Как влияет стандарт стоимости жилья и показания счетчиков на жилищно коммунальные услуги кратко

Обновлено: 03.07.2024

Когда по закону применяются норматив и соцнорма

Оба эти понятия – из сферы расчётов платы за коммунальные услуги, которые ежемесячно делают исполнители КУ, в том числе управляющие организации. Поэтому следует разводить понятия норматива и социальной нормы во избежание путаницы и ошибок.

Размер платы за КУ в жилом помещении с установленным индивидуальным прибором учёта определяется исходя из показаний такого прибора учёта за расчётный период (п. 42 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

Если счётчик в помещении не установлен или вышел из строя, то объём потреблённого ресурса определяется расчётными методами: первые три месяца - исходя из среднемесячного потребления, затем – по нормативу потребления коммунальной услуги (п.п. 42, 59, 60 ПП РФ № 354).

Независимо от метода определения объёма, расчёт платы за ресурс производится по тарифам, установленным для населения органом исполнительной власти субъекта РФ в области тарифного регулирования. При этом в субъектах РФ, где установлена социальная норма потребления электрической энергии, размер платы рассчитывается по тарифам, установленным в пределах и сверх такой социальной нормы (п. 38 ПП РФ № 354).

Из законодательства видно, что норматив потребления и социальная норма применяются в разных ситуациях: норматив определяет объём ресурса, а социальная норма – размер платы в зависимости от объёма. При этом соцнорма применяется и непосредственно при расчёте платы по нормативу. Поговорим об этом подробнее.

Кто и как устанавливает нормативы потребления

Норматив – это средний показатель потребления коммунальной услуги на одного человека. Расчёт нормативов потребления делается согласно постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и принятым на региональном уровне нормативным актам.

  • потреблённого на содержание общего имущества многоквартирного дома;
  • потреблённого в помещениях собственников;
  • используемого для содержания земельного участка и надворных построек (п. 10 ПП РФ № 306).

Нормативы потребления коммунальных услуг в помещениях собственников устанавливаются на три года и в этот период не подлежат пересмотру (п. 14 ПП РФ № 306). Нормативы, установленные для содержания общего имущества собственников МКД, могут быть пересмотрены, если изменилась степень энергоэффективности дома, был проведён капитальный ремонт и т.д. (п. 16 ПП РФ № 306).

  • этажность постройки, вид системы теплоснабжения и др. – для ГВС, ХВС;
  • количество комнат в квартире, площадь дома – для энергоснабжения;
  • состояние внутридомовых инженерных сетей – для газоснабжения;
  • объём жилых помещений, площадь всех окон, материалы, из которых сделаны стены и крыша – для отопления.

Износ внутридомовых инженерных систем учитывается при определении нормативов для всех коммунальных услуг (п. 4 ПП РФ № 306).

  • при отсутствии ИПУ и технической возможности его установки;
  • при непередаче показаний установленного ИПУ более трёх расчётных периодов подряд;
  • при выходе ИПУ из строя или в случае отказа в допуске исполнителя КУ в помещение для проверки счётчика – по истечении трёх расчётных периодов с момента установления указанных фактов, с применением повышающего коэффициента.

Когда применяется социальная норма

Если норматив установлен и применяется ко всем коммунальным услугам, то социальная норма введена в России только на потребление электроэнергии и не во всех регионах. Постановление Правительства от 06.05.2011 № 354 и приказ Федеральной службы РФ по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 закрепляют возможность субъектов РФ устанавливать тарифы на электроэнергию, поставляемую населению, в пределах социальной нормы и сверх этой нормы. Такой метод расчёта объёмов потребления электрической энергии должен помочь потребителям использовать ресурс более рационально.

Социальная норма – это объём ресурса, установленный для одного человека и используемый для определения тарифа при расчёте платы за коммунальную услугу. Объём электроэнергии в пределах соцнормы рассчитывается по более низкому тарифу по сравнению с кВт*ч, потреблёнными сверх нормы.

Применение социальной нормы потребления электроэнергии стало возможным после вступления в силу постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614. Нормативный акт регламентировал порядок установления и применения соцнорм. Постановление Правительства РФ № 614 закрепило обязанность исполнителей КУ вести раздельный учёт объёмов электрической энергии, поставляемой потребителям в пределах и сверх соцнормы (п. 47 разд. III ПП РФ № 614).

  • низкий – для расчёта платы за кВт*ч в пределах соцнормы;
  • высокий – для расчёта платы за объём электроэнергии, потреблённый сверх нормы.

В каждом регионе, где принято решение о применении социальных норм, их размер зависит от климатических условий и продолжительности светового дня. Независимо от субъекта РФ, установленные социальные нормы различны для помещений с разными характеристиками (прил. 5.1, 5.2 к ПП РФ № 614).

  • расположения помещения в городе или сельской местности;
  • наличия стационарной электроплиты;
  • системы ГВС и теплоснабжения: используются ли для этого электрообогреватели или иные установки;
  • состояния дома: аварийность, степень износа;
  • отопительного сезона.

Пределы социальной нормы используются при определении платы за электроэнергию как при наличии показаний индивидуальных приборов учёта, так и при расчётных методах: по среднему и по нормативу (п. 32 ПП РФ № 354, п. 33 разд. III ПП РФ № 614). Также она применяется при расчётах платы за ресурс, потреблённый на содержание общего имущества МКД (п. 32 разд. III ПП РФ № 614).

Если в помещении из-за отсутствия технической возможности не установлен ИПУ электроэнергии, плата за весь объём ресурса, определённый исходя из норматива, будет рассчитываться по тарифу в пределах соцнормы (по низкому).

При отсутствии ИПУ (утрата, выход из строя) расчёт объёма ведётся согласно п. 59, 60 ПП РФ № 354 с использованием установленной социальной нормы в течение двух расчётных периодов. Затем соцнорма применяется с понижающим её коэффициентом, о чём исполнитель КУ должен уведомить потребителя.

Если в течение двух месяцев потребитель не установил ИПУ, то в первые полгода к величине социальной нормы применяется коэффициент 0,9. Затем каждые 6 месяцев коэффициент понижения соцнормы уменьшается на 0,1 до предельного значения 0,7 (п. 33 разд. III ПП РФ № 614).

На сегодняшний день социальная норма для расчётов платы за электрическую энергию, потреблённую населением, введена только в нескольких субъектах РФ. Например, в Ростовской, Орловской, Владимирской областях, в Забайкальском крае.

В чём главные отличия норматива от соцнормы

И норматив, и социальная норма потребления электроэнергии – это некий предельный объём ресурса, установленный органами власти субъектов РФ. Несмотря на созвучие двух терминов, между ними существует ряд важных различий, поэтому путать их нельзя ни в коем случае:

Ответы на вопросы по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги отражены в разделе Жилищного кодекса Российской Федерации. Законодательно закреплена обязанность оплачивать коммунальные услуги на собственников жилья, арендаторов, нанимателей и членов ЖСК.

Как и в каком объеме начисляются коммунальные платежи?

  • коммунальные услуги.
  • найм жилого помещения.
  • оплату содержания жилья.
  • взносы на ремонт.

Все бремя оплаты коммунальных платежей в новых домах, строящихся по договору долевого участия, ложится за застройщика до тех пор, пока квартиры не будут переданы покупателям по акту-приема передачи, после чего ставиться вопрос, как начисляется квартплата в новом доме.

Оплата за найм жилого помещения по договору соцнайма начисляется по квадратным метрам и включает в себя расходы собственника на ремонт, реконструкцию и содержание помещения. Это определение вносит ясность: зависит ли размер квартплаты от количества прописанных или проживающих человек, а формируется на базе установленных норм органами местного самоуправления, но в пределах максимального размера на один квадратный метр.

В оплату содержания жилья входит:

  • содержание придомовой территории;
  • стоимость технического обслуживания общих устройств и коммуникаций, технических помещений;
  • вывоз бытового мусора;
  • содержание общего домового имущества.

Коммунальные услуги – это плата за:

  • водоснабжение холодное и горячее;
  • отвод воды;
  • отопление, если в квартирах не установлены индивидуальные отопительные котлы;
  • снабжение газом;
  • снабжение электричеством.

Оплата ремонта включает две позиции – капитальный и текущий.

Кто оплачивает в полной мере коммунальные услуги? Собственник или прописанный?

Согласно статье 154 ЖК наниматель жилья, прописанный в квартире, платит за пользование помещением, содержание и ремонт, вносит платежи за коммунальные услуги. Собственники не платят за пользование, но вносят суммы в фонд капитального ремонта.

Размер квартплаты от количества прописанных людей


Рассмотрим, как повлияет количество прописанных людей на квартплату.

Суммы по остальным пунктам в квитанции начисляются из учета площади квартиры и общедомового потребления услуг. Следовательно, общие потребление начисляется на все используемые жилые квадратные метры в доме, а затем распределяется по каждой квартире в соответствии с долей метража в общей площади.

Как правильно рассчитать квартплату на одного человека?

  • за отопление,
  • содержание и ремонт,
  • электроэнергии,
  • а также стоимости использования одним человеком воды, газа, отвода воды при отсутствии счетчиков по нормативу, или его доли в общеквартирном потреблении этих услуг.


Как правильно заставить платить за квартиру прописанных лиц?


Нередко все бремя оплаты за квартиру лежит на собственнике квартиры или ответственном квартиросъемщике, при этом другие проживающие лица не вносят оплату за жилье. Это оправдано, если в квартире проживают несовершеннолетние иждивенцы, не способные в данный момент к зарабатыванию денег и не имеющих пенсии от государства. Что делать, если проживающие трудоспособные лица отказываются вносить свою долю оплаты? Заставить оплачивать коммунальные услуги за себя можно только через суд, который разделит доли в общей квартире для внесения платежей по счетчикам или общей площади, а также обяжет неплательщика нести самостоятельно расходы за услуги, начисленные по тарифам. Иным способом разделить бремя ответственности за оплату жилья не получится. Угрозы, начисления без решения суда, неправомерное выделение доли оплаты – все это сыграет против вас, если неплательщик сам решит обратиться в суд.

Как определить, сколько человек прописано в арендуемой вами квартире?


Как повлияет временная регистрация на квартплату?

У вас есть собственная квартира, которая сейчас свободна и ее можно сдать в аренду. Условие арендаторов - временная регистрация по месту жительства, то есть в вашей квартире. Вы не можете определить самостоятельно влияет ли временная регистрация на размер коммунальных платежей? Попробуем разобраться вместе.

Как выяснить, на сколько и значительно ли увеличится квартплата при временной регистрации там жильцов на время действия договора аренды?

  • Посмотрите, на все ли виды услуг у вас установлены счетчики учета
  • Если приборов учета нет, то определите норматив потребления на одного человека, установленного в вашем многоквартирном доме, и тариф оплаты
  • Прибавьте полученные суммы к действующей сумме оплаты, и получите новую сумму оплаты коммунальных услуг при временной регистрации
  • Дополнительная нормативная сумма будет насчитываться весь период временной регистрации жильца
  • Если на все виды услуг, которые не зависят от площади помещения, установлены счетчики, то стоимость квартплаты увеличится ровно на объем потребления указанных услуг. Естественно, все жильцы пользуются водой, газом, светом. Потребление этих услуг закономерно вырастет, следовательно, подрастет оплата этих коммунальных услуг при временной регистрации арендаторов.

Не попасть в долговую яму по коммунальным платежам поможет заранее заключенный договор о рамках и нормах потребления воды и света, чтобы временная регистрация и размер квартплаты не создали проблем.


В конце июня 2021 года Правительством РФ были внесены отдельные изменения в порядок начисления коммунальной услуги по отоплению (Постановление № 1018 от 25.06.2021 г.). Уточнены механизмы расчета при наличии в доме теплосчетчиков (индивидуальных приборов учета), а также особенности оплаты содержания мест общего пользования в части отопления.

Общие моменты по оплате отопления

Принципы оплаты за отопление, которые существовали ранее, остаются неизменными:

— расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, а плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания (п. 1 ст. 155 ЖК РФ);

— размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации (п. 36, 37 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354));

— в случае если коммунальная услуга по горячему водоснабжению и отоплению готовится внутри дома с помощью ИТП (или крышной котельной), то потребитель оплачивает весь объем потребленного коммунального ресурса в виде тепловой энергии и холодной воды – по факту потребленного ресурса (абз. 3 п. 40 и п. 54 Правил № 354);

— оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов:в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года (конечное решение принимается в каждом субъекте отдельно (абз. 1 п. 42(1) и абз. 1 п. 42(2) Правил № 354).

Варианты оплаты отопления: старое и новое

Особенности оплаты отопления зависят от наличия или отсутствия приборов учета, позволяющих агрегировать объем потребленных услуг.

Все установленные в законе варианты оплаты отопления раскрываются в п. 42(1) Правил № 354.

1.Если в многоквартирном доме нет общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ), то размер платы за тепловую энергию и отопление определяется исходя из норматива, который устанавливает тарифный орган субъекта. В настоящее время все подобные нормативы имеют повышающие коэффициенты (абз. 2 п. 42(1) Правил № 354).

  1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но ни в одном жилом или нежилом помещении нет индивидуального теплосчетчика (ИПУ), то размер платы за коммунальную услугу по отоплению распределяется по площади каждого жилого или нежилого помещения, исходя из общего объема гигакалорий, которые потребил дом (абз. 3 п. 42(1) Правил № 354). В случае оплаты за отопление равномерно в течение календарного года, эти объемы корректируются исходя из прошлогоднего годового объема потребления.
  2. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но хотя бы одно жилое или нежилое помещение имеет ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:

— на основании показаний ИПУ данного помещения;

— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальнуюуслугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 4 п. 42(1) Правил № 354).

Таким образом, установка ИПУ не означает, что потребители перестают оплачивать общедомовое потребление.

Важно подчеркнуть, что установка теплосчетчиков не допускается в домах, имеющих вертикальную разводку. Это следует из п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приложением № 1 к приказу Минстроя России от 28.08.2020 г. N 485/пр.

  1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ и одновременно все жилые или нежилые помещения имеют ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:

— по показаниям ИПУ;

— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальную услугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 5 п. 42(1) Правил № 354).

В Правилах № 354 введено условие, при котором можно не оплачивать отопление на содержание общего имущества:

— если все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления;

— этот факт подтверждается технической документацией на многоквартирный дом.

В таком случае норматив потребления коммунальной услуги по отоплению принимается равным нулю (абз. 6 п. 42(1) Правил № 354).

Одновременно в Правила № 354 введены особенности оплаты за отопление при наличии в многоквартирном доме распределителей, устанавливаемых на радиаторах отопления. Для того, чтобы применять порядок оплаты с учетом распределителей, необходимо:

— чтобы многоквартирный дом был оборудован ОДПУ;

— чтобы общая площадь помещений, где установлены распределители, была не менее чем в 50% от общей площади всех жилых и нежилых помещений.

В таком случае размер платы за отопление будет рассчитываться по принципу, указанному в п. 2 и 3 подраздела данной статьи. А именно: к показаниям распределителя будет добавляться плата за содержание мест общего пользования, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 10 п. 42(1) Правил № 354).

В дальнейшем размер платы за отопление корректируется один раз в год, если решением общего собрания собственников помещений или членов ТСЖ не установлена иная периодичность для корректировки.

Слабые места регулирования платы за отопление

Регулирование платы за отопление все более усложняется: добавляются новые формулы и ситуации, которые направлены на устранение пробелов в законодательстве. Например, теплосчетчики нельзя устанавливать при вертикальной разводке инженерных коммуникаций по отоплению. Однако распределители можно (при условии, что эти действия осуществляет одновременно не менее 50% собственников от общей площади помещений в доме). Общая тенденция регулирования – постоянное оприборивание и надлежащий коммерческий учет, сочетаемый со штрафными санкциями за отсутствие приборов учета в доме или помещении.

Вместе с тем, в нашей практике продолжают встречаться ситуации, которые не охватываются существующим регулированием. Например, в одном из домов застройщик построил двухуровневые квартиры. При этом трубы отопления в этих квартирах были замурованы глубоко в стену, а для отопления и горячего водоснабжения застройщик установил в отдельной группе помещений индивидуальное газовое отопление. Изменения в проектную документацию были внесены, а вот в технический паспорт на помещение – нет. В таком случае управляющая организация выставляет потребителю плату за централизованное отопление и горячую воду, которой он не пользуется при наличии автономной газовой системы. То есть, услуга оплачивается дважды.

Кроме того, на уровне формул расчета не урегулированы ситуации, при которых потребитель может в принципе отказаться от оплаты за отопление. Например, в случае организации (путем надлежащего согласования переустройства) собственного индивидуального отопления (с помощью газа). Согласование переустройства и демонтаж радиаторов отопления в этом случае не является гарантией отсутствия начисления платы за отопление.

Наконец, в Правилах № 354 не прописан порядок расчета и оплаты потерь тепловой энергии за внешние сети теплоснабжения, в случае, если они являются общим имуществом. В случае закрытой системы отопления тепловые потери уйдут в тепловой компонент и будут выставлены потребителю по факту (п. 54 Правил № 354). А вот при централизованной системе теплоснабжения тепловые потери могут уйти только в общедомовое тепловое потребление с неустановленным порядком расчета, что создает дополнительные сложности и путаницу с учетом.

Мы расскажем, как рассчитать субсидию на ЖКХ в 2022 году. Это можно сделать самостоятельно, потому что формула расчета и тарифы находятся в свободном доступе.

Как рассчитать субсидию

Как рассчитать субсидию на квартплату?

Перед тем, как считать деньги, нужно понять, кому предоставляется субсидия. Финансовая помощь для оплаты ЖКУ выделяется не только гражданам РФ, но также гражданам Киргизии и Беларуси. Главный критерий – низкая платежеспособность семьи. То есть сумма в квитанции не должна быть больше, чем 22 процента от общего семейного дохода. Местные власти имеют право изменять эту цифру федерального стандарта. Например, в Москве сумма оплаты ЖКУ не должна превышать 10 процентов от общего дохода.

Чтобы ответить на вопрос, как рассчитать субсидию в 2022 году, нужно знать следующие данные:

  • региональный стандарт (тариф) ЖКУ;
  • максимально допустимый процент оплаты ЖКУ;
  • общий доход семьи.

Ниже приведем необходимые данные в таблице расчета субсидии на ЖКУ. Это региональный стандарт ЖКУ. Указанные данные актуальны для Москвы.

Читайте также: