Медведь на воеводстве анализ кратко

Обновлено: 02.07.2024

Автор с иронией пишет, что на ее страницы попадают только совершившие страшные злодеяния. А более мелкие недостойны упоминания. Если проанализировать историю, можно заметить, что больше всего ее страниц посвящено тем деятелям, в период правления которых происходили события, носившие массовый характер. К ним можно отнести восстания, войны, радикальные реформы. Над этим и иронизирует писатель: если правитель и его министры хотят попасть на скрижали истории, им нужно провести как можно больше суровых реформ.

Главные действующие лица

Почему же писатель сделал героями зверей, а не людей? Выбранные образы животных лучше всего показывают читателю особенности характера персонажей. Царь выступает как самодовольный человек, который беспокоится о том, как бы занять в истории больше страниц.

Правление Топтыгина Первого

Писатель описывает его как достойного представителя власти. Топтыгин был большим любителем кровопролитий. Вроде и в инженерии что-то понимал, и построить мог. Но о чем бы разговор ни зашел, он заканчивался разговорами о кровопролитии. Поэтому этот майор был идеальной кандидатурой для наведения порядка.

С таким характером его ждала блестящая карьера. Даже народ ждал от него великих злодеяний. Но из-за своей глупости Топтыгин стал посмешищем. Съев маленького, но сообразительного Чижика, медведь вызвал недовольство не только у лесных жителей, но и у Льва. Все были им разочарованы: от него ждали знатного кровопролития, а воевода съел Чижика! Поэтому медведь так и остался простым майором.

Зверский Топтыгин Второй

Он оказался умнее своего собрата, поэтому сразу же начал свое правление со знатного злодеяния. Но на вверенной ему территории проживали не такие вялые и безынициативные жители. Увидев, что Топтыгин разорил дом одного мужика, они разозлились и пришли за ним с топорами, вилами и рогатиной. Они содрали с него шкуру, и на этом закончилось воеводство медведя.

История создания

Посмотрите, что еще у нас есть:

Либеральный воевода

Тогда новоявленный воевода не придумал ничего умнее, чем залечь в свою берлогу. Лежа в своем уютном доме, он размышлял о том, как лучше управлять вверенной ему территорией. И вспомнился ему разговор с Ослом, в котором тот говорил, что не нужно мешать народу делать то, что он делает. Ведь основная задача воеводства — это поддержание ранее установленного порядка.

И ведь правда, Топтыгину Третьему достались жители, которые не были такими апатичными, как у Первого, или такими распоясавшимися, как у Второго. Они жили по давно заведенным порядкам. И ничего страшного, что они не всегда отличались справедливостью! Главное, чтобы никаких волнений не было. И эти размышления окончательно успокоили медведя.

Выходил он из своей берлоги только для того, чтобы забрать дань, которую ему приносили мужики. И правил медведь достаточно долго. Но однажды пришли другие мужики и содрали с него шкуру. И это был конец воеводства либерального медведя.

Медведь на воеводстве анализ сказки

Медведь на воеводстве анализ сказки по плану

По требованию цензуры она была вырезана из номера. Этот неприятный инцидент заставил Салтыкова-Щедрина отказаться от попытки напечатать остальные части.

Впервые в полном виде сказка вышла в свет в 1906 г. в Полном собрании сочинений писателя.

2. Образы и их прототипы. Трое разных по характеру и образу действий Топтыгина (злой, ретивый и добродушный) олицетворяют собой административную систему Российской империи.

Очень важными в произведении являются образ и деятельность Топтыгина 3-го. Этот воевода вообще отстраняется от дел, опасаясь последствий. При этом выясняется, что от него ничего и не требуется.

Образ народа

В первой истории народ показан как апатичная безвольная масса, которая не ждет ничего от воеводы, кроме зверства. И тем самым они надеются, что своей жестокой лапой он сможет их объединить. Народ настолько привык к жестокости и равнодушию к их трудностям от правительства, что ничего хорошего от их реформ и не ждет. Поэтому такое негодование вызвал поступок воеводы, ведь он не смог оправдать народных ожиданий, вот и стал посмешищем.

В следующем рассказе люди уже настроены решительно. Их терпение лопнуло, и народ больше не желает мириться с произволом властей. И на жестокость воеводы они отвечают неменьшей жестокостью. Здесь уже показан революционно настроенный народ.

И в третьей истории говорится о том, что и либеральное отношение не сделает жизнь простых людей лучше. Это не проявление заботы правительства, а наоборот, поощрение самопровозглашенных порядков. Народ ждет, что наделенные властью будут выступать на стороне справедливости. Поэтому, не видя со стороны воеводы никаких шагов для улучшения жизни, народ свергает его.

Таким образом, писатель хотел сказать общественности, что когда-нибудь наступит предел терпению простых людей. И если правительство не изменит свою политику, то наступит революция.

Основная мысль произведения

Писателю не нравилось то, какие изменения происходили с обществом. Во внутренней политике не учитывались интересы простого населения. Люди стремились занять пост повыше, не понимая, что для этого у них нет особых талантов. Сторонники старых порядков никак не хотели признавать необходимость перемен, поэтому всеми силами старались вернуть свои позиции.

Но в этой борьбе за власть никто не обращал внимания на народ. А ведь терпение у него не бесконечное. Недовольных и революционно настроенных становилось все больше. И такое недовольство могло перерасти в революцию. Именно об этом и говорится в сказке.

Почему именно эзопов язык

Эзоповым языком пользовался и Салтыков-Щедрин. Писатель понимал, что только в этом случае есть вероятность того, что сказки будут пропущены цензурой. И такая манера письма позволяла ему свободнее говорить о недостатках высокопоставленных людей. И от этого его произведения были еще ближе к народу.

Для создания аллегорий автор использует образы зверей. Главные герои – медведи Топтыгины. Вспомогательную роль играет образ Льва. Каждому медведю посвящена определенная глава сказки.

Сначала М. Е. Салтыков-Щедрин рассказывает о самом жестоком и глупом медведе-правителе. Первый Топтыгин решил, что власти добиваются путем кровопролития, причем крупного. Он правил, руководствуясь этим убеждением. Но правил недолго. Лев снял его с должности, когда узнал, что Топтыгин съел маленькую птичку. Тогда Лев посчитал, что медведь-воевода непоследователен в своих словах и действиях.

Второй Топтыгин тоже решил начать карьеру со злодеяний. Но, ища способ отличиться и выслужиться перед начальством, лишь выставил себя посмешищем. Третий Топтыгин решил, что не будет совершать злодеяния, так как не имеет на это прав. Он решил просто наблюдать из норы и никак не влиять. Такая стратегия помогла третьему медведю пробиться в полковники. И он бы шел далее по карьерной лестнице, если бы его не убили мужики.

Основная мысль произведения: карьера воеводы зависит не от его личных качеств, а от самой системы власти.

В русской литературе Михаил Салтыков-Щедрин прославился умением мастерски облекать остросоциальные проблемы и конфликты в фольклорную форму.

Основными героями повествования выступают медведи, чьи образы являются завуалированным воплощением власти. Они используются в качестве прообразов людей, которые ею наделены.

Лев и медведь

Главные герои произведения:

Топтыгин I — старый и седой медведь-служака, всеми силами желающий прославиться. Мечтает о ратных подвигах, по своей натуре глуповат, жесток и обожает кровопролитные сражения;

Топтыгин II — медведь более умный, хладнокровный и расчетливый, по сравнению с первым;

Топтыгин III — отличается от предыдущих медведей особой ленивостью, осмотрительностью и осторожностью. В любой ситуации старается избежать риска;

Лев — глава звериного общества, тот, кто назначает медведей на их должности;

Осел — помещик и помощник Льва, выполняет роль его секретаря.

Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина

В сказке рассказывается о трех медведях, которые по очереди выполняли обязанности лесного воеводы.

Первый из них Топтыгин I — жестокий и воинственный медведь, которого Лев назначает на должность и отправляет усмирять лесных врагов. В первый же день медведь напился и спросонья съел Чижика, который славился на весь лес своим певческим талантом.

Топтыгин 1

Весть об этом сразу же доходит до Льва, который приказывает разжаловать медведя. Опозоренный и осмеянный лесным народом медведь покидает пост, и на этом его карьера заканчивается.

Далее на пост воеводы назначают Топтыгина II, который решает начать правление со злодеяний. Первым на очереди в его планах стояло разорение типографии, которой в пределах его владений не оказалось.

Тогда медведь решает перейти к учебным заведениям, но те уже давно разорены еще задолго до него, а все виновники бесчинств умерли и некому за это понести наказание. Тогда Топтыгин Второй залез во двор к деревенскому мужику, где его ловят селяне и убивают.

Третий новоиспеченный генерал Топтыгин, прослышав о печальной участи двоих предшественников, отчаивается в поисках правильного метода правления, и так и не находит верного. Тогда он решает вовсе ничего не делать, ведь от злодеяний никакого проку, как и от добрых дел, и просто все время просиживает в берлоге, выбираясь лишь для получения жалования.

В это время все в лесу идет мирно и своим чередом, за что Лев даже выдает медведю награду и повышает до ранга подполковника. Все бы так и продолжалось, если бы третьего правителя не настигла смерть от рук мужиков-лукашей.

Смысл заглавия сказки в управлении. В разное время были назначены лесными воеводами медведи. Как они справлялись со своей ролью, был ли порядок в государстве, слушались ли подчиненные? Это можно узнать, просмотрев краткий пересказ, но лучше, конечно, читать онлайн полный текст произведения.

Медведь на воеводстве

Основным художественным приемом выступает аллегория, с помощью которой автор обходит ограничения цензуры.

Мораль сказки, если говорить кратко, состоит в следующем: злодеяния заключаются не в частных недостатках каждого отдельного правителя, но в природе власти и ее обладании в целом.

История создания

Сказка написана Салтыковым-Щедриным в 1884 году. Предпосылками для ее создания служит историческая обстановка того времени.

Под влиянием политических переворотов и беззакония, царивших в стране во второй половине XIX века, автор решает взяться за написание сказки, посвященной злодеяниям власти.

Из-за жестких ограничений русской цензуры произведение не допустили к печати на родине и впервые опубликовали в 1886 году в Женеве. В России сказка вышла и стала известна лишь в 1906 году, уже после смерти писателя.

Жанр произведения — сатирическая сказка с элементами басни. В ней в сатирической манере за образами зверей скрываются люди со своими характерами и качествами, а реальные события переплетаются с фантастическими.

Повествование ведется от третьего лица в виде документальной хроники, где через сюжет и описание поведения и черт характера зверей высмеиваются человеческие пороки и слабости.

Композиция

Композиция сказки состоит из вступительного тезиса и трех частей, названых в честь трех лесных воевод, благодаря чему сказка приобретает схожесть с исторической хроникой.

Вступление

Заключение и выводы в тексте произведения отсутствуют — этим автор как бы демонстрирует непрерывность этой истории: за третьим Топтыгиным придет четвертый, за ним следующий и так далее.

Главная тема

Центральной темой сказки выступают взаимоотношения народа и власти. К ее представителям относится Лев, его советник Осел и, впоследствии, три медведя.

Трое Топтыгиных являются аллегорическим собирательным образом правителя, который, при всей своей силе и могуществе, остается не очень умным и толковым.

Топтыгин

Народ в произведении представлен неоднозначно: с одной стороны жители изображаются в виде подневольных рабов, с другой же они могут подняться на бунт и пойти против власти, как это показано во второй части сказки. Басня строится на ярко выраженной критике административной системы государства.

Основная мысль произведения, которую можно записать в читательский дневник: личностные качества воевод не имеют значения на фоне общей системы власти, которая является бездумной и безликой машиной.

Заключение

Проблема и идея произведения остается актуальной для любого поколения, автор лишь пытается открыть читателям глаза и призвать к непокорности, предлагая единственный возможный вариант решения — восстать и учинить бунт.


Содержание

Полный текст и аудиокнига

Аудиоверсия доступна на YouTube:

Краткое содержание сказки

I. Топтыгин 1-й

Лесные жители ждали медведя-майора с трепетом: уж он нам покажет! Действительно, новый начальник по приезду сразу объявил, что назавтра же устроит обещанные кровопролития.

Вот только накануне в честь именин медведь выпил ведро водки. А наутро, когда он отсыпался на полянке, на него сел Чижик и стал петь песни. Топтыгин спросонок схватил и съел птичку.

Бросился Топтыгин спасать репутацию: перебил целую отару баранов, отобрал у крестьянки лукошко с малиной, разгромил типографию. Но Лев уже не поверил, что майор, съевший Чижика, способен на настоящие злодейства, и отправил медведя в отставку.


Иллюстрация М. Таранова

II. Топтыгин 2-й

В другой лес Лев отправил еще одного воеводу-медведя. Топтыгин Второй был поумнее и догадывался, что важно сразу произвести нужное впечатление. Для этого первым делом он решил разорить типографию. Вот только никакой типографии в его лесу не оказалось. Даже школы и университета, чтобы их спалить, не было.

Тогда Топтыгин залез во двор к крестьянскому мужику, задрал лошадь, корову и прочий скот, а после решил раскатать избу по бревнам. Полез он на крышу, да только гнилая балка под ним подломилась, и повис медведь-воевода в воздухе.


Иллюстрация М. Таранова

III. Топтыгин 3-й

Следующий медведь-воевода был еще умнее прежних и крепко задумался: маленькие злодейства совершать нельзя, большие — тоже нельзя. Как же быть? Начальство с тебя спрашивает, а ты даже с зайца шкуру спустить не смей! Теперь и у белки, оказывается, права есть.

Долго медведь сосал лапу в берлоге. Однажды вылез и рявкнул на весь лес с высокой сосны, но только жителей это не впечатлило.

Так и сидел медведь в берлоге многие годы, выходя только за жалованием: мужики носили ему еду прямо ко входу. Благополучие в лесу не нарушалось: звери ели друг друга, кричали страшным криком, но воеводе не было до этого дела. Со временем медведь из майора стал подполковником, потом полковником. Но вот в генералы ему выйти не удалось, потому что однажды в лес пришли охотники и убили его ради шкуры.


Иллюстрация М. Таранова

Жанр, тема и проблематика

Тема произведения — отношения власти с народом. Автор ставит проблему, не имеющую однозначного решения: кто виноват, что жизнь не становится лучше, если ни у правителей, ни у подданных нет ни ума, ни чувства собственного достоинства?

Художественные приемы

Разоблачая действительность, автор использует эзопов язык: рассуждает о глупости чиновников и дикости народа не прямо, а с помощью аллегорий. Медведи в сказке олицетворяют ограниченных правителей, лесные жители — русский народ, лукавый и привыкший к жестокостям.

В своих сказках Салтыков-Щедрин использовал особый ёрнический язык, сильно отличающий их, например, от поучительных басен Крылова. С помощью беспощадного сарказма и едкой иронии, гротеска и гиперболы Щедрин подвергал порядки в стране жестокому осмеянию.

Смысл произведения

Салтыков-Щедрин подводит читателей к выводу, что причина народных бедствий скрыта не в глупости отдельных Топтыгиных и не в их злоупотреблениях. Она кроется в самом принципе бесконтрольной власти, в необразованности и забитости народа. И решить эту проблему при сохранении самодержавных порядков не под силу ни одному Льву, Ослу или Топтыгину.


Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Сам Салтыков-Щедрин считал, что его произведения со временем будут забыты, потому что посвящены проблемам современности. Однако и спустя 150 лет афоризмы из его сказок прекрасно описывают российскую действительность и принципы работы любой бюрократической системы:

Произведение не было пропущено цензурой, поэтому впервые оно вышло в Женеве - в 1886 году. В России же сказка вышла лишь в 1906 году, уже после смерти М. Е. Салтыкова-Щедрина.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения и его смысл.

В основу названия легли герои произведения – медведи, под образами которых понимается власть в целом, которая характеризуется своим беззаконием. Согласно традициям фольклора, под животными скрываются люди.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Рассказ ведется от третьего лица в форме документального повествования, в виде хроник.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

М.Е. Салтыков-Щедрин поднимает в своем произведении тему власти и народа. Основная проблематика связана с народом и самодержавием. Писатель вводит актуальные политические и социальные проблемы в сказку. Он критикует власть, показывая, что в ее главе стоят не очень умные животные, которые, чтобы войти в историю, решают совершать различные злодеяния. Автор показывает, что именно от такой власти зависит жизнь народа. И М.Е. Салтыков-Щедрин призывает к тому, чтобы народ встал против пустой власти и начал защищать свои права.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

7. Система образов произведения.

Главными героями произведений являются животные. Лев был центральным лицом в мире животных, он имел своего помещика – Осла. Воеводами же были трое Топтыгиных, которые служили после друг друга. В каждой части произведения правит свой Топтыгин. Не зря фамилии у зверей одинаковые, все трое образов сливаются в один. Это правитель, который умеет только учинять кровопролития и разрушения.

Помимо власти, писатель рисует образ зверей, который олицетворяет народ. Народ показан во всех ипостасях: то он представлен как привыкший к подчинению, то как бунтующий.

8. Композиция произведения.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

В сказке фантастические элементы тесно переплетены с реальностью. Хроническая форма повествования указывает на реальные исторические события. Все приемы и средства, использованные автором, признаны сравнить образы животных и людей. В центре внимание не лес, а сама Россия.

10. Отзыв о произведении.

Читайте также: