Школьные задачи по физике на сопоставительный анализ

Обновлено: 04.07.2024

Урок применения знаний. 10-й класс, физико-математический профиль

Цель урока : на примере задач без заданных величин показать, что созданная в процессе анализа модель позволяет с достаточной точностью описать явление; воспитать умение ориентироваться в непривычных условиях, находить оптимальный вариант, видеть красоту в построении логических связей, учить творчеству.
Методы и приёмы. На уроке создаётся атмосфера успеха, доверия и радости познания. С учётом индивидуальных особенностей учащихся и достигнутого ими уровня компетентности на уроке создаётся обстановка заинтересованности, сопереживания, и в коллективном усилии делается рывок от незнания к знанию.

Задача 1. Оцените увеличение дальности полёта гранаты, брошенной с разбега, по сравнению с броском с места.
От чего зависит дальность броска?
Учащиеся . От силы броска, массы гранаты, сопротивления воздуха.
Учитель . Но масса и сопротивление в обоих случаях одинаковы, значит, можно решить, что дальность зависит от скорости гранаты: s = · t. При разбеге добавляется скорость человека u. Тогда увеличение расстояния ∆s = u · t. Примем, что человек пробегает 100 м за 20 с, значит, скорость около 5 м/с (мы же не спринтеры). А как быть со временем? Граната летит столько времени, сколько поднимается и опускается. На какую максимальную высоту вы бросаете гранату?
Учащиеся . Не выше 2-го этажа.
Учитель . Итак, Тогда:

( По просьбе учителя ребята записали на видеокамеру броски спортивной гранаты: три попытки с места и три с разбега. Средние результаты 19 и 32 м. После решения они посмотрели видеозапись и убедились в правомерности оценки увеличения расстояния .)

Задача 2 . Какое давление создаёт шариковая ручка на бумагу при письме?
Что такое давление? р = F/S. Оценим минимальную силу давления.
Учащиеся . Она примерно равна весу кисти.
Учитель . То есть около 2 Н (масса 100 г – вес 1 Н, масса 200 г – 2 Н). А площадь как оценить?
Учащиеся . Это площадь пятна от стержня.
Учитель . Оценим диаметр:

Задача 4. Оцените, во сколько раз в солнечный день светлее, чем в полнолуние.
Учитель . Будем считать, что освещённость* Земли и Луны Солнцем одинакова (384 · 10 3 км n 150 · 10 6 км).

* В данном случае освещённость можно оценивать по энергии излучения, падающего на поверхность единичной площади в течение 1 с. – Ред.

Пусть EС – освещённость Земли Солнцем.
Поток излучения от Солнца, падающий на Луну, равен EС · πRЛ 2 . От Луны отражается 5-я часть (альбедо Луны k = 1/5) и распространяется в полусфере. Освещённость Земли Луной равна энергии отражённого излучения, падающей на 1 м 2 этой полусферы радиусом r = 384 000 км:

Сравним освещённость Земли Солнцем и Луной:

( Два ученика демонстрируют результаты, полученные ими накануне при выполнении индивидуального задания. На установке, состоящей из солнечной батареи и микроамперметра, они измерили освещённость Земли Луной за три дня до полнолуния – время урока приходилось как раз на полнолуние – и сфотографировали Луну, показания микроамперметра и установку. Тут же измеряется освещённость в классе у окна:

Возможные решения
Задача 1
Человек не будет проваливаться, если

Задача 2

Комментарий редактора. Модель, выбранная для описания задачи, вызывает большие сомнения, о чём говорит и сравнение с экспериментом.

Решённые задачи можно представить в виде записи на диске.

Качественные задачи в школьном курсе физики”

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Содержание : Стр. Введение. Глава 1. Качественные (логические) задачи по физике, их классификация и назначение. 1.1 Значение качественных задач при обучени физике………. …. 1.2 Понятие качественной задачи в школьном курсе физики……. 1.3 Виды качественных задач по физике…………………………. Глава 2. Структура деятельности учащихся по решению качественных задач по физике на примере темы “Давление твердых тел, жидкостей и газов”. 2.1 Структура деятельности учащихся по решению качественных задач. 2.2 Способы решения качественных задач……………………………. 2.3 Организация деятельности учащихся по решению качественных задач. 2.4 Качественные задачи по теме “Давление твердых тел, жидкостей и газов” и их диагностика………………………………. Заключение…………………………………………………………………. Литература…………………………………………………………………. Приложения………………………………………………………………….

У многих молодых людей снижается интерес к физике, что объясняется не только тем, что физика — трудный предмет, а скорее тем, что о ней рассказывают и пишут не интересно, скучно. Физика - наука не узкоспециальная, а общечеловеческая. Конечно, в ней есть много специальных вопросов. Исходя из этого, современный школьный курс физики должен быть, построен в направлениях, во-первых, гуманитаризации, во-вторых, обеспечения современного методологического уровня, в-третьих, интеграции, в-четвертых, максимального приближения к жизни.
В современных условиях возникает необходимость формирования у школьников не частных, а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса.

Оглавление
Файлы: 1 файл

ВКР.docx

16. Эквилибрист стоит на доске, лежащей горизонтально на футбольном

мяче. Оценить, насколько сожмется мяч под весом эквилибриста. Избы-

точное давление в мяче равно атмосферному.

17. Оценить время вытекания воды из заполненной ванны.

18. Оценить, с какой скоростью может бежать по Луне космонавт в легком, удобном скафандре.

19. Оценить силу, необходимую для того, чтобы оторвать от спины хорошо поставленную медицинскую банку.

20. Оценить, на каком расстоянии человек в яркой одежде, уходя в сосновый лес, потеряется из виду (подлеска нет).

Очевидно, что решение этих задач представляет собой для учащихся настоящее научное исследование, раскрывающее возможности для самовыражения, творческого поиска, духовного роста.

Для решения задач-оценок необходимо разобраться в рассматриваемом физическом явлении, сформулировать простую (так как нужна только оценка) физическую модель этого явления, выбрать разумные числовые значения физических величин и, наконец, получить численный результат, более или менее соответствующий реальности. Необходимо подчеркнуть, что каждый ученик может сам выбрать необходимые для решения задачи величины и их числовые значения.

Уровень решения задачи определяется уровнем подготовленности каждого ученика, но всякий раз решение подобных задач интегрирует знания, полученные из различных источников информации, развивает память, логическое и интуитивное мышление, расширяет кругозор школьников.

§ 2.2. Примеры решения задач-оценок

Представим несколько примеров решения задач-оценок.

Задача №1. Оцените давление шариковой ручки на бумагу при письме.[19]

Чтобы сделать такую оценку, воспользуемся непосредственно определением давления: p=F/S. Теперь надо подумать о том, каковы численные значения силы и площади, входящих в это определение. Каждая линия, которую мы рисуем на бумаге во время письма, состоит из отдельных точек. Точку можно считать кружком, диаметр которого равен ширине следа d, оставляемого на бумаге:

Для того чтобы почувствовать, много это или мало, полезно сравнить полученное значение с каким-либо другим. Представьте себе, что на столе стоит гиря массой 1 кг. Ее диаметр в нижней части порядка 4 см, так что гиря оказывает на стол давление порядка 8∙103 Па. Значит, при письме шариковой ручкой давление на бумагу в несколько тысяч раз превышает давление килограммовой гири, стоящей на столе.

Довольно часто при решении задач-оценок применяется метод размерностей. В этом методе явно используется предположение о том, параметры задачи входят в результат в виде сомножителей. Численные коэффициенты только из соображений размерностей получить нельзя. Иногда их можно определить из какого-нибудь частного случая, чаще эти коэффициенты условно полагают равными единице. Последнее может быть допустимо, если речь идет об оценке, лишь по порядку величины. Проиллюстрируем применение метода размерностей на конкретной задаче.

Оцените время, через которое вы услышите гром после вспышки молнии, если известно, что молния ударила в дерево, находящееся от вас на расстоянии около 3 км.[19]

Поскольку свет распространяется со скоростью 3∙108 м/с или 3∙105 км/с, вспышку молнии можно будет увидеть через время ≈10-5с. Звук же идет гораздо дольше. Попробуем оценить скорость распространения звуковых колебаний в воздухе. Воспользуемся для этого методом размерностей.

Очевидно, что скорость υ звука зависит от параметров, характеризующих эту среду. Пусть для воздуха это будет давление p и плотность . Предположим теперь, что

где x и y – неизвестные пока числа. Если подобная формула действительно существует, то размерности ее левой и правой частей должны быть, конечно, одинаковы.

Условимся размерность физической величины А обозначать [А]. Тогда

[ ] = м∙с-1, [p] = Па = кг∙м-1∙с-2, [ ] = кг∙м-3,
и можно записать м∙с-1 = (кг∙м-1∙с-2)х (кг∙м-3)у.

Это равенство выполняется при условии, что

Отсюда , поэтому получаем .

Численный коэффициент в этой формуле из соображений размерностей определить нельзя. Предположим, что он порядка единицы (вообще говоря, это нужно было бы как-то проверить).

Для оценки скорости звука давление воздуха примем равным нормальному атмосферному давлению: р~1 атм~105 Па, а плотность воздуха будем считать равной плотности при нормальных условиях: кг/м3. Тогда скорость звука

и время через которое наблюдатель услышит гром,

Это время на шесть порядков больше времени распространения света, что вполне разумно с точки зрения нашего жизненного опыта.

Оцените, во сколько раз в солнечный день светлее, чем в полнолуние.

Будем считать, что освещённость* Земли и Луны Солнцем одинакова (384 · 103 км n 150 · 106 км).

* В данном случае освещённость можно оценивать по энергии излучения, падающего на поверхность единичной площади в течение 1 с. – Ред.
Пусть EС – освещённость Земли Солнцем.
Поток излучения от Солнца, падающий на Луну, равен EС · πRЛ2. От Луны отражается 5-я часть (альбедо Луны k = 1/5) и распространяется в полусфере. Освещённость Земли Луной равна энергии отражённого излучения, падающей на 1 м2 этой полусферы радиусом r = 384 000 км:

Сравним освещённость Земли Солнцем и Луной:

Два ученика демонстрируют результаты, полученные ими накануне при выполнении индивидуального задания. На установке, состоящей из солнечной батареи и микроамперметра, они измерили освещённость Земли Луной за три дня до полнолуния – время урока приходилось как раз на полнолуние – и сфотографировали Луну, показания микроамперметра и установку. Тут же измеряется освещённость в классе у окна:

Далее оцениваем расчетные данные и результаты, полученные на опыте, получили по размерности схожие значения.

Оценить, на каком расстоянии человек в яркой одежде, уходя в сосновый лес потеряется из виду (подлеска нет).[18]

Пусть d—средний диаметр стволов и l—среднее расстояние между деревьями. Мысленно сместим деревья от наблюдателя так, чтобы стволы образовали сплошной круговой забор, радиус которого равен искомому расстоянию x. За таким забором человека не будет видно в любом направлении. В заборе длины окажется примерно деревьев, которые были сдвинуты с площади . Если на площадь S~l2 приходится в среднем одно дерево, то на площади их будет . Таким образом , откуда, пологая l≈3м,d≈0,2 м, получаем .

Оцените, на сколько увеличится дальность полета гранаты брошенной с разбега, по сравнению с броском с места.

Масса и сопротивление в обоих случаях одинаковы, значит, можно решить, что дальность зависит от скорости гранаты:

При разбеге добавляется скорость человека u. Тогда увеличение расстояния :

Примем, что человек пробегает 100 м за 20 с, значит, скорость около 5 м/с, а максимальная высота Н~ 5 м.

Значит время полета гранаты равно:

Полученная оценка достаточно разумна.

Для решения задач-оценок надо понять рассматриваемое физическое явление, сформулировать простую (так как нужна только оценка) физическую модель этого явления, выбрать разумные значения физических величин и, наконец, получить числовой результат, более или менее соответствующий реальности.

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО

§ 3.1. Анализ школьных сборников задач по физике

В нашей исследовательской работе мы проанализировали и сравнили два школьных сборника задач по физики на наличие задач-оценок. Наш выбор пал на сборник задач А.П. Рымкевича [25] и Г.Н. Степановой [26], так как это самые распространенные в настоящее время школьные задачники и ими пользуются большинство школ. Мы разбирали только разделы физики, которые решаются по программе в 10 классе. Также мы рассмотрели сборник ЕГЭ по физике за 2010 г. Результат представлен в таблице 1.


Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира:

в умении работать с информацией;

в умении решать практические, социально - и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения;

По данным международного исследования PISA(2000,2003,2006,2009г. г.), где оценивалась грамотность чтения, наши обучающиеся устойчиво демонстрируют результаты ниже средних международных показателей.

Согласно школьной программе по физике, выпускник основной школы должен научиться:

преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;

переходить от одного представления данных к другому;

решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;

находить в тексте требуемую информацию; ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

Решение физических задач всегда связано с рядом трудностей. Это и не сформированность умения работать часто с простым лабораторным оборудованием, и неумение оценить и выбрать наиболее простой или наиболее красивый из способов решения, незнание способов оценивания точности проведенного измерения, а часто, преодоление себя, привычки получать все необходимые данные из текста задачи, а не через эксперимент. С переходом на ФГОС ООО экспериментальные задачи возвращаются в программу физики средней школы, как одно из направлений для развития продуктивного мышления школьников.

Очень важной задачей школы на сегодняшний день является подготовка конкурентоспособного выпускника, владеющего новыми информационными технологиями, обладающего продуктивным мышлением.

Продуктивное мышление и его развитие

Продуктивное мышление играет немаловажную роль в жизни каждого человека. После окончания школы учащиеся забывают многие из полученных знаний, но способность выдавать новые идеи, делать выводы, усовершенствовать механизмы сейчас наиболее ценится в вузах и предприятиях. Именно креативность, построенная на продуктивном мышлении, сейчас является залогом востребованности специалиста. Креативность (от англ. creativity) — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Поэтому задача школы помочь учащемуся развивать продуктивное мышление, как во внеурочной системе, так и на уроках, особенно уроках физико-математического цикла, технологии.

ФГОС ОО - это стандарт, который не столько меняет содержание ОО, сколько организацию процесса обучения и деятельность в нём ученика по освоению этого содержания.

Алгоритм деятельности учителя по проектированию проблемного урока

После определения целей обучения:

1. На основе анализа содержания обучения выявить учебные проблемы (курса, темы) урока

2 . Выстроить обнаруженные проблемы в порядке их соподчинения и в соответствии с этим разбить учебный материал на законченные смысловые блоки

3. Продумать путь постановки и решения учебных проблем на уроке

4. Отобрать адекватное особенностям учебных проблем дидактико-методическое обеспечение

5. Подготовить материалы для диагностики качества обучения, выявления учебных достижений школьников

Продуктивные задания – это задания, ход выполнения которых не описан в учебнике, имеются лишь подсказки.

Репродуктивные задания нацелены лишь на предметные результаты, продуктивные – ещё и на метапредметные.

Порядок выполнения продуктивного задания

Осмыслить задание (что надо сделать?)

Найти нужную информацию (текст, рис…)

Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…)

Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя

как традиционные задания сделать продуктивными

Примеры традиционной и продуктивной задач:

Задание традиционное: Сможет ли лифт поднять 4-х человек массой 80, 100, 65 и 40 кг, если грузоподъемность лифта 400 кг?

Условно можно выделить задачи следующих видов: качественные и количественные. В решении качественных задач отсутствуют числовые данные и математические расчеты. В этих задачах от учащегося требуется или предвидеть явление, которое должно совершиться в результате опыта, или самому воспроизвести физическое явление с помощью каких-либо приспособлений. При решении количественных задач, как правило, сначала производят необходимые измерения, а затем, используя полученные данные, вычисляют с помощью формул ответ задачи. Кроме того, можно выделить: Задачи, в которых для получения ответа приходится либо измерять необходимые физические величины, либо использовать паспортные данные приборов, либо экспериментально проверять эти данные.

Задачи, в которых ученики самостоятельно устанавливают зависимость и взаимосвязь между конкретными физическими величинами.

Задачи, в условии которых дано описание опыта, а ученик должен предсказать его результат.

Задачи, в которых ученик должен с помощью данных ему приборов и принадлежностей показать конкретное физическое явление без указаний на то, как это сделать, или собрать электрическую цепь.

Сконструировать установку из готовых деталей в соответствии с условиями задачи.

Задачи на глазомерное определение физических величин с последующей экспериментальной проверкой правильности результата.

Задачи с производственным содержанием, в которых решаются конкретные практические вопросы.

Приведем примеры простых учебных экспериментальных задач, которые возможно использовать в курсе физики 7 класса, направленные на развитие продуктивного мышления:

Задача 1 . Определить толщину волоса, тонкой нити длиной около 1 метра имея линейку. Возможное решение. Задача решается методом рядов. Намотать плотно в один слой на линейку нить, считая количество витков. Чем больше будет витков, тем точнее будет определена толщина.


Задача 2. Поднять картофелину со дна сосуда наполненного водой и определить ее плотность, используя мензурку с водой, картофелину, чайную ложку, соль, если известно, что в чайную ложку помещается соль массой 12 г.

Возможное решение. Картофель тонет в пресной воде и всплывает в соленой. Воспользуемся этим свойством. mg = Fa ρ к gV = (ρ вод +ρ соли ) gV ρ к =ρ вод +ρ соли ρ к =ρ вод + соли

Ход работы : Добавляя соль в воду добиться, чтобы картофелина всплыла, считая необходимое для этого количество ложек соли. Вычислить массу соли. Измерить объем соли по разнице подъема воды в мензурке. Вычислить плотность картофелины.

Задача 3. Измерить расстояние от дома до школы зная длину своего шага.

Возможное решение . Считаем количество шагов n от дома до школы. Определяем расстояние S= длина шага·n

Задача 4. Измерить площадь школьного спортзала, если есть секундомер и метровая линейка. Линейку закрепить на полу (перекладывать нельзя).

Возможное решение. Измерить скорость ходьбы или бега. Для этого использовать метровую линейку и секундомер v=1м/t Измерить время перемещения учащегося вдоль каждой из двух смежных стен. Вычислить длины стен a = vt 1 и b = vt 2 Вычислить площадь. S= ab

Задача 5 . Определить плотность майонеза или кетчупа в гибкой упаковке.

Возможное решение. На упаковке ищем надписи масса и объем майонеза. Упаковка майонеза с указанием массы и объема продукта.

Смысловое чтение как способ развития продуктивного мышления

Формирование выше перечисленных умений, которыми должен обладать выпускник школы, связано с организацией в процессе обучения физике работы по текстам физического содержания. Тематика естественнонаучных текстов подбирается таким образом, чтобы их содержание соответствовало возрастным особенностям обучающихся и по возможности были связанны с реальными жизненными ситуациями. Учащиеся могут работать с текстом как индивидуально, так и в парах или группах.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, обучающимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи, письменной речи, продуктивному обучению.

Главным источником развития является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В широком смысле слово читать понимается, как умение объяснять, истолковывать мир. Формирование умение работы с текстом невозможно представить в отрыве от личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД. Задания к ним могут проверять:

умение выделить описанное в тексте явление или его признаки;

понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;

понимание информации, имеющейся в тексте;

Приведу пример такого текста и заданий к нему, направленных на формирование умений работать с текстом.

Вода одно из самых распространённых веществ на нашей планете. Фалес утверждал – первоначалом всех вещей на земле является вода, из неё образуются все вещи.

Воду, полученную из сока, или молока, нельзя отличить от воды, полученной путем перегонки из морской воды. Молекулы воды одинаковы. Из таких молекул не может состоять никакое другое вещество. Молекулы состоят из еще более мелких частиц-атомов. Наименьшая частица воды - это молекула воды. Молекула воды состоит из трех атомов: одного атома кислорода и двух атомов водорода, в отличие от молекул кислорода, которые состоят из двух атомов кислорода. Вода может находиться в трех состояниях в твердом (лед), в жидком (вода), и газообразном (водяной пар).В различных состояниях вода обладает разными свойствами. Молекулы жидкости не расходятся на большие расстояния, и жидкость в обычных условиях сохраняет свой объем, но не сохраняет форму. Молекулы газа (водяной пар), двигаясь во всех направлениях, почти не притягиваются, друг к другу заполняют весь сосуд. Газы не имеют собственной формы и постоянного объема. В твердых телах (лед) притяжение между молекулами (атомами) еще больше, чем в жидкостях. В обычных условиях твердые тела сохраняют свою форму и объем.

В сутки человек должен потреблять около 3 литров воды. Но это не значит, что нужно обязательно выпить 15 стаканов жидкости. Вода содержится во всех продуктах питания. В хлебе её 40%, в мясе 75%, в рыбе 80%, а в овощах более 90%. Поэтому суточная норма вполне может ограничиваться двумя литрами воды.

Задания, направленные на формирование умений, определяющих метапредметный результат ФГОС основанных на познавательных УУД при работе с текстом.

Цель: формирование навыков смыслового чтения, умения выделения фрагмента текста, содержащего ответ на заданный вопрос.

Задания 1 .Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл. Развиваем познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, выявлять причины и следствия простых явлений;

1. В каком состоянии – твердом, жидком, газообразном – может находиться вода?

4) в газообразном

2. В состав молекулы воды входят:

1) два атома кислорода и один атом водорода,

2) два атома водорода и два атома кислорода,

3) один атом кислорода и один атом водорода,

4)два атома водорода и один атом кислорода.

3 . Можно ли разделить на более мелкие частицы молекулу или атом?

3) молекулу разделить можно, атом – нельзя,

4)молекулу разделить нельзя, а атом – можно.

4. Чем вызвано сохранение твердым телом своей формы?

1)постоянным действием притяжения молекул.

2)постоянным действием отталкивания молекул.

3)непрерывным движением молекул.

4)сильным взаимодействием молекул.

5. Как объяснить легкую сжимаемость газов?

1)относительно большими промежутками между молекулами газов.

2)притяжением молекул газа друг к другу.

3)хаотичностью движения их молекул.

4)большой скоростью их молекул.

6. Чем объясняется текучесть жидкости?

1)быстрым движением молекул.

2)относительно слабым притяжением молекул друг к другу.

3)сильным отталкиванием молекул друг от друга.

7. В жидкостях частицы совершают колебания возле положения равновесия, сталкиваясь с соседними частицами. Время от времени частица совершает прыжок к другому положению равновесия. Какое свойство жидкостей можно объяснить таким характером движения частиц?

3)давление на дно сосуда

4)изменение объёма при нагревании

Задания 2 . Работа с текстом: оценка информации и понимание прочитанного.


Задание на развитие познавательных УУД: решение учебно-познавательной и практической задачи, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

8. Сосчитай, сколько в среднем стаканов воды выпивает человек за год (365 дней). Запиши число в ответе.

9. Задание повышенного уровня сложности

В сосуде с водой растворили маленькую крупинку синей гуаши. Вода окрасилась синим цветом. Отольём немного окрашенной воды во второй сосуд и дольём в него чистой воды. Раствор в нём будет окрашен, но слабее. Из второго сосуда отольём раствор в третий сосуд и вновь дольём чистой воды. Раствор в третьем сосуде будет окрашен, но слабее, чем во втором. В воде растворили очень маленькую крупинку гуаши, и только часть её попала в третий сосуд. Из чего состояла сама крупинка? Что подтверждает этот опыт?

10. При нагревании жидкости расширяются. Опыт, изображенный на рисунке (рисунок учебника), показывает, как изменяется уровень жидкости в колбе при нагревании сосуда с жидкостью пламенем горелки. Опыты показывают, что объем тела может изменяться: уменьшаться или увеличиваться. Чем можно объяснить способность тел изменять свой объем?

Развиваем познавательные УУД: формирование умений работы с информацией, интерпретации текста: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, пояснять части графика или таблицы и составлять ее.

Развиваем познавательные УУД: умение осуществлять классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций, выбирать из перечня ряд необходимых объектов, умение создавать обобщения, устанавливать аналогии.

11. Состояние вещества связано с характером расположения, взаимодействия и движения молекул. Основываясь на материале текста, заполните таблицу.

Читайте также: