Метапредметная деятельность в доу

Обновлено: 04.07.2024

Система образования перешла на новый этап. Свидетельством тому является появление новых документов – Государственных стандартов образования, которые задают целевые ориентиры развития системы образования, среди которых определен метапредметный компонент.

Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны ещё в начале XX века для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин, которая досталась нам в наследство от XVII века. Тогда началось бурное развитие научного знания, возникли образовательные модели, ориентированные на воспроизводство и закрепление результатов развития отдельных научных дисциплин и подготовку специалистов под конкретные области знания. Это тут же нашло своё отражение в сфере образования: раздробленность научного знания получила свое закрепление в раздробленности учебных дисциплин. Таким образом, научный прогресс привел к потере неких универсальных оснований, позволяющих ребёнку видеть мир в его целостности. Эта раздробленность сохраняется и усиливается по сей день, благодаря использованию тех образовательных моделей и программ, которые достались нам в наследство от прошлых веков. И чем сильнее в профессиональном смысле учителя – предметники, тем глубже пропасть между разными учебными дисциплинами, потому что каждый из них тянет предметное одеяло на себя, стараясь продемонстрировать ребёнку значимость и важность изучения только той науки, которой служит.

В последнее время жизнь стала ускорять свой темп. Сама обстановка вокруг заставляет нас подстраиваться под новые разработки науки и техники. Вследствие этого возникают новые феномены. Одним из таких является клиповое мышление.

При клиповом мышлении — окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых. Клиповое мышление характеризуется фрагментарностью информационного потока, нелогичностью, полной разнородностью поступающих данных, высоким темпом переключения между частями, отрывками данных, отсутствием полной картины восприятия окружающей среды.

Это существенно влияет на успешность учебы, у детей наблюдается отсутствие полной картины восприятия окружающей среды. Современным ученикам трудно выстраивать логическую цепочку мыслей, последовательность действий от существующего положения до поставленной цели, анализировать, объяснять причинно-следственные связи.

Ещё одна особенность современных учеников – это некая инфантильность, которая характеризуется неумением включиться в общую работу, учащиеся не пытаются выполнять задания, задают вопросы, не имеющие отношения к делу.

метаумения - общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки, к которым относятся:

- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);

- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);

- критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);

- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);

- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);

- качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.);

Метапредметные результаты в своем смысловом контексте, очень схожи с целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися способы деятельности, применимые как в рамках воспитательно-образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Мир, в котором живут наши дети, органичен и целостен. Чтобы понимать его и жить в нём, необходимо видеть взаимосвязи и точки соприкосновения разнородных, на первый взгляд, явлений.

Метапредметный подход позволяет обеспечить переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира и помочь ребёнку овладеть такими способами деятельности, которые будут применимы им как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности позволяет обеспечить формирование целостной картины мира в сознании ребёнка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.

Если интеграция предполагает дополнение одной науки (учебного предмета) другой наукой (учебным предметом), т.е. сложение/взаимопроникновение ЗУН, то метапредметный подход ориентирован на получение нового знания более высокого уровня. Суть данного подхода состоит в том, что в качестве содержания образования, транслируемого ребёнку, выступают культурные техники и способы мышления и деятельности. Это не ассоциативное наталкивание материала одного предмета на другой по типу соединения математики с музыкой, а освоение универсальных принципов и стратегии познания.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка и от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве.

В условиях ГОС результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи. Эта преемственность затраги вае т прежде всего, не предметное содержание основных программ, а процесс достижения лич ностных и метапредметных результатов или ос воения универсальных учебных действий.

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Метапредметность поможет создать целостную картину мира в сознании ребёнка, объединив знания из различных областей. Получение ребёнком метазнаний будет способствовать: развитию чувства собственного достоинства; снижению уровня агрессивности; повышению уровня рефлексии и самосознания; росту познавательной активности и познавательных интересов; изменению мотивов поведения.

Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление нового документа – ФГОС ДО от 17.10.2013г № 1155. Он задает ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса.

На смену обычным программам пришли программы, направленные на развитие личности ребенка. ФГОС ДО направлен на формирование у дошкольников интегративных качеств личности, которые впоследствии помогут выпускникам ДОУ успешно добиваться метапредметных результатов.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Одну из таких технологий – проектная деятельность – мы используем в нашем детском саду .Эта технология ориентирована на личность ребёнка, на развитие его творческих и интеллектуальных способностей. Целью деятельности взрослого является конструирование такого взаимодействия с ребёнком, которое способствует формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности.

Проект — это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств, для достижения определенных педагогических целей, которые в свою очередь зависят от выбора приоритетных педагогических ценностей. Он требует определения проектировщиков в ценностях проектирования, умения отстаивать собственное мнение, высказывать суждения и умозаключения, учитывать и принимать мнения других, подчинять личные амбиции коллективным интересам.

• По доминирующей деятельности (исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные)

• По характеру контактов (внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями)

• По характеру содержания (ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок и общество и его культурные ценности)

• По характеру участия ребенка в проекте (заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения до получения результатов)

Я выбрала метод проектов, использование которого дало возможность воспитанникам экспериментировать, синтезировать полученные знания, применять их в играх и самостоятельной деятельности, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Поскольку дошкольники в силу возрастных особенностей не могут самостоятельно находить противоречия в окружающем мире, выдвигать гипотезы, формулировать проблему, выступать в роли организатора проектов, проектная деятельность в образовательном процессе детского сада носит, как правило, характер трёхстороннего сотрудничества: детей, родителей и педагогов.

Проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно, при непосредственном участии и поддержке взрослого, в зависимости от возраста детей.

Поэтапное стимулирование взрослым проектной деятельности позволяет формировать личностные качества ребенка: умение работать в коллективе, ощущая себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела; умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности - обучать партнеров, делиться собственным опытом со сверстниками; умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого, не воспринимая чужие успехи как свое поражение.

Проектная деятельность, на мой взгляд, является наиболее эффективным способом обучения по следующим причинам:

• Проектная работа выполняется в удобное для ребенка время, с родителями в домашней обстановке ребенок чувствует себя комфортно

• Взрослые воспринимаются ребёнком в качестве единомышленников, советчиков, помощников. Поучение сменяется сотворчеством .Резко возрастает самооценка ребёнка

• Работа над проектом вызывает необходимость применять разнообразные источники информации, способы ее обработки

• Проектная деятельность позволяет раскрыть разнообразные способности ребенка - работу нужно оформить должным образом, лично представить на суд зрителей, а также защищать и отстаивать свою точку зрения в общении со сверстниками и взрослыми людьми

• В ходе работы ребёнок приобретает навыки организации собственного труда, осознает роль самодисциплины

• Ребёнку предоставляется возможность посмотреть работы других участников конкурсов, где демонстрируется проект, оценить свою работу, сравнить с другими

Конечно, проектная деятельность требует больших затрат времени, энергии, финансов, но и эффект дает очень весомый.

В ходе работы над проектом формируются следующие метаумения: теоретическое мышление, навыки переработки, критическое мышление, творческое мышление, регулятивные умения (планирование, определение целей, формулирование гипотез, качества мышления).

Если проанализировать все сказанное выше, то получается, что проектная деятельность отвечает всем требованиям ФГОС по формированию личностных, предметных и метапредметных результатов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Метапредметность в дошкольном образовании Подготовила Воспитатель старшей гру.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Метапредметность в дошкольном образовании Подготовила Воспитатель старшей гру.

Метапредметность в дошкольном образовании Подготовила Воспитатель старшей группы Лаврушко В.А.

Метапредметность – это универсальная деятельность, которая является «надпредм.

Метапредметный подход, заложенный в основу новых стандартов обеспечивает пере.

Метапредметный подход, заложенный в основу новых стандартов обеспечивает переход от существующей практики дробление знаний на предметы к целостному образному восприятия мира, к метадеятельности. Метапредметность поможет создать целостную картину мира в сознании ребенка, объединив знания из различных областей. Получение ребенком метазнаний будет способствовать: развитию чувства собственного достоинства; снижению уровня агрессивности; повышению уровня рефлексии и самознания; росту познательной активности и познавательных интересов; изменению мотивов поведения.

В своей работе я использую такие метапредметные технологии: Интерактивная мет.

В своей работе я использую такие метапредметные технологии: Интерактивная методика – это обучение через опыт.

Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной и творческой личности. Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Это модель обучения, которая вовлекает ребенка в процесс решения сложных для него проблем, находясь в активной позиции.

ВложениеРазмер
formirovanie_predposylok_metapredmetnyh_avtosohranennyy.docx 23.87 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ МЕТОДОМ ПРОЕКТОВ

Система образования перешла на новый этап. Свидетельством тому является появление новых документов – Государственных стандартов образования, которые задают целевые ориентиры развития системы образования, среди которых определен метапредметный компонент.

Метапредметные результаты в своем смысловом контексте, очень схожи с целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования

Метапредметные результаты -освоенные обучающимися способы деятельности, применимые как в рамках воспитательно-образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Целевые ориентиры по ФГОС ДО :

ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах деятельности

Метапредметный подход позволяет обеспечить переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира и помочь ребёнку овладеть такими способами деятельности, которые будут применимы им как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности позволяет обеспечить формирование целостной картины мира в сознании ребёнка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях

Проект — это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей; самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат; специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

Задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их), тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия.

Поэтому в образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также привлекаются родители и другие члены семьи.

Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются следующие типы проектов:

Практические: связаны с работой на достижение значимого результата. Например, благоустройство группы, оформление клумбы и уход за ней.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте — это:

‒ вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

‒ активизация желания искать пути решения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

‒ формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте — это:

‒ формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

‒ развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Этапы работы над проектом:

I этап разработки проекта — целеполагание : воспитатель выносит проблему на обсуждение детям.

После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом — его практическая часть . Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума.

Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

Метод проектов дает возможность воспитанникам экспериментировать, синтезировать полученные знания , применять их в играх и самостоятельной деятельности, развивать творческие способности и коммуникативные навыки

Поскольку дошкольники в силу возрастных особенностей не могут самостоятельно находить противоречия в окружающем мире, выдвигать гипотезы, формулировать проблему, выступать в роли организатора проектов, проектная деятельность в образовательном процессе детского сада носит, как правило, характер трёхстороннего сотрудничества: детей, родителей и педагогов

Поэтапное стимулирование взрослым проектной деятельности позволяет формировать личностные качества ребенка (умение работать в коллективе, ощущая себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела; умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности - обучать партнеров, делиться собственным опытом со сверстниками; умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого, не воспринимая чужие успехи как свое поражение). Они могут развиваться лишь в деятельности, их нельзя усвоить вербально (теоретическим обоснованием ФГОС дошкольного образования является системно-деятельный подход).

Проектная деятельность, на мой взгляд, является наиболее эффективным способом обучения по следующим причинам:

• Проектная работа (творческий фрагмент) выполняется в удобное для ребенка время, с родителями в домашней обстановке. Ребенок чувствует себя комфортно.

• Взрослые воспринимаются ребёнком в качестве единомышленников, советчиков, помощников. Поучение сменяется сотворчеством. Резко возрастает самооценка ребёнка.

• Работа над проектом вызывает необходимость применять разнообразные источники информации, способы ее обработки.

• Проектная деятельность позволяет раскрыть разнообразные способности ребенка- работу нужно оформить должным образом, лично представить на суд зрителей, а также защищать и отстаивать свою точку зрения в общении со сверстниками и взрослыми людьми.

• В ходе работы ребёнок приобретает навыки организации собственного труда, осознает роль самодисциплины.

• Ребёнку предоставляется возможность посмотреть работы других участников конкурсов, где демонстрируется проект, оценить свою работу, сравнить с другими.

В ходе работы над проектом формируются следующие метаумения : теоретическое мышление, навыки переработки, критическое мышление, творческое мышление, регулятивные умения (планирование, определение целей, формулирование гипотез, качества мышления.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Эта модель обучения, которая вовлекает ребёнка в процесс решения сложных для него проблем, находясь в активной позиции. Он направлен на развитие личности ребёнка, познавательные и творческие способности.

Результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности, который соединяет в себе знания, умения, компетенции и ценности.

Если проанализировать все сказанное выше, то получается, что проектная деятельность отвечает всем требованиям ФГОС по формированию личностных , предметных и метапредметных результатов.

Читайте также: