Ментальная арифметика в школе как внеурочная деятельность

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Цветкова Анна Александровна

Организация: МКОУ Писцовская СШ

Населенный пункт: Ивановская область, Комсомольский район, с. Писцово

Математическому образованию сегодня уделяется огромное внимание со стороны государства и правительства, которое приняло Концепцию развития математического образования в РФ и эта тема остается одной из актуальных в системе образования в целом.

В каждом классе есть обучающиеся, испытывающие трудности при устных вычислениях.

Возникла проблема – выявление путей совершенствования процесса формирования устных счетно-вычислительных навыков у школьников.

Ментальный счет является одним из самых молодых и стремительно развивающихся способов, применяемых для детского образования.

На сегодняшний день все большую известность приобретает система обучения счету – ментальная арифметика, рекомендованная к применению в школе за рубежом . По данной методической системе формируются творческие и интеллектуальные возможности детей более чем в 50 странах: от Канады до Великобритании. Она приобрела такую популярность, благодаря возможности многостороннего развития детей: их интеллектуального совершенствования, выявления творческих задатков, общественного и психоэмоционального воспитания.

ФГОС предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности.

Цель методики - гармоничное формирование обоих полушарий мозга за счёт мысленной визуализации арифметических вычислений на счётах абакус.

Ментальная арифметика позволяет визуализировать вычисления, создавая мыслительные образы, что способствует развитию образного и пространственного мышления, воображения, а вместе с этим, осуществляется личностный рост ребенка.

  • развить концентрацию внимания;
  • развить фотографическую память;
  • развить творческое мышление;
  • развить слух и наблюдательность;
  • развить воображение;
  • развить логику;
  • развить аналитическое мышление.

Когда дети тренируются в устном счете, их головной мозг стремительно функционирует, в его коре возникают множество новейших нейронных связей. Благодаря ментальному счету у ребят выявляются интеллектуальные возможности, коммуникативные и познавательные навыки, что соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в области формирования универсальных учебных действий.

С помощью технологии ментальной арифметики можно улучшить скорость восприятия, переработки информации и ее обмена за счет активной работы левого и правого полушария Как известно, левое полушарие отвечает за логическое, а правое – за творческое мышление. При использовании левой руки во время проведения вычислений на счетах начинает работать правое полушарие, если задействовать правую руку, начинает функционировать левое.

Применяя обе руки при вычислениях по методике, развиваются оба полушария головного мозга, что способствует значимому развитию ребенка. Таким образом, обучение быстрому счету заключается в активной работе учащихся на счетах – абакус.

Специально заостренные края косточек также способствуют развитию мелкой моторики детей.

Для овладения действиями устного счета специалисты рекомендуют заниматься ментальной арифметикой 2-3 раза в неделю с учетом выполнения 15-20 минутного домашнего задания. Усвоение программы происходит в форме игры, здесь используется не просто сухой счет, каждое занятие сопровождается подвижными разминками и тренировками, направленными на использование обеих рук.

Программа по математике начальной школы существенно расширилась в последние годы. Тем не менее, арифметические навыки остаются фундаментом школьного математического образования. Способность производить быстрые вычисления в уме может быть полезной всю жизнь, начиная с младших классов вплоть до трудовой деятельности.

Высокий уровень владения вычислительными операциями необходим и при решении задач выпускных государственных экзаменов по математике. Все это становится значительно проще и приятнее выполнять совместно с ментальной арифметикой.

Ментальная арифметика: за и против

Ментальная арифметика ориентирована на быстрое достижение целей и задач, а, значит, ребенок, овладевший основами ментальной арифметики, может улучшить свою успеваемость в школе не только по математике, но и по другим предметам.

Однако не стоит забывать, что система ментальной арифметики – одна из методик, которая имеет не только положительные, но и отрицательные стороны, поэтому не может рассматриваться как панацея в процессе обучения арифметическим действия Минусы ментальной арифметики

привычка быстро считать у детей может превратиться в поспешность. Поэтому при выполнении домашних заданий школьники могут допускать ошибки из-за невнимательности;

механический счет формирует не вполне правильные математические представления.

Обучение ментальной арифметике педагогов дополнительного образования и учителей, работающих с детьми возраста от 4-12 лет на некоммерческой основе и внедрение, по аналогу с Японией, в образовательную систему данной методики в качестве внеурочной деятельности, будет способствовать подъему одаренности и раскрытию талантов юных граждан. Качественные изменения в интеллектуальном развитии обучающихся важны не только для развития личности, но и всего государства в целом.

Двадцать первое столетие характеризуется стремительным насыщением информации, постоянной сменой событий. Быть в курсе происходящего, моментально усваивать разнообразную информацию, фиксировать ее в памяти и анализировать – одно из значимых качеств, которыми обязан владеть человек, для того чтобы быть успешным в наше время.

Воспитание личности, способной быть адекватной требованиям современного общества и его социальному запросу, – первостепенная задача школы. В связи с этим, от учителей требуется применение новых нетрадиционных методик, в том числе, с привлечением опыта преподавателей зарубежных стран.

На сегодняшний день все большую известность приобретает система обучения счету – ментальная арифметика, рекомендованная к применению в школе за рубежом. По данной методической системе формируются творческие и интеллектуальные возможности детей более чем в 50 странах: от Канады до Великобритании. Она приобрела такую популярность, благодаря возможности многостороннего развития детей: их интеллектуального совершенствования, выявления творческих задатков, общественного и психоэмоционального воспитания.

На сегодняшний день ментальная арифметика включена в школьные программы Японии и Китая как отдельная учебная дисциплина; ее начинают изучать уже с дошкольного возраста. Ментальная арифметика подходит не только для малышей, но и для взрослых: в Азии и в Америке ее применяют в качестве профилактики болезни Альцгеймера и старческого слабоумия . Ментальная арифметика – это зарядка для разума. Зародилась она в Древней Японии около 2000 лет назад. В тот момент возникли ее основополагающие принципы, которые применяются и сегодня: равновесное развитие двух полушарий головного мозга и применение абакуса (счеты) для формирования вычислительных навыков.

Суть ментальной арифметики заключается в системе развития детского интеллекта, построенной на обучении быстрому счету в уме по необычной методике. Осваивая эту технику, ребенок развивает воображение и логику, тренирует память и учится быстро и легко справляться со сложными примерами по математике.

Обучение ментальной арифметике — мыслительный процесс, предполагающий интенсивное наращивание нейронных связей. Поэтому обучаться данной технике рекомендуется детям от 4 до 16 лет, то есть в период активного формирования клеток мозга. После 16 лет процесс освоения займет больше времени.

Дети, которые не интересуются точными науками или неуверенно чувствуют себя, решая примеры по математике, найдут в занятиях ментальной арифметикой творческое начало, которое поможет им заинтересоваться учебой и проявить себя. Специфическое умение считать в уме необычным способом придает уверенности и смелости, чтобы справляться с трудностями в учебе.

А еще активное развитие мышления поможет ребенку повысить успеваемость в школе и стать усидчивее.

Благодаря ментальному счету у ребят выявляются интеллектуальные возможности, коммуникативные и познавательные навыки, что соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в области формирования универсальных учебных действий.

С помощью технологии ментальной арифметики можно улучшить скорость восприятия, переработки информации и ее обмена за счет активной работы левого и правого полушария. Как известно, левое полушарие отвечает за логическое, а правое – за творческое мышление. При использовании левой руки во время проведения вычислений на счетах начинает работать правое полушарие, если задействовать правую руку, начинает функционировать левое. Так применяя обе руки при подобных вычислениях, развиваются оба полушария головного мозга, что способствует значимому развитию ребенка.

Таким образом, обучение быстрому счету заключается в активной работе ребенка на счетах – абакус, изображенных на рис. 1. Специально заостренные края косточек также способствуют развитию мелкой моторики детей.

Рисунок 1. Абакус

После освоения абакуса начинается нематериальное вычисление, систематически происходит освобождение ребенка от счетов и впоследствии он представляет вычислительные действия в уме. Дети осваивают основные математические операции – сложение, вычитание, умножение, деление и вычисление квадратного и кубического корней чисел.

Для овладения действиями устного счета специалисты рекомендуют заниматься ментальной арифметикой 2-3 раза в неделю с учетом выполнения 15-20 минутного домашнего задания. Усвоение программы происходит в форме игры, здесь используется не просто сухой счет, каждое занятие сопровождается подвижными разминками и тренировками, направленными на использование обеих рук. Благодаря одновременному использованию левого и правого полушарий головного мозга, процедура освоения нового материала и рассуждение над ним происходят результативнее, чем в процессе освоения устных и письменных приемов арифметических действий.

Отметим, что владение таким видом счета не является необходимым для ребенка, однако развитие вычислительных навыков по данной методике способствует улучшению работы головного мозга, в силу чего, занятия по ментальной арифметике можно проводить при подготовке ребенка к школе или в процессе внеурочной деятельности.

Программа по математике начальной школы существенно расширилась в последние годы. Тем не менее, арифметические навыки остаются фундаментом школьного математического образования . Способность производить быстрые вычисления в уме может быть полезной всю жизнь, начиная с младших классов вплоть до трудовой деятельности, ведь в нынешнем обществе человеку каждый день поступают задачи, которые требуют эффективного решения и большой набор числовых данных, требующих оперативной обработки. Высокий уровень владения вычислительными операциями необходим и при решении задач выпускных государственных экзаменов по математике. Все это становится значительно проще и приятнее выполнять совместно с ментальной арифметикой.

Как правило, первые результаты обучения ментальной арифметике заметны через 2–3 месяца после начала еженедельных занятий и выполнения ежедневных коротких домашних заданий. Чтобы полностью освоить технику, ребенку потребуется примерно 2 года постоянных занятий.

В первый год ребенок освоит действия на сложение и вычитаний чисел, а второй большой этап — умение умножать и делить.

  1. Развитие мышления и мелкой моторики . Работа со счетами — это еще и тренировка движений пальцев, которая развивает их ловкость и цепкость.
  2. Умение быстро считать в уме . Практическую пользу это умение приносит и в учебе, и в жизни.
  3. Улучшение памяти. Ребенку, осваивающему ментальную арифметику, будет значительно легче запоминать большие объемы информации по всем предметам.
  4. Повышение интереса к учебе. Незаурядный метод вычислений и множество интересных фактов помогут ребенку понять, как много полезного и увлекательного можно найти на уроках в школе.
  5. Высокая концентрация внимания . Занятия ментальной арифметикой требуют особого сосредоточения, и это умение остается с ребенком и на уроках в школе, и в момент выполнения домашних заданий.

Ментальная арифметика ориентирована на быстрое достижение целей и задач, а, значит, ребенок, овладевший основами ментальной арифметики, может улучшить свою успеваемость в школе не только по математике, но и по другим предметам.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МБОУ Ушмунская СОШ

Директор, учитель начальных классов

МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Двадцать первое столетие характеризуется стремительным насыщением информации, постоянной сменой событий. Быть в курсе происходящего, моментально усваивать разнообразную информацию, фиксировать ее в памяти и анализировать – одно из значимых качеств, которыми обязан владеть человек, для того чтобы быть успешным в наше время.

Воспитание личности, способной быть адекватной требованиям современного общества и его социальному запросу, – первостепенная задача школы. В связи с этим, от учителей требуется применение новых нетрадиционных методик, в том числе, с привлечением опыта преподавателей зарубежных стран.

На сегодняшний день все большую известность приобретает система обучения счету – ментальная арифметика, рекомендованная к применению в школе за рубежом. По данной методической системе формируются творческие и интеллектуальные возможности детей более чем в 50 странах: от Канады до Великобритании. Она приобрела такую популярность, благодаря возможности многостороннего развития детей: их интеллектуального совершенствования, выявления творческих задатков, общественного и психоэмоционального воспитания.

На сегодняшний день ментальная арифметика включена в школьные программы Японии и Китая как отдельная учебная дисциплина; ее начинают изучать уже с дошкольного возраста. Ментальная арифметика подходит не только для малышей, но и для взрослых: в Азии и в Америке ее применяют в качестве профилактики болезни Альцгеймера и старческого слабоумия . Ментальная арифметика – это зарядка для разума. Зародилась она в Древней Японии около 2000 лет назад. В тот момент возникли ее основополагающие принципы, которые применяются и сегодня: равновесное развитие двух полушарий головного мозга и применение абакуса (счеты) для формирования вычислительных навыков.

Суть ментальной арифметики заключается в системе развития детского интеллекта, построенной на обучении быстрому счету в уме по необычной методике. Осваивая эту технику, ребенок развивает воображение и логику, тренирует память и учится быстро и легко справляться со сложными примерами по математике.

Обучение ментальной арифметике — мыслительный процесс, предполагающий интенсивное наращивание нейронных связей. Поэтому обучаться данной технике рекомендуется детям от 4 до 16 лет, то есть в период активного формирования клеток мозга. После 16 лет процесс освоения займет больше времени.

Дети, которые не интересуются точными науками или неуверенно чувствуют себя, решая примеры по математике, найдут в занятиях ментальной арифметикой творческое начало, которое поможет им заинтересоваться учебой и проявить себя. Специфическое умение считать в уме необычным способом придает уверенности и смелости, чтобы справляться с трудностями в учебе.

А еще активное развитие мышления поможет ребенку повысить успеваемость в школе и стать усидчивее.

Благодаря ментальному счету у ребят выявляются интеллектуальные возможности, коммуникативные и познавательные навыки, что соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в области формирования универсальных учебных действий.

С помощью технологии ментальной арифметики можно улучшить скорость восприятия, переработки информации и ее обмена за счет активной работы левого и правого полушария. Как известно, левое полушарие отвечает за логическое, а правое – за творческое мышление. При использовании левой руки во время проведения вычислений на счетах начинает работать правое полушарие, если задействовать правую руку, начинает функционировать левое. Так применяя обе руки при подобных вычислениях, развиваются оба полушария головного мозга, что способствует значимому развитию ребенка.

Таким образом, обучение быстрому счету заключается в активной работе ребенка на счетах – абакус, изображенных на рис. 1. Специально заостренные края косточек также способствуют развитию мелкой моторики детей.

hello_html_m18c8cb9e.jpg

Рисунок 1. Абакус

После освоения абакуса начинается нематериальное вычисление, систематически происходит освобождение ребенка от счетов и впоследствии он представляет вычислительные действия в уме. Дети осваивают основные математические операции – сложение, вычитание, умножение, деление и вычисление квадратного и кубического корней чисел.

Для овладения действиями устного счета специалисты рекомендуют заниматься ментальной арифметикой 2-3 раза в неделю с учетом выполнения 15-20 минутного домашнего задания. Усвоение программы происходит в форме игры, здесь используется не просто сухой счет, каждое занятие сопровождается подвижными разминками и тренировками, направленными на использование обеих рук. Благодаря одновременному использованию левого и правого полушарий головного мозга, процедура освоения нового материала и рассуждение над ним происходят результативнее, чем в процессе освоения устных и письменных приемов арифметических действий.

Отметим, что владение таким видом счета не является необходимым для ребенка, однако развитие вычислительных навыков по данной методике способствует улучшению работы головного мозга, в силу чего, занятия по ментальной арифметике можно проводить при подготовке ребенка к школе или в процессе внеурочной деятельности.

Программа по математике начальной школы существенно расширилась в последние годы. Тем не менее, арифметические навыки остаются фундаментом школьного математического образования . Способность производить быстрые вычисления в уме может быть полезной всю жизнь, начиная с младших классов вплоть до трудовой деятельности, ведь в нынешнем обществе человеку каждый день поступают задачи, которые требуют эффективного решения и большой набор числовых данных, требующих оперативной обработки. Высокий уровень владения вычислительными операциями необходим и при решении задач выпускных государственных экзаменов по математике. Все это становится значительно проще и приятнее выполнять совместно с ментальной арифметикой.

Как правило, первые результаты обучения ментальной арифметике заметны через 2–3 месяца после начала еженедельных занятий и выполнения ежедневных коротких домашних заданий. Чтобы полностью освоить технику, ребенку потребуется примерно 2 года постоянных занятий.

В первый год ребенок освоит действия на сложение и вычитаний чисел, а второй большой этап — умение умножать и делить.

Плюсы методики

Развитие мышления и мелкой моторики . Работа со счетами — это еще и тренировка движений пальцев, которая развивает их ловкость и цепкость.

Умение быстро считать в уме . Практическую пользу это умение приносит и в учебе, и в жизни.

Улучшение памяти. Ребенку, осваивающему ментальную арифметику, будет значительно легче запоминать большие объемы информации по всем предметам.

Повышение интереса к учебе. Незаурядный метод вычислений и множество интересных фактов помогут ребенку понять, как много полезного и увлекательного можно найти на уроках в школе.

Высокая концентрация внимания . Занятия ментальной арифметикой требуют особого сосредоточения, и это умение остается с ребенком и на уроках в школе, и в момент выполнения домашних заданий.

Минусы методики

Ребенка можно перегрузить столь интенсивными занятиями . Освоение ментальной арифметики — это интеллектуальный труд. Важно соблюдать правильный режим и не заставлять ребенка заниматься слишком много, ведь он может устать и физически, и морально, а значит, потерять интерес.

Ментальная арифметика ориентирована на быстрое достижение целей и задач, а, значит, ребенок, овладевший основами ментальной арифметики, может улучшить свою успеваемость в школе не только по математике, но и по другим предметам.

Список литературы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

СанПиН 2.4.2.2821 – 10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса)

Образовательная программа начального общего образования, разработанная на основании примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему развитию (протокол от 08.04.2015г. №1/15). Приказ №288от 01.09.2016г.

Планируемые результаты

Цель данной программы: создание условий для раскрытия потенциала правого полушария головного мозга.

- быстро считать в уме (любые примеры на сложение и вычитание однозначных, двузначных и трехзначных чисел соробане, уметь считать ментально однозначные и двузначные числа в 5 действий);

- понимать суть арифметических действий;

- легко справляться с решением примеров;

- концентрировать и распределять внимание;

Получат возможность научиться:

увеличат скорость и качество запоминания текстов

научатся быстро запоминать даты, правила, определения, словарные слова

научатся мыслить быстрее

мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей

положительная самооценка за счёт повышения успешности деятельности

управлять своим вниманием

Личностными результатами изучения данного курса являются:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

- Анализировать правила игры.

Коммуникативные УУД:

- Действовать в соответствии с заданными правилами.

- Включаться в групповую работу.

- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Познавательные УУД:

- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

- Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

- Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные

Содержание курса

Цель данной программы: создание условий для раскрытия потенциала правого полушария головного мозга.

Программа состоит из двух ступеней. Первая ступень – сложение и вычитание, вторая ступень– умножение и деление. Продолжительность 1 ступени- 1год для учащихся средней и старшей группы и полтора года для учащихся младшей группы.

Каждый урок содержит:

Упражнение на развитие фотографической памяти – диктант с флешкартами.

Упражнение на развитие слуховой памяти и концентрации внимания- диктанты

Упражнение для развития скорости мышления- решение примеров на время (система нормативов выстроена таким образом, что времени всегда чуть меньше, чем могут сделать дети)

Упражнения для развития мелкой моторики- фундаментальные упражнения

Упражнение на увеличение объема памяти-диктант на память

Упражнение на развитие образного мышления- ментальный счет

На уроке все эти элементы проходят друг за другом, формируя у детей способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Продолжительность урока составляет 120 минут с учетом перерыва, у детей формируется способность заниматься длительное время, повышается работоспособность. Домашнее задание в этой методике расписано на каждый день, что закладывает у ребенка чувства ответственности и самостоятельности.

Участники программы: дети от 5 до 14 лет. Сроки реализации: 2 календарных года.

Принципы реализации программы:

- учет современных требований;

- учет возрастных особенностей;

- управляемость образовательным процессом;

Приемы и методы обучения:

- словесные: рассказ, объяснение, тренировки, поощрение

- практические: упражнения, диктанты

- аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ

Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

t1604053909aa.jpg

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа относится к программам естественнонаучной направленности и ориентирована на развитие универсальных и предметных навыков обучающихся для освоения быстрого счета в уме по необычной методике. Осваивая эту технику, ребенок развивает воображение и логику, тренирует память и учится быстро и легко справляться со сложными примерами по математике (так называемые hard-компетенции). Обучаясь по данной программе, дети также овладевают универсальными навыками, не связанными с конкретной предметной областью, такими как взаимопомощь, организаторские и лидерские качества, аккуратность, самостоятельность, ответственность, дисциплинированность (soft-компетенции).

Вид программы: модифицированная.

Актуальность программы

Минобрнауки России совместно с Российской академией наук и Российской академией образования разработана концепция развития математического образования в Российской Федерации на основе аналитических данных о состоянии математического образования на различных уровнях образования и представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации (распоряжение от 24 декабря 2013 года №2506-р). Цель концепции – вывести российское математическое образование на лидирующее мировые позиции.

Актуальность программы обусловлена тем, что обучение ментальной арифметике – мыслительный процесс, предполагающий интенсивное наращивание нейронных связей, поэтому обучаться данной технике рекомендуется детям в период активного формирования клеток мозга. В более старшем возрасте процесс освоения займет больше времени.

Дети, которые не интересуются точными науками или неуверенно чувствуют себя, решая примеры по математике, найдут в занятиях ментальной арифметикой творческое начало, которое поможет им заинтересоваться учебой и проявить себя. Специфическое умение считать в уме необычным способом придает уверенности и смелости, помогает справляться с трудностями в учебе. А еще активное развитие мышления поможет ребенку повысить успеваемость в школе и стать усидчивее.

Если говорить более подробно и оперировать конкретными навыками, то ментальная арифметика поможет ребенку в следующих аспектах:

развитие совместной работы правого и левого полушарий мозга;

наиболее полное раскрытие интеллектуального и творческого потенциала;

развитие уверенности в собственных силах;

улучшение внимательности и концентрации;

развитие математических способностей;

развитие способностей к изучению иностранных языков.

Преимуществами занятий по ментальной арифметике являются включение видеоматериалов и интеллектуальных игр, развивающих внимательность и творческие способности, а также групповых и индивидуальных упражнений, направленных на полноценную работу правого и левого полушарий мозга.

Категория обучающихся

Набор обучающихся проводится без предварительного отбора детей в соответствии с возрастом обучающихся 6-7 лет.

Новизна программы

Использование современных педагогических технологий, методов и приемов; различных техник и способов работы; современного оборудования, позволяющего исследовать области математики; игр для развития мышления обеспечивает новизну программы.

Педагогическая целесообразность программы

Содержание программы выстроено таким образом, чтобы помочь ребенку постепенно, шаг за шагом, раскрыть в себе творческие возможности и самореализоваться в современном мире.

В процессе изучения ментальной арифметики обучающиеся получат дополнительные знания в области математики, что, в конечном итоге, изменит картину восприятия ими дисциплины, переводя ее из разряда умозрительных в разряд прикладных.

С другой стороны, изучение основных принципов быстрого счета, послужит хорошей почвой для последующего освоения более сложного материала на занятиях.

Программа предназначена для ознакомления учащихся с абакусом, способами счета на нем, получения базовых навыков для дальнейших исследований.

1.1. Цель и задачи

Цель: формировать у обучающихся элементарные математические представления, умения и навыки, особый стиль мышления .

обучить работе с абакусом;

освоить приемы счета, работы в уме с воображаемыми числами.

2. Развивающие :

развивать математические способности;

улучшать аудиальную и визуальную память, внимание;

увеличивать скорость мышления;

стимулировать познавательную и творческую активность обучающихся;

формировать универсальные (гибкие, soft) компетенций (4К: критическое мышление, креативное мышление, коммуникация, кооперация).

3. Воспитательные:

воспитывать умение продуктивной работы в коллективе, команде, сотрудничество, коммуникативность, взаимопомощь;

воспитывать самостоятельность, целеполагание и планирование, настойчивость в достижении поставленной цели, нацеленность на результат, способность к адекватной самооценке.

1.2. Ожидаемые результаты

Освоение данной программы позволит учащимся:

научиться работать с абакусом;

освоить приемы счета, работы в уме с воображаемыми числами;

развивать навыки быстрого счета и способствовать раскрытию интеллектуального и творческого потенциала;

улучшить концентрацию внимания, память, увеличить скорость мышления;

научиться ставить цель, планировать предстоящие действия, самостоятельно решать задачи в процессе работы, рационально выполнять задания;

научиться адекватно оценивать свои возможности и достижения, давать обратную связь;

получить навыки публичных выступлений;

научиться продуктивно общаться в коллективе, работать в команде.

1.3. Особенности организации образовательного процесса

Программа рассчитана на 1 год обучения, 48 академических часов в год.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа с перерывом 5-10 минут (академический час – 35 минут).

Занятия проводятся в кабинете, оборудованном согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".

Набор обучающихся проводится без предварительного отбора детей.

Возраст обучающихся: 6-7 лет.

Форма организации деятельности детей: творческое объединение.

Принципы организации образовательной деятельности:

Доступность. Предусматривает соответствие объема и глубины учебного материала уровню общего развития учащихся в данный период, благодаря чему, знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены.

Связь теории с практикой. Обязывает вести обучение так, чтобы обучаемые могли сознательно применять приобретенные ими знания на практике.

Воспитательный характер обучения. Процесс обучения является воспитывающим, учащийся не только приобретает знания и нарабатывает навыки, но и развивает свои способности, умственные и моральные качества.

Сознательность и активность обучения. В процессе обучения все действия, которые отрабатывает учащийся, должны быть обоснованы. Нужно учить критически осмысливать и оценивать факты, делая выводы, разрешать все сомнения с тем, чтобы процесс усвоения и наработки необходимых навыков происходили сознательно, с полной убежденностью в правильности обучения. Активность в обучении предполагает самостоятельность, которая достигается хорошей теоретической и практической подготовкой и работой педагога.

Наглядность. Объяснение материала в процессе игры.

Систематичность и последовательность. Учебный материал дается по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его освоения. Как правило, этот принцип предусматривает изучение предмета от простого к сложному, от частного к общему.

Прочность закрепления знаний, умений и навыков. Качество обучения зависит от того, насколько прочно закрепляются знания, умения и навыки учащихся. Непрочные знания и навыки обычно являются причинами неуверенности и ошибок. Поэтому закрепление умений и навыков должно достигаться неоднократным целенаправленным повторением и тренировкой.

Индивидуальный подход в обучении. В процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей детей (уравновешенный, неуравновешенный, с хорошей памятью или не очень, с устойчивым вниманием или рассеянный, с хорошей или замедленной реакцией, и т.д.) и опираясь на сильные стороны ребенка, доводит его подготовленность до уровня общих требований.

Отличительные особенности программы

Программа предназначена для развития логики, формирования структурированного мышления, применения математических знаний на практике.

Каждое занятие составляется в зависимости от темы и конкретных задач, которые предусмотрены программой, с учетом возрастных особенностей детей, их индивидуальной подготовленности, и состоит из теоретической и практической части.

Читайте также: