Медицинская этика и деонтология в деятельности рентгенолаборанта кратко

Обновлено: 30.06.2024

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ
Письменное задание

1. Открытие рентгеновского излучения и его использование в медицине. Ответ: В 1894 году открыто немецким физиком В.К.Рентгеном. Занимаясь их изучением Рентген случайно обнаружил свечение в темноте флюоресцирующего экрана, под действием катодного излучения исходящего из ваакумной трубки.

2. Этапы развития рентгенологии в России. Общая характеристика. Ответ: первый снимок кистЮи в 1895,в 1906 присвоенноия Ренгена Разработчик первого ренген аппарата Папов В Санкт Петербурге ул.Ренгена,8 перед инст ренгенологии поставлен бюст Ренгену при жизни в 1923 ренген Ренгенология это раздел радиологии,изучающий воздейстие на организм животны и человека ренгеновского излучения,возникающие от этого заболевания, их лечение и профилактику, а также етоды диагностики , патологий при помощи ренгеновских лучей.

3. Базовые технологии современной медицинской радиологии. ответ. Ответ: Медицинская радиология включает в себя лучевую диагностику и лучевую терапию. Лучевая терапия или радиология - это раздел клинической медицины связанный с использованием ионизирующего излучения в качестве основного лечебного фактора.Прииняется при лечении рака кожи в 1899г. Рентгеноскопия, флюрография, рентгенокимография, компьютерная томография.

4. Рентгеновская компьютерная томография (РКТ), характеристика, преимущества метода. Ответ: Компьютерная томография - это метод послойного рентгенологического иследования органов и ткани. КТ онованно на копьютерной обработке множественных рентгенновских снимков.

5. Нормативные документы, регламентирующие деятельность отделения лучевой диагностики. Ответ: Является СанПиН 2.6.1.1192-03. До начала работы рентгеновского кабинета персонал проводит проверку исправности оборудования и реактивов, результаты фиксирует в контрольно-техническом журнале. Ф3 "О радиационной безопасности населения" №3-Ф3 от 09.01.1996. Ф3 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" №52-Ф3 от 30.03.1999

6. Основные цели и задачи отделения лучевой диагностики. Ответ: 1. Выявление очага болезни. 2. Уточнение наличия и распространенности образования. 3. Изучение размеров, структуры, плотности и контуров патологического очага. 4. Определение взаимоотношения выявленных изменений с окружающими морфологическими структурами. 5. Уточнение возможного происхождения образования.

7. Общая характеристика модели организации службы лучевой диагностики. Ответ: Лучевая диагностика- это наука о пременении излучений для изучения строения и функции норм и патологических измененных органов и систем человека в целях профилактики и распознования болезней. В состав луч.диагностики входит: узд, рентгенодиагностика, кт, мрт и тд.

8. Должностные обязанности и права рентгенолаборанта. Ответ: Приведение рентгенографии, др процедур самостоятельно или по распоряжению врач-рентгенолога; Содержание в исправно технич. состоянии рентгеновской аппаратуры; Выполнение правил техники безопасности работы в рентген кабинете.

9.Медицинская этика и деонтология в деятельности рентгенолаборанта. Ответ: Медицинская деонтология основывается на высоких этических принципах и требует от врача и рентгенолаборанта руководствоваться только соображениями благополучия больного, а также всегда воздерживаться достоинство медицинского работника.

ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ В ОТДЕЛЕНИИ ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ

Письменное задание

1. Понятие охраны труда и безопасных условий работы.ответ.допускаются лица не моложе 18 лет в отделениях лучевой терапии.относ к категории А.Работники отделения должны соблюдать требования охраны труда и радиационной безопасности.Соблюдатьправила внутреннего распорядка,от17.07.99№181Ф3 и от23.05.2000№399государственные нормативные требования охраны труда.

2. Обеспечение безопасных условий труда по Трудовому Кодексу РФ.Ответ.18.12.2020№928Н.ст139 кодекс законов о трудеРФ.в ред Указа Президиуа ВС РСФР от18.01.1985

3. Нормативно-правовое регулирование безопасности персонала в отделениях лучевой диагностики.Ответ. добровольное медицинское страхование влияет на оплату труда, на объем прав и обязанностей составляющих правовой статус участника лечебно-диагностического процесса. Во-вторых знания основ медицинского права защищает не только мед. работника, но и его пациента.

4. Гигиенические нормативы облучения для различных групп (категорий) при проведении медицинских рентгенологичесдований. ответ.Сан Пи Н№2.6.1192-03

5. Принципы радиационной безопасности. Условия реализации.Существует три принципа радиационной безопасности.Это принцип нормирования,обоснования,оптимизации

6. Основные требования к размещению, организации работы и оборудованию рентгенологического кабинета.Ренг каб не допускается размещать в жилых зданиях и детских учереждениях,ренг каб размещать централизованно,на стыке стационара и полеклиники,вход отдельный,помещение от 16 до 45кв.м.,отделочные материалы имеют санитарно-эпидимиологическое заключение.

7. Виды средств радиационной защиты Сан ПиН2.6.1.1192-03,в мед сфереиспольз три вида от радиац -ого излучения это-стационарные,передвижные,средства индивидуальной защиты.

9. Виды нештатных ситуаций в рентгеновском кабинете.ответ Повреждение радиационной защиты аппарата или кабинета.Переоблучения персонала или пациентов,короткое замыкание и обрыв в системах электропитания,замыкание электрической цепи через тело человека,мехаическая поломка ренг аппарата,поломка коммуникационных систем,аварийное состояние, пол,стен и потолка.,пожар.

10. Требования по обеспечению радиационной безопасности пациентов и населения.ответ -назначать ожет только лечащий врач по показаниям,сказать какую дозу облучения будет после исследования,пациент может отказатся от исследования ,кроме профилактических ,в целях исключения выявления заболевания.Ренген лаборант обязанзанести в лист учета дозоывых нагрузок дозу ренг исследования.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОЙ РЕНТГЕНОЛОГИИ

Тестовые задания


  1. в 1812 году

  2. в 1895 году +

  3. в 1905 году

  4. в 1923 году

  1. М.И. Неменов

  2. А.С. Попов +

  3. А.Ф.Иоффе

  4. М.С. Овощников

  1. 34 кв. м., 10 кв. м и 10 кв.м. +

  2. 35 кв. м , 10 кв. м и 10 кв.м

  3. 34 кв. м , 12 кв. м и 10 кв.м

  4. 45 кв. м , 12 кв.м и 15 кв.м

  1. рентгенография

  2. термография +

  3. радиосцинтиграфия

  4. сонография

  1. вращающийся анод

  2. нить накала +

  3. фокусирующая чашечка

  4. вольфрамовая мишень

  1. максимально увеличить освещённость рентгенограммы

  2. использовать источник света малой яркости

  3. использовать яркий точечный источник света

  4. диафрагмировать изображение +

  1. рентгенография

  2. флюорография

  3. рентгеноскопия с люминесцентным экраном +

  4. рентгеноскопия с УРИ

  1. экраны для рентгеноскопии

  2. усиливающие экраны для рентгенографии

  3. усилители яркости рентгеновского изображения +

  4. безэкранная рентгенография

  1. контрастности

  2. разрешения +

  3. размера изображения

  4. плотности почернения

  1. в центр кассеты +

  2. в середину между центром кассеты и краем

  1. Фотопроцесс в рентгеновском кабинете, его определение, значение. Ответ: Фотопроцесс- это механизм перевода скрытого изображения, полученного на фоточувствительной рентгеновской пленке видимая спомощью хим. реактивов.

  2. Что требуется для получения качественной рентгенограммы? Ответ: Необходимо отсутствие вторичного излучения материалом образца. Оно возникает в том случаи, если атомный номер 2-3 ед. больше атомного номера элиментов иследуемого образца, наличие достаточного количества линий; разрешенность линий.

  3. Состав рентгенографической пленки, что в ней основное? Ответ: Рентгеновская пленка содержит несколько компанентов: подложка-стекло лавсант, картон, имульсионный слой: желатин, галоидное серебро, чаще применяется бромистое соед. серебра.Для мало чувств. пленки хлористое соед.серебра.

  4. Основные и вспомогательные ингредиенты фотографической эмульсии.

  5. Мероприятия по защите рентгенографической пленки при ее хранении и транспортировке.

  6. Устройство рентгеновских кассет, основные требования к ним.

  7. Воздействие рентгеновских лучей на рентгенографическую пленку.

  8. Состав проявляющего раствора, что в нем главное и какую функцию

  9. несут вспомогательные вещества?

  10. Для чего служит восстановитель, его состав?

  11. Требования к растворителю для фоторастворов.

  12. Стоп-ванна, ее назначение, когда можно без нее обойтись?

  13. Сущность процесса закрепления изображения на рентгенограмме.

  14. Ручное и автоматическое проявление.

  15. Основные правила фотообработки рентгенографической пленки.

  16. Проявление по времени и с визуальным контролем, их преимущества

  17. и недостатки.

  18. Факторы, влияющие на скорость проявления.

  19. Дефекты на рентгенограммах, обусловленные неправильным хранением рентгенографической пленки.

  20. Артефакты на рентгенограммах из-за недостатков в рентгеновских кассетах и усиливающих экранах, из-за наличия контрастных веществ и других плотных компонентов на пути рентгеновских лучей при рентгенографии.

  21. Дефекты на рентгенограммах, обусловленные упущениями рентгенолаборанта при работе в фотолаборатории.

  22. Причины световой вуали на рентгенограммах.

  23. Причины желтого окрашивания рентгенограмм.

  24. Причины дихроической вуали на рентгенограммах.

  25. Дефекты, обусловленные механическими повреждениями рентгенограмм.

  26. Серебросодержащие отходы.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКЕ
Письменное задание

1. Перечислите методы лучевой диагностики, в которых ионизирующее излучение не используется.

2. На основании какого принципа возможна оценка скорости движения крови при ультразвуковом исследовании?

3. Укажите противопоказания к проведению магнитно-резонансной томографии.

4. Какова минимальная толщина среза у современного компьютерного томографа?

5. Какие типы приборов для радионуклидной диагностики наиболее широко применяются в клинической практике?


С чего начинается “радиологическая” деонтология?
Сходные идеи – идеи воспитания интеллектуальности и духовности – должны пронизывать все формы постдипломного медицинского образования. Достойно сожаления, что в учебных программах рентгенологии, в программах разнообразных циклов повышения квалификации, в программах подготовки рентгенлаборантов и медицинских физиков нередко отсутствуют не чисто декларативные, а продуманные положения, определяющие методы этической подготовки обучающихся, формирующие нравственный облик лучевого специалиста. С другой стороны, каждый член общества является потенциальным пациентом, поэтому очень важна просветительская деятельность медицинских работников. В частности, я имею в виду специальную “радиологическую” подготовку. В газетах, популярных журналах, радио и телевизионных передачах необходимы яркие по форме и конкретные по содержанию материалы о лучевой диагностике как важной части охраны здоровья народа, о значении проверочных лучевых обследований, о роли радиологии в ургентной медицине, о радиационной безопасности населения. Новые широкие возможности открывает в этом на правлении Интернет, поскольку обеспечивает разнообразные формы прямой связи с пациентами. Для детей, не достигших 16 лет, требуется согласие их родителей, для недееспособных – их опекунов (кроме исследований по жизненным показаниям). Согласно утвержденным требованиям к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов и проведению рентгенологических исследований (СанПиН 2.6.1.80299, Минздрав РФ, 2000 г.), пациент или его представитель имеет право отказаться от лучевой процедуры (за исключением профилактических исследований, проводимых в условиях опасной эпидемиологической обстановки). Отказ пациента должен быть зафиксирован в истории болезни (амбулаторной карте). Назначение на лучевое исследование, как правило, осуществляет врачклиницист. Немалое значение имеет контакт рентгенлаборанта с лечащим врачом при выборе метода лучевого исследования. Этот контакт становится абсолютно необходимым при комплексных лучевых исследованиях (интервенционных вмешательствах, рентгеноэндоскопии и т.п.), в которых участвуют врачи других специальностей (кардиологи, хирурги, травматологи, урологи и др.). Роль содружества онколога, радиолога и химиотерапевта в процессе диагностики и лечения опухолевых заболеваний специально подчеркивал Н.Н. Блохин (“Деонтология в онкологии”, 1977).
С другой стороны, каждое необоснованное исследование “увеличивает расходы здравоохранения, подвергает пациента лишнему об лучению или другому риску, перегружает службы лучевой диагностики и, в конечном итоге, противоречит медицинской этике” (№ 1). Соблюдение правил деонтологии важно не только для пациента, но и для врача – лучевого диагноста! Этика неотделима от морального климата общества. В современных условиях и, тем более, при наличии платных медицинских услуг. И это укрепляет важный тезис о том, что лучевое исследование следует назначать только по строгим клиническим показаниям. В стационаре для сведения врачей и медицинских сестер должны быть инструкции по подготовке больных к рентгенологическим, ультразвуковым, магнитнорезонансным и радионуклидным исследованиям. В буклете Британского королевского радиологического колледжа рекомендуется для связи с пациентами использовать информационные листки. Они содержат информацию о том, сколько времени пациент проведет в отделении лучевой диагностики, какова подготовка к тому или иному исследованию, возможны ли при этом какиелибо побочные эффекты, сможет ли пациент вернуться к своим служебным обязанностям сразу после процедуры (в том числе управлять автомобилем или работать со сложной аппаратурой). В листке содержатся сведения о преимуществах назначенного исследования, а также о возможной реакции организма наВведение

контрастного вещества. Если процедура связана с относительно высокой дозой облучения, то условия радиационной безопасности и величина риска от облучения должны быть разъяснены пациенту. На наш взгляд, следовало бы выпустить справочник по лучевой диагностике для массового читателя. Сходные сведения могут также предоставляться гражданам на магнитных дисках для просмотра на персональном компьютере. Мы полагаем, что в каждом информационном листке целесообразно указать название медицинского учреждения, его адрес, телефон, факс и адрес электронной почты радиологического отделения, фамилию и ученую степень (звание) его руководителя.

Прием пациента в лечебнопрофилактическом учреждении
В зависимости от вида и профиля лечебно- профилактического учреждения в нем оказывают помощь различным контингентам, в том числе стационарным больным и/или амбулаторным пациентам, которые приходят, приезжают или доставляются для диагностики и лечебных мероприятий

Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы


С чего начинается “радиологическая” деонтология?
Сходные идеи – идеи воспитания интеллектуальности и духовности – должны пронизывать все формы постдипломного медицинского образования. Достойно сожаления, что в учебных программах рентгенологии, в программах разнообразных циклов повышения квалификации, в программах подготовки рентгенлаборантов и медицинских физиков нередко отсутствуют не чисто декларативные, а продуманные положения, определяющие методы этической подготовки обучающихся, формирующие нравственный облик лучевого специалиста. С другой стороны, каждый член общества является потенциальным пациентом, поэтому очень важна просветительская деятельность медицинских работников. В частности, я имею в виду специальную “радиологическую” подготовку. В газетах, популярных журналах, радио и телевизионных передачах необходимы яркие по форме и конкретные по содержанию материалы о лучевой диагностике как важной части охраны здоровья народа, о значении проверочных лучевых обследований, о роли радиологии в ургентной медицине, о радиационной безопасности населения. Новые широкие возможности открывает в этом на правлении Интернет, поскольку обеспечивает разнообразные формы прямой связи с пациентами. Для детей, не достигших 16 лет, требуется согласие их родителей, для недееспособных – их опекунов (кроме исследований по жизненным показаниям). Согласно утвержденным требованиям к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов и проведению рентгенологических исследований (СанПиН 2.6.1.80299, Минздрав РФ, 2000 г.), пациент или его представитель имеет право отказаться от лучевой процедуры (за исключением профилактических исследований, проводимых в условиях опасной эпидемиологической обстановки). Отказ пациента должен быть зафиксирован в истории болезни (амбулаторной карте). Назначение на лучевое исследование, как правило, осуществляет врачклиницист. Немалое значение имеет контакт рентгенлаборанта с лечащим врачом при выборе метода лучевого исследования. Этот контакт становится абсолютно необходимым при комплексных лучевых исследованиях (интервенционных вмешательствах, рентгеноэндоскопии и т.п.), в которых участвуют врачи других специальностей (кардиологи, хирурги, травматологи, урологи и др.). Роль содружества онколога, радиолога и химиотерапевта в процессе диагностики и лечения опухолевых заболеваний специально подчеркивал Н.Н. Блохин (“Деонтология в онкологии”, 1977).
С другой стороны, каждое необоснованное исследование “увеличивает расходы здравоохранения, подвергает пациента лишнему об лучению или другому риску, перегружает службы лучевой диагностики и, в конечном итоге, противоречит медицинской этике” (№ 1). Соблюдение правил деонтологии важно не только для пациента, но и для врача – лучевого диагноста! Этика неотделима от морального климата общества. В современных условиях и, тем более, при наличии платных медицинских услуг. И это укрепляет важный тезис о том, что лучевое исследование следует назначать только по строгим клиническим показаниям. В стационаре для сведения врачей и медицинских сестер должны быть инструкции по подготовке больных к рентгенологическим, ультразвуковым, магнитнорезонансным и радионуклидным исследованиям. В буклете Британского королевского радиологического колледжа рекомендуется для связи с пациентами использовать информационные листки. Они содержат информацию о том, сколько времени пациент проведет в отделении лучевой диагностики, какова подготовка к тому или иному исследованию, возможны ли при этом какиелибо побочные эффекты, сможет ли пациент вернуться к своим служебным обязанностям сразу после процедуры (в том числе управлять автомобилем или работать со сложной аппаратурой). В листке содержатся сведения о преимуществах назначенного исследования, а также о возможной реакции организма наВведение

контрастного вещества. Если процедура связана с относительно высокой дозой облучения, то условия радиационной безопасности и величина риска от облучения должны быть разъяснены пациенту. На наш взгляд, следовало бы выпустить справочник по лучевой диагностике для массового читателя. Сходные сведения могут также предоставляться гражданам на магнитных дисках для просмотра на персональном компьютере. Мы полагаем, что в каждом информационном листке целесообразно указать название медицинского учреждения, его адрес, телефон, факс и адрес электронной почты радиологического отделения, фамилию и ученую степень (звание) его руководителя.

Прием пациента в отделении лучевой диагностики
Прием должен быть построен таким образом, чтобы больным не приходилось долго ожидать вызова на исследование. Необходимо избегать скопления пациентов не вызывать одновременно много больных, особенно тяжелых. По возможности целесообразно разграничить холлы ожидания для амбулаторных пациентов, для больных из стационара, для детей. При других равных условиях в первую очередь должны обслуживаться больные на каталках и колясках, душевнобольные, дети, больные с кровотечениями, острой болью, высокой температурой. Рентгенолаборант должен периодически наблюдать за больными в ожидальной. К сожалению, иногда пациентам приходится ожидать вызова в коридоре вблизи кабинета. Но при явке пациента его должен встретить сотрудник отделения, разместить его и сообщить о вероятном сроке ожидания. Комнаты ожидания должны быть теплыми, с удобными креслами или стульями. В холле может быть монитор, на котором появляется вызов очередного пациента. Но лучше если приглашение осуществляет сотрудник кабинета, который при необходимости помогает пациенту пройти в кабинет. Двери в кабинет должны свободно пропускать носилки, каталку, креслокаталку для инвалида, каталки со съемными деками, реанимационную кровать, детскую кроватку вместе с приспособлением для ее переноски.
Пациент в кабинете и в процедурной комнате
В отделении лучевой диагностики должен поддерживаться образцовый порядок. Облик отделения должен успокаивать пациента, вызывать у него ощущение комфорта, а не чувство боязни или опасности (особенно у детей). Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов четко определены утвержденными Минздравом положениями. У входа в кабинет должно быть световое табло “Не входить” белокрасного цвета, автоматически загорающееся при включении рентгеновского аппарата. Помещения с устройствами, предназначенными для хранения радиоактивных препаратов и работы с ними, должны иметь знак радиационной опасности. В полном порядке должно быть вентиляционное и противопожарное оборудование. Относительная влажность воз духа поддерживается в пределах 40–60%. Рентгеновский кабинет для обще диагностических исследований включает процедурную, комнату управления, кабину для раздевания, кабину с кушеткой, уборную с умывальником для больных, комнату врача, фотолабораторию. Могут иметься также комната для приготовления бариевой взвеси, комната для АРМ. В кабинетах с большой пропуск ной способностью и в кабинетах для компьютерной томографии предусматривают две кабины для раздевания. Категорически запрещается курение. Рентгенлаборант должен быть в свежей отглаженной больничной форме, иметь на халате значок с указанием фамилии, имени и отчества и должностного положения, проявлять заботу и внимательность к пациенту и разговаривать с ним только “на вы”. Особые требования к организации работы и охране психики больных предъявляются при интервенционных радиологических вмешательствах. Они близки к условиям проведения хирургических операций, которые были по дробно изложены в книге патриарха отечественной хирургии Н.Н. Петрова “Вопросы хи рургической деонтологии”. Каждое лучевое исследование – это творче кий процесс, в котором неразрывно связаны клиническое мышление, опыт и искусство рентгенлаборанта. Необходим индивидуальный подход к каждому пациенту с учетом его возраста, анамнеза, характера болезни, культурного уровня. Чрезвычайно важен деловой контакт с пациентом. В обстановке современной сложной радиологической техники нельзя допустить, чтобы система “ врач–аппарат–больной” заслонила систему “врач–больной”. Когда пациент входит в кабинет один или в сопровождении – лично я встаю и здороваюсь, называя его по имени и отчеству, а затем представляюсь ему как рентгенлаборант, который проведет исследование. Я приглашаю пациента сесть и провожу с ним краткую беседу. Ее содержание зависит от того, познакомился ли я предварительно с данными анамнеза по истории болезни или амбулаторной карте

Нарушение врачебной этики является частой причиной возникновения конфликтов. Последнее время этот вопрос все чаще поднимается на федеральном уровне. В 2012 году Президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль предложил создать Кодекс профессиональной этики врача, ориентируясь на французский аналог подобного документа.Главные вопросыданного проекта - внимание к пациентам и защита интересов врачей. Согласно Кодексу, положения документа являются “обязательными для врачей, выполняющих свои профессиональные функции, а также для студентов высших медицинских учебных заведений”.

Кодекс этики Ульяновской области устанавливает правила, предусматривающие этические ценности и правила служебного поведения медицинских работников. Правила базируются на основных этических принципах:

1) Добросовестность (отсутствие злоупотребления своими должностными полномочиями);

2) Профессионализм (соблюдение принятых профессиональных стандартов);

3) Репутация (поддержание положительной репутации региона);

4) Открытость (получение полных и достоверных сведений);

5) Конфиденциальность (обеспечение сохранности информации);

6) Эффективность, сплоченность (коллективная работа, направленная на достижение высоких результатов);

7) Уважение (уважительное отношение, отсутствие дискриминации);

8) Ответственность (осознание ответственности за принятые профессиональные решения).

Действие настоящего Кодекса направлено на достижение социального благополучия региона.

Во многих регионах России действуют комитеты по этике, занимающиеся решением спорных вопросов. Приоритетные проблемы данных комитетов – проверка и контроль выполнения этических норм медицинскими и фармацевтическими работниками. Комитет на безвозмездной основе осуществляет этическую экспертизу.

Взаимоотношения врача и пациента – основная проблема медицинской этики. Врач обязан оказывать качественную и безопасную помощь. Врачебная этика охватывает не только вопросы, касающиеся отношений врач-больной, но и определяет норму поведения врача. При оказании медицинской помощи врач должен руководствоваться исключительно интересами пациента.

Сложность в разрешении этических споров заключается в том, что невозможно регламентировать все виды отношения врача и пациента. В первую очередь это проблемы доверия пациента, слаженной работы медицинских сотрудников, внимательное отношение врача.

Современные условия требуют от медицинских работников соблюдения действующих этических норм. Необходимо осуществлять профессионально-нравственные ориентации для формирования этических ценностей поведения медицинских работников. Периодическое напоминание медицинскому персоналу о существовании подобных правилсохраняет в коллективе приверженность к основам этики.

Медицинская деонтология - это совокупность этических норм выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей.

Отношения медицинского работника и больного базируются на следующих принципах:

1. Любому работнику медицинской сферы должны быть присущи такие качества, как сострадание, доброта, чуткость и отзывчивость, заботливость и внимательное отношение к больному.

2. Медицинский работник в отношении к больным должен быть корректным, внимательным, однако он не должен допускать панибратства.

3.Медицинский работник должен быть специалистом высокой квалификации, всесторонне грамотным. Сейчас больные читают медицинскую литературу, особенно по своей болезни. Врач и медицинская сестра должны в такой ситуации профессионально и деликатно общаться с больным.

4. Большое значение имеет слово, что подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта, умение поднять больному настроение, не ранить его не­осторожным высказыванием.

5. Особое значение в медицинской профессии приобретают такие общечеловеческие нормы общения, как умение уважать и внимательно выслушать собеседника, продемонстрировать заин­тересованность в содержании беседы и мнении больного, правильное и доступное построение речи.

6. Немаловажен и внешний опрятный вид медицинского персонала: чистые халат и шапочка, ак­куратная сменная обувь, ухоженные руки с коротко остриженными ногтями.

7. Необходимо всегда по­мнить, что медику недопустимо без меры использовать парфюмерные и косметические средства. Сильные и резкие запахи могут вызвать нежелательные реакции: от нервного раздражения больно­го и различных проявлений у него аллергии до острого приступа бронхиальной астмы.

8. Тактика медицинского работника, его поведение всегда должны строиться в зависимости от характера больного, уровня его культуры, тяжести заболевания, особенностями психики. С мнительными больными необходимо обладать терпением; все больные нуждаются в утешении, но в то же время в твердой уверенности врача в возможность излечения. Важнейшей задачей медицинского работника является необходимость добиться доверия больного и неосторожным словом и действием не подорвать его в последующем.

Отношения медицинского работника с родственниками больного

Взаимоотношения медицинского работника с родственниками самая сложная проблема медицинской деонтологии. Если заболевание обычное и лечение идет хорошо допустима полная откровенность. При наличии осложнений допустим корректный разговор с ближайшими родственниками.

Отношения между медицинскими работниками предусматривают выполнения следующих правил.

1. Работа в отделении или в стационаре должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация, то есть служебное подчинение младшего по должности - старшему.

2. Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая их авторитета.

Если во время манипуляции медицинский работник сталкивается с непредвиденной ситуацией, техническими сложностями, аномалией развития, то он должен советоваться, вызвать старшего коллегу, при необходимости попросить его участие в дальнейшем ходе действий.

Взаимоотношения врачей со средним и младшим медицинским персоналом должно быть демократичным - они знают и слышат все.

Взаимоотношения медицинского работника и общества

Общий статус медицинского работника, особенность выполняемой им работы, требует высокой культуры и интеллигентности. Высокая культура медицинского работника неразрывно связано с чистотой его нравственного облика. Не будет хорошим врачом тот, кто не является хорошим человеком, человеком, который благожелательно относится к окружающим людям, понимает их горести и радости, в случаи нужды с готовностью помогает им словом и делом.

Младший медицинский персонал фото

Работу любого медицинского учреждения невозможно представить без деятельности представителей младшего медицинского персонала. Именно эти люди обеспечивают чистоту в больницах и поликлиниках, следуя современным санитарно-эпидемиологическим нормам. Младший медперсонал постоянно оказывает помощь врачам и медицинским сёстрам, без которой слаженная и правильная работа больницы или поликлиники была бы фактически невозможной.

Обязанности младшего медицинского персонала

К младшему медперсоналу относят:

  • младших медицинских сестёр;
  • сестёр-хозяек;
  • санитарок.

Главная обязанность младшей медсестры – это уход за пациентами. Также она имеет право проводить транспортировку больных. Деятельность сестры-хозяйки предусматривает бытовые вопросы и контроль работы санитарок в отделении. Самой младшей должностью является санитарка, которая может одновременно выполнять работу уборщицы и буфетчицы, участвуя в раздаче пищи пациентам.

Обязанности младшего медицинского персонала изображение

В целом, обязанности младшего медперсонала включают:

  • ежедневную влажную уборку;
  • санитарную обработку пациентов и уход за ними;
  • помощь постовым медсёстрам при выполнении простых манипуляций;
  • транспортировку пациентов и их сопровождение.

Требования к младшему медицинскому персоналу

В новых документах профессиональных стандартов предусмотрен ряд требований, предъявляемых к младшему медицинскому персоналу. Например, раньше, когда такой профессиональный стандарт отсутствовал, возникал вопрос, как обозначать его в штатном расписании, когда речь идёт о санитарке или младшей медсестре. Сейчас эти две должности формально разделены и отличаются друг от друга согласно определённым функциям:

  • санитарка занимается перемещением медицинских отходов, уборкой, обработкой уборочного инвентаря и ухаживает за телами умерших;
  • младшая медсестра ухаживает за больными.

Согласно новым профессиональным стандартам, младший медицинский персонал должен не только проходить рядовую подготовку перед выходом на работу, но и обучаться по специальным программам, без которых допуск до работы невозможен.

младший медперсонал требования

Образовательная программа содержит следующие разделы:

  • организация процесса уборки;
  • инструменты, техника, оборудование, применяемые в клининговом процессе;
  • технологии чистки разных видов поверхностей, особенности ухода за ними;
  • комплексная уборка помещения;
  • химические чистящие средства и средства для дезинфекции;
  • оценка качества уборки;
  • документооборот в клининге;
  • основы управления службой уборки;
  • техника безопасности и охрана труда;
  • законодательные и правовые нормы, регулирующие работу сотрудника клининговой организации.

Этика и деонтология младшего медицинского персонала

Младший медицинский персонал обязан соблюдать следующие правила медицинской этики и деонтологии:

Зарплата младшего медицинского персонала

В зависимости от города, страны или региона зарплата младшего медицинского персонала может колебаться от 12 000 до 38 000 рублей. Следует учитывать должность работника, его стаж и возможные льготы.

Читайте также: