавляется. Чтобы успешно адаптировать таких детей к школе, нужно проконсультироваться с врачом. Вероятно, потребуется составить индивидуальный учебный график, предусматривающий постепенное увеличение нагрузки в течение первого года обучения и сокращение количества и времени перерывов. Дома потребуется четкий, повторяющийся изо дня в день распорядок дня, включающий полноценное питание и сон.

Наконец, еще одна группа детей, нуждающихся в особенном профессиональном внимании учителя — одаренные дети. Такие дети также нередко испытывают серьезные трудности с адаптацией к школе. Обладая хорошими познавательными способностями, они быстро справляются с предложенными заданиями, скучая все остальное время, а то и мешая заниматься соседям по классу. Лучшим выходом было бы составление программы, адекватной возможностям таких детей, а может быть перевод их в специальную группу или даже в образовательную организацию для одаренных детей.

В противоположность перечисленным эксперты приводят список признаков, указывающих на успешную адаптацию детей к школе.

  • Ребенку нравится ходить в школу, он с большим удовольствием рассказывает обо всех аспектах нахождения в классе, своих маленьких победах и неудачах.
  • Малыш хорошо спит, жизнерадостный, активный, любопытный, не жалуется на разнообразные боли (в том числе мнимые), редко болеет.
  • Чадо самостоятельно одевается и переодевается (как дома, так и в школе), хорошо ориентируется в здании учебного учреждения, без проблем ходит в столовую и туалет, а при необходимости может обратиться к педагогам за помощью.
  • У ребенка появились друзья в классе, он знает их по именам и общим интересам.
  • Чадо положительно относится к основному учителю и иным преподавателям, а на предложение вернуться в дошкольное учреждение отвечает решительным отказом.

Как помочь ребенку с первых дней обучения влиться в образовательный процесс? Напомню некоторые свои рекомендации, а также приведу рекомендации педагогов и психологов — экспертов по школьному обучению.

Но известно, что готовность ребенка к школе заключается не только в умственном развитии, но в еще большей степени в его способности к общению со сверстниками, с взрослыми людьми, с его умением подчинить свое поведение законам детских групп и нормам поведения. Чем лучше у ребенка сформирована коммуникативная готовность, тем меньше проблем возникнет у него и у его родителей. Не надо забывать, что способности не только от Бога. Очень многое можно развить, очень многому можно научить. Наши занятия рассчитаны на выявление коммуникативной готовности ребенка, с тем, чтобы при необходимости эту готовность развить. Несформированность навыков общения может затруднить адаптацию ребенка, но не станет препятствием, если учитель, знает об этой особенности ребенка.

Целью подготовительного курса является развитие детей старшего дошкольного возраста, позволяющее им в дальнейшем адаптироваться в школе и успешно усвоить программу начальной школы.

  • создание доброжелательной атмосферы в классе, как необходимого условия развития уверенности в себе;
  • создание благоприятных условий знакомства детей друг с другом;
  • организация взаимодействия между детьми, как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества;
  • знакомство педагога с особенностями детей;
  • развитие умений и навыков, необходимых для занятий в начальной школе.

Важнейшей частью курса является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. В ходе работы выявляются дети, недостаточно готовые к школьному обучению, а так же те, которые нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на профилактику школьной дезадаптации.

Содержание занятий данного периода направлено на решение поставленных задач. Для этого применяются разнообразные методы и приёмы обучения, формы организации обучения. На первых порах ребёнку особенно необходимо ощущение собственной успешности, поэтому создается ситуация успеха, эмоционального благополучия. Создание проблемных ситуаций, опора на жизненный опыт детей, игровые ситуации, прямое и косвенное знакомство с правилами поведения в новой обстановке способствует формированию устойчивой учебной мотивации. Специальные упражнения, направленные на развитие познавательных процессов создают основу успешного обучения.

Занятия проводятся в течение апреля месяца, как составная часть работы “Школы Общения”, 1 раз в неделю по субботам (по два занятия).

В разделе “Ход занятий” достаточно подробно дано описание содержания каждого занятия. В то же время, учитель, полагаясь на свою инициативу, может творчески подходить к занятию, учитывая специфику класса.

    развитие навыков общения;
  • определение типа высшей нервной деятельности детей, поступающих в школу (холерик, меланхолик, флегматик или сангвиник);
  • выявление детей не способных управлять своим поведением, не умеющих общаться и адаптироваться в новой обстановке.

День первый

Давайте познакомимся.

Познакомиться с будущими своими одноклассниками, с учителем. (Учитель с помощью пиктограммы рассказывает о себе и предлагает детям, если они хотят, рассказать о себе - о своей семье, что он любит и чего не любит, есть ли у него домашние животные)

День второй

День третий

Путешествие в сказку

День четвертый

Первый день

Тема: давайте знакомиться.

Время выполнения: 30 минут.

Форма проведения: парная, коллективная.

Оборудование: каждому ребенку нужно раздать по два кружка из плотной бумаги: на одном – лицо с улыбкой, на другом – недовольное лицо. На обратной стороне указывается фамилия ученика. Такие же кружки, только большего размера, понадобятся для размещения на классной доске.

Меня зовут Татьяна Васильевна, я буду вашим первым учителем. Но вы обо мне ничего не знаете, что я люблю, чем увлекаюсь, какая у меня семья, где я живу. Все вы можете узнать, задавая мне вопросы. (Ребята задают вопросы)

Вы обо мне уже много узнали, а теперь давайте знакомиться с вами.

Как же вас зовут? Когда я скажу 3-4, каждый громко-громко скажет свое имя.

Что-то не получилось громко. Давайте попробуем тихо сказать. Каждый шепотом скажет свое имя. Опять что-то не то. Как же нам познакомиться? В чем же дело? Почему мы ничего не понимаем?

Верно, все дело в том, что все говорят одновременно. Вместе хорошо работать, весело играть, здорово петь, а вот отвечать плохо: когда все говорят одновременно, то ничего непонятно. Давайте попробуем говорить по-другому.

Деятельностные умения: учить создавать нормы деятельности и поведения

Коммуникативные умения: знакомство со школьным правилом “говорим по-очереди”

- У кого из вас сосед по парте - мальчик? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя.

Ребята, наш класс – это все мы, а еще наш класс – это комната, где мы находимся. Посмотрите, какой класс замечательный: светлый, уютный. ли вы его любить, заботиться, не обидите ли вы его.

Ребята, которые учатся здесь, очень любят этот класс: ухаживают за цветами, протирают пыль; следят за порядком: бумажки и разный мусор бросают в мусорную корзину; когда на улице грязно - переобуваются в чистую обувь. Вам нравится наш класс? Вы не будете его обижать?

Тогда давайте сделаем классу подарок: украсим его солнышками. Каждый из вас нарисует солнышко. В нем можно написать свое имя.

Листы бумаги небольшие. Каждый ребенок рисует свое солнышко и прикрепляет на доску. Мы любуемся ими и встаем в круг для того, чтобы еще раз услышать, кого как зовут.

Один ребенок подходит к другому и прикасается своими ладошками к его ладошкам и называет свое имя и т.д..

Подготовка к изучению математики

Тема: Счет предметов. Количественный счёт, порядковый счёт.

  • выявить знания детей по счёту в пределах 10;
  • развивать внимание, мышление, речь.

Какие девочки и мальчики красивые! А кого же в нашем классе больше? Как узнать?

I вариант – посчитать и сравнить: выйдут девочки, а мальчик их посчитает; выйдут мальчики, девочка их посчитает, потом сравниваем.

II вариант – как по другому узнать кого больше? Верно, нужно встать парами мальчики встаньте в пару с девочками. Кто же остался без пары (2 девочки).

Вывод: в классе больше девочек.

На сколько больше?

  • работа над количественным счётом;
  • работа с отрезками натурального ряда чисел;
  • работа над порядковым счётом.

- Посчитайте от 1 до 10.

- Посчитайте сколько в классе ребят?

- Сколько в классе мальчиков?

- Сколько в классе девочек?

- Сколько учеников сидит в первом ряду?

- Сколько учеников сидит во втором ряду?

- Сколько учеников в третьем ряду?

- Какие цифры пропущены на жёлтой полоске?

- Какие цифры пропущены на зелёной полоске?

- Назовите, какие предметы изображены?

- Сосчитайте сколько их?

- Что стоит первым, вторым, пятым? И т. д.

1. Солнышко и тучка.

Солнце зашло за тучу, стало свеж – сжаться в комок, чтобы согреться(задержать дыхание 3-4 сек.)

Солнце вышло из-за тучки, стал жарко – расслабиться, сделать глубокий выдох.

“У нас под крышей белый гвоздь висит, солнце взойдет - гвоздь упадет”.

  • самостоятельная работа;
  • коллективная работа.

- Сосчитайте, сколько предметов в каждой рамочке и подпишите соответствующую цифру.

- Рассмотрите рисунок. Назовите одним словом, что изображено.

- Сосчитайте сколько на рисунке предметов по отдельности и запишите соответствующую цифру в клетке.

Второй день

Школа – прошлое родителей и будущее детей

Время выполнения: 30 минут.

Форма проведения: групповая, коллективная.

Оборудование: карточки с буквами, заготовки для макета дома.

- Давайте подумаем, что же такое дом? (Ответы детей)

Учитель прикрепляет на доску букву Д.

- Кто знает, как называется эта буква? Совершенно верно – эта буква называется “дэ”, а на старославянском языке она звучала - “добро”.

- Давайте посмотрим, а что вам напоминает эта буква?

Раньше русские люди так и называли эту букву “дом”. Ребята, дом охраняет людей от зверей, злых людей, от бед. Он дает тепло, уют, покой. В нем мы растем, работаем, нянчим детей, поем песни, рассказываем сказки. Дом – это целый мир.

- А какая вторая буква в слове дом?

- На что она похожа?

- “Посмотри на колесо- А увидишь букву О”.

А еще эта буква похожа на хоровод. Возьмутся люди за руки, и получится хоровод. За руки берутся люди дружные, любящие друг друга. Это вы, мама и папа, сестра или брат. Это ваша семья.

- А на что похожа буква “эм”?

Взялись за руки друзья
И сказали: “Ты да я –
Это мы. А между тем
Получилась буква М.

А теперь давайте посмотрим все ли буквы на своем месте.

Сегодня мы будем строить дом.

Занятие 2.

Подготовка к письму и грамоте

  • оценить уровень развития звукового анализа;
  • развивать мелкую моторику.

Время выполнения: 30 минут.

Форма проведения: групповая, коллективная.

Оборудование: карточки с буквами, заготовки для штриховки, карточки с рисунками.

На каждой страничке

Кто их отгадает. (Буквы)

– Дети, что можно делать с буквами?

- Какие буквы написаны в книгах, в учебниках, в журналах, в газетах? (Печатные)

- Кто из вас уже знает буквы?

- Назовите рисунки в каждом ряду.

- Найдите названия картинок, со звуком [а]; [у]; [о]; [и].

- Где они находятся? (В начале слова, в середине, в конце)

- Кто из вас знает, какие это звуки? Гласные или согласные? Почему?

- Назовите по памяти слова, начинающиеся с этих звуков.

Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.

Ёжик топал по дорожке
И грибочки нёс в лукошке.
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать.

- Какие геометрические фигуры вы видите?

- Посчитайте, сколько кругов? Сколько прямоугольников?

- Обведите рисунок по контуру.

На столах у вас лежат жетоны. Подарите жетон одному из гномов: (На доске 3 гнома: веселый, грустный, равнодушный)

Третий день

Правила школьной жизни

Время выполнения: 30 минут.

Форма проведения: групповая, коллективная.

Оборудование: альбомные листы, цветные карандаши, мяч.

Ты скажешь человеку.

- Здравствуй! – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

- Когда люди говорят “Здравствуйте”, они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья. Любая встреча начинается с приветствия.

Раз, два, три, слушай и смотри…
А зачем вообще правила нужны.
И что это такое?
Какие правила вы знаете?

Дорожные знаки помогают водителям и пешеходам, они показывают правила поведения на дороге. Если не обращать на них внимание – быть беде! А есть ли в школе правила? Зачем они нужны?

Какие школьные правила вы уже знаете?

При входе в класс нужно поздороваться со всеми присутствующими, а потом еще раз отдельно с друзьями и учителем.

Учитель здоровается с классом, дети “Здравствуйте” хором не произносят. Выполнение правила “Готов к уроку”, когда дети стоят у своих парт, обозначает приветствие.

в) Во время урока:

Если во время урока в класс кто- то заходит и здоровается с детьми, они должны молча встать у своих парт.

г) Во внеурочное время:

Что делать, когда звенит звонок на урок? С урока?

А если во время урока в класс войдет кто-либо из взрослых.

Что делать, если во время урока нужно выйти из класса?

У нас тоже есть свои знаки, которые показывают нам определенные правила.

Знакомимся со знаками: как думаете, что обозначает знак (соблюдай тишину)

А этот? (На карточке ребенок с поднятой рукой) (ответить хочешь – не шуми, а только руку подними)

А этот? (На карточке несколько ребят, которые говорят вместе) – (отвечаем хором).

Если ей работу дать-
Зря трудился карандаш.
Грамоты не знаю,
А весь век пишу.

Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки
Только выпустишь на волю-
Где была пустота,
Там глядишь – красота!

Сейчас мы с вами пофантазируем, и каждый из вас попробует себя представить, каким он себя видит 1 сентября.

Занятие второе

Путешествие в сказку

Время выполнения: 30 минут.

Форма проведения: групповая, коллективная.

Оборудование: альбомные листы, цветные карандаши, иллюстрации к сказкам. компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Оформление класса: сказочные герои, выставка рисунков учащихся “Мы рисуем сказку”, выставка книг “Мои любимые сказки”.

А хотите ли вы сейчас попасть в сказку?

Наша сказка будет необычная. Чтобы попасть в эту сказку, мы должны проделать длинный и сложный путь, где нас будут поджидать различные препятствия. А вы их не боитесь?

Молодцы! Это действительно Колобок – герой русской народной сказки. Вместе с ним мы и отправимся в сказку.

Дома сделайте рисунок к вашей любимой сказки.

Четвертый день

Знакомство со школой

Время выполнения: 30 минут.

Форма проведения: групповая, коллективная.

Оборудование: альбомные листы, цветные карандаши.

Организация занятия

Тема: “Знакомство со школой”

- кабинет завуча начальных классов;

- кабинеты музыки, хореографии;

- группу продленного дня.

Проверка готовности ребенка к школе

Время выполнения: 30 минут.

Форма проведения: индивидуальная, совместно с родителями.

Оборудование: раздаточный материал, альбомные листы, цветные карандаши.

Организация занятия

Тема:“Знакомство со школой”

Не подсказывайте ребенку, даже если он что-то делает неправильно. Ведь наша задача — проследить, как ребенок справляется с работой.

Будьте объективны и беспристрастны, как приемная комиссия.

А задания нам принесли наши друзья – Вини Пух, Хрюня, ослик Иа, Тигруля.

Вводное объяснение. Давай попробуем написать несколько слов, но не буквами, а кружочками — на “круглом” языке. Это значит вот что: сколько в слове звуков, столько кружочков надо нарисовать.

Возьмем, например, слово ГОЛ. Послушай, как оно звучит: Гол, гОл, го Л. (Произнося слово, выделяете в нем по очереди все звуки, из которых оно состоит)

А теперь посмотри, как это слово выглядит записанным на “круглом” языке: ООО

Как видишь, в этом слове 3 звука, и поэтому мы нарисовали 3 кружочка.

Вводное объяснение.
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.

Сейчас мы попробуем нарисовать узор кошечки. Постарайтесь, чтобы он получился красивым и ровным . Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вам нужно провести линию. Когда проведете линию, не отрывай карандаш от бумаги, ждите, пока я не скажу, что надо делать дальше.

Совушка-сова

Не подсказывайте ребенку, даже если он что-то делает неправильно. Ведь наша задача – проследить, как ребенок справляется с работой.

Наши учебные занятия подходят к концу. Мне бы очень хотелось знать, понравились ли они вам. Подарите мне на память маленькие сердечки.

Не очень доволен.

Родительское собрание

И вот он приближается – тот радостный день, когда ваши дети переступят порог школы. У родителей, отправляющих детей в первый класс, возникает множество вопросов, они не всегда знают, как вести себя со своими детьми, которые скоро станут первоклассниками. Мы постараемся максимально помочь будущим ученикам и вам родителям почувствовать атмосферу школьной жизни.

Итак, ваш ребенок скоро пойдет в школу. Перед вами встает вопрос: готов ли он к этому? Ведь вы наверняка сталкивались c понятием "готовность ребенка к школе". Тема эта очень обширная, и нашей целью будет конкретизировать ее до такой степени, чтобы вы, родители будущих первоклассников могли понаблюдать за своим ребенком и постараться самим определить – готов ли Ваш ребенок к школе.

Показ презентации “Пора ли в школу?”.

Понятие готовности включает в себя несколько характеристик. Во-первых, определенный интеллектуальный уровень развития. У ребенка должно быть представление об окружающем мире, умение ориентироваться в нем. Не забудем про определенный запас знаний, развитие мыслительных и психических процессов. Как говорится в учебниках по возрастной психологии, дошкольнику доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Но нужно иметь в виду, что это всего лишь ребенок, собирающийся выйти из дошкольного возраста. Логические формы мышления еще только формируются, равно как и становление различных видов памяти. Интеллектуальная готовность предполагает также, что у малыша сформированы определенные умения. Он может услышать, выделить задачу, которую ставит перед ним взрослый и заниматься ей.

Кроме того, ребенок должен хотеть идти в школу. И здесь мы, взрослые должны уметь разграничивать внутреннюю мотивацию от внешней. То есть, дошкольник должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это новый конструктор.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Знакомство первоклассников с учителем и друг с другом.

Этапы урока

Содержания деятельности учителя и учеников

Задачи этапа и

формируемые умения

Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с учителем.

Доброе утро! Я очень рада встрече с вами. Вот, ребята, вы и стали учениками 1 класса. Вы такие нарядные, я вижу ваши умные глазки, вижу, что вы немного волнуетесь. Я уверена, в том, что у нас с вами все будет замечательно. У вас все будет получаться, вы узнаете много нового и интересного. Мы будем понимать и уважать друг друга.

учиться строить коммуникативные отношения с учителем

Вы самые маленькие жители нашей школы и вам предстоит многому научиться. Но сначала нужно познакомиться.

Я ваш учитель. Меня зовут Татьяна Ивановна. У каждого свое имя и каждому бывает трудно запомнить, кого как зовут. Но ведь сложно разговаривать с человеком, если не знаешь его имени. А мы будем вместе учиться, поэтому надо знать всех ребят. Давайте познакомимся! Как же вас зовут? Когда я скажу 3-4, каждый громко-громко скажет свое имя.

Что-то не получилось громко. Давайте попробуем тихо сказать. Каждый шепотом скажет свое имя. Опять что-то не то. Как же нам познакомиться? В чем же дело? Почему мы ничего не понимаем?

Верно, все дело в том, что все говорят одновременно. Вместе хорошо работать, весело играть, здорово петь, а вот отвечать плохо: когда все говорят одновременно, то ничего непонятно. Давайте попробуем говорить по-другому. Я буду подходить к вам и кого коснусь рукой, тот человек встанет и громко скажет свое имя.

учить создавать нормы деятельности и поведения

Наш класс – это все мы!

Смотрите все вместе мы класс. Вот какой наш класс – это все мы. А в детском саду как называли? (группа)

Ребята, наш класс – это все мы, а еще наш класс – это комната, где мы находимся. Посмотрите, какой класс замечательный: светлый, уютный. Но вы здесь совсем недавно и еще не привыкли к нему, правда? И он к вам тоже не привык: ждет, присматривается – будете ли вы его любить, заботиться, не обидите ли вы его.

Ребята, которые учились до вас, очень любили этот класс: ухаживали за цветами, протирали пыль; следили за порядком: бумажки и разный мусор бросали в мусорную корзину; когда на улице было грязно - переобувались в чистую обувь. Родители этих ребят сделали ремонт. Вам нравится наш класс? Вы не будете его обижать?

Тогда давайте сделаем классу подарок: украсим его солнышками. Каждый из вас нарисует солнышко. В нем можно написать свое имя.

(Учитель раздает листы бумаги небольшие. Каждый ребенок рисует свое солнышко и прикрепляет на доску. Все любуются ими и встают в круг для того, чтобы еще раз услышать, кого как зовут.

(Один ребенок подходит к другому и прикасается своими ладошками к его ладошкам и называет свое имя и т.д.).

(После этого садятся за парты. Учитель обращает еще раз внимание на солнышки. )

снятие напряженности, страхов, боязни школы

уметь создавать для себя нормы поведения

- Как вы думаете, понравился ли классу ваш подарок?- Закройте глазки, и послушайте, что скажет вам наш класс (учитель шепчет: спасибо).

Урок №2

Тема: Знакомство со школой

Цель: познакомить детей с расположением в школе кабинетов.

Этапы урока

Содержания деятельности учителя и учеников

Задачи этапа и

формируемые умения

Орг. момент. Построение для экскурсии по школе.

Звенит звонок. Начинаем наш урок.

Какие девочки и мальчики красивые! А кого же в нашем классе больше? Как узнать?

( – посчитать и сравнить: выйдут девочки, а мальчики их посчитают; выйдут мальчики, девочки их посчитают, потом сравниваем.)

Как по другому узнать кого больше? Нужно встать парами мальчики встаньте в пару с девочками. Кто же остался без пары? (1 девочка).

Вывод: в классе больше девочек.

На сколько больше? (на 1 девочку)

Настало время познакомиться со школой.

выяснить запас математических представлений детей

Экскурсия по школе

(Учитель проводит экскурсию по школе).

развитие умения ориентироваться в пространстве; понимать границы пространства и корректировать в связи с ними свои действия и поведение

осуществлять рефлексию поведения

Понравилась школа? Что особенно понравилось? Что удивило вас? Давайте договоримся: ответить хочешь – не шуми, а только руку подними. Я увижу ваш сигнал, и вы ответите на вопрос.

мир своих чувств

Урок №3

Тема: Правила школьной жизни

Цель: знакомство первоклассников с правилами поведения на уроке, перемене.

Этапы урока

Содержания деятельности учителя и учеников

Задачи этапа и

формируемые умения

Введение школьных правил

Мы знаем имена друг друга, познакомились с нашей школой. Настало время узнать правила, по которым люди живут в школе.

Раз, два, три, слушай и смотри…

А зачем вообще нужны правила. И что это такое? Какие правила дорожного движения вы знаете? (не ходить по проезжей части, переходить дорогу на зеленый цвет и т.д)

Дорожные знаки помогают водителям и пешеходам, они показывают правила поведения на дороге. Если не обращать на них внимание – быть беде! А есть ли в школе правила? Зачем они нужны?

Какие правила школьные вы уже знаете? (здороваться со старшими, говорить по-одному и т.д.)

Что делать, когда звенит звонок на урок? С урока? (нужно встать возле своих парт)

А если во время урока в класс войдет кто-либо из взрослых? (встать возле своих парт)

Что делать, если во время урока нужно выйти из класса? (нужно поднять руку)

У нас тоже есть свои знаки, которые показывают нам определенные правила.

Знакомимся со знаками:

Как думаете, что обозначает знак(на карточке падающие листья) (соблюдай тишину)

А этот? (на карточке ребенок с поднятой рукой) (ответить хочешь – не шуми, а только руку подними)

А этот? (на карточке несколько ребят, которые говорят вместе) – (отвечаем хором).

Вот сколько много у нас правил. Мы постепенно их все запомним. Они важны для порядка.

осуществлять выбор своих действий, умение создавать для себя нормы поведения

Отдыхаем и развиваем внимание

Игра: пол, нос, потолок.

(Учитель показывает одно, а говорит другое.) Верьте тому, что слышите, а не тому, что видите.

А сейчас послушайте историю, которая произошла у зверят первоклассников в лесной школе.

В самый первый день учитель познакомил их с теми школьными правилами, о которых мы говорили. Зверята слушали внимательно, головами кивали, мол все понятно, а на следующий день… Слушайте.

Между тем урок продолжался. Учитель сказал, что приготовил для зверят загадки и попросил их внимательно слушать. А Медвежонок го­лову к Лисенку наклонил и слушает, как Лисенок ему шепчет, что он са­мые грибные места в лесу знает и после школы Медвежонку покажет, где белые грибы растут размером со стул.

Почему так получилось, о каких школьных правилах они забыли?

осуществлять выбор своих действий, умение создавать для себя нормы поведения

Окончание первого дня

Наш учебный день подходит к концу. Мне бы очень хотелось знать, понравился ли он вам.

На столах у вас лежат жетоны. Подарите жетон одному из гномов: (На доске 3 гнома: веселый, грустный, равнодушный).

Если понравилось в школе – то улыбающемуся гному; если нет – то грустному, а если что-то понравилось, а что-то нет, то третьему гному.

осуществлять рефлексию учебных занятий и выражать свои чувства

АНАЛИЗ НАБЛЮДЕНИЯ О 1 ДНЕ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ

В первый день практики я посетила торжественную линейку, посвященную 1 сентября. Линейка была хорошо организована и интересна. В начале ведущие поздравили всех с началом учебного года. Особенно много внимания было уделено первоклассникам, т.к. для них это была первая линейка, первый звонок. Было предоставлено слово директору школы, который давал напутствия будущим выпускникам, а также поздравил учеников 1-ых классов их родителей с началом учебного года. На линейке не обошлось и без художественной самодеятельности. По окончанию линейки ученики 1-ых классов пошли на свои первые уроки.

Во время уроков дети познакомились с учителем и друг с другом. Узнали правила школьной жизни, познакомились со школой. Во время экскурсии учитель представила первоклассникам весь персонал, чтоб они знали, как всех зовут. Дети еще стесняются отвечать на вопросы учителя, но отвечают верно. Побеседовав с каждым из них после уроков, я поняла, что в школе им понравилось.

Начало обучения в школе для каждого первоклассника является важным этапом в жизни. Для ребенка это не просто важный, но и очень сложный этап, значительно отличающийся от всего, что было ранее. Помимо новых знакомств, ребенка ожидает смена распорядка дня, из повседневной жизни уходит игра, а основной его деятельностью становится учебная. В этот период ребенку как никогда необходима помощь и поддержка со стороны взрослого.

Проявление эмоций у детей в первые дни пребывания в школе

Одним из значимых моментов в жизни каждого ребенка является начало обучения в школе. Дети с радостью и волнением ждут этого события. Первые дни пребывания ребенка в школе очень волнительны, так как вокруг все ново и незнакомо. Именно поэтому большое внимание в последнее время уделяется эмоциональному состоянию первоклассника, так как от его благополучия зависит психическое и психологическое здоровье ученика. От эмоционального благополучия во многом зависит и успешность всего последующего процесса обучения в школе.

Эмоциональное благополучие ребенка в первые дни пребывания в школе зависит от многих факторов:

  • удовлетворения потребности ребенка в общении;
  • обстановки в семье;
  • взаимоотношений с одноклассниками и педагогом;
  • от условий пребывания в школе в целом и в классе в частности.

Таким образом, эмоциональное состояние ребенка в первые его дни в школе зависит от многих внешних факторов, окружающих первоклассника. Большое значение имеют и внутренние факторы, а именно индивидуальные особенности ребенка.

Младшие школьники отличаются высокой эмоциональностью, впечатлительностью, отзывчивостью, их эмоции быстро сменяют друг друга. Если уроки организованы таким образом, что они скучны и монотонны, то это может оттолкнуть ребенка от учебной деятельности и сформировать отрицательное к ним отношение.

Большое влияние на сознание ребенка в первые дни в школе имеет учитель. Отношение учителя к ребенку и к образовательному процессу в целом, определяет в большой степени настрой ребенка на обучение, а также влияет на формирование самооценки ученика.

Готовые работы на аналогичную тему

Положительное отношение к учителю, доверие и открытость во взаимоотношениях формируют положительное отношение ко всему процессу обучения в дальнейшем.

Адаптация ребенка к школе

Начало школьной жизни – это переломный момент в жизни ребенка.

Адаптация ребенка к школе – это привыкание к школе, школьному распорядку, новым обязанностям и правам, школьным правилам.

У каждого ребенка процесс адаптации протекает по-разному. Это связано с индивидуальными особенностями детей. У кого-то процесс адаптации проходит быстро и без проблем, а у кого-то долго и мучительно.

Легче адаптацию переносят девочки, так как они более контактны, общительны, легче подстраиваются к новым ситуациям. У мальчиков же психика не такая гибкая, они сложнее принимают новые условия, любые изменения в жизни вызывают у них множество разнообразных переживаний и страданий.

В этот период очень важно поддержать ребенка. Необходимо учитывать сильные и слабые стороны ребенка, его психологические особенности. Взрослые (как родители, так и педагоги) должны понимать, как тяжело сейчас ребенку и не давить на него, если у него что-то не получается. Именно в первые дни в школе у ребенка закладывается отношение к школе и учебе в целом.

Таким образом, процесс адаптации является самым сложным и важным этапом в жизни школьника. Необходимо помочь ребенку его пройти и сформировать правильное (положительное) отношение к школе, учебе, одноклассникам, учителю, а также к себе, как к ученику.

Педагогические и практические рекомендации родителям

Школа с самого первого дня ставит перед новоявленным учеником целый ряд задач, требующих от него мобилизации всех своих физических и интеллектуальных возможностей. В первые дни первоклассники сталкиваются с трудностями, которые им необходимо помочь преодолеть.

Практические советы для родителей в период адаптации ребенка к школе:

  • Покой и сон. Необходимо не просто поддерживать хрупкую нервную систему школьника, но и давать ей полноценный отдых. Поэтому первоклассникам необходимо спать не менее 9 часов в сутки.
  • Чувство защищенности, благодаря любимой игрушке. Данный прием аналогичен тому, который многие родители использовали при адаптации ребенка к детскому саду. Ребенку не нужно запрещать брать с собой любимую игрушку. Она поможет ему чувствовать себя защищенным. Однако ребенку необходимо объяснить, что играть на уроках нельзя.
  • Домашние задания – вместе. Большинство родителей совершают ошибку, считая, что раз ребенок уже школьник, то он уже самостоятельный. В первые месяцы ребенка необходимо приучать к самостоятельности, учить правильно организовывать свое время, то есть необходимо делать домашние задания вместе с ним.
  • Твердый распорядок дня. Необходимо установить такой распорядок дня, чтобы ребенок успел и отдохнуть, и выполнить домашнее задание. С первых дней учебы нужно приучать ребенку к такому распорядку.
  • Специальная зарядка. Практически каждому первокласснику очень сложно высидеть весь урок неподвижно. Поэтому после школы необходимо приучать ребенка к выполнению ряда гимнастических упражнений, которые так же направлены и на сохранение его осанки.

Педагогические советы для родителей в период адаптации ребенка к школе:

Таким образом, первые дни в школе являются важным этапом в жизни каждого ребенка. Именно в этот период от взрослых (учителя и родителей) зависит какое отношение к учебе и школе у ребенка сложится. Ребенку в это время очень нужна и важна поддержка со стороны взрослых.

Читайте также: