Маркетинг педагогических инноваций современной высшей школы

Обновлено: 05.07.2024

2. Основы инноватики профессионального высшего образования

Инноватика как научно-предметная область. Понятие инновации, инновационного процесса, инновационной деятельности, инновационного менеджмента в образовании. Истоки, факторы, главные направления инноваций в современном профессиональном высшем образовании. Инновационная деятельность преподавателя в системе инновационного развития высшей школы.

Внешний фактор инновационных процессов в отечественном образовании. Болонский процесс: истоки, развитие, перспективы. Присоединение России к Болонскому процессу и его влияние на инновации в современном российском образовании.

3. Инновационный менеджмент в профессиональном высшем образовании

Государственная инновационная политика в профессиональном высшем образовании. Организационные структуры государственного управления инновациями в образовании на федеральном, региональном, внутривузовском уровне. Взаимодействие государственных, частных и общественных структур в регулировании инновационных процессов.

Инновационный менеджмент образовательного учреждения: инновационная инфраструктура, инновационные стратегии, планирование, финансирование инноваций, управление реализацией инновационного проекта. Критерии инновационного образовательного учреждения.

Правовое регулирование инновационной деятельности в образовании. Авторское право.

4. Инновационная деятельность преподавателя в системе инновационного развития вуза

4.1. Профессионально-педагогическая подготовка преподавателя высшей школы в условиях инновационных процессов

4.2. Личностно-профессиональное саморазвитие педагога как условие инноваций

Современный преподаватель высшей школы: интеллектуальные, личностные, профессиональные предпосылки инновационной деятельности. Мотивация инновационной деятельности. Главные аспекты личностно-профессионального саморазвития. Потенциал творчества в инновационной научно-педагогической деятельности. Модели инновационной деятельности преподавателя.

4.3. Направления инноваций в деятельности современного преподавателя высшей школы

4.3.1. Применение концептуальных оснований педагогических инноваций

Истоки, сущность новых парадигмальных решений в научно-педагогической деятельности. Личностно развивающее обучение, деятельностный подход к обучению, природосообразность экопедагогики, гендерная парадигма в образовании.

4.3.2. Применение инновационных дидактических технологий в профессиональном высшем образовании

Истоки, сущность, значение технологического подхода к обучению. Инновационные дидактические технологии в высшей школе и их соответствие профилю обучения. Технологии интерактивного обучения. Технологии проектно-созидательного обучения. Технологии модульно-рейтингового обучения.

Педагогическое тестирование в инновационных дидактических технологиях.

4.3.3. Использование информационных технологий в профессиональном высшем образовании

Последствия информатизации образования. Информационная компетентность преподавателя как условие эффективного использования в профессиональной деятельности информационных ресурсов и формирования информационно-образовательного пространства.

Современная библиотека высшей школы: новые функции, структура, оперативный доступ к информационным ресурсам и их использование.

Дистанционное обучение: истоки, перспективы, использование компьютерных телекоммуникаций. Технологии построения образовательного ресурса, электронного учебного курса.

4.3.3. Учебно-методическое обеспечение инноваций в обучении

Система учебно-методического обеспечения (СУМО) как условие инновационного обучения. Роль учебно-методической документации, современных дидактических материалов, изданий в обновлении обучения. Модернизация учебно-материальной базы образовательного процесса.

5. Реализация инноваций в образовании на основе инновационного проектирования педагогической деятельности

Проектирование инновационной деятельности преподавателя и управление ею. Инновационный самоменеджмент преподавателя высшей школы.

Технология разработки инновационного педагогического проекта, его реализации. Освоение и внедрение инновационного опыта в образовании. Проблема определения эффективности педагогических инноваций. Маркетинг педагогических инноваций современной высшей школы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

РОЛЬ МАРКЕТИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИННОВАЦИИ

Экономическая реформа в России затронула не только экономику, но и систему профессионального образования. Основными принципами маркетинга образования на настоящее время являются: разработка и внедрение в образовательную практику инноваций, основанных на точном знании потребностей студентов, а также лиц, желающих заниматься самообразованием, повысить свою квалификацию, приобрести вторую специальность и т.д. К числу ключевых проблем, следует отнести дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, как в целом, так и по отдельным профессиям. То есть, по данным службы занятости можно сделать вывод, что именно высококвалифицированные специалисты со средним специальным образованием плохо востребованы рынком труда, в частности, из-за отсутствия спроса на полученные специальности или низкий уровень подготовки. Поэтому маркетинг в образовательном учреждении должен быть направлен и на удовлетворение потребностей социального заказа общества на подготовку специалиста с конкретно заданными личностными и профессиональными качествами. В настоящее время рынок профессионального образования активно развивается, что определяет необходимость использования методологии маркетинга: анализ рынка профессионального образования; теоретические основы маркетинга образования; маркетинговые исследования образования; маркетинговая среда образовательных учреждений; поведение потребителей образовательных услуг; маркетинговые коммуникации в сфере образования; управление маркетингом в образовательном учреждении.

C изменением социально-экономических отношений, становлением рынка в России входят в жизнь все необходимые атрибуты рыночной экономики, включая такой первостепенный фактор самоокупаемости и залог процветания, каковым по праву является маркетинг. Происходит смена командно-административных методов управления государственным образованием на широкий спектр государственных, муниципальных, частных, отечественных и зарубежных учреждений, предлагающих широкий выбор разнообразных способов получения разностороннего образования. По мере углубления и расширения рыночных отношений растет зависимость образовательных учреждений разнообразных форм собственности и сфер деятельности от маркетинговых исследований. Реальная практика наглядно демонстрирует огромный интерес со стороны перспективных образовательных учреждений к научно обоснованному сопровождению своей деятельности в режиме маркетингового мониторинга. По мере развития рыночных отношений в российском обществе значительно углубляется связь между образованием и карьерой с одной стороны и образованием и коммерцией - с другой. Кроме того, маркетинг позволяет изучить реальный спрос на те или иные формы образования, ситуацию в системе образования, основные проблемы в подготовке специалистов, дополнительные знания, необходимые специалистам для профессиональной карьеры, зависимость карьеры от образования, перспективные формы получения образования и повышения квалификации и др. вопросы. С другой стороны, маркетинг позволяет выявить категории населения, способные потреблять предлагаемые образовательные услуги в различных регионах, определить реальную стоимость услуг, контролировать процесс вхождения образовательных учреждений на рынок. В случае необходимости маркетолог может оперативно корректировать рекламную кампанию, рекомендовать к внедрению популярные образовательные услуги, контролировать процесс жизнедеятельности конкретного образовательного учреждения. Особую роль среди субъектов маркетинга образовательных услуг играет личность студента, слушателя. Это не просто материальный носитель образовательных услуг, копилка передаваемых знаний, не только их пользователь в процессе труда, но и их единственный конечный потребитель. Личность отличается от остальных потребителей образовательных услуг тем, что использует образовательный потенциал не только для создания материальных и других благ, не только для зарабатывания средств к жизни, но еще и для себя, для удовлетворения собственных потребностей напрямую, прежде всего - познавательных потребностей. Именно он осуществляет конкретный выбор своей будущей специальности и специализации, сроков, места и формы обучения, источников его финансирования, а также выбор будущего места работы (или следующей ступени образования) и всего комплекса условий реализации приобретенного потенциала. Благодаря и вокруг этого личностного выбора встречаются и налаживают свои отношения все остальные субъекты рынка и маркетинга образовательных услуг, объединяемые этим центральным субъектом.

Особенностью образовательной сферы является то, что потребитель образовательной услуги обязательно участвует в производстве этой услуги. Без его активного интеллектуального участия процесс теряет смысл. Этот аспект особенно важно учитывать при маркетинговых исследованиях эффективности предоставляемых бесплатных и обязательных услуг. Если нет заинтересованности потребителя в таких услугах, результатом бывает, как правило, лишь пустая растрата средств и видимость бурной деятельности "на пользу обществу".

Особую роль маркетингу стоит отвести в системе менеджмента качества предоставляемых образовательных услуг. Стоит выделить 8 принципов системы менеджмента качества:

Ориентация на потребителя. Образовательное учреждение зависит от работодателей своих выпускников. Поэтому необходимо понимать потребности предприятий, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания

Лидерство руководителя. Руководитель обеспечивает единство цели и направления деятельности образовательного учреждения.

Вовлечение работников. Людей необходимо мотивировать к качественному труду и, тем самым, вовлекая в процессы постоянного улучшения образовательного процесса;

Процессный подход. Все виды действий, как отдельный урок, так и образовательный процесс целиком следует рассматривать как логически упорядоченные этапы;

Системный подход ведет к увязыванию задач, стоящих перед образовательным учреждением с миссией, стратегическими целями и политикой в области качества подготовки специалистов.

Постоянное улучшение качества образовательных услуг следует рассматривать как неизменную цель. И первый шаг на пути улучшения – это совершенствование личных качеств, знаний, умений и навыковпреподавателя.

Применение решений на основе фактов снижает потери от неэффективных управленческих решений.

Взаимовыгодные отношения со школами и предприятиями.

Инновационные образовательные технологии и маркетинговая деятельность

Объективное ускорение научно-технического прогресса, а также глобальные изменения, происходящие в современном обществе вообще и в гуманитарной сфере в частности, требуют модернизации содержания образования и новых подходов к управлению ею.

Приоритетными направлениями исследований в сфере образования сегодня является определение сущности, структуры и типов инновационных технологий в педагогике, исследования методологических требований, предъявляемых к педагогическим инновациям, и особенностей их использования в условиях современного образовательного пространства, выяснение характерных черт маркетинга в образовании, принципов маркетинговой деятельности в системе образовательного рынка.

В современной отечественной педагогической науке все больше утверждается мнение относительно образовательных технологий как определенной системы организации и управления педагогическим процессом.

Педагогические технологии связаны прежде всего с обеспечением эффективности учебного процесса, внедрением образовательных инноваций. В педагогике под инновациями понимают нововведения, улучшающие ход и результаты учебно-воспитательного процесса.

Важным в теории образовательных инноваций вопрос критериев их обоснованности, среди которых основными являются следующие показатели: оптимальность (рациональность затрат средств и усилий субъектов учебно-воспитательного процесса), результативность (устойчивость положительных результатов субъекта инновационной деятельности), массовая реализация (возможность творческого использования инноваций в массовой практике).

Применение именно таких критериев оценки образовательных инноваций помогает определить значимость и полезность каждого нововведения, поскольку некоторые из них, даже несмотря на их высокую результативность, характеризуются большими затратами времени и усилий их участников, из-за чего неэффективны.

Внедрение образовательных инноваций

Педагогические инновационные технологии можно систематизировать по признаку масштабности преобразований. Согласно этому критерию они делятся на системные (личностно ориентированные, новые информационные технологии, модульно-рейтинговые), модульные (технологии развития творчества, игровые и диалоговые), локальные (технологии целеполагания и жизнетворения, проектные и тренинговые технологии).

В последнее время большое внимание уделяется методикам и педагогическим технологиям, которые обеспечивают реализацию принципов личностно ориентированного образования.

vnedrenie-obrazovatelnyih-innovatsiy

Итак, подготовка деятельной, творческой личности с высоким адаптационным потенциалом, способной ориентироваться в современном информационном пространстве, критически мыслить, принимать решения, обусловливает необходимость организации учебно-воспитательной среды на основе инновационной педагогической деятельности.

Применение образовательных инновационных технологий позволяет достичь эффекта новизны и оригинальности, способствует повышению познавательной активности участников учебно-воспитательного процесса, создает условия для развития учащихся с учетом их способностей, интересов и ценностных ориентаций, формирование у них умения применять полученные знания и приобретенные навыки в практической деятельности.

Повышению конкурентоспособности учебных заведений на рынке образовательных услуг способствует внедрение образовательных инноваций не только в учебно-воспитательный процесс, но и в систему управления. Одним из важных условий модернизации управления образовательным учреждением является применение концепции маркетинга.

Без маркетинга сегодня невозможно определение потребностей в образовательной услуге, объеме ее финансирования, материально-технического и ресурсного обеспечения. В системе образования под маркетингом понимается деятельность руководства учебного заведения, направленная на удовлетворение спроса потребностей социума в образовательных услугах.


Главным отличием инновационной деятельности преподавателя от традиционной является создание соответствующих условий для всестороннего развития потенциала личности студента со всех сторон, чтобы он был готов к любому, даже непредвиденному будущему и способен адаптироваться к новым ситуациям. Инновация в обучающей деятельности педагога заключается в том, на сколько он понимает смысл применения на практике определенных нововведений, умеет ли он искать, осуществлять правильный выбор перед их применением.

Инновационная деятельность — это совокупность практических действий по обновлению продукции или услуг, организации инновационного обучения, инновационного научно-исследовательского производства, включая обоснование создания (разработки) и освоения инноваций.

В научной литературе различают следующие показатели инновационной деятельности [1, с. 218]:

‒ на уровне учебного заведения: обновление содержания образования, методов и форм работы; совокупность самоконтроля, самоанализа и оценки своей деятельности, а также деятельности партнеров по совместной познавательной деятельности и др.

‒ на уровне воспитательно-образовательного процесса: самоуправление, сотрудничество педагога и студентов в процессе достижения целей обучения, воспитания, а также развития; совместное построение учебных планов и организация деятельности педагога и студента в качестве равноправных партнеров; формирование мотивации высокого уровня у участников педагогического процесса; создание комфортной психолого-педагогическая среды для всех участников педагогического процесса; обозначение права выбора содержания, профиля, форм получения образования студентами и др.;

‒ на уровне оценки эффективности воспитательно-образовательного процесса — сравнение соответствия конечных результатов с запланированными.

Практическая работа демонстрирует наибольшую сложность в оценке критериев, показателей инновационной деятельности и формирования стимула инновационного потенциала педагога.

Критерии — средство для суждения, признак, на основании которого производится оценка [3, с. 12].

Критерии оценки инновационной деятельности педагога выступают неким условием эффективности образовательного процесса. Инновации в педагогической деятельности рассматриваются как способ решения проблем в процессе возникновения нестандартных (нетрадиционных) ситуаций в период функционирования и развития образовательного процесса.

Критерии оценки помогают перенести инновационные изменения из организационной ступени в содержательную, т. е. наделить инновационные технологии новыми качествами, поменять их сущность.

‒ востребованность на рынке услуг;

‒ наличие заказчика на разработку услуг;

‒ потенциальная коммерциализуемость (возможность продавать и получать прибыль);

‒ высокая эффективность исполнения;

‒ приростный эффект (создание условий для получения прибыли при снижении затрат);

Говоря об оценке инновационной деятельности преподавателя высшей школы, необходимо отметить, что к ним относят [6, с. 25–28]:

‒ актуальность (соответствие инновации социокультурной ситуации развития общества);

‒ новизна (степень оригинальности инновационных подходов, своеобразное сочетание, комбинирование известного, представляющего в совокупности новизну);

‒ образовательная значимость (степень влияния инновации на развитие, воспитание и образование личности);

‒ общественная значимость (воздействие инновации на развитие системы образования в целом);

‒ полезность (практическая значимость инновационных процессов);

‒ реализуемость (реалистичность инновации и управляемость инновационных процессов).

Одновременно необходим учет потенциала педагога на уровне инноваций как совокупность характеристик личности, формирующихся в социокультурной и творческой среде, которые находят свое выражение в стремлении совершенствовать педагогическую деятельность; существование мотивации личности к использованию нововведений; готовность педагога к инновационной деятельности [4, с. 475–478].

Таким образом, инновационная деятельность преподавателя, в первую очередь, направлена на совершенствование инновационной деятельности вуза в целом.

Учитывая, что инновационный процесс — это сложный комплекс действий от разработки идей или новой технологии до ее широкого практического применения, получения нового материала и его коммерциализации, то необходима система критериев оценки инновации на каждом ее этапе.

В. С. Лазарев представляет характеристику этапов развития инновационного процесса. В ней он выделяет следующие действия [2, с. 74]:

‒ сбор информации и анализ ситуации;

‒ предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;

‒ принятие решения о внедрении (освоении);

‒ собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;

‒ институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.

Все эти этапы в целом создают единичный инновационный цикл. Таким образом, критерии оценки инновационных процессов, являясь условием повышения эффективности контроля и управления процессом развития процессов образования, а также совершенствования их качеств, одновременно выступают в качестве способа поддержки и защиты на социальном уровне тех участников педагогического процесса, которые применяют на практике педагогические инновации.

Если процесс управления инновационными процессами будет эффективным, с учетом объективных показателей появляется возможность построения прогнозов с ориентацией на изменение положения в образовании, определения перспектив его развития в каждом конкретном образовательном учреждении.

  1. Балыхин Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономические аспекты. М.: Экономика, 2015. — 317 с.
  2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 2008.
  3. Гмурман В. Е. Королев Ф. Ф. Возникновение и развитие педагогической теории//Общие основы педагогики.-М. Просвещение,1967.- С.17.
  4. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения.- М.: Учпедгиз, 2007.- 651 с.
  5. Матюшкин A. M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопр. психологии, 1982.№ 4.С.16.
  6. Шакуров Р. Х. Творческий рост педагога.- М., 1985.-80 с. Шамова Т. И. Активизация учения школьников.-М.: Педагогика,1980.- 218 с.

Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, инновационная деятельность преподавателя, критерий оценки, инновационный процесс, образовательный процесс, педагогическая деятельность, процесс.

Похожие статьи

инновационная деятельность, инновационная педагогическая.

В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития.

Читайте также: