Можно ли назвать школу системой

Обновлено: 30.06.2024

Разговоры о том, какой должна быть школа, чтобы образовательные результаты были максимально высокими, не утихают уже давно. Вопрос обсуждается всеми заинтересованными сторонами, а мнения очень часто расходятся.

Родители видят в школе место, где дети должны получать все необходимые знания, чтобы вырасти гениями при их минимальном участии. Сами школьники разрываются между тоннами домашних заданий и кружками, мечтая во время уроков о каникулах и возможности поскорее повзрослеть, чтобы избавиться от давления. Правительство, в стремлении вывести образовательный уровень страны на лидирующие позиции в мировом рейтинге, предпринимает серьезные меры, оборудуя классы, развивая инклюзивное и дополнительное образование, увеличивая объем учебных планов.

Не остаются в стороне и ученые. Недавно Московская высшая школа социальных и экономических наук поделилась своим видением ключевых критериев, которые должны присутствовать в школе, чтобы начальное и среднее образование вышло на качественно новый уровень, уделив внимание всем аспектам учебного процесса. Какая же она идеальная школа по мнению российского научного сообщества?

Четыре года для малышей недостаточно

Продолжительность обучения в начальной школе сейчас составляет 4 года. По мнению экспертов, за это время развиваемые у ребенка навыки, например, чтения, не успевают закрепиться окончательно. Исследователи утверждают, что скорость чтения взрослых практически не отличается от 12-летнего школьника. То есть, приблизительно в 5 классе этот навык перестает развиваться. Тоже самое касается и других предметных областей, основы для которых закладываются в начальных классах. Поэтому ученые предлагают увеличить длительность начального обучения до 6 лет.

Фокус на знания, а не на место в рейтинге

Занять первые позиции в рейтинге лучших стремятся все. Но как быть, если некоторые школьники не дотягивают и портят статистику всего образовательного учреждения? Практика показывает, что для некоторых учителей и директоров это дело поправимое, если закрывать глаза на использование шпаргалок и списывание во время контрольных.

Но идеальная школа исключает такой вариант развития. В ней дети получают заслуженные оценки за знания, которые они освоили, а не за хитрость или безразличие учителей. Младшеклассников вовсе не рекомендуется оценивать в баллах. В идеальной школе, по мнению научного сообщества, отличившийся заслуживает словесной похвалы, недотянувший – указаний на слабые места для проработки, помощи со сложными вопросами.

Также в идеальной школе домашние задания распределяются равномерно по всем предметам. Более того, время их выполнения не превышает 45 минут, при этом уроки проверяются учителем не выборочно, а у всех учеников.

Заинтересовать, не отсидеться

Умные дети – заслуга профессионалов

Когда речь заходит об обучении ребенка, нужно, в первую очередь, обращать внимание на человека, который будет его учить. Достаточно ли у него знаний, терпения, упорства? Готов ли учитель развиваться и постигать что-то новое? Какие возможности у него есть для самосовершенствования?

В идеальной школе желание учителя развивать свои компетенции поощряется руководством. Он получает необходимые ресурсы, может обратиться к коллегам за советом и поддержкой. Для расширения кругозора учительского состава регулярно организовываются различные семинары, конференции, брифинги, на которых участники обмениваются опытом.

Индивидуализация на смену массовости

Исследования показывают, что максимальное количество учащихся не должно превышать 800 человек на школу. Именно это число может обеспечиваться оптимальным администрированием, при котором все и всегда под контролем. Более того, небольшие школы позволяют формировать маленькие классы, что очень важно для поиска индивидуального подхода к каждому ученику.

Тем временем, большинство российских школ рассчитано на несколько тысяч учащихся, и их количество продолжает увеличиваться из-за различных объединений и создания школьных комплексов. При таком подходе очень сложно добиться эффективного руководства, но очень просто потерять в толпе личность ученика.

Несмотря на это, система образования в России претерпевает серьезные благоприятные изменения. Школы оборудуются проекторами, компьютерами, интерактивными досками, устраиваются робототехнические классы, лаборатории с 3D-принтерами и прочими техническими средствами. Большое внимание уделяется содержанию уроков, методикам обучения, развитию дистанционного и инклюзивного образования. Поэтому предпринимаемые меры дают надежду на то, что проблема создания персонализированного подхода дело времени.

Здоровая атмосфера – эффективное обучение

Нельзя не сказать и о такой проблеме, как школьная травля. По статистике 37% школьников подвергается издевательствам со стороны других учеников и даже учителей. С этой проблемой, согласно международному исследованию PISA, Россия вошла в первую десятку стран рейтинга. Разве может идеальная школа мириться с насилием и издевательствами?

Унижение – это удар по самооценке для неокрепшей психики ребенка, и, когда он испытывает сложности в построении гармоничных взаимоотношений с социумом, последним волнующим его вопросом будет учеба. Поэтому, чтобы приблизиться к созданию идеальной школы и, самое главное, уберечь подопечных, руководству стоит всерьез задуматься над методами борьбы с буллингом.

Безусловно, взгляды ученых на идеальную школу заслуживают внимания, поскольку они являются своеобразным отражением важных проблем школьного образования. Но их убеждения, в основном, базируются на опыте, собранном из разных стран, в которых перечисленные подходы не объединены в единое целое, а используются в зависимости от образовательных потребностей государства.

Модель идеальной российской школы находится в активной стадии совершенствования, применительно к особенностям отечественной системы, и очень важно, что в ее создании участвуют все – государство, научное и педагогическое сообщество, граждане.

Да, все мы часто слышим о том, что система образования становится всё более единообразной, что у детей в школах самых разных регионов возможности равны, да и педагоги уже тоже работают в практически одинаковых условиях. Наш блогер, педагог Анастасия Морозова, на простых и понятных примерах объясняет, почему это не так.

Наверное, все вы слышали про среднюю зарплату в нашей стране, уровень инфляции за год, среднюю продолжительность жизни и т. д.? Я думаю, большинство людей уже давным-давно не доверяют этим данным, потому что не слепые, не глухие и постоянно видят несоответствие этих показателей и реальной действительности, в которой они живут. Почему же тогда до сих пор многие верят в единообразные показатели в сфере образования?

Каждая отдельная школа в нашей стране — это свой собственный мир со своими правилами и особенностями

Я не буду сейчас говорить о различиях между школами Москвы и других городов, между общеобразовательными школами и гимназиями. Я приведу несколько примеров особенностей одноуровневых общеобразовательных школ в одном городе, которые находятся в одном районе на расстоянии друг от друга менее чем 500 метров.


Как учителя бастуют за границей и почему этого не происходит в России

Что мы имеем в итоге? Дети из разных школ с одинаковыми оценками за четверть получают аттестаты с разными оценками. При поступлении в колледж учитывается аттестат, получается, Петя из школы А, который учился так же, как Коля из школы Б, сможет пройти по конкурсу аттестатов в учебное заведение. А вот Коля не сможет, потому что итоговые оценки у него ниже, чем у Пети.

Дальше поговорим о самой неприятной оценке — 2. Многие учителя из разных городов России жалуются, что двойки им ставить практически запрещают

В школе А нашего города так и есть, поставить двойку ученику за четверть, а уж тем более за год, практически невозможно, даже если ребёнок не будет посещать школу весь год. Был случай, когда в этой школе мальчик не ходил на занятия три года, при этом в девятом классе ему поставили тройки по всем предметам и допустили до экзаменов. В соседней школе Б спокойно ставят двойки не только за четверть, но и за год. В этой школе не мало ребят, которые переходят из класса в класс с академической задолженностью, а в девятом классе их не допускают до экзаменов, оставляют на второй год, а когда им исполняется 18 лет, то они выходят со справкой.

Теперь перейдём к самой животрепещущей теме учителей — зарплате. Всё те же школы А и Б, которые находятся в одном городе на соседних улицах. Два учителя географии с одинаковой категорией, одинаковым количеством часов и внеурочной нагрузкой получают абсолютно разную зарплату. У учителя в школе А — 18 тысяч рублей в месяц, а у учителя в школе Б — 42 тысяч рублей в месяц. И такая разница в зарплате не только у учителей географии.

Я привела всего лишь несколько примеров о том, насколько разные порядки и условия в общеобразовательных школах одного города (не гимназии, про них нужно говорить отдельно). Можно привести ещё десятки — про разные учебники, различные принципы летней отработки учащимися и т. д., но, боюсь, тогда эту статью мало кто дочитает до конца. Я думаю, все поняли главную мысль: каждая школа в нашей стране — отдельный мир.

Почему же так происходит? На мой взгляд, главных причин две:

1. Демократичность российского закона об образовании

Он позволяет каждой школе устанавливать свои порядки, главное, чтобы они были прописаны в локальном акте и уставе. В законе есть положения:


Пересадить с первой парты и уволить директора-самодура: 22 петиции о проблемах школ и вузов

Получается, каждая школа на законных основаниях может устанавливать свои порядки. Конечно, есть общие положения, которые должны соблюдать все школы, но вариативных положений очень много, что даёт большую свободу каждой школе нашей страны.

2. Очень много зависит от администрации школы

Кто-то приходит в местный департамент образования, открывая двери ногой, потому что у них связи, родственники в системе, которые дают директору абсолютную свободу в своей школе, а кто-то не может даже слово сказать вышестоящим инстанциям и различным проверкам, боясь за своё место. Да и финансирование школы тоже во многом зависит от директора. Пробивной или мягкий директор, со связями или без, самодур или адекватный — во многом от этого зависит, какой будет школа, и неважно, в каком городе она находится.

Конечно, можно найти и другие причины того, почему у нас нет единого образования, а есть отдельные школы, со своими правилами, но перечисленные выше причины мне кажутся основными. Вы можете быть со мной не согласны. Очень интересно послушать ваше мнение: главное, чтобы оно было аргументированным.

Образование – неотъемлемый процесс становления человека, без которого существование современного социума было бы невозможным. Ведь чтобы быть полезной государственной единицей, нужно обязательно чему-то научиться. Именно для этого и созданы дошкольные и общеобразовательные учреждения, а также учреждения профессионального образования. В статье пойдет речь об общеобразовательных учреждениях - их типах, видах и особенностях.

общеобразовательные учреждения

Терминология

При рассмотрении данной темы сначала надо разобраться, что же такое образовательное учреждение. Это специальное заведение, где осуществляется педагогический процесс, где реализуются программы обучения, воспитания и развития детей. В свою очередь, существует целый перечень образовательных учреждений, которые подразделяются по типам.

  • Дошкольные.Тут в зависимости от вида возраст детей колеблется от 1 до 7 лет.
  • Общеобразовательные учреждения
  • Учреждения профессионального образования, в которых дают специфические знания узкой направленности и получают соответствующую квалификацию.
  • Коррекционные учреждения, куда попадают дети, относящиеся к категории учеников с особыми образовательными потребностями.
  • Учреждения для детей-сирот или приравненных к ним детей. Это детские дома, где ребята не только учатся, но еще и проживают.
  • Учреждения дополнительного образования детей и отдельно – взрослых (последипломное образование).

дошкольные общеобразовательные учреждения

Детские сады

Первые образовательные учреждения, которые посещают дети - это дошкольные. Общеобразовательные учреждения будут следующей ступенью. Большинство детскихсадов принимают ребятишек с двух лет. Помимо образования, которое является бесплатным, в детском саду осуществляется присмотр и уход за детьми, так как они проводят в стенах учреждения почти целый день. Эта услуга оплачивается родителями, но не в полном объеме. 80% затрат берет на себя муниципалитет, а родители платят за оставшиеся 20%.

Градация групп в детских садах осущестляется по двум признакам - возрасту и направленности. Классификация учитывает возраст ребенка на начало учебного года (1 сентября) и включает группы для детей 2-3-лет, 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет и 6-7 лет.

Направленность группы определяется контингентом воспитанников, в соответствии с которым подбираются образовательные программы. Таким образом, различают:

  • группы общеразвивающей направленности;
  • группы комбинированной направленности;
  • группы компенсирующей направленности.

Об общеобразовательных учреждениях

Дольше всего дети посещают именно общеобразовательные учреждения - с 7 до 18 лет. Если для дальнейшего обучения подросток выбирает учреждение начального или среднего профессионального образования, то школу он заканчивает в 16 лет.

государственные общеобразовательные учреждения

Разновидности общеобразовательных учреждений

Начальная школа. Это первые четыре класса обучения ребенка. В 1 класс детки поступают согласно результатам определенных тестов, позволяющих определить степень их готовности к обучению в школе. Главная задача учителей тут – не только дать ребятам знания, но также и научить их учиться, привить интерес к наукам.

Средняя школа. Можно сказать, что это промежуточное звено между начальной и старшей школами. Занимает период с 5 по 9 класс, возраст учеников колеблется от 9-10 до 14-15 лет. После окончания данного периода желающие могут поступать либо в старшую школу, либо же в учреждения профессионального образоввания (начальные или средние).

Старшая школа. Обучаются дети в 10-11 классах, возраст которых от 15 до 17 лет. Тут происходит более глубокое изучение наук, подготовка к поступлению в ВУЗы. По окончанию ученики получают аттестат о среднем полном общем образовании. Для некоторых видов деятельности этого уже достаточно.

образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

Специальное образование

Существуют также и коррекционные или специальные общеобразовательные учреждения. Для кого они предназначены? Туда определяются детки, у которых есть некие проблемы с развитием, или же ограниченные возможности здоровья. Однако надо отметить, что современная система образования предлагают альтернативный вариант – инклюзивное образование для удачной социализации таких малышей. Хотя на практике не всегда все получается настолько отлично, как в теории. Еще один альтернативный вариант для таких ребят – дистанционное обучение. Однако и тут возникают проблемы с дальнейшим внедрением детей в общество.

Денежные вопросы

Разобравшись, что такое образовательное учреждение (средняя общеобразовательная школа, младшая и десткая школы) нужно отметить, что такие заведения могут разниться еще и по типу финансирования. Такие тут существуют виды:

  • Государственные или муниципальные школы, которые являются полностью бесплатными.
  • Частные школы, где за обучение детей родители вносят определенную плату.

Вопрос тут стоит только лишь в оплате за сам процесс обучения. Родительские деньги на улучшение материально-технической базы класса или школы к этому разделу совершенно не относятся.

Гимназии, лицеи

Государственные общеобразовательные учреждения могут также именоваться лицеями или гимназиями. По сути, это обычные школы. И после их окончания ребенок получает тот же аттестат о среднем образовании. Однако особенность их в том, что они предлагают более детальное изучение определенных предметов. Иногда такие ОУ сотрудничают с вузами, подготавливая для обучения в них будущих студентов.

специальные общеобразовательные учреждения

Вечерние школы


Историческому появлению школ способствовало желание людей познавать мир и расширять свои знания. Поэтому человек стремился к общению с мудрецами и жаждал перенять у них знания.

История современной школы

Первые школы появились в Риме и Греции. Зажиточные семьи отправляли своих детей к известным философам для получения знаний. Однако сначала обучение имело просто форму общения: философ со своим учеником проводил индивидуальные беседы, прохаживаясь по улицам. Позже мудрецы стали ездить по городам и обучать простое население. Тут и появилась необходимость объединить желающих слушать лекции мудрецов в одну общую группу. В первое время в школах проводились одни устные уроки: беседа на различные темы, касающиеся государства, духовности. И только в 300 годах нашей эры в школах стали обучать письму.

история современной школы

Таким образом произошло появление первых школ. При этом обучение в них проходило не в помещении, а на площадях, которые стали называть гимназиями.

Этапы развития школы

Можно выделить четыре основных этапа формирования школы:

  1. Античный.
  2. Средневековый.
  3. 17 век, европейские школы.
  4. Современный.

В античный период основное внимание уделялось изучению философии и религии.

В средневековый – углубленному изучению религии. Школы организовывали при монастырях, также изучали латинский язык, на котором проходили богослужения. Начали изучать основы письма и чтения.

Оканчивая школу при монастыре, ребенок мог стать помощником священника. Существовали средние школы, обучение в которых проходили только дети зажиточных родителей. В них преподавали грамматику, логику, геометрию, арифметику, астрономию, географию, музыку.

В средневековый период часто применялись телесные наказания.

Начиная с 17 века, в Европе стали открываться школы для девочек, где преподавали основы этикета, обучали танцам, рукоделию, уделяли внимание изучению литературы.

Школа 20 века

В 20 веке начинают массово появляться школы. Начальное образование становится обязательным, а позже - и среднее. Учебный процесс помещается в более строгие рамки. Если в Древнем мире и Средневековье процесс обучения проходил преимущественно индивидуально и разнообразно, не носил обязательных временных рамок, то в школах 20 века происходит четкое закрепление времени, отведенного на обучение.

Появляются просторные помещения – школы, оборудованные большим количеством парт, где проходят занятия:

  • Уроки начинаются и заканчиваются по звонку.
  • Вводится школьная форма, одинаковая для всех.
  • Появляются портфели.
  • Используется одинаковая канцелярия.

модели современных школ

Оценивание в школе

Знания учеников оцениваются по конечному результату: контрольной и самостоятельной работам, экзамену, ответу на уроке. Во время обучения учитель стимулирует и мотивирует процесс получения знаний. Ребенок должен быть заинтересован, при этом уметь нести ответственность за свои ошибки. Полученная оценка используется не только для контроля знаний, но и носит поощрительный или наказывающий характер.

Обязательный критерий, который выполняют современные школы, – воспитание ребенка. Без воспитания невозможно получить полноценно развитую личность.

требования к современной школе

Школа прививает дисциплинированность и усидчивость, стремится развить у ребенка самостоятельность, независимость, умение обосновывать свое мнение фактами.

Функции школы в обществе

Основная функция школы – дать знания и, в итоге, образование учащимся.

Однако современные школы не только предоставляют знания, но и помогают детям адаптироваться в социуме, учиться решать конфликтные ситуации, правильно вести себя в коллективе, строить дружественные отношения.

Учась в школе, ребенок готовится к взрослой жизни. У него формируются и закрепляются такие качества, как честность, патриотизм, ответственность.

Типы современных школ

Существуют такие модели современных школ:

1. Традиционная школа.

В основе обучения лежит четкий рабочий план, на основе которого проходит распределение часов на изучение всех дисциплин. Конкретный учебный материал рассматривается определенное количество часов. В плане обозначено количество контрольных работ и время подведения итогов.

Принцип обучения – учитель передает готовые знания ученикам.

современные школы

2. Специализированная школа.

В таких школах присутствует углубленное обучение одного или нескольких предметов. Обычно это делается с выделением большего количества часов на эти уроки.

3. Школа-гимназия, лицей.

В основу образовательного процесса заложены принципы дореволюционного обучения академического уровня. В большинстве случаев в учебные планы таких школ добавляется изучение гуманитарных наук, таких как этика, эстетика, логика, философия, культура, иностранные языки. Для преподавания некоторых предметов могут приглашаться преподаватели высших учебных заведений.

современные школы воспитание

Однако необходимо знать, что при появлении новых дополнительных наук количество часов на основные предметы не уменьшается, что приводит к большей загруженности ребенка и может отразиться на его нервной системе. Поэтому родители осознанно должны выбирать современные школы такого уровня и быть уверенными, что ребенок психологически готов к нагрузкам, особенно это касается младшей школы.

4. Инновационная школа.

Школа основаная на авторских разработках. В обучении используются специально разработанные или заказанные для них методики.

5. Школа, ориентированная на одну или несколько новых систем образования.

Обучение проходит по одной или нескольким современным методикам. Это, например, Вальдорфская школа, школа развития по методике Монтессори, Зайцева и других.

Вальдорфские школы основаны на философских учениях о том, что развитие способности к познанию – путь к совершенству человека.

6. Школа развивающего типа.

Такой тип школ более адаптирован под младшие классы. Например, на уроках математики, рисования дети вместе с учителем последовательно изучают исторические события, которые привели к конкретным математическим действиям и художественному образу. Такой подход направлен на развитие основ теоретического мышления и творческого воображения.

7. Историко-культурная школа.

Это школы, которые углубленно изучают гуманитарные науки, при этом основываются на концепции диалога культур.

Необычный детский сад

Современные школы должны способствовать развитию у ребенка творческих способностей, нестандартного мышления, открытости к познанию всего нового и необычного. Однако перед школой ребенок посещает дошкольное учреждение, направление которого не должно противоречить будущему школьному.

В мире существуют интересные и нестандартные современные школы и детские сады. Например, в Японии считают, что дизайн и архитектура влияют на учебный процесс. Поэтому в одном из городов построили современный детский сад, точнее детскую деревню в виде большого овального здания, которое включает в себя всю территорию учреждения: помещение и место для прогулок. В этой деревне учатся 600 человек. Считается, что замкнутая в овал территория стимулирует детей, бегая по кругу, познавать мир. Архитектура строения позволяет детям играть на крыше, бегать, развивать свои возможности.

В обучающих группах отсутствуют стены, дети слышат друг друга, это учит их абстрагироваться от шума и заниматься своими делами. В основе обучения тут лежит методика Монтессори.

современные школы и детские сады

Детская деревня - идеальная среда для развития личности, открытость пространства позволяет ощутить вкус свободы, легко развиваться и стремиться познавать мир.

"Прозрачная" школа

В Дании построена школа без стен и перегородок. Здание выглядит как один большой класс. Учеными отмечается высокая степень креативности мышления учеников этой школы, поскольку и обучение тут проходит нестандартно. Отсутствие перегородок заставляет учителей находить новые методы обучения, которые построены на использовании новейших технологий.

При сравнении специалистами итоговых школьных тестов стало известно, какие современные школы мира заняли первые места. Так, на первом месте оказался Сингапур, на втором Гонконг, далее – Южная Корея. Обучение в странах Азии ставит на первое место фигуру школьного учителя, и образование носит прикладной характер, то есть полученные знания должны быть полезны и востребованы в дальнейшей жизни.

Современная школа – школа будущего

Школа будущего должна органично в себе соединять опыт прошлого и развитые технологии современности.

Задача школы – раскрыть потенциал каждого ученика, воспитать всесторонне развитую личность, готовую к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире.

Рассмотрим требования к современной школе:

  • Достойная материально-техническая база.
  • Интерактивное обучение.
  • Практическое применение знаний.
  • Выявление и развитие талантов учеников.
  • Обучение должно соответствовать стремительному развитию общества.
  • Поддержка талантливых детей.
  • Самосовершенствование учителя: стремление к развитию, умение заинтересовать школьников, вовлечь их в учебный процесс.
  • Наличие спортивных и творческих кружков.
  • Формирования правильных принципов воспитания.
  • Внешний и внутренний вид школы должен быть опрятным.
  • Красиво обустроенная пришкольная территория.

современные школы мира

При реализации всех задач и возникают проблемы современной школы. В значительной мере они заключаются в нехватке материально-технического обеспечения.

Заключение

Поскольку 21 век – век информационных технологий, то для качественного обучения школе необходимо иметь хорошую техническую базу: обеспеченность качественной компьютерной техникой, мультимедийными досками и прочими технологическими новинками.

Современные школы должны выпустить из своих стен воспитанную, уверенную, самостоятельную личность, способную нести ответственность за свои поступки, имеющую нестандартное мышление и четкое представление о своем будущем. Вчерашний школьник должен уметь идти к поставленной цели и достигать ее.

Читайте также: