Матрица проекта в доу

Обновлено: 05.07.2024

Суть метода матриц состоит в том, что мыслительные операции осуществляются с помощью таблицы, в которой по вертикали и горизонтали выставляются какие- либо показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности. Морфологическая таблица может выглядеть в виде матриц

Оценить 907 0

Что такое матрицы?

Большой энциклопедический словарь дает следующее определение матрицы:

Матрица в математике - это прямоугольная таблица каких- либо элементов (чисел, математических выражений), состоящая из строк и столбцов. Над матрицей можно производить действия по правилам матричной алгебры.

Толковый словарь Ожегова сообщает, что

Матрица – это таблица каких-нибудь математических элементов, состоящая из строк и столбцов.

Автор морфологического анализа, частью которого является метод матриц - швейцарский астрофизик Фриц Цвикки.

Суть метода матриц состоит в том, что мыслительные операции осуществляются с помощью таблицы, в которой по вертикали и горизонтали выставляются какие- либо показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности. Морфологическая таблица может выглядеть в виде матриц.

Работу с матрицами можно начинать с 3- летнего возраста, постепенно увеличивая количество рассматриваемых объектов и их признаков

Работа основана на зрительном восприятии волшебной дорожки (дорожек). Для обозначения показателей используются картинки – схемы объектов. Постепенно работа с морфологическими таблицами усложняется: вводятся новые показатели, увеличивается их количество. Так как малыши еще не умеют читать, очень хорошо использовать моделирование для обозначения необходимых элементов или использовать предметные картинки.

К середине средней группы детям предлагаются морфологические таблицы без готового объекта: в верхней строке указываются несколько признаков, в столбцах располагаются их значения. Работа над такой таблицей разделена на несколько этапов.

На первом этапе детям предлагается незаполненная матрица с заданными признаками – форма, количество, цвет и нарисованный объект из геометрических фигур.

Дети раскрашивают свой шаблон любыми выбранными цветами (либо выкладывают из геом.фигур), затем заполняют прилагаемую к нему таблицу выбранными цветами для каждой геометрической фигуры, анализируя свою работу.

Навтором этапе детям предлагается одна из заполненных матриц и нераскрашенный объект из геометрических фигур. Дети анализируют предлагаемую таблицу и раскрашивают свой объект уже по заданным параметрам.

На третьем этапе таблица предлагается детям без шаблона для раскрашивания. Дети создают свой объект, используя только описанные в таблице данные и своё воображение. При создании готового объекта можно использовать аппликацию, конструирование или рисование.

Дети 5 – 7 лет могут работать с неограниченным количеством вертикальных и горизонтальных показателей и строить воображаемые ситуации их взаимодействия, основываясь на зрительном восприятии морфологической таблицы и словесном обозначении этих показателей.

При объединении предметов (или отдельных признаков), расположенных на осях при их пересечении получаются новые реальные или фантастические объекты.

Заполнение матриц как раз способствует активизации работы двух полушарий.

Данный метод развивает умение систематизировать материал по нескольким параметрам, развивает аналитическое мышление, конструктивные умения, способности к моделированию и воображение.

7. Описание продукта, полученного в результате реализации проекта:

ü Наглядный материал; (презентации, фотоальбом, видеоролик)

ü Методический материал

ü Необходимые знания детей о Российской Армии;

ü Развитие способности детей отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, изо деятельности, пении, чтении стихотворений, составлении собственных рассказов;

ü Повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей.

9. Основные участники: Дети, педагоги и родители.

10. Интеграция образовательных областей.

На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Развивать диалогическую форму речи.

Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций;

Закрепить умение действовать по сигналу. Упражнять в равновесии, умении метать в цель, быть метким и ловким, быстрым и выносливым. Обеспечивать оптимальную двигательную активность в процессе образовательной деятельности.Развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.

Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.

Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы.

Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания.

Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни.

Формировать умение сообщать о своём самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения.

Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Закрепить умение рисовать фигуру человека, передавая характерные особенности костюма, позы. Закреплено умение располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно. Закрепить умение обводить и раскрашивать в одном направлении.Закрепить приём сглаживания поверхности, развить мелкую моторику рук. Развивать чувство формы, пропорций, способности в продуктивной деятельности (создание танка).Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).

Подводить детей к восприятию произведений искусства. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства), подводить к различению видов искусства через художественный образ.

Готовить детей к посещению кукольного театра, выставки детских работ и т. Д

Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трёхгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание),

использовать в постройках детали разного цвета.

Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий детей.

Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

11. Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта

12. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

Наличие ИКТ и ТСО.Наглядный материал, дидактические игры, атрибуты для сюжетно ролевых игр, конструктор, пособия для подвижных игр, театрализованные игры.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МДОУ № 4 г. Макеевка

Используемые методики и технологии:

Состав проектной группы

Мини проект может укладываться в одно занятие

Моно проект

проходит в рамках одной узкой проблемы

По продолжительности: краткосрочный (1-7 дней), долгосрочный (от 1 месяца и более),

Гипер проект

По составу участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

По направлению деятельности участников:

исследовательский проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы

информационный проект, главной целью которого является: собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать, обобщить наблюдаемые факты

творческий проект,центром которого является творческий продукт, результат самореализации участников проектной группы, классифицируется

по преобладающему мотиву (выражение субъективного отношения, доставление радости, оказание помощи, совместное творчество или деятельность)

По доминирующему виду творчества (игровое, изобразительное, конструктивное, художественно речевое, художественно-оформительское, театральное, музыкальное)

По форме представления результата

(панно, конструкция, спектакль, декорация, мультфильм, концерт, праздник, презентация).

Ролевой проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, структура, форма и результаты остаются

открытыми до самого конца.

исследовательское-творческие : дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

информационно-практико-ориентированные : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы,

Практико-ориентированный проект – основная цель- изготовление средства, пригодного для разрешения какой -либо социальной проблемы прикладного

По предметной деятельности

Социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта: противоречие между потребностью и возможностью ее удовлетворения, недостаток информации.

Модель желаемого конечного педагогического результата.

Это выбор путей и средств для достижения цели. Определите дидактические цели и методические задачи, связанные с формированием у учащихся определенных знаний, умений и навыков, овладение которыми будет оцениваться в ходе выполнения проекта.

младший дошкольный возраст

старший дошкольный возраст

Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога;

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации

(вместе с педагогом);

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности

пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;

приобщать детей к процессу познания;

формировать различные представления;

привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

побуждать детей к совместной поисковой деятельности,

Совершенствование психических процессов:

формирование эмоциональной заинтересованности;

знакомство с предметами и действиями с ними;

развитие мышления и воображения;

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

осознание поставленной цели;

овладение различными способами решения поставленных задач;

способность предвосхитить результат, основываясь на своѐм прошлом

поиск различных средств достижения цели.

Образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие:

Формирование личностного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению ) моральных норм;

формирование доброжелательных взаимоотношений между детьми.

Развитие речи:

Расширение и активизирование словарного запаса детей;

четкое произношение слов и коротких фраз;

развитие диалогической формы речи;

обогащение представлений о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте

Физическое развитие:

стимулирование естественного процесса развития двигательных

способностей и качеств;

формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своѐм здоровье социальное развитие:

формирование способов общения

Познавательное развитие:

обогащение и расширение представлений об окружающем мире;

расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;

сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проекты)

Художественно-эстетическое развитие:

развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам; овладение художественной деятельностью

Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению

поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение

конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельность

развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и

формировать обобщѐнные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

потребности в создании собственной картины мира;

навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

самостоятельно искать нужное решение;

выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его

самостоятельно анализировать полученные результаты.

Образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие:

развитие самопознания и положительной самооценки;

овладение способами внеситуативно-личностного общения;

высокий уровень коммуникативной компетентности;

осознание функций речи

Развитие речи

Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира

Развитие голосового аппарата;

Интонационная выразительность речи;

Совершенствование умения согласовывать слова в предложениях

Развитие умения поддерживать беседу

Физическое развитие:

развитие осознанного отношения к своему здоровью;

формирование потребности в здоровом образе жизни;

совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств

Познавательное развитие:

систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

развитие способностей к практическому и умственному

экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию,

Художественно-эстетическое развитие:

углублѐнное приобщение к искусству, многообразию худ.образов;

овладение различными видами худ.деятельности;

развитие способностей к эстетической оценке

Необходимые условия и оборудование, необходимые для выполнения проекта

Ресурсное обеспечение проекта

(планируемое время на реализацию по этапам)

Определение проблемы, темы, цели (зачем?) и сроки реализации

Анализ проблемы, составление алгоритма действий, определение источника информации, постановка задач и выбор критериев

оценки результатов, распределение ролей в команде и тд.

Выполнение проекта. Анализ выполнения проекта, достигнутых

результатов.

Участие в заранее намеченный срок в представлении продукта

проектной деятельности

Анализ выполнения проекта, объяснение полученных результатов,

их оценка. Что получилось? Получилось ли то, что хотелось?

Узнали ли мы что- то новое? Что нам понравилось больше всего ? Что нужно изменить в следующий раз?


Педсовет

Хороший лидер знает дорогу,
показывает дорогу и идет ею.
Роберт Фьюс

Целью управления матричными подразделениями в ДОУ является перевод внешних управленческих воздействий во внутренний план действий. Подобный процесс может осуществляться только на рефлексивной, мониторинговой основе.

Для организации деятельности педагогических матричных подразделений педагогов необходимы следующие управленческие действия:

  • создание нормативно-правовой базы;
  • определение содержания работы (план работы на текущий год);
  • организация деятельности матричных подразделений со стороны руководителя ДОУ, старшего воспитателя и модератора каждого матричного подразделения.

Нормативно-правовой базой для организации деятельности педагогических матричных подразделений (ПМП) является:

  • приказ заведующего на создание ПМП;
  • положения ПМП;
  • план работы ПМП на текущий год;
  • протоколы заседаний ПМП;

Управление ПМП осуществляется по следующим направлениям:

  • Определение общих затруднений.
  • Формирование целостного образа проблемного поля ПМП.
  • Актуализация коллективного опыта.
  • Создание условий для перестройки опыта в соответствии с выявленными проблемами.
  • Анализ причин появления затруднений.
  • Формирование мотивации к непрерывному взаимоанализу.
  • Коллективное обсуждение достигнутых результатов.
  • Расширение применения имеющегося опыта в новых ситуациях.

Каждое ПМП (методическое объединение)) является самостоятельным звеном методической работы и субъектом управления внутри ДОУ. Решение о создании ПМП принимается на педагогическом совете и утверждается заведующей ДОУ.

ПМП возглавляет один из ее членов (модератор ПМП).

Состав ПМП-группы может изменяться по усмотрению администрации ДОУ.

При необходимости Инициативная, Проектная и Творческая группы могут объединяться.

Заседания ПМП проводятся по мере необходимости, на заседаниях ведется протокол, который оформляетсямодератором ПМП. Обсуждаемые вопросы фиксируются в форме протоколов, с использованием аналитических таблиц, диаграмм, выводов и обобщений, а также рекомендации педагогам ДОУ.

Анализ деятельности ПМП представляется на педсоветах и других методических мероприятиях.

Личностно-ориентированной позиции педагога способствует наличие в ДОУ рефлексивно-инновационной среды, которая организуется через составление педагогических матриц.

Педагогические матрицы применяются при подготовке педагогического коллектива к аналитической деятельности по реализации различных приоритетных направлений работы ДОУ на учебный год, а так же являются инструментом самообразования педагога. Они представляются в форме таблицы, содержащие озаглавленные ячейки, которые нужно заполнить соответствующим информационным материалом, полученного в результате анализа (исследования) конкретной проблемы.

Один раз в полугодие каждый член ПМП (Инициативной, Проектной, Творческой групп) заполняет подготовленную старшим воспитателем педагогическую матрицу, а модератор ПМП на основе заполненных педагогических матриц членами конкретного ПМП делает сводную таблицу, которую представляет на различных методических мероприятиях.

Педагогические матричные подразделения в методической работе ДОУ

Инициативная группа объединяет педагогов первой и высшей квалификационной категории для осуществления научно-методической, опытно-экспериментальной, контрольно-диагностической, аналитической и инновационной деятельности при решении годовых задач. Вся работа Инициативной группы направлена на планирование, корректировку и реализацию годового плана ДОУ. Члены Инициативной группы входят в состав аттестационной и экспертной комиссии при аттестации педагогических работников внутри ДОУ.

Проектная группа объединяет педагогов, выдвигающих педагогическую инициативу при реализации различных проектов в деятельность ДОУ.

Проектная группа создана с целью планирования и реализации различных проектов в деятельность ДОУ согласно годовому плану, а также оказания методической помощи педагогам при разработке и реализации педагогических проектов.

Творческая группа объединяет педагогов, реализующих творческий подход к организации методической и воспитательно-образовательной работы в целом, способных творчески мыслить и внедрять инновационные педагогические технологии творческого характера в педагогическую практику ДОУ.

Творческая группа создана с целью осуществления творческого подхода к организации педагогического процесса, а также внедрения творческих инициатив в методическую работу в ДОУ.

Модераторы всех ПМП представляют собой Координационный Совет ДОУ.

ПОЛОЖЕНИЕ

О создании Творческой группы как педагогического матричного подразделения методической службы в ДОУ

1. Общие положения

1.1. Творческая группа объединяет педагогов, реализующих творческий подход к организации методической и воспитательно-образовательной работы в целом, способных творчески мыслить и внедрять инновационные педагогические технологии творческого характера в педагогическую практику ДОУ.

1.2. Творческая группа создана с целью осуществления творческого подхода к организации педагогического процесса, а также внедрения творческих инициатив в методическую работу ДОУ.

1.3. Творческая группа является самостоятельным звеном методической работы в ДОУ.

1.4. Решение о создании Творческой группы принимается на педагогическом совете и утверждается заведующей ДОУ.

2.1. Оказание помощи в организации и проведении детских праздников, досугов, развлечений согласно годовому плану ДОУ.

2.2. Планирование и проведение творческих мероприятий в ДОУ.

2.3. Оказание методической помощи педагогам при организации творческих мероприятий.

2.4. Подведение итогов и анализ проведения творческих выставок и конкурсов согласно годовому плану ДОУ.

2.5. Обобщение и трансляция опыта работы в рамках творческого подхода к методической, педагогической и воспитательно-образовательной деятельности ДОУ.

3. Организация работы

3.1. Состав Творческой группы может изменяться по усмотрению администрации ДОУ.

3.2.Группу возглавляет модератор (один из ее членов).

3.3. Вся работа Творческой группы направлена на планирование, реализацию, оценку и анализ творческой деятельности в ДОУ.

3.4. При необходимости Инициативная, Проектная и Творческая группы могут объединяться.

3.5. Заседания Творческой группы проводятся по мере необходимости.

4. Документация и отчетность

4.1. На заседаниях Творческой группы ведется протокол, который оформляется руководителем группы.

4.2. Анализ деятельности Творческой группы представляется на педсоветах и других методических мероприятиях.

ПОЛОЖЕНИЕ

О создании Проектной группы как педагогического матричного подразделения методической службы ДОУ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет условия реализации проектного метода как инновационного в практике ДОУ.

1.2. Проектная группа объединяет педагогов, выдвигающих педагогическую инициативу при реализации различных проектов в деятельность ДОУ.

1.3. Проектная группа создана с целью планирования и реализации различных проектов в деятельность ДОУ согласно годовому плану, а также оказания методической помощи педагогам при разработке и реализации педагогических проектов.

1.4. Проектная группа является самостоятельным звеном методической работы в ДОУ.

1.5. Решение о создании Проектной группы принимается на педагогическом совете и утверждается заведующей ДОУ.

2.1. Поддержка педагогических инициатив по внедрению различных проектов в деятельность ДОУ.

2.2. Разработка педагогических проектов, отраженных в годовом плане ДОУ.

2.3. Анализ состояния педагогического процесса в процессе реализации проектов.

2.4. Отслеживание результатов использования проектной деятельности в практике ДОУ.

2.5. Оказание методической помощи при обобщении и трансляции опыта работы ДОУ в рамках проектной деятельности.

3. Организация работы

3.1. Состав Проектной группы может изменяться по усмотрению администрации ДОУ

3.2. Проектную группу возглавляет модератор (один из ее членов).

3.3. Вся работа Проектной группы направлена на внедрение проектного метода в педагогическую практику ДОУ.

3.4. При необходимости Инициативная, Проектная и Творческая группы могут объединяться.

3.5. Заседания Проектной группы проводятся по мере необходимости.

4. Документация и отчетность

4.1. На заседаниях Проектной группы ведется протокол, который заполняется руководителем группы.

4.2. Анализ деятельности Проектной группы представляется на педсоветах и других методических мероприятиях.

ПОЛОЖЕНИЕ

О создании Инициативной группы как педагогического матричного подразделения методической службы в ДОУ

1. Общие положения

1.1. Инициативная группа объединяет педагогов первой и высшей квалификационной категории для осуществления научно-методической, опытно-экспериментальной, контрольно-диагностической, аналитической и инновационной деятельности при решении годовых задач.

1.2. Инициативная группа является самостоятельным звеном методической работы и субъектом управления внутри ДОУ.

1.3. Решение о создании Инициативной группы принимается на педагогическом совете и утверждается заведующей ДОУ.

2.1. Рассматривает, вырабатывает, оценивает важные предложения по развитию ДОУ, научно-методическому обеспечению педагогического процесса.

2.2. Организует разработку, экспертизу стратегических документов (Образовательной программы ДОУ, программы развития ДОУ, различных Положений, авторских и парциальных программ, учебных планов, годового плана работы ДОУ и т.д.), осуществляет систему мониторинга.

2.3.Разрабатывает и осуществляет методические мероприятия в соответствии с годовым планом работы ДОУ.

2.4. Обобщает результаты педагогической работы и пропагандирует их.

3. Организация работы

3.1. Состав Инициативной группы может изменяться по усмотрению администрации ДОУ.

3.2. Инициативную группу возглавляет модератор (один из ее членов).

3.3. Вся работа Инициативной группы направлена на планирование, корректировку и реализацию годового плана ДОУ.

3.4. Члены Инициативной группы входят в состав аттестационной и экспертной комиссии при аттестации педагогических работников внутри ДОУ.

3.5. При необходимости Инициативная, Проектная и Творческая группы могут объединяться.

3.6. Заседания Инициативной группы проводятся по мере необходимости.

4. Документация и отчетность

4.1. Обсуждаемые вопросы фиксируются в форме протоколов, с использованием аналитических таблиц, диаграмм, выводов и обобщений, а также рекомендации педагогам.

4.2. Аналитическая деятельность Инициативной группы представляется на педсоветах и других методических мероприятиях.

Читайте также: