Динамика мотивационно целевых трансформаций учебной деятельности у учащихся основной школы

Обновлено: 05.07.2024

Целесообразно дать некоторую общую характерис­тику динамики мотивационно-целевой основы обучения учебно-познавательной деятельности студентов на разных этапах обучения. Для этого обратимся к результатам так­сономического анализа, проведенного Н.В.Комусовой отдельно для каждого курса. Как известно, таксономи­ческий анализ позволяет классифицировать изучаемые объекты (в нашем случае студентов) по ряду или множеству задаваемых признаков, например мотивационных. Поми­мо возможностей выделения типологических, однородных по составу и уровневым показателям задаваемых призна­ков групп таксономический анализ, применяемый в отно­шении меняющегося объекта, позволяет при сравнении

динамики структуры признаков этого объекта в опреде­ленные интервалы времени устанавливать и прогнозиро­вать тенденции его развития, а следовательно, определять возможности и пути управления его развитием.

В результате таксономического анализа Н.В.Кому­совой удалось выявить на каждом курсе разное количе­ство таксонов, или групп, образующихся на основе сход­ных уровневых показателей различных форм управления. Так, на I курсе выделено 6 таксонов, на II курсе - 9, на- III 4, на IV - 6 и на V курсе - 10 таксонов. Различие в количестве установленных на каждом курсе таксонов го­ворит о постоянной и существенной перестройке структуры мотивации учебной деятельности студентов. Кроме того, разное распределение студентов по выделенным таксонам на каждом курсе свидетельствует о наличии у сту­дентов, с одной стороны, однородной, с другой - неодно­родной мотивационной структуры. Например, на I курсе в состав одного из таксонов вошел 31 студент, что превы­шает половину полного состава первокурсников (и=56).Это значит, что у данной части студентов создалась оди­наковая мотивационная структура. Аналогичная ситуа­ция отмечена и на других курсах, где в один из выделен­ных таксонов вошли на III курсе 38 студентов из 52, а наIIIкурсе - 47 студентов из 57.

Значительно большее разнообразие структур моти­вации установлено у студентов II и V курсов, где образо­валось наибольшее число таксонов и отмечено равномер­ное распределение студентов по этим таксонам - группам, отличающимся разнообразием мотивационной структу­ры. Приведенные данные имеют исключительное значе­ние для обеспечения дифференцированного управления мотивацией учения, а стало быть, и самой учебно-позна­вательной деятельностью студентов на каждом этапе их обучения в вузе.

Существенно дополняет результаты таксономическо­го анализа, полученные Н.В.Комусовой, психологическая характеристика динамики мотивационно-целевой основы обучения студентов, данная в диссертационной работе Н.Б.Нестеровой. По психологическим особенностям развития учебно-познавательной деятельности студентов она разделяет весь период обучения на три этапа.

Первый этап охватывает период обучения студен­тов на I курсе. Он характеризуется высокими уровневыми показателями профессиональных и учебных ценнос­тей, которые выступают в роли мотивов, управляющих учебной деятельностью студентов. Вместе с тем профес­сиональные ценности и ценности учения несколько идеа­лизированы, так как обусловлены скорее пониманием их общественного значения, чем личностным смыслом, т. е. значением этих ценностей для самих студентов, причем вся система мотивации еще не образует целостной иерар­хической структуры. Иллюстрацией дезинтегрированной структуры мотивации служит тот факт, что показатели отношения студентов к учебным дисциплинам не связа­ны с показателями отношения к профессии и учению. Учебная деятельность большинства первокурсников непосредственно управляется только средним звеном мо­тивационно-целевой системы - учебными мотивами.

Третий этап (IV и V учебные курсы) выделяется тем, что на фоне сниженных уровневых показателей растет сте­пень осознания и интеграции различных форм мотивации обучения в единую целостную систему, структурирован­ную по уровню их обобщенности. Корреляционный ана­лиз показывает, что, если на младших курсах отношение к

профессии оказывало влияние на активность и результа­тивность учебной работы в основном опосредованно, т. е. через профессиональную и познавательную мотивацию, то на V курсе удовлетворенность профессией прямо свя­зана с эффективностью учебной деятельности студентов. На этом основании можно заключить, что только на стар­ших курсах конечная цель обучения непосредственно оп­ределяет средства и способы ее достижения.

О.С. Гребенюк, изучая формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средних профтехучилищ, выделил уровни развития мотивации учебно-трудовой деятельности:

Iуровень (низкий) характеризуется малочисленными положительными мотивами учебной и трудовой деятельности. В основном это мотивы избегания неудобств, дискомфорта или узколичные. Познавательные интересы аморфны, ситуативны.

IIуровень – проявляется интерес к учебному материалу, все положительные мотивы связаны лишь с результативной стороной, ориентированы на успех, достижение результата, учение выступает в качестве средства достижения цели.

IIIуровень – сформированность всех компонентов, мотивация четкая, направленность познавательных мотивов их устойчивая.

IVуровень – отличает глубокое осознание мотивов, общая целеустремленность.

В работе посвященной изучению психологической готовности студентов к профессиональной деятельности я рассмотрела теоретические подходы к исследованию психологической готовности определяя для себя что усешное формирование профессионализма личности и деятельности будущих специалистов базируется на их готовности к труду. Ведущей составляющей готовности к профессиональной деятельности является психологическая готовность, которая понимается учеными как комплексное психологическое образование, как сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов.

Под психологической готовностью традиционно понимают психический феномен, посредством которого объясняют устойчивость деятельности человека в полимотивированном пространстве.

Для своей работы я выделяю мотивационно целевой аспект психологической готовности, предполагая что именно в мотивационной сфере отражается и проявляется наиболее значимые характеристики психологической готовности к профессиональной деятельности

Мотивационная сфера человека представляет собой сложное системное образование, в которое включены определенные иерархические структуры. В исследованиях мотивации в профессиональном становлении студентов указывается на влияние мотивационных установок студентов на степень психологической готовности к профессиональной деятельности.

Нами была предпринята попытка изучения особенностей мотивационной сферы студентов в разные периоды обучения.

Для этого, я изучила 2 основных вида мотивации: мотивация достижения и мотивация аффиляции В целом наблюдается изменение мотивации достижения и мотивации аффиляции от низкого уровня на 1 курсе к более высокому на 3 и 5 курсах.

В ходе данного исследования были так же изучены основные терминальные ценности студентов. Данные исследования выявили нацеленность студентов больше на духовное удовлетворение, и развитие себя в начале профессионального становления. А к концу обучения их ценностные ориентации становятся более материальными. В результате проведения сравнительного анализа данных оказалось, что в ходе профессионального становления на всем протяжении обучения, происходят статически значимые изменения мотивации достижения и мотивации аффиляции в сторону увеличения ее выраженности от 1 к 5 курсу.. Отсутствие статистически достоверных различий в оценках студентами разных курсов и учебных заведений субъективно значимых для них основных целей – ценностей указывает на их относительную устойчивость и независимость в профессиональном становлении личности студента.

Таким образом, результаты моего исследования подтверждают часть гипотезы, о том, что в ходе профессионального становления, во время обучения в ВУЗе, происходит изменение мотивационной сферы студентов и это является показателем психологической готовности к профессиональной деятельности.

Асеев В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности. М., 1976г.

Аритова О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания. Вестник МГУ сер. Психология № 4, 1998г.

Вербицкий А.А., Н.А. Бакмаева. Проблема трансформации мотивов и контекстном обучении. Вопросы психологии. 1997г. № 4.

Ваник Д., Ман Ф. Профессиональная подготовка учителей и проблемы мотивации достижения и контроля действий. Вопросы психологии. 1989г. № 3.

Гребенюк О.С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средник и проф-тех училищ. М., 1986г

Донцов И.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов психологов. Вопросы психологии. 1999г. № 2.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов на Дону, 1998г

Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза. Вопросы психологии 1998. № 2.

Краснорядцева О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности. Барнаул, 1998

Крылов Н.И. Подготовка учащихся средних школ к выбору рабочей профессии. Вопросы психологии. 1985 г. № 5.

Климов Е.А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии. Вопросы психологии. 1985 г. № 4.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов на Дону, 1996г.

Обносов В.Н. Динамика профессиональных представлений учащихся ПТУ при разных способах введения в профессию. Вопросы психологии. 1986 г. № 2.

Практическая психология в образовании. М., 1997 г. Под редакцией И.В. Дубровиной.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989 г.

Реан А., Колошинский . Социально-педагогическая психология. М., 1998 г.

Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998 г.

Раустова Э.Н. Доминирующие ценности ориентации у студентов МГУ. Социология. 1995 г. № 4.

Шалионов Г.М. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте. Автореферат. С-Пб. 1997.

Юпитова А.В., Зотова А.А. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов. Социс. 1997 г. № 3.

Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969 г.

Якунин В.А. Педагогическая психология. С-Пб. 1998 г.

3 Краснорядцева О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности. Барнаул, 1998.

12 данные на конец 90х г.

Динамика мотивационно-целевых трансформаций учебной деятельности у учащихся основной школы статья

Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science



Информация о цитировании статьи получена из Scopus, Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 28 июня 2016 г.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Динамика развития мотивов учебной деятельности

Результаты диагностики мотивации к изучению учебных предметов

Аналитическая справка

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, поэтому Демочкина Светлана Михайловна большое внимание в своей работе уделяет формированию учебной мотивации. С этой целью она умело включает ребенка в ситуацию дидактической игры, в течение которой резко возрастает интерес к учебной деятельности, повышается работоспособность. На своих уроках она развивает и сохраняет учебную мотивацию у своих воспитанников, используя занимательные задания, загадки, ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев . Также поддержание постоянного интереса к предметам обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала. Кроме этого учитель на уроке всегда создает ситуацию успеха, что способствует повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также она помогает обучающимся осознать себя полноценной личностью. Светлана Михайловна считает: чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой его успех, продвижение вперёд. Особое внимание она уделяет слабым ученикам. Своим отношением, определенными поступками, выражает уверенность в их возможности заниматься лучше. Проявляя доброжелательное отношение к детям, она тем самым пробуждает положительное отношение школьника к учению. Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития , понимать, зачем нужно писать грамотно, считать верно. Светлана Михайловна работает и в этом направлении. На разных уроках в ходе анализа нового материала, при проверке домашнего задания она подводит ребенка к пониманию цели учителя, а затем к самостоятельной постановке своих, имеющих для него личностный смысл . Также учитель часто использует на уроке проблемные ситуации, творческие задания, исследовательские проекты, вводит систему интересных вопросов, которые ставит перед учениками. Светлана Михайловна уже много лет работает над п роектной деятельность ю. Этот метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Нередко на уроках учителя прослеживается дифференцированный процесс обучения. Основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, она создает благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе. Кроме этого учитель создает ситуации для возникновения у учащихся общего положительного отношения к коллективным формам работы. Включение в урок обсуждения, например, результатов работы, распределение совместных действий по функциям (взаимопроверка, взаимооценка) заинтересовывают детей, у школьников начинает повышаться престиж знаний. В формировании мотивации учителю помогают необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у обучающихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуации спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной значимости учения и использование школьных знаний в будущей жизни; умелое применение учителем поощрения и порицания. ИКТ также способствуют развитию учебной мотивации. Ни один урок Светлана Михайловна не проходит без использования этой технологии. Педагогические методы и приёмы, которыми пользуется учитель, позволяют ему содержательно решать задачу повышения мотивации школьников. Для выявления уровня мотивации к учению учителем была использована методика Н.Г.Лускановой. Детям была предъявлена анкета для оценки школьной мотивации в конце 1 класса и по окончании 2 класса. Результаты оказались следующие:

Уровень школьной мотивации

По результатам исследования в конце второго класса 60 % учащихся начальной школы имеют первый, высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. Хорошая школьная мотивация у 30% учащихся и только 10% детей имеют положительный уровень школьной мотивации.

Понятие психологической установки, ее элементы. Внутренние и внешние мотивы обучения, их виды и уровни. Возрастные особенности мотивационно-целевых установок в познавательной деятельности. Направления развития учебной мотивации и целеполагания у учащихся.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.01.2016
Размер файла 23,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Проблема развития мотивации обучения в последнее время становится все более актуальной. Реформа школьного образования и переход на 11- летний срок обучения, непрерывность современного образования требуют от человека самостоятельного повышения своего профессионального и культурного уровня, способности ставить и решать задачи самосовершенствования и саморазвития, умения непрерывно и постоянно учиться. А принцип гуманизации современного обучения предусматривает создание условий для творческого развития и самореализации каждой личности, формирования потребности и способности личности к самообразованию. Однако это невозможно, если личности с детства не прививалось желание учиться и находить удовлетворение в процессе обучения.

А.Г. Леонтьев объясняет мотив как потребность человека, получившую свою материальное выражение. Предмет, что может удовлетворить потребность личности, становится мотивом. В психике отражается, фиксируется образ этого предмета и человек начинает действовать согласно сформировавшемуся мотиву, побуждению.

То есть мотивы позволяют человеку осознать свои потребности, выбрать способы их достижения, поставить перед собой определенные цели. При этом возникает иерархия мотивов, выстроенная на смыслообразовании и заключающаяся в распределении усилий при достижении различных мотивов. Ведь если учесть, что у человека существует ряд потребностей, то возникает и ряд мотивов, который требует согласованности. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М.: Изд-во Московского университета, 1971. - 40 с.

Различные мотивы не должны конкурировать, поэтому необходимо единство целей, о котором писал С.Л. Рубинштейн. На основе отдельных мотивов и поступков формируется общая мотивация, направленность личности, которая начинает проявляться в ее поведении. Движение к конечной цели всегда предусматривает достижение ряда промежуточных целей, то есть включение различных мотивов в регуляцию поведения индивида. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер, 2010. - 713 с

Психологическая установка также исследовалась многими учеными. На основании экспериментального опыта в структуре психологических установок было выявлено три элемента: когнитивный или познавательный, эмоционально-оценочный и поведенческий. Когнитивно-познавательный элемент - это образ окружающего мира и его явлений, предметов, которые личность готова осознавать, воспринимать и познавать. Набор симпатий и антипатий относительно объекта психологической установки составляет ее эмоционально-оценочный компонент. А вот поведенческая составляющая - это готовность прикладывать усилия, напрягать волю, чтобы достичь цеди относительно объекта установки.

Установка, в отличие от мотива не осознается человеком, она является внутренней готовностью к действиям. Она формируется на базе многоразового повторения ситуаций, в которых выработался стереотип поведения, реагирования личности.

Установка, как психическое явление формируется под влиянием объективных и субъективных факторов. К объективным факторам можно отнести обстоятельства окружающей среды, а к субъективным - опыт личности, ее потребности и индивидуальные психофизиологические особенности. Поэтому в установках находит своё отражение как настоящее, так и прошлое, будущее людей. Узнадзе Д.Н. Философия. Психология. Педагогика. Наука о психической жизни. - М.: Смысл, 2014. - 368с.

Следовательно, в процессе мотивации формируются убеждения и психологические установки личности. Вместе они обеспечивают целесообразность поведения людей в любой сфере деятельности, включая работу и обучение.

Мотивация характеризуется тремя особенностями: произвольностью, личным смыслом и общим интегрированным характером. А психологическая установка выступает как реакция человека на определенную ситуацию и как готовность к действию, а также конкретное психологическое состояние индивида. То есть мотивация влияет на деятельность личности, отвечающую ее психологическим установкам.

Мотивационно-целевая установка представляет собой направленность личности на достижении определенных целей, связанных с наличием устойчивых и доминирующих мотивов. Данная направленность произвольна и выражается в целенаправленном поведении личности, ее поступках. При этом мотивационно-целевые установки тесно связанны с эмоционально-волевой и когнитивно-познавательной сферой личности.

Мотивация к обучению или учебный мотив - система естественных, социальных и личностных факторов, побуждающих личность к посещению учебного заведения, выполнению требований педагогов или преподавателей, включению в процесс обучения, к усилиям, необходимым для преодоления трудностей. Мотивация также побуждает человека к реализации в процессе обучения собственных наклонностей, развитию способностей, к учебному взаимодействию и т.п. Мотив обучения - это осознанная потребность обучающегося осуществлять организованную учебно-познавательную деятельность.

Целевая установка в обучении - это психологическая готовность личности к достижению поставленных целей и конечной цели обучения.

Существует много классификаций учебных мотивов. Наиболее известную классификацию предложила А.К. Маркова, выделив две группы учебных мотивов: познавательные и социальные. Они могут содержать разные уровни и по-разному проявляются в учебном процессе (табл. 1). Сирота Е.С. Учебная мотивация как особый вид мотивации // Научная перспектива. 2012. № 5. С. 51-53.

М.В. Матюгина выделяет в мотивации учебной деятельности две основные группы учебных мотивов: внешние и внутренние. Карловец С.С. Мотивация к обучению и потребности личности: опыт интеграции // Управление развитием персонала. 2012. № 2. С. 146-151.

Критерием деления мотивов на внутренние и внешние мотивы выступает их отношение к учебной деятельности. Если мотивом обучения является процесс и результат поиска знаний или средств получения знаний, он является внутренним. Если обучение является средством для достижения иной цели, кроме цели познавательной, то мы имеем дело с внешним мотивом.

Внутренние мотивы раскрываются в интересе к познанию и к процессу получения знаний. Они придают ученику уверенность в себе, повышают его самооценку, самоуважение, оказывают содействие возникновению у него новых положительных эмоций.

Мотивы, в которых обучение - это средство для удовлетворения других потребностей или достижения иных целей, являются внешними. Внешние мотивы делятся на широкие социальные мотивы (обязанность перед обществом, родителями; самоопределение, ориентация на будущую деятельность; самосовершенствование, саморазвитие в процессе обучения) и узкие личностные мотивы (стремление к хорошим оценкам, к похвалам; мотивы лидерства и престижа), а также отрицательные мотивы (мотивы избегания неприятностей со стороны учителей, родителей и ровесников).

Читайте также: