Малокомплектная школа и деятельность учителя сельской школы

Обновлено: 05.07.2024

Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. В связи с этим характерной особенностью развития школы является наличие инновационных процессов, стремление педагогического коллектива преобразовать образовательное учреждение и педагогический процесс в целом. Также и общество диктует формирование принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

Инновационные процессы, происходящие в современной сельской школе зачастую остаются без особого внимания, потому что недостаточная остепененность педагогического состава, большое количество статистической и документальной работы не позволяют педагогам-новаторам в полной мере осуществлять инновационную деятельности. Поэтому перед учителями стоит трудная задача: компенсировать эти недостатки, чтобы ученики, окончив сельскую школу, не чувствовали себя ущербными только потому, что учились в малокомплектной школе.

В наше время малокомплектная школа выступает стабилизирующим фактором сельского поселения, поэтому требуются новые подходы к сохранению, эффективному использованию, развитию материальной базы сельских школ. И конечно, такая школа имеет свои минусы: малочисленность, из-за небольшого количества обучающихся получается низкая результативность, удаленность от культурно-просветительных благ, некоторые семьи имеют достаток ниже прожиточного уровня. Из шестидесяти четырех учащихся у двадцати есть компьютеры, ноутбуки. Нашей школе зачастую искусственно приходиться быть в центре происходящих инновационных процессов, поскольку являясь социокультурным центром села она объединяет сельскую интеллигенцию, муниципальные власти, индивидуальных предпринимателей, фермеров в единое образовательное пространство. Нам не приходиться стоять в стороне и выжидать результатов как делают многие городские жители, и поэтому мы в большинстве случаев занимаем активную жизненную позицию. И в основном наши инициативы положительно поддерживаются социальными институтами села и жителями.

Наша школа имеет опыт реализации инновационных программ и осуществляет по следующим направлениям:

  • обновление содержания образования;
  • внедрение новых педагогических технологий и методик;
  • инноваций в организации образовательного процесса;
  • организация интеллектуально-творческой деятельности учителей;
  • организация интеллектуально-творческой деятельности учащихся;
  • реализация инновационных педагогических проектов и программ;
  • работа над созданием имиджа школы.

Инновационная деятельность в сельской школе представляет собой процесс внедрения и организации деятельности, направленной на развитие школы. И поэтому наибольшую значимость играют представители администрации, которые задают тон и собственным примером способны увлечь за собой педагогический коллектив.

Повышение эффективности профориентационной работы и процесса развития личностно-профессионального самоопределения сельских старшеклассников, воспитания патриотических ценностей, любви к малой Родине, философском осознании сельскохозяйственного труда является социальное партнерство с другими учреждениями. Поэтому мы считаем максимально важным реализовать систему профориентационных программ, профессиональных и социальных проб. Здесь очень значимым считается компетентность сельских педагогов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение, а также профессионалов-тьюторов, реализующих профессиональные пробы. Реализация модели социального партнерства сельской школы с социальными институтами современного села направлены на улучшение социально-экономических условий и повышение эффективности профориентационной работы, направленных на сельскохозяйственные и аграрные специальности.

При организации уроков в сельской школе, важно учитывать, прежде всего, специфику сельского социума и те проблемы, которые выявлены специалистами при изучении состояния педагогического процесса сельских школ: низкий уровень самостоятельности, коммуникативности, профессиональной ориентированности, деловитости и предприимчивости, неумение быстро адаптироваться в новых условиях.

Объясняется это многими причинами, в том числе и малочисленностью классов, которая создаёт ряд проблем:

  • отсутствие соревновательности на уроках и в целом в учебе учащихся одного класса, ограниченное число ориентиров для сравнения и оценки своих реальных успехов в учебной деятельности;
  • психологическая незащищенность ребенка, постоянное давление учителей на ученика, ожидание учеником того, что его обязательно спросят;
  • однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия.

Поэтому, я считаю, что в малокомплектной сельской школы – необходимо применять такие педагогические средства, которые способствовали бы раскрепощению личности, развитию ее способностей и важнейших социально-значимых качеств. К таким средствам нельзя не отнести инновационные образовательные технологии. Кроме того, изучив познавательные интересы обучающихся своей школе, я пришла к выводу, что русский язык и литература не имеют высокой рейтинговой оценки. Причина заключается в высокой сложности изучения: исключения из правил в русском языке, большой объем произведений по литературе. Исходя из этого, я стараюсь повышать мотивацию на своих уроках за счет создания игровых ситуаций, использования нетрадиционных форм и методов преподавания, а также активного внедрения инновационных образовательных технологий, способствующих развитию интереса и индивидуализации обучения.

Основными целями, которые преследую, применяя инновационные образовательные технологии, являются:

  • развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
  • формирование личностных качеств учащихся;
  • выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
  • формирование качественных знаний, умений и навыков.

Использование ИКТ технологий позволяют расширить возможности учебной информации, активно вовлечь учащихся в учебный процесс, качественно изменить контроль за деятельностью обучающихся, приобщить их к достижениям информационного поля. Практика показывает, что учащиеся охотно идут на занятия с использованием ИКТ.

Одним из современных инновационных подходов является и проблемное обучение, поскольку оно направлено на включение ученика в поисковую, творческую деятельность и предполагает использование активных методов обучения. Проблемное обучение обостряет внимание, развивает творческое воображение, сообразительность и является актуальным в условиях введения новых образовательных стандартов. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника.

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

В основе современного образования лежит активность как учителя, так и ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФГОС адресован всем учителям, независимо от места работы. Условия сельской школы влияют на способы реализации идей стандарта. Учить детей общению в сельской школе сложнее, для чего требуются специальные усилия и умения со стороны педагога. В то же время у учителя СШ больше возможностей и способов реализации деятельностного, практико-ориентированного подходов в образовательном процессе.

учитель физической культуры

МКОУ Терновская ООШ

Лебедева Татьяна Ивановна

ФГОС адресован всем учителям, независимо от места работы. Условия сельской школы влияют на способы реализации идей стандарта. Учить детей общению в сельской школе сложнее, для чего требуются специальные усилия и умения со стороны педагога. В то же время у учителя СШ больше возможностей и способов реализации деятельностного, практико-ориентированного подходов в образовательном процессе.

1. Индивидуализация образовательного процесса и связанные с нею – формирование субъектной позиции ученика, умений учиться самому – важнейшая идея ФГОС.
Реализация данных идей зависит от многих факторов. Специфическое условие сельских школ – малочисленность, разновозрастные группы, многопредметность. В сельской малочисленной школе учитель вынужден составлять план своих действий с каждым классом, в котором обучаются от 1 до 3 учащихся, что в определенной мере способствует индивидуализации образовательного процесса. В любом варианте объединения число учащихся в начальных классах незначительное, что позволяет учителю уделять внимание каждому. Имеются все условия для индивидуализации, но учителя чрезмерно опекают детей, тем самым лишая возможности учиться самостоятельно. В результате ученик способен осваивать материал лишь при непосредственном взаимодействии с учителем. Часть учителей представляет индивидуализацию образовательного процесса как непосредственное взаимодействие с каждым ребенком. Но подчеркнем, что высший уровень индивидуализации проявляется в том, что ребенок способен сам организовывать свою учебную деятельность, и этому необходимо учить. Педагог целенаправленно работает над тем, чтобы выстроить развитие самостоятельности детей следующим образом:
- меня учат (1 класс);
- учусь сам (2 класс0;
- учусь учить других (3 класс);
- учу других (4 класс).
Реализация такой схемы возможна в условиях разновозрастных групп.

Под разновозрастным обучением мы понимаем организацию совместной учебной деятельности детей разного возраста, направленной на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач.

2. Другая важная идея ФГОС – формирование у учащихся умений общаться.

Реализация ее ограничена из-за узкого круга общения сельских школьников. Она решаема, если правильно организовать обучение и взаимодействие детей в разновозрастной группе – это один из самых сложных вопросов: присутствие 2-3 классов, а в начальной школе и всех 4 классов, каждый выполняет свою часть работы, а взаимодействие отсутствует, что снижает воспитательную эффективность занятий. На таких занятиях часто дети из разных классов работают независимо друг от друга, и практически отсутствует совместная деятельность учащихся разного возраста, не реализуется воспитательный потенциал разновозрастного взаимодействия.

В то же время организация совместной деятельности детей не должна быть самоцелью, она способствует реализации воспитательного и образовательного потенциала занятия. Для этого педагог выполняет следующее:

- обоснованно отбирает содержание и формы совместной деятельности детей разного возраста, а также способы и средства, стимулирующие их совместную работу;
- разъясняет детям важность проведения совместного занятия, показывает полезность этой работы для всех классов и для каждого;
- помогает каждому освоить общую цель работы и найти в ней личностный смысл;
- раскрывает значимость действий каждого ребенка для достижения общего результата и его личных успехов;
- использует различные формы и методы взаимодействия старших и младших, учитывая предыдущий опыт взаимодействия детей в учебной и внеучебной деятельности;
- обеспечивает динамику количественного и качественного состава микрогрупп, сменяемость ролевых позиций;
- четко и конкретно определяет содержание деятельности, функции, роли старших и младших на каждом этапе учебного занятия.

Что дает такое обучение ребенку?

Во-первых, оно выполняет функцию психологической защиты ребенка. Круг общения детей в классе малочисленной школы, где порой обучается 2-5 человек, весьма ограничен, что создает особую психологическую напряженность для детей. Объединение учащихся разных возрастных групп, классов обеспечивает расширение контактов, способствует взаимному обогащению детей, разнообразит общение учащихся, повышает эмоциональность атмосферы, позволяет снять психологическое напряжение, преодолеть психологическую отчужденность ребенка, избежать монотонности при организации учебного процесса. По данным исследования, ученик малочисленной сельской школы чувствует себя комфортнее на занятии, где объединяется несколько классов. На таком занятии у школьников возникают дополнительные возможности утвердить себя, получить признание, особенно если ученик, оказываясь в позиции старшего, выполняет некоторые педагогические функции.

Во-вторых, разновозрастное обучение выполняет функцию социальной поддержки: это помощь старших младшим в организации учебной деятельности; поддержка тех школьников, которые не могут реализовать себя по различным причинам в группе сверстников или на обычном уроке, а в этой ситуации осознают свою полезность, востребованность, как помощников педагога при организации работы младших детей. На разновозрастном занятии разнообразнее и динамичнее связи между учащимися, что требует от ребенка постоянного изменения ролевого участия, большей гибкости во взаимоотношениях, способствует обогащению его коммуникативного и в целом социального опыта.

В-третьих, разновозрастное обучение выполняет компенсаторную функцию. Старшие получают возможность выполнять роль взрослого, брать на себя ответственность, принимать самостоятельные решения. В среде сверстников лишь некоторые ребята способны пробиться в организаторы, лидеры. На разновозрастном занятии старшим предоставляются дополнительные возможности выступить в этом качестве. При организации совместной деятельности происходит взаимообогащение школьников разного возраста. Уровень творчества, самостоятельности детей значительно выше в разновозрастных группах. Исследования показывают, что срабатываемость школьников разного возраста выше, а конфликтность ниже, чем в группах одновозрастного состава. Наличие значительных внутренних резервов разновозрастных групп препятствует возникновению конфликтов в трудных, напряженных ситуациях.

Важнейшая педагогическая функция разновозрастного занятия - стимулирующая. Благодаря совместной деятельности детей разных возрастов могут активизироваться и проявиться индивидуальные качества, которые в условиях класса остались бы незамеченными: деловитость, ответственность, инициативность, забота об одноклассниках. На разновозрастном занятии у старших стимулируются проявление и развитие организаторских умений, способности самостоятельно решать учебные за дачи.

Стимулирующая функция разновозрастного занятия проявляется не только в актуализации положительных качеств у старших. У младших также повышается заинтересованность, активность. Разновозрастные занятия в большей степени, чем традиционные, развивают мотивацию урока, познавательные интересы учащихся.

Некоторые способы организации и стимулирования совместной деятельности детей разного возраста: постановка общей проблемы или задачи, понятной, доступной и привлекательной для всех; использование исследовательских заданий, создание ситуации поиска; формирование разновозрастных микрогрупп, каждая из которых решает общую проблему или ее часть, выполнение микрогруппами творческих заданий как при подготовке, так и проведении занятий; совместное обсуждение результатов выполненных заданий, использование игровых элементов, проведение конкурсов, соревнований, театрализация, проектная деятельность и др.

3. Одна из важных идей ФГОС - это осуществление интеграции в самых различных аспектах.
В условиях СШ имеются благоприятные условия для развития интегративных связей. Малочисленность коллектива школы, классов позволяет гибко выстраивать учебно-воспитательный процесс, мобильно корректировать режим деятельности школы и учебное расписание, быстрее реагировать на потребности каждого ребенка, заказ родителей, запросы педагогов, социальных партнеров.
Интеграцию в образовательном учреждении можно представить на внутреннем и внешнем уровне. Внутренняя интеграция характеризует образовательный процесс в самом учреждении, внешняя – взаимодействие учреждения с социумом, с другими структурами.

При организации совместных уроков возникает немало проблем, связанных с отбором содержания и форм проведения разновозрастного занятия. Каким должно быть соотношение групповой и индивидуальной деятельности? Когда организовывать работу в разновозрастных группах, парах? В каких случаях целесообразнее проводить работу по классам? Реализуя данную идею, педагог:

- определяет общие для всех классов задачи, выясняет, что станет основой объединения детей разного возраста и конкретизирует задачи для каждой возрастной группы;

- с учетом общих задач отбирает в содержании материала те знания и учебные действия, которые доступны всем детям, могут осваиваться одновременно учащимися всех возрастных групп;

- подбирает соответствующие общему содержанию способы совместной учебной работы учащихся разного возраста;

- с учетом задач выделяет, с одной стороны, те вопросы в изучаемом материале, которые непосильны для младших, но должны быть усвоены старшими; с другой стороны — необходимые для изучения или закрепления младшими и уже не интересные для старших;

- отбирает групповые и индивидуальные формы занятий для каждого класса, учитывая специфику содержания учебного материала.

Поскольку учитель в сельской школе ведет несколько предметов, а иногда и во всех классах, то возможностей для интеграции в учебном процессе значительно больше и легче решать проблемы межпредметных связей, проведения интегрированных занятий.
Эффективность педагогического процесса в СШ значительно повышается, если осуществляется интеграция средств урочной и внеурочной деятельности учащихся. В результате рождаются новые педагогические средства, что предполагает следующее:
- создание условий для разностороннего развития детей;
- координацию влияний на все сферы индивидуальности ребенка (мотивационную, эмоциональную, действенно-практическую, сферу саморегуляции, волевую);
- взаимопроникновение различных видов деятельности детей;
- взаимодействие всех членов школьного коллектива;
- создание системы дополнительного образования с учетом потребностей учащихся и возможностей школы;
- определение разделов учебной программы, которые необходимо расширить или углубить через систему дополнительного образования;
- разработку новых форм и методов обучения, подбор материалов и средств для развития творчества детей и педагогов в учебной деятельности;
- усиление познавательного характера разнообразных общешкольных дел;
- интегрирование образовательного процесса в социальную среду.

Важно подчеркнуть, что интеграция педагогических средств в СШ позволяет разнообразить учебно-воспитательный процесс, жизнь детей, расширить и обогатить их социальный опыт, сделать более увлекательной учебу и интересный досуг.

4. У учителя СШ есть ряд благоприятных социальных факторов для усиления практической направленности, реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании школьников:

- тесные связи учащихся с жителями;
- включенность учащихся в производственные и социально-экономические проблемы села;
- наличие устойчивых местных традиций, духовно объединяющих всех жителей села;
- территориальная приближенность школы к предприятиям, учреждениям, хозяйству села, природе;
- хорошее знание жителями, педагогами, учащимися особенностей друг друга, возможность привлечения специалистов, жителей к учебному процессу;
- раннее привлечение детей к домашнему труду;
- необходимость участия в сельскохозяйственном труде.

Все эти обстоятельства позволяют ребенку быть ближе к жизни, осознать важность ряда изучаемых тем дисциплин, приобретаемой информации для применения на практике. Учитель имеет возможность организовать образовательный процесс, используя различные ресурсы села для решения практически важных проблем, с которыми сталкивается сельский житель.

5. ФГОС второго поколения особое внимание уделяется исследовательской и проектной деятельности.
Можно приобщать и детей с начальной школы. Особенно проекты с краеведческим содержанием: поиск сведений о жизни земляков, о событиях и … Многим занятиям можно придать исследовательский характер, важно привлечь детей к исследованию проблем, важных для села ( деградация молодежи на селе, социальные…). Подобные виды деятельности будут способствовать не только усилению практической направленности учебного процесса, но и развивать мотивацию учения, способствовать выявлению и развитию профессиональных интересов.
Усиление практической направленности, реализация деятельностного подхода в образовательном процессе способствуют проведению занятий с привлечением специалистов к организации учебно-воспитательного процесса.

6. Для расширения контактов детей, их социального общения, важным является организация взаимодействия детей и родителей.

В концепции ФГОС особое внимание уделяется взаимодействию педагогов с семьей, родителями как важными союзниками и заказчиками на образовательные услуги. В условиях села – благоприятные условия. Хотя здесь, сегодня значительно больше проблемных семей, проблем в семьях, чем в городе, тем не менее, многие родители детей учились в этой школе, все взрослые и дети знают друг друга, постоянно общаются, родители хорошо информированы о том, что происходит в школе. Участие родителей в решении проблем детей позволяет взрослым стать единомышленниками, союзниками, выработать единые подходы к обучению и воспитанию ребенка.

Некоторые способы взаимодействия педагогов и родителей при решении учебных проблем:

- совместное изучение особенностей и способностей детей;
- выявление проблем ребенка в учебе и поиск способов их решения с привлечением других педагогов и самого ученика;
- составление программы развития ребенка, развития конкретного качества, например, самостоятельности и т.д.;
- обсуждение, анализ достижений ребенка, коллектива класса совместно с родителями (в конце четверти, по итогам года);
- знакомство педагогов с учебными планами, образовательными стандартами, которые предъявляются к учащимся, согласование этих требований;
- изучение заказа родителей на образовательные услуги в школе, введение специальных предметов, курсов, факультативов по предложениям родителей;
- совместное обсуждение режимных моментов в организации учебного процесса;
- определение способов взаимодействия детей и родителей в учебном процессе, участия родителей в решении образовательных задач.
Педагогу важно организовать совместную деятельность родителей и детей. С этой целью можно использовать выполнение семейных заданий при изучении темы или при подготовке к конкретному уроку. По итогам изучения какой-либо темы целесообразно организовать семейные конкурсы, которые предполагают выполнение творческих домашних заданий, экспромтные соревнования семейных команд на уроке или после уроков, организацию спортивных состязаний , игр, эстафет с привлечением родителей.
В практике используются различные способы привлечения родителей к организации учебных занятий. В устной или письменной форме, на родительском собрании или через детей учитель предлагает перечень возможных видов участия родителей в учебном процессе.

Очевидно, что активное вовлечение родителей в учебный процесс повышает эффективность обучения и воспитания детей. От успешного взаимодействия выигрывают все:
- у детей развивается мотивация учения, улучшаются знания, формируются умения в результате выполнения домашних заданий;
- учителя повышают свой авторитет среди родителей, детей;
- родители занимаются самообразованием, знакомятся со школьными программами, по которым обучаются дети, ощущают свою значимость в школе, улучшают общение с детьми.

Проблемы и трудности малочисленной, малокомплектной школы:
– классы объединены в класс-комплект (затрудняется формирование УУД на совмещенных уроках);
– наполняемость классов – от 1 до 6 человек (невозможность использования многих форм коллективной работы для формирования коммуникативных УУД);
– замкнутый социум, дефицит общения учащихся (ограниченность возможностей в организации внеурочной деятельности и преемственности с учебной);
– учитель ведет несколько предметов (в основном звене);
– сверхопека учителя над учащимися.

В целом, можно отметить, что в сельской школе имеются благоприятные условия для реализации многих идей ФГОС, конечно, если педагоги будут готовы к грамотному использованию этих возможнойстей.

Байбородова Л.В. Бутин И.М. Леонтьева Т.Н. Масленников С.М. Методика обучения физической культуре М., 2004

3. Железняк Ю. Д. Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. М. 2001

7. Настольная книга учителя физической культуры. Автор-составитель: Погадаев Г.И., . М. 2000. 445с.

8. Пензулаева Л.И. Физическое воспитание в малокомплектной школе. Книга для учителя. М. 1990.


Современное общество предъявляет высокие требования к сельскому образованию, следовательно, к педагогам сельской школы. Они должны обладать общепедагогическими и методическими навыками, обладать новым педагогическим мышлением, быть способными стать активными участниками инновационных процессов в образовании, владеть высоким уровнем знаний своего предмета и т. д.

Л. М. Митина считает, что профессиональным развитием является качественное активное преобразование педагогом своего внутреннего мира, внутреннюю детерминацию активности учителя, которая приводит к принципиально новому способу профессиональной самореализации и жизнедеятельности [4].

Исследования Дзюбенко С. В. указывают на то, что ресурсом эффективного развития исследовательских компетенций учителя выступает инновационная среда общеобразовательной организации, которая как открытая образовательная среда, имеющая отличительные признаки и состоящая из структурных компонентов, характеризуется способностью к развитию, диалогичности, гибкости, творческой направленности [1].

Выделим факторы, определяющие специфику современной малокомплектной школы:

– низкий уровень образования и общей культуры сельского населения; отсутствие социокультурных учреждений;

– наличие традиционного уклада села, обычаев, национальной специфики;

– наличие колхоза (СПК), индивидуального хозяйства; низкая материально-техническая оснащенность школы;

– близость к природе, позволяет привлекать детей к посильному труду на пришкольных учебных участках.

По данным Единой межведомственной информационной статистической системы (ЕМИСС) в Российской федерации в 2017 году было 40672 школы из них 23895 сельские, что составляет 59 % от общего числа школ страны. В Кировской области в 2017 году насчитывалось 523 школы из них сельские — 344 школы, что составляет 66 % от общего числа школ Кировской области [2].

По данным Росстата, с 2015 по 2016 гг. расходы на образование составляли 3,6–4,1 % от ВВП, тогда как в других странах они были заметно выше, например, в США — 5,4–5,6 % от ВВП. Так же, в период с 2015 по 2017 гг. отношение среднемесячной заработной платы работников образования к среднемесячной заработной плате в экономике составляло от 56 % до 68 % [5]. В тоже время, в среднем по странам, входящим в Организацию экономического сотрудничества и развития, этот показатель был 80 %, а в Германии, Норвегии, Корее — 100 % и выше [6].

В 2015–2016 гг. 479,8 тыс. педагогических работников, из них 416,4 тыс. учителей были заняты в сельской местности, где обучалось 3 млн. 667 тыс. учеников (26,7 % от всех учеников в общем образовании). Сельские учителя несколько моложе по возрасту и имеют более низкий уровень профессионального образования. Если в среднем по Российской Федерации доля учителей с высшим образованием в городских школах составляет 88,4 %, то в селе — 77,8 %. Среди других педагогических работников высшее образование имеют 77 % работников в городской местности и 61,4 % — в сельской [5].

Особенностями профессионального развития учителей малокомплектной сельской школы являются:

– многогранность профессиональной деятельности учителя обуславливается недостаточной укомплектованности сельских школ кадрами;

– учителя проводят разнообразную внеклассную работу: организации кружков, вечеров, игровых форм занятий;

– учителя проводят наблюдения в природе, обогащая уроки и внеклассные мероприятия конкретным материалом;

– деятельность сельских учителей способствует решению задачи, связанной с компенсирующим обучением и воспитанием детей и их родителей;

– общение сельских учителей с обучающимися происходит не только в школе, но и в повседневной жизни;

– педагогу сельской школы легче состояться профессионально, так как учитель является носителем культуры села;

– педагоги приобщают обучающихся к посильному социально полезному труду, воспитывая уважение к аграрным профессиям сельских тружеников;

– деятельность учителя протекает в условиях повышенного социального контроля.

Основные термины (генерируются автоматически): внутренний мир, школа, высшее образование, доля учителей, Кировская область, общее образование, педагог, Российская Федерация, сельская школа, среднемесячная заработная плата, учитель.

Похожие статьи

Сельская малокомплектная школа: современное состояние.

малокомплектная школа, III, начальная малокомплектная школа, учитель, сельская

контингента учащихся сельских школ. Условия и особенности сельской школы. на

Малокомплектные сельские школы являются неотъемлемой частью системы образования в.

Система образования в контексте образовательной реформы.

Российская школа конца XIX века в контексте европейского образования .

вечерняя школа , школа , Российская Федерация , работающая молодежь, образовательное учреждение

Обязательными элементами образовательной карты являются: общая характеристика единого.

молодой педагог, молодой учитель, наставник.

Кроме того, роль педагога и школы в современном образовательном пространстве

У молодых педагогов возникают оригинальные идеи, но в школе они вынуждены

Другим средством успешного вхождения в педагогическую область является безопасная среда.

Роль и миссия учителя в современном образовательном процессе

Школа всегда чутко реагирует на изменения в обществе. Учитель является ключевой фигурой в школе.

Согласно этому закону, учитель – это человек, который непрерывно совершенствуется как в предметной области, так и в овладении методикой, формами, технологиями обучения.

Проблемы образования в сельской малокомплектной школе

Мы, учителя сельских школ, знаем своих учеников практически с рождения, ведь это дети

Ведь если финансирование зависит только от численности детей , сельская школа себя

Поэтому в сегодняшнем мире перед педагогическим образованием России встали новые.

Профессиональная деятельность педагога в школе

Обновление современной школы и образование в целом ориентировано на развитие следующих актуальных направлений: освоение школьниками информационных технологий, использование активных методов и технологий обучения, профилизация старшей школы.

Современное школьное образование в России: плюсы и минусы

Право на образование является неотчуждаемым конституционным правом каждого гражданина Российской Федерации. Право на образование закреплено в важнейших международно-правовых актах. В ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных.

Каким должен быть современный учитель? | Статья в сборнике.

Образование в современном мире — это важнейшее условие роста социального и

Школе необходим учитель, имеющий творческие идеи, проявляющий интерес к разработке и

Учитель — профессия, востребованная во все времена. Это тот вид деятельности, который.


В нашей большой стране находится более 155 000 населенных пунктов, при этом многие из них настолько малы, что не имеют собственных образовательных учреждений, другие - имеют школы, но количество учащихся ничтожно мало. Как же в этой ситуации организовывать учебный процесс? В рамках данной статьи пойдет речь о малокомплектных школах. Рассмотрим принцип организации обучения и воспитания детей разной возрастной категории, отследим специфику одновременной работы с детьми во время занятия.

Что представляет собой малокомплектная школа?

Урок в малокомплектной школе

При малой численности учеников формирование классов не представляется возможным. Детям приходится получать в малокомплектной школе начальное и даже среднее образование. В сельских школах бывает по 2-3 учащихся на одну параллель. В этом случае приходится объединять учеников разных классов и проводить совместные занятия. Рассмотрим подробнее особенности организации малокомплектной школы.

Перемена в малокомплектной школе

В настоящее время в стране функционирует несколько десятков тысяч малокомплектных школ. Какими признаками обладают эти учебные заведения? В СССР понятие "малокомплектный класс" было очень распространено, ведь в сельских школах не набиралось достаточного количества учащихся для формирования параллелей. Начальные классы объединяли в "комплекты" - классы, в которые входили ученики разных возрастных категорий. Особенность малокомплектной школы не только в присутствии комплектов, но и в полном отсутствии некоторых классов. Например: один класс включает 5 учеников, 2 из них учатся в 1-м классе, 1 - во 2-м, 2 - в 4-м, при этом в школе в данном учебном году полностью отсутствует 3-й класс.

Если сельская малокомплектная школа находится в определенном населенном пункте, то дети из близлежащих деревень также должны поступить в нее для прохождения обучения, если в месте их проживания нет учебных заведений данного формата.

Малокомплектный класс

С малокомплектным классом работает один педагог. Учебный процесс организован таким образом, чтобы все учащиеся были включены в работу. Это достигается путем чередования видов деятельности учеников. Большая роль отводится самостоятельной работе, для деятельности малокомплектной школы - это необходимость. В то время как одни ученики заняты самостоятельным выполнением задания, учитель работает с остальными учащимися, которым нужно объяснять другой материал.

В последние годы можно наблюдать тенденцию развития малокомплектных школ. Это связано с сокращением численности детей, рождаемость понизилась. Общеобразовательные средние школы, находящиеся в крупных населенных пунктах, также вынуждены преобразовываться в малокомплектные по причине нехватки учеников и учителей.

Начальные классы

Работа с детьми начальных классов требует особого внимания со стороны педагога. Деятельность малокомплектной школы должна быть направлена на продуктивное обучение учащихся. Детям начальных классов сразу может быть непонятен новый материал, что станет препятствием при выполнении самостоятельной работы, а учитель вынужден переключиться на объяснение материала другой группе учеников. Что делать в этой ситуации?

Учитель малокомплектного класса должен уметь быстро переключаться при возникновении проблемных ситуаций. Если новый материал объясняется группе детей, то можно попросить одного из учащихся прочитать часть параграфа. В это время у педагога появится 1-2 минуты для того, чтобы подойти к ученику, у которого возникла проблема с выполнением самостоятельной работы, и оказать ему помощь. Условия в малокомплектной школе не самые благоприятные как для учеников, так и для педагога, но, со временем, коллектив приспосабливается к таким факторам.

В начальных классах учитель имеет возможность работать индивидуально с каждым учеником, поэтому решение большинства проблем происходит намного быстрее, чем в классическом варианте класса с большим количеством учащихся.

Школьникам начальных классов бывает очень сложно сосредоточиться на выполнении самостоятельной работы, поэтому работа учителя с другими учениками должна проходить умеренно, без повышения голоса и криков.

Планирование занятий

Трудности в малокомплектной школе

Занятие в малокомплектной школе должно быть организовано таким образом, чтобы каждый ученик был задействован в учебном процессе. Параллельная работа педагога с учениками идет на протяжении всего занятия. Большая роль отводится самостоятельной работе учащихся.

В настоящее время нет специальных пособий и программ, которые могли бы дать базу для организации процесса обучения в малокомплектной школе, поэтому педагоги должны самостоятельно разрабатывать планирование совместных занятий. План должен включать в себя этапы комбинирования самостоятельной работы и объяснение нового материала. Чем грамотней составлен план, тем продуктивней будет процесс обучения.

Планирование должно включать следующие категории работы с учащимися:

  • проверка знаний по пройденному материалу;
  • объяснение нового материала;
  • закрепление нового материала в процессе самостоятельной работы.

В планирование можно включать совместную работу учеников. Дело в том, что в начальных классах некоторые темы повторяются, закрепление происходит на разных уровнях сложности. Можно организовать урок, в который будут включены все учащиеся. Новый материал для одних детей будет повторением для других.

Например: урок математики в малокомплектной школе может проходить совместно. При этом одни дети будут знакомиться с цифрами и осваивать счет, другие - изучать действия, третьи - решать задачи.

Общая характеристика сельского ребенка

Сельские дети

Ребенок, который вырос в деревне или селе, отличается от городского ребенка. Он приспособлен к жизни, труду и намного более ответственен. Такие дети быстрее взрослеют, так как привлекаются к работе уже с малых лет.

Что касается уровня образования, то тут все не так хорошо, как в городе. По статистике первоклассники приходят в сельскую школу с достаточно низким уровнем знаний. Многие из них не знают букв и цифр, в то время как подавляющее большинство городских первоклашек уже читают и считают. В городе есть возможность отдать ребенка в школу выходного дня, в которой малыша подготовят к школе. Родители, как правило, уделяют данному вопросу больше времени и внимания. Некоторые школы организуют вступительные экзамены, которые ребенок должен пройти для зачисления в первый класс, поэтому подготовка должна быть серьезной.

В деревенскую школу возьмут любого ребенка, даже имеющего незначительные отклонения в развитии. Так и получается, что учитель-универсал должен иногда работать с такими детьми, которых бы в условиях городской жизни поместили в специализированное учебное заведение или коррекционный класс.

Организация учебного процесса

Образовательный процесс в малокомплектной школе

В начале занятия учитель должен ознакомить учащихся с планом работы. Каждая группа учеников одного класса получает задание, в то время, как учитель объясняет новый материал другим учащимся.

На проверку знаний отводится небольшое количество времени, основную часть урока учитель должен потратить на изучение и закрепление нового материала. Если занятие ведется с учениками трех классов, тогда учитель должен распределить время на 3 части, уделяя внимание каждой группе учеников. Получается, что большая часть занятия для учащихся должна быть занята самостоятельной работой.

Если планируется урок в форме экскурсии, тогда проводить его придется со всеми учениками. У каждой группы детей одного класса будут разные цели этого занятия. Приведем пример: одни ребята будут собирать образцы для гербария, другие - наблюдать за пейзажем для написания сочинения, третьи - проводить эксперименты и т. д. Каждое занятие предполагает совместную работу, но формы взаимодействия могут отличаться.

Если планируется выдача объемного материала одним учащимся, то для других нужно подобрать занятие, которое предполагает и допускает самостоятельное выполнение заданий. Например: одной группе учеников педагог объясняет правила расстановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях в то время, как другие ученики на уроке изобразительного искусства рисуют картины на тему "Как я провел лето".

В силу того, что в маленьком классе может не оказаться сильных учеников, за которыми должны тянуться более слабые учащиеся, взаимодействие учеников может быть непродуктивным. Ведь значительную часть знаний дети получают друг от друга, при этом усвоение материала происходит намного быстрее.

Воспитательная работа

Воспитательная работа в малокомплектной школе играет очень важную роль. В настоящее время существует ряд социально-экономических факторов, которые оказывают отрицательное влияние на развитие и воспитание сельского ребенка. Перечислим некоторые из них:

  1. Многонациональность учеников. Родители таких детей могут иметь свои взгляды на жизнь, религию, нормы поведения. В некоторых случаях на этой почве могут возникать конфликтные ситуации.
  2. Материальное положение. В большинстве случаев сельские семьи имеют достаток ниже среднего. Такое положение не позволяет родителям в полной мере обеспечивать ребенка или детей всем необходимым для полноценного обучения и развития. Питание ребенка может быть неполноценным, что приводит к авитаминозам и болезням.
  3. Благополучие семьи. В сельских школах намного чаще встречаются дети, которые растут в неблагополучной семье. Родители в таких семьях имеют социально неустойчивое положение, причинами возникновения которого могут быть: алкоголизм, аморальное поведение, хулиганство, нарушение закона.

Сельских детей чаще всего воспитывает улица, что не всегда положительно влияет на формирование личностных качеств. По этой и другим причинам школа должна более серьезно отнестись к вопросу воспитательной работы.

Малокомплектный класс позволяет проводить воспитательную работу более качественно. Педагог имеет возможность работать с учениками индивидуально. Учителю, имеющему подробную информацию о семьях детей (в небольших населенных пунктах все знают друг друга в лицо), намного проще построить план воспитательной работы того или иного учащегося.

В некоторых случаях учителю придется взять на себя роль психолога и коррекционного педагога, поскольку таких специалистов в сельской школе нет, и не будет. Воспитательная работа должна проводиться не только с ребенком, но и с его родителями. Педагог-психолог должен найти пути решения конфликтных ситуаций, возникающих у ребенка в школе или семье. Если педагог видит, что родители не могут обеспечить ребенку нормальную жизнь и благоприятную среду для развития, в этом случае он вынужден отреагировать - обратиться в органы социальной опеки и попечительства.

Сдача отчетности по окончанию учебного года

В конце учебного года каждая школа подводит итоги, которые включают в себя не только статистику успеваемости учеников, но и результаты воспитательной, внеклассной работы. Отчет малокомплектной школы должен включать следующие пункты:

  1. Анализ эффективности воспитательного процесса.
  2. Анализ успеваемости учеников.
  3. Выявление лидеров класса и учеников, имеющих отставание по школьным дисциплинам.
  4. Результаты работы с родителями.
  5. Анализ эффективности выполнения поставленных на учебный год задач.
  6. Анализ итоговой аттестации учеников 9-х и 11-х классов.
  7. Отчет по проведенным мероприятиям и открытым урокам.
  8. Отчет об участии школьников в районных, областных и общероссийских олимпиадах.

Итоговая отчетность должна быть составлена на основе планирования, которое составлялось в начале учебного года. Педагог должен провести подробный анализ по всем пунктам. В выводах отражается информация о том, были ли достигнуты поставленные цели и выполнены поставленные на учебный год задачи.

Выпускной и последний звонок

Выпускной в сельской малокомплектной школе

Несмотря на то, что выпускаться могут 2 или 3 ученика, праздник обязательно должен быть организован. К проведению выпускного в малокомплектной школе можно подключить других учеников и родителей. Каждый из них может внести свой вклад в организацию праздника. Сценарий последнего звонка в малокомплектной школе нужно составить, опираясь на количество учащихся и зрителей.

У каждого ребенка на празднике должна быть своя роль. Детям младших классов нужно поручить выучить стихотворения, которые они зачитают на празднике. Содержание должно быть примерно следующим:

День сегодня необычайный:

Солнце встало, умывшись росой,

На урок на последний, прощальный

Отправляется класс выпускной.

Майский день на линейке играет,

Шепчет нежно в листве ветерок,

В путь питомцев своих провожая,

Школа даст им последний звонок.

Будет море гостей волноваться,

Будет много стихов и цветов –

Океанами бурных оваций

Мы приветствуем выпускников!

Для проведения мероприятия необходимо выбрать активного и креативного ведущего. Эту роль может взять на себя один из педагогов. Если в школе есть активные и ответственные дети младших классов, можно поручить это задание им.

Обязательно пригласите фотографа, который сможет запечатлить самые запоминающиеся моменты праздника. Каждый ребенок должен иметь свои выпускные фотографии, которые будут напоминать ему о беззаботной школьной жизни.

Обязательно дайте слово педагогам. Сделать это можно в следующей форме:

Мы долгожданный праздник начинаем

И слово представляем

Тем, кого мы очень ждали,

Почетным гостям в нашем зале.

Необходимо предоставить слово и самим ученикам. Наверняка, они захотят поблагодарить учителей на терпение, понимание и опеку. Слова благодарности должны быть заранее подготовлены выпускниками. Можно подойти к этому вопросу креативно и приготовить метафоричную сценку.

В заключении праздника должно быть организовано торжественное вручение аттестатов зрелости.

Преимущества

Если воспитательный и педагогический процессы построены правильно, тогда малокомплектный класс становится очень сплоченным и дружным, несмотря на возрастную разницу между детьми. Ребята постарше помогают малышам, отвечают на их вопросы, подсказывают.

Школа из 20-30 человек похожа на большую семью, в которой роль родителей выполняют педагоги. Отношения между учителями и учениками намного более близкие и теплые, если сравнивать с обстановкой в классической школе.

Учитель может контролировать каждого ученика, отслеживая возникающие в процессе обучения проблемы. Есть возможность работать с учащимися индивидуально. Формируется личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс, который способен давать отличные результаты.

Требования к педагогу

Процесс обучения в малокомплектной школе построен немного иначе, чем в классической общеобразовательной школе. Распределение предметов между учителями отсутствует. Один педагог должен вести различные дисциплины, что значительно увеличивает на него нагрузку.

Учитель малокомплектной школы должен выполнять большой спектр различных по своей направленности работ, так как в школе отсутствуют не только учителя-предметники, но и завхоз, библиотекарь, психолог, коррекционный педагог. Учитель-универсал - это многопрофильный специалист, который должен не только вести разные предметы, но и отлично в них разбираться.

Порой бывает сложно найти человека, который согласится на такие условия работы, ведь деятельность педагога не ограничивается только школой, дома он должен готовиться к занятиям, составлять планирования и итоговые отчетности, встречаться и беседовать с родителями, проверять тетради и т. д.

К особенностям организации малокомплектной школы относится очень скудная материальная база. Порой учителю приходится самостоятельно изготавливать школьную атрибутику, которая необходима для проведения занятий. Это могут быть карточки, плакаты, раздаточный материал.

Учитель должен организовать учебный процесс так, чтобы его продуктивность была высокой. Если соединены, например, 1-й и 3-й классы, то большее внимание педагог должен уделять первоклассникам, так как они только учатся писать, читать и считать, а ребятам из третьего класса можно дать индивидуальные задания, дети достаточно взрослые, чтобы работать самостоятельно.

Отзывы

Помимо большого количества отрицательных сторон обучения в малокомплектном классе, есть и положительные аспекты. Учителя отмечают то, что ученикам таких классов намного проще концентрироваться на чем-либо, они умеют быстро переключаться и реагировать. Такие способности развиваются после нескольких лет обучения в малокомплектной школе. Ведь ученик должен выполнять свое задание самостоятельно в то время, когда учитель объясняет другим ученикам совершенно иной материал. Сельские ребята растут более самостоятельными и ответственными.

Читайте также: