Мелодичность казахской народной песни план урока 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

- осуществлять контроль знаний, полученных ранее и во время изучения новой темы.

- пробудить интерес к народному творчеству;

- воспитывать через народную музыку патриотические чувства, уважение и любовь к историческому прошлому своей страны.

- развивать умение слушать музыку и оценивать услышанное;

- развивать способность рассуждать по поводу прослушанных произведений, используя словарь эмоций;

- развивать музыкальный слух и музыкальную память, что является неотъемлемой частью развития творческих способностей.

Методы обучения : словесный, наглядный, проблемно-поисковый, практический, дедуктивный, индивидуальный и фронтальный опрос.

Оборудование: музыкальный центр, диски с записями музыкальных произведений, наглядный материал

Методическое пособие по музыке 5 класс

1. Музыкальное приветствие.

Учитель: - Если вы помните, в начале учебного года я говорила о

том, что в 5 классе много времени мы с вами посвятим знакомству с казахской народной музыкой. Мы живем в Казахстане и должны знать историю своей страны, а музыка является неотъемлемой частью истории любого народа. В первой четверти мы познакомились с казахскими музыкальными инструментами, без которых музыка не может существовать. И прежде, чем начнем изучение новой темы, давайте вспомним, что мы знаем о казахских инструментах.

Учитель: - Вы знаете, что казахские инструменты также как и все

музыкальные инструменты делятся на три группы.

Ответ: - Струнные, духовые, ударные.

Учитель: - Правильно. Перед каждым из вас лежат листы бумаги.

Когда я скажу, вам нужно будет их перевернуть и выполнить задание. А задание будет таким: на листах вы увидите изображения казахских инструментов, ваша задача – определить инструмент и подписать его название. Итак, начали.

(дети выполняют задание)

Следующее задание: музыкальная викторина. Я включаю вам звучание инструментов, а вы должны угадать какой инструмент играет.

3. Новый материал.

Учитель: - Тема нашего урока – «Казахская инструментальная

Ответ: - Музыка, которая исполняется на инструментах.

Учитель: - Правильно. Отличительная особенность традиционной культуры казахского народа – высоко развитая инструментальная музыка. Чисто инструментальные жанры народной музыки встречаются обычно у народов, которые длительный исторический период вели кочевой скотоводческий образ жизни. К их числу относятся казахи, киргизы, туркмены и другие.

Основной жанр казахской инструментальной музыки – кюй. Кюй – это небольшая пьеса для казахского инструмента. Кюи отличаются небольшими размерами и звучат не дольше 2-3 минут. Это связано с содержанием, так как каждый кюй раскрывает только один музыкальный образ, только одно состояние и не имеет контрастов. Кроме того, каждый кюй обязательно имеет название, оно помогает лучше понять содержание музыки. И раньше перед тем, как сыграть кюй исполнитель обязательно рассказывал о содержании музыки.

Содержание кюев разнообразно:

и о многом другом. Фактически, Кюи передают всю сложную картину жизни кочевников.

Автора и исполнителя кюя называют кюйши.

А теперь давайте кратко, в виде схемы, запишем новый материал.

Казахская инструментальная музыка

Основной жанр – кюй

Кюй – это небольшая пьеса для казахского инструмента

Длится 2-3 минуты, т.к. передает один музыкальный образ

и не имеет контрастов

Содержание очень разнообразно, всегда есть название

Учитель: - Итак, что можно сказать о характере музыки?

Ответ: - Музыка звучит энергично, ликующе, восторженно.

Учитель: - Молодцы. И как вы заметили, здесь нет контраста, весь

кюй звучит как на одном дыхании. Скажите, а на каком инструменте был исполнен кюй?

Ответ: - На домбре.

Учитель: - Правильно. Вы знаете, что домбра была и остается

самым любимым инструментом казахов. Домбровые кюи переходили от одного поколения к другому, они обобщали жизненный опыт народа, несли знания о жизни, человеке.

Но кюи создавались не только для домбры. В казахской музыке 19 века сложились 3 основные инструментальные традиции – домбровая, кобызовая и сыбызговая. Но судьба их сложилась по-разному. К концу 19 столетия сыбызговая традиция стала быстро исчезать и уже к началу 20 века сыбызгы становится редким, встречающимся лишь в отдельных регионах Казахстана инструментом. И потому кюев для сыбызгы не сохранилось.

Трагично сложилась судьба и кобызовой музыки. Последними носителями традиций этой музыки стали казахские шаманы – баксы. Но, начиная с 20-х годов 20 века, в течение нескольких десятилетий их преследовали, запрещали играть на кобызе. Этот факт стал причиной резкого угасания кобызовой традиции. Кобызовых кюев сохранилось очень мало, всего около 20.

Полностью сохранилась только традиция домбрового искусства, подлинным расцветом которого стал 19 век, представленный авторским творчеством кюйши. Более подробно мы будем знакомиться с известными кюйши 19 века на следующих уроках. А сейчас запишем еще одну небольшую схему.

19 век – 3 основные инструментальные традиции

кюи для домбры кюи для кобыза кюи для сыбызгы

Существует много легенд о происхождении казахской музыки. Каждый народ пытался объяснить все, что происходит у них в жизни. Существует одна из легенд о происхождении музыки, связывая с именем первого казахского поэта и музыканта Коркыта. Он пытался найти бессмертие в природе, но увидел, что трава желтеет, листья опадают, даже камни разрушаются от воды и тогда он решил, что бессмертной может быть только музыка. С именем Коркыта связано появление кобыза. Коркыт – мудрец, предназначение которого дарить миру искусство. По его просьбе на его могилу был положен кобыз, который до сих пор тихо звучит при порывах ветра. Кобыз считался священным инструментом,на котором играли только шаманы и баксы, поэтому музыка для кобыза не получила развития, но все таки ярким примером кобызовой музыки является творчество Ыхыласа. Ыхылас Дукенулы – казахский народный композитор, кюйши, кобызист. Он первый, кто заставил кобыз звучать чисто и ясно. Звуками его струн музыкант старался отобразить современную жизнь, свои сокровенные мысли. Его кюи звучат и по сей день.

Давайте послушаем кюй Ыхыласа. Несмотря на то, что музыка эта была написана в 19 веке, она продолжает жить и сегодня, блогодаря нынешним композиторам и исполнителям музыки. Эти люди. чтобы сохранить эту музыку, делают ее интересной с использованием новых технологий и аранжировок. Идет соединение классической музыки с современными ритмами. И сейчас послушаем, как красиво и ярко звучал кобыз в наше время.

Как вам произведение? Согласитесь, если бы я вам не сказала, что этот кюй написан в 19 веке, вы бы сказали что эта музыка современная. Как много делают современные музыканты, чтобы сохранить для нас историческое прошлое.

Для нас близка современная музыка и современный ритм жизни. И мы с удовольствием встряхнемся под ритмическую музыку.

Учитель: - Итак, сегодня мы с вами познакомились с основными понятиями, связанными с казахской инструментальной музыкой. Назовите мне основной жанр казахской инструментальной музыки.

Учитель: - Правильно. Скажите, о чем могут повествовать кюи?

Ответ: - Кюи могут рассказывать о природе, животных, о людях, об истории.

Учитель: - Я утверждаю, что кюй не обязательно имел название.

Ответ: - Нет, все кюи имели название, так как это музыка инструментальная и название помогает лучше понять содержание кюя.

Учитель: - Назовите три инструментальные традиции, которые сложились в 19 веке.

Ответ: - Домбровая, кобызовая и сыбызговая.

Учитель: - Какая из традиций не сохранилась совсем?

Учитель: - Ну что ж, молодцы. На следующих уроках мы с вами продолжим знакомство с инструментальной музыкой Казахстана и будем изучать творчество известных кюйши 19 века.

А сейчас отвлечемся от серьезных тем и перейдем к любимой части урока музыки.

Мелодичность казахской народной песни. Лирическая песня.

Имя учителя: Столяренко О.А.

Количество присутствующих: 30

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке

5.1.1.1 – анализировать прослушанные музыкальные произведения, определять вид, стиль, жанр и средства музыкальной выразительности;

5.1.3.1 – передавать характер и художественный образ музыки в ходе исполнения песни:

5.2.2.2 – редактировать и интерпретировать музыку с использованием компьютерных программ (Audaciti, Saundation, Киностудия )

- демонстрируют музыкальную грамотность.

- определяют мелодию народных песен, выразительно исполняют песню;

- определяют мелодию народных песен, чувствуют их интонацию;

- свободно определяют музыкальный жанр и выразительные средства;

- передают художественный образ песни и активны в ее преобразовании.

Учащийся может преобразовать фрагмент песни.

Презентация и оценивание своей работы.

  • Используют соответствующую терминологию в процессе анализа и обсуждения музыки, могут дать разъяснения по своей работе и предложения по ее улучшению.

Ключевые слова и фразы:

  • жанр, песня, оленши, кара олен, лирическая песня.

Полезная лексика и терминология для диалога/письма:

Вопросы для обсуждения:

Научить слушать народную музыку, прививать культурные ценности через народную музыку.

Знания, полученные в начальных классах, выразительные средства музыки: темп, регистр, динамика, тембр, штрихи.

Запланированная деятельность на уроке

Повторить Гимн РК.

Вспомните , что такое жанр?

Жанр – вид. Все музыкальное искусство можно разделить на 2 вида: вокальная музыка и инструментальная.

Учащиеся объясняют понятия о вокальной и инструментальной музыке.

Электронное пособие по музыке для учащихся 5 класса

А какие жанры относятся к вокальной музыке? (песня, романс, оратория, кантата)

Как вы понимаете, из чего состоит песня? (мелодия, текст, ритм).

Песня – жанр вокальной музыки, объединяющий текст, мелодию и ритм.

Энши (эн -песня) – вокалист-исполнитель.

Оленши (олен - песня) – сочинитель и текста и музыки, а так же сам исполнитель (бард). Среди известных оленшi - Ахан-серэ, Биржан -сал, Мухит, Балуан-Шолак, Естай.

Песенное искусство – неиссякаемая сокровищница казахского народа. Песня передает настроение человека, его радость и печаль.

Творческое задание : Предложить учащимся пофантазировать на тему - как композитор сочиняет песню.

Какие песенные жанры вы знаете? (школьные, военные, исторические, детские, спортивные)

Гимн РК к какому жанру относится?

А когда человек поет или говорит о чувствах или о своем настроении – это какой жанр?

Лирика – жанр искусства, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора.

(Ф) Определить: танец звуков (легато, стаккато, акцент), темп, регистр, динамику, тембр (в исполнении Розы Рымбаевой - сопрано), характер песни (лирическая, плавная, нежная и т.д.).

(Д,К) Исполнение песни: исполнить 1 куплет, текст песни в учебнике на странице 7. Обратить внимание , что каждая строка состоит из 11 слогов.

Исполнить 1 строку песни по нотам (стр. 8), а затем на два голоса.

Исполнить песню всем вместе . (Г) Предложить самым смелым исполнить данную песню под рэп. Задайте вопрос: Что изменилось в исполнении?

(К) Предложить всем ученикам попробовать исполнить К.Н.П. в стиле рэп.

Попросите учащихся чередовать пение и рэп исполнение.

(Э) Разделить учащихся на группы. Интерпретировать песню, использую программу Audaciti.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводился в 5 классе. Основная цель урока: учить детей учиться самостоятельно, добывая информацию из различных источников. Весь материал урока непосредственно связан с повседневной жизнью учащихся, с музыкойЮ которая окружает их, поэтому он не проедставляет сложности для восприятиия. Материал изложен в простой, доступной форме.

Казахская народная профессиональная музыка.

Цель урока: учить учиться самостоятельно.
1..Образовательная: Познакомить детей с творчеством композиторов, научить понимать красоту казахской профессиональной инструментальной музыки, воспринимать музыкальный образ народных легенд, воспитывать любовь к Родине, родному краю.

2. Воспитательная: Осуществлять нравственное воспитание , привить чувство интернационализма, уважения к культуре казахского народа.

V. Послушайте обработку народной песни, автор которой вам известен со второго класса, композитор музыкант Жаяу Муса, (исполняет группа домбристов в сопровождении фортепиано).
Уч-ль: а) Как называется произведение?
б) Домбра в сопровождении фортепиано как называется такое исполнение?
в) Настоящее имя Жаяу Мусы?
г) Кто же был первым организатором оркестра казахских народных инструментов?
д) Назовите произведения А. Жубанова?

XІ. Д/З: Понравился ли тебе урок? Написать эссе.
В завершении урока исполняется песня по выбору учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: 1. Проанализировать и сравнить развитие музыкальной культуры казахского народа и европейской музыкальной культуры.

2. Проанализировать интонационный строй казахских народных песен, чтобы проникнуть в их национальный колорит.

3. Выявить влияние народных истоков на современную музыку Казахстана.

План работы: 1.Теоретический материал – знакомство и сравнение интонационного строя европейской и казахской музыки.

2.Прослушивание и анализирование музыкальных произведений.

Мелос казахских народных песен

Цель: 1. Проанализировать и сравнить развитие музыкальной культуры казахского народа и европейской музыкальной культуры.

2. Проанализировать интонационный строй казахских народных песен, чтобы проникнуть в их национальный колорит.

3. Выявить влияние народных истоков на современную музыку Казахстана.

План работы: 1.Теоретический материал – знакомство и сравнение интонационного строя европейской и казахской музыки.

2.Прослушивание и анализирование музыкальных произведений.

Музыкальная культура казахского народа – явление специфическое, отличное от европейской культуры.

Не сложились специализированные формы концертной музыки. Звучание музыки совмещалось с другими формами социально-значимого общения. В исламском мире музыка – это часть религиозной обрядности, светских форм общения (праздненства, ритуалы гостеприимства).

Специфическая система жанров. Тут не было театра, следовательно, оперы и балета, отсутствовала хоровая музыка. В инструментальной музыке высшим по сложности жанром являлась не симфония, а макам.

МАКАМ (араб. - место, положение), один из основных принципов

музицирования в арабской музыке, подразумевающий в каждом случае

определенный тип мелодического и метроритмического развертывания

композиции. Имеет значения: лад, жанр, иногда - название

Макам распространен в иранской и турецкой музыке.

В казахской музыке свои высшие концептуальные жанры – кюй, жыр, айтыс, лирические песни.

Специфичен музыкальный язык – его основа монодия, а не многоголосие.

Восточная и европейская музыка познают мир разными способами:

Европейская музыка исследует мир со всей силой человеческой рациональности и отражается в интеллектуальных, рационально организованных композициях.

Восточная музыка культивирует методы эмоционального, медитативного погружения в объекты мира.

Соответственно различна культура слушания:

При слушании европейской музыки присутствует момент слежения за логикой композиционного процесса.

При слушании восточной музыки ощущается глубокое медитативное погружение, вплоть до транса; наступает эмоциональное состояние, освобождающее психику от давящего диктата разума.

А.В.Затаевич 1869-1936

композитор

В начале 30-х годов, в связи с организацией в Казахстане музыкального училища(1932) и детской музыкальной школы (1934), возникла потребность в национальном педагогическом репертуаре, главным образом для начинающих, так как фортепианные пьесы А.Затаевича предназначались для подготовленных пианистов. Требовалось срочно создать на национальном песенном материале пьесы для фортепиано и скрипки, доступные для учеников музыкальных школ.

Именно песня с её необыкновенным интонационным богатством и узорной ритмикой заставляла удивляться своей красоте всех её собирателей и слушателей в разных странах.


В казахском народном песенном творчестве немало мелодий, сложенных из большого количества элементов-мотивов. Попробуем проанализировать мелос казахских народных песен, чтобы проникнуть в их национальный колорит.

Мелодия слагается из интонаций – мельчайших элементов, обладающих определённой самостоятельностью.

Интонация целостна. Это не сумма нескольких звуков. В интонации звуки имеют соотношение

а) по высоте

А.Исакова 1940-2012

композитор

б) по метрике

г) по ладовым свойствам.

б,в) метроритм. Интонация может иметь ямбическую метрику (переход от слабого момента звучания к более сильному), и хореическую (переход от сильного момента звучания к более слабому).

Интонация может иметь моноритмическое строение и полиритмическое строение (пунктир, синкопа и т.д.).

г) В корне различны интонации и по ладовым свойствам их звуков. Устойчивая (тоническая) интонация воспринимается совершенно иначе, чем неустойчивая. Интонация, направленная к устойчивому звуку воспринимается как результативная, завершённая. Движение же к неустойчивому звуку служит основным импульсом развития.

Все рассмотренные интонации – горизонтальная, поступенная, аккордовая по очертаниям, метрикой и ладовым свойствам – присущи мелосу любой музыкальной культуры, их можно считать межстилевыми, межнациональными, наконец, всеобщими.

Но в мелосе некоторых народов, в том числе и казахского бытуют интонации, значимость которых позволяет отнести их к стилистически (национально) характерным.

В первую очередь это относится к специфическим интонациям из трёх звуков в диапазоне чистой кварты и чистой квинты, получившим общеизвестное название трихордные попевки. Эти попевки характеризуются наличием секунды в верхней или нижней части, (например, ре-фа-соль, ре-ми-соль, ре-соль-ля, ре-ми-ля).


Прошло более 80-ти лет с того времени, как зародилась современная инструментальная музыка в Казахстане. Ныне уже можно говорить и о достижениях и о недостатках. Так, следует обратить внимание, что не все фортепианные обработки казахских народных песен были удачными. Зачастую композиторы обладали недостаточными знаниями о выразительных средствах фортепиано, поэтому при попытке воссоздать колорит домбрового звучания, пианистичность пьес явно страдала.

Г.Кадырбекова

пианистка

О высоком уровне фортепианного исполнительства в республике свидетельствуют выдающиеся достижения народных артистов РК, профессоров Г.Кадырбековой и Ж.Аубакировой, успехи молодых пианистов – лауреатов международных конкурсов.


В творчестве композиторов Казахстана во второй половине ХХ века получает интенсивное развитие камерно-инструментальная музыка, в том числе и фортепианная, что, несомненно, связано с достижениями фортепианного исполнительства в республике.

Читайте также: