Масленникова филиппенко экологические проекты в детском саду фгос
Обновлено: 07.07.2024
В настоящее время проблема состояния окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе всё больше внимания. Экологическое воспитание необходимое условие преодоление негативных последствий деятельности человечества на окружающую среду, а также является фактором формирования экологической культуры.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях[3, с. 3].
Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к природе, к себе и людям как к части природы[6, c. 17].
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, их приспособление к ней. Эти знания помогут ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам[4, с. 3].
Именно на этапе дошкольного детства дети получают базовые знания и эмоциональные впечатления о природе, у них формируются основы экологического сознания и начальные элементы экологической культуры. Воспитателями ДОУ реализуются различные формы работы с детьми по формированию экологической культуры : беседы, наблюдения, экологические игры, знакомство с произведениями художественной литературы и пр. Все вышеуказанные формы работы можно удачно сочетать, используя метод проектов, который на сегодняшний день, считается наиболее успешным решением задач воспитания экологической культуры дошкольников.
К организации проектирования требуется серьёзная подготовка. Проектная деятельность может осуществляться не зависимо от условий конкретного ДОУ, так как она даёт широкое пространство для творчества. Например, в любой местности можно встретить подходящие для наблюдения природные объекты: различные растения, насекомых, птиц, которые могут стать объектами проектной деятельности[1, с. 64].
Необходимо предоставлять детям свободу выбора. Они могут вносить свои предложения: осуществить наблюдения, нарисовать рисунки. В действиях детей должна проявляться индивидуальность. Недопустимо осуждение ребёнка, если тот что-то сделал неправильно. Это может привести к исчезновению интереса к работе. Дети не должны бояться ошибиться в процессе исследования. Экологически грамотное поведение может основываться на понимании, а не на запоминании.
Экологический проект – это способ формирования собственного опыта ребёнка, и развития его как личности. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом, и соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.
В работе с дошкольниками выделяют четыре этапа работы по проекту :
1. Подготовительный – воспитатель формулирует проблему и цель проекта, ставит задачи, определяет продукт проекта. Вводит детей в игровую и сюжетную ситуацию.
2. Практический. На этом этапе педагог помогает детям грамотно планировать деятельность детей, по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, и контролирует осуществление проекта.
3. Оценочно – рефлексивный. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
4. Презентационный – презентация детьми продуктов проекта родителям, презентация опыта работы воспитателям[2, c. 43].
Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения. Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку[5, c. 14].
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о ценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней. Участниками проекта являются дети, педагоги ДОУ, родители. Совместная проектная деятельность помогает родителям воспитанников, вовлечённых в неё, освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании детей, а также даёт возможность общения с детьми как с равноправными партнёрами. Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии, как проектная деятельность, поспособствовала развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи[1, c. 78].
Метод проектов является хорошим подспорьем для полноценного экологического воспитания дошкольников. И так как в современном мире экологические проблемы приобрели первостепенное значение, необходимо повышать уровень экологического образования и воспитания подрастающего поколения. Научить ребёнка проектированию с успехом может педагог, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства[3, с. 11].
В нашем детском саду составлен годовой план по экологическому образованию дошкольников с традиционными экологическими акциями, декадами и месячниками с целью расширения экологического кругозора дошкольников, вовлечение их в обсуждение актуальных экологических проблем современного мира, воспитание у них бережного отношения к природе и развитие творческих способностей детей. В зависимости от возраста детей, все темы проектов усложняются по содержанию, задачам и способам реализации.
Проект технологичен и при желании педагогов воспроизводим в условиях любого детского сада. Используя предполагаемую систему, каждый педагог сможет выстроить или сконцентрировать свой воспитательно – образовательный процесс (особенно его экологическое направление) достаточно эффективно.
Я считаю, что использование проектной деятельности с детьми дошкольного возраста в наше время очень актуально. Чтобы ребёнок стал любознательным и стремился получить новые знания сам, очень важно, чтобы в процессе его воспитания активно использовалась проектная деятельность.
1. Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников. / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Мозаика – Синтез, 2008. – 304с.
2. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ. / Е. С. Евдокимова. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 64с.
3. Масленникова, О. М., Филлиппенко, А. А. Экологические проекты в детском саду/ О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 232 с.
5. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание старших дошкольников. / Книга для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика – Синтез, 2005. – 96с.
Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста Опытно – экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста На сегодняшний день экологическая грамотность,.
Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка, и не превратить.
Изобразительная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста “Если любовь к природе и восторг перед ее красотой не приходят к человеку в детстве, не привиты ему, то они, как правило, уже совсем не.
Роль игры в экологическом воспитании дошкольников Роль игры в экологическом воспитании дошкольниковПрирода – единственная книга, каждая страница, которой полна глубокого содержания. И. В. Гёте.
Театрализованная деятельность в экологическом воспитании детей Театрализованная игра как один из видов игры является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного.
Взаимодействие семьи и ДОУ в экологическом воспитании дошкольников Экологическое воспитание – это, общение человека с природой, при котором человек находится в гармонии с природой, бережно и эмоционально.
Масленникова О.М.: Экологические проекты в детском саду
В пособии представлена авторская программа работы с дошкольниками разных возрастных групп по различным экологическим проектам с привлечением родителей. Содержание программы, конспектов занятий, наблюдений и экспериментально-исследовательских лабораторий в рамках совместной проектной деятельности детей и взрослых способствует развитию личности ребёнка в целом, воспитанию его экологического поведения в природе, правильного отношения к ней. Предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений, рекомендовано студентам педагогических училищ, колледжей и вузов.
Добавить комментарий
Чтобы оставить комментарий вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Главная цель экологического воспитания – воспитание гуманной социальной активности, творческой личности. Проект – это метод обучения. Он ориентирован на достижение цели самими детьми, и поэтому он уникален, так как формирует большое количество навыков и умений.
Проекты помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей, способствуют развитию творческих способностей, умению наблюдать, слушать, развивают мышление, умение обобщать и систематизировать полученные знания.
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_vosp_ekol_kultury_cherez_proekty.docx | 31.48 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Ф.И.О. педагога – Демина Галина Александровна
2. Образование – средне-педагогическое, 1 квалификационная категория.
4. Работа начата – 01.09.2020 г.
5. Предполагается закончить – 30.05.2021 г.
6. Начиная работу по теме самообразования, я поставила перед собой
Повышение собственного уровня знаний по теме "Проектная деятельность в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста".
1. Изучить научно-методическую литературу по данной теме.
2. Разработать перспективный план работы с детьми.
3. Создать предметно - развивающую среду в группе, использовать в работе ИКТ.
4. Разработать проекты с детьми и их родителями "Стань природе другом".
5. Выступление с докладом об опыте работы по самообразованию на пед. совете.
6. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
7. Обобщение опыта работы по теме самообразования. 8.Разработать консультации для организации воспитательно – образовательного процесса.
9. Применить эти разработки на практике.
Исходя из поставленных задач, мною была составлена программа самообразования:
I этап (информационно – ознакомительный)
- изучение научной, методической литературы.
- анализ и обобщение теоретических данных.
II этап (практический)
- внедрение в практику полученных теоретических знаний.
III этап (обобщающий)
- обобщение опыта работы по теме самообразования.
- создание консультаций и презентации для воспитателей.
- анализ результатов работы.
8. Актуальность темы:
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
9. В ходе изучения темы самообразования была проанализирована методическая литература :
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Издательство : Мозаика-Синтез, 2014г ФГОС
2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, 1973
4. Масленникова О. А., А. А. Филиппенко в соответствии с ФГОС ДО.
5. Михайлова Л. В. "Метод проектов в образовательной работе детского сада" Москва. "Просвещение" 2015 г ФГОС
7. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей.
8. Рыжова. Н. А. Наш дом природа.
9. Сластенин В. А. Педагогика. Учебное пособие, Москва "Школа-Пресс" 2000г.
10. Предполагаемый результат:
- разработка консультации для воспитателей по экологическому воспитанию;
- создание развивающей экологической среды в группе, соответствующей возрасту и уровню развития детей и программным задачам;
- владение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста (проектная деятельность) .
- повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков профессионализма и творчества.
- развитие у детей творческих способностей, коммуникативных навыков, умения синтезировать полученные знания, привлечение к коллективному труду, поддержание познавательного интереса к происходящему в природе, формирование уважительного и заботливого отношения к ней.
11. Форма самообразования: индивидуальная.
12. Перспективы развития самообразования -
Я определила перспективу на будущее:
- продолжать использовать полученные знания для развития познавательно-исследовательских способностей детей;
- активизировать творческую активность детей, опираясь на их познавательные интересы.
-подготовить консультацию для воспитателей и родителей.
Этапы работы по самообразованию
1. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Издательство : Мозаика-Синтез, 2014г ФГОС
2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, 1973
4. Масленникова О. А., А. А. Филиппенко в соответствии с ФГОС ДО.
5. Михайлова Л. В. "Метод проектов в образовательной работе детского сада" Москва. "Просвещение" 2015 г ФГОС
7. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей.
8. Рыжова. Н. А. Наш дом природа.
9. Сластенин В. А. Педагогика. Учебное пособие, Москва "Школа-Пресс" 2000г.
1 . Определение цели и задач работы над темой.
Анализ уровня профессиональной компетентности
Изучение имеющейся литературы.
2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Определение темы проектов для организации предметно-развивающей среды
Составление перспективного планирования работы.
Взаимодействие с д ошкольниками
Чтение художественной литературы.
Самостоятельная деятельность детей.
Взаимодействие с родителями
Консультация для родителей
Обогащение предметно-развивающей среды.
Оформление наглядной информации .
1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.
Чтение стихов, загадок, прослушивание песен и стихов о природе.
Участие родителей в сборе экспонатов для организации познавательно-исследовательской работы.
2.Распространение опыта среди коллег .
Обогащение предметно-развивающей среды
Оформление наглядной информации.
Сбор экспонатов для организации презентации.
Оформление результатов работы по теме,
План работы по экологической деятельности на 2020 – 2021 учебный год
4.Работа над проектом "Гербарий растений нашего края" .
1.Консультация для родителей: "Экологическое воспитание дошкольников".
- Выставка рисунков "Первоцветы" (семейные работы).
- Презентация для детей "Международный день воды".
- Беседа с детьми "Берегите воду".
- Презентация "Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников".
- Консультация для родителей "Досуг с детьми на природе"
- Акция "Чистый двор".
- Праздник для детей и родителей "Весенний лес".
- Изготовление плаката "Берегите лес от пожара" ( воспитатель , дети)
- Создание альбома "Красная книга нашего края".
Учебно - методическая литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Издательство : Мозаика-Синтез, 2014г ФГОС
2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, 1973
4. Масленникова О. А., А. А. Филиппенко в соответствии с ФГОС ДО.
5. Михайлова Л. В. "Метод проектов в образовательной работе детского сада" Москва. "Просвещение" 2015 г ФГОС
7. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей.
8. Рыжова. Н. А. Наш дом природа.
9. Сластенин В. А. Педагогика. Учебное пособие, Москва "Школа-Пресс" 2000г.
В пособии представлена авторская программа работы с дошкольниками разных возрастных групп по различным экологическим проектам с привлечением родителей. Содержание программы, конспектов занятий, наблюдений и экспериментально-исследовательских лабораторий в рамках совместной проектной деятельности детей и взрослых способствует развитию личности ребёнка в целом, воспитанию его экологического поведения в природе, правильного отношения к ней. Предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений, рекомендовано студентам педагогических училищ, колледжей и вузов.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикаци.
Посетители, находящиеся в группе Гости, имеют ряд ограничений на скачивание книг.
После регистрации будут доступны все ссылки для скачивания, а также скрыта реклама на сайте.
Читайте также: