Маркетинговая деятельность в спортивной школе
Обновлено: 03.07.2024
Успешная работа физкультурно-спортивной организации на рынке услуг невозможна без эффективной системы формирования спроса, организации внешней и внутренней логистики, сервиса и продажи услуг. Эти элементы относятся к сфере маркетинговой деятельности, которая представляет собой комплекс следующих скоординированных процессов:
• управление производством услуг;
• продвижение услуг к потребителям;
• управление процессами ценообразования и продажи услуг.
Создание в физкультурно-спортивной организации такой системы сопряжено с необходимостью разработки и реализации комплекса мероприятий, относящихся к системе интегрированного маркетинга, в рамках которого работа всех подразделений организации направлена на оптимизацию интересов потребителя и производителя.
Основной задачей такого маркетинга для производителя услуг является достижение и поддержание лояльности клиента по отношению к организации с максимальной коммерческой выгодой для себя. С помощью системы управления интегрированным маркетингом решаются задачи конкурентоспособности, оптимальной загрузки производственных подразделений и получения максимальной прибыли при оптимальных затратах ресурсов.
Практика показывает, что стартовые условия физкультурно-спортивной организации, начинающей свою предпринимательскую деятельность, характеризуются обычно наличием небольшого набора элементов маркетинга (минимальная рекламная деятельность, изучение цен конкурентов, примитивное ценообразование). Однако физкультурно-спортивная организация, если она планирует прочно и надолго утвердиться на рынке платных услуг в условиях жесткой конкуренции, должна иметь обоснованную концепцию своего развития по разным направлениям, и прежде всего по линии маркетинга.
По определению Ф. Котлера, маркетинговая система включает в себя собственно организацию и все заинтересованные в ее работе группы или подсистемы: потребителей услуг, наемных работников организации, поставщиков, рекламные агентства, ученых, консультантов и всех тех, с кем организация установила взаимовыгодные деловые отношения. В данном контексте маркетинговую систему компании, какой бы она ни была по размерам, следует рассматривать как открытую социально-экономическую систему, которая взаимосвязана с другими системами, наделенными определенными атрибутами.
Ведущей подсистемой маркетинговой системы, несомненно, является потребитель предлагаемых физкультурно-спортивной организацией услуг, поэтому она направлена прежде всего на оптимизацию взаимодействия производителей и потребителей услуг, включая планирование, ценообразование, продвижение и реализацию качественных услуг на высоком уровне.
О маркетинговой системе физкультурно-спортивной организации можно говорить только в том случае, когда организация имеет четко сформулированные стратегические и тактические цели, действенный механизм их реализации в сочетании с контролем эффективности и анализом ситуации. Внедрение маркетинговой системы означает переход организации на маркетинговую модель управления, для которой характерно следующее:
• ставка делается на человека самореализующегося;
• организация рассматривается как живой организм, который состоит из людей, объединенных общими ценностями;
• организации должно быть присуще постоянное стремление к обновлению, нацеленное на приспособление к внешним факторам, главным из которых является потребитель.
Маркетинговая система может реализоваться различными способами в зависимости от поставленных целей, размеров физкультурно-спортивной организации, ее положения на рынке услуг, финансовых возможностей и других факторов.
Философия и концепция менеджмента в обычной и маркетин-гово ориентированных организациях представлены рядом отличающихся друг от друга аспектов. Формирование маркетингового подхода, считают А. Разумовская и В.Янченко, — это реакция на быстрые перемены, непрерывно меняющиеся технологии и неопределенность среды, сбалансированное сочетание человеческих ценностей, организационных изменений и непрерывных адаптации к изменениям внешней среды.
Отличие концепций обычной и маркетингово ориентированной организаций заключается в следующем:
• обычная организация ориентируется на оперативные вопросы, маркетингово ориентированная организация — на стратегию;
• обычная организация ориентируется на стабильность, маркетингово ориентированная организация — на своевременную адаптацию к изменениям во внешней среде и воздействие на нее;
• обычная организация имеет технологический императив, маркетингово ориентированная организация — организационный императив;
• важнейший ресурс обычной организации — производственный, маркетингово ориентированной организации — человеческий;
• для обычной организации характерны максимальное дробление работ, простые и узкие специальности, для маркетингово ориентированной организации — оптимальная группировка работ, широкие, многоаспектные специальности;
• обычная организация проводит внешний контроль (руководители, штат контролеров, формальные процедуры), маркетингово ориентированная организация — самоконтроль (саморегулирующиеся системы, самодисциплина);
• обычная организация имеет пирамидальную и жесткую организационную структуру, развитие вертикальных связей (подчинение —руководство), маркетингово ориентированная организация — плоскую и гибкую организационную структуру, развитие горизонтальных связей, обеспечивающих эффективное взаимодействие подразделений и сотрудников;
• для обычной организации характерен автократический стиль менеджмента, для маркетингово ориентированной организации — демократический стиль, основанный на заинтересованности всех работников в успехе организации;
• обычная организация ведет конкурентную политическую игру, маркетингово ориентированная организация — сотрудничество, коллегиальность;
• в обычной организации — заинтересованность работников в успехе организации, в маркетингово ориентированной организации работники низшего звена заинтересованы в успехе организации;
• обычная организация действует только в своих интересах или в интересах своих подразделений, маркетингово ориентированная организация действует не только в своих интересах, но и в интересах общества;
• для обычной организации характерна отчужденность, для маркетингово ориентированной организации — приобщенность;
• обычная организация демонстрирует низкую склонность к риску, боязнь его, маркетингово ориентированная организация нацелена на инновации и связанные с этим риски.
Основу маркетинговой системы образуют подсистемы, которые отражают соответствующие направления маркетинговой деятельности практически любой организации (компании), а именно: стратегический маркетинг, внешняя (дальная) среда, рынок услуг (услуги, потребители, конкуренция), продвижение услуг к потребителям, производство услуг, ценообразование и продажа услуг, сервис и осязаемые факторы, внутренний маркетинг, маркетинговая информационная система, развитие организации (компании). Эти подсистемы функционально и информационно взаимосвязаны и направлены на решение основных маркетинговых задач.
Стратегический маркетинг решает задачи управления на уровне организации: определения целей, прогнозирования, планирования, координации, контроля, а также разработки (корректировки) корпоративной философии и миссии, стратегии, политики, процедур и других документов, регламентирующих маркетинговую деятельность.
Маркетинг внешней <дальней) среды проводит анализ внешней среды, прогнозирование политической ситуации, законодательной базы, экономики, демографии, экологии, социальной среды, науки и технологии, менталитета, геополитической ситуации, общей характеристики отрасли.
Маркетинг рынка услуг изучает и мониторит рынок профильных для организации и сопутствующих услуг: сегментации целевых ниш, потребителей услуг (потребности, запросы, предпочтения), профильных и сопутствующих услуг, конкурентной среды.
Система продвижения услуг к потребителям контролирует способ (средства функциональных подразделений), используя
рекламу (СМИ, Интернет, справочники и др.), стимулирование продаж (акции, скидки), корпоративных партнеров, прямые продажи, связь с общественностью, а также формирует имидж и общее доверие к организации через первых лиц, PR-менеджеров, сотрудников.
Маркетинг ценообразования и продажи услуг осуществляет управление ценообразованием и продажей услуг.
Маркетинговая информационная система (МИС) осуществляет информационную поддержку принятия управленческих решений.
Подсистема развития организации проводит маркетинговую проработку (сопровождение) новых бизнес-проектов и бизнес-идей.
Все решаемые в рамках интегрированного маркетинга задачи относятся к разным видам маркетинга.
Комплекс внешнего маркетинга направлен на потребителей услуг и внешние организации, т.е. на людей, не работающих в конкретной физкультурно-спортивной организации.
Комплекс внутреннего маркетинга — это работа по обучению, подготовке и эффективной мотивации всех работников физкультурно-спортивной организации.
Стратегический маркетинг предполагает постоянный системный анализ потребностей рынка, который способствует разработке перспективных услуг, предназначенных для конкретных групп потребителей. Стратегический маркетинг проводят сетевые физкультурно-спортивные фирмы, имеющие маркетинговую службу.
Маркетинг взаимодействия в сфере физкультурно-спортивных услуг определяет умение персонала обслужить потребителя на всех стадиях взаимодействия с ним. Каждое из маркетинговых направлений призвано обеспечить в комплексе достижение поставленных целей.
Читайте также: