Меценатство как социокультурное явление серебряный век кратко

Обновлено: 30.06.2024

Кто такой меценат?
• Меценат — лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной
основе развитию науки и искусства, оказывающее им финансовую
помощь из личных средств. Название происходит от имени знатного
римлянина, из древнего этрусского рода Цильниев, Гая Цильния
Мецената, который был покровителем поэтов и художников, искусств
при императоре Августе.
Гай Цильний Меценат
( 70 до н.э. – 8 до н.э.)

Предпосылки периода расцвета российского
меценатства
• Социальные реформы 1860-1880-х годов, приведшие к
изменениям в социальном строе России второй
половины19 века.
• Промышленный переворот и появление нового
социального класса состоятельных промышленников буржуазии

Причины, по которым среди
предпринимателей было распространено
меценатство
• Заинтересованность предпринимателей в
квалифицированном персонале, что стимулировало их
поддерживать развитие образования
• Влияние религиозных идей и моралей в купеческой среде.
• Низкий социальный статус нового для России класса
буржуазии

Основные направления меценатской
деятельности
• Финансирование и поддержка образовательных
учреждений
• Организация выставок и просветительских мероприятий
• Покровительство деятелям культуры
• Строительство и содержание различных культурных
учреждений, а также архитектурных памятников за свой
счет
• Собирание и коллекционирование культурных ценностей.

Абрамцевский художественный кружок
• Валентин Серов
• Виктор Васнецов
• Михаил Врубель
• Константин Коровин
• Василий Поленов

Павел Михайлович Третьяков
(1832 – 1898)
• 1856 – Третьяков начинает собирать свою частную коллекцию
• 1860 – Третьяков завещает свою коллекцию Москве
• 1882 – Выставка коллекции Третьякова открыто для всех
• 1892 – Передача Третьяковской галереи городу

Роль меценатства в истории России и
российского общества
• Содействие развитию культуры
• Сближение высокой и массовой народной культур
• Формирование общественной и исторической памяти
• Формирования социального сознания членов российского
общества

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Идеи и формы отечественной культуры оказали большое влияние на мировую культуру ХХ века, однако, сама Россия не смогла в полной мере воспользоваться этими достижениями, и лишь на пороге нового тысячелетия она в полной мере открывает для себя эту сокровищницу духа, дающую возможность лучше понять свою историю, специфику и не ошибиться в выборе путей в XXI века.

Следовательно это будет являться актуальностью нашей работы.

Цель исследования – рассмотреть зарождение культуры серебряного века и меценатства.

1. Проанализировать литературу по теме исследования.

2. Изучить историю зарождения культуры серебряного века.

3. Определит понятие меценаты.

Серебряный век - это период в истории русской культуры с 1890-х гг. по начало 1920-х гг.

И символизм, и акмеизм, и футуризм – это литературные течения, относящиеся к модернизму. Относительное единство в литературе серебряного века придаёт система образов, созданная символистами и унаследованная от символизма.[2. c . 337.].

Серебряный век - это время переходной культуры. Такие периоды в истории всегда сложны и противоречивы. Традиционная, классическая, знакомая и привычная культура прошлого сменяется новой, непривычной, часто непонятной и даже вызывающей негативную реакцию. Это закономерно: в сознании общества смена типов культур происходит достаточно болезненно. Сложность ситуации во многом определяется изменением ценностных ориентиров, идеалов и норм духовной культуры.

В России такой переход происходил в сложных, драматических условиях. Послереформенная Россия двигалась к новым формам экономических отношений, происходили крупные социальные сдвиги, широко шел процесс маргинализации. Российская интеллигенция испытывала серьезные трудности в теоретическом осмыслении происходящих изменений.

В нем можно выделить этапы:

а) 90-е годы XIX века - начало первой русской революции 1905 - 1907 годы - происходит поворот от реакции 80-х годов к общественному подъему, сопровождавшемуся новыми явлениями в культуре;

б) 1905 - 1907 годы, когда важнейшим фактором культурного процесса стала революция;

в) 1907 - 1917 годы - время острой идейно-художественной борьбы и во многом пересмотра традиционных ценностей;

Важнейшим событием общественно-культурной жизни России в конце XIX в. было открытие в Москве художественного театра в 1898 г., основанного К. С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. В творчестве композиторов молодого поколения на рубеже XX в. наблюдался отход от социальной проблематики, усиление интереса к философско-этическим проблемам. Наиболее полное выражение это нашло в творчестве гениального пианиста и дирижера, выдающегося композитора С. В. Рахманинова; в эмоционально напряженной, с резкими чертами модернизма музыке А.Н. Скрябина; в произведениях И.Ф. Стравинского, в которых гармонично сочетались интерес к фольклору и самые современные музыкальные формы.[1].

Серебряный век – значительный и результативный отрезок времени в истории русской культуры. Эпоха коротка: неполные 30 лет, но по своей насыщенности это яркий, самостоятельный и самодостаточный период.

Таким образом, русская культура конца XIX - начала XX в. развивалась на традиционной народной почве. В ее основу легли идеи независимости, поиска добра и справедливости.

В России XIX века одной из важных черт делового мира была идея меценатства – служения богатства милосердию и просвещению. Меценатами называли богатых людей, которые покровительствовали ученым, художникам, театрам, больницам, храмам и учебным заведениям.

В царской России было несколько видов меценатства. Например, был один или несколько меценатов которые могли выделять деньги на содержание деятелям культуры или даже целым учреждениям (К. Станиславский С. Морозов). Так же был популярен и другой тип меценатов – коллекционеры. Они покупали произведения искусства и культуры которые не пользовались спросом на тот момент составляли из них коллекции и передавали их в музеи. Это известные братья Третьяковы Михаил и Иван Морозов и многие другие.

Одним из наиболее известных меценатов России был Савва Мамонтов, происходивший из старинного купеческого рода. Благодаря ему построили одну из первых железных дорог на территории России, соединившую Сергиев Посад с Москвой. Также Мамонтов часто принимал у себя художников, которых он поддерживал, заказывая у них дорогие работы. Меценатство Мамонтова распространялось и на музыку – именно он учредил Частную русскую оперу. В Частной русской опере пел легендарный Федор Шаляпин, талант которого впервые открыли в этом музыкальном учреждении. При его содействии были созданы художественные мастерские, развивавшие традиции народного творчества.[5].

Еще одним меценатом XIX века являлся Савва Морозов, оказывающий материальную поддержку больницам, приютам, культурным заведениям и нуждающимся студентам. Не отставал от него и Павел Третьяков, основавший Третьяковскую галерею, собравший огромную коллекцию русских картин и опекавший Арнольдовское училище глухонемых детей. Кроме того, Третьяков вносил крупные пожертвования семьям солдат, погибших во время русско-турецких и Крымской войн.

Алексей Петрович Бахрушин (1853-1904) собирал старинные вещи и книги, собрание которых после его смерти было оценено в 140 тысяч рублей. По его завещанию вся коллекция книг поступила в Румянцевский музей, а предметы старины - в Императорский Исторический музей (сегодня Государственный Исторический музей), где было два зала его имени.

Купцы братья Третьяковы, Павел Михайлович (1832–1898) и Сергей Михайлович (1834–1892). Пожертвовали более 3 миллионов. Владельцы Большой Костромской льняной мануфактуры. Павел в 28 лет решил завещать свой капитал на создание галереи русского искусства. Галерея Павла Третьякова целиком досталась Москве (на 2 миллиона картин плюс недвижимость) вкупе с собранием Сергея Третьякова (коллекция небольшая, всего 84 картины, но оценивалась в сумму более полумиллиона).

Династия Демидовых оставила заметный след в истории россий­ской культуры, повлияв существенным образом на развитие про­мышленности, науки, образования и просвещения. Демидовы вели ши­рокую меценатскую и благотворительскую деятельность, содейство­вали развитию специального и общего образования. Одним из памят­ников демидовских деяний является Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского РАН - наследник первого в Москве музея Натуральной истории.

Прокофий Демидов (1710-1786), действительный статский совет­ник, владелец Невьянских заводов на Урале. Крупный меценат, осно­ватель первого в России Коммерческого училища, учредитель в Мос­ковском университете стипендий - Демидовские пенсии: В 1779 г. им было передано Университету 20 тыс. руб. серебром. На проценты с этого капитала содержалось 6 студентов из малообеспеченных семей.

Никита Демидов (1724-1789), статский советник, владелец Ниж­нетагильских заводов. Почетный член Вольного Экономического обще­ства и Академии художеств, кавалер ордена св. Анны I степени и св. Станислава I степени, меценат. В 1781 г. пожертвовал на сооруже­ние нового каменного здания университета в Москве 5 500 листов черного аршинного и 800 пудов связного железа для укрепления стен. [4].

Каждый коллекционер был предан своему кругу увлечений, собирал приглянувшиеся ему свидетельства былых времен, произведения художников, как умел, их систематизировал, иногда исследовал и публиковал. Но последствия этой стихийной деятельности оказались в итоге грандиозными: ведь все фонды музеев дореволюционной России были составлены не столько из отдельных предметов, сколько именно из собраний, скрупулезно подобранных, увековеченных. Сделав большой вклад в создание русского культурного наследия, они увековечили свои имена.

Серебряный век провозгласил новое божество – культ красоты, культ самоценного и самодовлеющего искусства. Во всех сферах искусства – резкий разрыв с традицией и интенсивный процесс обновления художественного языка.

В этом вопросе неоценимую помощь русской культуре оказали меценаты. Всеми богатствами, которыми владеют наши музеи, самим поступательным движением музейного дела в России, поисками, открытиями мы обязаны им - энтузиастам, собирателям, меценатам.

Мы смогли раскрыть вопросы развития культуры Серебряного века, рассмотреть отдельных меценатов и благодетелей, их вклад в историю и культуру.

2. ГоркинаА.П.Литератураиязык.Современнаяиллюстрированнаяэнциклопедия. —М.:Росмэн.2006. - 984 с.

3. Кадыров А.М. Культурология. Мировая и отечественная культура: учебное пособие/ - М:Уфа. 2011- 532

Кто такой меценат?
• Меценат — лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной
основе развитию науки и искусства, оказывающее им финансовую
помощь из личных средств. Название происходит от имени знатного
римлянина, из древнего этрусского рода Цильниев, Гая Цильния
Мецената, который был покровителем поэтов и художников, искусств
при императоре Августе.
Гай Цильний Меценат
( 70 до н.э. – 8 до н.э.)

Предпосылки периода расцвета российского
меценатства
• Социальные реформы 1860-1880-х годов, приведшие к
изменениям в социальном строе России второй
половины19 века.
• Промышленный переворот и появление нового
социального класса состоятельных промышленников буржуазии

Причины, по которым среди
предпринимателей было распространено
меценатство
• Заинтересованность предпринимателей в
квалифицированном персонале, что стимулировало их
поддерживать развитие образования
• Влияние религиозных идей и моралей в купеческой среде.
• Низкий социальный статус нового для России класса
буржуазии

Основные направления меценатской
деятельности
• Финансирование и поддержка образовательных
учреждений
• Организация выставок и просветительских мероприятий
• Покровительство деятелям культуры
• Строительство и содержание различных культурных
учреждений, а также архитектурных памятников за свой
счет
• Собирание и коллекционирование культурных ценностей.

Абрамцевский художественный кружок
• Валентин Серов
• Виктор Васнецов
• Михаил Врубель
• Константин Коровин
• Василий Поленов

Павел Михайлович Третьяков
(1832 – 1898)
• 1856 – Третьяков начинает собирать свою частную коллекцию
• 1860 – Третьяков завещает свою коллекцию Москве
• 1882 – Выставка коллекции Третьякова открыто для всех
• 1892 – Передача Третьяковской галереи городу

Роль меценатства в истории России и
российского общества
• Содействие развитию культуры
• Сближение высокой и массовой народной культур
• Формирование общественной и исторической памяти
• Формирования социального сознания членов российского
общества



Ошибка 404. Запрашиваемая страница не может быть найдена.
Эта страница может быть перемещена или больше не существует.
Попробуйте воспользоваться поиском.


Разработка сайта

Читайте также: