Место и роль научных исследований в познавательной деятельности студента кратко и понятно

Обновлено: 06.07.2024

Закунова Екатерина Дмитриевна 1 , Анисимова Анастасия Евгеньевна 1 , Слюзнева Ксения Валерьевна 1 , Гордеев Кирилл Сергеевич 1 , Жидков Алексей Андреевич 1
1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Научно – исследовательская деятельность приобретает все большее значение и перерастает в один из главных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста.

Научно – исследовательская деятельность – это вид деятельность, который направлен на получение новых объективных научных знаний.

Организацию научно-исследовательской работы в учебном заведении можно рассматривать как проектирование совместной познавательно-исследовательской деятельности педагогов и студентов. Под руководством педагогов студенты выполняют проектную, исследовательскую или творческую работу [1].

Подготовка студентов научно – исследовательской деятельности выражена в федеральных государственных стандартах и представляет собой обязательную составную часть модели специалиста высшего профессионального образования.

Можно выделить следующие преимущества научно – исследовательской деятельности:

1) размышление над общественными проблемами;

2) формирование значимых качеств личности;

3) развитие интеллектуальных умений студентов;

4) коллективная работа и сотрудничество преподавателя и студента.

Участие студентов в научно – исследовательской деятельности способствует развитию таких важных качеств личности как познавательный интерес, коммуникабельность, самостоятельность. Также участие в таком виде деятельности делает студентов конкурентоспособными, инициативными, самостоятельными в принятии различных решений. Приобретенные исследовательские навыки способствуют более быстрому формированию профессиональных качеств.

Научно – исследовательская деятельность студентов содержит в себе два элемента:

1) обучение студентов основам написания научно – исследовательских работ;

2) выполнение студентом научных исследований под руководством преподавателей.

Правильно спланированная и хорошо организованная научно – исследовательская деятельность студентов в процессе обучения выполняет следующие функции:

  1. Образовательная функция: овладение теоретическими и практическими знаниями.
  2. Мотивационная функция: развитие и повышение интереса к науке в процессе участия в научно – исследовательской деятельности.
  3. Организационно – ориентационная функция: формирование умения ориентироваться в литературных источниках, развитие умений правильно организовать и планировать свою деятельность.
  4. Аналитико – корректирующая функция: рефлексия студента, его самоанализ, совершенствование планирования и организации своей научно – исследовательской деятельности.
  5. Развивающая функция: развитие логического и творческого мышления, умение действовать в различных ситуациях.

Научно – исследовательская деятельность имеет огромное значение в развитии творческих и интеллектуальных способностей студентов, значительно увеличивается сфера информационного понимания и представления, формируются и совершенствуются различные познавательные способности, вырабатываются умения самостоятельно принимать решения и применять полученные знания на практике.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Роль научно-исследовательской деятельности в процессе обучения у студентов

Актуальность данной темы состоит в том, что необходимость получения профессиональной компетенции по прошествии приобретения специального образования предстоит каждому студенту. Среднеспециальное образование должно быть ориентировано на подготовку компетентного специалиста, способного применять полученные знания и умения, быть готовым к осуществлению определенного вида деятельности в конкретных ситуациях.

В соответствии с видами профессиональной деятельности перед студентами стоит ряд задач, успешное решение которых зависит от уровня сформированности у него профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность как качество личности формируется на протяжении всей жизни человека. Начальные профессиональные знания, умения, ценности закладываются еще в школе. Поступая в колледж, обучающиеся имеют различные уровень знаний, жизненный опыт, ценностные ориентации. Задача колледжа – подготовить высококвалифицированного специалиста в выбранной области профессиональной деятельности.

Сущность профессиональной компетентности заключается в формировании на базе общего образования таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности.

Одним из способов формирования профессиональной компетентности выпускников в системе среднеспециального образования видится научно-исследовательская деятельность, направленная на развитие навыков самостоятельного овладения научными знаниями и их творческого применения. Научно-исследовательская деятельность студентов рассматривается как одно из ключевых направлений совершенствования качества профессиональной подготовки студентов. Вовлечение в научно-исследовательскую деятельность студентов способствует формированию готовности будущих специалистов к творческой реализации полученных в учебном заведении знаний, умений и навыков, помогает овладеть методологией научного поиска, обрести исследовательский опыт. В процессе научного поиска происходит осознание студентами необходимости непрерывного профессионального самообразования и самосовершенствования. Непосредственное участие студентов в научных исследованиях значимо не только для получения фундаментального образования, но прежде всего для воспитания специалистов, обладающих профессиональной культурой. Научно-исследовательская деятельность определяет возможности профессионального развития личности студента.

Одной из самых главных составляющих гарантированного успешного результата – это вклад самого студента. Мотивация, которая будет сопутствовать студента на протяжении всего его пути по становлению профессионала в своей сфере деятельности, - это гарант вечного поиска средств для улучшения качества своей практической деятельности. Творческое и ответственное отношение к делу; осознанная потребность в постоянном повышении квалификации; приобщение к нормам и ценностям профессиональной среды; осознание социальной значимости профессии; интерес к работе и потребность в выбранной профессиональной деятельности; ценностное, позитивное отношение к профессии, - всё является важной составляющей процесса саморазвития в рамках повышения уровня профессионализма.

Профессиональную компетенцию можно охарактеризовать как личностные качества и способности, а также профессиональные навыки, необходимые сотруднику для успешного выполнения своих должностных обязанностей. В этой связи необходимо упомянуть, что большая часть подготовки студентов должна быть направлена на то, что по итогу окончания средне-специального учебного заведения, студенты, - будущие специалисты, - имели всестороннее развитие всех областей знаний, совокупность которых в дальнейшем и будет составлять их уровень профессионального развития. Компетенция базируется на большом количестве полученной информации, практическом навыке ее применении, которую человек уже самостоятельно сможет использовать. Грамотное усвоение материала, полученного на занятиях с преподавателями, даст крепкую основу для последующих шагов к поиску дополнительной, более углубленной, информации.

Формирование профессиональной компетентности связано с н аучно-исследовательской деятельностью , направленной на получение и применение новых знаний, в том числе фундаментально применимых исследований . Под научно-исследовательской деятельностью следует подразумевать всё, что идет на развитие способностей проведения анализа полученной информации. Вовлечение в научно-исследовательскую деятельность студентов способствует формированию готовности будущих специалистов к творческой реализации полученных в учебном заведении знаний, умений и навыков, помогает овладеть методологией научного поиска, обрести исследовательский опыт. В процессе научного поиска происходит осознание студентами необходимости непрерывного профессионального самообразования и самосовершенствования.

Непосредственное участие студентов в научных исследованиях значимо не только для получения фундаментального образования, но прежде всего для воспитания специалистов, обладающих профессиональной культурой. Научно-исследовательская деятельность определяет возможности профессионального развития личности студента.

Важный алгоритм, при соблюдении которого результат можно считать максимально эффективным, можно назвать тогда, когда при фундаментально крепкой базе, полученной в школе, преподаватели в полной мере концентрируют усилия, что в самой доступной и обширной форме предоставляют студенты все необходимые материалы для дальнейшей самостоятельной работы. Вовлечение студентов в поиск углубленных знаний является необходимым. Это поможет студенту активно внедриться в выбранную им профессиональную сферу с целью дальнейшего профессионального самосовершенствования.

Студенты обучаются различным профессиям, получают жизненный опыт и ценностные ориентации. Задача учебного заведения – подготовить высококвалифицированного специалиста в выбранной области профессиональной деятельности. Внедрение в образовательный процесс методических рекомендаций по ведению научно-исследовательской деятельности, являющейся основой формирования профессиональных компетенций студентов необходимо. Стоит выбрать наиболее оптимальные формы и методы деятельности, выявить недостатки и разрешить противоречия в процессе работы. Умение изучать, анализировать, обобщать и использовать передовой опыт данной сферы деятельности приведет студента к нарабатываю навыков в процессе обучения.

Высокий уровень сформированности профессиональной компетентности студентов через научно-исследовательскую деятельность сформирован в том случае, если, используя все предоставленные материалы преподавателями были усвоены, приложены усилия к самостоятельному поиску, который привел к практическому положительному результату.

Перед каждым образовательным учреждением среднеспециального образования стоит насущная задача корректировки образовательных программ в соответствии с индивидуальными запросами личности и требованиями рынка труда. Есть понимание того, что логика организации образовательного процесса должна способность развитию таких компетенций, как способность человека анализировать свой профессиональный уровень, осваивать новые профессиональные знания и навыки в соответствии с меняющимися требованиями, умение проектировать свою карьеру, работать с информацией и организовывать профессиональное общение и взаимодействие со всеми субъектами образовательного сообщества. Исследовательская деятельность студентов под руководством преподавателей способствует личностной самореализации, развивает творческое мышление, помогает организовать свою деятельность.

Научно-исследовательская работа студентов организуется обычно в форме: -самостоятельной поисковой работы; - исследований в период учебной и преддипломной практик; - курсового и дипломного проектирования; - проблемного обучения на учебных занятиях (изучение, исследование конкретной проблемы); - мини-исследований новинок в различных областях; - семинаров-презентаций; - уроков-конкурсов; - экспериментальных работ. Чтобы научно-исследовательская работа студентов стала эффективной, необходимо использовать системный подход в ее организации и проведении, а также формировать исследовательскую культуру студентов. Системный подход определяет и учитывает условия выработки у студентов активной потребности в знаниях, профессиональную готовность преподавателей к инновациям в преподавательской деятельности и последовательному осуществлению исследовательской работы. Этому способствует повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний, т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.
Благодаря работе со студентами, проводимой в Медико-Стоматологическом колледже профессора Рузуддинова, выпускниками колледжа являются высокопрофессионально подготовленные специалисты в своей сфере деятельности. Колледж предоставляет максимально всестороннее изучение профессии, знания, которые являются основополагающими, дает твердый фундамент, на основе которого строится опыт и, заработанные практикой, новые знания. Первым этапом процесса обучения является получение учащимися основ отраслевых знаний, которые в последующем необходимо реализовать самостоятельно в предоставленных проектах, конкурсах, семинарах и т.д.

В МСКПР проводятся следующие формы исследовательской работы: – выполнение лабораторных работ; – написание рефератов; – участие в предметных олимпиадах; – подготовка докладов; – выполнение заданий, содержащих элементы научных исследований; – выполнение конкретных нетиповых заданий научно-исследовательского характера в период учебных и производственных практик; – изучение теоретических основ методики, постановки, организации выполнения научных исследований по курсам специальных дисциплин и дисциплин специализации. В процессе обучения студентов в колледже прививаются навыки самостоятельной исследовательской работы с учебной и научной литературой, накапливания, обработки и анализа различной инфор­мации, систематизации и обобщения фактов, написания рефератов, докладов, тезисов. С первого самостоятельного выполнения реферата и опубликованных тезисов начинается приобщение студентов к научному творчеству, что способ­ствует формированию клинического мышления и профессиональной подго­товки специалистов высокого качества. Результаты своих исследований студенты представляют, принимая участия в конкурсах, олимпиадах и конференциях.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что заниматься научно- исследовательской работой, развивать навыки научно- исследовательской деятельности, со студентами необходимо. Даже если преподаватели при подготовке студентов учтут все аспекты требований рынка, то информация очень быстро становится не современной, в том числе и та, что стала базовой, когда мы обучали наших студентов. И если мы не научим их обучаться самостоятельно, быть пытливыми и любознательными исследователями, то они всю оставшуюся жизнь будут работать с использованием устаревшей информации, что не допустимо.

Таким образом, одной из центральных целей педагогической деятельности образовательных учреждений должно стать развитие мотивации у студентов к самостоятельному познанию и творчеству. Важно заложить у студентов не только профессионально — предметную подготовленность по специальности, но и основу всех направлений профессиональной компетентности в будущем, что в полной мере может быть реализовано при занятии со студентами научно-исследовательской работой.

Список используемой литературы:

1. Петрова С. Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов // Молодой ученый. — 2011.

4. Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. — М.: Логос, 2009.

5. Boyatzis, Richard E (1982), The competent manager: a model for effective performance, John Wiley & Sons.

6. Raggatt, Peter and Williams, Steve (1999), Government markets and vocational qualifications: an anatomy of policy, Falmer Press, 1999.

Метод – это совокупность устойчивых правил, предназначенная для достижения какой-либо цели. Методология – это инструмент научного исследования. Изучение методологии весьма важно для любого исследователя. Но вместе с тем следует помнить, что изучение методологии какой-либо науки никоим образом не может заменить изучения самой науки.

Нау́ка — особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Науки: естественные и гуманитарные.

Роль и место научных исследований в познавательной деятельности студента

Проект– работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Элементы проекта - любые виды самостоятельной творческой работы учащихся, направленные на достижения результата проекта (н-р, исследования, доклады, рефераты и др.)

Характерные особенности метода проекта:

1. Наличие личностно значимой для автора проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом.

2. Наличие ясной, достижимой цели.

3. Проектный продукт, который создается автором в ходе решения проблемы проекта

4. Предварительное планирование работы. (Вся работа по созданию разбивается на отдельные этапы с задачами и способами решения по каждому этапу. Подбираются ресурсы, разработывается подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа.

Структура курсового проекта:

- титульный лист;

- оглавление;

- обозначения и сокращения;

- Пояснительная записка (паспорт)проекта(актуальность и значение проекта, формулируется цель проекта; план и график работы

- расчетную часть содержит расчеты по профилю специальности;

- описательную часть проектного продукта содержит описание конструкции и принцип работы спроектированного изделия, выбор материалов, технологические особенности его изготовления;

- заключение содержит выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;




- библиографический список;

Наименование проекта
Образовательное учреждение
Создатели проекта:
Руководитель проекта
Основная проблема, на решение которой направлен проект
Цель проекта Разработать …..(название проектного продукта)
Задачи проекта 1. Изучить научно-теоретический материал . 2. Изучить опыт по созданию … 3. Разработать проектный продукт (макет, программу, технологический процесс и т.п.)… 4. Осуществить защиту проектного продукта
Этапы и сроки реализации проекта 1. Определение проблемы проекта, целей и задач. (12.09.12-12.10.12) 2. Составление плана действий по созданию проектного продукта (12.09-12.10) 3. Выбор методов, подбор материалов необходимых для реализации проекта (1.10.12-12.10.12) 4. Реализация проекта, описание проекта (12.10.12-10.01.12) 5. Защита проекта (20.01.12)
Содержание деятельности по созданию проектного продукта Методы: общелогические (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия), теоретического уровня (гипотетические, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, системный), эмпирического уровня (наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование) и др..
Критерии оценки проектного продукта - соответствие проекта на выходе планируемому в начале; - оценка за курсовой проект; - оценка публичной защиты проекта на конференциях различного уровня и др.
Ожидаемые результаты проекта - создание проектного продукта, обладающего следующими характеристиками. - повышение уровня подготовки, информированности. ; - развитие навыков самостоятельной и креативной деятельности, гибкость, направленность на постановку и решение проблем, воображение, комбинационные, аналитико-синтетические мыслительные способности, упорство, уверенность в себе, жажду к знаниям, стремление к изобретениям и экспериментам, готовность к риску); - повышение статуса студента мед.колледжа у потенциальных работодателей, общественности и т.п.. -

Классификация проектов идет в соответствии с типологическими признаками проекта:

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр.

2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

Пояснительная записка (паспорт) проекта

Проект, классификация проектов.

Методология, понятие науки и практики;

Этапы исследовательского процесса

Методы научного познания;

Проект, классификация проектов.

Методология, понятие науки и практики;

План

Урок 1.

Тема: Место и роль научных исследований в познавательной деятельности студента

Метод – это совокупность устойчивых правил, предназначенная для достижения какой-либо цели. Методология – это инструмент научного исследования. Изучение методологии весьма важно для любого исследователя. Но вместе с тем следует помнить, что изучение методологии какой-либо науки никоим образом не может заменить изучения самой науки.

Нау́ка — особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Науки: естественные и гуманитарные.

Роль и место научных исследований в познавательной деятельности студента

Проект– работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Элементы проекта - любые виды самостоятельной творческой работы учащихся, направленные на достижения результата проекта (н-р, исследования, доклады, рефераты и др.)

Характерные особенности метода проекта:

1. Наличие личностно значимой для автора проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом.

2. Наличие ясной, достижимой цели.

3. Проектный продукт, который создается автором в ходе решения проблемы проекта

4. Предварительное планирование работы. (Вся работа по созданию разбивается на отдельные этапы с задачами и способами решения по каждому этапу. Подбираются ресурсы, разработывается подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа.

Структура курсового проекта:

- титульный лист;

- оглавление;

- обозначения и сокращения;

- Пояснительная записка (паспорт)проекта(актуальность и значение проекта, формулируется цель проекта; план и график работы

- расчетную часть содержит расчеты по профилю специальности;

- описательную часть проектного продукта содержит описание конструкции и принцип работы спроектированного изделия, выбор материалов, технологические особенности его изготовления;

- заключение содержит выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;

- библиографический список;

Наименование проекта
Образовательное учреждение
Создатели проекта:
Руководитель проекта
Основная проблема, на решение которой направлен проект
Цель проекта Разработать …..(название проектного продукта)
Задачи проекта 1. Изучить научно-теоретический материал . 2. Изучить опыт по созданию … 3. Разработать проектный продукт (макет, программу, технологический процесс и т.п.)… 4. Осуществить защиту проектного продукта
Этапы и сроки реализации проекта 1. Определение проблемы проекта, целей и задач. (12.09.12-12.10.12) 2. Составление плана действий по созданию проектного продукта (12.09-12.10) 3. Выбор методов, подбор материалов необходимых для реализации проекта (1.10.12-12.10.12) 4. Реализация проекта, описание проекта (12.10.12-10.01.12) 5. Защита проекта (20.01.12)
Содержание деятельности по созданию проектного продукта Методы: общелогические (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия), теоретического уровня (гипотетические, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, системный), эмпирического уровня (наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование) и др..
Критерии оценки проектного продукта - соответствие проекта на выходе планируемому в начале; - оценка за курсовой проект; - оценка публичной защиты проекта на конференциях различного уровня и др.
Ожидаемые результаты проекта - создание проектного продукта, обладающего следующими характеристиками. - повышение уровня подготовки, информированности. ; - развитие навыков самостоятельной и креативной деятельности, гибкость, направленность на постановку и решение проблем, воображение, комбинационные, аналитико-синтетические мыслительные способности, упорство, уверенность в себе, жажду к знаниям, стремление к изобретениям и экспериментам, готовность к риску); - повышение статуса студента мед.колледжа у потенциальных работодателей, общественности и т.п.. -

Классификация проектов идет в соответствии с типологическими признаками проекта:

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр.

2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

Исследовательская работа - прекрасное поле деятельности для учащихся, при выполнении которой решаются практические, общественно-значимые задачи, происходит самореализация личности.

ВложениеРазмер
rol_nauchno-issledovatelskoy_deyatelnosti_uchashchihsya_v_obuchenii.zip 7.73 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: "Роль научно-исследовательской деятельности учащихся в обучении".

В настоящее время наблюдаются стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Поэтому современная программа модернизации образования в Российской Федерации ориентирована не только на усвоение каждым школьником определенной суммы знаний, но в первую очередь на развитие личной сущности ученика, его познавательных и созидательных способностей, творческой самореализации, на мотивацию и установку профессионального выбора, на социальную адаптацию учащихся. Одним из методов достижения поставленных обществом целей является организация научно-исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения.

Следует различать научно-исследовательскую деятельность как вид деятельности направленной на получение новых объективных научных знаний и учебно-исследовательскую деятельность, главной целью которой является образовательный результат – развитие у учащихся исследовательского типа мышления.

На уроках истории и обществознания, а также во внеурочной работе мы организуем, как правило, учебно-исследовательскую деятельность учащихся. Главное здесь не овладение новыми и доселе неизвестными фактами, а обучение учащихся алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут затем использоваться в исследовании любой сложности и тематики. Конечно, при этом не стоит отрицать ценности получения учащимися новых знаний. Однако основным все же является выполнение обучающей задачи.

Цели исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и обществознания можно определить следующим образом:

1. Активизация учебного процесса в направлении повышения его эффективности, придание уроку современных динамичных форм.

1. Расширение кругозора учащихся.

2. Выявление наиболее одаренных учащихся и развитие их творческих способностей.

3. Активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития.

4. Совершенствование умений и др. и

Одним из педагогических условий формирования научного мировоззрения школьников является широкое применение исследовательского метода в обучении, предполагающего:

а) включение поиска в задания по работе с документами, картами, таблицами, схемами и проч.;

б) раскрытие учителем познавательного процесса через доказательство каких-либо теоретических положений (метод рассуждающего изложения);

г) написание эссе, как формы позволяющей выразить собственную позицию с опорой на исторические знания с соответствующей аргументацией;

д) разработка учебных проектов, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы и дальнейшей презентации результатов;

е) организацию поисковой историко-краеведческой деятельности

В результате применения на практике форм и методов научного исследования достигается реализация образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения в деле формирования научного мировоззрения школьников, приводит к более высокому уровню исторических знаний, умений и навыков.

Кроме того, учащиеся, заинтересованные в более глубоком изучении истории, чем это предполагает программа средней школы, занимаясь научно-исследовательской деятельностью, могут попробовать свои силы в качестве исследователей-историков.

Как правило, исследовательская деятельность школьников имеет научно-теоретический и научно-экспериментальный характер, что определяется спецификой истории как науки. При проведении исследований научно-теоретического характера ребята учатся работать с большим объемом информационного материала. Формируются умения и навыки систематизации, классификации, моделирования систем, оперирования обобщенными понятиями и т.д.

Исследовательская деятельность учащихся позволяет получить достоверную информацию об изучаемом объекте, явлении, условиях, выявить связи и взаимодействия изучаемых объектов, процессов, явлений. Полученные результаты систематизируются, статистически обрабатываются, анализируются и обобщаются, что создает условия для обогащения, развития теоретических положений.

В ходе исследовательской работы учащиеся отрабатывают знания, полученные на лекционных и практических занятиях.

Кроме образовательной функции, реализующейся, при умелом руководстве со стороны педагога, в процессах изучения литературы по теме исследования, осмысления изученного и написания курсовой работы, достигаются и значительные результаты в развитии детей. Учащиеся привыкают к научному стилю изложения, строгости мышления, учатся искусству анализа, синтеза, формулирования выводов и т.д.

В результате исследовательской деятельности дети получают совершенно необходимые им знания, умения и навыки рациональной организации умственного труда: учатся искать информацию - работать в библиотеке, Интернет; учатся работать с большими объемами информации: обретают навыки конспектирования, быстрого чтения, систематизации материала.

Немаловажно также, что ребята учатся грамотно оформлять текст работы, использовать для этого компьютерные программы.

Таким образом, в единстве с образовательной функцией, реализуется и развивающая функция обучения.

Исследовательская деятельность это средство активизации познавательной деятельности и развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств учащихся.

По мере осуществления исследования, проекта, учащиеся все яснее ощущают его как продукт собственного труда. Это способствует решению важнейшей педагогической задачи – каждый учащийся приобретает уверенность в собственных возможностях. Эмоциональная составляющая в процессе исследования или создания и представления проекта огромна. Творческие усилия ученика или группы, если это групповая исследовательская работа, переживаются как личностно значимые, а приобретенные при этом знания и умения становятся интегральной частью жизненного опыта каждого ученика.

От исследовательской деятельности учащиеся получают творческий импульс, появляется желание расширять знания.

Немаловажно также, как ребенок или группа смогут представить свой труд: грамотно и последовательно изложить цель и задачи, предмет и объект исследования, доказать актуальность и новизну работы, показать результаты своего труда и т.д., а также не растеряться и достойно ответить на вопросы жюри и коллег. Это в свою очередь требует формирования таких качеств личности как уверенность, смелость, воля, умение владеть собой.

Таким образом в процессе научно-исследовательской деятельности реализуется и воспитательная функция обучения.

Кроме того, процесс научного исследования порождает множество проблем, противоречий, вопросов и столкновений. Противоречивость содержания научно-исследовательской деятельности состоит в конфликте между наличным и требуемым уровнем познавательной активности, интеллектуальными возможностями ребенка, уровнем креативности и т.д. Задача учителя в этих условиях состоит в помощи в разрешении этого противоречия, в развитии у детей умения владеть собой, воли, решительности, целеустремленности, т.е. в формировании качеств творческой личности. Сам процесс созидательного труда, при должной его организации, будет воспитывать эти необходимые каждому человеку качества.

Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность способствует формированию патриотизма, развитию духовно-нравственных качеств личности.

Кроме того, немало важен и тот факт, что в процессе исследовательской деятельности формируется отличный от обычного школьного стиль отношений между учителем и учеником. Взрослый и дети - прежде всего коллеги, поэтому отношения строятся на основании субъектности ученика. Благодаря этому удается создавать хороший психологический климат на занятиях, атмосферу доверия и благожелательности среди учащихся.

Таким образом, в процессе научно-исследовательской деятельности происходит формирование научного мировоззрения школьников в едином учебно-воспитательном процессе.

Результатом вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность становится:

  1. усиление мотивации учебной деятельности;
  2. изменение качества учебного процесса в связи с использованием технологий научно-исследовательской деятельности;
  3. повышение успешности обучения;
  4. повышение интереса учащихся к предмету;
  5. формируется научное мировоззрение;
  6. в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности у учащихся расширяется их кругозор;
  7. дети становятся более самостоятельными в деятельности по приобретению знаний;
  8. наблюдается интеллектуальный рост

– вот далеко не полный перечень позитивных педагогических моментов при вовлечении школьников в исследовательскую деятельность.

Таким образом, исследовательская работа – прекрасное поле деятельности для учащихся, при выполнении которой решаются практические, общественно-значимые задачи, происходит самореализация личности, приобретаются навыки правильного образа жизни.

Читайте также: