Медико педагогическое сопровождение адаптации детей к условиям доу

Обновлено: 28.06.2024

-обеспечение и поддержание условий для дальнейшего благоприятного физического и психического развития детей.

• Заведующая ДОУ и заместитель заведующей по ВМР

Содержание работы с детьми:

введение детей в новую социальную ситуацию развития:

-установление контакта и снятие эмоционального напряжения у детей;

-ознакомление детей с пространственной средой группы;

-развитие навыков практического взаимодействия детей со взрослым;

-введение ребенка в коллектив сверстников (знакомство детей друг с другом);

-развитие игровых навыков детей;

контроль за прохождением этапов адаптации каждым ребенком;

контроль за течением адаптационного периода

- ежедневное наблюдение за состоянием здоровья детей;

-укрепление иммунитета детей.

-снятие эмоционального напряжения у детей;

-развитие двигательной активности

-снятие эмоционального напряжения.

-ритуалы приветствия и прощания;

-занятия по ознакомлению детей с помещениями группы и их назначением;

-игры на развитие ориентировки в пространстве;

-игры на снятие эмоционального напряжения;

-игры на сближение детей;

-игры-занятия с дидактическими игрушками и предметами-орудиями;

-витаминизация детей

-музыкальные игры, хороводы;

-элементы танцевальных движений;

-слушание музыки и пение песен детьми

• Быстрое и безболезненное прохождение детьми всех этапов адаптационного периода.

• Определение степени адаптации к ДОУ каждого ребенка.

• Снижение рисков заболеваемости детей.

• Желание детей посещать детский сад.

Задачи этапа по работе с родителями

-поддержка семьи в педагогических воздействиях в адаптационный период;

-выявление и обсуждение проблем адаптации детей с родителями

• Воспитатель (при необходимости совместно с зам. зав. по ВМР или психологом)

Содержание работы с родителями:

-установление контакта с родителями;

-помощь семье в решении проблем, возникающих в адаптационный период;

-расширение психолого-педагогических знаний родителей

-разработка рекомендаций по организации режима дня и питания ребенка дома, гигиеническим требованиям к одежде и обуви детей

Контроль за соблюдением условий Договора с родителями, Договора о медико-психолого-педагогическом сопровождении и требований Устава ДОУ

-ежедневное предоставление родителям информации о ребенке;

-индивидуальные и групповые беседы и консультации;

-наглядная информация на стендах и в памятках;

-выступление на родительском собрании;

-индивидуальные и групповые беседы и консультации для родителей;

-наглядная информация на стендах и в памятках

-индивидуальные беседы с родителями (по запросу воспитателя, либо других специалистов)

Установление взаимодействия с семьей на основе сотрудничества, выработка единого подхода к воспитанию ребенка

Задачи этапа по работе с педагогами

-профессиональная поддержка и помощь педагогам в решении проблем, возникающих с детьми и родителями в адаптационный период;

-повышение психолого-педагогической компетентности специалистов сопровождения;

-медицинское просвещение педагогов.

Содержание работы с педагогами:

• -выявление проблем, возникающих у специалистов сопровождения в работе с детьми и родителями в период адаптации;

• -контроль за организацией работы в адаптационный период;

• -расширение знаний педагогов по вопросам особенностей развития детей раннего возраста и их адаптивных возможностей, форм организации работы с родителями;

• - контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима в группе;

• -расширение медицинских знаний других специалистов сопровождения по вопросам особенностей нервно-психического развития и адаптивных возможностей детей, имеющих проблемы со здоровьем и требований по организации работы с ними

• Контроль за осуществлением медико-психолого-педагогического сопровождения детей в адаптационный период

-ежедневные посещения группы раннего возраста;

-наблюдение за деятельностью педагогов в адаптационный период;

-проверка документации воспитателя и специалистов дополнительного образования (плана воспитательно-образовательной работы)

-подготовка и проведение консультаций (групповых и индивидуальных, методических семинаров, семинаров-практикумов (лучше с использованием видеоматериалов) ;

-ежедневное посещение группы;

-разработка и проведение консультаций, методических семинаров для других специалистов сопровождения

-беседы с зам. зав. по ВМР;

-наблюдение за работой специалистов сопровождения.

Помощь специалистам сопровождения в реализации программы медико-психолого-педагогического мероприятий детей и осуществлении взаимодействия друг с другом в адаптационный период.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя 1. Пальчиковая гимнастика. Развитие мелкомоторной сферы. 2. Упражнения на развитие физиологического и речевого дыхания. Развитие диафрагмального.

В последние годы в России усилия Министерства образования и науки РФ сосредоточены на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных дошкольных учреждениях. Важное значение для обеспечения равных стартовых возможностей и формирование активной личности имеет сопровождение детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Проблема оказания помощи детям с различными трудностями заботит многие образовательные учреждения. Современные исследования ученых предполагают, что дети, не получившие психолого-педагогической помощи в дошкольном детстве, в школе уже с первого класса испытывают комплексные трудности и часто становятся неуспевающими учениками.

Для эффективного решения поставленных задач требуется объединение обучения и воспитания в ДОУ и семье в целый образовательный процесс и повышенное внимание к вопросам охраны здоровья детей, личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, квалифицированную помощь специалистов, с целью осуществления активного взаимодействия с учётом познавательно-речевых, физических и психологических возможностей детей.

Таким образом, администрация и служба сопровождения ДОУ пришли к необходимости внедрению необходимых условий для обучения и воспитания всех категорий детей. Концепция организации работы призвана обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, создание развивающей образовательной среды и условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативности и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности

Представленный далее алгоритм работы позволяет сохранить психологическое здоровье ребенка, и способствует процессу его развития путем достижения взаимопонимания между педагогом, родителями и ребенком, выработке адекватных форм воспитательного взаимодействия, улучшающих социализацию ребенка в ДОУ, снятия напряженности, улучшения настроения и обеспечение больших возможностей для преодоления проблем.

Читайте также: